Научная статья на тему 'Актуальность проблемы формирования инклюзивной культуры: научный дискурс'

Актуальность проблемы формирования инклюзивной культуры: научный дискурс Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1388
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНАЯ КУЛЬТУРА / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОДЕЛИ / ПОДХОДЫ / НАУЧНЫЙ ДИСКУРС / INCLUSIVE CULTURE / INCLUSIVE EDUCATION / MODELS / APPROACHES / SCIENTIFIC DISCOURSE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Музыка Оксана Анатольевна, Попов Виталий Владимирович

В статье рассматривается понятие «инклюзивная культура» как многогранный феномен, заслуживающий особого внимания в контексте сложившихся проблем инклюзивного образования современного российского общества. Представлены определенные зарубежные и отечественные фундаментальные подходы и модели, раскрывающие сущность и специфику понятия «инклюзивная культура».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Музыка Оксана Анатольевна, Попов Виталий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The relevance of the problem of the formation of inclusive culture: a scientific discourse

The article considers the concept of “inclusive culture” as a multifaceted phenomenon that deserves special attention in the context of the current problems of inclusive education of modern Russian society. Certain foreign and domestic fundamental approaches and models are presented that reveal the essence and specificity of the concept of “inclusive culture”.

Текст научной работы на тему «Актуальность проблемы формирования инклюзивной культуры: научный дискурс»

Актуальность проблемы формирования инклюзивной культуры: научный дискурс

Музыка Оксана Анатольевна,

доктор философских наук, профессор, декан факультета психологии и социальной педагогики Таганрогского института им. А.П. Чехова (филиала) ФГБОУ ВО "Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)", omuzika@gmail.com

Попов Виталий Владимирович,

доктор философских наук, профессор, ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)» - Таганрогский институт им. А. П. Чехова (филиал), vitl_2002@list.ru

В статье рассматривается понятие «инклюзивная культура» как многогранный феномен, заслуживающий особого внимания в контексте сложившихся проблем инклюзивного образования современного российского общества. Представлены определенные зарубежные и отечественные фундаментальные подходы и модели, раскрывающие сущность и специфику понятия «инклюзивная культура».

Ключевые слова: инклюзивная культура, инклюзивное образование, модели, подходы, научный дискурс.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научно-исследовательского проекта " Осмысление социально-философского феномена образовательной инклюзии в контексте зарубежных и отечественных методологических подходов и моделей", № 19-013-00117\19

Введение. В современных социально-философских исследованиях констатируется вариативность и трансформационность общественного развития. Реальные изменения и преобразования характеризуют все основные сферы науки, образования и культуры, идут сложные интегральные процессы переинтерпретации существующих проблем и социальных противоречий. Важной проблемой, которая активно обсуждается в социуме, является инклюзивное образование, привлекающее к себе внимание, как теоретиков, так и практиков, как сторонников, так и противников внедрения инклюзивного образования. Современное российское образование представляет инклюзию в качестве одного из базовых моментов становления социальных взаимодействий и отношений в контексте образования, что непосредственно повлияло на понимание необходимости формирования инклюзивной культуры. Именно проблема формирования инклюзивной культуры современного общества сегодня звучит особенно остро. Это непосредственно связано, с одной стороны, с недопониманием инклюзивных процессов, которые уже происходят в российском обществе и являются следствием глобализации и стандартизации образования в мире, следствием исторического развития инклюзивного образования в западных странах. С другой стороны, с формальным отноше-

нием к самому феномену инклюзивной культуры, который необходимо изучать как в научном, теоретическом аспектах, так и в практических.

Основная часть. Понятие «инклюзивная культура» - многоплановый и многогранный феномен, включающий владение разнообразными научными категориями в контексте философии, психологии, педагогики, социологии и специальных отраслей. Концепция инклюзии получила свое развитие в политических и социально-философских теориях, направленных на выявление роли и места социального субъекта в дихотомии «Я - Другой», Научный дискурс касается рассмотрения диалектики индивидуального и коллективного в области комплексных исследований «включающего» общества. В качестве теоретических и методологических оснований правомерно использовать концепции П. Бурдье и М.Фуко. Философско-педагогическая теория инклюзии получила актуализацию в рамках рефлексии относительно комплексов социальных ценностей и ориен-таций в различных социальных слоях и группах в контексте человеческих взаимодействий и коммуникаций. Прикладная значимость инклюзии инициирует необходимость трансформации социума общества и его основных институтов в направлении формирования «включающего» общества с приоритетом «Другого» над коллективным «Я» (человека другой расы, вероисповедания, культуры, человека с ограниченными возможностями здоровья).

