Экономика и управление
41
и динамика развития пищевой промышленности анализ: теория и практика. 2011. № 4. С. 61-66. России и Краснодарского края. Депонированная 4. Полиди А.А., Степанов А.В. Формирова-
рукопись ВИНИТИ № 993-В2006 24.07.2006 ние инновационной политики государства: реги-
3. Полиди А.А., Кофанов А.А. Структу- ональный факторный подход. Новые технологии.
рирование региональной экономики в усло- 2011. № 3. С. 145-149. виях глобальной интеграции. Экономический
СЕМИДОЦКИЙ Виктор Александрович- доктор экономических наук, профессор кафедры бухгалтерского учета и финансов. Краснодарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Краснодар. E-mail: [email protected]
РАЕВСКИЙ Павел Константинович - аспирант. Кубанский государственный технологический университет. Россия. Краснодар. E-mail: [email protected]
SEMIDOZKIY, Victor Aleksandrovich - Doctor of Economic Sciences, Professor Department of Accounting and Finance. Krasnodar cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Krasnodar. E-mail: [email protected]
RAEVSKIY, Pavel Konstantinovich - Post-graduate Student. Kuban State Technological University. Russia. Krasnodar. E-mail: [email protected]
уцк 336.6:338.436.33
финансирование инновационных процессов в агропромышленном комплексе
п.А. Федин
Посвящено проблеме финансирования инновационных процессов в агропромышленном комплексе Российской Федерации. Отмечено, что механизм финансирования создания и освоения инноваций в производстве должен основываться на множественности источников, основными из них на этапе освоения являются собственные средства сельскохозяйственных производителей.
Ключевые слова: финансирование; финансовые ресурсы; инновационный процесс; научно-техническая продукция; бюджетные средства; концепция; инновация.
P.A. Fedin. FINANCING INNOVATION PROCESSES IN AGRICULTURE
The article is devoted to the financing of innovative processes in the Russian agricultural industry. It noted that the funding mechanism for the creation and development of industrial innovation should be based on a multiplicity of sources, the most important of them are agricultural producers 'own means at the stage of developments.
Keywords: finance; financial resources; innovation process; scientific and technical production; budget; concept; innovation.
Как известно, агропромышленный комплекс России за последние двадцать лет претерпел весьма значительные экономические и социальные трансформации. Рыночные реформы способствовали переходу от коллективных форм хозяйствования на селе (колхозы и совхозы) к частным, представленным преимущественно как отдельными фермерскими хозяйствами, так и крупными агрохолдингами. В этой связи особую актуальность приобрели вопросы финансирования агропромышленного комплекса России в новых экономических условиях. Так, финансовые ресурсы, поступающие на развитие инновационных процессов в агропромышленном комплексе, понимаются
как финансовый потенциал, формирование которого применительно к инновационному процессу имеет целый ряд особенностей.
Необходимо учесть, что в формате агропромышленного комплекса финансируется не какое-либо отдельное мероприятие или не одна конкретная сельскохозяйственная организация, а финансирование рассматривается как особого рода динамичный процесс, который протекает постоянно и состоит из определённых этапов, требующих затрат. Так, на этом этапе создания инновации финансируется научно-исследовательская деятельность, в результате которой создаётся инновационный научный продукт. На этапе распространения инноваций
42
Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2013. №3(13)
финансируются информационно-пропагандистская, образовательная и управленческая деятельность.
Таким образом, на всех этапах инновационного процесса участвуют самые различные организации, выступающие в качестве объектов финансирования. Поэтому создаётся определённая очерёдность в финансировании этих организаций (от научно-исследовательских до информационно-образовательных и внедренческих).
Важно иметь в виду, что общим положением здесь является то, что финансируются только те субъекты, которые, по сути, являются исполнителями на всех этапах инновационного процесса - от создания инноваций до их распространения и последующего освоения непосредственно в производстве. При этом на всех указанных этапах источники финансирования и их структура будут различны (средства бюджета, организации, привлечённые, заемные и т.д.).
