Научная статья на тему 'Философско-логический аспект факультативных признаков субъективной стороны состава преступления'

Философско-логический аспект факультативных признаков субъективной стороны состава преступления Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
962
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Маслова Евгения Валерьевна

Статья посвящена философско-логическому аспекту факультативных признаков субъективной стороны состава преступления. Впервые эмоциональное состояние, мотив и цель рассматриваются как причинная цепь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Философско-логический аспект факультативных признаков субъективной стороны состава преступления»

Маслова Е.В. Философско-логический аспект факультативных признаков субъективной стороны состава преступления

Е.В. Маслова

Маслова Евгения Валерьевна — заместитель заведующего кафедрой государственно-правовых дисциплин Нижегородского института менеджмента и бизнеса

E-mail: miwonok81@mail.ru

Философско-логический аспект факультативных признаков субъективной стороны состава преступления

Статья посвящена философско-логическому аспекту факультативных признаков субъективной стороны состава преступления. Впервые эмоциональное состояние, мотив и цель рассматриваются как причинная цепь.

Article is devoted philosophical logically to aspect of facultative signs of the subjective party of structure of a crime. For the first time the emotional condition, motive and the purpose are considered as a causal chain.

Учитывая то, что до XVII века научное знание вообще и философское в частности учеными не разделялись, то именно философский (и как часть его — логический) подход является определяющим при установлении любого понятия, изучаемого доктринально. Касается это и преступления, и его составляющих, к числу которых относятся и факультативные признаки субъективной стороны состава преступления — эмоциональное состояние, мотив и цель.

Философия оперирует некоторым количеством категорий (высших родовых понятий), и к их числу не относятся ни преступление, ни тем более (факультативные) признаки его состава. С точки зрения философии сущность эмоционального состояния, мотива и цели преступления может быть исследована через сущность преступления сквозь категорию отношения, включающую в себя причину (причинность) и взаимодействие1, поскольку предмет философии преступления составляют не эмпирическая личность преступника, не социальные и естественные причины преступлений, а их первопричины или причины причин2.

Отметим, что существуют различные объяснительные конструкции применительно к сути преступления. Так, в юридическом смысле преступление — это деяние, относительно которого в уголовном законодательстве содержится прямой запрет на его совершение. С позиций этики преступление — это зло,исходящее от человека и направленное против человека3. В социологии под преступлением понимается социально обусловленное следствие неспособности человека найти цивилизованные формы разрешения жизненно важных для него общественных и личных противоречий4. В антропологии преступление — превратная форма самореализации, разрушительный способ само-обнаружения отдельных свойств и граней человеческой природы5.

Несмотря на многообразие существующих определений, ни одно из них не раскрывает полностью сути преступления и признаков его состава. В этой связи и возникает проблема недостаточности аналитических средств, которыми располагают частные дисциплины, и обнаруживается потребность в интегративном философском подходе к изучению (факультативных признаков субъективной стороны состава) преступления.

Необходимость исследования сущности уголовно наказуемого деяния и его составляющих обусловлена самим существованием человека в обществе, где во все времена, у всех народов, в любых государствах и правовых системах противопоста-вимы бытие и небытие, жизнь и смерть, добро и зло, подвиг и преступление. Ученые утвердились во мнении о том, что перечисленные феномены друг без друга существовать не могут6 (в этом просматривается и высший промысел, постичь который есть первостепенная задача классической философии). Следовательно, преступлениям (и правонарушениям в целом) можно и нужно противодействовать, предотвращать их (снижать тем самым уровень преступности), используя для этого все известные средства (в частности, законодательное закрепление состава преступления, его элементов и признаков), но ликвидировать такое явление, как преступление (и преступность), которому изначально отведено свое место в мире, не представляется возможным.

В этой связи, определяя существо факультативных признаков субъективной стороны состава преступления с точки зрения философского знания, необходимо означить следующее. Отношение как философская категория, основанная на логических суждениях7, представляет собой связь (сравнение, сопоставление в пространстве и времени, причинности, целесообразности), которую мышление находит между двумя состоя-

ниями сознания8. Рассмотрим все означенные (возможные) связи применительно к факультативным признакам субъективной стороны состава преступления с тем, чтобы раскрыть соотношение9 эмоционального состояния, мотива и цели преступления.

