Научная статья на тему 'Финансирование технического перевооружения и технологического переоснащения производства предприятий машиностроения, радио- и приборостроения Нижегородской области'

Финансирование технического перевооружения и технологического переоснащения производства предприятий машиностроения, радио- и приборостроения Нижегородской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
463
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансирование технического перевооружения и технологического переоснащения производства предприятий машиностроения, радио- и приборостроения Нижегородской области»

финансирование технического перевооружения и технологического переоснащения производства предприятий машиностроения, радио- и приборостроения нижегородской области

О. в. глебова,

кандидат экономических наук, доцент

м. н. Митрофанова

Арзамасский политехнический институт (филиал) Нижегородского государственного технического университета им. Р. Е. Алексеева

Переход страны к высокоразвитой социально ориентированной экономике требует радикального обновления производства действующих предприятий всех отраслей на базе новейших достижений науки и техники.

Отечественная промышленность вооружена изношенными и устаревшими основными фондами. За прошедшие годы перехода экономики страны к рыночным отношениям на фоне спада производства в машиностроении резко снизилось обновление производственного аппарата его предприятий. Сложилась ситуация, когда высокотехнологичное производство вытесняется производствами более низкого технического уровня, задачи текущего выживания доминируют над перспективными целями развития предприятий.

Поэтому скорейшее обновление изношенного и морально устаревшего производственного аппарата машиностроения — важнейшая хозяйственная и политическая задача страны. Использование устаревшей материально-технической базы не позволяет добиться кардинальных перемен в повышении конкурентоспособности продукции и предприятий.

Одним из наиболее перспективных направлений повышения конкурентоспособности про-

22 -

мышленных предприятий, и, как следствие этого, повышения эффективности общественного производства, является использование технического перевооружения и технологического переоснащения производства, которое создает условия для внедрения в производство новейших научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок.

Если рассматривать основные направления инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов, то очень значительную долю занимают именно инвестиции в техническое перевооружение и реконструкцию основных средств. Этому есть несколько причин, которые можно сформулировать следующим образом. Во-первых, это общая экономическая ситуация в экономике, когда макроэкономическая дестабилизация не позволяет хозяйствующим субъектам планировать реализацию стратегических инвестиционных проектов (это в основном новое строительство), которые, как известно, требуют проработки и прогнозирования на долгосрочный период. Во-вторых, из высоких темпов обесценивания капитальных вложений (имеются в виду последние несколько лет), вытекают невыгодность долгосрочных и преобладание краткосрочных инвестиций. Сюда также можно добавить высокие риски и проценты

за долгосрочные кредиты. В-третьих, это ограниченность финансовых возможностей хозяйствующих субъектов, которым на современном этапе выгоднее реконструировать старое оборудование, чем покупать новое.

Большинство мероприятий по техническому перевооружению и технологическому переоснащению требует больших денежных вливаний. Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед руководством предприятия, являются поиск и выбор наиболее приемлемых источников и форм финансирования технического перевооружения и технологического переоснащения производства.

Город Арзамас — это крупный промышленный центр Нижегородской области. Анализируя источники инвестиций в техническое перевооружение и технологическое переоснащение на предприятиях машиностроения, радио- и приборостроения Арзамаса, можно отметить, что на протяжении последних лет финансирование осуществляется практически полностью за счет собственных средств. Предприятия машиностроения используют в качестве источника финансирования в основном амортизационные отчисления. Так, за 2000—2007 гг. доля амортизационных отчислений в общем объеме инвестиций, вкладываемых в техническое перевооружение и технологическое переоснащение, составляла от 19,5 до 91 %. Предприятия радио- и приборостроения финансируют мероприятия по техническому перевооружению и технологическому переоснащению производства в большей степени за счет прибыли. Так, за 2000—2007 гг. доля прибыли в общем объеме инвестиций, вкладываемых в техническое перевооружение и технологическое переоснащение, составляла от 36,6 до 85 %. С 2000

по 2007 г. кредиты банков, заемные средства других организаций почти не представлены в структуре источников инвестиций в техническое перевооружение и технологическое переоснащение (рис. 1). Так, предприятиями машиностроения кредиты банков использовались в 2000 г. (1 % от общего объема инвестиций) и в 2007 г. (3 % от общего объема инвестиций). Предприятиями радио- и приборостроения кредиты банков использовались в 2001 г. (2,06 % от общего объема инвестиций) и в 2007 г. (2 % от общего объема инвестиций) (рис. 2).

