Научная статья на тему 'Философско-методологические подходы к феномену образовательной инклюзии'

Философско-методологические подходы к феномену образовательной инклюзии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
458
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ ФЕНОМЕН / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ИНКЛЮЗИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / РОЛЬ ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПОДХОДОВ В МОДЕЛИРОВАНИИ ИНКЛЮЗИВНЫХ ПРОЦЕССОВ / МОДЕЛИ / КОНСТРУКТИВИСТСКАЯ И СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ МЕТОДОЛОГИИ / СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / СИСТЕМАТИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Музыка Оксана Анатольевна, Кобышева Лариса Илларионовна, Холина Оксана Александровна

Статья направлена на исследование образовательной инклюзии как социально-философского феномена на основе сравнительного анализа зарубежных и отечественных методологических подходов и моделей. Исследование позволит, во-первых, систематизировать фундаментальное научное философское, педагогическое и психологическое знание по проблемам инклюзивного образования; во-вторых, раскрыть роль философских идей экзистенциализма, прагматизма, постмодернизма, феноменологии, конструктивизма, лежащих в основе зарубежных подходов и моделей инклюзивного образования, а также концепций отечественных ученых на основе их сравнительного анализа; в-третьих, создать научную платформу методологических основ познания интеграции/ инклюзии для рационального выбора педагогами-практиками, специалистами системы специального образования наиболее адекватных подходов и моделей для внедрения в образовательных организациях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Философско-методологические подходы к феномену образовательной инклюзии»

Философско-методологические подходы к феномену образовательной инклюзии

Музыка Оксана Анатольевна,

доктор философских наук, профессор, ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)» Таганрогский институт им. А. П. Чехова (филиал), vitl_2002@list.ru

Кобышева Лариса Илларионовна,

кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)» Таганрогский институт им. А. П. Чехова (филиал), vitl_2002@list.ru

candidate of pedagogical Sciences, associate Professor Холина Оксана Александровна,

кандидат психологических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)» Таганрогский институт им. А. П. Чехова (филиал), vitl_2002@list.ru

Статья направлена на исследование образовательной инклюзии как социально-философского феномена на основе сравнительного анализа зарубежных и отечественных методологических подходов и моделей.

Исследование позволит, во-первых, систематизировать фундаментальное научное философское, педагогическое и психологическое знание по проблемам инклюзивного образования; во-вторых, раскрыть роль философских идей экзистенциализма, прагматизма, постмодернизма, феноменологии, конструктивизма, лежащих в основе зарубежных подходов и моделей инклюзивного образования, а также концепций отечественных ученых на основе их сравнительного анализа; в-третьих, создать научную платформу методологических основ познания интеграции/ инклюзии для рационального выбора педагогами-практиками, специалистами системы специального образования наиболее адекватных подходов и моделей для внедрения в образовательных организациях.

Ключевые слова: социально-философский феномен, образовательная инклюзия, интеграция, роль зарубежных и отечественные подходов в моделировании инклюзивных процессов, модели, конструктивистская и синергетическая методологии, сравнительный анализ, систематизация.

со

П А

е

00 ^

0

сч

со

01

Современный этап развития российского общества характеризуется в науке переходностью и трансформациями в различных сферах. Изменения происходят и в сфере образования, а наука, пытается переосмыслить происходящее и найти пути решения сложившихся противоречий и проблем.

Одной из актуальных проблем стало включение в теорию и практику такого социокультурного феномена как образовательная инклюзия, адекватное понимание которого влияет не только не необходимость модернизации системы образования, а серьезную трансформацию самого человека (обучающегося с инвалидностью и ОВЗ, педагога, психолога, родителя, медицинского работника и т.д.), его мировоззрения и системы ценностей. Все участники инклюзивного образовательного процесса, как практики, так и теоретики, столкнулись с обилием терминов, отражающих сущность инклюзии и/или интеграции, инклюзивного образования, их интерпретаций, подходов, методов, методик, моделей. В науке распространено упрощенное понимание образовательной инклюзии, только относительно лиц с ОВЗ и инвалидностью, что заметно сужает как трактовку понятия, так и формирующуюся концепцию инклюзивного образования. В результате возникают противоречия между взглядами ученых, используемыми терминами, моделями и подходами к интерпретации образовательной инклюзии [1], [2], [3].

