Научная статья на тему 'Возможности экономического роста АПК республики Саха (Якутия)'

Возможности экономического роста АПК республики Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
122
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИРОДНЫЙ РЕСУРС / ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ / РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ) / SAKHA REPUBLIC (YAKUTIA) / NATURAL RESOURCES / INNOVATIVE ECONOMIC MODEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рогожин Юрий Васильевич, Рогожин Василий Васильевич

Рассматриваются возможности освоения возобновимых, но исчерпаемых природных ресурсов, к которым относятся уникальные животные и растения республики и использование которых позволило бы развивать интегрированные сектора экономики, внедряя последние достижениях науки. Особое внимание должно быть уделено развитию перерабатывающих производств сельскохозяйственной продукции, основанных на высокоэффективных, безотходных технологиях, в республике должны развиваться отрасли и сегменты рынка, которые способны производить конкурентоспособную продукцию по отношению к импортируемой из-за ее пределов или в силу своих особенностей производиться за пределами республики не может.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Рогожин Юрий Васильевич, Рогожин Василий Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможности экономического роста АПК республики Саха (Якутия)»

Кроме средств, поступающих в доход краевого бюджета, Управление Федерального казначейства по Алтайскому краю, используя временно свободные бюджетные средства, обладает достаточными финансовыми ресурсами для кредитования предприятий агропромышленного комплекса. Это позволит решать проблемы продовольственной безопасности государства, занятости, дополнительных поступлений в бюджет, снижения уровня до-тационности бюджета региона и т.д.

Поэтому придание органам федерального казначейства статуса кредитного учреждения, т.е. использовать свободные бюджетные средства в качестве кредитных ресурсов является важным элементом для проведения реформы в бюджетной сфере страны, эффективным инструментом проведения антикризисных мероприятий, мощным механизмом поддер-

УДК 631.1

Ключевые слова: природный ресурс, инновационная модель хозяйствования, Республика Саха (Якутия).

Республика Саха (Якутия) относится к регионам с богатыми природными ресурсами [1]. Однако обладая высокими экспортными возможностями невозобнови-мых природных ресурсов (газ, нефть, алмазы, золото и др.), республика вынуждена практически всю высокотехнологиче-

жания приоритетных отраслей экономики страны.

Библиографический список

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации // Федеральный закон от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ ( в ред. от 30.12.2008 г. № 310-ФЗ, часть третья).

2. Гусев С.И. Развитие федерального казначейства в системе управления государственными финансами / С.И. Гусев, Ю.Г. Швецов. — М.: Финансы и статистика, 2006. — С. 53-108.

3. Официальный сайт органов власти Алтайского края [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.altairegion. ш.

4. Официальный сайт Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://altay.roskazna.ru.

О.В. Рогожин, .В. Рогожин

скую продукцию завозить из-за ее пределов. Хотя часть из этой продукции можно было производить внутри республики.

Особенно широкие возможности открываются в области освоения возобновимых, но исчерпаемых природных ресурсов, к которым относятся уникальные животные и растения республики. Использование этих природных ресурсов позволило бы развивать интегрированные сектора экономики с внедрением последних

+ + +

В

ВОЗМОЖНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА АПК РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

достижений науки. Для освоения природных ресурсов необходимо обратить пристальное внимание не только на создание и развитие производственной базы, но и на освоение современных приемов и методов переработки сырья, с возможностью создания безотходных высокотехнологичных комплексов, ориентированных на производство высокотехнологичной, конкурентоспособной продукции.

Производство и переработка ресурсов живой природы в республике находится на очень низком уровне и требует значительных инвестиций [2]. Однако нехватка финансовых ресурсов у сельхозпроизводителей для пополнения оборотных средств и покрытия кредитов сдерживает приток инвестиций, обусловливая появление стагнации в сельскохозяйственном секторе экономики республики. При этом предприятия вынуждены финансировать свою деятельность преимущественно за счет собственных средств, которых недостаточно для покрытия всевозрастающих издержек.

