Научная статья на тему 'Философы - самоубийцы Диогена Лаэртского'

Философы - самоубийцы Диогена Лаэртского Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1873
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУИЦИД / САМОУБИЙСТВО / АНТИЧНОЕ ОБЩЕСТВО / ДИОГЕН ЛАЭРТСКИЙ / ФИЛОСОФЫ-САМОУБИЙЦЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Философы - самоубийцы Диогена Лаэртского»

Шаяхметова Л.А., Исторический факультет Научный руководитель: к.и.н., доцент, М.П. Трофимов

Философы - самоубийцы Диогена Лаэртского

Суицид - умышленное самоповреждение со смертельным исходом (Берман, с.1). Акт исключительно человеческий, встречающийся во всех культурах. Античное общество презрительно относилось к явлению суицида. Самоубийство, совершенное без санкций, строго осуждалось и каралось посмертным поношением (Трегубов, 1993, с.73).

Философская среда интересна для рассмотрения суицида. В философских мотивациях к самоубийству присутствует не только социальный и физиопсихический компонент, но и идеология. В некоторых моментах античная философия - опора для оправдания современного явления самоубийства (ВанХоф, 1991, с.18). Источником по данному вопросу стал Диоген Лаэртский с его сочинением о биографиях философов. Но необходимо учесть специфику античного источника: изучая по нашим материалам способы совершения самоубийств, мы обнаруживаем главным образом то, как античный мир хотел видеть самоубийства, а не то, как они совершались на самом деле (Ван Хоф, 1991, с.18).

Итак, первый суицид - Периандр, коринфянин. Тиран. По Диогену он убивает свою жену, теряет младшего сына, по существу единственного продолжателя его рода, поскольку старший сын был слабоумен. Некоторые говорят, будто он не хотел, чтобы его могила была известна, и поэтому измыслил хитрость. Двум юношам он велел ночью выйти по указанной дороге и первого встречного убить и похоронить; потом велел четверым выйти за ними следом, убить их и похоронить; а потом еще большему отряду выйти за четверыми. После этого он сам вышел навстречу и был убит (Диоген Лаэртский, 1986, с.84). Эти строки говорят нам о четко спланированном плане собственного убийства:

Вспомни о том, как мудрец Периандр в огорчении умер. Из-за того, что не мог цели желанной достичь

(Диоген Лаэртский, 1986, с.84) То есть причина смерти — потеря смысла своего существования.

Следующий кандидат на звание философа-самоубийцы Ферекид, сын Бабия. Факт его самоубийства не явен. Предложены версии его смерти от вшивости, и о том, что он бросился вниз с Корикийской горы в Дельфах. Первая версия вполне может дополнять версию о суициде, став при этом причиной самоубийства.

Анаксагор, сын Гегесибула. Покончил с собой после приговора суда: «Сотион в «Преемстве философов» утверждает, что обвинял его Клеон в нечестии - за то, что он называл солнце глыбой, огненной насквозь, - но так как защитником у него был ученик его Перикл, то наказан он был пеней в пять талантов и изгнанием. Сатир в «Жизнеописаниях» говорит, что к суду его привлек Фукидид, противник Перикла, и не только за нечестие, но и за персидскую измену, а осужден он был заочно и на смерть. Вести об этом приговоре и о смерти его сыновей пришли к нему одновременно; о приговоре он сказал: «Но ведь и мне и им давно уже вынесла свой смертный приговор природа!» (Диоген Лаэртский, 1986, с.96). Сократ, сын скульптора Софрониска. Самоубийство Сократа в большей степени пример личного протеста, по крайней мере, в источнике он показан именно так. Казалось бы, все понятно в мотивах этого суицида, но не будем забывать, что это лишь взгляд античного источника на этот факт.