Возникают вопросы: Какова сущность и специфика существующих в науке моделей? Какие методологические подходы лежат в основе конструирования моделей? Существуют ли другие модели, адекватные сущности и специфике инклюзивного образования, апробированные зарубежным опытом и готовые к транслированию данного опыта в российских практиках? Могут ли адекватно понять и реализовать подобные модели педагоги-практики, без обращения к фундаментальным научным обоснованиям, без философско-методологического осмысления существующих подходов и моделей инклюзивного образования? Ответ на эти вопросы уходит в фундаментальные философские основания, конкретные философ-

ские направления и подходы, позволяющие адекватно раскрыть смысл и содержание такого сложного феномена как образовательная инклю-зия[4],[5].

Например, зарубежные исследователи при изучении инклюзии опираются на философские идеи экзистенциализма, феноменологии, постмодернизма, прагматизма, конструктивизма. А отечественные исследователи опираются на идеи марксистской философии, концепции единства закономерностей развития, историческую психологию, теорию деятельности и т.д. В современной науке на основе интеграционных процессов происходит сближение зарубежной и отечественной философии образования, все большее влияние на понимание инклюзивных и интеграционных процессов оказывает конструктивистская методология, представляющая собой новую эпистемологическую парадигму в со-циогуманитарных исследованиях. Возникает вопрос: Почему именно конструктивистскую методологию называют сегодня эпистемологической парадигмой. В чем преимущества конструктивизма для понимания инклюзивного образования перед другими методологиями, подходами и моделями?

Обсуждаются идеи и принципы синергетиче-ского подхода, применяемого для интерпретации инклюзивных процессов. Актуальным является применение синергетических категорий для описания моделей образовательной инклюзии. Возникает вопрос: каковы возможности синергети-ческого подхода как методологии для моделирования инклюзивных процессов? Таким образом, интерес к проблемам образовательной инклюзии, к возможностям транслирования зарубежного опыта в практиках российского образования налицо [6],[7],[8].

Актуальность проблем инклюзивного образования в отечественной наукеи образовании не вызывает сомнения. Несмотря на многообразие взглядов, подходов, парадигм и моделей инклюзивного образования в педагогической науке, остается недостаточно изученной и в систематической форме необоснованной сущность и специфика образовательной инклюзии как социально-философского феномена. Целесообразно рассмотреть данный феномен в контексте сравнительного анализа существующих зарубежных и отечественных подходов и моделей с учетом фундаментальных философских оснований: онтологических, гносеологических, аксиологических, логических.

При исследовании феномена образовательной инклюзии необходимо систематизировать категориальный аппарат инклюзивного образования в контексте синтеза философского, педагогического и психологического знания; - раскрыть роль философских идей экзистенциализма, прагматизма, постмодернизма, феноменологии, конструктивизма, лежащих в основе зарубежных подходов инклюзивного образования; -описать, интерпретировать и систематизировать

концепции образовательной инклюзии отечественных ученых; - провести сравнительный анализ существующих моделей инклюзивного образования в зарубежной и отечественной науке; -рассмотреть конструктивистскую методологию как новую эпистемологическую парадигму в социогу-манитарных исследованиях и выявить ее преимущества для обоснования идей инклюзивного образования; - изучить возможности синергетиче-ского подхода как методологии для моделирования инклюзивных процессов[9],[10],[11].

Для раскрытия сложной терминологии используется метод семантического анализа. Для осмысления феномена образовательной инклюзии применяется междисциплинарный подход учитывающий многообразие социогуманитарных наук, касающихся проблем внедрения инклюзии в практику: философии, психологии, специальной педагогики и др. Значимым и обладающим новизной для изучения образовательной инклюзии является междисциплинарный синергетический подход, как методология, позволяющая моделировать инклюзивные процессы на основе использования

таких концептов как «управляющие параметры», «параметры порядка», «точка бифуркации» и др[12],[13].

