Финансирование экстремистской деятельности в контексте норм уголовного права Российской Федерации
Щебляков Евгений Степанович
старший преподаватель, Красноярский государственный аграрный университет ,[email protected]
Экстремистская деятельность в своей основе не требует значительного объема финансирования и может быть отождествлена c бытовыми высказываниями отдельных лиц. В связи с этим актуальность регламентирования экстремисткой деятельности затрагивает аспект сочетания ее с понятием финансирования деятельности террористической организации. В статье рассматривается аналогия предотвращения финансирования экстремистских организаций по аналогу с финансированием организаций террористического толка. Авторы рассматривают возможность структурного изменения и формирования таких позиций как предотвращение финансирования экстремисткой деятельности как противодействия поступлению финансовых потоков целью которых является обеспечение систематической деятельности организации экстремистского толка. Рассматриваются видовые признаки данного явление и пути его право-прекращения в действующем уголовном законодательстве. Авторы статьи показывают, что это является не только преступлением уголовной направленности, но также и структурной составляющей по формированию целостной системы обеспечения национальной безопасности.
Ключевые слова: противодействия, экстремизм, структура, формирование, регулирование.
X 2 о
о см о
О!
Одним из важнейших факторов борьбы с преступностью является выявление и перекрытие каналов финансирования преступной деятельности, поскольку групповая преступная деятельность может быть эффективной только при наличии такого обязательного элемента обеспечения своего функционирования, которым является надлежащее финансирование (как в период формирования и становления группы, группировки, так и во время подготовки и совершения конкретных преступных действий).
При рассмотрении в целом преступлений, которые связаны с формированием списка и общего массива преступлений могут рассматриваться не только как отдельные виды преступлений, но также и имеют составы для квалификации при системном соучастии отдельных лиц. В частности, отдельно выделяют состав в действующем Уголовном кодексе Российской Федерации (ст. 205.1 УК РФ) [1]. А в отношении экстремистских группировок это обстоятельство, которое подлежит доказыванию во время досудебного расследования:
1) во-первых, во время установления обстоятельств создания и дальнейших процессов трансформации группировок экстремистского толка;
2) во-вторых, установление источников финансирования с последующим перекрытием соответствующих каналов финансирования.
Последнее является фактором, способствующим как успешной борьбе в целом с такими негативными явлениями, каким является экстремизм, так и эффективности расследования конкретных уголовных производств, средством преодоления противодействия расследованию.
Проблемы в сфере противодействия экстремистской деятельности (в условиях отсутствия определения экстремизма и экстремистской деятельности в отечественном законодательстве) в последние годы достаточно активно исследовались и отечественными криминалистами проведены исследования особенностей расследования определенных видов преступлений, где среди прочих рассматривались вопросы расследования некоторых проявлений экстремистской деятельности [10, с. 310]. Это, в частности, диссертационные исследования о методике расследования массовых беспорядков, об особенностях расследования преступных посягательств, совершенных на почве
проповедования деструктивных идеологий или выполнения религиозных обрядов, об особенностях расследования преступлений против личности, совершаемых на почве расовой, национальной или религиозной вражды, но вопросы особенностей создания экстремистских формирований и их финансирование практически не исследовались.
Аналогичное состояние сложилось и в других странах, где вопросам расследования уголовно-наказуемых проявлений экстремизма посвящены работ отдельных исследователей. При этом в РФ в действующем Уголовном кодексе предусмотрена ответственность за финансирование экстремистской деятельности (ст.282.3 УК РФ). Но и там вопрос особенностей выявления источников финансирования деятельности групповой экстремистской деятельности исследовался фрагментарно.
Разработка методики выявления источников финансирования и перекрытия каналов финансирования деятельности экстремистских организаций является достаточно актуальным для практики расследования указанной категории уголовных производств, а следовательно, требует дополнительной обработки.
