Научная статья на тему 'Эволюция взглядов Н. А. Бердяева на проблему свободы человека'

Эволюция взглядов Н. А. Бердяева на проблему свободы человека Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
234
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВОБОДА / ТВОРЧЕСТВО / ЗЛО / БОГ / ХРИСТИАНСТВО / FREEDOM / CREATIVITY / EVIL / GOD / CHRISTIANITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Нестеров А. В.

В статье раскрывается эволюция взглядов Н.А. Бердяева на проблему человеческой свободы. Утверждается, что в ранних работах философ решает проблему свободы исключительно в рамках христианской метафизики. В поздних трудах мыслитель отходит от христианского понимания данной проблемы и строит свое учение о свободе, выводя ее «за пределы» божественного бытия и божественной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эволюция взглядов Н. А. Бердяева на проблему свободы человека»

Нестеров А.В. ©

Аспирант, кафедра философии и религиоведения, Шуйский филиал Ивановского государственного университета

ЭВОЛЮЦИЯ ВЗГЛЯДОВ Н.А. БЕРДЯЕВА НА ПРОБЛЕМУ СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА

Аннотация

В статье раскрывается эволюция взглядов Н.А. Бердяева на проблему человеческой свободы. Утверждается, что в ранних работах философ решает проблему свободы исключительно в рамках христианской метафизики. В поздних трудах мыслитель отходит от христианского понимания данной проблемы и строит свое учение о свободе, выводя ее «за пределы» божественного бытия и божественной власти.

Ключевые слова: свобода, творчество, зло, Бог, христианство. Keywords: freedom, creativity, evil, God, Christianity.

В трудах Николая Александровича Бердяева (1874-1948) проблема свободы человека, безусловно, была доминирующей. Об этом писали многие исследователи его творчества. Так, например, «Ф.Степун даже назвал Бердяева философом «одной темы», а французский исследователь его творчества ЭженПорре сравнивал его с музыкантом, который всегда разыгрывает одну и ту же мелодию, с тем чтобы обогатить ее все новыми и новыми вариациями» [6].

Действительно взгляды философа на данную тему претерпевали существенную трансформацию, причем мысль его все более отдалялась от христианской метафизики, которая была отправной точкой в ранних трудах Бердяева.

Одна из ранних знаковых работ мыслителя «Философия свободы» не выходила за рамки христианской ортодоксии. Здесь христианство является единственным источником и гарантом человеческой свободы. Эта мысль многократно повторяется и утверждается: «христианство есть религия свободы. <...>Христианину безмерно дорога свобода, потому что свобода есть пафос его веры, потому что Христос есть свобода. <...>Христианство и духовная свобода - одно. <..>В религии Христа свобода ограничена только любовью, христианство - религия свободной любви и любящей свободы. Новый Завет - завет любви и свободы» [3, 255-256] и т. п.

Необходимо отметить, что христианство Бердяев принимал только в форме православия. Католицизм и протестантизм разрушают, по его мнению, подлинную свободу. «В абсолютном папизме торжествует соблазнительный для людей путь принуждения, путь, облегчающий людей от непосильной свободы» [3, 257]. «Свобода протестантско-отрицательная становится формальной, бессодержательной свободой. Отрицание церкви есть отрицание свободы во Христе, отрицание общения в любви, основанного Христом, отрицание содержания и смысла свободы» [3, 260].

В согласии с христианским вероучением философ видит начало человеческой свободы в Боге. Только Бог, обладаю совершенной свободой, может даровать эту свободу сотворенным существам. «Свобода есть основной внутренний признак каждого существа, сотворенного по образу и подобию Божьему; в этом признаке заключено абсолютное совершенство плана творения» [3, 175-176]. Человек благодаря своей богоданной свободе безмерно возвышается над остальным несвободным миром, ибо только он является образом и подобием Божием.

В более поздних работах («Философия свободного духа», «Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого» и др.) Бердяев значительно изменяет свое представление о человеческой свободе. Под влиянием немецкого философа-мистика Якоба Беме, развивается учение об добытийственной свободе (Ungrund), не имеющее ничего общего с христианским вероучением. Делается это для того, чтобы «оправдать» Бога перед лицом мирового зла. Свою теодицею русский мыслитель выражает в следующих словах: «Остается непонятным, как из доброй природы человека и самого дьявола, из райской жизни в лучах Божественного света, благодаря свободе твари, которая понимается как высший дар Божий и знак богоподобия, возникли зло и злая жизнь человека и мира, напоминающая ад. Нужно допустить существование несотворенной свободы, предшествующей бытию, погруженной в иррациональную и меоническую сферу, то, что Беме называет Ungrund» [4, 412]. Из этого утверждения философ делает следующий вывод: «человек небожествен по природе, ибо тогда он не был бы свободен» [2, 138].

© Нестеров А.В., 2013 г.

Необходимо уточнить то, что Бердяев не полностью заимствовал учение Беме об Ungrund. Здесь имеются существенные отличия, так как для немецкого философа место Ungrund - в Боге, это одна из сторон Бога, а для русского философа - первичная свобода вне Бога. Бердяев, таким образом, вплотную подошел к дуализму, однако не хотел признать себя дуалистом. В одном из писем к Шестову он писал по этому поводу: «Для меня свобода находится вне Бога. В этом смысле я скорее дуалист, чем монист, хотя все эти слова неудачны» [Цит. по: 6].