Вместе с тем инновационный процесс может финансироваться и в целом по всем его этапам. В частности, это целесообразно, когда разрабатывается и осуществляется конкретный инновационный проект. Тогда источник финансирования становится единым для всех этапов процесса, а особенностью механизма финансирования инновационного процесса выступают существенные различия в зависимости от его этапов, включая порядок составления сметной документации, структуру источников, доли бюджетного финансирования.
Действующий механизм финансирования науки основывается на принципах, сформулированных в законодательных актах, где указано, что необходимо финансировать не научную организацию, а производство конкретной научной или научно-технической продукции, в качестве которой, к примеру, выступают сорта сельскохозяйственных растений, породы и породные группы животных и кроссы птицы, технологии возделывания культур и производства отдельных видов продукции, рекомендации по самым различным вопросам и т.д.
Одной из важнейших сторон научно обоснованного механизма финансирования инновационного процесса являются четкие определения его источников не только в целом, но и отдельно для каждого этапа. Практика финансирования научно-технической сферы показывает, что на этапах создания инноваций, их распространения и тем более освоения в производстве требуются определенные финансовые ассигнования, поступление которых осуществляется из различных источников. Много-
канальность финансирования инновационного процесса проявляется не только на этапе научных изысканий и создания инноваций, но и на других его этапах (см. табл.).
Основным источником финансирования инновационного процесса на всех этапах традиционно является государственный бюджет как федерального, так и регионального уровня.
В то же время, в связи с постоянным сокращением доли бюджетных затрат на исследования и создание инноваций, необходимо изыскивать и иные источники финансирования.
Источники финансирования по характеру и происхождению подразделяются на собственные средства, средства бюджета и внебюджетные источники, средства других источников. Бюджетные средства, в свою очередь, делятся на средства из федерального бюджета и из бюджетов субъектов Федерации.
Собственные средства научных организаций используются в основном на этапе создания инноваций. Как показывают данные официальной статистики, доля собственных средств на исследования и разработки составляет от 10 до 19% внутренних затрат [3].
Наибольшая доля на этапе создания инноваций принадлежит бюджетному финансированию (средства федерального бюджета и бюджета территорий), средствам внебюджетных фондов, государственных инновационных программ и проектов, а также венчурных фондов. Доля бюджетных средств на исследования и разработки по сельскому хозяйству в настоящее время составляет около 60%, в том числе по отдельным организациям Россельхозакаде-мии не превышает 50%.
Доля внебюджетных средств колеблется в пределах 2-4%, а всех прочих источников -14,0 - 16,0% [4].
Отдельные научные организации выделяют собственные средства на распространение инноваций путем создания информационно-внедренческих подразделений, занимающихся инновационным маркетингом.
Особое место в финансировании инновационного процесса занимает этап освоения инноваций в производстве. В качестве источников финансирования здесь выступают непосредственно сами сельскохозяйственные организации.
В этой связи особо важное значение приобретает формирование источников финансирования предприятий, осуществляющих выпуск товаров и услуг инновационного характера. При этом доля собственных средств на финансирование их деятельности составляет 92,3%,
Таблица
Сравнительная оценка инновационной деятельности аграрных научных и образовательных организаций
о &
|
(ч
Организационные
Экономические
Технико-технологические
Научно-технические
Экологические
Социальные
Выбор наиболее
эффективных организационных форм инновационной деятельности
Полное финансовое обеспечение инновационной деятельности на всех этапах инновационного процесса и максимальная окупаемость затрат на его осуществление
Максимальное техническое обеспечение
производственного процесса, позволяющее реализовать потенциальные возможности инновации при освоении ее в производстве
Активизация деятельности научных организаций по созданию максимально полезных и комплексных инноваций на основе исследований инновационного _характера_
Совершенствование управления инновационной деятельно стью
Создание специализированных инновационных фондов
Организация разработки и реализации инновационных проектов
Разработка и о суще ствление инновационных программ
Стимулирование инновационной деятельности
Обеспечение технологической эффективности при освоении инноваций в производстве
Максимальное ускорение создания инноваций и снижения их себестоимости
Обеспечение условий экологического равновесия и осуществление организации производства экологически чистой продукции
Подготовка кадров для осуществления инновационного процесса и обеспечение
заинтере сованно сти работников в успешной реализации инновационной политики в АПК
Организация переподготовки
специалистов по инновационному развитию производства
44
Вестник Российского университета кооперации. 2013. №3(13)
а федерального бюджета - 2,2%, что наглядно свидетельствует о недостаточно высоком уровне интенсивности инновационного процесса как в целом по экономике России, так и по отраслям ее АПК.
