Научная статья на тему 'ФИНАНСИРОВАНИЕ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И РАЗРАБОТОК: СОСТОЯНИЕ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ'

ФИНАНСИРОВАНИЕ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И РАЗРАБОТОК: СОСТОЯНИЕ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
578
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЕ И РАЗРАБОТКИ / ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ / МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ НАЛОГОВЫЙ ВЫЧЕТ / ЛЬГОТНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / RESEARCH AND DEVELOPMENT / FINANCIAL RESOURCES / MATERIAL AND TECHNICAL RESOURCES / INVESTMENT TAX DEDUCTION / PREFERENTIAL TAXATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дигилина О. Б., Лебедева Д. В.

В данной статье проведен анализ состояния финансирования экономического вида деятельности «Научные исследования и разработки» в Российской Федерации за период с 2010 по 2019 гг. Авторами выявлены проблемы в области обеспечения отрасли финансовыми ресурсами и предложены точечные меры развития данной деятельности, способствующие, по мнению авторов, увеличению объема инвестиций в инновационную деятельность Российской Федерации, обновлению материально-технической базы экономических субъектов и повышению интенсивности инновационных процессов. Данные меры необходимы для поддержания и укрепления глобальных конкурентных позиций Российской Федерации, стимулирования и развития ее инновационной деятельности, создания национальной инновационной системы (НИС) что в дальнейшем окажет позитивное воздействие на темпы социально-экономического развития, будет способствовать диверсификации экономики и обеспечит технологическую безопасность страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNDING FOR RESEARCH AND DEVELOPMENT: STATUS AND RECOMMENDATIONS

This article analyzes the state of financing of the economic activity "Research and Development" in the Russian Federation for the period from 2010 to 2019. The authors identified problems in ensuring the industry's financial resources and proposed targeted measures to develop the activity, favouring, according to the authors, the increased investment in innovative activities of the Russian Federation, updating the material-technical base of economic actors and increase the intensity of innovation processes. These measures are necessary to maintain and strengthen the global competitive position of the Russian Federation, promotion and development of its innovative activities, creation of a national innovation system (NIS) which will have a positive impact on the pace of socio-economic development will help diversify the economy and to ensure technological security of the country.

Текст научной работы на тему «ФИНАНСИРОВАНИЕ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И РАЗРАБОТОК: СОСТОЯНИЕ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

Финансирование научных исследований и разработок: состояние и предложения

Дигилина Ольга Борисовна

д.э.н., профессор, профессор кафедры политической экономии, ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов», [email protected]

Лебедева Дарья Владимировна

аспирант, ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов», [email protected]

В данной статье проведен анализ состояния финансирования экономического вида деятельности «Научные исследования и разработки» в Российской Федерации за период с 2010 по 2019 гг. Авторами выявлены проблемы в области обеспечения отрасли финансовыми ресурсами и предложены точечные меры развития данной деятельности, способствующие, по мнению авторов, увеличению объема инвестиций в инновационную деятельность Российской Федерации, обновлению материально-технической базы экономических субъектов и повышению интенсивности инновационных процессов. Данные меры необходимы для поддержания и укрепления глобальных конкурентных позиций Российской Федерации, стимулирования и развития ее инновационной деятельности, создания национальной инновационной системы (НИС) что в дальнейшем окажет позитивное воздействие на темпы социально-экономического развития, будет способствовать диверсификации экономики и обеспечит технологическую безопасность страны. Ключевые слова: научные исследование и разработки, финансовые ресурсы, материально-технические ресурсы, инвестиционный налоговый вычет, льготное налогообложение.

В условиях обострения конкуренции экономических субъектов на международной арене, усиления влияния внутренних и внешних факторов со стороны рыночного регулирования и внешней среды на экономику Российской Федерации создание условий для развития науки и технологий является критически важным для сохранения и укрепления глобальных конкурентных позиций нашей страны.

