Научная статья на тему 'ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ Н.А. БЕРДЯЕВА О СВОБОДЕ И БОЖЕСТВЕННОЙ ПРИРОДЕ ТВОРЧЕСТВА'

ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ Н.А. БЕРДЯЕВА О СВОБОДЕ И БОЖЕСТВЕННОЙ ПРИРОДЕ ТВОРЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
893
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / ФИЛОСОФИЯ СВОБОДЫ / БОГ / ИРРАЦИОНАЛЬНАЯ / РАЦИОНАЛЬНАЯ / СВОБОДА С ЛЮБОВЬЮ / ЛИЧНОСТЬ / ОБУЧЕНИЕ / ДУХ / ПЕРСОНАЛИЗМ / CREATIVITY / PHILOSOPHY OF LIBERTY / GOD / IRRATIONAL / RATIONAL / FREEDOM WITH LOVE / PERSONALITY / TEACHINGS / SPIRIT / PERSONALISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Усманова Лариса Тимофеевна

В статье анализируются философские взгляды одного из наиболее значительных последователей В.С. Соловьева, сторонника экзистенциализма, заложившего основы персоналистической философии, - Н.А. Бердяева. В процессе исследования предлагаемой русским философом концепции миростроения, направленной на человека и представляющей собой противоположность духа и природы, автор акцентирует внимание на вопросах происхождения свободы, трех формах ее существования (иррациональной, рациональной, свободе с любовью) и оправдании человека в существовании зла через творческое, позитивное преобразование мира. Анализ, обобщение и систематизация творческого наследия Н.А. Бердяева опирались в статье на следующие положения его теории. "Дух", по Бердяеву, "включает в себя жизнь, свободу и творчество, а природа - это вещь, психика и необходимость. Свобода не создавалась Богом, а существовала до него и поэтому Господь не отвечает за свободную волю и произвол человека". Таким образом, личность реализуется у философа последовательно, вследствие восхождения от подсознательного (иррациональная свобода) через сознательное (иррациональная свобода) к сверхсознательному (свободе божественной любви). Персоналистическая философия Н.А. Бердяева рассматривается в статье через главенствующую роль личности, обладающей божественными атрибутами творца. Творческая же деятельность человека представлена как дополнение к божественной жизни, как "божественно-человеческая".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Philosophical doctrine N.A. Berdyaev about the freedom and divine nature of creativity

The article analyzes the philosophical views of one of the most significant followers of V.S. Solovyov, a supporter of existentialism, who laid the foundations of personalist philosophy - N.A. Berdyaev. In the course of the study of the concept of peace-building proposed by the Russian philosopher, aimed at man and representing the opposite of spirit and nature, the author emphasizes the questions of origin of freedom, three forms of its existence ( irrational, rational, freedom with love) and the justification of man in the existence of evil through the creative, positive transformation of the world. Spirit, according to Berdyaev, includes life, freedom and creativity, and nature is a thing, psyche and necessity. Freedom was not created by God, but existed before him, and therefore the Lord is not responsible for the free will and arbitrariness of man. Thus, the personality is realized by the philosopher consistently, due to the ascent from the subconscious (irrational freedom) through conscious (irrational freedoms).

Текст научной работы на тему «ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ Н.А. БЕРДЯЕВА О СВОБОДЕ И БОЖЕСТВЕННОЙ ПРИРОДЕ ТВОРЧЕСТВА»

2. Бердяев H.A. Философия свободы // Истоки и смысл русского коммунизма / H.A. Бердяев.- М.: Свароги К, 1997.-415с.

3. Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и искусства: сборник.: в 2-х т. / H.A. Бердяев. М.: Искусство; Лига, 1994 .-542 с. - (русские философы XX века).

4. Бонецкая Н.К. Апофеоз творчества (Н. Бердяев и Ф. Ницше) / Н.К. Бонецкая // Вопросы философии. - 2009. - №4. - С. 85-1 Об.

5. Васильев В.А. H.A. Бердяев о происхождении добра и зла / В.А. Васильев // Социально-гуманитарные знания. - 2006.- №2. - С. 162-178.

6. Вечканов В.Э. Философия: курс лекций : учебное пособие для вузов / В.Э. Вечканов. - 3-е изд., стереотип. - М.: Экзамен, 2008. - 318 с.

