Научная статья на тему 'Финал как системообразующий элемент в цикле Ю. В. Трифонова «Опрокинутый дом»'

Финал как системообразующий элемент в цикле Ю. В. Трифонова «Опрокинутый дом» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
655
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Ю.В. ТРИФОНОВ / ОПРОКИНУТЫЙ ДОМ / ПРОЗАИЧЕСКИЙ ЦИКЛ / ФИНАЛ / ВРЕМЯ / ПАМЯТЬ / Y.V. TRIFONOV / OVERTURNED HOUSE / PROSAIC CYCLE / FINALE / TIME / MEMORY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Новоселова Е. А.

В статье рассматривается специфика организации финалов в цикле Ю.В. Трифонова «Опрокинутый дом» (1980). В каждом рассказе интерпретируются финалы и роль в их построении таких образов, как время, пространство, история, творчество, память. Также цикл «Опрокинутый дом» рассмотрен как итоговое произведение Ю.В. Трифонова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Finale as a system forming element in Y.V. Trifonov’s cycle “Overturned House”

The article deals with the specific character of finales in Y.V. Trifonov’s cycle “Overturned House” (1980). The finales and the role of such images as time, space, history, creativity and memory are interpreted in each story. The cycle “Overturned House” is considered as the final work of Y.V. Trifonov.

Текст научной работы на тему «Финал как системообразующий элемент в цикле Ю. В. Трифонова «Опрокинутый дом»»

Драфт: молодая наука

Е.А. НОВОСЕЛОВА (г. Екатеринбург, Россия)

УДК 821.161.1.3 (Трифонов Ю.В.)

ББК Ш33(2Рос=Рус)-8,44

ФИНАЛ КАК СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТ В ЦИКЛЕ Ю.В. ТРИФОНОВА «ОПРОКИНУТЫЙ ДОМ»

Аннотация. В статье рассматри вается специ фи ка органи заци и фи налов в цикле Ю.В. Три фонова «Опрокинутый дом» (1980). В каждом рассказе интерпретируются финалы и роль в их построении таких образов, как время, пространство, история, творчество, память. Также цикл «Опрокинутый дом» рассмотрен как итоговое произведение Ю.В. Три фонова.

Ключевые слова: Ю.В. Трифонов, Опрокинутый Дом, прозаический цикл, финал, время, память.

Г оворя о финале как системообразующем элементе в цикле, необходимо пояснить, что мы имеем в виду под данными терминами. Т ак, под «финалом» понимается «заключительный, итоговый компонент литературного произведения, завершающий его композицию» [Кр. лит. энц-я 1972: 967], обладающий такими принципиальными свойствам , как концептуальное завершен е художественного текста, развязка основной колл з , «увенчан е» его строен я целостност .

Если рассматривать финал не в отдельно взятом литературном тексте, а в с стеме, каковую представляет собой художественный цикл, целесообразно уточнить такие его специфические качества, как орган зованность с стемность, а также тог его структурно-функц ональных вза мосвязей, выявляемых на разл чных уровнях текста. Первая связана с тем, что финал как заключительный элемент непременно должен зан мать конечную поз ц ю в тексте, пр обретая не только композ ц онную знач мость, но в большей степен знач -мость смысловую. Под с стемностью мы пон маем д алог между ф -налам входящ х в ц кл рассказов л новелл, а также ор г нальные выводы, функц он рующ е в пределах одного текста.

Цикл при этом понимается как «ряд художественных произведений, объединенных общностью тематики, жанровых форм, общностью действующих лиц, персонажей» [Дарвин 1983: 7]. Пространства отдельных рассказов, новелл, повестей находятся в непременной вза мо-связ , , что пр нц п ально, помещены в общ й контекст про зведе-ния. Каждая единица цикла представляет собой «разомкнутую систему» [Дарвин 1983: 15] с установкой на «открытость и незавершен-

Драфт: молодая наука

ность» [Дарвин 1983: 16], что способствует образованию диалогичности . Приведенная выше дефиниция используется многими исследователями в работах, касающихся анализа поэтического цикла (в частности , работы М.Н. Дарвина и И.В. Фоменко), но, применяя это определен е к ц клу проза ческому, уместно будет детал з ровать конкретизировать некоторые «общие» моменты.