Ты смертоносную принял цикуту от судей афинских -Но не тебе, а себе смерть обрели они в ней

(Диоген Лаэртский, 1986, с.106) Стильпон из Мегар. «Скончался он, по словам Гермиппа, в глубокой старости, а чтобы ускорить смерть, выпил вина» (Диоген Лаэртский, 1986, с.129). Смерть Стильпона напоминает самоубийства многих престарелых философов, которые, достигнув старости, предпочитают выбрать для себя место, время и способ смерти. В этих случаях способ избирается наиболее приятный, а именно неразбавленное вино. Мотив, кроме чувства близкой смерти, усугубляется и какой-нибудь болезнью. Почти похожая история происходит с Аркесилаем, сыном Севфа:

Аркесилай, ужели ты мог настолько не в меру Цельным вином опьянеть, чтобы лишиться ума?

Хмель принес тебе грустную гибель

(Диоген Лаэртский, 1986, с.180) Правда, здесь сделан упор на сумасшествие философа, чем античные биографы часто злоупотребляют при описании суицида. Так Геродот в шестой книге Эрато оправдывает самоубийство спартанского царя Клеомена сумасшествием. Смерть от вина, так же принимают Карниад и Эпикур.

Аристотель, сын Никомаха. История смерти Аристотеля имеет много неясностей и противоречий. Диоген Лаэртский утверждает, что он умер от яда аконита, приняв его с целью самоубийства из-за гонения на философа со стороны иерофанта Евримедонта: «В Халкиде он и скончался, выпив аконит» (Диоген Лаэртский, 1986, с.180).

К группе самоубийц «по старости и немощности» мы можем отнести приемника Платона Спевсиппа из Афин. «Наконец, уже стариком он в упадке духа сам покончил свою жизнь» (Диоген Лаэртский, 1986, с.167). А так же киника Метрокла и стоиков Зенона и Клеанфа, которые выбрали «гегесианский» способ самоубийства. Голодание, как способ самоубийства применил и философ Менедем:

Жизнь угасил ты семидневным голодом.

В этом - великая честь Эретрии, но не Менедему

(Диоген Лаэртский, 1986, с.136)

Диоген сообщает о том, что к суициду Менедема подтолкнула общественная клевета и как следствие этого - изгнание.

Менипп, киник, был по происхождению раб: «Он ссужал деньги корабельщикам, брал страховку и накопил большое богатство; но стал жертвой злоумышленников, впал в отчаяние и удавился» (Диоген Лаэртский, 1986, с.245).

Итак, в изученном нами источнике представлено 15 фактов самоубийств, что составляет примерно 13% от общего числа биографий античных философов. Но не стоит забывать, что это лишь картина, которую хотели бы видеть античные авторы. Тем более что некоторые личности самоубийц имеют весомое значение в истории философии, например, Зенон или Сократ. Также у Диогена отсутствуют жизнеописания философов, которые как никто важны для нашей темы, а именно «гегесианцы», описание их идей представлено в главе «Аристипп», но факты их самоубийств отражены не были. А ведь именно основатель киренейского ответвления школы являлся проповедником самоубийства.

Также в тексте Диогена отсутствуют примеры групповых смертей. Все самоубийства единоличные происшествия.

На наш взгляд стоит выделить два вида философского суицида. Один из них — по личным мотивам, когда философские идеи лишь косвенно оправдывают акт самоубийства. К ним можно отнести суициды Сократа, Аристотеля и Анаксагора. Другой вид - естественный, когда самоубийство совершается, исходя из соответствия философскому мировоззрению. Как, например, это было у гегесианцев. В данном случае школа имеет большое значение. Обратимся для начала к киникам, проповедавшим идеал безграничной духовной свободы индивида. Суицид вполне естественный процесс, и становится еще естественнее, если общество его не одобряет. Но, надо заметить, что в таблице лишь два киника-самоубийцы, и мотив Мениппа больше подходит под определение «бытового» суицида по личным мотивам. Да и самих историй о суициде киников известно немного.

