Научная статья на тему 'Психологический аспект факультативных признаковсубъективной стороны состава преступления'

Психологический аспект факультативных признаковсубъективной стороны состава преступления Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
905
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ / СОСТАВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ / FACULTATIVE / OF STRUCTURE OF A CRIME / PSYCHOLOGICAL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Маслова Евгения Валерьевна

В статье рассматриваются факультативные признаки субъективной стороны состава преступления как психологические понятия.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article facultative signs of the subjective party of structure of a crime as psychological concepts are considered.

Текст научной работы на тему «Психологический аспект факультативных признаковсубъективной стороны состава преступления»

28. See: Walker J.T., Hemmens C. Legal guide for police: constitutional issues. Burlington, 2011. P. 49.

29. See: Case of Murray v. the United Kingdom (Application

no. 14310/88): Judgment [Электронный ресурс] //

The European Court of Human Rights (Grand Chamber), Strasbourg, 28 October 1994. URL: http:// hudoc.echr.coe.int (дата обращения: 15.07.2012).

30. See: Slapper G., Kelly D. The English Legal System. KingsLynn, 2004. P. 397.

31. See: Holgate-Mohammed v. Duke (1984) AC 437.

32. Принципы Вэднесбэри (Wednesbury principles) были сформулированы в ходе рассмотрения дела Associated Provincial Picture Houses Ltd v. Wednesbury

Corpn в 1948 году. Их суть сводится к следующему: 1) осуществление дискреционных полномочий должно быть бесспорным и истинным; 2) в осуществлении полномочия лицо, принявшее решение, должно принимать во внимание сопутствующие обстоятельства и не принимать во внимание обстоятельства, не имеющие отношения к делу;

3) дискреционное полномочие не может быть осуществлено по причинам недобросовестности или нечестности;

4) дискреционное полномочие должно быть осуществлено в целях, для которых оно предназначалось. See: Parpworth N. Constitutional and Administrative Law (Forth Edition). NY 2006. P. 277.

33. ГубановA.B. Полиция зарубежных государств: основные черты организации и деятельности. М., 1991. — С. 14.

Е.В. Маслова

Маслова Евгения Валерьевна — заместитель заведующего кафедрой государственно-правовых дисциплин Нижегородского института менеджмента и бизнеса, кандидат юридических наук

E-mail: miwonok81@mail.ru

Психологический аспект факультативных признаков субъективной стороны состава преступления

В статье рассматриваются факультативные при- In article facultative signs of the subjective party of

знаки субъективной стороны состава преступления как structure of a crime as psychological concepts are consid-психологические понятия. ered.

Исследование процессов и явлений, изучаемых юридической и другими общественными науками, приводит (в ряде случаев) к постановке проблем по существу психологических.

Специфику факультативных признаков субъективной стороны состава преступления невозможно понять без выяснения психологической сущности эмоции (эмоционального состояния), мотива и цели общечеловеческого поведения1. При этом психологический подход к эмоции (эмоциональному состоянию), мотиву и цели любого человеческого поведения, в том числе и противоправного, является основным и определяющим, а подходы с точки зрения (всех) других, в частности юридической, наук — вторичными, подчиненными ему2. Взаимоотношение психологического и правового (а также процессуального и других) пониманий эмоции (эмоционального состояния), мотива и цели следует рассматривать как взаимоотношение общего и частного, рода и вида. Правонарушение (и преступление как его разновидность) — частный вид деятельности человека, вид поведения (в психологическом плане). Таким образом, эмоция (эмоциональное состояние), мотив и цель индивидуального поведения и факультативные признаки субъективной стороны

состава преступления соотносятся между собой как родовое и видовое понятия. Поэтому чтобы уяснить суть эмоции (эмоционального состояния), мотива и цели преступления, необходимо обратиться к понятиям психологии с тем, чтобы понять причинность поведения человека вообще.

Всю совокупность основных психологических понятий, изучаемых различными разделами психологии, можно разделить на четыре основные категории (формы проявления психики): психические процессы (познавательные — ощущение, восприятие, память, мышление; эмоционально-волевые — переживание, стремление, волевое усилие), психические состояния (общие — уверенность, убежденность, угнетенность, апатия; функциональные — интеллектуальные, познавательные, эмоциональные, волевые), психические образования (знания, умения, установки, убеждения) и психические свойства или особенности личности (направленность, темперамент, характер, способности)3.