Высокие издержки сельскохозяйственных производств республики во многом обусловлены наличием суровых природно-климатических условий, которые проявляются в недостатке тепла и влаги в период активной вегетации сельскохозяйственных растений, присутствия многолетней мерзлоты и вследствие этого — низкой урожайности основных сельхозкультур [3]. Кроме того, обладая значительными площадями, республика ограничена в территории, благоприятной для ведения сельскохозяйственных работ, которые в основном располагаются в Центральной Якутии, где проживает большинство сельского населения республики и располагаются все пахотные земли.

Значительный диспаритет цен между продукцией сельского хозяйства и средствами производства этой продукции обусловливает рост себестоимости на сельскохозяйственную продукцию, тогда как сезонность сельскохозяйственных работ вынуждает сельхозпроизводителей привлекать большие суммы в весенне-летне-осенний период на производственные нужды (ГСМ, зерно, удобрения и др.), способствует формированию дефицита финансовых ресурсов в период проведения сельскохозяйственных работ.

Последствия диспаритета цен проявляются в большинстве хозяйств сокращением обновления парка тракторов и других сельхозмашин не только Республике Саха

(Якутия), но и по России в целом. Так, парк тракторов в 2007 г. в Российской Федерации уменьшился по сравнению с 1990 г. на 62%, а зерноуборочных комбайнов на 66% (табл. 1).

По сведениям Минсельхоза России, на начало 2008 г. обеспеченность различными видами техники от потребности составляла, %: тракторов — 48, комбайнов зерноуборочных — 57. В целом же обеспеченность сельскохозяйственной техникой в расчете на 100 га посевов зерновых и технических культур по сравнению с западноевропейскими странами было в 1012 раз ниже. Такое состояние технического парка АПК сдерживает применение новых технологий.

Следует обратить внимание на то, что сельхопроизводителями в России в настоящее время больше приобретается зарубежной техники, особенно тракторов. Так, в 2007 г. поставки импортных машин составляли 80%, в том числе из Беларуси — 48, стран Дальнего зарубежья — 28, Украины — 4%. Приобретено зерноуборочных комбайнов 36%, в том числе из Беларуси — 2, Дальнего зарубежья — 34%. Высокий спрос на зарубежную технику обусловлен низкой рентабельностью отечественной техники по показателям цена/качество, а также катастрофическим состоянием российского тракторного и сельскохозяйственного машиностроения. По данным Росстата в минувшем году в России для АПК произведено тракторов сельскохозяйственного назначения 8,7 тыс. (в 2006 г. — 7,4 тыс.), комбайнов зерноуборочных — 8,2 (7,9 тыс.), тракторных плугов — 1,9, сеялок тракторных — 7,3, машин для внесения в почву минеральных удобрений — 742 тыс. (409 тыс.). Низкая техническая оснащенность сельхозпроизводителей техникой снижает производительность труда, приводит к срыву сроков проведения сельскохозяйственных работ и способствует снижению урожайности зерновых культур на 25-30%, а также повлияла на проведение работ по защите сельскохозяйственных растений от сорняков, вредителей и болезней, способствовало снижению их урожайности.

Кроме того, в крайне малых размерах в Российской Федерации используются минеральные удобрения. Так, в среднем в 2005-2007 гг. потреблено только 1,61,8 млн т, при расчетной потребности в 6 млн т. Резкое сокращение использования минеральных удобрений практически способствовало свертыванию мероприятий

по повышению плодородия почв. Отсутствие собственных средств сельхозпредприятий привело к свертыванию работ по мелиорации и комплексному агрохимическому окультуриванию земель.

В Республике Саха (Якутия) за 20012006 гг. обеспеченность сельхозпроизводителей в тракторах снизилась на 37,9%, а зерноуборочных комбайнов — на 17,3% (табл. 2).

В этот же период обеспеченность тракторами на 100 га пашни уменьшилась в 1,3 раза. При этом количество машин для внесения в почву твердых и жидких органических удобрений уменьшилось, соответственно, на 76,9 и 42,9%. Эти данные свидетельствуют о высоком износе сельхозтехники в АПК республики. Поэтому уже сейчас следует обратить внимание на необходимость осуществлять переоснащение сельскохозяйственной техники, которая способствовала повышению производительности труда и экономии энергоресурсов. Для этого требуется провести инвентаризацию основного капитала, определить стоимость основных фондов по рыночной цене и списать устаревшие и неиспользуемые мощности, освободиться таким образом от амортизационных начислений и налога на имущество.