Финансовые ресурсы выступают фундаментом прогресса для любого экономического субъекта, благодаря им происходит привлечение высококвалифицированных кадров, обновление материально-технической базы экономического субъекта и иное, что ведет к сбалансированному и поступательному развитию инновационной деятельности. Дефицит финансовых ресурсов в области научных исследований и разработок может привести к оттоку квалифицированных трудовых ресурсов, усилению технологической зависимости страны, что в дальнейшем может поставить ее национальную безопасность под угрозу.

Согласно статистическим данным (Табл. 1) основным источником финансирования научных исследований и разработок в Российской Федерации выступает государство, за наблюдаемый период с 2010 по 2019 гг. удельный вес средств, выделяемых на финансирования науки государством в среднем составил 67,9 %. (в 2019 г. 66,3 % от общей суммы внутренних затрат, выделяемых на исследования и разработки) Вторым по величине источником финансирования являются средства предпринимательского сектора (в 2019 году составили 30,2 % от общего объема внутренних затрат). Затраты на научные исследования и разработки за счет всех источников в 2019 г. по сравнению с 2018 г. увеличились в постоянных ценах на 6.3% или на 35,3 млрд. руб.

Согласно международным статистическим исследованиям 2018 г. Российскую Федерацию по такому показателю, как доля участия государства в финансировании научных исследований и разработок, опережали такие страны как: Азербайджан и Армения (по 68,7 %), Киргизия (89,5 %), Республика Молдова (76,7 %), Таджикистан (100 %), Мексика (76,8 %), Аргентина (72,6 %), Египет (95,4 %), Индонезия (89,5 %).

Мировой опыт финансирования инновационной деятельности показывает, что развитие науки и технологий может реализовываться как на основе государственного финансирования, так и частного. Примером стран, в которых преобладал предпринимательский сектор в 2018 г. являются: Республика Корея (76,6 %), Япония (79, 1 %), Китай (76.6 %) и Тайвань (80,3%) [3].

В Российской Федерации среди всех источников финансирования преобладает государственный сектор, который обеспечивает более 2/3 объемов финансирования научных исследований и разработок. Данная тенденция сохраняется на всем рассматриваемом периоде, при этом доля иностранного финансирования незначительна, что может свидетельствовать о низкой инвести-

X X

о

го А с.

X

го т

о

м о м

сч о сч

о ш m

X

3

<

m О X X

ционной привлекательности российской экономики. Более того доля объема внутренних затрат на исследования и разработки в валовом внутреннем продукте (ВВП) в 2019 г. составила 1,03%, иными словами, значение вернулось на уровень 2012-2013 гг. [5]. Основные виды внутренних затрат на исследования и разработки в 2019 г. расходовались на оплату труда 47,3 %, а затраты на оборудование составили лишь 3,2 % [7], что свидетельствует о нехватке выделяемых финансовых ресурсов.

Таблица 1

Внутренние затраты на научные исследования и разработки по источникам финансирования Российской Федерации за пе-

Год Внутрен- Средства Средства пред- Средства Про-

ние за- государ- приниматель- иностран- чие

траты на ства* ского сектора ных ис- сред-

исследо- точников ства

вания и

разработки

в д ействующих ценах, млрд. рублей

2010 523.4 368.2 133.5 18.6 3.1

2011 610.4 409.4 169 26.1 5.9

2012 699.9 474.8 190.5 27.8 6.8

2013 749.8 507.2 211.1 22.7 8.7

2014 847.5 586.7 229.4 21 10.4

2015 914.7 635.9 242.2 24.2 12.4

2016 943.8 643.4 265.3 25.4 9.7

2017 1019.2 674.3 307.5 26.8 10.5

2018 1028.2 689.3 303.2 24.2 11.6

2019 1134.8 752.3 342.8 27.2 12.5

* Включая средства бюджета, бюджетные ассигнования на содержание образовательных организаций высшего образования, средства организаций государственного сектора (в том числе собственные).

Источник: https://issek.hse.ru/news/424276145.html

Также в связи с распространением новой коронави-русной инфекции COVID-19 планируется сокращение федерального бюджета на исследования и разработки, что может негативно отразиться на инновационном развитии страны. «Госдума приняла в I чтении законопроект «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов». Расходы на исследования и разработки гражданского назначения в 2021 году сократятся на 4.6% до 486.2 млрд руб., но уже в 2022 и 2023 гг. вырастут на 1 и 4% по отношению к 2020 г. (до 514.6 и до 531.9 млрд руб. соответственно)» [6].