Учитывая изложенное, а также тот факт4, что факультативные признаки субъективной стороны состава преступления представляют собой причинную цепь, предопределяющее значение среди факультативных признаков субъективной стороны

Маслова Е.В. Психологический аспект факультативных признаков субъективной стороны состава преступления

Маслова Е.В. Психологический аспект факультативных признаков субъективной стороны состава преступления

состава преступления имеют эмоция в частности и эмоциональные состояния в целом5, поскольку именно они первоначально возникают в сознании человека, преобразуясь в дальнейшем в более сложные конструкции (состояния, образования). Исходя из этого, именно с эмоций (преступления), эмоционального состояния (до и во время совершения преступления) следует начинать психологический анализ факультативных признаков субъективной стороны состава преступления.

Как уже означалось, в психологии эмоцией называется психическое отражение в форме пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, в основе которого лежит отношение их объективных свойств к потребностям субъекта. Автору настоящей работы представляется оправданным все же использовать понятие «эмоциональное состояние», а не «эмоции»6 применительно к субъективной стороне состава преступления, поскольку в уголовном законе закреплен аффект (эмоциональный взрыв), который представляет собой разновидность эмоционального состояния (реагирования) наряду с эмоциональным тоном, эмоциональным откликом, эмоциональной вспышкой7, эмоциональным поведением8, чувствами и собственной эмоцией9, и каждое из означенных вариантов эмоциональных состояний может стать (при определенных условиях) эмоциональным состоянием лица в момент совершения преступления. Тем не менее, выяснение сути эмоционального состояния как психологической и уголовно-правовой категорий предполагает первоначально изучение собственно эмоции.

Традиционно эмоция в психологии определяется через потребность. Известно, что каждый человек отличается многоплановостью потребностей. Они могут быть первичными и вторичными10, базовыми и производными, материальными и духовными, действительными и мнимыми, ложными и фиктивными, естественными, органическими, социальными, культурными11 и др. В зависимости от социальной значимости потребности подразделяются на нормальные, здоровые, признанные обществом и извращенные, искаженные, отвергаемые им12. Противоправное поведение (преступление) вызывается, прежде всего, извращенными, искаженными или мнимыми потребностями. В основе преступления могут быть и нормальные потребности, для удовлетворения которых избираются антисоциальные и противоправные способы и средства. В оценке поведения (и преступления) важны не сами потребности, а формы и способы их удовлетворения, не сами требования, а уровень их осознания и принятия личностью. Каждый человек характеризуется неповторимым сочетанием потребностей, следовательно, субъективная сторона каждого конкретного преступления и ее факультативные признаки персональны.

На взаимосвязи потребности и эмоции (эмоционального состояния) учеными была разработана следующая формула:

Э = - П (Ин - ИС), где Э — эмоция (эмоциональное состояние), ее сила и качество; П — потребность (в формуле она берется с отрицательным знаком «-»); Ин — информация, необходимая для удовлетворения существующей потребности; ИС — информация существующая, то есть те сведения, которыми человек располагает в данный момент (то, что известно).

Следствия, вытекающие из формулы, таковы: если у человека нет потребности (П = 0), то и эмоции он не испытывает (Э = 0); эмоция не возникает и в том случае, когда человек, испытывающий какое-либо желание, обладает полной возможностью для его реализации (Ин = ИС). Если вероятность удовлетворения потребности велика, проявляются положительные эмоции (ИС > Ин). Отрицательные эмоции возникают, если человек отрицательно оценивает возможность удовлетворения потребности (ИС < Ин). При этом максимум положительных или отрицательных эмоций при постоянной силе потребности человек испытает, когда Ин = 0 или ИС = 013.

Таким образом, внутри человека находится условный манометр14, показания которого зависят от того, какая информация имеется о том, что требуется для удовлетворения потребности, и о том, чем человек располагает (информация реальная), и в зависимости от их соотношения субъект испытывает различные эмоции (находится в определенном эмоциональном состоянии до и во время совершения преступления). Ситуация, при которой Ин = ИС в действительности, положим, имеет место быть гораздо реже, чем иные приведенные нами. Значит, субъект постоянно переживает эмоции, находится в определенном эмоциональном состоянии, в том числе до и в момент совершения им преступления.