Схожая картина наблюдается на предприятиях Нижегородской области. Среди источников финансирования на протяжении 2000—2007 гг. преобладали собственные средства (54,8—64,9 %), хотя за последние несколько лет (2003—2007 гг.) наблюдалось снижение доли собственных средств и увеличение привлеченных (с 35,1 % в 2003 г. до 45,20 % в 2007 г.). Увеличение произошло в основном за счет возрастания доли бюджетных средств всех уровней (с 9,6 % от общего объема финансирования в 2004 г. до 14,2 % в 2007 г.). Доля кредитов банков и заемных средств других организаций в общем объеме источников инвестиций на протяжении 2000—2007 гг. варьировалась в диапазоне 2,2—9,3 %.

Для сравнения, в РФ инвестиции в основной капитал по крупным и средним предприятиям за 2000—2007 гг. финансировались в большей степени за счет привлеченных средств (50,6—55,8 %). Средства бюджетов всех уровней составляют 17,9—22 % от общего объема инвестированных средств, кредиты банков — 2,9—8,7 %. Необходимо отметить, что в последние годы имеется тенденция к некоторому увеличению доли привлеченных средств (с 54,6 % в 2004 г. до 55,8 % в 2007 г.). Также, в 2000—2007 гг.

3,00% 0,004%

0,20%

,00%

2007 2006 2005 2004 2003 2002 2001 2000

2,00%

2,10%

□ Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия

□ Амортизация

□ Кредиты банков

□ Бюджетные средства

□ Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия

□ Амортизация □ Кредиты банков

Рис. 1. Источники инвестиций в техническое перевооружение и технологическое переоснащение машиностроительных предприятий г. Арзамаса

Рис. 2. Источники инвестиций в техническое перевооружение и технологическое переоснащение радио- и приборостроительных предприятий г. Арзамаса

постоянно увеличивалась доля кредитов банков в общем объеме источников инвестиций.

Таким образом, в целом по Нижегородской области и, в частности, в г. Арзамасе в последние 8 лет основным источником инвестирования технического перевооружения и технологического переоснащения производства предприятий машиностроения, радио- и приборостроения оставались собственные средства.

Положительной стороной использования предприятиями собственного капитала в качестве источника инвестиционных ресурсов является более высокая способность генерировать прибыль, (так как он не требует уплаты ссудного процента), а также обеспечивать финансовую устойчивость хозяйствующего субъекта. Однако использование только собственных средств существенно ограничивает возможности предприятий по финансированию технического перевооружения и технологического переоснащения производства.

Анализируя структуру привлеченных средств предприятий г. Арзамаса и Нижегородской области, можно отметить, что она в большей степени представлена кредитами банков. Но доля банковских кредитов невелика. Причиной этого является то, что банковский сектор Нижегородской области недостаточно развит для обслуживания потребностей экономики региона. Вследствие этого инвестиционная активность предприятий сдерживается высокой стоимостью кредитных ресурсов, трудностями с получением долгосрочных кредитов.

Как в г. Арзамасе, так и по Нижегородской области доля средств бюджетов всех уровней мала, хотя в последнее время некоторые инвестиционные проекты по техническому перевооружению и технологическому переоснащению начинают получать бюджетную поддержку.

Бюджетная поддержка может осуществляться в различных формах. К одной из форм бюджетной поддержки мероприятий по техническому перевооружению и технологическому переоснащению за счет средств федерального бюджета можно отнести государственные заказы на разработку и освоение продукции оборонного назначения. Несмотря на то, что существующая практика затратного ценообразования на продукцию и услуги, производимые для целей государственного оборонного заказа (ГОЗ), предусматривает недопустимость включения в цену ГОЗ затрат на приобретение оборудования, но при разработке и освоении новой продукции государством могут выделяться средства на мероприятия по техническому перевооружению и технологическо-

24 -

му переоснащению, необходимые для разработки и освоения новой оборонной продукции.

