PHILOSOPHICAL DOCTRINE OF N. A. BERDYAEV ABOUT ANTHROPODICY AND SPIRITUAL CRISIS OF MAN Usmanova Larisa Timofeevna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, Department of General Education, Gzhei State University, Moscow region
The article attempts to identify ways to overcome the crisis of the human-creative foundations of the culture of the modern world, indicated by N. A. Berdyaev. The Lord does not have power over primary, irrational, unreasonable freedom. He rules only over the world created by him, in which rational, rational freedom is born. One must live by moral standards in order to maintain divine order in this world. Berdyaev claims that God cannot foresee the actions of people with free will, and therefore is not responsible for the evil done. The Lord God can only make his will become good. The experience of sinfulness leads to depression of consciousness, weakening of internal energy, which is overcome only in a creative impulse. A person is destined to justify himself before the Lord not through minute repentance of sins, but through creative transformation of the world. This is the meaning of anthropodicy N. Berdyaev.
Keywords: freedom; creativity; God; theodicy; antropoditseya; a crisis of spirituality; creative force; irrationality; rationalism.
УДК 1(091) ВАК РФ 09.00.03
© УсмановаЛ. Т., 2019
ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ НА. БЕРДЯЕВА ОБ АНТРОПОДИЦЕЕ И ДУХОВНОМ КРИЗИСЕ ЧЕЛОВЕКА
В статье предпринята попытка выявить пути преодоления кризиса человеко-творческих оснований культуры современного мира, указанные Н.А. Бердяевым. Господь не властен над первичной, иррациональной, неразумной свободой. Он властвуе тлишь над сотворенным им самим миром, в которомрождае тся разумная, рациональная свобода. Жить по моральным нормам нужно ради поддержания божественной упорядоченности в этом мире. Бердяев утверждает, что Бог не может предвидеть действия людей, обладающих свободной волей, и поэтому не несет ответственности за сотворенное зло. Господь бог может лишь способствовать тому, чтобы его воля становилась добром. Переживание греховности ведет к подавленности сознания, ослаблению внутренней энергии, что преодолевается только в творческом порыве. Человеку суждено оправдать себя перед Гос подом не через ежеминутное покаяние в грехах, а через твор чес кое преображение мира. В э том и закпю чае тся смысл антроподицеи Н. Бердяева.
Ключевые слова: свобода; творчество; Бог; теодицея; антроподицея; кризис духовности; творческая сила; иррациональность; рационализм.
УСМАНОВА Лариса Тимофеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры Общеобра-зова тельных дисциплин, Гжельский государственный университет, Московская область
Прогрессивная мировая общественность склоняется к мысли о том, что современное бытие определяется как кризис человекотвор-ческих оснований культуры. С одной стороны, на протяжении всего XX века мы наблюдаем грандиозное нарастание творческой мощи человека (наука, генная инженерия, технические достижения, открытие полимеров, новые источники энергии, телевидение, Интернет). С другой стороны, многие процессы и явления наглядно свидетельствуют о том, что креативная мощь человека все чаще приобретает деструктивный характер, что выражается в агрессии, вседозволенности, разрушении, дегуманизации. Поэтому всё более актуальной становится глобальная задача, заключающаяся в создании "новой антропологической реальности", ставшей питательной средой для возникновения инновационных культурных моделей, способных направить творческий потенциал человечества в созидательно-гуманистическое русло [14].
По-другому сегодня звучит и осмысливается традиционная проблема личности как творца культуры, а творчества как истинного смысла человеческого существования, и его действительной роли в культурной динамике. Актуальные в наше время вопросы духовно-творческой природы человека придают новое звучание идеям русской философско-культурологической мысли эпохи "русского духовного Ренессанса", которые утверждают созидательную сущность человеческого бытия, креативность как мощную животворящую силу, Новое осмысление идей Вл. Соловьёва, H.A. Бердяева, СЛ. Франка,
И.А. Ильина, Н.О. Лосского, П. Флоренского и др. [4,5] способно стать важным фактором в преодолении кризиса современной цивилизации. Исключительное значение в этом плане приобретает концепция "творчества свободного духа" и спасительной силы человеческой свободы H.A. Бердяева. Сам мыслитель феномен креативности рассматривает в контексте таких понятий, как "дух", "объективация", "свобода", "антроподицея", "логос" и другие [1,2,3].
