Научная статья на тему 'Проблема воспитания в индийском традиционном обществе в контексте истории повседневности'

Проблема воспитания в индийском традиционном обществе в контексте истории повседневности Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
164
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ / ИНДИЙСКОЕ ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ПОВСЕДНЕВНОСТЬ / ИНДИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема воспитания в индийском традиционном обществе в контексте истории повседневности»

Имя Философская школа Способ ^ П Мотив юдолжение таблицы

е

10.Карнеад Платонизм: Третья академия Вино Нестерпимая болезнь (чахотка)

11.Метрокл Киницизм Задержка дыхания Глубокая старость?

12.Менипп Киницизм Повешенье Отчаянье от злоумышления

13.3енон Стоицизм Голод Глубокая старость

14. Клеанф Стоицизм Голод Глубокая старость. Зубная болезнь

15.Эпикур Эпикурейская Вино неразбавленно е Глубокая старость. Камни в почках

Список источников и литературы

1. Берман А. Суицид — общие теории и предотвращение // Alan L. Berman (перевод К. Брежнева konst@nicol.ru) Оригинальный текст "Suicide" Microsoft Encarta 98 Encyclopedia.

2. Ван Хоф А. Женские самоубийства в античном мире: между вымыслом и фактами // Вестник древней истории. 1991. № 2. С. 18-43.

3. Геродот. История. В 9-и кн. М., 1999.

4. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Пер. с древнегреч. М.Л. Гаспарова. М., 1986.

5. История философии / Под ред. В.П. Кохановского, В.П. Яковлева. Ростов-на-Дону, 1999.

6. Трегубов Л., Вагин Ю. Эстетика самоубийства. Пермь, 1993.

Горошенкина Е.А., исторический факультет Научный руководитель: к.и.н., доцент В.И. Земенко

Проблема воспитания в индийском традиционном обществе в контексте истории повседневности

В последние годы в исторических исследованиях наметились некоторые новации, касаемые как методических вопросов, так и теоретических. С конца 80-х годов ХХ века у отечественных ученых появилась возможность работать в рамках новых направлений, вступать в дискуссии относительно подходов и методов, которые ранее получили свое развитие на западе. Наряду с гендерной и микроисторией популярность в нашей стране приобрело изучение истории повседневной. Однако «история повседневности» является понятием дискуссионным. И в зависимости от

объекта исследования может считаться как методом, так и направлением. Стоит заметить, что интерес к изучению истории повседневности появился в Германии, и один из первых ученых, решивших сформировать новый взгляд на Германию времен господства фашистской идеологии, стал Альф Людтке. Объектом его исследований была социальная история (быт рабочих, отношение к власти), и из полученных данных Людтке старался сформировать новое представление о социальной и политической истории страны, дать ответы на глобальные вопросы. В данном случае «история повседневности» служит методом, помогающим изучить отдельные важные аспекты в истории. То есть, чтобы создать общую картину, необходимо рассмотреть частные моменты. В нашем же случае история повседневности понимается как направление исследования. Мы рассматриваем аспекты повседневной жизни и в данном случае проблему воспитания детей в Индийском традиционном обществе.

«Повседневность - это реальность, которая интерпретируется людьми и имеет для них субъективную значимость в качестве цельного мира», подметили ученые Бергер и Лукман в своем исследовании «Социальное конструирование реальности» (Бергер, Лукман, 1995, с.38).

Отметим, что в качестве источников в нашем исследовании будут использованы сочинения людей различных эпох, времен, взглядов и воззрений. Марко Поло, Афанасий Никитин, Герасим Лебедев видели совершенно по-разному страну, которую им приходилось описывать.

Мемуары, записки, рассказы, автобиографии и даже работы современных ученых при изучении повседневной истории становятся источниками для изучения различных аспектов жизни в средневековой Индии.

Широкая источниковая база расширяет возможности для исследования. Не смотря на то, что Индия на протяжении многих веков сохраняет свой уникальный кастовый социальный строй, культуру, и конечно, определяющий компонент - религию, одним и тем же аспектам путешественники, исследователи, ученые, местные жители, пользуясь личным опытом, знаниями и убеждениями, дают разную оценку, и по-разному трактуют моменты повседневной жизни, что позволяет составить более полное, разностороннее представление о повседневных аспектах жизни, и соответственно, «собирая исторический пазл» позволяет добавить новые факты, наполненные удивлением и авторскими оценками. Так, анализируя систему брачно - семейных отношений в Индии в контексте повседневной истории мы предпринимаем попытку более полно раскрыть и, может быть, по новому оценить уже известные сюжеты повседневной жизни

86

традиционной Индии, бытовую культуру средневекового индийского общества.

Современная статистка говорит нам о том, что 31% населения Индии -это дети в возрасте от 0 до 14 лет. Мы можем узнать о классических традициях, найти сюжеты о воспитании детей в Индии в справочниках, но узнать «живую», «действительную» картину воспитания и положения детей в Индии мы можем, изучая историю повседневности. Для этого рассмотрим ряд источников: свидетельства ученых, путешественников, исследователей, которым в разное время удалось побывать Индии.