Так, А.С. Янушкевич, говоря непосредственно о концепции прозаического цикла, выделяет ряд свойств, актуальные для него, а именно: «стремление к единству мирообраза, интеграции единой мысли, превращающей частные отдельные стор , рассказы повест в систему и целостность» [Янушкевич 2002: 98]. Таким образом, первичной особенностью прозаического цикла автор статьи считает форм рован е целого з частей, где возн кает «общее метаф з ческое поле рефлексии, когда бытовые ситуации отдельных рассказов (рассказов, новелл, повестей) отражаются, как в зеркале, в бытийном пространстве обрамления» [Янушкевич 2002: 99]. Подобный подход можно соотнести с наблюдением Н.Л. Лейдермана о трифоновском принци пе «дополнительности» [Лейдерман 2001: 36], а также с таким распространенным теорет ческ м положен ем в работах о художественном цикле, как «всеохватывающая компози ция» [Янушкевич 2002: 99]. Все вышеприведенные суждения будут первым пунктом, от которого мы будем отталкиваться при анализе финальности в цикле «Опрокинутый дом».

Вторым важным моментом для нас является пон ман е строен я ци кла Ю. Трифонова как исключительного (в том смысле, что он отличается от других прозаических циклов). Это «отличие» наблюдается на персонажном уровне: главный герой, участвующ й во всех рассказах цикла - герой автобиографический. Отсюда, соответственно, вытекает «отл ч е» на уровне орган зац пространства художественного текста: это - собственная жизнь Ю. Трифонова, переданная художественным средствам в художественной форме через пр зму памяти и сюжета (имеется в виду выбор жизненных эпизодов - встреч, путешествий, диалогов и т.д.). Принципиальна двухмерность изображен я, что прослеж вается на разных уровнях содержан я: от двойственного взгляда на конкретные ж зненные реал (сознан е «сейчас» сознан е «тогда»), до двойственного взгляда на глобальные темы, волнующ е п сателя на протяжен всей ж зн - стор я, время, человек.

Композиционно цикл Трифонова отличается от других прозаических циклов тем, что диалог, как обязательный циклообразующий компонент, реализует себя по внутренней логике, в развитие которой

Драфт: молодая наука

включаются не только ф налы, но зач ны, межтекстовые скрепы (ключевые для Трифонова метафоры, лексемы и проч.). Уникальность организации трифоновского цикла предопределена еще и тем, что Г. Белая назвала соединением в тексте «жизни и смерт и, начала и конца» [Белая 1986: 190] - совершенно особенным феноменологическим пон ман ем закономерностей существован я человека. Также пр анализе цикла «Опрокинутый дом» мы будем учитывать литературные и экстралитературные факты, которые повлияли на формирование дей, заложенных в нем.

Ц кл «Опрок нутый дом» был нап сан в 1980-м году, за несколько месяцев до смерт автора. Пр ж зн Тр фонова он не был опубликован, как и все итоговые произведения писателя («Время и место», «Исчезновение», «Опрокинутый дом»).

Ц кл открывается рассказом «Кошк зайцы». В этой стор Ю. Трифонов обращается к воспоминанию о своей поездке в Италию, куда он пр езжает спустя восемнадцать лет после первого посещен я. Уже в первых абзацах рассказа демонстр руется д станц я между констатациями «я-тогда» и «я-сейчас»:

Тогда мне было тр дцать пять, я бегал, прыгал, грал в тенн с, страстно кур л, мог работать ночам , теперь мне пятьдесят тр , я не бегаю, не прыгаю, не граю в тенн с, не курю не могу работать ночам . Тогда приехал в Рим в толпе туристов, теперь я здесь один [Три фонов 1987: 193].