7. Волкогонова О.Д. H.A. Бердяев: Интеллектуальная биография/О.Д. Волкогонова. - М.: МГУ, 2001. - 112 с.

8. Гребенюк Н.И. H.A. Бердяев о трёх началах познания / Н.И. Гре-бенюк // Страницы истории педагогики. - Пятигорск, 1997. - Вып. 8. - С. 38-39.

9. Додонов, В.И. Бердяев о духовно-нравственном развитии личности / В.И. Додонов // Педагогика. - 1994.-№ 3. - С. 73-75.

Ю.Емельянов Б.В. Антроподицея Н. А. Бердяева [Электронный ресурс] / Б.В. Емельянов. - ЛогоС-

фера: Философский журнал: Русская философия. - Режим доступа: https://runivers.ru/philosophy/ logosphere/59050/

П.Ермичев А. А. Три свободы Николая Бердяева: (Из цикла "Страницы истории отеч. филос. мысли") / А. А. Ермичев. - М.: Знание, 1990. - 63 с.

12.Ильин И.А. Бердяев и судьба русской философии/ И.А. Ильин//Звезда. -1995.-№11.- С. 124-144.

13.Литчфилд К.Э. Свобода человека в философии Н. А. Бердяева (этические и метафизические аспекты): автореф. дис.... канд. филос. наук/ К.Э. Лит-чфилд. - СПб., 2007. - 21 с.

14.Лямцев Е.В. Экзистенциальный персонализм H.A. Бердяева в контексте отечественной и западной философской мысли: автореф. дис. ... канд. филос. н. - М., 2007. - 27 с.

15.Соловьёв B.C. Избранные произведения: сборник/ B.C. Соловьёв. - Ростов-н/Д. :Феликс, 1988. -542 с.

16.Сычев A.A. Основы философии : учебное пособие / A.A. Сычев. - М.: Альфа-М; Инфра-М, 2008. -368 с.

17.Цесник Е. Е. Проблемы антроподицеи в русской религиозной философии конца XIX- начала XX веков : дис. канд. фил. наук: 09.00.13 / Е.Е. Цес-ник: С-Петерб, гос. ун-т. - СПб., 2008 - 160 с.

PHILOSOPHICAL DOCTRINE N.A. BERDYAEV ABOUTTHE FREEDOM AND DIVINE NATURE OF CREATIVITY Usmanova Larisa Timofeevna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, Department of General Education, Gzhei State University, Moscow region

The article analyzes the philosophical views of one of the most significant followers of V.S. Soiovyov, a supporter of existentialism, who laid the foundations ofpersonaiist philosophy - N.A. Berdyaev. in the course of the study of the concept of peace-buiiding proposed by the Russian philosopher, aimed at man and representing the opposite of spirit and nature, the author emphasizes the questions of origin of freedom, three forms of its existence (irrational, rational, freedom with love) and the justification of man in the existence of evil through the creative, positive transformation of the world. Spirit, according to Berdyaev, includes life, freedom and creativity, and nature is a thing, psyche and necessity. Freedom was not created by God, but existed before him, and therefore the Lord is not responsible for the free will and arbitrariness of man. Thus, the personality is realized by the philosopher consistently, due to the ascent from the subconscious (irrational freedom) through conscious (irrational freedoms).

Keywords: creativity; philosophy of liberty; God; irrational; rational; freedom with love; personality; teachings; spirit; persona/ism.

УДК 1(091) ВАК РФ 09.00.03

©УсмановаЛ. Т., 2019

ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ H.A. БЕРДЯЕВА О СВОБОДЕ И БОЖЕСТВЕННОЙ ПРИРОДЕ ТВОРЧЕСТВА

В статье анализируются философские взгляды одного из наиболее значительных последователей B.C. Соловьева, сторонника экзистенциализма, заложившего основы персоналистической философии, - H.A. Бердяева. В процессе исследования предлагаемой русским философом концепции миростроения, направленной на человека и представляющей собой противоположность духа и природы, автор акцентирует внимание на вопросах происхождения свободы, трех формах ее существования (иррациональной, рациональной, свободе с любовью) и оправдании человека в существовании зла через творческое, позитивное преобразование мира. Анализ, обобщение и систематизация творческого наследия H.A. Бердяева опирались в статье на следующие положения его теории. "Дух" по Бердяеву, "включаете себя жизнь, свободу и творчество, а природа - это вещь, психика и необходимость. Свобода не создавалась Богом, а существовала до него и поэтому Господь не отвечает за свободную волю и произвол человека". Таким образом, личность реализуется у философа последовательно, вследствие восхождения от подсознательного (иррациональная свобода) через сознательное (иррациональная свобода) к сверхсознательно-

му (свободе божественной любви). Персоналистическая философия Н.А. Бердяева рассма тривается в ста тье через главенствующую роль личности, обладающей божественными атрибутами творца. Творческая же деятельность человека представлена как дополнение к божественной жизни, как "божественно-человеческая".