В Нижегородской области законы об инвестиционной и инновационной деятельности устанавливают формы государственной поддержки инвесторам, порядок ее оказания органами государственной власти области. Выделяются 2 группы инвесторов. Первая — стратегические инвесторы, проекты которых относятся к категории приоритетных, и вторая — прочие инвесторы. Первой группе инвесторов оказывается одна из самых мощных государственных поддержек на территории России. Для промышленных предприятий, реализующих приоритетные для области инвестиционные проекты, в Нижегородской области предусмотрена целая система финансовых мер поддержки:

• льготы по налогу на прибыль;

• льготы по налогу на имущество;

• инвестиционный налоговый кредит;

• частичная компенсация инвесторам процентной ставки по кредитам;

• освобождение от арендной платы за земельные участки в части платежей, зачисляемых в бюджет Нижегородской области;

• государственные гарантии Нижегородской об -ласти в качестве полного или частичного страхования обязательств инвестора по возврату заемных средств.

Для проекта, претендующего на статус приоритетного, принципиально важным является его соответствие Стратегии развития Нижегородской области, разработанной до 2020 г., прежде всего в части отраслевых приоритетов. Среди первой группы отраслевых приоритетов значатся такие виды экономической деятельности как автомобилестроение, радиоэлектронная промышленность и приборостроение. Таким образом, мероприятия по техническому перевооружению и технологическому переоснащению предприятий машиностроения, радио- и приборостроения могут получить бюджетную поддержку. Данная поддержка осуществляется при условии, что реализация проекта принесет ощутимый бюджетный и социальный эффект.

На сегодняшний день ОАО «Горьковский металлургический завод», ОАО «Останкино» (Борский район), ЗАО «Медполимер ЛТД» (г. Ворсма), ООО «Центр трансфера технологий «Система — Саров» (Дивеевский район) получают налоговые льготы и компенсацию процентной ставки по кредитам, привлеченным на реализацию проектов, в соответствии с Законом «О государственной поддержке инновационной деятельности в Нижегородской области». Признаны приоритетными инвестицион-

ные проекты 2 промышленных предприятий города Арзамаса — ОАО «АНПП Темп-Авиа» и ЗАО «Пустынь», и эти предприятия получают государственную поддержку для их реализации.

В 2007 г. проведен конкурс на право получения государственной поддержки за счет областного бюджета. По итогам конкурса признаны инновационными проектами проекты ФГУП «ОКБМ», ОАО «Русполимет», ОАО «НИИМЕСТ-ПРОМ», ООО «Декор-1», ООО «Кулебакский ТД», ОАО «Металлист». В бюджете 2007 г. на возмещение процентной ставки организациям, реализующим приоритетные инновационные проекты, предусмотрено 21,5 млн руб.

Кроме того, законодательством Нижегородской области предусмотрено существенное уменьшение налога на имущество на введенные основные средства с 01.01.2008 г. по 31.12.2010 г. для промышленных предприятий. Это позволит стимулировать техническое перевооружение и технологическое переоснащение на промышленных предприятиях.

На уровне муниципальных образований также выделяются бюджетные средства на техническое перевооружение и технологическое переоснащение промышленных предприятий.

Так, в Арзамасе финансовые средства из городского бюджета для реализации инвестиционных проектов (компенсацию части процентной ставки, по кредитам, полученным предприятием на приобретение оборудования и технологий) получили такие предприятия машиностроения, как ЗАО «Пустынь» (освоение и производство антиблокировочной системы тормозов на автомобилях), ОАО «Коммаш» (внедрение комплекса оборудования, включающего установку лазерной резки и листогибочного пресса).

Также в Арзамасе, в соответствии с решением городской Думы, на 2005—2008 гг. в местном бюджете предусмотрены средства для компенсации части процентной ставки по кредитам, полученным предприятиями, организациями и индивидуальными предпринимателями для реализации приоритетных инвестиционных проектов. Компенсируется до 5 % годовых от ставки по инвестиционным кредитам, направляемым заемщиком на приобретение оборудования и технологий.