Эти понятия соответствовали особому направлению европейской философской мысли, которое сформировалось во второй половине XIX в. Ученые, создавшие иррационализм, призывали осуществить переоценку ценностей классической философии, отказавшись от ее традиционной проблематики. В своих исследованиях они обращаются к изучению таких способов освоения духовного опыта человека и его конкретного существования, как интуиция, эмоции, воля, отвергая тем самым господствовавшие в истории философии принципы традиционного рационализма. Данный тип постановки и решения смысложизненных и мировоззренческих проблем, сформировавшийся в рамках иррационализма, стали называть экзистенциальной философией. В творчестве Николая Александровича Бердяева (1874-1948) отразились основные идеи этого направления. Философ считал русскую философию второй половине XIX в. по большей своей части экзистенциальной. В своей работе "О рабстве и свободе человека" (Париж, 1939. С. 19) H.A. Бердяев отрицает принадлежность своего учения к академической, университетской мысли: "Я никогда не был философом академического типа и никогда не хотел, чтобы философия была отвлеченной и далекой от жизни",
В условиях постоянного мировоззренческого поиска и смены убеждений у нашего философа неизменной оставалась главная установка - сделать свою философию сознательно антропологической, субъективной, ориентированной на человека; сделать ее учением о духе, то есть о человеческом существовании, в котором раскрывается смысл бытия. Философское учение должно быть только личностным, начинаясь с размышлений над "я", а не с объектов внешнего мира. Только с такой философией - антропологической и антропоцентрической - возможно преодоление духовного кризиса отдельного человека и спасение человечества в целом [10].
Центр исследовательских интересов Бердяева составляет проблема человека, его свобо-
ды, господства, творчества, назначения, человеческой личности, преодолевающей несвободу, так как загадка бытия и познания, по мнению философа, скрыта именно в человеке. Только через самого человека, через это самое загадочное в мире существо и возможен прорыв к самому бытию из мира необъяснимого. Человека Бердяев считает носителем смысла, хотя человек есть вместе с тем и падшее существо, в котором смысл поруган [10].
В основе философии H.A. Бердяева лежит идея свободы человека-Логос (рациональная свобода сотворившая упорядоченный мир творческий процесс - мощная энергия преобразования мира) как альтернатива первичному Хаосу, породившему иррациональную, неразумную, первобытную свободу. Размышляя о трех видах свободы, H.A. Бердяев пытался понять, раскрыть и нащупать пути преодоления кризиса человека, тем самым разрешив* коренные противоречия цивилизации и личности через глубокое осмысление её природы и понимание религиозно-экзистенциального смысла её существования. В результате это может дать возможность думающему человеку, профессионалу заново осмыслить проблемы современного образования и по-новому поставить вопросы современной педагогики. "И в нашу эпоху, как и во всякую, немало есть дарований, но они ложно направлены, они чахнут в атмосфере воли к бездарности" [1, с. 5], - пишет H.A. Бердяев в своей книге "Философия свободы".
На данный момент существует много литературы, можно сказать многотомные труды, как российских, так и зарубежных авторов, посвящённые изучениютворческого наследия H.A. Бердяева [4,5,6,7,8,9,11,12,14]. Его современники - Н.Р. Антонов, В.В. Зеньковский, И.А. Ильин, С.А. Левицкий, Н.О. Л осский,Н.П. Полторацкий, В.В. Розанов, E.H. Трубецкой, Л. Шестов и другие [4,5] - в своих трудах пытались дать критический анализ учения выдающегося философа русского зарубежья.
В дальнейшем изучение различных аспектов наследия Бердяева находит свое отражение в исследованиях Н.П. Шевцова (проблемы аксиологии); А. Меня, Т. Кочеткова (вопросы религиозного сознания); Л.И. Новиковой, И.Н. Сиземской (антропологические проблемы); А. Л ибиэра (философия и творческая деятельность) и в диссертациях К. Литгфилд (о свободе человека) [13], Е.В. Лямцева (об экзистенциальном персонализме) [14], Н.В. Плетнёва (о добре и зле), О.С. Гагариной (о творчестве личности), Л.Е. Климова (о культуре как
оэ
1-Н
о си
-0 Q-
LQ <
СО СО
=г
г
S
185
творчестве личности), Е. Е. Цесник (о проблеме антроподицеи в русской религиозной философии) и др.
Однако фундаментальных исследований, рассматривающих концепцию антроподицеи и кризиса духовности в борьбе добра против иррациональной свободы, творчества как экзистенциального ядра культуры, H.A. Бердяева явно недостаточно. В учебниках по философии для вузов: А.Г. Спиркина, В.Д. Губина и Т.Ю. Сидориной, С.А. Нижникова и многих других о H.A. Бердяеве есть всего лишь краткое упоминание без анализа его стройной философской системы свободы и творчества личности. Тема свободы была очень популярна среди философов XVIII -XX в. В истории философии эту тему поднимали И. Кант и Г. Гегель, А. Шопенгауэр и Ф. Ницше, В. Соловьев и многие другие. Философия H.A. Бердяева носит характер экзистенциально-религиозной, а сам философ называет ее творчески-динамической. Сущность своего учения H.A. Бердяев излагает в следующих наиболее значительных произведениях: "Философия свободы" [2], "Смысл творчества" [1], "Смысл истории", "О назначении человека", "Русская идея" и др.