Итальянский путешественник и писатель Марко Поло уже в 13 веке в своей «Книге о разнообразии мира» предпринял попытку описать Индию, в которой «описываются тамошние диковины и обычаи» (Поло, 2006, с.89). В поле зрения путешественника попали острова, идолы и царства. Однако и географические особенности Индии не смогли отвлечь автора от важного факта: «В этом царстве, скажу вам еще, как только родится ребенок, мальчик или девочка, тотчас отец или мать приказывают записать его рождение -день, месяц, в какую луну и в какой час и все это оттого, что крепко верят в астрономию да в тех звездочетов, кто знает колдовство, магию, геомантию» (Поло, 2006, с.100). Если же родители, так верят в звездочетов и астрономию, что записывают в какую луну и в какой час родился их ребенок, значит, рождению ребенка в Индийской семье придается большое значение, не так ли? Маленький факт, одна вскользь брошенная фраза приводит к важному выводу.

Спустя два века загадочную страну посетил русский путешественник Афанасий Никитин. Для него важной показалась другая особенность: «дети родятся каждый год, а детей у них много», «А когда дитя родится, принимает муж, и имя сыну дает отец, а мать - дочери» (Никитин, 1958, с.60). Русский путешественник отметил тот факт, который показался удивительным именно ему, ведь в России подобной традиции не было. Итак, подчеркнув необычный факт из жизни Индийской семьи, Афанасий Никитин дал нам новую информацию, из которой можно сделать вывод: в Индии существовала определенная традиция: имена мальчикам давали отцы, а девочкам матери.

В конце XIX века в путешествие по Индии и Цейлону отправилась княгиня Ольга Щербатова, по моде того времени ведя путевые заметки. Рассказывая об удивляющих Щербатову вещах, она, прогрессивная и образованная женщина подмечала, прежде всего, те моменты, которые были важными для нее самой. Княгиня дивилась положению девочек и женщин в Индии: «Девочек держат взаперти с 10-11 летнего возраста!», «замуж

87

девочек выдают в 11-13 лет», «в женских школах есть и девочки 5-6 лет и замужние женщины!» (Щербатова, 1892). Даря читателю столь эмоциональную информацию, княгиня дарит историкам факты о повседневной жизни Индийских девочек: их детство заканчивается уже к 1011 годам, затем начинается подготовка к замужеству и семейная жизнь.

Менее эмоционально об Индии рассказывал Герасим Степанович Лебедев - русский индолог и лингвист. Изучая Индию, Герасим Степанович поставил перед собой задачу рассказать о «нравах и обычаях индийцев» (Лебедев, 1805, с.49). Подчеркивая религиозность индийцев, Лебедев Г.С. указывает на важную для нас информацию: «Родители почитают себе за великой стыд оставить дитя свое невоспитанным в законе божием и не пропуская ни мало способных к обучению лет, отдают их в учрежденные для сего в некоторых местах в общественные, а больше в вольные училища, каковых не токмо в городах, но и по селам весьма довольно имеется» (Лебедев, 1805, с.53). Из слов индолога можно сделать вывод: немаловажное место в индийской семье уделяется именно религиозному воспитанию, кроме того, для этого существуют и специальные учебные заведения.

А что же ученые ХХ века? Что для них было важно в индийской повседневности? В семидесятых годах прошлого столетия в уже известном нам жанре путевых заметок, описал индию знаменитый советский индолог Алаев Л.Б. Его в Индии удивляло многое, в том числе и то, что он видел на улицах индийских городов. В самом начале своей книги «Такой я видел Индию» Алаев Л.Б. рассказывает замечательный случай: «показательно поведение детей: нередко случалось так, что мне нечем было угостить их кроме банана. Я предлагал его со смущением - вдруг ребенок откажется, а родители будут недовольны. Однако ребенок даже из обеспеченной семьи никогда не отказывался, хотя и не прыгал от радости. Он деловито очищал его и ел, родители же умилялись моему скромному гостинцу» (Алаев, 1971, с.16). Данный случай из повседневной жизни указывает нам на хорошее воспитание индийских детей - иностранец предлагает гостинец, и, не смотря на то, что на рынке таких «гнеет» не мало, ребенок вежливо соглашается принять скромный подарок. Казалось бы - обычная история, которая повторятся изо дня в день, однако вывод она дает определенный - родители заботятся о воспитании своих детей.

Стоит отметить и еще одно замечание Алаева Л.Б.: «Индийцы относятся к детям не совсем так, как мы. Религия приучила их к мысли, что ребенок -благо для семьи. Чем многочисленнее семья, тем она угоднее богам, и тем прочнее обеспечены ее интересы в загробном мире. Впрочем, идея: ребенок -дар Божий, имеет и обратную сторону: Бог дал - Бог взял» (Алаев, 1971,

88

с.218). Вот и возможный ответ на вопрос о высоком уровне рождаемости в Индии, из слов Алаева Л.Б. можно сделать вывод: отношение индийцев к детям во многом продиктовано их религиозностью.

