Лукошина Полина Андреевна
Финансирование экстремистской и террористической деятельности: социально-политические предпосылки криминологического познания
В статье анализируются социально-политические предпосылки криминологического познания феномена финансирования экстремистской и террористической деятельности. Раскрываются сущность, основные механизмы финансирования экстремизма и терроризма, а также тенденция использования современных технологий в целях финансового обеспечения рассматриваемой преступной деятельности. Формулируются методологические основы и направления исследования данного феномена в контексте криминологической науки.
Ключевые слова: финансирование, терроризм, экстремизм, современные технологии, криптовалюта, денежные активы, противодействие финансированию, сеть Интернет, механизмы финансирования.
Financing of extremist and terrorist activities: socio-political prerequisites for criminological cognition
The article analyzes the socio-political prerequisites for criminological cognition of the phenomenon of financing extremist and terrorist activities. The essence, the main mechanisms of financing extremism and terrorism, as well as the trend of using modern technologies for the financial support of this criminal activity are considered. The methodological foundations and directions of the study of this phenomenon in the context of criminological science are formulated.
Keywords: financing, terrorism, extremism, modern technologies, cryptocurrency, monetary assets, countering financing, the Internet, financing mechanisms.
На любом этапе становления и развития общества главной функцией государства является обеспечение безопасности граждан. В числе наиболее существенных угроз национальной безопасности страны можно отметить преступления экстремистского характера и террористической направленности. Противоправные деяния данной категории наносят значительный ущерб общественной безопасности, посягают на жизнь и здоровье граждан, объекты критической инфраструктуры, информационную среду, органы государственного управления, государственных и общественных деятелей.
На фоне обострившейся военно-политической обстановки вопрос обеспечения национальной безопасности страны приобретает особое значение, в том числе из-за постоянно возникающих угроз экстремистского и террористического характера со стороны недружественных стран. Согласно Указу Президента РФ от 29 мая 2020 г. № 344 «Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму и терроризму до 2025 года» главным источником угроз национальной безопасности нашей страны является экстремистская и тер-
рористическая деятельность, осуществляемая националистическими, радикальными, общественными, религиозными, этническими и иными объедениями, направленная на нарушение единства и территориальной целостности России, дестабилизацию внутриполитической и социальной обстановки в стране [1].
В Международном рейтинге «Глобальный индекс терроризма» за 2022 г. Россия занимает 44 место и оценивается как государство со средним уровнем риска в данной области. В 2021 г. Россия занимала 38 место в указанном рейтинге [2].
Противодействие преступлениям террористического характера и экстремистской направленности - важнейший элемент национальной политики любого государства. На необходимость борьбы с данным общественно опасным явлением неоднократно указывал глава государства. Так, на расширенном заседании коллегии МВД России В.В. Путин отметил, что серьезным сигналом, который требует всестороннего анализа, является рост количества преступлений, связанных с экстремизмом. Президент РФ подчеркнул, что правоохра-
36
нительным органам и спецслужбам необходимо своевременно оценивать риски возможных экстремистских проявлений и на этой основе вырабатывать эффективные превентивные меры [3].
Эффективность деятельности террористических и экстремистских сообществ и степень достижения поставленных ими целей напрямую зависят от уровня их денежного и материального обеспечения.
Анализируя статистические данные, представленные Федеральной службой государственной статистики Российской Федерации, можно отметить, что только за январь - сентябрь 2022 г. количество зарегистрированных преступлений, связанных с финансированием терроризма и экстремизма, составило 229 (200 - связанных с финансированием террористической деятельности, 29 - с финансированием экстремистской деятельности), в то время как в 2021 г. было зарегистрировано 223 таких преступления (200 - связанных с финансированием террористической деятельности, 23 - с финансированием экстремистской деятельности) [4]. Представленные сведения позволяют сделать вывод, что в России наблюдается тенденция роста количества преступлений, связанных с финансированием экстремизма и терроризма.
Финансирование экстремистской и террористической деятельности образуется совокупностью преступлений, предусмотренных ст. 182.3 и 205.1 УК РФ, и подразумевает сбор денежных и материальных средств, которые предназначены для осуществления террористической и экстремистской деятельности, вербовки и обучения новых лиц, распространения экстремистской и террористической идеологии.
Традиционными способами финансирования экстремистской и террористической деятельности по-прежнему остаются получение денежной и материальной поддержки из-за рубежа, а также сбор денежных средств, так называемой «общей кассы», членами противоправных организаций.
Так, по версии следствия, осужденный, отбывающий наказание в исправительной колонии, с августа 2020 г. по август 2021 г. финансировал экстремистскую деятельность «АУЕ» (движение, запрещенное на территории Российской Федерации). Подозреваемый контролировал средства, поступающие от осужденных для пополнения так называемого «общака». Полученные деньги расходовались на средства связи, приобретение других предметов, оборот которых запрещен на территории исправительной колонии, а также нужды осужденных, в том числе приобретение продуктов питания, одежды и иные потребности. Уточняется, что подозреваемый аккумулировал и вел учет средств,
составлял списки должников, отчитывался перед другим осужденным, занимавшим высшее положение в преступной иерархии [5].
