Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПРАВОПРИМЕНЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ПОДДЕРЖКИ МСП'

К ВОПРОСУ О ПРАВОПРИМЕНЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ПОДДЕРЖКИ МСП Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
94
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МСП / ПОДДЕРЖКА МСП / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / МОНИТОРИНГ / ЗАЩИТА ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ / КРЕДИТОВАНИЕ / БАНКРОТСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Васильева Оксана Николаевна

На сегодняшний день малое и среднее предпринимательство (далее по тексту МСП) является важным элементов развития национальной экономики и формирования федерального бюджета. В статье затронуты проблемные вопросы правового регулирования деятельности МСП. Автор в статье анализирует действующее законодательство о государственном регулировании развития и поддержки МСП. Рассматривает действующие программы государственной поддержки бизнеса. Обосновывает из значимость для экономики страны в целом. Делает вывод, что оказываемые государством меры поддержки позволяют МСП не только продолжать функционировать, но и способствует их дальнейшему развитию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF LAW ENFORCEMENT OF LEGISLATION ON STATE REGULATION OF SUPPORT FOR SMALL AND MEDIUMSIZED BUSINESSES

Today, small and medium-sized enterprises (hereinafter referred to as SMEs) are an important element of the development of the national economy and the formation of the federal budget. The article touches upon problematic issues of legal regulation of SME activities. The author analyzes the current legislation on state regulation of SME development and support in the article. Considers the current programs of state support for business. Substantiates its importance for the economy of the country as a whole. Concludes that the support measures provided by the state allow SMEs not only to continue functioning, but also contributes to their further development.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПРАВОПРИМЕНЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ПОДДЕРЖКИ МСП»

УДК 346.1

О. Н. ВАСИЛЬЕВА

O. N. VASILYEVA

К вопросу о правоприменении законодательства о государственном регулировании поддержки МСП

On the issue of law enforcement of legislation on state regulation of support for small and medium-sized businesses

Аннотация

На сегодняшний день малое и среднее предпринимательство (далее по тексту МСП) является важным элементов развития национальной экономики и формирования федерального бюджета. В статье затронуты проблемные вопросы правового регулирования деятельности МСП. Автор в статье анализирует действующее законодательство о государственном регулировании развития и поддержки МСП. Рассматривает действующие программы государственной поддержки бизнеса. Обосновывает

из значимость для экономики страны в целом. Делает вывод, что оказываемые государством меры поддержки позволяют МСП не только продолжать функционировать, но и способствует их дальнейшему развитию.

Ключевые слова: государственное регулирование МСП, поддержка МСП, законодательство, мониторинг, защита прав предпринимателей, кредитование, банкротство.

Abstract

Today, small and medium-sized enterprises (hereinafter referred to as SMEs) are an important element of the development of the national economy and the formation of the federal budget. The article touches upon problematic issues of legal regulation of SME activities. The author analyzes the current legislation on state regulation of SME development and support in the article. Considers the current programs of state support for business. Substantiates its importance for the economy of the country as a whole. Concludes that the support measures provided by the state allow SMEs not only to continue functioning, but also contributes to their further development.

Keywords: state regulation of SMEs, SME support, legislation, monitoring, protection of entrepreneurs' rights, lending, bankruptcy.

Введение

По сведениям Единого реестра субъектов МСП1 , в декабрь 2022 года в РФ зарегистрировано 5,8 миллиона субъектов малого и среднего бизнеса. По данным доклада Президенту РФ уполномоченным по защите прав предпринимателей2, составленного в 2021 г., уровень развития сектора МСП является достаточно низким — его доля в ВВП страны на 2021 г. составила 20,8%, а доля в числе занятых — 27%. А в странах с развитой экономикой доля МСП в ВВП составляет более 50%.

Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Федеральная налоговая служба. // URL: https://ofd.nalog.ru/ .