Во время расследования таких преступлений (ранее уже была предложена их криминалистическая классификация и выделены три группы преступлений, которые имеют признаки проявления экстремистской деятельности) следствие должно доказать существование экстремистского формирования; наличие в нем организационной структуры, участие в деятельности формирования конкретных лиц и их роль в формировании, сущность идеологической составляющей части (или наличие соответствующей идеологической установки), которая объединяет лиц, входящих в состав формирования, и др. Кроме того, в соответствии с п. б ч.и ст. 91 УПК РФ подлежат доказыванию факты финансирования и / или материального обеспечения совершения уголовного правонарушения [2].
Надо отметить, что если организованные преступные группировки (ОПГ) формируются традиционно - путем трансформации обычной преступной группы или такой же группы с распределением ролей в организованной преступной группе или группировке и при этом объединяет ее участников общая мотивация - получение преступным путем материальных ценностей, денежных средств, то есть обязательное условие организованной преступной группировки - объединение лиц в группу на почве корыстных интересов, то создание современных экстремистских формирований проходит совсем другим путем.
В ряде случаев исследование данного явления определяется на аналогии с основными социальными явлениями. Так, М. Грановеттер, Г. Берт показывают, что в аналогии с группировками экстремистского толка следует рассматривать социальные сети по принципу аналогичного функционирования. А следовательно следует пресекать попытки финансирования экстремистов как противодействие распространению предметов, оборот кото-
рых ограничен, например оружия или наркотиков. П. Бурдье, Г. Коулман определяют, что каждая экстремистская группировка обладает определенным капиталом социального толка. А следовательно необходимо как можно в большей степени снизить возможность их восприятия со стороны населения и следовательно снизить привлекательность социального инвестирования как денежными средствами так и человеческими ресурсами. Указанная социальная сеть получает признаки самоорганизующейся и характеризуется наличием необычной устойчивости и гибкости, а социальные связи в создании указанной структуры иногда имеют более важную роль по сравнению с идеологией [5, с. 190].
Финансирование преступной деятельности (в том числе коррумпированных связей) в ОПГ связано с совершением преступлений, которые являются для этой группировки базовыми, то есть такими, которые, по мнению участников ОПГ, наиболее безопасны во время совершения (к числу которых относятся деяния, которые не предполагают наличие значительного количества потерпевших) и являются перспективными для того, чтобы в большей степени быть ориентированными на получение прибыли.
Базовые деяния, которые составляют основу для группировок экстремистского толка - это прежде всего те, которые не относятся к деяниям, целью которых является приобретение дополнительного влияния или экономического успеха. Такие деяния противопоставляются аналогичным действиям со стороны ОПГ, где получение прибыли остается основным элементом получения прибыли и соответственно это акцентируется интересом со стороны инвесторов криминального толка.
Вопросы финансирования деятельности и отдельных мероприятий экстремистской группировки особенно важны в периоды, связанные с формированием группировки; подготовкой (например, обучением) его участников; подготовкой и проведением массовых выступлений: организацией массовых беспорядков, митингов, совершении нападений на граждан, уничтожения имущества, совершения террористических актов, изготовления печатных материалов экстремистского характера и др. [6, с. 122]
Финансирование экстремистских группировок преимущественно связано с постоянной или разовой помощью со стороны коммерческих, общественных, религиозных, государственных (других государств) организаций (учреждений) или от отдельных лиц (доноров), в том числе (для последних) из средств, полученных преступным путем, а также из взносов лиц, входящих в состав группировки (рядовых членов или лидеров) [4, с. 57]. Последнее (самофинансирование), по нашему мнению, является наиболее распространенным, исходя из самоорганизующегося характера экстремистских организаций.
Под финансированием можно понимать не только предоставление финансовых услуг, но и обеспечение предметами экипировки, средствами
5
-о Й -С
гп
о
а
Н
А У
т; А
связи и др. Это могут быть как систематические отчисления, так и разовый взнос в общую кассу, приобретение недвижимости или оплата стоимости ее аренды, предоставление денежных средств, предназначенных для подкупа должностных лиц и др.