Расширяя область дифференциаци и, Трифонов определяет града-ц ю ж зненных представлен й:

«Тогда меня все ошеломляло, я все хотел замет ть, запомн ть, муч лся желан ем нап сать что-н будь л р ческое обо всем этом, а теперь ни что не ошеломляет и не сли шком хочется пи сать. <...> жизнь - постепенная пропажа ошеломительного [Три фонов 1987: 194].

Этот тезис является тем, от чего мы будем отталкиваться в связи с нтерпретац ей ф нальност в ц кле «Опрок нутый дом».

Воспоминание о траттории Пистаментуччиа, на котором базируется основное содержан е рассказа, определяет нтенц ю главного вывода. Возвращаясь в город после восемнадцат летнего отсутств я, Тр фонов узнает, что вместо зайцев в траттор подавал жареных кошек. Но, что принципиально для его мироощущения, данная параллель (или «горизонталь», пользуясь цитатой из рассказа «Смерть в Сицилии») - жареные кошки и жареные зайцы - не приобретает кон-

Драфт: молодая наука

цептуального значения и не функционирует в тексте как «разоблачающая». Кошк зайцы как две «параллел » не представляют ценности, - смысловая нагрузка направлена на то, что присутствует между ними (или «вертикаль», пользуясь цитатой из вышеупомянутого рассказа):

Разумеется, мало радост узнать, что когда-то тебя зумлявшее делавшее счастливым оказалось фальши вкой и ерундой. Боже мой, но ведь ощущени е счастья было! [Три фонов 1987: 196].

Тр фонов воздерж вается от оценк - в данном случае не важно, жареные кошк л жареные зайцы, хорошо это л плохо, важно, что было «ощущение счастья». Н.Л. Лейдерман определяет такое трифоновское мироощущение как «неиерархическое» [Лейдерман 2001: 37], для которого неактуально оцен вать как е-л бо реал с поз ц й об-щепр нятой нравственност .

В рассказе «Кошк зайцы» конкрет з руется художественная

дея Тр фонова об условност правды, главным образом в тех случаях, когда «воспоми нание годится лишь как воспоми нание» [Трифонов 1987: 195]: значально неразлож мые ж зненные эп зоды не должны подвергаться тщательному анал зу - «нельзя прав ть то, что не подлежит правке» [Трифонов 1987: 195]. В этом рассказе мы видим первый в д времен , который нтересует п сателя на каждом этапе его творческого пут , а менно - мгновен е, которое навсегда остается самоцельным не выход т за пределы отрезка времен , в котором себя реализует.

Иная концепц я категор времен складывается в следующем рассказе ц кла - «Вечные темы». В основе данного рассказа также леж т воспом нан е - о том, как в начале своей п сательской карьеры Тр фонов пр нес в редакц ю «Нового м ра» рассказы, которые он сч тал знач тельным дост жен ем после нескольк х лет «молчан я». Редактор (Б. Закс, хотя его имя прямо и не упоминается) отказывает автору в публ кац эт х рассказов, ссылаясь на то, что он нап саны на «все какие-то вечные темы». Через двадцать два года в Риме бывши й редактор знаменитого журнала передает Три фонову записку с просьбой встрет ться. Выше мы говор л о таком спец ф ческом способе организации трифоновского цикла, как диалог, в структуру которого включаются межтекстовые скрепы. В этом рассказе, говоря о концепц времен , отл чной от той, которую мы в дел в предыдущей стор , Тр фонов спользует этот метод в оп сан Б. Закса себя:

Драфт: молодая наука

Потом я догадался, что он шел и з Трастевере пешком, как я когда-то ходил, экономя лиры. Его лицо было по-прежнему пегое, дряблое, презр тельное, но что-то важное в л це счезло. Это было л цо как бы опустевшее, как может опустеть старая площадь в час сумерек [Тр фонов 1987: 199].