Доклад президенту РФ 2021 г. Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей. // URL: http://doklad.ombudsmanbiz.ru/ 2021/7.pdl

Основное исследование

Несмотря на нестабильную политическую и экономическую ситуацию в стране, изначально наступившую по причине пандемии коронавируса (COVID-19) [1, С. 62], а в последующем и введения множества санкций со стороны запада, государство нашей страны продолжает оказывать активную поддержку МСП и благодаря предпринимаемым мерам поддержки уже на нынешнем этапе видны положительные сдвиги в сфере данного направления. Развитие МСП закладывает фундамент национальной экономики, оказывает воздействие на государство и общество. В связи с этим государство заинтересовано в поддержки МСП, под которой понимается совокупность способов, мер и средств, направленных на

эффективное функционирование бизнеса, включая его правовое регулирование.

Базовым нормативным правовым актом в сфере государственной поддержки МСП является Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), закрепляющий категории субъектов МСП, требования к ведению реестра и виды поддержки.

Для более детального анализа государственной поддержки МСП необходимо проанализировать разработанные Правительством Российской Федерации программы, которых на сегодняшний момент достаточно много.

Например, программа компенсации расходов предпринимателей на использование системы быстрых платежей (СПБ) — сервис позволяющий круглосуточно совершать межбанковские переводы. Данная мера оказывает круглосуточную помощь МСП в безналичных расчетах либо без комиссии, либо по более низкой цене, а также и позволяет повысить популярность самой системы быстрых платежей среди предпринимателей. Данная программа реализуется с 1 июля 2021 г. и с каждым днем внимание предпринимателей к системе быстрых платежей повышается — за время работы данный программы в 2021 г. число лиц, воспользовавшихся ей, составило 35,6 тыс. С декабря 2021 г. по май 2022 г. это число увеличилось до 69 тыс. предпринимателей.

Следующая программа касается кредитования МСП. С момента введения «зонтичного» механизма кредитования было выдано более 2,9 тысяч кредитов на 25,6 млрд рублей. В списке отраслей, наиболее активно пользующиеся «зонтичными» поручительствами, на первом месте стоит торговля (доля в общем объеме полученных средств — 34%, получено 8,73 млрд

рублей кредитов), производство (24% и 6,0 млрд рублей), транспортировка и хранение (12% и 3,0 млрд рублей). Также «зонтичным» кредитованием часто пользовались предприниматели в сфере сельского хозяйства, недвижимости, здравоохранении, общественном питании и др3.

Введение льготных кредитов в начале 2022 г. также принесло определенные положительные результаты. В соответствии с сообщением Банка России4, в период с 15 марта 2022 г. по 17 июля 2022 г. по программе стимулирования кредитования «Корпорации «МСП» и Банка России было выдано около 1709 кредитов на 28,2 млрд. рублей и реструктурировано 309 кредитов на 20,6 млрд. рублей. Однако, позже «Корпорацией «МСП» были введены новые условия и на 1 октября 2022 г. по данной программе было выдано 397 инвестиционных и оборотных кредитов на 10,7 млрд рублей и реструктурировано 1 514 кредитов на 38,7 млрд рублей.

Программа Банка России о предоставлении льготных оборотных кредитов с лимитом фондирования банков на 340 млрд рублей также показала свою эффективность — данная программа была практически выполнена уже в июле 2022 г. По отчетам Банка России5 на 17 июля 2022 г. по данной программе было выдано 12 649 кредитов на 153,4 млрд рублей и реструктурировано 2625 кредитов на 150,2 млрд рублей.

Третья программа касается кредитных каникул, введенных в 2020 г. во время пандемии коронавируса (COVID-19), получившие большое распространение

Официальный сайт «Корпорации «МСП». // URL: https:// corpmsp.ru/pres slujba/news/v 2022 godu korporatsiya msp perekhodit k masshtabirovaniyu zontichnogo mekhanizma podderzhki malogo/

Официальный сайт Банка России. // URL: http://www.cbr. ru/develop/msp/#a 134593

Официальный сайт Банка России. // URL: http://www.cbr. ru/develop/msp/#a 134593

в 2021-2022 гг. Количество обращений за кредитными каникулами превысило сотню тысяч и в большинстве случаев банки давали положительный ответ на эти заявки. По данным от 28 июля 2021 года было подано 3,78 млн обращений, почти 60% одобрено. На апрель 2022 г. в МСП Банк обратилось более чем 500 предпринимателей с просьбой предоставить им кредитные каникулы. Общая задолженность заемщиков составляла 18,5 млрд рублей6.