Наряду с традиционными способами получения материальной и денежной поддержки, террористические и экстремистские организации стали активно внедрять в свою детальность современные технологии. С целью получения финансовых ресурсов для своей деятельности члены преступных организаций активно используют платежные системы (Хавала, Western Union, American Express, PayPal, Яндекс.Деньги, VisaTransfer), внутриигровую и криптовалюту.
Рассмотрим подробно новые способы получения финансовой поддержки террористическими и экстремистскими организациями.
Современные платежные системы. В настоящее время стали появляться анонимные платежные системы, которые не позволяют установить круг участников, вовлеченных в финансирование экстремистской и террористической деятельности. Данные платежные системы достаточно распространены и основаны на бесконтрольном использовании SIM-карт. В результате сотрудники правоохранительных органов сталкиваются с трудностью установления лица, осуществляющего платежи. Данные системы особо актуальны по ряду причин:
высокая степень анонимности сервисов, возможность использования другого имени пользователя;
возможность обращения к сервисам всех пользователей сети Интернет;
простота использования, высокая мобильность сервисов;
возможность конфиденциального использования систем без привязки к паспортным данным пользователей.
Криптовалюта. В последнее время проблема использования криптовалюты в преступной деятельности приобретает мировые масштабы. Государственные органы, в чью компетенцию входит противодействие финансированию экстремизма и терроризма, неоднократно указывали на сложность установления финансового следа ввиду высокой степени анонимности и зашифрованности криптовалюты.
Так, директор Росфинмониторинга Ю. Чихан-чин на встрече с В.В. Путиным выразил обеспокоенность использованием криптовалюты в противоправных целях: «К сожалению, явление это продолжает быть. И только на двух зарубежных площадках, двух биржах несколько сот тысяч российских граждан участвуют в сделках на десятки миллиардов. И мы видим, что там идут не только расчеты, не только спекулятивные сделки, но и незаконный оборот наркотиков, финансирование терроризма и экстремизма» [6].
37
Легальные организации. Наблюдается тенденция, когда экстремистские и террористические организации создают легальные коммерческие и некоммерческие предприятия. Впоследствии денежные средства используются для финансирования экстремизма и терроризма.
Например, с февраля 2015 г. лица, разделяющие идеи «ИГИЛ» (террористическая организация, запрещенная на территории Российской Федерации), организовали сбор средств под видом благотворительного фонда. В своей деятельности фигуранты активно использовали возможности различных социальных сетей и мессенджеров, что позволило им собрать более 1,4 млн руб. для финансирования «ИГИЛ» [7].
Нелегальные торговые площадки. Экстремистские и террористические организации стали активно пользоваться возможностями DarkNet-рынка, являющегося площадкой, на которой осуществляется противозаконная деятельность по продаже оружия, наркотических средств и т.д. Полученные в ходе реализации данных товаров средства также являются источниками финансирования экстремизма и терроризма. Ввиду многоступенчатой формы шифрования и использования на данных сервисах криптовалюты правоохранительным органам не представляется возможным выявить участников противоправной деятельности.
Социальные сети и мессенджеры. Согласно публичному отчету о национальной оценке рисков террористические организации используют возможности сети Интернет в целях финансирования своей деятельности. Социальные сети стали широкодоступным инструментом, который позволяет вовлекать в деятельность экстремистских и террористических организаций интернет-аудиторию со всего мира, что значительно расширяет их географию и объемы финансирования [8].
Так, в 2019-2020 гг. запрещенная на территории Российской Федерации террористическая организация «Аль-Каида» осуществляла сбор денежных средств через различные telegram-ка-налы. Объем полученных в результате такой схемы денежных средств составил 1 млн долл. в криптовалюте. Меньшую сумму (100 тыс. долл.) по аналогичной схеме собрала бригада Аль-Кассам, военное крыло ХАМАС [9].
Труды А.И. Долговой, Н.М. Чудина, П.А. Коржа, Т.В. Пинкевич, Е.В. Безручко, Н.Н. Гриба, А.Н. Игнатова, А.Э. Жалинского, С.Д. Бело-церковского, Л.Н. Панкова, Ю.В. Таранухина, А.В. Павлинова, С.Н. Фридинского, В.С. Овчин-ского и др., в которых исследуется феномен экстремизма и терроризма, вносят существенный вклад в изучение данного явления с позиции криминологической науки, однако вопросы фи-
нансирования указанной деятельности в них предметно не рассматривались.
Вопросы противодействия финансированию экстремистской и террористической деятельности, а также проблема установления ответственности за данные преступления с позиции уголовного права анализируются в работах С.Д. Гринько, Л.Т. Кокоевой, В.В. Ульяновой, А.Г. Хлебушкина, СЮ. Богомолова, А.В. Петрянина.