Значительные кредиторские и дебиторские задолженности неблагоприятно сказываются на развитии сельскохозяйственных предприятий, которые могли бы эффективно работать при наличии правительственных гарантий и финансовой поддержке. При этом высокие издержки производства обусловливают убыточность

сельскохозяйственных предприятий, вынужденных выплачивать мизерную заработную плату своим работникам.

Высокие ставки по кредитам ограничивают возможности заемщиков активно брать кредиты, поэтому сельхозпроизводители вынуждены брать только небольшие суммы.

В республике в ограниченном количестве присутствует капитал стратегических инвесторов, международных финансовых организаций.

Слаборазвитая транспортная инфраструктура, отсутствие высокорентабельных транспортных средств понижают привлекательность инвесторов.

Лизинг как форма долгосрочной аренды сельскохозяйственной техники недостаточно активно используется сельхозпроизводителями в связи со сложными договорными обязательствами.

Недостаточно активно используется деятельность научных и производственных структур республики — способствует тому, что на рынке мало высокотехнологичной продукции местного производства, способной конкурировать с привозимой из-за пределов республики. Поэтому повышение конкурентоспособности хозяйств на основе развития инновационных технологий является приоритетной задачей АПК Республики Саха (Якутия). При этом особое внимание должно быть уделено развитию перерабатывающих производств сельскохозяйственной продукции, основанных на высокоэффективных, безотходных технологиях.

Количество техники в сельском хозяйстве России, тыс. ед.

Таблица 1

Вид техники Годы

1990 1995 2000 2005 2007

% % % % %

Трактора 1365 100 1052 77 747 55 505 37 519 38

Комбайны зерноуборочные 408 100 291 72 199 49 156 39 138 34

Таблица 2

Количество техники в сельскохозяйственных предприятиях Республики Саха (Якутия), ед.

Вид Годы

техники 2001 2002 2003 2004 2005 2006

% % % % % %

Трактора 2489 100 2233 89,7 1869 75,0 1680 67,5 1637 65,8 1546 62,1

Комбайны

зерноубо- 133 100 136 103,8 126 94,7 129 96,9 118 88,7 110 82,7

рочные

Низкая инвестиционная привлекательность региона обусловливает малую привлекательность в развитии производств, отсутствие которых способствует оттоку высококвалифицированных кадров, не нашедших себе работу по избранной квалификации.

Отсутствие высококвалифицированных кадров приводит к деградации производственной базы, понижению инвестиционной привлекательности региона. Отсутствие производств, в свою очередь, будет способствовать росту социальной напряженности в регионе.

Невозможность найти работу по специальности вынуждает наиболее перспективных и талантливых молодых людей переезжать в другие регионы России и за рубеж. В связи с этим правительству республики необходимо уже сейчас разрабатывать программы развития, основанные на инновационно-инвестиционных механизмах. При этом в основе стратегических направлений необходимо заложить ускоренное проведение диверсификации производств, повышение производительности труда и конкурентоспособности продукции сельского хозяйства.

Поэтому решение основных проблем АПК республики во многом зависит от развития высокотехнологичных производств, способных производить продукцию с высокой добавленной стоимостью. Высокие затраты на ГСМ могли быть снижены в случае организации на территории республики производств, способных осуществлять как добычу, так и переработку нефтепродуктов. Наличие собственной переработки нефтепродуктов создает условия для повышения занятости местного населения, удовлетворения спроса на ГСМ по низким ценам, а также организации экспортных поставок ГСМ за пределы республики.

Приоритетные отрасли АПК республики, в частности, оленеводство и коневодство, должны выйти на новый уровень развития путем обновления и модернизации основных фондов, повышение эффективности использования производственного потенциала и квалификации специалистов системы управления.

Нужно создавать условия, стимулирующие корпоративную деятельность хозяйств с различной формой собственности, постоянно совершенствовать законодательную базу, стимулируя создание аг-рохолдингов, в составе которых должны быть научно-производственные центры,

способные разрабатывать новые технологии, проводить обучение специалистов, выпускать малыми сериями новые образцы продукции, осуществлять маркетинговую стратегию.