Сравнение — это основная функция мышления, связывая два содержания сознания и признавая их сходными или различными, мы производим сравнение; всякое суждение есть результат предшествующего сравнения10. В результате сравнения устанавливается качественное состояние явлений. При этом соотносимые объекты должны отвечать одному общему требованию — они должны быть сравнимы11 (по уровню, объему, содержанию и признакам). Эмоциональное состояние, мотив и цель (преступления) — это индивидуальные психические характеристики субъекта, то есть требованию сравнимости они отвечают, выходит, взаимосвязаны.

Сопоставление в пространстве и времени12 (объективной реальности) эмоционального состояния, мотива и цели преступления, соответственно, возможно и позволяет выявить их объем, протяженность и длительность.

Причинность — это связь двух объектов, при которой один объект порождает изменение другого посредством передачи соответствующего количества вещества, энергии или информации13. Причина — это взаимодействие тел или элементов, вызывающее соответствующие изменения во взаимодействующих телах, элементах, сторонах или порождающее новое явление; следствие в таком случае предстанет как те изменения, которые возникают во взаимодействующих телах или элементах в результате их взаимодействия (причина есть взаимодействие, а следствие есть результат этого взаимодействия)14. Под причиной преступлений (и правонарушений в целом) в теории (уголовного) права понимается стремление лица удовлетворить (или проявить) противоправным (противозаконным) способом свои эмоции (эмоциональное состояние), интересы (побуждения), стремления (цели)15.

Из изложенного видно, что причинность применительно к преступлению охватывает собой все факультативные признаки субъективной стороны состава. Именно причинность является важнейшей связью между эмоциональным состоянием, мотивом и целью преступления, позволяющей выявить соотношение факультативных признаков субъективной стороны состава преступления. Таким образом, сущность эмоционального состояния, мотива и цели конкретного преступления (наряду с некоторыми объективными характеристиками, например, способом совершения) есть суть причинности (причины) этого преступления16. Эмоциональное состояние, мотив и цель преступления — составные части не только субъективной (внутренней) стороны состава преступления, но и элементы причины преступления, поскольку они формиру-

ются у лица до совершения им уголовно наказуемого деяния.

На основе причинно-следственной связи (причинности) формируются цепи причинения. Причинная цепь — это такая последовательность объективно существующих явлений, в которой каждое из них попеременно выступает и причиной, и следствием (следствием по отношению к предшествующему явлению и причиной по отношению к последующему)17. Автору представляется оправданным рассмотреть как причинную цепь факультативные признаки субъективной стороны состава преступления, где каждый из таких признаков попеременно выступает и причиной, и следствием. Соответственно, эмоциональное состояние выступает причиной (возникновения) мотива преступления и следствием потребности, мотив преступления является причиной (возникновения) цели преступления и следствием эмоционального состояния, цель преступления — причина18 (возникновения) причины («полная причина»19 — это совокупность всех обстоятельств, факторов, при которых данное следствие наступает с необходимостью) преступления и следствие мотива преступления.

Автор называет эмоциональное состояние следствием потребности, основываясь на определении понятия эмоции (и эмоционального состояния), которое в психологии20 формулируется именно через потребность (нужду конкретного субъекта в чем-либо, необходимом для его (нормального) существования)21 и информацию22 (необходимую для удовлетворения потребности и существующую), которая занимает одно из ключевых мест в современном (российском) обществе23. Указанные признаки эмоции (эмоционального состояния) свидетельствуют о наличии причинной связи между двумя объектами (потребностью и эмоциональным состоянием) посредством передачи соответствующего количества информации. Определение же понятия — это логический прием, раскрывающий нам содержание данного понятия, указывающий входящие в его состав признаки24; форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках25 (признаком предмета называется то, в чем предметы сходны друг с другом или чем они друг от друга отличаются). Эмоциональное состояние — это переживание потребности и восприя-тие26 информации (необходимой для удовлетворения потребности и существующей). Таким образом, потребность есть существенный27 признак эмоционального состояния, последнее вторично, основано на первом (характеристики причинности, означенные ранее). В свою очередь информация (необходимая для удовлетворения потребности и существующая) — также существенный признак эмоционального состояния субъекта. Информация характеризуется отличительной особенностью — неисчерпаемостью28, что позволяет сделать вывод о своеобразной неисчерпаемости (количества и качества) эмоциональных состояний субъекта (количество информации есть количество выбора).