Для первого этапа инновационного процесса большое значение имеет уровень финансирования научных организаций. Финансовая обеспеченность научно-технической деятельности основывается на целевой ориентации и множественности источников финансирования через федеральный и региональные бюджеты, внебюджетные источники и средства заказчиков. В соответствии с Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике» (ст. 15) средства на финансирование научных исследований и экспериментальных разработок должны выделяться из федерального бюджета в размере 4% его расходной части.
В то же время расчеты показали, что финансирование научно-технической сферы АПК по сравнению со всеми отраслями страны в 1,8 раза ниже, что крайне недостаточно. Несмотря на то, что объемы финансирования начиная с 2000-х гг. несколько возросли, тем не менее Россия остается по данному показателю все еще на низком уровне по сравнению с развитыми странами.
С 2000 г. все научные учреждения Рос-сельхозакадемии переведены на казначейскую систему финансирования. Министерством финансов совместно с Центральным банком России была разработана и одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации Концепция функционирования единого счета федерального казначейства № 107 от 23 января 2000 г. по учету доходов и средств федерального бюджета (ЕКС). Функционирование системы органов федерального казначейства в условиях пользования ЕКС явилось качественно новой технологией исполнения федерального бюджета, в которой главным (для бюджетополучателей) являются: централизация доходов и быстрая доступность для пользователей [1].
В тот же период научно-исследовательские институты поменяли свой правовой статус, они стали государственными научными учреждениями, перешли на бюджетный план счетов, и основным документом, регулирующим их отношения с государством, стал Бюджетный кодекс РФ. Этим документом, а также подзаконными актами Минфина России (отдельной структурной единицей которого является федеральное казначейство) государство взяло на себя обязательство, перед бюджетной наукой вообще и перед аграрной в частности, выполнения заложенных в Бюджетном кодексе
статей, в том числе касающихся финансирования.
В настоящее время отработана практика финансовых структур, начиная от низшего звена - научных учреждений - и заканчивая высшим - Минфином России. Распределителем бюджета, которым для входящих в нее научно-исследовательских институтов является Россельхозакадемия, за 6 месяцев до начала текущего финансового года формируются сметы, полученные от своих подведомственных учреждений.
Право на формирование таких смет предоставляется самим научным учреждениям. Смета составляется по доходным и по расходным статьям по кодам экономической классификации. Таким образом, к началу финансового года главный распорядитель средств (Минфин России) располагает всеми необходимыми сведениями об объемах финансирования, на основании которых и формирует бюджетные обязательства.
В то же время все изменения, касающиеся распределения, учета, поступления финансирования и т.д., не решили главной задачи - обеспечения государственных научных учреждений достаточным бюджетным объемом финансирования для создания и разработки инновационных технологий.
Сегодня при практически 100%-м получении финансирования из федерального бюджета в структуре получаемых доходов он составляет не более 50%. В условиях ограниченного бюджетного финансирования перед наукой стоит задача использовать все возможности для изыскания новых финансовых источников, в частности развитие инновационного предпринимательства в научно-технической сфере АПК [6].
