Научная статья на тему 'ФИНАНСИРОВАНИЕ МАЛОГО ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ГРУЗИИ И РОССИИ'

ФИНАНСИРОВАНИЕ МАЛОГО ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ГРУЗИИ И РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МСП / финансирование МСП / инновация / cанкции / антисанкционная политика / государственная поддержка / SME / SME financing / innovation / sanctions / anti-sanction policy / government support

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дармилова Женни Давлетовна, Ароян Нона Наириевна

Целью данной статьи является выявление возможностей финансирования малого инновационного бизнеса в России и Грузии, а также государственной поддержки в период санкций. Анализируется политика государственной поддержки. Особое внимание уделяется роли государства, а также выявлению различий между странами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCING SMALL INNOVATIVE BUSINESSES IN GEORGIA AND RUSSIA

The purpose of this article is to identify opportunities for financing small innovative businesses in Russia and Georgia, as well as state support during the period of sanctions. The policy of state support is analyzed. Particular attention is paid to the role of the state, as well as identifying differences between countries.

Текст научной работы на тему «ФИНАНСИРОВАНИЕ МАЛОГО ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ГРУЗИИ И РОССИИ»

УДК 338.2

Дармилова Женни Давлетовна, докт. эконом. наук, профессор Кубанский государственный университет, г.Краснодар, Россия (e-mail: darmil@mail.ru) Ароян Нона Наириевна, магистрант

Кубанский государственный университет, г.Краснодар, Россия (e-mail: nairievna6@gmail.com)

ФИНАНСИРОВАНИЕ МАЛОГО ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ГРУЗИИИ РОССИИ

Аннотация: Целью данной статьи является выявление возможностей финансирования малого инновационного бизнеса в России и Грузии, а также государственной поддержки в период санкций. Анализируется политика государственной поддержки.

Особое внимание уделяется роли государства, а также выявлению различий между странами.

Ключевые слова: МСП, финансирование МСП, инновация, санкции, ан-тисанкционная политика, государственная поддержка.

Малый и средний бизнес в Российской Федерации, несмотря на имеющиеся трудности в период его развития, постепенно набирает силу.

Во многом это связано с принятием различных нормативных документов, регламентирующих деятельность МСБ на государственном уровне, а также созданием институтов содействия представителям.

Среди новшеств последнего времени можно назвать создание государственного института развития МСБ. Кроме того, начала осуществление Федеральная корпорация развития МСБ, была разработана и принята Стратегия развития малого и среднего бизнеса в нашей стране, рассчитанная на период до 2030 года (далее по тексту - Стратегия).1

Доя оказания содействия представителям МСБ был разработан Паспорт национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».2

Основными направлениями указанного национального проекта являются:

-улучшение условий для занятия предпринимательской деятельностью;

-предоставление субъектам МСП возможности более широкого доступа к льготному финансированию;

-поддержка сельского хозяйства;

-популяризация осуществления предпринимательской деятельности.

В соответствии с положениями Стратегии ключевой задачей также является оказание содействия технологичному МСБ.

Наиболее эффективными будут являться те инвестиции, которые сопровождаются развитием инноваций. При этом, имеет место и обратная си-

туация, при которой инвестиционное развитие будет невозможно без су-

3

щественных вложений денежных средств.

С марта 2022 года представители МСБ могли воспользоваться пакетом мер помощи:

-предоставление кредитных каникул по кредитам и реструктуризация образовавшейся кредитной задолженности;

-поручительство по кредитам;

-льготный лизинг;

-отсутствие комиссий по платежам, осуществляемым субъектами МСП;

-социальные региональные меры поддержки.

В целях минимизации санкционного ущерба и проведения политики им-портозамещения Правительство Российской Федерации приняло меры государственной поддержки предприятий. Приоритетное содействие оказывалось высокотехнологичным компаниям ИТ-сектора.4

Антикризисные мероприятия направлены не только на стабилизацию экономического положения в России, но приобретение за счет импортоза-мещения технологической независимости от зарубежных стран.