Ключевые слова: творчество; философия свободы; бог; иррациональная; рациональная; свобода с любовью; личность; обучение; дух; персонализм.

Особенность русской философии, ее глубокая духовность начинают ярко проявляться к началу XX в. через интерес к проблемам религии, нравственности, национальных ценностей. В это время быстро формируются религиозные общества и кружки. Философия, лишившись университетских кафедр, все больше уходит в литературу, в частности, проявляя себя в поэзии символистов. Существенные изменения мировоззрения российской интеллигенции нашли свое отражение в форме философско-публицистических сборников - "Проблемы идеализма" (1903) и "Вехи" (1909). Авторы этих произведений - H.A. Бердяев, С.Н. Булгаков, СЛ. Франк - первоначально начинали философский путь с увлечения марксизмом и нигилизмом. Так, H.A. Бердяев с 1894 г. начал изучать теорию научного социализма, посещая кружок киевских социал-демократов. Он становится пропагандистом марксизма, активно включившись в революционно-подготовительную деятельность, за что при разгроме киевского "Союза борьбы за освобождение рабочего класса" в 1898 году был арестован. Одновременно его исключают из университета Святого Владимира в Киеве, где он учился на естественном факультете и отправляют в ссылку в Вологду. На этот момент H.A. Бердяев как автор статьи "А.Ф. Ланге и критическая философия в их отношении к социализму" был известен в определенных кругах как "критический марксист". Двухгодичная ссылка внесла серьезные метаморфозы в мировоззрение философа. Привлекательность марксизма померкла всвете малого внимания кличности человека, к его духовной свободе и способности к творчеству, личной совести и другим экзистенциальным проблемам, которые находились в центре интеллектуальных интересов мыслителя. Разочарование в марксизме, поражение первой русской революции и поездка в Париж подготовили перелом во взглядах философа [7, с.162]. Остаются в прошлом материалистические взгляды, а впереди возвращение к православию. Во многом это связано с участием в организации религиозно-философского общества им. В. Соловьева и сотрудничество с книгоиздательством "Путь". В результате в 1911 году выходит книга H.A. Бердяева "Философия свободы" [3], заложившая основы его персоналистической философии, антроподицеи и в целом русского религиозного ренессанса. В этом произведении мыслитель продолжает традиции русской философии XIX века. Идеи всемирной соборности [2], преодолевающей церковный конфессионализм, находились в русле учения выдающегося философа России Владимира Соловьева. Общение и близкое личное знакомство с такими известными философами-богословами, как С. Булгаков, А. Карта-шов, Н. Лосский, П. Струве, В. Розанов, Е. Трубецкой, С. Франк; поэт А. Блок несомненно нашли отражение в философских взглядах H.A. Бердяева.

Н. А. Бердяеву, написавшему более 450 работ по различным проблемам философии, удалось создать свою философскую систему, не уступающую по своему значению учениям И. Канта и В. Соловьева. Признавая необычайную целостность мысли H.A. Бердяева, много-

О си

-0 Q-

LQ <

LU

а

со со

г

С

S

189

УСМАНОВА Лариса Тимофеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры Общеобра-зова тельных дисциплин, Гжельский государственный университет, Московская область

численные исследователи его творчества не могут безболезненно разделить его философию на онтологию, этику, гносеологию и т.д. Попытка подобного членения ведёт к выхолащиванию и распадению единства авторского замысла. Он "тотчас же распадается на куски, разлетается во все стороны, как стая птиц, выпущенных из клетки", - пишет В.В. Сапов. Исследователи творчества H.A. Бердяева пытаются расставить акценты и выделить основные приоритеты. Многим ученым ключ ко всей философии H.A. Бердяева видится в этике, аксиологии. Это совпадает с мнением В.А. Васильева, М.В. Богуславского, П.Е. Вахреневой О.Д. Волкогоновой, В.Н. Назарова, Т.А. Кузьминой, И.Ю. Добродеевой, Н.В. Плетнёвой и др. [3,5,810] В творчестве мыслителя этика выступает в качестве поля всей теоретической и прикладной философии и в том числе, философии образования, ведь философ называл этику учением о назначении и призвании человека.