Финансирование экстремисткой деятельности при рассмотрении целесообразно дифференцировать по составу и выделить некоторые группы:
1) система традиционного финансирования через те экономические институты, которые традиционно широко представлены в государстве (сюда можно отнести банки, кооперативы, кредитные союзы и иные традиционные институты);
2) финансовые институты, которые позволяют в большой степени формировать процессы поступления значительных средств в самой минимальной форме по затратам - казино, валютные биржи и инвестиционные фонды;
3) системы денежных переводов, основанные на неформальных договоренностях - например система хавала;
4) легализация средств, полученных от незаконных операций или под прикрытием отдельных законных схем - деньги от наркоторговли или благотворительные фонды;
5) финансирование со стороны государств, которые сочувствуют или транслируют свои политические цели через экстремистские организации (в том числе в виде грантов), а также со стороны экстремистских организаций других стран, которые разделяют подобную идеологию (в том числе в ситуациях, когда экстремистская организация может быть легализована (зарегистрирована) как общественная организация (объединение) или политическая партия).
Для отдельных видов экстремистской деятельности есть типичные пути получения денежных средств для поддержания функционирования экстремистской группировки. В частности, если речь идет о формировании, в состав которых входят мусульмане (ваххабиты, салафиты и др.), то надо исходить из того, что Ислам уделяет особое внимание благотворительности и пожертвованиям как религиозному долгу мусульман, а потому финансирование может быть в виде таких пожертвований.
Надо отметить, что есть факты финансирования экстремистской (в первую очередь - террористической) деятельности средствами, которые получены в результате преступной деятельности [8, с. 79]. Данный подход традиционно относится как эффективный по отношению к политическому терроризму. Когда экстремисты выдвигают условия, которые заведомо не могут быть выполнены. В этой связи речь может идти о том, что экстремизм здесь не преследует финансовой цели и может Н] быть рассмотрен как элемент только лишь декла-2 рирования своих политических целей. оч Поэтому мы рассматриваем экстремизм и тер© роризм только как средство приобретения денеж-да ных средств альтернативным путем и установле-2 ния власти на определенной территории, что так-
же приводит к повышению заработков отдельных лиц [12, с. 499]. В значительном числе случае речь идет только о том, чтобы сохранить как можно большую значимость положений о том, что экстремизм не является средством пропагандирова-ния декларируемых целей.
На важную тенденцию указывают ряд исследователей, которые считают, что экстремизм является эффективным инструментом передела экономических ресурсов, который основан на политической мотивации.
В 1999 г. на Северном Кавказе экстремистскими формированиями было захвачено 1500 заложников. Общая сумма выкупа, по мнению экспертов, составляла 200 млн. долларов. В связи с этим можно привести пример, когда «Группа Абу Сайяфа» потеряла благосклонность Усамы бен Ладена, поскольку превратилась в преступную группировку, заинтересованную, прежде всего, похищением людей с целью выкупа [3, с. 7].
В период формирования экстремистской группировки финансирование является основной задачей ее лидеров. Так, например, содержание одной тысячи штатных членов «Аль-Каиды» (с обеспечением их семей жильем и питанием) составляло ежегодно 6 млн. долларов США, в результате чего не хватало средств на проведение террористических операций. Поэтому бен Ладен потребовал от членов «Аль-Каиды» работать в его фирмах для получения соответствующего дохода. Он предложил практику выделения средств для новых групп только на начальном этапе их становления, а в дальнейшем они должны были самостоятельно зарабатывать на свои операции. Высказывается мнение, что теракты «11 сентября» в США уникальны том, что они полностью финансировались «Аль-Каидой»: высвобождая непосредственных участников от необходимости зарабатывания денег самостоятельно, путем совершения мелких краж, что позволило им оставаться вне внимания власти.
По известному делу БОРН (Боевая организация русских националистов), где участники группы совершили несколько убийств (журналистов, судей, правозащитников), руководитель группы планировал создать организацию типа «Ирландской республиканской армии» с легальным и нелегальными структурами. Легальное крыло должно было отстаивать интересы, к которым путем террора призывает нелегальное крыло, а финансирование проводилось с доходов коммерческой фирмы, принадлежавшей лидеру группы [11, с. 229].