Философия свободы H.A. Бердяева опирается на учение средневекового философа Августина Аврелия (354-430 г.), поднимавшего проблему теодицеи (от греч.Theos - бог + dike - справедливость) - оправдание бога за существующее в мире зло. Причина зла, по мнению Августина, не в боге, который сотворил мир и который сам есть идеал, совершенство, добро и любовь, а в свободной воле человека, живущей в душе вместе с богом - святым духом. Человек сам делает свой выбор - идти к богу, творя добро и приумножая любовь или вершить зло, отдаляясь от бога и тем самым приумножая зло. Оправдывая самого господа Бога за существующее в мире зло, Августин однако не смог объяснить, а откуда появилась в душе человека свобода?
Эту сложнейшую задачу, раскрывающую сущность, трансформацию и природу человеческой свободы удалось решить нашему соотечественнику H.A. Бердяеву. Свобода, по его мнению, не была сотворена Богом. Её источником является первичный хаос или ничто. Поэтому Господь не властен над этой первичной, иррациональной, неразумной свободой [2]. Он властвует лишь над сотворенным им самим миром, бытием, в котором рождается разумная, рациональная свобода. Жить по моральным нормам, жить по правилам нужно ради поддержания божественной упорядочен-
ности в этом мире. Принимая принцип теодицеи, Бердяев утверждает, что Бог не может предвидеть действия людей, обладающих свободной волей, и поэтому не несет ответственности за сотворенное зло. Господь бог может лишь способствовать тому, чтобы его воля становилась добром.
Свобода приводит к рабству личности в мире природы. Потакая своим желаниям и страстям, через алкоголизм и наркоманию человек способен опуститься до уровня животного.
Разум и воля культурного человека способны подчинить первобытную неразумную свободу здравому смыслу, ограничив свои желания разумными пределами.
Свобода означает победу духа над природной инстинктивной свободой, которая способна вернуть человека в состояние дикости. Свобода с любовью восстанавливает единство с Богом и одновременно восстанавливает духовную целостность личности.
Личность у Бердяева рассматривается как категория "религиозно-духовная", как творческая способность человека, реализация которой в любви, милосердии и сострадании означает его приближение к Богу. Основа человеческой личности - бессознательное (природное, потребностно-инстинктивное), восходящее через сознательное (разумное) к сверх сознательному (духовно-божественному). Бог, вступая в мир, в его трагедию, желает помочь людям своей любовью, стремясь добиться единства любви и свободы [3, с.197].
Сотворив мир, Бог отрекается от своего всемогущества ради свободы твари-человека. Личность творит мир как вокруг, так и внутри себя. Идею внебытийного происхождения характера свободы Н. Бердяев анализирует в своей книге "Смысл творчества. Опыт оправдания человека" (1916). Творческие дары даны человеку Богом, но в творческих актах, по мнению Бердяева, есть элемент свободы, не детерминированной даже Господом. Эта иррациональная свобода может оказаться губительной даже для талантливой, творческой личности. Однако любовь Господа заключается в том, что Бог разделяет страдания человека, который злоупотребил своею свободой. С другой стороны, Бог и не безвластен. Действуя в мире через человека, Господь вдохновляет его и посылает ему свою благодать. Свободная воля человека и разум способны отвергнуть или следовать ей. Но "без божественной благодати, без божественного благославения падший человек бессилен и дело его в мире безнадежно" [3, с.198].
В этом утверждении, развивая тему неразумной, первичной свободы, не выводимой из бытия, Н. Бердяев приближается к анализу проблемы кризиса европейского гуманизма, параллели с которым возможно провести и выявить и в нашем настоящем. Сущность кризиса философ видел в том, что утверждение самодостаточности и гордыни человека,его непричастности к таинственной, религиозной, исторической преемственности, игнорирование векового народного опыта, закрепленного в традициях поколений, приведет к смене Бого-человечества богозвериностью.