Действующее уголовное законодательство Российской Федерации уделяет недостаточно внимания эмоциональному состоянию. Чаще всего в нормах статей УК РФ эмоциональное состояние субъекта не обозначается в качестве самостоятельного факультативного признака субъективной стороны состава преступления, а упоминается вместе с мотивом преступления, что неверно, поскольку в психологии сострадание15, месть и ненависть есть эмоциональные состояния, собственно эмоции16. Базируясь на этом, считаем необходимым закрепить: пункт «д» части 1 статьи 61 УК РФ «Обстоятельства, смягчающие наказание» в следующей редакции: «...совершение преступления в силу стечения тяжелых жизненных обстоятельств либо по мотиву, обусловленному состраданием»; пункт «е» части 1 статьи 63 УК РФ «Обстоятельства, отягчающие наказание», пункт «л» части 2 статьи 105 УК РФ «Убийство», пункт «е» части 2 статьи 111 УК РФ «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью», пункт «е» части 2 статьи 112 УК РФ «Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью», пункт «б» части 2 статьи 115 УК РФ «Умышленное причинение легкого вреда здоровью», пункт «б» части 2 статьи 116 УК РФ «Побои», пункт «з» части 2

статьи 117 УК РФ «Истязание», часть 2 статьи 119 УК РФ «Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью», пункт «б» части 1 статьи 213 УК РФ «Хулиганство», пункт «б» части 2 статьи 244 УК РФ «надругательство над телами умерших и местами их захоронения» в следующей редакции: «.совершение преступления по мотиву, обусловленному политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненавистью или враждой либо по мотиву, обусловленному ненавистью или враждой в отношении какой-либо социальной группы»; пункт «е1» части 1 статьи 63 УК РФ в следующей редакции: «.совершение преступления по мотиву, обусловленному местью за правомерные действия других лиц...»; пункт «е1» части 2 статьи 105 УК РФ в следующей редакции: «.по мотиву, обусловленному кровной местью .».

В тех случаях, когда норма уголовного закона все же содержит указание на эмоциональное состояние как (факультативный) признак субъективной стороны, речь идет не об эмоциональном состоянии, а о его разновидности (без указания как такового) — состоянии аффекта (особом эмоциональном состоянии — состоянии волнения17).

В этой связи требуют корректировки нормы УК РФ, в которых идет речь об эмоциональном состоянии субъекта, но оно не означивается. Таким образом, предлагаем изложить: название статьи 107 УК РФ «Убийство, совершенное в состоянии аффекта» в следующей редакции: «Убийство, совершенное в особом эмоциональном состоянии (состоянии аффекта)», норму статьи 107 УК РФ в следующей редакции: «1. Убийство, совершенное в особом эмоциональном состоянии (состоянии аффекта)18, вызванного.»; название статьи 113 УК РФ «Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта» в следующей редакции: «Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в особом эмоциональном состоянии (состоянииаффекта)»; норму статьи 113 УК РФ в следующей редакции: «Умышленное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, совершенное в особом эмоциональном состоянии (состоянии аффекта), вызванного.».

Эмоциональное состояние субъекта является следствием его потребности и причиной формирования мотива (противоправного) поведения человека. Поэтому считаем неверным отождествление потребности, эмоционального состояния, мотива поведения, мыслей, понятий, представлений, идеалов, которое допускают некоторые авторы19. Это подтверждается и уже приведенной выше классификацией форм проявления психики, согласно которой убеждение — это психическое образование, более сложное по структуре, нежели эмоциональное состояние. А мотив, в свою очередь, и есть обусловленное эмоциональным состоянием основание индивидуального поведения (преступления), выраженное в убеждении лица его совершить.

Мотивы (противоправного) поведения человека могут иметь внутренний и внешний характер20. На-

пример, человек может вполне самостоятельно, после долгих размышлений в условиях, когда никто на него не оказывает никакого влияния или давления, принять решение и действовать в соответствии с этим решением. В данном случае мы имеем дело с внутренним мотивом поведения. Еще один пример: человек голоден, и чувство голода (эмоциональное состояние, обусловленное потребностью в пище) формирует мотив его поведения. Это также внутренний мотив. Иногда сложившиеся обстоятельства помимо воли человека вынуждают его поступать не так, как ему хочется, а как диктуют обстоятельства. К примеру, человеку хочется спать, но нужно вставать и идти на работу. Это внешняя мотивация поведения.