В настоящее время в нашей стране инклюзивное образование представляется как «равный доступ к образованию всех обучающихся с

учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» [1,С. 7]. Поэтому целесообразно провести определенную реконструкцию системы образования направленную на трансформацию теоретических оснований педагогической науки и педагогической деятельности с учетом реалий инклюзивного образования.

Отметим, что в дискуссиях по инклюзивному образованию наблюдается определенный плюрализм мнений относительно используемой терминологии. Это создает трудности концептуально-семантического характера, так как нарушает единство в исходных позициях, касающихся уместных терминов, понятий, подходов и моделей. Нет единого понятийного аппарата и универсальных методик в понимании и представлении инклюзивного образования. Выделяются несколько базисных подходов к инклюзивному образованию, например учащихся со специальными образовательными потребностями, которые можно интегрировать в единую систему. Приоритетный подход - это синтез интегрированного и дифференцированного обучения учащихся с комплексными нарушениями органов восприятия, опорно-двигательного аппарата и интеллекта в коррекционных учреждениях. Другой подход заключается в дифференцированном обучении людей в специальных группах в общеобразовательных учреждениях. Указанные подходы подчеркивают односторонность взглядов на инклюзивное обучение. Поэтому соответствующее образование по определению касается исключи-

тельно учащихся с особыми образовательными потребностями или инвалидностью, или ограниченными возможностями здоровья. Подобное представление концепции инклюзии в определенной степени уменьшает ее смысловую нагрузку. И в итоге искажает общую теорию инклюзивного образования, нарушает существующую связь его уровней. В этой связи Н. М. Назарова выдвигает модель «поглощения» образования, что показывает неготовность существующей системы образования в стране для принятия постулатов инклюзии [5]. В западной литературе имеется альтернативная модель «модели поглощения», а именно - «модель сосуществования», предполагающая трансформации системы ценностей с учетом базовой концепции социальной и образовательной интеграции.

В отечественной науке формируются разнообразные аксиологические взгляды относительно понимания инклюзивной культуры как многопланового феномена. Интересна аналогия инклюзивной культуры с моделью Айсберга, в которой «Надводная» часть айсберга - это осознаваемые и видимые элементы культуры (правила поведения). «Подводная» часть айсберга - совокупность императивов и неосознанных конструктов человеческого поведения, ценности, оценки и установки, определяющие рефлексивную деятельность индивида. [14, С. 31-35.].

У. Йонсон постулирует существование 3-х основных типов инклюзивной культуры, формирование которых происходит внутри любой образовательной организации. По его мнению, процесс обучение

является инклюзивным в случаях, ели обучаемый распредмечивает основы культуры образовательного учреждения.

Р.Райзер, рассматривая вопросы инклюзивной культуры, отмечает значимость определенных технологий и методов эффективной инклюзивной деятельности: постановка проблем понимания особых образовательных потребностей внутри образовательных программ; применение позитивных образов индивидов с особыми образовательными потребностями; конструирование подходов к совместному образовательному процессу разных групп учащихся; использование различных форм диалога, направленных на конструктивный процесс осознания равных образовательных возможностей у различных социальных групп. тренингов [2].

С другой стороны, например, А.Ю. Шеманов выявляет имеющиеся понятийно-семантические несоответствия в признании роли инклюзии в контексте конструктивно-деятельностного подхода, дает характеристику источников социально-конструктивистского анализа проблемы инвалидности с позиции анализа социальной (социокультурной) модели [15, С.25-38].

Особенности взаимозависимости социальной педагогики и культурологии, специфику и принципы культурологического подхода в практике инклюзии и создании социокультурной среды рассматривает Н.Т. Попова. Показывается, что применение разнообразных практик искусств в русле культурологического подхода к теории инклюзии имеет познавательные проблемные зоны. [12, С. 38-51].