Не вызывает сомнений, что предприятия, использующие для инвестирования исключительно имеющиеся собственные средства, в значительной степени ограничивают потенциальные возможности своего развития. Сохранение и тем более усиление конкурентных позиций предприятия на рынке тре-

бует привлечения финансовых ресурсов со стороны. В настоящее время предприятия машиностроения, радио- и приборостроения Нижегородской области, и в частности Арзамаса, особенно остро нуждаются в привлечении капитала со стороны, так как прибыль, получаемая на большинстве предприятий, если и положительна, то невелика и не может обеспечить необходимыми средствами инвестиционные проекты, требующие значительных капиталовложений. Средств амортизационного фонда также недостаточно для осуществления технического перевооружения. Безусловно, для всеобъемлющего технического перевооружения и технологического переоснащения промышленных предприятий поддержка государства имеет большое значение. Нужно отметить, что в Нижегородской области один из самых благоприятных инвестиционных климатов на территории России. Защищенность инвестиций региональным законодательством, которое признано экспертами самым успешным в стране, мощная система финансовых и нефинансовых льгот, предоставляемых промышленным предприятиям на региональном и местном уровнях, способствуют техническому и технологическому переоснащению производства промышленных предприятий области. Однако бюджетные средства не в состоянии обеспечить финансирование технического перевооружения и технологического переоснащения промышленных предприятий в полной мере. Поэтому предприятиям необходимо использовать другие источники финансирования.

Кроме собственных источников и бюджетных средств к наиболее распространенным формам финансирования инвестиций можно отнести банковский инвестиционный кредит, средства от эмиссии ценных бумаг, а также лизинг. В настоящее время использование банковских кредитов не слишком распространено в связи с высокими процентными ставками за кредит, трудностями с получением долгосрочных кредитов.

В отличие от кредитования, привлечение средств с помощью эмиссии акций возможно на более длительный срок, кроме того, оно не связано с возвратным денежным потоком по основной привлекаемой сумме. Однако эмиссионное финансирование технического перевооружения и технологического переоснащения также нельзя признать приемлемым для большинства промышленных предприятий по следующим причинам. Во-первых, сама процедура эмиссии сопровождается высокими трансакционными издержками, что делает целесообразным привлечение только очень значительных сумм капитала. Во-вторых, отно-

- 25

сительная неразвитость российского фондового рынка приводит к тому, что для большинства финансовых инвесторов и профессиональных участников рынка ценных бумаг интерес представляют ценные бумаги ограниченного числа российских компаний, с которыми регулярно осуществляются сделки купли-продажи, поэтому существует риск того, что пакет дополнительной эмиссии не будет размещен в связи с недостатком информации об эмитенте и перспективах проекта технического перевооружения и технологического переоснащения. Гарантировать получение необходимого инвестиционного капитала позволяет закрытое размещение акций, когда заранее известно одно или несколько лиц, готовых участвовать в уставном капитале предприятия.

В последнее время все большее распространение начинает получать такая форма финансирования инвестиций, как лизинг. Привлекательность лизинга состоит в возможности перенесения лизинговых платежей на себестоимость производимой продукции.

Следует отметить, что кроме названных, источником инвестиций может служить прирост кредиторской задолженности. Этот источник не может использоваться для финансирования обновления производственных мощностей, но идет на финансирование потребности в оборотных средствах, возникающей в результате реализации проекта технического перевооружения и технологического переоснащения.

Следует указать еще на одну особенность финансирования проектов технического перевооружения, связанную с оборотными активами. В инвестиционной фазе проекта производственный процесс на предприятии может быть приостановлен, либо снижены объемы выпуска. В результате наблюдается не прирост, а сокращение потребности в оборотном капитале. Таким образом, часть оборотных активов может быть изъята из текущей деятельности и использована в качестве временного источника финансирования технического перевооружения.