То есть во время расследования групповых уголовно-наказуемых проявлений экстремистской деятельности трудно найти следы финансирования процесса создания экстремистского формирования, подготовки (обучения) ее участников; приготовления и совершения конкретных уголовных правонарушений. Хотя уже на начальном этапе расследования таких преступлений следователь выдвигает версию о групповом характере преступления, о наличии соответствующей мотивации (экстремистской) и о том, что подготовка и совер-
шение такого преступления требует значительного финансирования.
Поэтому после установления причастности к преступлению конкретной группировки, в деятельности которой имеется соответствующая идеологическая составляющая часть, нужно во время допросов, проведения других гласных и негласных следственных (розыскных) действий (обысков и др.), анализа информации, полученной следствием (в том числе, в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий), устанавливать этапы деятельности такого формирования, процессы его трансформации, особенности структуры, количества членов и др. С учетом полученной информации нужно устанавливать источники финансирования, исходя из того, что такие формирования могут быть самодостаточными (в плане финансирования) лишь в отдельные периоды деятельности, когда они не связаны с формированием группировки, проведением отдельных массовых выступлений (с совершением уголовных правонарушений), которые требуют соответствующего финансирования; имеют в составе небольшое количество постоянных членов [9, с. 232]. Для этого проверяется финансовое состояние лидеров и активных членов экстремистского формирования (до проверки движения средств на банковских карточках); проверяется финансовое состояние других лиц, которые поддерживают идеологию организации из числа политиков, бизнесменов, предпринимателей.
Проверяются причастность таких лиц к совершению преступлений корыстной направленности (захват заложников, фальшивомонетничество, распространение наркотических средств, торговля оружием, вымогательство, незаконная миграция и др.).
Проведение соответствующего финансового мониторинга эффективно в случае так называемого пруденциального надзора (предварительный, «ранний» надзор), позволяющий регистрировать потенциальные возможности возникновения соответствующих осложнений и проблем в деятельности финансовых институтов, связанных с финансированием экстремистской деятельности.
Важное значение имеет установление лиц, которые оставили группировки в результате разочарования в деятельности лидеров и в целом деятельностью формирования, выбранной идеологической установкой и др. [7, с. 3] Для этого нужно во время расследования устанавливать факты возникновения конфликтных ситуаций в составе группировки (это является характерным для экстремистских группировок, которые традиционно опираются на молодежь) выявлять «оппозиционеров», «ренегатов» и др., которые в дальнейшем оставили экстремистское формирование, не разделяя деятельность, взгляды лидеров или идеологию группировки. Именно такие лица могут дать исчерпывающие показания по вопросам финансирования группировки на отдельных этапах преступной деятельности.
Важным является также установление фактов преступной деятельности экстремистского формирования, когда совершаются преступления, кото-
рые не являются базовыми для этого формирования (кражи, вымогательства и другие преступления, совершаемые из корыстных побуждений). Конечно, такие преступления совершаются не на должном профессиональном уровне, а потому они могут быть раскрыты, а виновные лица выявлены и привлечены к уголовной ответственности. В процессе расследования таких преступлений следствие может получить информацию и о деятельности экстремистского формирования.
Выявление источников финансирования (в процессе допросов, обысков, получения оперативно-розыскной информации и др.) и следующее перекрытие каналов финансирования экстремистской организации (группировки) является одним из факторов повышения эффективности расследования указанной категории преступлений, преодолению противодействия расследованию.
При расследовании преступлений следователь изучает историю создания экстремистской организации, ее возникновения, формирования, структурирования, трансформации, избранит соответствующей идеологии и др. не только для выявления эпизодов преступной деятельности (типичных для организации уголовных правонарушений), но и для установления таких периодов деятельности организации, когда ее деятельность требует дополнительного финансирования (вместо обычного самофинансирования). Выявление источников финансирования именно в эти периоды способствует перекрытию основных каналов финансирования, что является важным фактором борьбы с современными проявлениями экстремистской деятельности.
Литература
1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-Ф3 (ред. от 02.08.2019) // Первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2954, "Российская газета", N 113, 18.06.1996, N 114, 19.06.1996, N 115, 20.06.1996, N 118, 25.06.1996.