Выявленные тенденции развития преступной деятельности, к сожалению, не нашли должного отражения в криминологической науке. В рамках существующих научных трудов анализируются отдельные, довольно узкие аспекты рассматриваемой проблемы. В криминологической науке отсутствуют комплексные исследования данного феномена, которые отражали бы криминологическую характеристику, основные механизмы финансирования экстремистской и террористической деятельности и меры противодействия им.
В настоящее время практика сталкивается с трудностями, связанными с проблемой оценки масштабов рассматриваемого явления, раскрытия основных механизмов финансирования экстремистской и террористической деятельности и, как следствие, организации предупредительной деятельности в данной области. Во многом это связанно с тем, что компетенции сотрудников правоохранительных органов зачастую являются недостаточными, что не позволяет осуществлять эффективное противодействие финансированию экстремистской и террористической деятельности.
Кроме того, сотрудники правоохранительных органов сталкиваются с проблемой организации взаимодействия с рядом организаций ввиду существования банковской и коммерческой тайны. Решение данного вопроса связано с получением соответствующего санкционирования, на что требуется определенное время, за которое злоумышленники могут предпринять меры по маскировке противоправных схем.
Существующие пробелы в познании закономерностей в области финансирования экстремизма и терроризма не способствуют совершенствованию антикриминальной практики. С целью их устранения необходимо выделить направления, позволяющие обеспечить принятие эффективных мер, направленных на противодействие данному явлению:
формулирование теоретических основ финансирования преступлений экстремистской направленности и террористического характера;
сбор актуальных данных о масштабах рассматриваемого явления;
изучение детерминационного комплекса финансирования экстремизма и терроризма;
38
анализ криминологической характеристики личности преступника, участвующего в финансировании экстремистской и террористической деятельности;
выявление основных механизмов финансирования данной деятельности;
1. Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года: указ Президента РФ от 29 мая 2020 г. № 344. Доступ из справ. правой системы «КонсультантПлюс»
2. Международный отчет «Глобальный индекс терроризма» // Сайт Федеральной службы по финансовому мониторингу [Электронный ресурс]. URL: https://www.visionofhumanity. org/wp-content/uploads/2022/03/GTI-2022-web-04112022.pdf
3. Расширенное заседание коллегии МВД России // Официальный сайт Президента РФ [Электронный ресурс]. URL:http://www.kremlin. ru/events/president/transcripts/67795
4. Статистические данные Федеральной службы государственной статистики РФ (форма федерального статистического наблюдения № 280 ИТТ «О преступлениях террористического характера и экстремистской направленности»).
5. Официальный сайт СУ СК по Астраханской области [Электронный ресурс]. URL: https://astr.sledcom.ru/news/item/1736854/
6. Официальный сайт Федеральной службы по финансовому мониторингу [Электронный ресурс]. URL:https://fedsfm.ru
7. Официальный сайт Информационного агентства Интерфакс [Электронный ресурс]. URL: https://www.interfax.ru/russia/642073
8. Публичный отчет «Национальная оценка рисков финансирования терроризма» // Управление по противодействию финансирования терроризма [Электронный ресурс]. URL: https://www.fedsfm.ru/fm/nor
9. Официальный сайт Российского информационного агентства ТАСС [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/politika/6995016
анализ зарубежного и отечественного опыта противодействия финансированию преступлений экстремистской направленности и террористического характера;
повышение эффективности противодействия данному явлению.
1. On the approval of the Strategy for Countering Extremism in the Russian Federation until 2025: decree of the President of the Russian Federation d.d. May 29, 2020 No. 344. Access from the legal reference system "ConsultantPlus".
2. International report "Global Terrorism Index" // Website of the Federal Financial Monitoring Service [Web resource]. URL: https://www.visionofhumanity.org/wp-content/ uploads/2022/03/GTI-2022-web-04112022.pdf
3. Extended meeting of the Board of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Official website of the President of the Russian Federation [Web resource].URL:http://www.kremlin.ru/events/ president/transcripts/67795
4. Statistical data of the Federal State Statistics Service of the Russian Federation (Federal Statistical Observation Form No. 280 ITT "On crimes of a terrorist nature and extremist orientation").
5. The official website of the SU IC for the Astrakhan region [Web resource]. URL: https:// astr.sledcom.ru/news/item/1736854/
6. Official website of the Federal Financial Monitoring Service [Web resource]. URL:https:// fedsfm.ru
7. The official website of the Interfax News Agency [Web resource]. URL: https://www. interfax.ru/russia/642073
8. Public Report "National Assessment of Terrorist Financing Risks"//Department for Countering the Financing of Terrorism [Web resource]. URL: https://www.fedsfm.ru/fm/nor
9. The official website of the Russian News Agency TASS [Web resource]. URL: https://tass. ru/politika/6995016
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Лукошина Полина Андреевна, адъюнкт кафедры уголовного права и криминологии Краснодарского университета МВД России; email: lukoshina.polina@bk.ru
INFORMATION ABOUT AUTHOR
P.A. Lukoshina, Adjunct of the Department of Criminal Law and Criminology, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; email: lukoshina.polina@bk.ru
39