Также необходимо заметить, что многие субъекты МСП обратились в банки с заявлениями об изменении условий кредитных договоров. В соответствии с заявлением Банка России7 в период с 20 марта по 30 июня 2022 г. представители МСП направили в банки около 135,5 тыс. заявок об изменении условий и получили одобрение около 73% из числа рассмотренных. Общая сумма возможной реструктуризации задолженности составила 666 млрд рублей.

Следующая программа государственной поддержки МСП затрагивает вопросы факторинговых операций. По отчету ассоциации факторинговых компаний (АФК)8 совместный измеряемый портфель на 1 июля 2022 г. составил 935 млрд. рублей. Опираясь на данный отчет, доля активов по договорам с субъектами МСП в портфеле снизилась до 9%. С января по июнь 2022 г. субъектам МСП было выплачено 2,085 трлн рублей, из которых 77,7% финансирования выплачено по сделкам без права регресса, а 21,5% — с правом регресса и 0,8% — по международным сделкам.

6 Официальный сайт МСП Банк. // URL: https://mspbank.ru/ media/news/Svyshe-500-predprinimateley-vospolzovans-kreditnymi-kanikulami-v-MSP-Banke/?sphrase id=105124

7 Официальный сайт Банка России. // URL: https://www.cbr. ru/press/event/?id=6896

8 Официальный сайт Ассоциации факторинговых компа-

ний. // URL: https://asfact.ru/events/faktoring-v-1-polugodii-

2022-goda-godovoy-rost-i-kvartalnoe-snizhenie/

Рост данного финансирования составил 14% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В адрес субъектов МСП в 1 полугодии 2022 года выплачено свыше 200 млрд рублей и доля сегмента МСП в общем объеме финансирования снизилась до 10%. Факторинг в 1 полугодии 2022 года получили около 9,1 тысяч компаний и рост клиентской базы составил 9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Число клиентов-субъектов МСП, в целом, выросло на 3% до 5,2 тыс. компаний и составило 57% клиентской базы данного рынка.

Еще одной формой поддержки МСП многие эксперты считают мораторий на банкротство [2. С. 15; 5, С. 28]. Следует отметить, что результаты моратория на банкротство не так однозначны. По данным газеты «Коммерсантъ»9, из-за данных нововведений количество осуществляемых банковский процедур со стороны юридических лиц снизилось до 30%, а также было выявлено сокращение количества заявок со стороны кредиторов подать на банкротство своих должников в три раза. Выросла инициатива налоговых органов — с начала действия моратория они инициировали 24% случаев банкротства юридических лиц, что, сравнивая с предыдущими показателями, является увеличением на 7,8%.

Однако, согласно проведенному для журнала «Forbes» исследованию10, многие компании были недовольны введением моратория на банкротство, так как процедура банкротства являлась одной из самых эффективных тактик давления,

9 Официальный сайт газеты «Коммерасантъ». Банкротства как с моратория сорвались. // URL: https://www. kommersant.ru/doc/5595964

10 Официальный сайт журнала «Forbes»&. Мораторий на банкротство навредил каждой четвертой компании в России. // URL: https://www.forbes.ru/svoi-biznes/476585-moratorij-na-bankrotstvo-navredil-kazdoj-cetvertoj-kompanii-v-rossii

и в итоге ее отмены кредиторы не смогли получить свои деньги от должников.