Итак, в настоящее время существует множество возможных источников финансирования технического перевооружения и технологического переоснащения производства предприятий. Применение каждого из этих источников финансирования имеет свои положительные и отрицательные стороны. Поэтому при рассмотрении вариантов финансирования мероприятий по техническому перевооружению и технологическому переоснащению производства предприятий должна быть проведена тщательная

26 -

оценка последствий использования различных источников финансирования и их сочетания. Значения стоимости источника варьируются в зависимости от его вида. Следовательно, структура источников финансирования сказывается на среднем значении стоимости капитала как основы финансового обеспечения предприятия. В большинстве случаев реализация технического перевооружения может быть осуществлена за счет смешанного финансирования, т. е. с использованием как собственных, так и заемных источников денежных средств. Основная проблема, возникающая при этом — соотношение между собственными и заемными источниками. Первые всегда ограничены в объеме, вторые, в принципе, не ограничены, поэтому при планировании капитал ов-ложений всегда приходится ориентироваться на мобилизацию заемного капитала. Однако повышение доли заемного капитала сопровождается увеличением финансового риска предприятия. Возрастание финансового риска предприятия, в свою очередь, приводит к тому, что очередной внешний источник финансирования может быть мобилизован лишь под более высокую, чем в обычных условиях, процентную ставку, что влечет за собой и повышение средневзвешенной стоимости капитала. При достижении некоторого предела в структуре капитала (когда доля заемного капитала становится весьма высокой) привлечение очередного объема заемного финансирования становится практически невозможным (процентная ставка и условия возврата средств будут непосильными для предприятия). Таким образом, налицо две противоположные тенденции: по мере расширения программы по техническому перевооружению и технологическому переоснащению внутренняя норма доходности каждого мероприятия убывает, а стоимость капитала возрастает. Очевидно, что включение того или иного мероприятия в программу технического перевооружения и технологического переоснащения целесообразно только до того момента, когда его доходность превышает стоимость капитала, привлекаемого для его реализации. Поэтому при формировании оптимальной структуры инвестиционных ресурсов для финансирования программы технического перевооружения и технологического переоснащения производства необходимо ориентироваться на предельную стоимость капитала. На практике это можно реализовать следующим образом: необходимо сформировать зависимость между привлечением каждого дополнительного источника финансирования и изменением средневзвешенной стоимости капитала. Также необходимо упорядочить все планируемые в программе технического перевооружения и технологического

переоснащения мероприятия по значениям выбранного критерия доходности и по объему требуемых инвестиций. В качестве критерия могут выступать такие общеизвестные показатели, как внутренняя норма доходности, индекс рентабельности, чистая дисконтированная стоимость. Тогда привлечение каждого нового источника целесообразно лишь до того момента, пока средневзвешенная стоимость капитала меньше внутренней доходности мероприятия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Выбор варианта финансирования инновационно-инвестиционного проекта технического перевооружения/ [С. М. Бухонова, Ю. А. Дорошенко, С. А. Гусев, Т. А. Тумина]. Экономический анализ: теория и практика. — 2007. — № 22.

2. Инвестиционный каталог Нижегородской области «Инвестиционный мир. Нижегородский регион». — Н. Новгород: ООО «Рекламно-издательский центр «Курьер-Медиа». — 2008.

3. Ковалев В. В. Управление активами фирмы: учеб.-практ. пособие. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект. — 2007. — 392 с.

4. Нижегородская область. Инвестиции. http:// www. invest. vnn. ru/.

5. Официальный сайт Правительства Нижегородской области. http://www. government. nnov. ru/.

6. Практические аспекты разработки и внедрения систем управления качеством на основе международных стандартов. Выпуск 3. Методическое пособие/Под общ. ред. А. И. Борисова, И. Г. Ли-саченко, Н. А. Макарова, С. В. Терехова. — Нижний Новгород: Нижегородский филиал академии стандартизации, метрологии и сертификации. — 2007. — 206 с.

7. Регионы России. Деловой климат. Инвестиционный потенциал. http://www. russianeconomy. ru/.

8. Сайт Департамента экономического развития администрации г. Арзамаса. http://www. invest. arzamas. org/.

9. Сайт территориального органа Федеральной службы государственной статистики Нижегородской области. http://www. nizhstat. gks. ru/.

10. Сайт Федеральной службы государственной статистики. http://www. gks. ru/.

11. Сайт Центра Международной торговли Нижнего Новгорода. http://www.wtcnn.ru/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.