Значимым является раскрытие роли философских идей экзистенциализма, прагматизма, постмодернизма, феноменологии, конструктивизма, лежащих в основе зарубежных подходов к инклюзивному образованию, систематизация концепций образовательной инклюзии отечественных ученых и их сравнительный анализ.

Заключение:

Несмотря на многообразие взглядов, подходов, парадигм и моделей

инклюзивного образования в педагогической науке, остается недостаточно изученной и в систематической форме не обоснованной сущность и специфика образовательной инклюзии как социально-философского феномена. Целесообразно рассмотреть данный феномен в контексте сравнительного анализа существующих зарубежных и отечественных подходов и моделей с учетом фундаментальных философских оснований: онтологических, гносеологических, аксиологических, логических.

Литература

1. Грозная Н. С. Инклюзивное образование за рубежом. От мечты к реальности // Синдром Дауна XXI век. 2011. № 1. C. 34-41.

2. Данилова Е. В. Инклюзивное образование как долгосрочная концепция [Электронный ресурс]. URL: http://www.fl-life.com.ua/inclusion/?page_id=388.

3. Инклюзивное образование в России и за рубежом: Материалы Международной научно-практической конференции «Инклюзивное образование: методология, практика, технология». М., 2011.

П m

Т

со

IZ <

е

со ^

0

СЧ

со

01

4. Российские и зарубежные исследования в области инклюзивного образования / Под ред. В. Л. Рыскиной, Е. В. Самсоновой. М., 2012.

5. Музыка, О.А. Ценностно - оценочный фактор в контексте социосинергетической парадигмы /Музыка Оксана Анатольевна // Монография в авторской редакции. Ростов н/Д: Изд - во Рост. ун - та, 2006. 238 с.http://library.tgpi.ru/resources/elektronnie-izdaniya

6. Музыка О.А., Попов В.В., Ковтунова Д.В. Человек в нелинейном мире. Монография в авторской редакции / О. А. Музыка, В. В. Попов, Д.

B. Ковтунова; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное учреждение высш. проф. образования "Таганрогский гос. пед. ин-т им. А. П. Чехова". Таганрог, 2012. https://elibrary.ru/item.asp?id=19675357

7. Музыка, О.А. Переосмысление проблем образования в контексте социокультурной (социальной) синергетики /Музыка Оксана Анатольевна // «Преподаватель XXI век». М.: МПГУ, № 2, 2009. С. 113-118 http://mpgu.su/nauka/nauchnyie-puЫikatsN/zhumal-prepodavatel-xxi-vek/

8. Музыка, О.А. Социальная синергетика: методология, семантика, аксиология /Музыка Оксана Анатольевна // Учебное пособие в авторской редакции. Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2010. 288 с. https://elibrary.ru/item.asp?id=21544953

9. Виневская А.В. Основы инклюзивного образование и его значение в современном обществе // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 11-1. С. 294-297.

10. Виневская А.В. Настольная книга для педагога, реализующего инклюзивное образование // Учебно-методическое пособие. Из-во «Ри-деро».Екатеринбург.2017.

11.Попов В.В., Музыка О.А., Тимофеенко В.А., Уколов А.О. Особенности глобализации в контексте социальной синергетики// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 8-2. С. 307-310.

12.Попов В.В., Музыка О.А. Фактор темпо-ральности в контексте бытия социального субъекта// Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 3-1. С. 40-43.

13.Музыка О.А., Попов В.В. Проблема семантического анализа модальностей в теории Д. Роуза и в рамках синергетической парадигмы// Философия права. 2008. № 5. С. 41-43.

14. Кукушкина В.В. Организация научно-исследовательской работы студентов (магистров): учебное пособие / Москва, 2014.

15. Салынская Т.В. Роль межкультурной коммуникации в преподавании иностранного языка // Актуальные проблемы управления -2016. 21-я Международная научно-практическая конференция. 2016. С. 130-131.

16. Петропавловская А.В. Профессиональная деятельность преподавателя вуза в современных условиях // Человеческий капитал и профессиональное образование. 2016. № 2 (18).