В настоящее время наметилась тенденция пересмотра основных

подходов к определению и пониманию сущности и особенностей феномена инклюзивной культуры. Последняя представляется, прежде всего, в качестве специальной концепции, в рамках которой комплекс ценностей, установок и знаний формируют теоретические основы инклюзивного образования ; во-вторых, в качестве базовой части культуры данной социальной группы, направленной на постулирование ценностей и принципов инклюзии, что обеспечивает повышение продуктивности инклюзивного образования в соответствующем учреждении; в-третьих, в качестве локального микроклимата уважения и доверия. Также следует вести дискурс об инклюзивной культуре как особой, уникальной инклюзивной атмосфере в социальной группе, позволяющей внедрять элементы этой культуры в образовательный процесс в учреждениях «включающего» общества. [13, С. 73-78].

Инклюзивная культура является частью общей культуры общества, поэтому она основывается на фундаментальных ценностных основах культуры в целом. Исходя из этого, среди важных признаков инклюзивной культуры организации выделяют следующие. 1. Инклюзивная культура является составной частью культуры социума в целом; 2. Инклюзивная культура организации аккумулирует локальные культуры ее субъектов; З.Основы инклюзивной культуры составляют ценности, установки и принципы инклюзивного образования в контексте «включающего» общества. [4].

Заключение. Таким образом, фундаментом понимания инклюзивного образования в целом, понима-

ния инклюзии и социальной интеграции, вопросов формирования инклюзивной культуры является аксиологический подход. Он дает возможность представить образование в качестве социокультурного феномена, находящего отражение в рамках базисных теорий фундаментальности и универсальности гуманистических ценностей. Важными для адекватного и многостороннего рассмотрения феномена образовательной инклюзии и вопросов формирования инклюзивной культуры в современном российском обществе являются также такие подходы, требующие дальнейшего рассмотрения, как системный, антропологический, синергетический подход, ак-меологический, технологический, медицинский, социальный, междисциплинарный подходы.

Литература

1. Алехина С.В. Инклюзивное образование: от образовательной политики к образовательной практике / Психолого-педагогические основы инклюзивного образования: коллективная монография / Отв. Ред. С.В. Алехина. М.: МГППУ. ООО «Буки Веди». 2013. С. 7.

2. Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития: Хрестоматия / авт.-сот. М.В. Швед. - Витебск : Изд-во УО «ВГУ им. П.М. Машерова». 2007. 157 с.

3. Музыка О.А. Актуальные проблемы специального и инклюзивного образования детей и молодежи // Сборник материалов Ш-й Региональной научно-практической конференции. Ростов н/Д: РГЭУ. 2019. 357 с.

4. Макарова Ю.А. Понятие инклюзивной корпоративной культуры

в организациях общего образования //Образование и воспитание. 2018. № 4 (19).

5. Назарова Н. М. Инклюзивное и специальное образование: препятствия и риски развития: Сборник научных статей IV Международного теоретико-методологического семинара. М. 2012.

6. Попов В.В., Музыка О.А. Социальные трансформации и особенности инклюзивного образования // Фундаментальные аспекты психического здоровья. 2019. № 2. С. 149-152.

7. Попов В.В., Музыка О.А., Максимова С.И. Альтернативистика в контексте социального развития // Евразийский юридический журнал. 2017. № 4 (107). С. 373-375.

8. Попов В.В., Музыка О.А., Дзюба Л.М .Фактор и уровни темпо-ральности в контексте субъективной реальности человека // Евразийский юридический жур-нал.2017. № 4 (107). С. 419-421.

9. Попов В.В., Музыка О.А., Ти-мофеенко В.А.. Социальное противоречие в контексте социальных процессов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 1-2. С. 361-364.

10. Попов В.В., Музыка О.А., Ко-женко Я.В Социальные трансформации в правовых отношениях // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 3-2. С. 315-318.

11. Попов В.В., Музыка О.А., Ти-мофеенко В.А. Противоречия в контексте переходных периодов транзитивного общества // Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 7. С. 111-114.

12. Попова Н.Т. Культурологический подход к инклюзии в практике

образования // Психолого-педагогические основы инклюзивного образования: коллективная монография / Отв. Ред. С.В. Алехина. М.: МГППУ. ООО «Буки Веди». 2013, С. 38-51.