На сегодняшний день государство расширяет спектр мер государственной поддержки МСП — создает экосистемы поддержки, осуществляет субсидирование и другие [3, С. 72; 4, С. 22]. Последним видом государственной поддержки МСП можно назвать грантовую поддержку, как правило осуществляемую за счет бюджета субъектов Российской Федерации. По данным государственной платформы поддержки МСП11, на август 2022 г. конкурсные программы по получению грантов начали 32 субъекта РФ, а 48 субъектов РФ были готовы начать конкурсные мероприятия. В Новосибирской области прошла первая волна получения грантов — из 21 заявки были одобрены 18.

Заключение

Подводя итог, можно сделать вывод, что несмотря на сильный удар, который на-

несла пандемия коронавируса (COVID-19) и позже введение множества экономических санкций со стороны западных стран, оказываемые государством меры поддержки позволяют МСП не только продолжать свою деятельность, но и способствует их дальнейшему развитию. На сегодняшний день существующая правовая основа государственной поддержки МСП создает механизм взаимодействия между институтами развития и предпринимателями. Стоит отметить, что законодательные акты, программы и мероприятия, касающихся вопросов регулирования и развитии МСП, государственной поддержки предпринимательства позволяет сделать вывод о положительных ключевых мерах для бизнеса в целом. По отдельным направления государственной поддержки МСП необходимо совершенствовать механизм их реализации.

Официальный сайт государственной платформы поддержки малого и среднего предпринимательства. Молодые предприниматели начали получать гранты на создание или развитие бизнеса. // URL: https://xn--l1agf. xn--p1ai/services/news/detail/molodye-predprinimateli-nachali-poluchat-granty-na-sozdanie-ili-razvitie-biznesa-/

ii

Список литературы

1. Бурденко Е. В. Положительные практики российских МСП в условиях пандемии С^ГО-19 // Экономика. — 2022. — № 4. — С. 67-81.

2. Васильева О. Н., Михайлов Д. Ю. Защита прав кредиторов при банкротстве по законодательству России и США: сравнительно-правовой анализ. — Москва, — 2022.

3. Васильева О. Н., Салахутдинов В. Д. Правовые способы предотвращения негативного влияния пандемии COVID-19 и её последствий на бизнес в российской федерации: анализ

References

1. Burdenko E. V. Positive practices of Russian SMEs in the context of the COVID-19 pandemic // Economics, 2022, No. 4, pp. 67-81

2. Vasilyeva O. N., MikhailovD. Yu. Protection of creditors' rights in bankruptcy under the legislation of Russia and the USA: comparative legal analysis, Moscow, 2022.

3. Vasilyeva O. N., Salakhutdinov V. D. Legal ways to prevent the negative impact of the COVID-19 pandemic and its consequences on business in the Russian Federation: analysis and evaluation

и оценка мер органов законодательной и исполнительной власти // Legal Bulletin. 2021. Т. 6. — № 2. — С. 70-76.

4. ХусаиноваШ. М. Правовое обеспечение развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в России // Правовой альманах. — 2023. — № 1 (23). — С. 20-28.

5. МантароваА.И. Особенности государственной поддержки малого бизнеса в Болгарии // Правовой альманах. — 2022. — № 5 (18). — С. 27-31.

of legislative and executive measures // Legal Bulletin, 2021, Volume 6, No. 2, pp. 70-76.

4. Khusainova Sh. M. Legal support for the development and support of small and medium-sized businesses in Russia // Legal Almanac. 2023. No. 1 (23), pp. 20-28.

5. ManturovaA. I. Features of state support of small business in Bulgaria // Legal Almanac. 2022, No. 5 (18), pp. 27-31.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Васильева Оксана Николаевна, к.ю.н., доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

onvasileva@fa.ru

ABOUT THE AUTHOR

Oksana N. Vasilyeva, Candidate of Law, Associate Professor of the Department of Legal Regulation of Economic Activity, Financial University at Government of the Russian Federation

onvasileva@fa.ru

Статья поступила в редакцию 03.02.23; одобрена после рецензирования 25.02.23;

принята к публикации 14.03.23; Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

The article was submitted 03.02.23; approved after reviewing 25.02.23;

accepted for publication 14.03.23; The authors read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.