В этом рассказе время уже не осознается как «самоцельное мгновение»; время - это поток, текущий безо всякой конечной цели, но обладающий свойством расставлять все на свои места. Трифонов и Закс поменял сь местам : теперь первый - п сатель с м ровым менем, а второй - человек с «опустевш м л цом». В ф нале такой т п времен разворачивается в следующем диалоге:

Чем дольше мы сидел и, тем больше его лицо приобретало старое выражени е - печального палача. Он спросил:

- Вам не надоело?

- Что?

- Все время пи сать. Еще надеетесь порази ть ми р? Думаете, ми р крякнет однажды, прочитав ваш опус? Извините мою злость. Я зол, потому что я прощаюсь [Три фонов 1987: 200].

Рассказ не случайно обращен к такому знаковому эп зоду з ж зн п сателя: после той встреч в «Новом м ре» в течен е шестна-дцат лет не было опубл ковано н одно з про зведен й Тр фонова.

Эта история актуализирует в памяти воспоми нание, но не для того, чтобы переосмысл ть себя л с туац ю, а для того, чтобы представ ть пон ман е потока времен , самостоятельного самодостаточного. Но в рассказе «Вечные темы» появляется еще од н, «второй» финал, что свойственно и другим произведениям Три фонова. «Второй» ф нал состо т з с мвол ческого оп сан я метел (которая будто заметает ненужное, облекая его в форму «мглы») , так м образом, переход т в следующ й рассказ «Недолгое пребыван е в камере пыток».

В 1964 году Тр фонов пр езжает на Ол мп аду в Инсбрук, где ед нственное, что его смущает - это пр сутств е в группе Н. - старого знакомого, с ф гурой которого связывал ряд событ й, про сход вш е четырнадцать лет назад. Их «вражда» началась в те времена, когда Тр фонову гроз ло сключен е з комсомольской орган зац н-ститута. На решающем собрании Н., по воспоминаниям Трифонова, выступал прот в него, «топ л», в то время как он вместе путешествовал , м нрав лась одна девушка - Надя. Истор я вза моотношен й с Н. - стор я пр думанная, скусственно смодел рованная памятью

Драфт: молодая наука

п сателя не только на основе конкретной с туац , но на матер але последующ х событ й («мук немоты», как Тр фонов называл собственный п сательск й пер од после успеха романа «Студенты», мно-гоч сленные попытк «что-н будь нап сать», команд ровк проч.).

В сознании Трифонова в вопросе отношений с Н. «все ясно», и он не пон мает, почему Н. пытается с н м заговор ть, как м-то образом отзывается о нем в беседах с друг м людьм .

Группа, членами которой являются и Трифонов, и Н., отправляется на экскурс ю в средневековую камеру пыток:

Мы стояли перед громадной бадьей, в которую сажали преступни -ка, с помощью ворота опускал бадью в колодец, где была тухлая вода со змеям жабам . Там его топ л вытаск вал труп л же держал полузатопленным, мучили, выпытывали секреты [Три фонов 1987: 209].

Возле колодца Трифонов спрашивает Н. о причи нах его неожи -данного предательства четырнадцат летней давност , представляя, что Н. начнет оправдываться, но

Н. смотрел на меня с и спугом и , покачав головой, прошептал: “Старик, ты все забыл. Я не топил тебя, а спасал”. - “Спасал?” - “Конечно: я же повернул ход собрания. Тебя хотели и сключить, а после моего вы-ступлен я дал строгача. Ты меня благодар л. Неужел не помн шь?” -“Я помню другое: ты говорил что-то об Ахматовой, о том, что я двойственный...” Он уставился на меня как на сумасшедшего, выпучи в глаза, а потом схват л за плеч , затряс: “Да нет же! Я тебя спас! Вытащ л з-под огня! Мне потом досталось: зачем, сказали, полез его защищать? Ведь он подонок. Я з-за тебя поссор лся. Как странно, что ты обо всем забыл...” [Три фонов 1987: 211].