H.A. Бердяев отрицал возможность отождествления философии с наукой. Философию он считал чистымтворчеством,а науку видел при-спосабленкой к необходимости бытия. Основываясь на творческой природе философии, H.A. Бердяев разработал субъективно-индивидуальную концепцию строения мира, в центр которой он поместил человека. Его основными трудами о свободе многочисленные исследователи творчества мыслителя [4,6,7,11-20] считают: "Философию свободы", "О рабстве и свободе человека", "Смысл творчества" "Философия свободного духа" и т.д. Философия, по его мнению, тождественна, родственна искусству, в котором ведущую роль играет творчество, личность и призвание. Бердяев придает большое значение философской интуиции, учитывая, что философское знание зависит от объема пережитого, проанализированного и обобщенного человеком опыта существования: трагедий, ошибок, неудач. Одновременно у каждого настоящего философа есть своя "первородная интуиция" и в ней, по мнению мыслителя, блеснул свет, осветивший весь процесс познания [18];.

В творческом наследии философа, по мнению большого числа исследователей, можно выделить четыре основные идеи:

- обоснование божественной природы свободы [2];

-творчества как эманации свободы и творческого акта - элемента свободы, не детерме-нированного даже Богом [1];

- личности - духовной категории, реализация которой начинает восхождение от подсоз-

нательного через сознательное к сверхсознательному [1];

- смысла истории в борьбе добра против иррациональной свободы [4,17,19,20].

Саму историю, по мнению H.A. Бердяева, определяют три силы: Бог, судьба и человеческая свобода. В условиях господства иррациональной свободы реальность начинает возвращаться к первоначальному хаосу, к упадку веры, к потере людьми объединяющего духовного центра жизни и эпохе революций [17]

В качестве первореальности, по мнению русского мыслителя, выступают природа и история. Являясь первичными, вечными, они одновременно с этим включают в себя иррациональную, первичную, несотворенную свободу. Все в учении H.A. Бердяева начинается со свободы [2, с. 142]. Вместе с тем, по мнению философа, и все зло в мире вырастает из этой неразумной, дикой свободы. Господь посылает людям зло в качестве испытания. В результате учение русского мыслителя выступает в форме своеобразной интерпретации деизма: "Бог мир создал, Себя в мире проявил, но он им не управляет, а управляет миром сам человек, который нуждается в Боге как в нравственном идеале и надежде на спасение. Господь нуждается в человеке как в покаявшемся грешнике, стремящемся к богочеловеческому образцу. Однако, достигается это лишь через апокалипсис, Страшный Суд, в результате чего наступит новый мир вечного царства свободы и духа, человеческого бессмертия".

Из христианства он заимствует идею о том, что "знаком образа Творца" в человеке является "творческая свобода". Свобода у Бердяева выступает антитезой, противоположностью необходимости, позволяющая преодолеть власть отчуждения.

Главной является противоположность междудухом (субъект,творчество) и природой (неподвижность и пассивная длительность, объект). Дух, по Бердяеву, включает в себя жизнь, свободу и творчество, а природа - это вещь, психика и необходимость. Н. Бердяев принимает принцип богооправдания (теодицеи) [2, с.137], утверждая, что бог не отвечает за зло, которое существует в мире. Так же считал средневековый философ Августин Аврелий. Бог не может предвидеть действия людей, т.к. человек обладает свободной волей. Господь лишь способствует тому, чтобы воля каждого становилась добром.

Мир необходимости - искаженный мир, полный зла, страдания и рабства. Противостоять отчуждению может только творчество -

именно через творчество личность открывает свободу в глубине своей души. Сущность и божественную природу творчества Н.А. Бердяев раскрывает, опираясь на священную книгу всех христиан - Библию, в которой говорится о плоде, рождающем семя, попадающее в добрую, благодатную почву и талантах, данных человеку свыше и возвращаемых творцу с приростом. Зарыть таланты в землю, отказаться и пренебречь творчеством - значит заслужить осуждение самого господа бога, самого Иисуса Христа. Христианское учение о разнообразных дарах Бога человеку - это указание на его призвание [18, с.313]. Дар божий разнообразен и индивидуален. Каждый призывается к служению в соответствии со своим особым даром. Сам человек обязан понять, а чего именно хочет и ждет от него Господь Бог.