Маслова Е.В. Философско-логический аспект факультативных признаков субъективной стороны состава преступления

Маслова Е.В. Философско-логический аспект факультативных признаков субъективной стороны состава преступления

Всякая информация обладает тремя основными параметрами: содержанием, количеством и ценностью29. Соответственно, они же свойственны эмоциональному состоянию субъекта.

Вместе с тем, эмоциональное состояние — это причина (возникновения) мотива преступления, который традиционно определяется через побуждение30 (желание, намерение действовать31) и потребность32. Чаще всего мотивом преступления называют обусловленное потребностями побуждение, которое вызывает у лица решимость (готовность) совершить преступление33. Учитывая то, что намерение действовать не может быть не пережито и не осознано субъектом, то есть всегда предполагает наличие эмоции (эмоционального состояния), а также принимая во внимание определение эмоции через потребность и информацию, означенное нами ранее, считаем неверным выделение в определении понятия мотива преступления такого существенного признака, как потребность. Место потребности в указанной дефиниции должно занять эмоциональное состояние субъекта, уже охватывающее собой наличие и определенной потребности, и информации (необходимой для удовлетворения потребности и существующей).

Отметим также, что этимология34 мотива35 (преступления) не позволяет дефиницировать этот факультативный признак субъективной стороны состава преступления через побуждение, поскольку в английском36 языке понятия «мотив» и «побуждение» являются синонимами37, и выявить (существенные) характеристики мотива (преступления) с помощью такого определения не представляется возможным. Правовые дефиниции должны не содержать термины, употребляемые в определяемом понятии, чтобы не было тавтологии38. Вместе с тем, в английском языке есть масса многозначных (имеющих много значений) слов, к числу которых относятся: motive — побуждение, причина; incentive — стимул, побуждение; impulse — толчок, импульс, побуждение, порыв; occasion — случай, событие, основание, повод; reason — причина, основание, повод (обстоятельство) и др. Все названные (и некоторые другие) термины могут быть использованы для обозначения мотива преступления. Однако на практике это бессмысленно, поскольку никакой четкости в определение мотива преступления и выявление его (существенных) характеристик приведенные многозначные слова не привносят. Объединяет их лишь наличие движения (выделено нами. — Е.М.), и оно связано, следовательно, с дефиницией мотива преступления.

Мотив преступления указывает на наличие движения39 (от потребности и эмоционального состояния, возникшего на ее основе, до цели преступления), и подтверждает тем самым наличие причинной цепи применительно к факультативным признакам субъективной стороны состава преступления, наличие направленности40 субъекта, ориентирующей его деятельность. При этом отметим, что понятие движения также не раскрывает нам при-

знаков мотива преступления, поскольку под движением понимается, в том числе, внутреннее побуждение, вызванное каким-либо чувством, переживанием41. Указанное движение происходит внутри субъекта, в его психике, сознании42, индивидуально отражает общественные отношения (в том числе посредством воли) и является основанием (выделено нами. — Е.М.) противоправного поведения (преступления). Основание в Словаре С.И. Ожегова понимается как причина, достаточный повод, оправдывающие что-нибудь43, и вновь не вносит ясности в рассматриваемый вопрос. Обратимся в этой связи к определениям мотива и воли, так как волевые сознательные деяния в большей степени характерны для противоправного поведения человека, (всегда) мотивированы и направлены надостижение поставленной цели. Мотив в психологии — основание или довод волевого деяния, осознание предпочтительной ценности для субъекта того или иного поведения; соображение (ясное понимание), заставившее субъекта совершить акт, потребность, для удовлетворения которой данное поведение было признано целесообразным44. Воля — это феномен регуляции субъектом своей деятельности и поведения, обеспечивающий формирование целей и концентрацию внутренних усилий на их достижение, это способность делать выбор и совершать действия45; это способность субъекта к самодетерминации, саморегуляции им своей деятельности и различных психических процессов; способность осуществлять свои желания, поставленные перед собой цели; свобода в проявлении чего-либо46; это способность лица руководить своими действиями, способность человека на основании знаний, чувств принимать решение, которое будет определять правомерность или неправомерность его поведения47. Реализация названной способности предполагает осознание (переживание) основания противоправного поведения и вследствие этого — принятие субъектом соответствующего решения (выбор варианта именно противоправного поведения) и его осуществление.