13.Сигал Н. Г. Инклюзия как вектор гуманизации образования и общества: зарубежный опыт / Н. Г. Сигал // Вопросы педагогики и психологии: теория и практика: сборник материалов международной научной конференции 26-28 июля 2014 года. Киров: Изд-во МЦНИП. 2014. С. 73 - 78.

14.Старовойт Н. В. Инклюзивная культура образовательной организации: подходы к пониманию и формированию // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 8. С. 31-35. URL: http://e-koncept.ru/2016/56117.htm

15.Шеманов А.Ю. Инклюзия в контексте современных дискуссий: философские и культурологические проблемы / Психолого-педагогические основы инклюзивного образования: коллективная монография / Отв. Ред. С.В. Алехина. М.: МГППУ. ООО «Буки Веди». 2013. С.25-38.

The relevance of the problem of the

formation of inclusive culture: a scientific discourse Musika O.A., Popov V.V.

Rostov State University of Economics The article considers the concept of "inclusive culture" as a multifaceted phenomenon that deserves special attention in the context of the current problems of inclusive education of modern Russian society. Certain foreign and domestic fundamental approaches and models are presented that reveal the essence and specificity of the concept of "inclusive culture". Key words: inclusive culture, inclusive education, models, approaches, scientific discourse. References

1. Alekhina S.V. Inclusive education: from educational policy to educational practice /

Psychological and pedagogical foundations of inclusive education: Collective monograph / Otv. Red. S.V. Alekhine. M .: MGPPU. LLC "Buki Vedi". 2013.p. 7.

2. Integrated education for children with special

needs in psychophysical development: anthology / ed. M.V. Swede. - Vitebsk: Publishing House of Educational Institution "Voronezh State University named after EVENING. Masherova ". 2007.157 s.

3. Music O.A. Actual problems of special and

inclusive education for children and youth // Proceedings of the III Regional Scientific and Practical Conference. Rostov n / a: RSEU. 2019.357 s.

4. Makarova Yu.A. The concept of inclusive corporate culture in organizations of general education // Education and training.

2018.No 4 (19).

5. Nazarova N. M. Inclusive and special education: training and development risk: Collection of scientific conditions I.V. International Theoretical and Methodological Seminar. M. 2012.

6. Popov VV, Music O.A. Social transformations

and features of inclusive education // Fundamental aspects of mental health.

2019.No 2.P. 149-152.

7. Popov V.V., Music O.A., Maksimova S.I. An

alternative in the context of social development // Eurasian Law Journal. 2017. No. 4 (107). S. 373-375.

8. Popov VV, Music OA, Dzyuba L.M. Factor and

level of temporality in the context of the subjective reality of a person // Eurasian Journal of Law. 2017. No. 4 (107). S. 419-421.

9. Popov V.V., Music O.A., Timofeenko V.A. ..

Social contradiction in the context of social processes // International Journal of Applied and Fundamental Research. 2017. No. 1-2. S. 361-364.

10. Popov V.V., Music O.A., Kozhenko Yu.A. Social transformations in legal relations // International Journal of Applied and Fundamental Research. 2017. No. 3-2. S. 315-318.

11. Popov V.V., Music O.A., Timofeyenko V.A. Contradictions in the context of transitional periods of a transitive society // International Journal of Experimental Education. 2016. No. 7. S. 111-114.

12. Popova N.T. Culturological approach to inclusion in the practice of education // Psychological and pedagogical foundations of inclusive education: Collective monograph / Otv. Red. S.V. Alekhine. M .: MGPPU. LLC "Buki Vedi". 2013, p. 38-51.

13. Sigal N. G. Inclusion as a vector of humanization of education and society: foreign experience / N. G. Sigal // Questions of pedagogy and psychology: theory and practice: collection of materials of the international conference of 2014 on July 26. 26 Kirov: MTSNIP Publishing House. 2014.S. 73 - 78.

14. Starovoit N.V. Inclusive culture of educational organization: approaches to understanding and formation // Scientific and methodical electronic journal "Concept". 2016.V. 8.P. 31-35. URL: http://e-koncept.ru/2016/56117.htm

15. Shemanov A.Yu. Inclusion in the text of modern discussions: philosophical and cultural studies / Psychological and pedagogical foundations of inclusive education: a collection monograph / Otv. Red. S.V. Alekhine. M .: MGPPU. LLC "Buki Vedi". 2013. S. 25-38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.