Под творчеством философ понимает приращение, прибавление, созидание нечто нового, не существовавшего в мире. Проблема заключается в том, что сам творец должен определить, а где он может создать это новое, только ему подвластное творческое чудо, величайшую тайну жизни: из небытия создать бытие. Небытием, рождающем творчество, у Бердяева выступает иррациональная, добы-тийственная, первичная, неразумная свобода, живущая в душе человека. В своем произведении "О назначении человека" философ пишет: "Тайна творчества и есть тайна свободы" [18, с.314]. Творческий прорыв из небытия в бытие, из свободы в реальный мир описан в библейс-ко-христианском учении о сотворении мира Богом. Бог сотворил мир из ничего, т.е. свободно и из неразумной, добытийственной свободы, а затем передал способность творить в руки сотворенного же им человека. Само творчество присутствует в мире только потому, что есть верховный творец и есть человек, призванный самим Господом к творчеству.

Творчество, по мнению русского мыслителя, имеет сложный состав. Оно включает в себя:

- изначальную, меоническую, добытий-ственную, несотворенную, иррациональную, первобытную свободу. Только благодаря этой свободе и возможно творчество, созидание нового, никогда ранее не существовавшего;

- дары и дарования, таланты и способности, которые Бог-творец дал человеку для творчества, дал человеку-творцу. Элемент дара божьего в творчестве определяет его назначение и предназначение самого человека в этом мире;

- окружающий мир, среда как арена творчества. В уже сотворенном Богом мире совер-

шается человеческий, творческии акт и в этом мире человек находит материалы для своего творения.

Таким образом, человек не сам виноват в обладании талантом, гениальностью, даром. Он свои дарования получил из рук самого Господа и поэтому должен чувствовать "себя в руке божьей орудием Божьего дела в мире" [18, с. 315]. Здесь мы можем проследить в учении H.A. Бердяева определенное созвучие с христианским положением о греховности гордыни. Человеку не следует кичиться своими талантами и способностями. Как правило, настоящий гений чувствует, что действует он, как бы и не сам, а что он одержим Господом, является орудием Божьих свершений и задуманных им предназначений. Волю же к гениальности, философ рассматривает лишь как обнаружение через свободу данного и полученного свыше дара. г

С другой стороны, только из самого себя, из недр своей души и своего сознания человек не в состоянии черпать материал для творчества. Природу творческого акта, по мнению Бердяева, нужно считать брачной, объединяющей два начала. Это всегда встреча. Человек черпает из сотворенного Господом мира материал для своего творчества (предметные реальности, без присутствия которых познание невозможно) и в этом мире, а также и через этот мир совершается творческий акт, реализуется призвание человека. С другой стороны, и творческим даром, и талантом, и гениальностью человек обязан дару самого Господа. Бог дал человеку и сам мир для совершения творческого акта и от Бога исходит зов о предназначении и реализации дара, полученного свыше.

Человек сам делает свой выбор - отвечает на зов в форме созидания нового из первобытной, несотворенной свободы, из ничего, приближаясь к Богу, творившему мир из этой же неразумной свободы, или отказывается от своих талантов, зарывая их в землю и тем самым отвергая руку помощи от Господа. Первичным элементом творчества Бердяев считает зов Божий, обращенный к свободной, первобытной воле человека. Добрая воля заставляет человека сделать шаг навстречу Господу, реализуя в творчестве обоюдную волю творца мира и свою индивидуальность.

Однако только этим творческое созидание не ограничивается. Оно представляет собой сложный комплекс элементов, взаимодействующих между собой. Так, в творческом акте присутствуют благодать и свобода, идущие от Бога

оэ

1-Н

о си

-О Q-

LQ <

СО СО

г

S

191

к человеку и от человека к Богу [18, с.315]. Описание созидательного акта можно давать с акцентом на различных видах свободы или через понятие "благодати", "благодатной одержимости", "вдохновения". И одновременно, общеизвестно, что вдохновение предполагает свободу, без нее оно невозможно.