Замечено, что одни люди предпочитают объяснять свое (противоправное) поведение и поступки (преступления) других субъектов, используя мотивировки внутреннего свойства, а другие люди предпочитают мотивировки внешнего характера. Установлено также, что люди, готовые брать на себя ответственность за происходящее, чаще всего предлагают мотивировки внутреннего характера, а те, кто не берет или снимает с себя ответственность за происходящее, предпочитают мотивировки внешнего свойства. Интересно также, что люди, склонные предлагать внутренние мотивировки поведения, часто являются людьми, активно стремящимися к достижению успехов в жизни, а те, кто предпочитает мотивировки внешнего характера, нередко оказываются людьми, озабоченными в основном только тем, чтобы избежать неудачи.

В действительности, конечно, ни один из мотивов поведения (преступления) субъекта не может быть только внутренним или только внешним. Любой поведенческий акт одновременно регулируется как изнутри — психологией человека, так и извне — сложившимися обстоятельствами. Даже если прежде чем действовать человек принимает вполне независимое, самостоятельное решение и в своем последующем поведении руководствуется им, он все же ведет себя в соответствии со сложившимися обстоятельствами. Но не сами по себе эти обстоятельства, в конечном счете, управляют человеком, а принятое им решение (эмоциональное состояние, мотив и цель преступления). И в том случае, если человек начал действовать в прямой зависимости от сложившейся обстановки, он, прежде чем действовать или же в процессе выполнения деяния (преступления), воспринимает, оценивает ситуацию, и его восприятие и память управляют поведением21.

Мотив обусловливает сознательную, целенаправленную человеческую деятельность(в том числе и противоправную), является ее субъективной основой и необходимостью. В то же время мотив часто выступает и как яркая характеристика той или иной личности22, так как, по мнению многих психологов, личность определяется, прежде всего, направленностью. В основе же направленности «лежит возникающая в процессе жизни и воспитания

Маслова Е.В. Психологический аспект факультативных признаков субъективной стороны состава преступления

Маслова Е.В. Психологический аспект факультативных признаков субъективной стороны состава преступления

человека устойчиво доминирующая система мотивов, в которой основные, ведущие мотивы, подчиняя себе все остальные, характеризуют строение мотивационной сферы личности»23.

Большинство психологов мотивом считает осознанное, то есть отраженное во второй сигнальной системе побуждение. Их мнение (в выделенной части) совпадает с конструкцией мотива (преступления), сформулированной автором, поскольку убеждение предполагает осознание. Но следует учитывать, что существуют и неосознанные или мало осознанные основания поведения (мотивы — в психологии). Это не мотивы преступления, в полном смысле слова это — мотивы поведения. Можно говорить о существовании в таких случаях неких психических феноменов, составляющих часть причины противоправного деяния. Полагаем, такие конструкции могут иметь место только при совершении деяния по неосторожности, которых значительно меньше в действующем уголовном законодательстве по сравнению с преступлениями, совершенными умышленно. И совершенно прав П.М. Якобсон, который пишет, что «при изучении мотивации поведения человека сознательной стороне личности должно уделяться принципиально большее внимание, чем неосознаваемым началам ее поведения»24.

В психологии мотивы формируются на двух стадиях: «только понимаемые» и «реально действующие»25. Первые помогают человеку разобраться, как он должен поступить; вторые осуществляют функцию сил, непосредственно побуждающих человека к совершению конкретного действия. Для права значимы лишь мотивы, прошедшие оба этапа мотивации. Это связано с тем, что мотив, находящийся в первой стадии своего формирования, еще не может выступать в качестве убеждения, и, минуя вторую стадию становления, привести к совершению правонарушения.

Отметим, что если основание совершения преступления выразилось в убеждении (мотиве), то цель преступления сформирована, поскольку мотив есть причина цели; соответственно, утверждаем, что в преступлениях, совершенных с умышленной формой вины, всегда присутствует следующая конструкция факультативных признаков субъективной стороны состава преступления: эмоциональное состояние — мотив преступления — цель преступления.

