Удк 336:338.43.02
развитие механизма финансирования инновационной деятельности в аграрном секторе экономики
Н. Н. СЕМЕНОВА, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры финансов и кредита E-mail: nnsemenova@mail. ru
М. В. ШВЕДОВА, студентка экономического факультета E-mail: mi-ray@yandex. ru Мордовский государственный университет
им. Н. П. Огарева
В статье отмечается, что на современном этапе социально-экономического развития обеспечение устойчивого развития аграрного сектора экономики невозможно без разработки и внедрения более эффективных средств и способов организации сельскохозяйственного производства. Инновационные процессы в аграрном секторе характеризуются недостаточной степенью развития из-за недостатка финансовых ресурсов у отечественных сельхозпроизводителей. Рассмотрены методы финансирования инновационной деятельности, источники финансового обеспечения инновационных процессов в аграрном секторе.
Ключевые слова: инновация, инновационная деятельность, инновационные процессы, механизм финансирования, аграрный сектор.
В условиях трансформации экономической системы инновационная деятельность становится все более эффективной формой организации воспроизводственного процесса, выступая важнейшим фактором обеспечения экономического роста, повышения степени конкурентоспособности экономики и страны в целом, а также уровня жизни ее граждан. В связи с этим дальнейшее развитие российской экономики в целом и аграрного сектора в частности предусматривает формирование целенаправленной инновационной стратегии, предполагающей активное освоение научных открытий, использование новых видов сырья, полуфабрикатов, а также выбор
оптимальных форм организации и управления, и финансирования производства.
Особая значимость аграрной сферы для экономики страны определена тем, что она оказывает непосредственное влияние на целый комплекс видов экономической деятельности. Так, потребность в различных видах сельскохозяйственной техники стимулирует развитие машиностроения, а необходимость применения минеральных удобрений активизирует химическую промышленность. Кроме того, аграрный сектор играет исключительную роль в обеспечении продовольственной безопасности и продовольственной независимости страны.
В настоящее время устойчивое развитие агропромышленного комплекса (АПК) России сдерживается наличием ряда социально-экономических проблем, одной из которых является техническая и технологическая отсталость сельского хозяйства [1, 4]. Отечественные машиностроительные предприятия выпускают морально устаревшие средства производства, основанные на использовании упрощенных технологий как в самом сельском хозяйстве, так и в смежных с ним секторах экономики. Заметим, что передовые технологии внедрены лишь в 1,5 % крупных организаций и только в 0,5 % фермерских хозяйств. При этом на эти фермерские хозяйства приходится более 10 % всей сельскохозяйственной продукции, выпускаемой в стране.
Необходимо отметить, что в России одной из основных проблем является также и недостаточная оснащенность сельскохозяйственных товаропроизводителей техникой. Так, количество тракторов в сельскохозяйственных организациях уменьшилось с 1 290,7 тыс. ед. на конец 1992 г. до 292,6 тыс. ед. на конец 2011 г., зерноуборочных комбайнов—с 370,8 тыс. до 76,7 тыс. ед., доильных установок и агрегатов — с 197,5 тыс. до 30,1 тыс. ед. соответственно [1]. Приобретение техники сократилось в десятки раз. Если в 1990 г. было приобретено почти 144 тыс. тракторов, то в 2010 г. — всего 81 тыс. (зерноуборочных комбайнов — 38 тыс. и 7 тыс. ед. соотвественно) [5]. В то же время положительной тенденцией развития аграрного сектора Российской Федерации является ускорение темпов технического перевооружения в последние годы. Так, в 2011 г. сельхозорганизации приобрели тракторов в 1,7 раза больше, чем в 2007 г., зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов — в 1,4 раза. Несмотря на это, имеющаяся у сельскохозяйственных организаций техника покрывает всего лишь 55 % технологических потребностей сельского хозяйства [1].
Кроме того, состояние машинно-тракторного парка сельскохозяйственных предприятий крайне неудовлетворительно. По данным Федеральной службы государственной статистики, степень износа основных фондов в сельском хозяйстве России составляет около 33 % [5]. Парк сельскохозяйственных машин физически изношен и морально устарел. В 2011 г. доля тракторов со сроком службы до трех лет составляла всего лишь 8 %, от 3 до 10 лет - 19 %, свыше 10 лет - 73 % [6] (рис. 1).