Итак, мы просмотрели несколько источников повседневной истории традиционной Индии. Информация, полученная из этих источников ценна, во-первых тем, что в учебно-методической, да и в большей части научной литературы она не встречается, так как в основном труды, по крайней мере российских индологов: Бонгард-Левина Г.М., Антоновой К.А., Котовского Г.Г. и других, посвящены проблемам религиозной философских традиций Индии, социально-экономическим вопросам, политическим, культурным и другим аспектам индийской истории. Тот же Алаев Л.Б. свои труды посвятил анализу сельской общины, а не исследованиям повседневной жизни индийского общества. Кроме того, во-вторых, полученные из известных нам источников сведения позволяют по-новому взглянуть на индийское традиционное общество, увидеть не задавленных религиозными догматами, малообразованных, бедных людей, какими мы привыкли видеть их благодаря нашим учебным изданиям. Напротив, какая же у нас складывается картина индийской повседневности и именно семейного аспекта? Мы видим, что родители внимательно относятся к своим детям, записывают дату и время рождения. Имена детям дают по традиции: мужчины - сыновьям, женщины - дочерям. В Индии нормой считались ранние браки, и девочки уже в 11-13 лет могли быть выданы замуж. Родители беспокоятся о религиозном воспитании своих детей. Индийские дети часто отличаются правильным и хорошим воспитанием. И, конечно, высокая рождаемость, это во многом религиозное убеждение - семья, в которой много детей считается Богоугодной. Иными словами изучение повседневной истории позволяет нам расширить наши представления об индийской традиционной семье.

Таким образом, подчеркнем еще раз: не смотря на то, что Индия являлась и является традиционной страной, каждый ученый, исследователь и путешественник подмечал для себя что-то новое, удивительное и особенное. И из таких «пестрых» фактов и складывается цельная картина повседневной жизни, помогающая более четко понять процессы, происходящие в индийском обществе.

Список источников и литературы

1. Алаев, Л.Б. «Такой я видел Индию»/Л.Б. Алаев, изд-во «Наука».-М:- 1971г. с.319

2. Бергер, П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995. с. 323

3. Лебев, Г. Беспристрастное созерцание систем Восточной Индии брагменов, священных обрядов их и народных обычаев, Всесвятейшему монарху посвященное;

89

собрано на Российском языке и издано жившим в Калкутте Герасимом Лебедевым. -СПб.: Типография автора, 1805 с.128

4. Никитин, А.Н. Хождение за три моря /А. Н. Никитин. - М., Изд-во академии наук СССР, 1958. - 289с

5. Поло, М. Ккнига о разнообразии природы /М. Поло, перевод И.П. Минаев // Эксмо, 2006. - с.480

6. Щербатова, О.А. «Мои путевые заметки: Путешествие по Индии и Цейлону».;-М:-1892г. - с.574

Кудрявцева О.Н., исторический факультет Научный руководитель: к.и.н., доцент Земенко В.И.

Проблема природы человека в контексте конфуцианства и легизма

Для традиционной китайской философии характерна политическая, управленческая направленность. Практически каждый философ, размышляя об управлении народом, предлагал правителю свой рецепт. И выбор методов в корне зависел от того, каким было представление философа о человеческой природе: добр человек или зол? Стремится он лишь к выгоде или не лишен нравственности?

С точки зрения легистов, управляя людьми, следовало придерживаться мнения о порочности человека и отказаться от какого бы то ни было доверия к нему.

Подобные идеи, возможно, приходили в голову еще Гуань Чжуну. Если правитель постиг Дао, «то низы не осмеливаются проявить вероломные и фальшивые чувства, хотя они у них и есть» (Гуань-цзы, 2006, с. 156).

В Шан цзюнь шу (1У-Ш вв. до н.э.) часто можно встретить размышления на эту тему: «Людям свойственно следующее: когда голодны - стремиться к пище, когда утомлены - стремиться к отдыху...». Или более категорично: «Природа людей такова: при измерении каждый норовит захватить себе часть подлиннее» (Книга правителя области Шан, 1993, с. 175).

Шан Ян не говорит прямо о каких-либо заложенных в человеческой природе зачатках добродетели и нравственности, но, очевидно, считает, что поведение человека в первую очередь зависит от того, как к нему относится правитель. Добродетельный по-конфуциански человек с его учёностью и приоритетом семьи над государством, по мнению Шан Яна, не может быть хорошим подданным, а значит, к людям надо относиться как к порочным. Порочный подданный - идеальный инструмент для правителя-законника. «Сплоченность людей и взаимная поддержка происходят оттого, что ими управляют, как добродетельными; разобщенность людей и взаимная слежка проистекают оттого, что ими управляют словно порочными. Там, где к

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.