H.A. Бердяев в своей работе "О природе творчества" выделяетдве стороны творчества - внутреннюю и внешнюю.

Внутренняя сторона связана с первоначальным творческим актом, внутренним, индивидуальным, неведомым миру, не выраженным для мира сокровенным познанием в форме первичной, творческой интуиции, замысла, образа, в котором человек как бы стоит перед лицом самого Господа Бога как создатель произведения в акте творческой любви к человеку [18, с.316].

Внешняя сторона творчества предполагает, что человеку должно предстать перед лицом всех людей и мира в целом во вторичном творческом акте, чтобы реализовать продукты своего творчества в мире и для людей, преодолев законодательные запреты и ограничения. Здесь появляется понятие мастерства, искусства через признание заслуг человека перед обществом.

Реализация творческого замысла связана с напряжением воли, проявлением настойчивости, высокой работоспособностью, активностью в отстаивании своего мнения. Все это и ведет к охлаждению самого творца на той стадии, когда творческий акт, по мнению H.A. Бердяева, "находится во власти мира и скован окружающим миром" [18, с. 317].

Творчество, по утверждению мыслителя, своей природой имеет гениальность, т.к. именно гениальность является отображением в человеке образа Бога-творца. Проявление гениальности - это свидетельство того, что человекуудалось прорваться к первоисточнику, к прародителю и это никак не связано с социальными наслоениями, не связано сличным совершенством. Более того, Бердяев выделяет наличие трагического конфликта между творчеством и личным, нравственным совершенством. Степень совершенства, достигнутая самим человеком далеко не пропорциональна силе, величию и гениальности творчества. Творческий гений - это ни в коей мере не может считаться наградой за религиозные, нравственные усилия человека по совершенствованию самого себя. Гениальность дается человеку изначально ни за что. Оправдать доверие самого Господа, который наградил че-

ловека гениальностью, можно только творя новое на основе доброй воли, только совершая творческий подвиг,забывая о себе и отрекаясь от себя во имя познания и своего творения. Творчество не эгоистично. Жертвенно, связано с самопреодолением и выходом за пределы своего личностного бытия. Эгоцентризм в человеке мешает творчеству, препятствует полной отдаче вдохновению, лишает возможности "вообразить себе мир лучший" [18, с.318].

В обществе постоянно предпринимаются попытки порабощения личности через растворение ее в коллективном. Целью человека является, по мнению H.A. Бердяева, не поддаваться этому давлению, не превращаться в "винтик" общественного механизма, а приложить максимум усилий для развития личных творческих способностей, поставив свою свободу выше общественных требований. Это не отречение от общества, а необходимость поиска способа соединения людей не на основе принудительности, а на основе свободного выбора. Такой общностью H.A. Бердяев считает соборность, в которой, по мнению В. Соловьева, использовавшего это понятие, единство изначально подразумевает множественность [5, с.22].

Результатом образовательного пути человека являются вербальные объективации, такие как цель, образ, идеал [11, с.39].

Идеал личности для русского философа - это творческий человек. Путем становления личности является путь преодоления объективации, преодоления субъективной отчужденности и эгоизма и одновременно обретение сыновства у Бога, что равно вовлеченности в нравственное созидание на основе божественной любви к ближнему. Образ Божий в человеке - это и есть его личность, формирование которой ему дорого обходится. Она - фактически результат обретения не только свободы в борьбе за выполнение своего призвания, реализацию индивидуальных, способностей, талантов [5, с.22], но и обретение глубокой вселенской ответственности. Значит, особое значение приобретает воспитание у молодого человека характера, составляющего его внутренний стержень, активно-творческое начало человека, основу духовного аристократизма личности. Свобода с любовью, раскрывающая необозримые просторы творчества доступна в основном интеллектуальной, образованной, аристократичной личности.

H.A. Бердяев выделяет три этапа развития свободы:

1. Иррациональная свобода (неразумная, первобытная, основанная на инстинктах, желаниях, эмоциях, произволе личности). Эта потенциальная свобода добытийственна. Она предшествует самому Господу Богу, делая его пленником свободы, а потому питает гордыню духа и вследствие этого приводит к отпадению от Бога. Иррациональная свобода нарушает "божественную иерархию бытия", и вследствие этого появляется зло.