Катастрофическая ситуация наблюдается и в производстве оборудования. Российское машиностроение способно предоставить предприятиям только 35 % необходимого оснащения. В результате увеличивается зависимость от зарубежных стран в научно-технологическом отношении. Поставки зарубежной техники по отдельным видам машин за последние годы выросли в 1,6—1,8 раза.
В сложившихся условиях возрастает необходимость скорейшего перехода АПК на инновационный путь развития с учетом модернизации техники и оборудования, технологических процессов на базе развития науки и распространения передовой практики, обеспечения масштабного использования инноваций. В общем смысле
100% -|
90 -
80 -
70 -
60 -
50 -
40 -
30
20 -
10
0
инновация представляет собой конечный результат деятельности, воплощенный в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынок, нового или усовершенствованного процесса, нового подхода к социальным услугам. Применительно к АПК инновации представляют собой реализацию в хозяйственную практику результатов исследований и разработок в виде новых сортов растений, пород и видов животных и кроссов птицы, новых или улучшенных продуктов питания, материалов, новых технологий в растениеводстве, животноводстве и перерабатывающей промышленности, новых удобрений и средств защиты растений и животных, новых методов профилактики и лечения животных и птицы, новых форм организации и управления различными сферами экономики, новых подходов к социальным услугам, позволяющих повысить эффективность производства.
Заметим, что переход отечественного аграрного сектора на инновационный путь во многом зависит от способности субъектов хозяйствования мобилизовать имеющиеся ресурсы для осуществления инновационной деятельности. Одним из существенных условий для достижения намеченной цели является формирование и развитие адекватного механизма финансирования инновационной деятельности.
Необходимо подчеркнуть, что финансирование инновационной деятельности является весьма сложным и постоянно развивающимся механизмом. Так, в советское время он основывался на бюджетных ассигнованиях и децентрализованных источниках целевого назначения. В 1990-е гг. был осуществлен переход экономики к капиталистическому типу хозяйствования, что привело к модификации мето-
Тракторы
□ Свыше 10 лет
Зерноуборочные комбайны
Кормоу борочные комбайны
■ От 3 до 10 лет ПДо 3 лет
Рис. 1. Возрастной состав парка основных видов сельскохозяйственной
техники в России
дов и источников финансирования инновационной деятельности.
В современных условиях методы финансирования инноваций в АПК подразделяются на прямые и косвенные (см. таблицу).
В экономическом механизме инновационной деятельности АПК важную роль играют источники формирования финансовых ресурсов для реализации инвестиционного проекта. Для финансирования инновационной деятельности в аграрном секторе экономики характерным является многоканальность поступления финансовых ресурсов, их вложение в инновационные проекты и целевые инновационные программы, а также контроль за эффективным их использованием.
Для большинства стран Западной Европы и США характерно примерно равное участие частного и государственного капиталов в финансировании прикладных НИОКР, а освоение научных достижений осуществляется в основном за счет бизнеса. Только в аграрном секторе доля государственного финансирования не менее чем в 2 раза выше по сравнению с иными источниками.
Источники финансирования инновационной деятельности в АПК по видам собственности подразделяются на частные и государственные инвестиционные ресурсы (рис. 2).
Анализ инновационной деятельности в аграрном секторе РФ показывает, что одной из основных проблем, с которой сталкиваются сельскохозяйственный производители, является привлечение средств на первоначальные разработки. Так, затраты на технологические инновации в АПК составили в 2006 г. 11 058,7 млн руб., в 2007 - 12 698,2 млн руб., в 2008 г. - 12 182,8 млн руб., в 2009 г. - 10 837,7 млн руб., в 2010 г. - 8 760,9 млн руб., 2011 г. - 13 294,3 млн руб., что является крайне недостаточным [5]. Кризис 2008-2010 гг. не обошел и эту сферу экономики, затраты на технологические инновации оказались ниже уровня 2006 г., и только в 2011 г. удалось превысить показатели докризисного периода.