Иными словами, мотив преступления делает (противоправное) поведение волевым, соответственно, употреблять в дефиниции «мотив преступления» словосочетание «...вызывает у лица решимость (готовность) совершить.» нет необходимости, мотив преступления (как волевой элемент) сам по себе уже предполагает принятие решения (и его претворение в жизнь). В качестве основания противоправного поведения (преступления), таким образом, выступает некое соображение (выделено нами. — Е.М.), заставившее48 субъекта совершить преступление (принять решение о совершении преступления и осуществить принятое решение). Так, совершение преступления становится необходимостью для субъекта, а основой этой необходимости является некое соображение, обусловленное эмоциональным состоянием субъекта, — мотив преступления. Сообра-

жение представляет собой некую мысль, продуманное предложение. Мысль в свою очередь — то, что явилось в результате размышления, идея, убеждение; а убеждение — твердый взгляд на что-либо, основанный на какой-то идее49. Учитывая изложенное, мотив преступления — это обусловленное эмоциональным состоянием основание преступления, выраженное в убеждении лица его совершить. Или, иначе, мотив преступления — это обусловленное переживанием потребности и восприятием определенной информации основание преступления, выраженное в убеждении лица его совершить.

Мотив преступления — это следствие эмоционального состояния субъекта, переживание субъектом эмоционального состояния; мотив преступления вторичен по отношению к эмоциональному состоянию и основан на нем (вновь просматриваются характеристики причинности). Аналогично, мотив преступления — это причина цели50 преступления, представляющей собой мысленную модель будущего результата, к достижению которого стремится лицо (субъект) при совершении преступления. Приведенное положение подтверждается словарными определениями желания51 и намере-ния52, указывающими на внутреннее стремление к будущему результату, замысел, наличие определенной цели деятельности при наличии мотива (преступления).

Считаем необходимым в этой связи учесть в конструкции цели преступления такой ее признак, как мотив преступления, и изложить определение понятия цели преступления следующим образом. Цель преступления — это обусловленная мотивом преступления мысленная модель будущего результата, к достижению которого стремится лицо (субъект) при совершении преступления. Или, иначе, цель преступления — это обусловленная переживанием потребности, определенной информацией и основанием преступления, выраженным в убеждении лица его совершить, мысленная модель будущего результата, к достижению которого стремится лицо (субъект) при совершении преступления.

Из числа факультативных признаков субъективной стороны состава преступления именно цель является наименее спорной при определении и наиболее изученной с точки зрения философского знания. Любая человеческая деятельность (активность), в том числе и преступление, носит не стихийно-бессознательный, а сознательный, целесообразный характер, определяется объективной действительностью, возникает как закономерное следствие уже достигнутого уровня развития материальной жизни общества. Целенаправленность и целесообразность права аккумулирует в себе правовые возможности и конкретизирует их превращение в действительность53. Всякое волеизъявление индивида непосредственно обусловливается осознанной целью, которая как закон определяет способ и характер его деяний и которой он должен подчинять свою волю54. В преступле-

нии, как и в любой иной деятельности, люди, определяя свои цели, подчиняя свои деяния достижению этих целей, тем самым критически относятся к действительности, констатируют, что те или иные стороны, черты, факты, явления, процессы этой действительности не соответствуют их потребностям, убеждениям и устремлениям и поэтому или нуждаются в изменении, преобразовании, или должны получить дальнейшее развитие в том или ином направлении. Цель является выражением того факта, что «мир не удовлетворяет человека, и человек своим действием решает изменить его»55. В изложенном просматривается завершающее направление соотношения (взаимосвязь) факультативных признаков субъективной стороны состава преступления — целесообразность.

Цель преступления — это следствие мотива преступления; переживание субъектом мотива; цель преступления вторична по отношению к мотиву преступления и основана на нем (еще раз упомянем о наличии характеристик причинности). Подобно, цель преступления — «полная причина» преступления, охватывающая совокупность всех признаков (потребность, (информация), эмоциональное состояние, мотив преступления, некоторые объективные характеристики), при которых преступление наступает с необходимостью.

Исходя из этого, причина преступлений (и правонарушений в целом) — стремление лица удовлетворить (или проявить) противоправным (противозаконным) способом свои потребности посредством эмоционального состояния, мотива и цели преступления на основе информации (необходимой для удовлетворения потребности и существующей).