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 02.08.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2019) // Первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Парламентская газета", N 241-242, 22.12.2001, "Российская газета", N 249, 22.12.2001, "Собрание законодательства РФ", 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921, "Ведомости Федерального Собрания РФ", 01.01.2002, N 1, ст. 1.
3. Борисова Е.В. Организационно-управленческий механизм противодействия финансированию экстремизма и терроризма на современном этапе // Мировая экономика: проблемы безопасности. 2019. № 1. С. 5-8.
4. Иванов П.И. Противодействие финансированию терроризма и экстремизма (в аспекте международного сотрудничества) // Безопасность бизнеса. 2019. № 4. С. 45-50.
5. Иванов П.И., Беляева Т.Н. Оперативно-разыскное противодействие финансированию экс-
5
-С
гп
о
а
Н А
У
т; А
X
<¡2
о
о сч
0
01
тремистской деятельности // Труды Академии управления МВД России. 2017. № 4 (44). С. 186191.
6. Канатов А.К., Ахметов Е.К. К проблеме противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и экстремизма // Вестник Института законодательства Республики Казахстан. 2018. № 1 (50). С. 115123.
7. Лоскутова Е.А. Противодействие преступным схемам финансирования экстремизма и терроризма // Бизнес и общество. 2018. № 3 (19). С. 3.
8. Минин А.Я., Церунян В.А. О противодействии финансированию экстремизма // Право. Экономика. Безопасность. 2017. № 3. С. 76-81.
9. Наумов Ю.Г., Латов Ю.В. Роль организованной преступности в финансировании терроризма и экстремизма // Российский журнал правовых исследований. 2017. № 3 (12). С. 230-234.
10. Рясов Д.А. Международно-правовые основы противодействия финансированию терроризма и экстремизма // В сборнике: Уголовная политика и культура противодействия преступности материалы Международной научно-практической конференции. 2017. С. 307-311.
11.Санникова Д.В. Финансирование терроризма и экстремизма в России и некоторых странах Европы // В сборнике: Современная молодежь и вызовы экстремизма и терроризма в России и за рубежом Сборник материалов Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции. Под редакцией Х.П. Пашаева. 2019. С. 227-231.
12.Фролова Я.Н. Противодействие финансированию экстремизма как фактор обеспечения экономической безопасности // В сборнике: Actual scientific research 2018 материалы XXXVII Международной научно-практической конференции. 2018. С. 497-501.
13. Коркмазов А.В. Понятие "Терроризм" и основные принципы противодействия терроризму в России и зарубежных странах // Пробелы в российском законодательстве. 2017. № 3. С. 123-124.
14.Денисова Л.Л., Васильев А.М., Пелевин С.И., Поляков А.В. К Проблеме исследования политического участия молодежи зарубежных государств в становлении социального капитала // Вестник Пятигорского государственного университета. 2018. № 1. — С. 289.
15. Гирдаков И., Мухаммадчони Т., Иброхими С., Салимова Ф. Terrorism and islam: islam and its links with "the religious terrorism" // Вестник Технологического университета Таджикистана. Серия: Гуманитарные науки и профессиональная педагогика. 2018. № 1 (1). С. 16-21.
16. Pelevin S., Vasiliev A., Taubaev B., Tileuber-genov Y. The participation of youth of western countries in political life of the society. the youth in the political life of the societ // Journal of Advanced Research in Law and Economics. 2018. Т. 9. № 2. С. 761-766.
Financing extremist activities in the context of the criminal law
of the Russian Federation Shcheblyakov E.S.
Krasnoyarsk state agricultural university
Extremist activity at its core does not require a significant amount of funding and can be identified with everyday statements of individuals. In this regard, the relevance of regulating extremist activities affects the aspect of combining it with the concept of financing the activities of a terrorist organization. The article discusses the analogy of preventing the financing of extremist organizations by analogy with the financing of terrorist organizations. The authors are considering the possibility of structural changes and the formation of such positions as preventing the financing of extremist activities as opposing the flow of financial flows whose purpose is to ensure the systematic activity of extremist organizations. The species features of this phenomenon and the ways of its termination in the current criminal law are considered. The authors of the article show that this is not only a criminal offense, but also a structural component in the formation of an integrated system of ensuring national security. Key words: counteraction, extremism, structure, formation, regulation.