83

Возможно, понимание естественной природы суицида повлияло на этот факт. Дозволенность снизила ценность суицида как философского акта. Стоики же в этике были вполне согласны с киниками. «Мудрец должен следовать бесстрастию природы (апатия) и любить свой «рок»». Но при этом любить рок не значит течь по течению, а скорей наоборот «философия долга, философия судьбы» (Кохановский, 1999, с.59). Значит право на суицид несомненно, более того оно приобретает степень долга, например, когда философ-стоик понимает, что ничем больше не может послужить людям. Поэтому такой преклонный возраст самоубийц. Случаев суицида среди стоиков известно немало. В их числе такие значимые личности как Зенон и Сенека. У Платоников суицид — совокупность примера первоучителя, то есть Сократа и долга тех же стоиков. Мегарская же школа, последователем которой был Стильпон, по сути, тоже часть сократических учений, что автоматически причисляет стильпонов суицид ко второму виду. И, наконец, Эпикур, девиз которого - живи уединенно. Цель жизни — отсутствие страданий, здоровье тела и состояние безмятежности духа (атараксия); познание природы освобождает от страха смерти, суеверий и религии вообще. Нет страха смерти, а значит можно, если хочется. Безусловно, самоубийство Эпикура, ни что иное, как следование собственным философским идеям.

Соотношения школ, способов и мотивов представлены в таблице:

Таблица: Суициды древнегреческих философов по Диогену Лаэртскому

Имя Философская школа Способ Мотив

1.Периандр Просьба об убийстве Потеря смысла существования

2.Ферекид Прыжок со скалы? Нестерпимая болезнь? (вшивость)

З.Анаксагор Милетская ? Суд: противостояние большинству.

4.Сократ Сократическая Яд (цикута) Суд: противостояние большинству.

5.Стильпон Мегарская Вино? Глубокая старость?

б.Менедем Эретрийская Голод Изгнание. \

7.Спевсипп Платонизм: старшая академия ? Упадок духа Старость

8. Аристотель Перипатетики Яд (аконит) Суд. Изгнание

9.Аркесилай Платонизм: Средняя академия Вино неразбавленно Старость. «Сумасшествие»

Имя Философская школа Способ ^ П Мотив юдолжение таблицы

е

10.Карнеад Платонизм: Третья академия Вино Нестерпимая болезнь (чахотка)

11.Метрокл Киницизм Задержка дыхания Глубокая старость?

12.Менипп Киницизм Повешенье Отчаянье от злоумышления

13.3енон Стоицизм Голод Глубокая старость

14. Клеанф Стоицизм Голод Глубокая старость. Зубная болезнь

15.Эпикур Эпикурейская Вино неразбавленно е Глубокая старость. Камни в почках

Список источников и литературы

1. Берман А. Суицид — общие теории и предотвращение // Alan L. Berman (перевод К. Брежнева konst@nicol.ru) Оригинальный текст "Suicide" Microsoft Encarta 98 Encyclopedia.

2. Ван Хоф А. Женские самоубийства в античном мире: между вымыслом и фактами // Вестник древней истории. 1991. № 2. С. 18-43.

3. Геродот. История. В 9-и кн. М., 1999.

4. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Пер. с древнегреч. М.Л. Гаспарова. М., 1986.

5. История философии / Под ред. В.П. Кохановского, В.П. Яковлева. Ростов-на-Дону, 1999.

6. Трегубов Л., Вагин Ю. Эстетика самоубийства. Пермь, 1993.

Горошенкина Е.А., исторический факультет Научный руководитель: к.и.н., доцент В.И. Земенко

Проблема воспитания в индийском традиционном обществе в контексте истории повседневности

В последние годы в исторических исследованиях наметились некоторые новации, касаемые как методических вопросов, так и теоретических. С конца 80-х годов ХХ века у отечественных ученых появилась возможность работать в рамках новых направлений, вступать в дискуссии относительно подходов и методов, которые ранее получили свое развитие на западе. Наряду с гендерной и микроисторией популярность в нашей стране приобрело изучение истории повседневной. Однако «история повседневности» является понятием дискуссионным. И в зависимости от

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.