Для того чтобы не нарушать философско-логическую взаимосвязь факультативных признаков субъективной стороны состава преступления, необходимо в тексте Общей части Уголовного закона указывать эмоциональное состояние, мотив и цель преступления с учетом времени возникновения каждого из них. Надлежит также принимать во внимание то обстоятельство, что мотив и цель преступления не могут существовать без эмоционального состояния субъекта (до и во время совершения преступления), поэтому учитывать при квалификации каждого противоправного деяния, привлечении к уголовной ответственности и назначении наказания необходимо все факультативные признаки субъективной стороны состава преступления. Таким образом, предлагаем изложить: норму статьи 64 УК РФ «Назначение более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление» в следующей редакции: «1. При наличии исключительных обстоятельств, связанных с эмоциональным состоянием виновного, мотивом и целью преступления, ролью виновного.»; норму статьи 67 УК РФ «Назначение наказания за преступление, совершенное в соучастии» в следующей редакции: «1. При назначении наказания за преступление, совершенное в соучастии, учитываются характер и

Маслова Е.В. Философско-логический аспект факультативных признаков субъективной стороны состава преступления

Маслова Е.В. Философско-логический аспект факультативных признаков субъективной стороны состава преступления

степень фактического участия лица в его совершении, эмоциональное состояние лица, мотив преступления, значение этого участия для достижения цели преступления.».

Философско-логический аспект сущности эмоционального состояния, мотива и цели преступления исследуется через сущность преступления сквозь категорию отношения, представляющую собой определенную связь (сравнение, сопоставление в пространстве и времени, причинности, целесообразности), поскольку предмет философии (факультативных признаков субъективной стороны состава) преступления составляют первопричины или причины причин преступления, выявление которых позволяет раскрыть соотношение эмоционального состояния, мотива и цели преступления.

Факультативные признаки субъективной стороны состава преступления представляют собой причинную цепь, в которой каждый из них одновременно выступает причиной по отношению к последующему и следствием по отношению к предыдущему. Соответственно в конструкции определения каждого последующего факультативного признака субъективной стороны состава преступления необходимо учитывать сущность предыдущего факультативного признака субъективной стороны состава преступления.

Факультативные признаки субъективной стороны состава преступления — эмоциональное состояние, мотив и цель — являются составляющими причины противоправного поведения (преступления) наряду с (некоторыми) объективными характеристиками.

В тексте норм Уголовного закона необходимо учесть, что факультативные признаки субъективной стороны состава преступления есть причинная цепь.

Примечания

1. См., например: Иллюстрированный энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — М., 2005. — Т. 7: К. — С. 80; Краткий философский словарь / Под ред. А.П. Алексеева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М., 2004. — С. 304-305.

2. Философию как метафизику интересуют в первую очередь трансцендентные (не основанные на опыте), онтологические первоначала мирового бытия, которые обусловливают существование криминальных драм и трагедий. Она в своих поисках первопричин преступлений склонна выходить за пределы естественного и социального миров, выстраивая объяснительные модели метафизического характера. См.: Бачинин В.А. Философия преступления: Конспект лекций. — СПб., 2000. — С. 5.

3. См.: Зеленкова И.Л. Основы этики: Учебное пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — Мн., 2001. — С. 285 и далее.

4. См.: Социология: Учебник для вузов / Под ред.

В.Н. Лавриненко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М., 2002. — С. 255 и далее.

5. См.: Харитонов В.М. Антропология: Учебник для вузов / В.М. Харитонов, А.П. Ожигова, Е.З. Година. — М., 2004. — С. 188, 201 и др.

6. См.: Алексеев П.В. Философия: Учебник для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин. — М., 1996; Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях великих философов. — М., 1986; Болдырев А.И. Проблема человека в русской философии XVIII в. — М., 1986; Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. — М., 1990; Гриненко Г.В. История философии: Учебник. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 2007; Декарт Р. Рассуждения о методе для хорошего направления разума и отыскания истины в науках // Декарт Р. Сочинения: В 2 т. — М., 1989. — Т. 2; Евлампиев И.И. История русской философии. — М., 2002; Зеньковский В.В. История русской философии: В 2 т. — Л., 1991; Лосский Н.О. История русской философии. — М., 1991; Соловьев В.С. Оправдание добра // Соловьев В.С. Сочинения: В 2 т. — М., 1998. — Т. 1; Ясперс К. Смысл и назначение истории. — М., 1994.