В то же время дальнейшие перспективы социально-экономического развития остаются неясными из-за политических и внешнеэкономических рисков.5

В 2022 году было введено беспрецедентное количество (более 11 тысяч) экономических, политических и иных видов санкций для дестабилизации

российской экономики. Санкции вводились, как в отношении физических,

6

так и в отношении российских юридических лиц.

Наиболее востребованным видом финансовой поддержки стала программа Банка России «ПСК Оборотная», в рамках которой микро и малый бизнес мог получить кредит до 300 млн рублей по процентной ставке не выше 15%, а средние предприятия размером не выше 13,5% без ограничения целей кредитования.

Дополнительной мерой помощи субъектам малого и среднего бизнеса оказались кредитные каникулы. До конца сентября 2022 года те представители МСБ, на деятельность которых более всего негативное влияние оказали экономические санкции, имели право на получение отсрочки по любым кредитам и займам, выданным до 1 марта 2022 года. Продолжительность кредитных каникул могла составлять до шести месяцев.

К числу предприятий, которым было предоставлено право воспользоваться кредитными каникулами, относились предприятия отраслей: сельского хозяйства, науки, культуры, общественного питания и ряд иных.

Кроме кредитных каникул многие хозяйствующие субъекты в кризисный период воспользовались такой мерой государственной помощи, как реструктуризация образовавшейся кредитной задолженности.

В соответствии с нормами действующего законодательства оказание содействия МСБ состоит в реализации по данному направлению различного уровня программ: федеральных, региональных.

Также на законодательном уровне предусмотрены основные принципы государственной политики в области содействия МСБ:

-принцип разграничения компетенции межу федеральными и региональными органами власти по вопросам содействия малому и среднему бизнесу;

-принцип ответственности государственных органов за формирование надлежащих условий для развития малого и среднего предпринимательства.

В Росси экономика должна сменить догоняющий вариант своего развития на опережающий, только в такой ситуации могут быть восстановлены показатели внутреннего рынка, а также начнет развиваться экспорт высоких технологий. Особенно важно в России развивать производство микроэлектроники и программного обеспечения, которое может применяться в промышленном оборудовании.

Однако, уровень развития высокотехнологичного сектора экономики и «экономики знаний» в России остается крайне низким. Это связано с использованием в производстве устаревших технологий, высокой степенью износа производственных фондов, недостаточным уровнем безопасности труда и недостаточным финансированием исследований и разработок. В результате чего экономика стала уязвимой перед санкциями, снизилась производительность труда, выпускаемые товары не выдерживают конкуренции с зарубежными аналогами. В таких условиях нельзя вести речь об инновационном развитии экономики.

В настоящее время государственная помощь субъектам МСБ оказывается по следующим направлениям:

-принимаются новые и совершенствуют действующие нормативно-правовые акты, нормы которых посвящены государственной поддержке малого и среднего предпринимательства;

-различные структуры государственных органов осуществляют функции, направленные на развитие содействия МСБ;

-формируется надлежащая инфраструктура оказания содействия субъектам малого и среднего предпринимательства, в содержание данной инфраструктуры входят не только государственные органы, но также различные коммерческие субъекты.

Иностранные исследователи указывают на то, что малое и среднее предпринимательство является основой рыночной экономики, которая позволяет противостоять различным кризисным явлениям. Многие государства уделяют в законодательстве и практическое деятельности повышенное внимание развитию малого и среднего бизнеса.

Для того, чтобы МСБ могли эффективно развиваться, для этого необходимы соответствующие внешние условия. Государство для развития малого и среднего предпринимательства должно создать все необходимые условия: правовые, экономические, политические, технологические.

Для Грузии характерна инерционная модель развития, исчерпавшая на сегодняшний день все свои возможности. Актуальной стала проблема выбора пути развития, способного обеспечить формирование конкурентоспособной национальной экономики и устойчивый экономический рост. Для этого Грузия должна перейти на инновационную модель развития, основу которой непосредственно составляет «экономика знаний».