References
1. The Criminal Code of the Russian Federation of 06/13/1996 N
63-03 (as amended on 08/02/2019) // The original text of the document was published in the editions "Collection of legislation of the Russian Federation", 06/17/1996, N 25, Art. 2954, Ros-siyskaya Gazeta, N 113, 06/18/1996, N 114, 06/19/1996, N 115, 06/20/1996, N 118, 06/25/1996.
2. The Code of Criminal Procedure of the Russian Federation dated
December 18, 2001 N 174-03 (as amended on August 2, 2019) (as amended and supplemented, entered into force on September 1, 2019) // The original text of the document was published in editions " Parliamentary newspaper ", N 241-242, 12/22/2001," Ros-siyskaya Gazeta ", N 249, 12/22/2001," Meeting of the legislation of the Russian Federation ", 12/24/2001, N 52 (part I), Art. 4921, "Sheets of the Federal Assembly of the Russian Federation", 01.01.2002, N 1, Art. one.
3. Borisova E.V. The organizational and managerial mechanism of
countering the financing of extremism and terrorism at the present stage // World Economy: Security Problems. 2019.No 1. S. 5-8.
4. Ivanov P.I. Countering the financing of terrorism and extremism
(in the aspect of international cooperation) // Business Security. 2019.No 4.P. 45-50.
5. Ivanov P.I., Belyaeva T.N. Operational-search counteraction to
financing of extremist activity // Proceedings of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2017. No. 4 (44). S. 186-191.
6. Kanatov A.K., Akhmetov E.K. To the problem of combating the
laundering of proceeds from crime and the financing of terrorism and extremism // Bulletin of the Institute of Legislation of the Republic of Kazakhstan. 2018. No. 1 (50). S. 115-123.
7. Loskutova EA Counteraction to criminal schemes of financing
extremism and terrorism // Business and Society. 2018. No. 3 (19). S. 3.
8. Minin A.Ya., Tserunyan V.A. On countering the financing of ex-
tremism // Law. Economy. Security. 2017. No. 3. P. 76-81.
9. Naumov Yu.G., Latov Yu.V. The role of organized crime in the
financing of terrorism and extremism // Russian Journal of Legal Research. 2017. No. 3 (12). S. 230-234.
10. Ryasov D.A. International legal framework for combating the financing of terrorism and extremism // In the collection: Criminal policy and culture of combating crime materials of the International scientific-practical conference. 2017.S. 307-311.
11. Sannikova D.V. Financing of terrorism and extremism in Russia and some European countries // In the collection: Modern youth and the challenges of extremism and terrorism in Russia and abroad Collection of materials of the All-Russian (with international participation) scientific-practical conference. Edited by H.P. Pashaeva. 2019.S. 227-231.
12. Frolova Ya. N. Countering the financing of extremism as a factor in ensuring economic security // In the collection: Actual scientific research 2018 materials of the XXXVII International scientific and practical conference. 2018.S. 497-501.
13. Korkmazov A.V. The concept of "Terrorism" and the basic principles of countering terrorism in Russia and foreign countries // Gaps in Russian legislation. 2017. No. 3. P. 123-124.
14. Denisova L.L., Vasiliev A.M., Pelevin S.I., Polyakov A.V. On the Problem of Researching the Political Participation of Youth of
Foreign Countries in the Formation of Social Capital // Bulletin of Pyatigorsk State University. 2018. No. 1. - S. 289.
15. Girdakov I., Muhammadchoni T., Ibrohimi S., Salimova F. Terrorism and islam: islam and its links with "the religious terrorism" // Bulletin of the Technological University of Tajikistan. Series: Humanities and Professional Pedagogy. 2018. No. 1 (1). S. 16-21.
16. Pelevin S., Vasiliev A., Taubaev B., Tileubergenov Y. The participation of youth of western countries in political life of the society. the youth in the political life of the societ // Journal of Advanced Research in Law and Economics. 2018.Vol. 9. No. 2. P. 761-766.
5
-C
m
o
a
H
A y
t; A