7. Суждение — это форма мышления, в которой утверждается или отрицается связь между предметом и его признаком, отношения между предметами или факт существования предмета; суждение может быть либо истинным (если в нем утверждается связь, существующая в действительности, или отрицается связь, которая в действительности отсутствует), либо ложным (если в нем утверждается связь, которая в действительности не имеет места, или отрицается существующая связь). Языковой формой выражения суждения является предложение (чаще всего повествовательное), назначение которого состоит в передаче информации. См., например: Кириллов В.И. Логика: Учебник для юридических вузов / В.И. Кириллов, А.А. Старченко. — 5-е изд., перераб. и доп. — М., 2001. — С. 63—64.

8. См.: Иллюстрированный энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — М., 2005. — Т. 10: Н—О. — С. 242.

9. Соотношение — это взаимная связь между чем-нибудь, отношение. См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка: Около 53 000 слов / Под общ. ред. Л.И. Скворцова. — 24-е изд., испр. — М., 2005. — С. 979.

10. См.: Иллюстрированный энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — М., 2005. — Т. 13: С. — С. 192.

11. См.: Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. — М., 2001. — С. 21.

12. В истории философии наличие представлений или понятий пространства и времени никогда никем не отрицалось. Оспаривалось лишь, принадлежат ли пространство и время самому предметному миру или же являются особыми свойствами самого человека, его системы восприятия и мышления. В настоящее время невозможно говорить о проблеме статуса пространства и времени как о закрытой, вполне разрешенной философской проблеме. См.: Краткий философский словарь / Под ред. А.П. Алексеева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М., 2004. — С. 308—309.

13. Характерными признаками (или критериями) причинности являются: 1) временная асимметрия (наличие временного интервала между причиной и следствием): сначала — формирование субъективных характеристик, затем — совершение уголовно наказуемого деяния; 2) необратимость — вернуть общественные отношения в состояние, бывшее до совершения на них противоправного посягательства, не-

возможно; 3) необходимый, однозначный характер связи причины и следствия; 4) порождающий, производящий характер.

14. См.: Краткий философский словарь / Под ред. А.П. Алексеева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М., 2004. — С. 304.

15. См.: Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. — М., 2001. — С. 499; Уголовное право России. Общая часть (в схемах и определениях): Учебное пособие / А.П. Кузнецов, В.Ф. Щербаков, И.Н. Бокова, Ю.А. Гладышев; Под ред. А.П. Кузнецова. — Н. Новгород, 2009. — С. 55—68.

16. Нельзя смешивать причину преступления и условия, в которых оказался правонарушитель (отрицательные обстоятельства, формирующие причину, усиливающие или ослабляющие ее действие). К числу основных условий преступлений в современном российском обществе (перечень не является исчерпывающим) можно отнести низкий уровень материальной жизни населения, низкий уровень правовой культуры граждан, кризис морали, алкоголизм, наркоманию, национальные конфликты, несовершенство законодательства, недостаточно эффективную работу правоохранительных органов.

17. См.: Керимов Д.А. Философские проблемы права. — М., 1972. — С. 98 и далее.

18. Наряду с некоторыми объективными характеристиками, например, способом совершения деяния.

19. См.: Краткий философский словарь / Под ред. А.П. Алексеева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М., 2004. — С. 305.

20. При исследовании какого-либо явления предпочтительнее использовать дефиниции той отрасли знания, в которой это явление первоначально было подвергнуто анализу, входит в предмет науки, изучено в большей степени по сравнению с другими науками. Эмоции (эмоциональное состояние) в первую очередь анализируются психологией, теорией (уголовного) права психологические характеристики факультативных признаков субъективной стороны заимствованы.

21. Эмоция (эмоциональное состояние) — это психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. См.: Психология для студентов вузов / Под общ. ред. Е.И. Рогова. — М., 2004. — С. 499.

22. Информация (лат. information — разъяснение, изложение) — это совокупность каких-либо сведений, знаний, являющихся объектом сбора, хранения, переработки; сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальными устройствами; сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-либо, описание фактов; новости, новые сведения; уменьшение неопределенности в результате сообщения; передача, основа связи и управления в живой природе и машинах; отраженное разнообразие. См.: Булыко А.Н. Современный словарь иностранных слов. Более 25 тысяч слов и словосочетаний. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 2005. — С. 289; Краткий философский словарь / Под ред. А.П. Алексеева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М., 2004. — С. 140; Новый юридический словарь / Под ред. А.Н. Азрилия-на. — М., 2006. — С. 242; Ожегов С.И. Указ. соч. — С. 323.