Выход из кризиса, по мнению Н. Бердяева, возможен путем признания того, что человек, несмотря на свою очевидную низость эмпирического, опытно-повседневного существования, одновременно есть существо метафизическое, чувствующее "мистичность истоков истории", понимающее как таинственность, так и закономерность тысячелетиями действующих в истории сил. В каждом человеке живет великая сила самого творца - Господа Бога. Выход из антиномии величия и ничтожества человеческой сущности состоит - в обожении человека и очеловечивании Бога, в Богочело-вечестве. Человеческое творчество - это и есть продолжение миротворения, так как, творя, человек способен уподобиться Богу-Творцу.
H.A. Бердяев критически оценивал традиционное богословие, которое, по его мнению, чересчур унижало человека, расценивая его в качестве раба Божьего и одновременно, мало обращало внимания на другую сторону христианского учения - богоподобие человека. Спасение человека от греха является только предварительной целью; конечная же цель при жизни состоит не в спасении, а в творчестве.
И в созданном богом мире, и особенно в человеческой душе, постоянно идет борьба между Господом Богом и свободой. Миф о грехопадении свидетельствует о бессилии Творца предотвращать появление зла, источником которого выступает свобода, которой Он не создавал и не творил. Следовательно, Господь вторично действует в отношении и мира, и человека, но он нисходит в мир уже не как Творец всего сущего и человека в том числе, а как Спаситель грешной души. Божественное самораспятие, жертвенность Иисуса Христа должны победить иррациональную, неразумную свободу просветлением её изнутри - без внешнего насилия над ней. Однако эта трагическая теодицея (оправдание зла через жертвенное искупление) не даёт никаких очевидных гаран-
тий победы Бога над первобытной, иррациональной свободой, но одновременно одушевляется верой в эту победу, в победу доброй воли над вселенским злом.
Свой личный духовно-религиозный опыт позволил философу сделать важный вывод о том, что переживание греховности, ошибок прошлого ведет к подавленности сознания, ослаблению внутренней энергии, что преодолевается только в творческом порыве. Человеку суждено оправдать себя перед Господом не через ежеминутное покаяние в грехах, а через творческое преображение мира. В этом и заключается смысл антроподицеи Н. Бердяева (антроподицея - от греч. человек и справедливость, оправдание; религиозное философское учение об онтологическом достоинстве человека, основной проблемой которой является проблема отношения человека к миру и оправдание смысла человеческой жизни) актуальной в любые времена [17]. И в наше время "в начале XXI века, после двух мировых войн, изобретения разрушительного оружия, экологических катастроф, когда человек обнаруживает себя в мире не просто нестабильном, но даже враждебном" (Е.Е. Цесник), мы снова обращаемся к философскому наследию великого соотечественника.
Оправдание человека за существующее в мире зло заключается в его способности творить мир, спасая тем самым свою грешную душу. И творить его по божеским и одновременно общечеловеческим законам добра, справедливости и красоты.Творчество, считал мыслитель, - это обязанность человека перед богом продолжить миротворение. Это дело богочеловеческое, новое и поэтому завершающее откровение будет началом эпохи Духа. Совершенствование морально-нравственных качеств человека позволит преодолеть тот кризис человекотворческих оснований культуры, который наблюдается в современном мире.
В свое время кризис духовности коснулся и самого великого русского философа. Незадолго до смерти, H.A. Бердяев писал: "Мне готовят Нобелевскую премию. Я имею теперь звание доктора. Я стал известен во всем мире, кроме своей Родины". Он был "Чужим среди своих" и данная статья - это очень скромная попытка приобщения наших соотечественников к творчеству великого философа с мировым именем.
Литература:
1. Бердяев H.A. Смысл творчества / H.A. Бердяев-
Харьков : Фолио; М.: АСТ.2002.- 688 с.
ОЭ
1-Н
О си
-О Q-
LQ <
СО СО
=г
г
S
187
2. Бердяев H.A. Философия свободы // Истоки и смысл русского коммунизма / H.A. Бердяев.- М.: Свароги К, 1997.-415с.
3. Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и искусства: сборник.: в 2-х т. / H.A. Бердяев. М.: Искусство; Лига, 1994 .-542 с. - (русские философы XX века).
4. Бонецкая Н.К. Апофеоз творчества (Н. Бердяев и Ф. Ницше) / Н.К. Бонецкая // Вопросы философии. - 2009. - №4. - С. 85-1 Об.
5. Васильев В.А. H.A. Бердяев о происхождении добра и зла / В.А. Васильев // Социально-гуманитарные знания. - 2006.- №2. - С. 162-178.
6. Вечканов В.Э. Философия: курс лекций : учебное пособие для вузов / В.Э. Вечканов. - 3-е изд., стереотип. - М.: Экзамен, 2008. - 318 с.
