УДК 33 ББК 65
DOI 10.24411/2414-3995-2020-10271 © В.В. Елизарова, 2020
Научная специальность 08.00.05 - экономика и управление народным хозяйством
ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СТРАНЫ
Вера Васильевна Елизарова,
заместитель начальника кафедры экономики и бухгалтерского учета, кандидат экономических наук, доцент Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)
E-mail: evv771@yandex.ru Рецензент: Н.М. Бобошко, доктор экономических наук
Аннотация. Обеспечение финансовой безопасности - важнейшая функция государства. Финансовая безопасность является неотъемлемым элементом макро- и микроэкономической безопасности страны, которая тесно связана с экономической и национальной безопасностью. Под финансовой безопасностью подразумевают такое состояние финансовой системы государства, при котором обеспечивается эффективная защита экономических интересов населения страны, а также успешное развитие национальной экономики в целом.
Ключевые слова: финансовая безопасность, экономическая безопасность, национальная безопасность, стратегия финансовой безопасности, финансовая система, угрозы финансовой безопасности.
FINANCIAL SECURITY OF THE COUNTRY
Vera V. Elizarova,
Deputy Head of the Department of Economics and Accounting, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)
Abstract. Financial security is the most important function of the state. Financial security is an integral element of the macro- and microeconomic security of a country, which is closely linked to economic and national security. Financial security means such a state of the financial system of the state, which ensures effective protection of the economic interests of the country's population, as well as the successful development of the national economy as a whole.
Keywords: financial security, economic security, national security, financial security strategy, financial system, threats to financial security.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Елизарова В.В. Финансовая безопасность страны. Вестник экономической безопасности. 2020;(4):262-5.
Финансовая безопасность в современных исследованиях помещается в контекст национальной и экономической безопасности. Проблемы финансовой безопасности являются актуальными для любого государства. Финансовая безопасность проявляется в готовности финансовой системы государства к своевременному и надежному финансовому обеспечению экономических потребностей на необходимом уровне. В современных условиях обеспечение финансовой безопасности является приоритетным направлением финансовой политики государства.
Финансовая безопасность обуславливается, прежде всего, способностью государственных органов обеспечивать устойчивость финансово-экономического развития государства, платежно-расчетной системы и основных финансово-экономических параметров, нейтрализовывать воздействие мировых
финансовых кризисов на национальную экономическую и социально-политическую систему, предотвращать крупномасштабную утечку капиталов за границу, эффективно использовать ресурсы национальной бюджетной системы; наиболее оптимально для экономики страны привлекать и использовать средства иностранных заимствований; предотвращать преступления и административные правонарушения в финансовых правоотношениях.
Под финансовой безопасностью понимают обеспечение такого уровня развития финансовой системы и финансовых отношений в экономике, при котором создаются необходимые финансовые условия для социально-экономической и финансовой стабильности развития страны, сохранения целостности и единства финансовой системы (включая бюджетную, денежную, налоговую, кредитную и валютные системы), успешного преодоления вну-
тренних и внешних угроз России в финансовой сфере [4, с. 312].
В основе формирования системы финансовой безопасности должна лежать разработка стратегии развития финансового рынка, стратегии и концепции финансового контроля. Для этого необходимо скоординировать развитие всех основных сегментов финансового рынка, одновременно обеспечив баланс интересов всех его участников. Именно баланс интересов позволит достичь полноту реализации всех основных функций финансового рынка и создать условия для наибольшей устойчивости.
Понятие финансовой безопасности, во-первых, должно корреспондировать с общим понятием национальной безопасности страны; во-вторых, выступать составной частью понятия экономической безопасности страны; в-третьих, обладать собственным содержанием, отличающим проблематику финансовой безопасности от такого же рода проблем общеэкономического порядка [4, с. 319].
Финансовая безопасность достигается деятельностью в финансовой сфере и в сопряженных с ней сферах: экономической, денежно-кредитной, международно-финансовой, социальной и так далее. На основании этого концепция и стратегия финансовой безопасности должны находить отражение в концепции и государственной стратегии экономической безопасности, в экономической, бюджетной и денежно-кредитной политике и так далее. Стратегия финансовой безопасности обязана также обеспечивать достижение главных целей национальной безопасности.