Исходя из вышеприведенных статистических данных очевидна негативная тенденция дефицита финансирования научных исследований и разработок. Авторам видится, что преодоление данной проблемы возможно только на основание комплексного подхода. Так как государственный сектор не в полной мере способен самостоятельно удовлетворить потребность в финансировании, он не заменяет частных инвесторов, а лишь «страхует» потенциальные «провалы рынка», в этой связи возникает необходимость поиска частных финансовых ресурсов для стимулирования инновационной деятельности.

Несмотря на рост коммерческого сектора в 2019 г., в Российской Федерации преобладает государственное финансирование отрасли научных исследований и разработок. Очевидна необходимость изменения государственной политики в отношении стартапов, малых и средних инновационных предприятий, так как они выступают немаловажным субъектом рынка инновационной

деятельности. Однако, на данный момент политика государства в первую очередь направлена на удовлетворение фискальных интересов государства.

Согласно международному опыту, венчурные инвестиции показывают эффективность и приносят значительные инвестиционные потоки в отрасли высокотехнологичного сектора экономики. Тем не менее в российской практике процент «ангельских» инвестиций незначителен, большинство инвестиций приходится на последние стадии развития, когда очевидна положительная динамика роста. Это связано прежде всего с нестабильной экономической ситуацией в стране, санкциями, монополизацией отраслей российской экономики, и несовершенством нормативно-правовой базы, регулирующей венчурное инвестирование.

Монополизация отраслей экономики Российской Федерации ведет к снижению конкуренции, что является следствием незаинтересованности государственных компаний в приобретении стартапов, в том числе присутствует неконкурентность российский стартапов. Примером отрасли, в которой присутствует конкуренция является отрасль информационных технологий, представителями, которой выступают такие компании как: Яндекс и Mail.ru group. В начале своего становления данные компании покупали российские стартапы для повышения своей конкурентоспобности и развития, но в дальнейшем переориентировались на международный рынок. Объяснить данную закономерность можно тем, что большое количество государственного участия в венчурных инвестициях несет в себе негативный эффект, так как «нацелено» не на конечный результат деятельности компании, а на исполнение контролирующей функции, например проверки расходования выделенных средств по назначению или проверки отчетов о деятельности компании, когда частные инвесторы ориентированы на результат и прежде всего на коммерциализацию инноваций. В этой связи формируется пласт стартапов, которые изначально ориентированы на получение ресурсов от государства, а не на рост и капитализацию.

В том числе основными законами, регламентирующие деятельность венчурных инвестиций является Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» [8] и Федеральный закон от 29.11.2001 № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» [9] содержат много барьеров. Многие исследователи [1], [2] не раз в своих работах отмечали забюрократизированность законодательства, а именно согласование между управляющей компанией, депозитарием и регистратором каждого решения об инвестициях, сложный процесс создания фонда, существующую проблему двойного налогообложения и другие недостатки нормативно-правовой базы. Все это имеет прямое влияние на отток иностранных инвестиций с территории Российской Федерации и изменении юрисдикции российских венчурных фондов.

Государство активно принимает меры для решения данных проблем, о чем свидетельствует утверждение Стратегии развития рынка венчурных и прямых инвестиций Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу до 2030 года [4].

Создание инвестиционного климата, который бы способствовал развитию научных исследований и разработок является актуальной задачей, которая стоит в

настоящее время перед Правительством Российской Федерацией.

Для того, чтобы увеличить приток средств частного сектора для финансирование научных исследований и разработок в Российской Федерации авторами предлагается введение льготного налогообложения дивидендов, полученных по акциям организаций, занимающихся инновационной деятельностью. Льготное налогообложение дивидендов привлечет российских и иностранных инвесторов, поскольку такие вложения, в сравнении с инвестициями в уставные фонды иных организаций, будут обеспечивать повышенную отдачу.