C. 68-71

Philosophical and methodological approaches to the phenomenon of educational inclusion

Musica O.A., Kobysheva L.I., Kholina O.A. Rostov State Economic University

The project is aimed at the study of educational inclusion as a so-cio-DhilosoDhical phenomenon on the basis of comparative analysis of foreign and domestic methodological approaches and models. The research will allow, firstly, to systematize fundamental scientific philosophical, pedagogical and psychological knowledge on the problems of inclusive education; second, to reveal the role of philosophical ideas of existentialism, pragmatism, postmodernism, phenomenology, constructivism, underlying foreign approaches and models of inclusive education, as well as the concepts of domestic scientists on the basis oftheir comparative analysis; third, to create a scientific platform of methodologicalfoundations of knowledge of integration/inclusion for the rational choice of teachers-practitioners, specialists of the system of special education of the mostade-quate approaches and models for implementation in educational institutions. Key words. socio-philosophical phenomenon, educational inclusion, integration, the role of foreign and domestic approaches in the modeling of inclusive processes, models, constructivist and synergetic methodology, comparative analysis, systemati-zation. Referencees

1. Terrible N. With. Inclusive education abroad. From dream to

reality // Down syndrome XXI century. 2011. No. 1. C. 34-41.

2. Danilova E. V. Inclusive education as a long-term concept [Elec-

tronic resource]. URL: http://www.fl-

life.com.ua/inclusion/?page_id=388.

3. Inclusive education in Russia and abroad: Materials of the Inter-

national Scientific and Practical Conference "Inclusive Education: Methodology, Practice, Technology". M., 2011.

4. Russian and foreign studies in the field of inclusive education /

Ed. V. L. Ryskina, E. V. Samsonova. M., 2012.

5. Music, OA Value - assessment factor in the context of the socio-

synergetic paradigm / Music Oksana Anatolievna // Monograph in the author's edition. Rostov n / D: Publ. In Growth. Un - Ta, 2006. 238 p. http://www.library.tgpi.ru/resources/elektronnie-izdaniya

6. Music by OA, Popov V.V., Kovtunova D.V. Man in the nonlinear

world. Monograph in author's edition / O. A. Muzyka, V. V. Popov, D. V. Kovtunova; M-in Education and Science of the Russian Federation, Federal State. budgetary institution higher. prof. Education "Taganrog State. Ped. Institute of them. AP Chekhov." Taganrog, 2012.

https://elibrary.ru/item.asp?id=19675357

7. Music, OA Rethinking the problems of education in the context of

sociocultural (social) synergetics / Music Oksana Anatolyevna // "Teacher XXI Century". M .: MPGU, No. 2, 2009. P. 113-118 http://mpgu.su/nauka/nauchnyie-publikatsii/zhurnal-prepodavatel-xxi-vek/

8. Music, OA Social synergetics: methodology, semantics, axiology

/ Music Oksana Anatolievna // Tutorial in the author's edition. Rostov n / D: SFU publishing house, 2010. 288 p. https://elibrary.ru/item.asp?id=21544953

9. Vinevskaya A.V. Fundamentals of inclusive education and its

importance in modern society // Actual problems of the humanities and natural sciences. 2016. № 11-1. Pp. 294-297.

10. Vinevskaya A.V. A reference book for a teacher who implements inclusive education // Teaching guide. Because of "Ridero". Ekaterinburg2017.

11.Popov V.V., Music O.A., Timofeyenko V.A., Ukolov A.O. Features of globalization in the context of social synergetics // International Journal of Applied and Fundamental Research. 2016. № 8-2. Pp. 307-310.

12.Popov V.V., Music O.A. The factor of temporality in the context of being a social subject // International Journal of Experimental Education. 2015. № 3-1. Pp. 40-43.

13. Music OA, Popov V.V. The problem of semantic analysis of modalities in the theory of D. Rose and in the framework of the synergetic paradigm // Philosophy of Law. 2008. No. 5. P. 41 -43.

14. Kukushkina V.V. Organization of research work of students (masters): a training manual / Moscow, 2014.

15. Salynskaya T.V. The role of intercultural communication in teaching a foreign language // Actual problems of management - 2016. 21 st International Scientific and Practical Conference. 2016.S. 130-131.

16. Petropavlovskaya A.V. Professional activity of a university teacher in modern conditions // Human capital and professional education. 2016. No. 2 (18). S. 68-71

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.