В последние годы позитивные тенденции развития инновационной деятельности в АПК были обусловлены наличием заметной государственной поддержки, осуществляемой в рамках национального проекта «Развитие АПК» и Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. В соответствии с данными документами основное внимание уделялось технологической модернизации отечественных
Методы финансирования инновационной деятельности в АПк
Метод финансирования
Характеристика
Прямые методы
Внутреннее самофинансирование
Финансирование с использованием рынка
капитала
Финансирование с использованием кредитного рынка
Бюджетное финансирование
Финансирование с помощью комбинированных
Использование только внутренних (собственных) финансовых ресурсов предприятия
Долговое или долевое привлечение средств внешних инвесторов
Финансирование инновационных процессов осуществляется за счет банковских кредитов, в настоящее время является одним из основных методов финансирования)
Финансовые средства выделяются из бюджета
Использование несколько методов привлечения средств в инновационную сферу
Косвенные методы
Покупка материально-технических средств в кредит на срок, синхронизированный со сроком реализации инновационного проекта
Покупка материального имущества в рассрочку с синхронизацией с ожидаемыми доходами
Приобретение лицензии на технологию, заложенную в инновационный проект, при оплате лицензии исключительно в форме роялти
Привлечение трудовых ресурсов с оплатой в ценных бумагах фирмы, выпущенных под инновационный проект
Увязка срока кредита осуществляется со сроком получения прибылей от инновационной деятельности, за счет которых будет обслуживаться и погашаться товарный кредит
Покупатель получает права пользования имуществом без права собственности, которые он приобретет только после окончательной выплаты рассрочки и процентов
Оплата в виде процента от объема продаж продукции, услуг, освоенных по лицензии
Практически оплата труда производится будущими дивидендами из прибылей по инвестиционному проекту
предприятий, что является необходимым условием активизации инновационной деятельности в стране. В настоящее время разработана и принята Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. В ней выделяется подпрограмма «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие», на реализацию которой предусмотрено выделить из федерального бюджета 23,7 млрд руб.
Инвестиционные
ресурсы на уровне частных организаций
Средства бюджетов и внебюджетных фондов.
Привлеченные средства кредитно-банковской и страховой систем.
эшние заимствования
Собственные средства (прибыль, амортизационные отчисления, страховые возмещения и др.).
Привлеченные средства, мобилизованные на финансовом рынке. Коммерческие кредиты и займы
Рис. 2. Источники финансирования инновационной деятельности в АПК
(в текущих ценах). Из консолидированных бюджетов регионов РФ за тот же период предполагается выделить 12,46 млрд руб. [2].
Следует подчеркнуть, что дальнейшее развитие механизма финансирования инновационной деятельности в АПК требует формирования новых структур и институтов по финансированию инвестиционных проектов. Авторы полагают, что одной из подобных структур являются коммерческие инновационные банки, занимающиеся кредитованием всех этапов жизненного цикла продукта. В результате финансирования инновации банк становится совладельцем результата, возвращая свои затраты в виде прибыли от эксплуатации нововведения.
Другим перспективным направлением совершенствования системы финансирования инновационной деятельности в АПК может стать внедрение
Млн руб.
25 000 -|
20 000 15 000 -10 000 -5 000 0
разнообразных механизмов проектного финансирования. Повышенный интерес к подобному способу привлечения финансовых ресурсов обусловлен его неоспоримыми преимуществами по сравнению
с традиционными методами финансирования:
1) ограничением ответственности учредителей проектной компании (кредиторы полагаются только на обеспечение самого проекта и его способность генерировать достаточный для покрытия обязательств денежный поток);
2) возможностью создавать несколько проектных компаний для реализации портфеля проектов крупной компании и вынесения рисков проектов за баланс этой компании;
3) сокращением так называемых «агентских издержек», отражающих противоречия между акционерами в случае выполнения проекта «внутри» компании.
В соответствии с мировой практикой выделяют три основных вида проектного финансирования:
— банковское финансирование;
— корпоративное финансирование;
— финансирование с участием государства [3]. Для аграрного сектора особую значимость
имеет проектное финансирование с участием государства, так как наличие значительных рисков заметно сужает возможности привлечения частного инвестора. В связи с этим одной из наиболее при-
23 339,0
2 000,0
2 000,0
3 310,0
3 164,4
3 220,3
3 277,6
3 333,8
I-1 I-1
2013 г.