Согласно международному опыту в области стимулирования расходов на научные исследования и разработки авторами считается возможным введения на территории Российской Федерации приростного налогового кредита. Приростный налоговый кредит предоставляется инновационным организациям для увеличения интенсивности инновационных процессов, направленных на создание новых продуктов или улучшение качеств или функций у имеющийся. Одним из преимуществ данного кредита является возможность его использования на первых стадиях жизненного цикла инноваций. В международной практике приростный налоговый кредит применяется к налогу на прибыль и может быть отсрочен, при наличии у организации непогашенных обязательств по данному налогу.

Авторами предлагается дифференцировать приростной налоговый кредит по отраслям, учитывая их приоритетность для развития Российской Федерации и установить разную процентную ставку, что позволит снизить финансовую нагрузку на государство и стимулировать развитие приоритетных направлений.

Также авторы считают необходимым внести изменения в закрепленную, на период с 1 января 2018 года до 1 января 2028 года льготу, (ст. 286.1 НК РФ «Инвестиционный налоговый вычет»), которая предусматривает право налогоплательщика уменьшать сумму налога (авансового платежа) по налогу на прибыль за счет включения от 80 до 100 расходов и других преференций различным группам налогоплательщиков. Это очень существенная льгота, стимулирующая обновление основных производственных фондов, создание оптимальной инфраструктуры, транспортной, коммунальной и социальной среды, для субъектов инновационной деятельности.

Однако, большая часть научно-исследовательских организаций, исходя из действующих организационно-правовых форм хозяйствования, относятся к некоммерческим организациям, у которых облагаемая база по налогу на прибыль формируется исключительно редко. Следовательно, они не могут воспользоваться данной преференцией. Для преодоления этой ситуации и включения научно-исследовательских организаций, осуществляющих в рамках некоммерческой деятельности инновационные разработки и внедрение инноваций в круг налогоплательщиков - пользователей инновационного налогового вычета предлагается распространить его применение:

А) для организаций, применяющих стандартную систему налогообложения на налог на добавленную стоимость;

Б) для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения - единый налог, или минимальный налог;

В) для организаций, применяющих единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) на данный налог;

Г) для организаций, применяющих единый налог на вмененный доход (ЕНВД) на данный налог.

Предложенное расширение сферы применения Инвестиционного налогового вычета существенно расширит круг участников инновационной деятельности, использующих указанную льготу, а следовательно, будет способствовать обновлению и восполнению материально-технических ресурсов, без которых невозможно представить осуществление научных исследований и разработок.

Таким образом, можно отметить, что в настоящее время в Российской Федерации наблюдается нехватка денежных средств и неэффективность их вложений для финансирования сектора научных исследований и разработок. Кроме того, в 2020 г. добавляются последствия кризиса, вызванные COVID-19, которые уже привели к сокращению расходов бюджета на науку и инновации. Все это может привести к отставанию Российской Федерации в инновационном развитии, что в результате повлечет за собой снижение конкурентоспособности на мировой арене, усилению технологической зависимости и «утечке мозгов». Именно поэтому необходимо в краткосрочной перспективе принять меры, направленные на поиск новых финансовых инструментов государственной поддержки в области научных исследований и разработок, направленных на активизацию инновационной деятельности экономических субъектов.

Литература

1. Диесперова Н.А. Венчурное финансирование как фактор инновационного развития в России: проблемы и перспективы/ Н.А. Диесперова// В сборнике: Управленческие науки в современном мире. Сборник докладов научной конференции, 2019. с. 320-326.

2. Дикуль Л.О. Состояние венчурного инвестирования инновационной деятельности в Российской Федерации: динамика, проблемы, перспективы/ Л.О. Дикуль// Инновации и инвестиции. 2020, № 3. С. 23-26

3. Индикаторы науки: 2020: статистический сборник / Л. М. Гохберг, К. А. Дитковский, Е. И. Евневич и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: нИу ВШЭ, 2020. - 336 с. - 350 экз. - ISBN 978-5-7598-2184-7

4. Проект Стратегии развития рынка венчурных и прямых инвестиций Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу до 2030 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www. rvc.ru/upload/iblock/898/VC_Market_Develop ment_Strategy_2019.pdf (Дата обращения: 28.12.2020).