2. Рациональная свобода (разумная, осознанная, осмысленная, основанная на здравом смысле, на исполнении морального долга). Она подчиняет человека моральным законам, сконструированным обществом, что в свою очередь приводит к рабствуличности в мире природы, объективной реальности, в обществе, где человек для того, чтобы успешно сосуществовать с другими должен жить по правилам, лишая себя реальной свободы.

3. Свобода с любовью (добрый разум, свобода в истине и добре, свобода в Боге и от Бога полученная, основанная на заповеди любви Иисуса Христа - "Возлюби ближнего как самого себя", проникнутая любовью Бога). Это свобода, совмещает, синтезирует все лучшее из двух предыдущих видов свободы [13, с.63]. Она открывает перед человеком просторы творчества. Через творчество человек раскрывает глубину своей души. Такая свобода есть проявление божественной любви. Дух побеждает природу, вновь обретая единство с Богом. "Св. Дух есть носитель соборного божественного начала, соборной любви, восстанавливающей единство мировой души. Через Святого Духа проникает Христос в тело человечества, через Третьего таинственно претворяется Богочеловек в Богочеловечество" [2, с.157].

Следовательно, на третьем этапе развития человеческой свободы восстанавливается духовная целостность личности. Личность, по мнению H.A. Бердяева, как категория духовно-религиозная - это творческая способность человека, которая реализуется в своем движении к Богу. Христианский догмат: "Бог - есть любовь" проявляется в созидающей силе творчества человека [4]. Личностьу философа -это неповторимая, уникальная субъективность. Присущая ей свобода, творчество рождают способность созидать мир в своей душе и создавать новый мир вокруг себя как царство Духа - истины, добра и красоты.

Н. Бердяев не принял традиционное христианское мировоззрение по поводу идеи завершенности творения мира. Оно не закончено, а может и должно продолжаться уже

совместно с человеком, через его, человека, творчество [12]. Своюубежденность, свой прорыв к новому религиозному сознанию. Бердяев развивает в концепцию антроподицеи, рассматривая ее как оправдание человека в творчестве и через творчество. Философские размышления H.A. Бердяева - это попытка вскрыть и нащупать пути преодоления кризиса человека и той эпохи, в которую ему самому привелось жить, разрешение коренных противоречий личности возможно, по мнению H.A. Бердяева, через глубокое осмысление ее природы, понимание религиозно-экзистенциального смысла существования.

Литература:

1. Бердяев H.A. Смысл творчества. - Харьков : Фолио, М.: ACT.2002. - 688 с.

2. Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и искусства : сборник: в 2-х т. Т. 1. - М.: Искусство: Лига, 1994.-542 с. ;

3. Бердяев H.A. Философия свободы // Истоки и" смысл русского коммунизма. - М. : Сварог и К, 1997.-415 с.

4. Бонецкая Н.К. Апофеоз творчества (Н. Бердяев и Ф. Ницше) // Вопросы философии. - 2009. - №4. -С. 85-106.

5. Богуславский М.В. Ценности образования в наследии философов Русского Зарубежья (1920-е

- 50-е гг.) // Российское Зарубежье: образование, педагогика, культура. 20-50-е годы XX века. - Саранск : Мордовский гос. пед. ин-т, 1998. - С. 22-42.

6. Вадимов А. В.Жизнь Бердяева: Россия.- Oakland, Calif.: Bercley Slavic Specialties, 1993,- С. 131.

7. Васильев B.A. H.A. Бердяев о происхождении добра и зла // Социально-гуманитарные знания.

- 2006. - №2. - С. 162-178.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Вахренева П.Е. Н. Бердяев и его философия человеческого достоинства // Социально-гуманитарные знания. - 2005. - №3. - С. 275-289.

9. Волкогонова О.Д. H.A. Бердяев: Интеллектуальная биография/О.Д. Волкогонова. - М.: МГУ, 2001.

- 112 с.

10.Волкогонова О.Д. Образ России в философии Русского Зарубежья. - М.: Российская политическая энциклопедия, 1998. - 325 с. П.Гребенюк Н.И. H.A. Бердяев о трёх началах познания // Страницы истории педагогики. - Пятигорск, 1997. - Вып. 8. - С. 38-39.

12.Додонов, В.И. Бердяев о духовно-нравственном развитии личности // Педагогика. - 1994. -№ 3. - С. 73-75.