Столь дерзновенные, если не дерзостные, с христианской точки зрения, мысли философа вызвали бурю негодования со стороны оппонентов. Так парижский друг Бердяева неотомист Жак Маритен писал ему: «Ungrund - основной упрек мой этому учению в том, что оно ищет в Боге нечто более глубокое, чем то, что Сам Бог открыл о Себе и о Своей внутренней жизни. Какая гордыня! О внутренней жизни Бога мы можем знать лишь то, что дает Откровение. Откровение же говорит нам, что Бог един в трех лицах и ничего не говорит о каком-то более глубоком Ungrund'е» [Цит. по: 5, 281].

Философ не останавливается на констатации факта о наличии внебожественной и иррациональной свободы, порождающей зло. Он призывает «исправить» процесс творения мира, стать соучастником божественного творчества: «Признание такой добытийственной свободы, дотварной, домирной свободы, ставит перед человеком творческую задачу продолжения миротворения и самое зло делает путем, тяжелым опытом, а не онтологическим началом, переходящим в вечность (ад). Свободу нужно понимать динамически, в диалектическом процессе» [4, 412]. А.Ф. Замалеев так поясняет данную идею мыслителя: «Несотворенная свобода объясняет происхождение зла. Бог не может нести ответственность за его существование в мире. Но в Его воле

- исправить зло явлением другого творящего существа - человека. Так человек, созданный для рая, извлекается в мир, выпадает в историю, чтобы через откровение собственного творчества воссоединиться с откровением Бога» [7, 188].

Вообще Бердяев чрезвычайно высоко ставит творчество, возможно как никто иной. Творчество, по его мнению, - это не просто процесс создания новых идеальных и материальных ценностей, не просто некоторая деятельность. Творчество - это особая форма религии, это выход за пределы необходимости (детерминированности) мира, это обнаружение подлинной духовной сущности человека. Более того «единственным [выделение - А. Н.] проявлением человеческой свободы остается творчество» [6].

Однако и это еще не все. Одна из самых смелых идей, выдвинутая философом, заключалась в творческом решении сотериологических, эсхатологических и танатологических вопросов. «Второе пришествие Христа, пишет Бердяев, предполагает напряженную творческую активность человека, приготовление человека и мира к концу, и самый конец этот зависит от творческой активности человека» [1, 380]. Но, несмотря на важнейшее, решающее значение творчества в истории человечества, Бердяев так и не смог дать точное его определение и характеристику. «Акт человека есть творческий, если в нем создается то, чего раньше не было в мире, и если в нем человек преодолевает себя, если он совершает «приращение бытия», вносит в мир что-то новое, осуществляет живое отношение человека к человеку» [5, 288].

Такое возвышенное, хотя и размытое понимание творчества отделило Бердяева не только от многих философов, но, к сожалению, и от Русской Православной Церкви, отношения с которой были весьма сложными и запутанными. Что «именно творчество уготовляет Второе пришествие Христово

- такую точку зрения никто не высказывал ни до ни после Бердяева. С ней никто не рискнул солидаризироваться. Бердяев настаивал на абсолютности творческого призвания, но его абсолютизацию о.С.Булгаков оценил как проявление «демонического, человекобожеского духа»» [5, 290].

Итак, проблема человеческой свободы, безусловно, была центральной в философии Бердяева. Она красной нитью проходит через все его творчество. Но наблюдаются и существенные изменения во взглядах мыслителя на данную проблему. В ранних работах Бердяев с пафосом утверждает, что только христианство (в форме православия) открывает человеку подлинную свободу как богоподобную способность, как божественный дар. В поздних работах философ значительно изменяет свою позицию, выводя свободу «за пределы» божественного бытия и божественной власти. Свобода становится абсолютно безосновной (Ungrund), нетварной и иррациональной. В этой свободе коренится все зло мира (теодицея Бердяева).

Человек призван к преодолению зла, к «довершению» мира через творчество. Именно творчество является возможностью свободы в несвободном (детерминированном) мире. Однако, само

понимание человеческого творчества, на наш взгляд, является у Бердяева явно преувеличенным, ибо он наделяет творческий акт сотериологическим, эсхатологическим и танатологическим значениями, что конечно, с точки зрения ортодоксального христианства, недопустимо.

Литература

1. Бердяев Н. А. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики. М.: АСТ, 2003. 701 с.

2. Бердяев Н. А. Философия свободного духа. М.: АСТ, 2003. 620 с.

3. Бердяев Н. А. Философия свободы. М.: АСТ, 2005. 333 с.

4. Бердяев Н. А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого. М.: АСТ, 2003. 620 с.

5. Василенко Л. И. Введение в русскую религиозную философию. М.: ПСТГУ, 2006. 442 с.

6. Волкогонова О.Д. Н.Бердяев Интеллектуальная биография // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.philosophy. ru/library/volk/berd.html

7. Замалеев А.Ф. Русская религиозная философия: Х1Х-ХХ вв. СПб.: Изд. дом С.-Петер.ун-та, 2007. 208 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.