Финал этого рассказа отсылает нас к рефлексии Трифонова не только об относ тельност времен (как в предыдущ х рассказах), но также к тез су об зб рательност памят . Событ я, не представ-ляющ е ценност , результат последств я которых не оказывает вл -ян я на последующую ж знь, уходят «во мглу», остается л шь то, что вечно:

Время затмевает прошлое все густеющей пеленой, сквозь нее не проглянешь, хоть глаз выколи. Потому что пелена - в нас; <...> Да, я забыл, не помнил, перепутал, все ушло во мглу. <...> Я подумал о толстых книгах в отеле “Штубенталь”: в самом деле, нет ничего в этом мире, кроме снега, солнца, музык , девушек мглы, которая наступает со временем. Ведь после пребыван я в камере пыток прошло пятнадцать лет,

Драфт: молодая наука

оно тоже - во мгле. Н. умер от болезни сердца восемь лет назад. Что стало с Надей, не знаю. А я давно не хожу на стад он смотрю хоккей по телевидени ю [Три фонов 1987: 211].

Воспом нан е о сопр косновен с человеком, дом которого, как и дом Трифонова, «опрокинут», происходит в рассказе «Смерть в С и-цили и». Маргарита Маддалони, вдова одного из главарей знаменитой сицили йской мафи и, приглашает Трифонова и Мауро (спутника писателя в поездке) к себе в замок. На протяжен разговора п сатель узнает, что она род лась в Ростове, во время Революц переехала в Новочеркасск, оттуда в Крым, Грецию, Германию, Францию, и сейчас она живет здесь, в старинном итальянском замке. Эта встреча является и для писателя, и для Маргариты Маддалони обращением к собственному детству, памят , стоку. В ф нале рассказа прот вопоставляется «насмешка» над смертью, выраженная в оп сан катакомб, то, что,

по Трифонову, представляется самым страшным - смерть в Си цили и:

После мэра поедем смотреть мертвецов в катакомбы капуц нов. Здесь все гордятся этими катакомбами, где мертвецы стоят в позах жи -вых людей в своей стлевшей одежде. Бедная попытка обмануть смерть. Но нельзя обмануть то, что самое страшное в м ре, - смерть в С ц л [Три фонов 1987: 220].

Трагедия, согласно Трифонову, - это безвозвратная потеря истоков, прерванная «н ть» (концепт, важный для пон ман я мног х тр -фоновск х дей). Смерть в С ц л страшна потому, что она не оставляет памяти: память хранит исток. Именно поэтому завершающий рассказ цикла «Серое небо, мачта и рыжая лошадь» обращен к поездке в Ф нлянд ю, где п сатель род лся провел первые годы своей ж зн .

Сл тность людей, схожесть судеб, разл чные концепц времен предопределяют абсолютное, феноменолог ческое пон ман е ж зн в рассказе «Опрокинутый дом», который является центральным в цикле. Пожалуй, менно в этом рассказе на более развернуто в пространственно-временном отношен представлена человеческая ж знь: нач ная от стор тр дцатых годов Советского Союза, переданной в представлен Сергея Т мофеев ча, до конца сем десятых, то есть того пер ода, когда была совершена поездка в Лас-Вегас.

Обращен е п сателя к тр дцатым годам не является случайным: именно этот период станет для Ю. Трифонова тем временем, когда все нач налось - «когда нач нал сь мы» [Тр фонов 1988: 58], а менно: арест отца матер , утрата прежней ж зн , счастл вого детства,

Драфт: молодая наука

страшное предчувствие роковых перемен и ощущение, что навсегда. Собственный дом перестает быть домом детства, тогда п сатель понимает, что отныне его дом - опрокинутый.