Стратегия финансовой безопасности - это политический и экономический курс в осуществлении деятельности финансовых органов государственной власти, экономических и финансово-банковских структур, направленных на создание условий и ресурсов финансовой стабилизации и экономического роста при сохранении и укреплении единства и целостности России, ее экономического пространства и финансовой системы [3, с. 47].
В стратегии финансовой безопасности целесообразно структурировать следующие важнейшие аспекты:
- цели и задачи финансовой безопасности в конкретных условиях ее социально-экономического развития в кратко- и долгосрочной перспективе;
- средства и инструменты выбранной стратегии;
- пути и направления создания необходимых финансовых условий и финансовых ресурсов возобновления экономического роста;
- средства и способы противодействия угрозам финансовой безопасности [4, с. 319].
Одна из важнейших сторон проблемы экономической безопасности страны - способность финансовой системы обеспечивать государство финансовыми средствами, достаточными для выполнения его внутренних и внешних функций. Отсутствие финансовых средств приводит к недофинансированию подчас самых неотложных нужд в различных сферах экономики и представляет угрозу национальной безопасности.
Исходя из изложенного, в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации совершенно обоснованно в числе главных стратегических приоритетов национальной безопасности в экономической сфере на долгосрочную перспективу прописано развитие финансовой системы и повышение ее защищенности [1, п. 58]. Соответственно, можно сделать вывод, что финансовая безопасность - это необходимый уровень национальной безопасности в финансовой сфере, т.е. состояние стабильности (устойчивости) и защищенности национальной финансовой системы от внутренних и внешних угроз, обеспечивающее развитие экономики и достижение жизненно важных целей личности, общества и государства.
Финансовая система должна обладать твердой стабильностью на случай непредвиденных и чрезвычайных обстоятельств, для того чтобы государственные органы могли эффективно и вовремя отреагировать на появление каких-либо угроз и своевременно попытаться устранить их, тем самым свести хотя бы к минимуму любые допустимые социально-экономические потери.
Необходимо выделить основные сегменты финансовой безопасности страны:
- бюджетно-налоговая система
- кредитно-банковская система
- валютно-денежная система
- внебюджетные фонды
Стержневое звено финансовой безопасности, от которого зависит устойчивость финансовой систе-
мы страны, это, прежде всего, бюджетно-налоговая сфера, являющаяся основой функционирования любого государства. В соответствии с этим, показатели функционирования бюджета стоят в одном ряду с основными макроэкономическими показателями, характеризующими уровень социально-экономического развития страны.
В свою очередь, под системой финансовой безопасности подразумеваются такие условия функционирования финансовой системы, в которых, во-первых, предельно мала возможность направления финансовых потоков в законодательно незакрепленные нормативными актами сферы их использования и, во-вторых, до минимума снижена возможность явного злоупотребления финансовыми средствами.
Стабильность (устойчивость) и защищенность финансовой системы могут и должны рассматриваться как факторы обеспечения финансовой и, как следствие, национальной безопасности России. Рассматривая сущность и содержание финансовой безопасности на основе методологии общей теории национальной безопасности, необходимо учесть, что финансовая безопасность - это чрезвычайно сложная и многоуровневая функциональная система, в которой непрерывно происходят процессы взаимодействия и противоборства жизненно важных интересов личности, общества, государства с угрозами этих интересам в финансовой сфере.
Для того, чтобы государство могло выработать действенные меры по защите своих интересов в финансовой сфере, необходим постоянный мониторинг состояния этой сферы с позиции финансовой безопасности, то есть тщательный анализ и отслеживание изменения характера действия факторов, которые могут вызвать угрозы финансовой безопасности страны.
Угрозы финансовой безопасности страны можно подразделить на внутренние и внешние.
Внутренние угрозы (порождаются в основном неадекватной финансово-экономической политикой, элементарными просчетами органов власти и управления, ошибками, злоупотреблениями и иными отклонениями (бесхозяйственность, волокита, разнообразные экономические преступления и т.д.) в управлении финансовой системой государства:
• сокращение роли внутренних социально-экономических стимуляторов экономического роста;
• рост экономической преступности, коррупции;
• рост финансовых потерь в результате увеличения масштабов и углубления социальной напряженности в сфере экономических отношений
• целенаправленного инвестирования приоритетных отраслей экономики, борьбы с инфляцией, предотвращения утечки капиталов за рубеж и создания предпосылок для развития российского предпринимательства;
• рост криминализация экономических отношений
• низкая платежеспособность населения [2, с. 193].