При этом республика может развивать отрасли и сегменты рынка, которые способны производить конкурентоспособную продукцию по отношению к импортируемой из-за ее пределов или в силу своих особенностей производиться за пределами республики не может. Кроме того, развитие и богатство многих стран (США, Японии, Южная Корея, Китай и др.), прежде всего, основано на стимулировании производств с высокими технологии. При этом определяющим фактором развития в этих странах является уровень диверсификации промышленности, ориентированной на инновации, основой для создания которых служит использование знаний фундаментальных и прикладных наук.

Для реализации намеченных программ необходимо определить приоритетом промышленную политику Республики Саха (Якутия), которая должна устранить устаревшие производственные структуры и стимулировать создание новых производственных комплексов как в промышленном, так и аграрном секторе экономики; при этом способствовать ускорению научно-технического прогресса и совершенствованию системы управления.

Основными направлениями государственной поддержки производств должны быть следующие:

- мероприятия, улучшающие финансовое, кредитное, банковское, инвестиционное, налоговое законодательство республики;

- стимулирование деятельности местных товаропроизводителей и содействие продвижению их товаров на внешнем рынке;

- разработать комплекс мер по поддержке проведения диверсификации производств и повышения производительности труда;

- организация консультаций по реформированию производств и проведению сертификации продукции согласно международным стандартам;

- информационно-аналитическая и маркетинговая поддержка продукции, производимой из местного сырья;

- организация систематического обучения руководящего состава хозяйствующих субъектов новым рыночным механизмам управления;

- участие в создании высокотехнологичных научно-производственных комплексов, укомплектованных высококвалифицированными кадрами;

- стимулировать корпоративное участие сотрудников научно-производственных объединений во всероссийских и международных инновационных программах;

- содействовать использованию собственных источников финансирования предприятий на научные исследования;

- уделять первостепенное внимание развитию инфраструктуры региона и, в первую очередь, транспортным средствам;

- осуществлять поддержку образования интегрированных производств, взаимодополняющих между собой и участвующих в реализации комплексных программ.

Таким образом, инновационно-инвестиционная стратегия развития АПК Республики Саха (Якутия) позволит активно на-

полнять рынок продуктами сельскохозяйственного производства, а также позволит увеличить вклад республики в решение продовольственной программы Российской Федерации.

Библиографический список

1. Сыроватский Л.И. Экономика и организация оленеводческого производства / Л.И. Сыроватский. — Якутск: Якутское кн. изд-во, 200. — 408 с.

2. Сельское хозяйство Республики Саха (Якутия): статистический сборник. — Якутск, 2007. — 151 с.

3. Матвеев И.А. Организационно-экономические основы развития и эффективность кормопроизводства в Республике Саха (Якутия) / И.А. Матвеев, М.Г. Афанасьев // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 2007. — № 8. — С. 29-31.

+ + +

УДК 338.436.33(470.47) В.В. Боджаева

ПРИОРИТЕТЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНА

Ключевые слова: инновационное развитие, понятие экономики, агропромышленный комплекс, агротехнопарк, бизнес-инкубатор, высокотехнологический комплекс.

Введение

Стратегическим условием ускоренного развития региона, безусловно, является формирование эффективной инновационной инфраструктуры как системы организаций, которые обеспечивают реализацию инновационного потенциала территории и способствуют активизации инновационной деятельности. Стратегической целью развития сельского хозяйства является превращение территории в высокотехнологичный экспортно-ориентированный сельскохозяйственный регион. Инновационная инфраструктура является эффективной моделью взаимодействия науки, образования и производства, связующим звеном между разработчиком и потребителем

инновации, между научной идеей и ее практическим воплощением [1].

В частности, для аграрного сектора она позволит максимально использовать природный и биологический потенциал сельскохозяйственных животных и растений региона; специализацию организаций сельскохозяйственной сферы; обновление технической инфраструктуры; внедрение новых информационных технологий на всех уровнях хозяйствования и управления сельским хозяйством.

Объекты и методы

Реализация такого рода мероприятий предполагает траты значительных денежных средств, материально-технических ресурсов. Именно для решения таких задач в Российской Федерации создаются агротехнопарковые формирования. Агро-технопарк — это комплексный инфраструктурный объект инновационной деятельности, ориентированный на интегра-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.