5. Ратай Т. В. Динамика затрат на науку в России за последнее десятилетие / Т.В. Ратай// Наука. Технологии. Инновации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://issek.hse.ru/news/408283757.html (дата обращения: 24.11.2020).

6. Россия - ОЭСР: мониторинг мер политики в сфере науки, технологий и инноваций Электронный ресурс]. Режим доступа: https://issek.hse.ru/mirror/pubs/share/412752477 (дата обращения: 24.11.2020).

7. Федеральная служба государственной статистики. Внутренние текущие затраты на научные исследования и разработки по видам затрат (по Российской Федерации; по субъектам Российской Федерации) [Электронный ресурс]. Режим доступа:

X X

о го А с.

X

го m

о

м о м

https://rosstat.gov.ru/folder/14477 (дата обращения: 18.11.2020).

8. Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 № 39-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22142/ (Дата обращения: 15.12.2020).

9. Федеральный закон «Об инвестиционных фондах» от 29.11.2001 № 156-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34237/ (Дата обращения: 15.12.2020).

Funding for research and development: status and

recommendations Digilina O.B., Lebedeva D.V.

Peoples' Friendship University of Russia

This article analyzes the state of financing of the economic activity "Research and Development" in the Russian Federation for the period from 2010 to 2019. The authors identified problems in ensuring the industry's financial resources and proposed targeted measures to develop the activity, favouring, according to the authors, the increased investment in innovative activities of the Russian Federation, updating the material-technical base of economic actors and increase the intensity of innovation processes. These measures are necessary to maintain and strengthen the global competitive position of the Russian Federation, promotion and development of its innovative activities, creation of a national innovation system (NIS) which will have a positive impact on the pace of socio-economic development will help diversify the economy and to ensure technological security of the country. Keywords: research and development, financial resources, material and technical resources, investment tax deduction, preferential taxation.

References

1. Diesperova N.A. Venture financing as a factor of innovative development in Russia: problems and prospects / N.A. Diesperova // In the collection: Management sciences in the modern world. Collection of reports of the scientific conference, 2019, p. 320-326.

2. Dikul L.O. The state of venture investment in innovative activity

in the Russian Federation: dynamics, problems, prospects / L.O. Dikul // Innovations and investments. 2020, No. 3. P. 2326

3. Indicators of science: 2020: statistical collection / L. M. Gokhberg,

K. A. Ditkovsky, E. I. Evnevich and others; Nat. issled. University Higher School of Economics. - M .: NRU HSE, 2020 .-- 336 p. - 350 copies. - ISBN 978-5-7598-2184-7

4. Draft Strategy for the development of the market of venture and

direct investments in the Russian Federation for the period up to 2025 and further prospects until 2030 [Electronic resource]. Access mode:

https://www.rvc.ru/upload/iblock/898/VC_Market_Development _Strategy_2019.pdf (Date of access: 28.12.2020).

5. Ratay TV Dynamics of costs for science in Russia over the past

decade / TV. Ratay // Science. Technologies. Innovation. [Electronic resource]. Access mode:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

https://issek.hse.ru/news/408283757.html (date of access: 11/24/2020).

6. Russia - OECD: Monitoring Policy Measures in Science, Technology and Innovation. Electronic resource]. Access mode: https://issek.hse.ru/mirror/pubs/share/412752477 (date of access: 11/24/2020).

7. Federal State Statistics Service. Internal current expenditures for

research and development by type of expenditure (across the Russian Federation; on the subjects of the Russian Federation) [Electronic resource]. Access mode:

https://rosstat.gov.ru/folder/14477 (date of access: 18.11.2020).

8. Federal Law "On investment activities in the Russian Federation

carried out in the form of capital investments" dated February 25, 1999 No. 39-FZ (last edition) [Electronic resource]. Access mode:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22142/ (Date of access: 15.12.2020).

9. Federal Law "On Investment Funds" dated November 29, 2001

No. 156-FZ (last edition) [Electronic resource]. Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34237/ (Date of access: 12/15/2020).

СЧ

о

СЧ

О Ш

m

X

3

<

m о x

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.