Что касается неосторожной формы вины, то законодательные ее конструкции вкупе с психологическими характеристиками факультативных признаков субъективной стороны состава преступления позволяют говорить о следующем. Неосторожность в виде легкомыслия предполагает предвидение возможности наступления общественно опасных последствий действий (бездействия) виновного лица и без достаточных к тому оснований самонадеянный расчет на предотвращение этих последствий. Неосторожность в виде небрежности располагает непредвидением возможности

наступления общественно опасных последствий действий (бездействия) виновного лица, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности предвидение последствий должно и могло быть. Последствия деяния с объективной точки зрения — это следствие, результат деяния; с субъективной точки зрения — цель деяния. Таким образом, лицо предвидит (не предвидит) наступление результата деяния, но рассчитывает на предотвращение его, то есть не стремится к результату. Значит, цели преступления в таких деяниях нет, можно заявлять лишь о цели поведения (полной причине поведения). Если же отсутствует цель преступления, то нельзя признавать и наличие мотива неосторожного преступления, который есть причина цели (есть только мотив поведения). Преступления, совершенные по неосторожности, в своем составе содержат субъективную сторону, состоящую только из вины. Эмоциональное состояние здесь обусловлено потребностью, не имеющей отношения к преступлению.

Примечания

1. Поведение — образ жизни и действий; формы и способы взаимодействия индивидов и социальных групп с окружающей действительностью; система взаимосвязанных действий, осуществляемых субъектом с целью реализации определенной функции и требующих его взаимодействия со средой. См., например: Иванов А.А. Справочник по теории государства и права: основные категории и понятия. 2-е изд., стереотип. М., 2007. С. 217; Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 53 000 слов / под общ. ред. Л.И. Скворцова. 24-е изд., испр. М., 2005. С. 679.

2. См.: Волков Б.С. Проблема воли и уголовная ответственность. Казань, 1965. С. 57; Филановский И.Г. Социально-психологическое отношение субъекта к преступлению. Л., 1970. С. 41; Харазишвили Б.В. Вопросы мотива поведения преступника в советском праве. Тбилиси, 1963.

3. Разделение психологических явлений на процессы, свойства, образования и состояния достаточно условно, так как длительное течение процесса ведет к тому, что он становится образованием или состоянием данного организма, а некоторые состояния не существуют иначе, как в форме процессов. Например, такой психологический факт, как стремление, то есть осознанное влечение к цели, может быть охарактеризован и как психический процесс, имеющий последовательную смену фаз и стадий, и как психическое состояние, обладающее характеристикой психической деятельности за определенный период времени, и как проявление волевых особенностей (целеустремленность, настойчивость) человека. См., например: Психология для студентов вузов. М., 2004. С. 39; Узнадзе Д.Н. Общая психология / пер. с грузинского Е.Ш. Чомахидзе; под ред. И.В. Имедадзе. М.-СПб., 2004. С.91 и далее.

4. Факт — единичная, наличная и зафиксированная в соответствии с необходимыми требованиями определенная ситуация относительно конкретного предмета или лица; реально существующее, невымышленное событие, явление. Соотношение факультативных признаков субъективной стороны с точки зрения философии позволило нам сделать вывод о том, что эмоциональное состояние,

мотив и цель преступления представляют собой причинную цепь. См., например: ИвановА.А. Справочник по теории государства и права: основные категории и понятия. 2-е изд., стереотип. М., 2007. С. 361.

5. Не все существующие эмоции могут становиться эмоциями преступления (к тому же определить их точное количество не представляется возможным).

6. На этот счет в уголовно-правовой науке нет единого мнения. Ряд ученых вовсе исключают эмоциональное состояние из числа факультативных признаков субъективной стороны состава преступления, другие авторы склонны говорить лишь об эмоциях. См., например: Манойлова С.А. Эмоции в уголовном праве: дис. ... канд. юрид. наук. Ярославль, 2005; Уголовное право России. Общая часть (в схемах и определениях): учебное пособие / А.П. Кузнецов,

B.Ф. Щербаков, И.Н. Бокова, Ю.А. Гладышев; под ред. А.П. Кузнецова. Н. Новгород, 2009. С. 96 —107.

7. Эмоциональный отклик, эмоциональная вспышка и эмоциональный взрыв (аффект) представляют собой кратковременные эмоции (особые эмоциональные состояния). См.: Ильин Е.П. Эмоции и чувства. 2-е изд. СПб, 2008. С. 25.

8. См.: Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990; Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 2001; ЗапорожецА.В. Избранные психологические труды: в 2 т. М., 1986; Ительсон Л.Б. Лекции по общей психологии. М., 2000; Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М., 1980; Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977; Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2000; Соколова Е.Е. Сознание действующее // Вестник МГУ. Сер. 14: Психология. 1997. № 1; Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии (Хрестоматия с комментариями по курсу «Введение в психологию»). М., 1995.

9. Некоторые авторы отдельно называют такие эмоциональные состояния, как настроение, стресс, фрустрацию, страсть, высшие чувства. Необходимости в этом не видится, поскольку все перечисленное — собственно эмоции либо разновидности эмоционального поведения. См., например: Психология для студентов вузов. М., 2004.