Лас-Вегас представляет собой, в понимании Трифонова, одну из форм отражен я его собственного дома (это также соотнос мо с г по-тезой «Все живое связано друг с другом»):

Внутр лунного пейзажа, внутр эт х кратеров, многоэтажных башен, кружен я огней сред ноч та тся знакомое: я в жу свой дом, но в перевернутом виде. Он как бы расплескивается, расслаи вается, отражаясь в воде. Всегда, когда я уезжаю далеко, я вижу свой опрокинутый, раздробленный дом. Он плавает кусками в воде [Три фонов 1987: 223].

Этот рассказ можно рассматр вать как од н з этапов пон ман я Трифоновым связи зачина и фи нала, истока и конца. Если в данном случае мы в д м вза мосвязь вза мопрон кновен е так х непохож х друг на друга мест времен, как Советск й Союз пер ода раннего сталинизма и Америка конца семидесятых годов:

Я подумал, что нить, которая соединяет два таких непохожих местечка, очень простая: она состо т з любв , смерт , надежд, разочарован й, отчаян я счастья, краткого, как порыв ветра. Он н когда не поймут, почему упал, как от взрыва бомбы, Сергей Т мофеев ч в пятьдесят седьмом году, почему рухнул, не успев перемени ть судьбу, Боря, а я не пойму, почему ни куда не денется Бобчик, но дело не в этом. “Все в мире мои родственники ”, - сказал безумный доктор в Лас-Вегасе [Три -фонов 1987: 231],

то в ф нальном завершающем ц кл рассказе «Серое небо, мачта рыжая лошадь» Тр фонов протяг вает «н ть» от своего детства в Ф нлянд , стока всей ж зн до последней поездк туда, про сходящей незадолго до смерт .

Цикл «Опрокинутый дом» во многом является циклом, где переплетаются, дополняются, разв ваются, нач наются центральные де Трифонова, которые актуализировались и в его предыдущих произведен ях, - то есть ц клом нтертекстуальным. Но, наряду с эт м, в этом тексте возн кают новые концепц , новые пон ман я - творчества, времен , стор , судьбы. В частност , в рассказе «Смерть в С -ц л », участвуя в д скусс о л тературе на тальянской конферен-ц , Тр фонов говор т, что сейчас его нтересуют «не гор зонтал прозы, а ее вертикали» [Трифонов 1987: 212]. Мы предполагаем, что тема «гор зонталей-верт калей» полностью разворач вается только в

Драфт: молодая наука

рассказе «Опрок нутый дом» в так х тез сах, как «все меет отношен е ко всему», «все ж вое связано друг с другом», «все в этом м ре мо родственн к ». Концепт сл тност , родственност , схожест пр вод т п сателя к особенному феноменолог ческому пон ман ю окружающего м ра как целого, концепц ун версальност м роздан я, осознан ю сущностных бытовых быт йных вопросов.

Рассказ «Посещение Марка Шагала» отсылает читателя не только к вопросам неразрывност , недел мост времен места, но другому пр нц п альному для п сателя размышлен ю - о пр роде творчества:

Я подумал: он выбормотал самую суть. Быть несчастным, чтоб написать. Потом вы можете быть каким угодно, но сначала - несчастным. Часы в деревянном футляре стоят косо. Надо преодолеть покос вшееся время, которое разметывает людей: того оставляет в В тебске, другого бросает в Пар ж, а кого-то на Масловку, в старый конструкт в стск й дом, где ж вут сейчас люд , которых я не знаю. На обратном пут мы ехал побережьем, море лежало в сумерках громадной с не-голубой простыней, под которой можно было спрятать всех, всех, всех [Тр фонов 1987: 241].

Судьба Марка Шагала символически объединяет в себе, сливает все судьбы в одну - вековую. В этой стор так же, как в предыду-щ х, важно обращен е Тр фонова к памят - связанной как с одн м человеком, так с судьбой целого ряда людей.