13.Ермичев А. А. Три свободы Николая Бердяева: (Из цикла "Страницы истории отеч. филос. мысли"). - М.: Знание, 1990. - 63 с.

14.Ильин И.А. Бердяев и судьба русской философии// Звезда. - 1995. - №11. - С. 124-144.

15.Сербиненко В.В. Бердяев Николай Александрович // Новая философская энциклопедия, в 4-х т. - М.: Мысль, 2000. - Т. I. - С. 241-242.

16.Соловьёв B.C. Избранные произведения. - Рос-тов-н/Д.: Феликс, 1988. - 542 с.

17.Усманова Л.Т. Философское учение H.A. Бердяева об историческом процессе как чередовании

ОЭ

1-Н

о си

-0 Q-

LQ <

СО СО

г

S

193

революционных и эволюционных периодов развития // Kant. - 2019. - №3(32). - С. 232-237.

18.Хрестоматия по философии / сост. П.В. Алексеев. 3-е изд. перераб. и доп. - М.: Проспект, 2008. - 576 с.

19.Davy М.-М. 1967. Nicolas Berdyaev: Man of the Eighth Day. London, GEOFFREY BLES LTD. Transl. by L. Siepman.

20. Banerjee Nemcova, M. Nikolai Berdiaev and spiritual freedom [Electronic resource] // Modern Age. - Volume 46. - Number 3. - Summer 2004. -P. 210218. URL: https://ru.scribd.com/document/ 310447129/Eschatological-Metaphysics-of-Nikolai-Berdiaev-Romeo-Sturzu

INFORMATION SPACE AS A SPHERE OF SOCIAL AND ECONOMIC RELATIONS

Fedorova Zhanna Viktorovna, PhD of Philosophical science, Associate Professor, Department of Philosophy and Media Communications, Kazan State Energy University, Kazan, Republic of Tatarstan

The article analyses the specifics of the information space in the context of economic relations, which have identified the leading role of market relations in the functioning of mass media and information, it is emphasized that the information support of the social form of being is a vector of the social order. In the modern type of society traditional forms of control of the information space (coercion, prosecution, restriction) change direction, more effective ways of changing the spiritual organization of man and society associated with the use of economic regulation have appeared, it substantiates the position that the result of economic intervention is commodity-money relations in the media sphere, which determine the features of the approach to the flow of information and the organization of communicative flows. Social and information technology impacts change the face of reality, manifested in the deformation of its semantic range.

Keywords: public relations; economic relations; social order; manipulative technologies; regulation; information space; media.

УДК 304.2 ВАК РФ 09.00.11

© ФедороваЖ.В., 2019

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК СФЕРА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

В статье анализируется специфика информационного пространства в контексте экономических отношений, обозначивших ведущую роль рыночных механизмов в функционировании средств массовой коммуникации и информации. Подчеркивается, что информационное обеспечение общественной формы бытия является вектором социального порядка. В современном типе общества традиционные формы контроля информационного пространства (принуждение, преследование, ограничение) меняют направление, появились более действенные способы изменения духовной организации человека и общества, связанные с использованием экономического регулирования. Обосновывается положение о том, что результатом экономического вмешательства становятся товарно-денежные отношения в медиасфере, которые обуславливают особенности подхода к подаче информации и организации коммуникативных потоков. Социальные и информационные технологии воздействия меняю т облик реальности, проявляю тся в деформации ее смыслового ареала.

Ключевые слова: общественные отношения; экономические отношения; социальный порядок; манипулятивные технологии; регулирование; информационное пространство; медиа.

I

ФЕДОРОВА Жанна Викторовна, кандидат философских наук, доцент, кафедра Философии и медиакоммуникаций, Казанский государственный энергетический университет, Казань, Республика Татарстан

Основной тенденцией общественного развития конца XX - начала XXI вв. становятся революционные изменения в информационной сфере бытия. В первую очередь, это связано с технологической обусловленностью социально-культурного ландшафта -развитием медиатехнологий, компьютеризацией, глобальной "медиатизацией" и "гаджетизацией" мира и человека. Информация теперь уже может восприниматься как определяющий фактор современного общества, который оформил "<...> массовое потребление, стандартизированное производство" [1,с.15]; в контексте реальности сетевого общества массовое потребление, в том числе и информации, становится стилем жизни и образом мышления современного человека. Современные медиа отразили парадигму особой социабельности онтологических связей, они несут колоссальный

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.