23. Некоторые ученые называют информационную функцию государства одной из главных в связи с вступлением общества в новую, информационную стадию развития, образованием информационного общества. См., например: Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации / Под ред. Е.С. Ивашкиной, В.Г. Дет-ковой. — М., 2004. — С. 96—97; Варакин Л.Е. Глобальное информационное общество: Критерии развития и социально-экономические аспекты. — М., 2008; Воронина Т.П. Информационное общество: сущность, черты, проблемы. — М., 2005; Червонюк В.И. Теория государства и права: Учебник. — М., 2007. — С. 125.

24. См.: Иллюстрированный энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — М., 2005. — Т. 10: Н—О. — С. 201; Психология для студентов вузов / Под общ. ред. проф. Е.И. Рогова. — М., 2004. — С. 154 , 499.

25. См.: Кириллов В.И. Указ. соч. / В.И. Кириллов, А.А. Старченко. — С. 30.

26. Восприятие — это непосредственное чувственное отражение действительности в сознании, способность воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира; психический процесс отражения предметов или явлений действительности, действующих в данный момент на органы чувств человека (глаза, уши, язык, нос, кожа). См.: Ожегов С.И. Указ. соч. — С. 124; Психология для студентов вузов / Под общ. ред. Е.И. Рогова. — М., 2004. — С. 439.

27. Признаки, необходимо принадлежащие предмету, выражающие его сущность, называют существенными (важными для его характеристики). Признаки, которые могут принадлежать, но могут и не принадлежать предмету и которые не выражают его сущности, называются несущественными.

28. См.: Краткий философский словарь / Под ред. А.П. Алексеева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М., 2004. — С. 140.

29. См. там же. — С. 140.

30. См., например: Трайнин А.Н. Избранные труды / Сост., вступ. ст. Н.Ф. Кузнецовой. — СПб., 2004. — С. 167.

31. См.: Ожегов С.И. Указ. соч. — С. 679.

32. См., например: Дагель П.С. Субъективная сторона преступления и ее установление / П.С. Дагель, Д.П. Котов. — Воронеж, 1974. — С. 183 и др.; Кикнад-зеД.Н. Потребности, поведение, воспитание. — М., 1968. — С. 35 и др.; Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. — М., 1965. — С. 509 и др; Психология для студентов вузов / Под общ. ред. Е.И. Рогова. — М., 2004. — С. 154; Скляров С.В. Вина и мотивы преступного поведения. — СПб., 2004. — С. 91 и др.; Тарару-хин С.А. Установление мотива и квалификация преступлений. — Киев, 1977. — С. 19 и др.; Уголовное право России. Общая часть (в схемах и определениях): Учебное пособие / А.П. Кузнецов, В.Ф. Щербаков, И.Н. Бокова, Ю.А. Гладышев; Под ред. А.П. Кузнецова. — Н. Новгород, 2009. — С. 104; Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. — М., 1975. — С. 89—105.

33. См., например: Новый юридический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. — М., 2006. — С. 329; Уголовное право России. Общая часть (в схемах и определениях): Учебное пособие / А.П. Кузнецов, В.Ф. Щербаков, И.Н. Бокова, Ю.А. Гладышев; Под ред. А.П. Кузнецова. — Н. Новгород, 2009. — С. 104.

Маслова Е.В. Философско-логический аспект факультативных признаков субъективной стороны состава преступления

Маслова Е.В. Философско-логический аспект факультативных признаков субъективной стороны состава преступления

34. Этимология (гр. etymologia, от etymon = истина, основное значение слова + logos = учение) — это раздел языкознания, изучающий происхождение слов; происхождение того или иного слова или выражения и его родственные отношения с другими словами. См.: Бу-лыко А.Н. Указ. соч. — С. 841.

35. Мотив (фр. motif, от с.-лат. motvum, лат. motivus = подвижный, англ. moveo — двигаю) — это побудительная причина (какого-то действия), повод к какому-либо действию, а также довод в пользу чего-либо. См.: Булыко А.Н. Указ. соч. — С. 452; Дубровин М.И. Англо-русский и русско-английский словарь для всех. — Изд. 5-е, стереотип. — М., 2001. — С. 199; СеменовА.В. Этимологический словарь русского языка. — М., 2006. — С. 370.