После введения антироссийских санкций и изменений, связанных с этими торговыми путями, поток товаров через Грузию увеличился.

В грузинской практике государство не предоставляет специальные субсидии или кредиты для компенсации расходов, связанных с инновационным процессом. Также для стимулирования выпуска инновационной продукции субъекты МСБ не освобождаются от обязанности по оплате НДС.

Вместо этого работают отдельные поддерживающие элементы. Например, Агентство развития предпринимательства Enterprise Georgia предоставляет стимулы посредством кредитных гарантий в рамках инициативы «Производи в Грузии».

Программа позволит субъектам МСБ Грузии получить более простой доступ к финансированию, откроет для них возможности по пользованию кредитными средствами. Программой предусмотрена помощь в первые три года деятельности в виде погашения до 50% кредита субъекта МСБ. А для развития инноваций и информационных технологий в Грузии в 2016 году создана программа «Стартап в Грузии».

Финансирование осуществляется по таким направлениям, как:

-авиакосмическое производство;

-автомобилестроение;

-развитие нанотехнологий и искусственного интеллекта; -ядерная физика; -робототехника и др.

Практическими инструментами здесь являются государственные гарантии по инвестиционным кредитам и дополнительные программы поддержки по выходу на рынок ценных бумаг.

Рассматривая основные мероприятия антикризисного развития МСБ в Российской Федерации и Грузии, можно отметить следующие тенденции:

-кризисные явления гораздо проще предупредить, чем бороться при их возникновении с последствиями;

-в кризисные времена необходимо многократно увеличивать фонды содействия МСБ;

- своего максимального развития требует система государственных кредитных гарантий;

-необходимо закрепить максимально допустимую процентную ставку по кредитам;

-на программы развития МСБ средства необходимо выделять в полном или гораздо большем размере, чем это предусмотрено самими программами, при возникновении новых проблем у субъектов малого и среднего

предпринимательства, необходимо дополнять программы новыми мероприятиями.

Список литературы

1. Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года» от 02.06.2016 № 1083-р (ред. от 30.03.2018)// Собрание законодательства РФ, 2016, № 24, ст. 3549.

2. Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 07.05.2018 № 204 (ред. от 21.07.2020) //СЗ РФ, 2018, № 20, ст. 2817.

3. Гончарова Е.А. Тенденции развития высокотехнологичного малого бизнеса в системе социально-экономической безопасности в регионах России // Экономическая безопасность. - 2020. - № 2. - С. 219-232.

4. Нечаев А.С. Способы финансирования инновационной деятельности предприятий Российской Федерации // Известия Байкальского государственного университета. — 2022. — № 2. — С. 275-282.

5. Зимовец А.В. Анализ и оценка сценариев социально-экономического развития России в условиях санкционной блокады // Экономические отношения. - 2023. - № 1. - С.55-59.

6. Павлова С.А. Экономические санкции как предпосылка развития национальной экономики России // Международный научно-исследовательский журнал. - 2022. - № 11. - С.29.

Darmilova Zhenni Davletovna, doc. economy Sciences, Professor,

Department of World Economy and Management, Kuban State University,

Krasnodar, Russia

(e-mail: darmil@mail.ru)

Aroyan Nona Nairievna, undergraduate,

Kuban State University, Krasnodar, Russia

(e-mail: nairievna6@gmail.com)

FINANCING SMALL INNOVATIVE BUSINESSES IN GEORGIA AND RUSSIA

Abstract: The purpose of this article is to identify opportunities for financing small innovative businesses in Russia and Georgia, as well as state support during the period of sanctions. The policy of state support is analyzed. Particular attention is paid to the role of the state, as well as identifying differences between countries.

Key words: SME, SME financing, innovation, sanctions, anti-sanction policy, government support.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.