Все те тр фоновск е де концепц , которые рассматр вал сь выше, находят свое художественное завершен е в ф нальном рассказе «Серое небо, мачта и рыжая лошадь». Спираль, по которой разворачи -вается движение жизни, образует собой кольцо: «все умещается внутри кольца». Кольцо является лейтмотивом всего творчества Трифонова, внутр которого «все связано друг с другом». Человеческая ж знь протекает по сп рал , постоянно «опрок дывая» сознан е в прошлое. С каждым в тком пр ход т новый опыт, новое пон ман е, «другая ж знь», «постепенная пропажа ошелом тельного».

Этот рассказ представляет собой концентрац ю всех вопросов, волновавших писателя. Здесь мы видим отголоски истории жизни Валентина Трифонова, отраженные в рассказе свидетельницы «Большой Истор », покос вшегося времен , н тей, которые непременно обнаруживаются в истоке, опроки нутого дома, того времени, когда «все начиналось». Рефлексия по поводу собственных ощущений жизни трансформируется, превращается здесь в знание, как это описано в рассказе «Вечные темы»: «человек не пон мает своей судьбы в тот

Драфт: молодая наука

час, когда она творится, понимание приходит позже, задним числом...» [Трифонов 1987: 196]. С каждым рассказом все более и более конкретны становятся выводы, все 'уже замыкается круг понимания, и в финале цикла он приходит к следующему:

На другой день я поехал в Москву. Было начало февраля. Стоял прочный мороз. В натопленном купе я сидел один и думал: “Вот что странно: все умещается внутри кольца. Вначале была лошадь, потом возникла опять совершенно неожиданно. А все остальное - в середине” [Три фонов 1987: 250].

Нить, связывающая такие два непохожих времени, как начало жизни и ее конец, обнаруживается в истоке и связывает она «простое вечное»: любовь смерть, надежды разочарован е, отчаян е

счастье.

Постепенная пропажа ошеломительного начинается с осознания того, что твой дом навек опрок нутый, а заканч вается тем, что мы и приходим к ошеломительному - концепция жизни проста (Трифонов выражает эту идею в повести «Другая жизнь» в тезисе «жизнь есть и жизни нет, промежуточного не существует»), все сложности сводятся к одному - умещен ю внутр кольца, где пр сутствуют вечные темы, нд в дуальная правда каждого человека, зб рательность памят , время мгновен я поток времен , не меющ й цел , феноменолог ческое пон ман е ж зн . Тр фонов опрок дывает свое сознание в память, устремляется к истоку для того, чтобы понять, откуда начинается его время и его история. Мир не разомкнут («все умещается внутр кольца»), он замкнут в своей дент чност , конец равен началу.

Цикл «Опрокинутый дом» представляет собой итоги жи зни и итоги творчества Ю. Трифонова. Неслучайно и обращение к собственной биографи и: как говорил Ф. Фелли ни, - «единственное обоснованное св детельство, на которое меет право человек, - это св детельство о самом себе» [Иванова 1984: 282].

ЛИТЕРАТУРА

Белая Г.А. О «внутренней» и «внешней» теме // Белая Г.А. Литература в зеркале критики. - М.: Советский писатель, 1986. - С. 158-202.

Дарвин М.Н. Проблема ци кла в и зучени и ли ри ки. - Кемерово: Кемер. гос. ун-т, 1983.

Иванова Н.Б. Проза Юрия Три фонова. - М.: Советски й пи сатель, 1984. Лейдерман Н.Л. От «советского писателя» к писателю советской эпохи: Путь Юрия Три фонова. - Екатеринбург: АМБ, 2001.

Драфт: молодая наука

Трифонов Ю.В. Опрокинутый дом: семь путешествий // Три фонов Ю.В. Собрани е сочинени й: в 4 т. - М.: Худож. ли т., 1987. Т. 4.

Янушкевич А .С. Русский прозаический цикл: нарратив, автор, читатель // Русская повесть как форма времени / отв. ред. А.С. Янушкевич. - Томск.: Томск. ун-т, 2002. - С. 98-107.

© Новоселова Е.А., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.