C.516 и далее.

10. См.: Маслоу А. Мотивация и личность. М., 1998. С. 131, 140 и др.; РогачевскийЛ.А. Эмоции и преступления. Л., 1987.

11. См.: Ильин Е.П. Эмоции и чувства. 2-е изд. СПб., 2008. С. 14—16, 69 и далее; Ильин Е.П., Пинигин В.Г. Структура эмоциональности как свойства личности // Психологические проблемы самореализации личности. СПб., 2001. Вып. 5; Кайдаков С.В. Эмоции как фактор познания и действия: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1974; Коллектив, личность, общение: словарь социальнопсихологических понятий. Л., 1987. С. 173 и др.; Социология: учебник для вузов / В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов, О.А. Шабанова, Г.С. Лукашова; под ред. проф. В.Н. Лавриненко. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2000. С. 396.

12. При этом отметим, что деление потребностей на нормальные и искаженные возможно уже только при их проявлении в факультативных признаках субъективной стороны состава преступления, поскольку с точки зрения полезности для общества любая человеческая потребность нейтральна.

13. См.: Психология для студентов вузов. М., 2004.

С. 511.

14. Манометр (от гр. тэпоэ = неплотный, редкий + метр) — прибор для измерения давления жидкости или газа в чем-либо. См.: Булыко А.Н. Современный словарь иностранных слов. Более 25 тысяч слов и словосочетаний. 2-е изд., испр. и доп. М., 2005. С. 409.

15. Сострадание — жалость, сочувствие, вызываемые несчастьем другого человека. Вместе с тем, сожаление — это жалость (печаль), сострадание. См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 53 000 слов / под общ. ред. Л.И. Скворцова. 24-е изд., испр. М., 2005. С. 973, 983.

16. См.: Изард К. Эмоции человека. Доп. и перераб. СПб., 2000; Узнадзе Д.Н. Общая психология / пер. с грузинского Е.Ш. Чомахидзе; под ред. И.В. Имедадзе. М.-СПб., 2004. С. 102.

17. Волнение в психологии — это эмоция (ожидания и прогноза). См.: Ильин Е.П. Эмоции и чувства. 2-е изд. СПб., 2008. С. 156.

18. При этом понятие особого эмоционального состояния (состояния аффекта), наряду с понятием эмоционального состояния, изложить в норме Общей части УК РФ.

19. См.: Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, сознание // Проблемы общей психологии. М., 1966. Т. 2. С. 25; РеанА.А. Агрессия и агрессивность личности. СПб., 1996; Скляров С.В. Вина и мотивы преступного поведения. СПб., 2004. С. 168 и далее.

20. Иногда (в переводе с английского языка) внутренние мотивы поведения человека обозначаются как «диспозиционные детерминанты поведения», а внешние мотивы поведения человека — как «ситуационные детерминанты поведения».

21. См.: Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1976; Немов Р.С. Общая психология. М., 2001. С. 316—317; Веденов А.В. Личность как предмет психологической науки // Вопросы психологии. 1956. № 1. С. 20; Кикнадзе Д.А. Потребности, поведение, воспитание. М., 1970. С. 50—51; Рубинштейн С.Л., Добрынин Н.Ф. Проблемы активности личности, активизаторы сознания. М., 1954. С. 36; ХекхаузенХ. Мотивация и деятельность. Казань, 1921. С. 64.

22. Например, героиня Н. Фатеевой в фильме «Место встречи изменить нельзя» Ирина Соболевская говорила о Евгении Фоксе: «Он дерзок. способен на поступок». При этом она восхищалась Фоксом, не придавая значения тому факту, что мотивы совершения этих поступков (преступлений, иногда тяжких) были низменными. То есть, неординарная личность всегда привлекает к себе внимание, несмотря на то, какими выдающимися качествами она обладает — положительными или отрицательными.

23. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968; Крутецкий В.А. Проблемы психологии личности // Вопросы психологии. 1971. № 2; Неймарк М.С. Об экспериментальном изучении направленности личности // Вопросы психологии. 1963. № 1.

24. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1969. С. 312.

25. О «только понимаемых» и «реально действующих» мотивах см.: Филановский И.Г. Указ. соч. С. 42.

Маслова Е.В. Психологический аспект факультативных признаков субъективной стороны состава преступления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.