На основании Указа Президента России «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд» от 8 апреля 1997 г. № 305 при Минсельхозе России с 1998 г. распределение заказов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ с оплатой из бюджетных источников проводится исключительно на конкурсной основе [2]. Но по существу эта система привела к ликвидации поддержки инновационной деятельности со стороны государства.
Анализ практики организации и проведения договорных работ при создании научно-технической продукции для нужд АПК свидетельствует, что многие завершенные и рекомендованные к внедрению в сельскохозяйственное производство разработки таковыми являются
Экономика и управление
45
достаточно редко. Поэтому требуется их дальнейшая доработка, применительно к условиям производства и эксплуатации у потребителя, проведение дополнительных испытаний для выявления пригодности и применимости в конкретных хозяйственных или потребительских условиях, оценка рыночной стоимости инновации, закрепление исключительных или лицензионных прав на объекты интеллектуальной собственности, получение сертификатов и разрешительной документации, а также решение целого ряда обязательных вопросов. Лицензионная торговля правами на объекты интеллектуальной собственности как внутри своей страны, так и за ее пределами основана на соблюдении требований ТРИПС (Соглашение по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность).
Таким образом, механизм финансирования создания и освоения инноваций в производстве должен основываться на множественности источников. Основным из них на этапе освоения являются собственные средства сельскохозяйственных товаропроизводителей. Освоение инноваций станет возможным лишь тогда, если агропродуценты будут платежеспособными с точки зрения приобретения научно-технической продукции и всех необходимых ресурсов и вместе с тем в определенной мере получат поддержку, прежде всего, по техническому оснащению производства. Необходимость господдержки вызывается особенностями сельского хозяйства, потребностями его защиты от ценового диктата естественных монополий, а также финансирования мероприятий, направленных на преодоление технического и технологического отставания отечественного АПК и реализацию программы устойчивого развития агропромышленного производства [5].
Организационно-экономический механизм освоения инноваций в АПК предполагает наряду с функционирующими научными организациями, производящими научную продукцию, наличие определенного структурного звена и экономического механизма, имеющего право на использование научно-технической продукции и обязанность внедрения ее. Экономические меры воздействия должны включать право на часть средств, полученных от использования инновационного продукта, наличие
налоговых льгот и иных стимулирующих приемов финансирования инновационных формирований.
Структура механизма освоения инноваций должна включать формирование банка научных разработок и отбор наиболее востребованных из них, организацию информированности, обучения товаропроизводителей и сам процесс освоения инноваций.
Совершенствование механизма освоения инноваций необходимо проводить с учетом особенности функционирования отрасли в современных условиях и исходить из отсутствия в настоящем четкой, действенной и эффективной системы освоения инноваций.
Особое значение в совершенствовании инновационной деятельности в АПК имеет механизм формирования пакета заказов и координация НИР и НИОКР. В то же время в вопросах координации научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок все еще остается ряд нерешенных проблем.
список литературы
1. О концепции функционирования единого счета федерального казначейства Минфина РФ по учету доходов и средств федерального бюджета: распоряжение Правительства РФ от 23 января 2000 г. № 107-р.
2. О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд: указ Президента РФ от 8 апреля 1997 г. № 305.
3. Оглоблин Е.С. Финансирование инновационных процессов в АПК//АПК: Экономика, управление. 2006. №5.
4. Ушачёв И.Г. Инновационная деятельность в аграрном секторе экономики России. М.: КолосС, 2007. 636 с.
5. Федин П.А. Механизм финансирования инвестиционных процессов в условиях особой экономической зоны // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2013. №1. С. 122-135.
6. Федин П.А. Региональная инвестиционная деятельность: сущность, формы направления // Взаимодействие общества и государства в период модернизации России: материалы науч.-практ. конф. Ярославль-Москва: Канцлер, 2011. С.139-145.
ФЕДИН Петр Александрович - аспирант. Российский университет кооперации. Россия. Мытищи. E-mail: [email protected]
FEDIN, Petr Aleksandrovich - Post-graduate Student. Russian University of Cooperation. Russia. Mytischi. E-mail: [email protected]