2014 г.
2015 г.
2016 г.
2017 г.
2018 г.
2019 г.
2020 г.
Рис. 3. Распределение объемов финансирования мероприятий подпрограммы «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие»
влекательных для применения в аграрной сфере форм проектного финансирования становится государственно-частное партнерство (ГЧП).
В условиях ограниченности бюджетных ресурсов ГЧП может стать эффективным инструментом привлечения долгосрочных инвестиций в развитие инновационных проектов в АПК. Основная форма государственно-частного партнерства, которую целесообразно развивать в аграрном секторе экономики, это долевая форма, заключающаяся в инвестировании частных и публичных средств в уставные капиталы юридических лиц. Данная форма ГЧП должна реа-лизовываться на основе дальнейшего развития государственно-частных предприятий. Участие частного сектора в капитале государственного предприятия должно обеспечиваться на основе акционирования и создания совместных предприятий.
Не следует забывать также о возможностях разнообразных контрактов, заключаемых между государством с частными и юридическими лицами, прежде всего в области НИОКР, государственных закупок, технической помощи и т. д. При этом система краткосрочных контрактов должна стать важнейшим институциональным и организационным механизмом реализации масштабных и локальных проектов в области научно-исследовательских и конструкторских работ и внедрения их результатов в агропромышленное производство.
В целях привлечения долгосрочных инвестиций в АПК в рамках ГЧП возможно развитие лизинговых (арендных) отношений, возникающих на основе передачи государством в аренду объектов основных фондов частному сектору для хозяйственного использования.
Кроме ранее указанных направлений, прогрессивным механизмом финансовой поддержки инновационной деятельности в АПК является фондовый механизм, активно использующийся в некоторых регионах России. Его суть состоит в том, что отделения инновационных фондов осуществляют материальную поддержку развития реципиентов под конкретные проекты и по установленным правилам не только посредством выделения финансовых средств, но и через оплату тех или иных затрат и приобретений сельскохозяйственными товаропроизводителями.
Из-за ограниченности выделяемых государством ресурсов первостепенную значимость должна приобрести поддержка инновационными фондами фундаментальных исследований и важнейших прикладных разработок, ориентированных на быструю отдачу. В
дальнейшем следует усилить исследования по земледелию, экологическому испытанию видового и сортового разнообразия, земельным отношениям, экономике и управлению агропромышленным производством.
Таким образом, усиление инновационной активности, формирование рынка инноваций в АПК должны занимать центральное место в реализации экономической политики государства. Активная государственная инновационная политика является необходимым условием успешной разработки и коммерциализации инноваций, основой для обеспечения устойчивого развития сельских территорий, повышения качества жизни на селе и конкурентоспособности отечественного сельского хозяйства. Финансирование инновационной деятельности в сельском хозяйстве целесообразно осуществлять посредством выделения бюджетных кредитов, субсидий, в том числе из инновационных фондов, а также через механизмы ГЧП, лизинга и компенсаций снижения процентной ставки по кредитам, выданным кредитно-финансовыми организациями. В условиях вступления России в ВТО и сокращения возможностей прямого государственного финансирования сельхозпроизводителей в рамках государственной инновационной политики в аграрном секторе экономики превалирующие позиции должны занять методы косвенного регулирования посредством предоставления разнообразных налоговых льгот и инвестиционных кредитов.
Список литературы
1. Веймарн А. Модернизация агропромышленного комплекса России: возможности, ограничения и лакуны. URL: http://agrobk. ru/modernizatsiya-agropromyishlennogo-kompleksa-rossii-vozmozhnosti ogranicheniya-i-lakunyi.
2. Государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. URL: http://www. mcx. ru.
3. НиконоваИ. А. Проектный анализ и проектное финансирование / И. А. Никонова. М.: Альпина Паблишер. 2012. 154 с.
4. Семенова Н. Н., Сундикова И. А. Факторы, влияющие на инновационное развитие аграрного сектора экономики // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 6. С. 19-24.
5. URL: http://www. gks. ru
6. URL: http://www. rosagroleasing. ru/upload/ content_pages/about/programma_obnovleniya_parka_ selhoztehniki. pdf.