36. См., например: Дубровин М.И. Указ. соч. — С. 546.

37. Синонимы (гр. synonymos = одноименный) — слова, тождественные (совпадающие) или очень близкие по значению, но различные по звучанию (например, «работа» и «труд», «смелый» и «храбрый»). См.: Булыко А.Н. Указ. соч. — С. 636; Ожегов С.И. Указ. соч. — С. 938.

38. См.: Кашанина Т.В. Юридическая техника: Учебник. — М., 2007. — С. 172.

39. Это подтверждается и мнением (некоторых) психологов, которые под мотивом склонны понимать то, что побуждает человека к деятельности и придает его деятельности осмысленность (то, что побуждает человека к деятельности, не раскрывается). См., например: Психология для студентов вузов / Под общ. ред. Е.И. Рогова. — М., 2004. — С. 271 и далее.

40. Направленность — это сосредоточенность мыслей, интересов, устремленная (направленная) к какой-либо цели. См.: Ожегов С.И. Указ. соч. — С. 493.

41. Движение является многозначным словом и означает: 1) форму существования материи, непрерывный процесс развития материального мира; 2) перемещение кого-либо, чего-либо (предмета или его частей) в определенном направлении; 3) переход из одного состояния, стадии в другое состояние, стадию развития и др. См., например: Ожегов С.И. Указ. соч. — С. 194.

42. Сознание — это способность мыслить, рассуждать и определять свое отношение к действительности как свойство высшей нервной деятельности человека; способность идеального воспроизведения действительности. См., например: Краткий философский словарь / Под ред. А.П. Алексеева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М., 2004. — С. 355; Ожегов С.И. Указ. соч. — С. 974.

43. См.: Ожегов С.И. Указ. соч. — С. 592.

44. См.: Узнадзе Д.Н. Общая психология / Пер. с грузинского Е.Ш. Чомахидзе; Под ред. И.В. Имедадзе. — М.; СПб., 2004. — С. 145.

45. См., например: Абачиев С. К. Социальная философия: Учебное пособие. — Ростов-на-Дону, 2012; Алексеев А.П. Краткий философский словарь. — 2-е изд., перераб. и доп. — М., 2012; Философия: Учебник / Под ред. В.Н. Лавриненко. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 2004.

46. См., например: Психофизиология: Учебник для вузов. — 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Ю.И. Александрова. — СПб., 2007; Социальная психология: Учебник для бакалавров / Р.С. Немов, И.Р. Алтунина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М., 2011.

47. См., например: Новый юридический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. — М., 2006. — С. 73.

48. Заставить — поставить в необходимость делать что-нибудь, принудить. См.: Ожегов С.И. Указ. соч. — С. 283.

49. Идея — понятие, представление, отражающее действительность в сознании человека, выражающее его отношение к ней и являющееся основным принципом мировоззрения; основная, главная мысль, замысел (план действий), определяющий содержание чего-либо; мысль, намерение, план; мысленный образ чего-либо, понятие о чем-либо. См.: Ожегов С.И. Указ. соч. — С. 272, 305, 469, 978, 1073.

50. Цель (др.-нем. zil (ziel) — цель, мишень) — место (объект), в которое метили и старались попасть при стрельбе; перен. — результат, к которому стремятся, что надо осуществить, чего достичь; заранее намеченный пункт следования; идеальный образ и предвосхищающая модель жизненных ситуаций человека; специфический способ детерминации (причинности) человеческой деятельности. См.: Булыко А.Н. Указ. соч. — С. 779; Краткий философский словарь / Под ред. А.П. Алексеева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М., 2004. — С. 435; Ожегов С.И. Указ. соч. — С. 1143; Семенов А.В. Этимологический словарь русского языка. — М., 2006. —

С. 618.

51. Желание — внутреннее стремление к осуществлению чего-либо, обладанию чем-либо. См.: Ожегов С.И. Указ. соч. — С. 242.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

52. Намерение — предположение сделать что-либо с определенной целью, желание, замысел. См.: Ожегов С.И. Указ. соч. — С. 488.

53. См.: Керимов Д.А. Философские проблемы права. — М., 1972. — С. 367.

54. См.: Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. — Т. 23. — С. 189.

55. Ленин В.И. Полн. собр. соч. — Т. 29. — С. 195.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.