В современных условиях особую роль играют внешние угрозы:
• противодействие равноправному участию России в международных структурах кредитно-финансового регулирования;
• активизация экономической разведки в кредитно-финансовой сфере страны;
• криминализация некоторых видов внешнеэкономических связей с Россией, неконтролируемый вывоз капиталов из России;
• стремительное развитие процесса транснационализации экономических связей, интернационализации мирового хозяйства (называемого глобализацией);
• высокая степень мобильности и взаимосвязи финансовых рынков на базе новейших информационных технологий;
• беспрецендентное взаимопроникновение внутренней и внешней политики государств, которые все больше и больше зависят от мировых финансов (многие специалисты признают, что глобальная финансовая система больше не проводит границу между внутренней и внешней экономической политикой страны, обе они проникают друг в друга и формируют друг друга по мере того, как глобальные рынки переносят последствия внутренней политики любой страны также на экономики других стран);
• усиление конкуренции и трений между государствами в экономической и иных сферах, использование мощными экономическими факторами стратегий завоевания мирового экономического пространства;
• многообразие финансовых инструментов и высокая степень их динамизма;
• нарушение национальных приоритетов России в финансовой области из-за продвижения иностранными партнерами выгодных им экономических проектов и финансовых программ;
• постоянное увеличение огромной массы капиталов, крайняя подвижность которых создает напряженную обстановку, высокая степень концентрации финансовых ресурсов как на макроэкономическом уровне (бюджетные системы государств и международных организаций), так и на глобальном уровне (межгосударственная экономическая интеграция, включая ее финансовую и валютную составляющую);
• чрезмерная зависимость национальных экономик (в частности, бюджетного сектора) от иностранного краткосрочного спекулятивного капитала, делающая их финансовые системы чрезвычайно уязвимыми;
• глобальное нарастание неустойчивости мировой финансовой системы, возникновение угрожающих кризисных тенденций, неспособность современных финансовых институтов (в том числе международных) эффективно их контролировать и так далее [2, с. 194].
При исследовании внутренних и внешних угроз финансовой безопасности значимых для страны важно их прогнозирование и предотвращение, а также важна разработка стратегии финансовой безопасности. Имеется обратная связь между финансовой безопасностью страны и ее национальной безопасностью в целом. Безусловно, обострение угроз по другим аспектам национальной безопасности влияет на уровень угроз финансовой безопасности.
Граница между внутренними и внешними угрозами не всегда может быть четко определена, ча-
сто они взаимообуславливают друг друга. Однако, очевидно, что длительное сохранение внутренних угроз в национальной экономике страны делает ее уязвимой и во внешнем плане, поскольку, не справляясь с внутренними угрозами, государство лишено возможности проводить активную внешнюю политику, защищать интересы отечественных товаропроизводителей, стимулировать экспорт конкурентоспособной продукции, осуществлять самостоятельную экономическую и финансовую экспансию на новых рынках [3, с. 48].
Таким образом, финансовая безопасность страны должна включать в себя комплекс методов, мер и средств по защите экономических интересов государства на микро- и макроуровнях. На микроуровне - это финансовая деятельность хозяйствующих субъектов. На макроуровне финансовая безопасность заключается в способности государства в мирное время и при чрезвычайных ситуациях адекватно реагировать на внутренние и внешние отрицательные финансовые воздействия.
Литература
1. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», п. 58.
2. Гончаренко Л.П., Акулинин Ф.В. Экономическая безопасность: учебник для вузов // М.: Издательство Юрайт, 2015. С. 193-194.
3. Елизарова В.В. Место и роль финансовой безопасности в системе обеспечения экономической безопасности России // Экономика, Статистика и Информатика. 2015. № 2. С. 47-48.
4. Сенчагов В.К. Экономическая безопасность России. Общий курс: учебник / М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,2012.С. 312, 319.
5. hhtp.//www.expert.ru