7. Волкогонова О.Д. H.A. Бердяев: Интеллектуальная биография/О.Д. Волкогонова. - М.: МГУ, 2001. - 112 с.
8. Гребенюк Н.И. H.A. Бердяев о трёх началах познания / Н.И. Гре-бенюк // Страницы истории педагогики. - Пятигорск, 1997. - Вып. 8. - С. 38-39.
9. Додонов, В.И. Бердяев о духовно-нравственном развитии личности / В.И. Додонов // Педагогика. - 1994.-№ 3. - С. 73-75.
Ю.Емельянов Б.В. Антроподицея Н. А. Бердяева [Электронный ресурс] / Б.В. Емельянов. - ЛогоС-
фера: Философский журнал: Русская философия. - Режим доступа: https://runivers.ru/philosophy/ logosphere/59050/
П.Ермичев А. А. Три свободы Николая Бердяева: (Из цикла "Страницы истории отеч. филос. мысли") / А. А. Ермичев. - М.: Знание, 1990. - 63 с.
12.Ильин И.А. Бердяев и судьба русской философии/ И.А. Ильин//Звезда. -1995.-№11.- С. 124-144.
13.Литчфилд К.Э. Свобода человека в философии Н. А. Бердяева (этические и метафизические аспекты): автореф. дис.... канд. филос. наук/ К.Э. Лит-чфилд. - СПб., 2007. - 21 с.
14.Лямцев Е.В. Экзистенциальный персонализм H.A. Бердяева в контексте отечественной и западной философской мысли: автореф. дис. ... канд. филос. н. - М., 2007. - 27 с.
15.Соловьёв B.C. Избранные произведения: сборник/ B.C. Соловьёв. - Ростов-н/Д. :Феликс, 1988. -542 с.
16.Сычев A.A. Основы философии : учебное пособие / A.A. Сычев. - М.: Альфа-М; Инфра-М, 2008. -368 с.
17.Цесник Е. Е. Проблемы антроподицеи в русской религиозной философии конца XIX- начала XX веков : дис. канд. фил. наук: 09.00.13 / Е.Е. Цес-ник: С-Петерб, гос. ун-т. - СПб., 2008 - 160 с.
PHILOSOPHICAL DOCTRINE N.A. BERDYAEV ABOUTTHE FREEDOM AND DIVINE NATURE OF CREATIVITY Usmanova Larisa Timofeevna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, Department of General Education, Gzhei State University, Moscow region
The article analyzes the philosophical views of one of the most significant followers of V.S. Soiovyov, a supporter of existentialism, who laid the foundations ofpersonaiist philosophy - N.A. Berdyaev. in the course of the study of the concept of peace-buiiding proposed by the Russian philosopher, aimed at man and representing the opposite of spirit and nature, the author emphasizes the questions of origin of freedom, three forms of its existence (irrational, rational, freedom with love) and the justification of man in the existence of evil through the creative, positive transformation of the world. Spirit, according to Berdyaev, includes life, freedom and creativity, and nature is a thing, psyche and necessity. Freedom was not created by God, but existed before him, and therefore the Lord is not responsible for the free will and arbitrariness of man. Thus, the personality is realized by the philosopher consistently, due to the ascent from the subconscious (irrational freedom) through conscious (irrational freedoms).
Keywords: creativity; philosophy of liberty; God; irrational; rational; freedom with love; personality; teachings; spirit; persona/ism.
УДК 1(091) ВАК РФ 09.00.03
©УсмановаЛ. Т., 2019
ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ H.A. БЕРДЯЕВА О СВОБОДЕ И БОЖЕСТВЕННОЙ ПРИРОДЕ ТВОРЧЕСТВА
В статье анализируются философские взгляды одного из наиболее значительных последователей B.C. Соловьева, сторонника экзистенциализма, заложившего основы персоналистической философии, - H.A. Бердяева. В процессе исследования предлагаемой русским философом концепции миростроения, направленной на человека и представляющей собой противоположность духа и природы, автор акцентирует внимание на вопросах происхождения свободы, трех формах ее существования (иррациональной, рациональной, свободе с любовью) и оправдании человека в существовании зла через творческое, позитивное преобразование мира. Анализ, обобщение и систематизация творческого наследия H.A. Бердяева опирались в статье на следующие положения его теории. "Дух" по Бердяеву, "включаете себя жизнь, свободу и творчество, а природа - это вещь, психика и необходимость. Свобода не создавалась Богом, а существовала до него и поэтому Господь не отвечает за свободную волю и произвол человека". Таким образом, личность реализуется у философа последовательно, вследствие восхождения от подсознательного (иррациональная свобода) через сознательное (иррациональная свобода) к сверхсознательно-