Научная статья на тему 'Философско-культурологические проблемы оказания медицинской помощи'

Философско-культурологические проблемы оказания медицинской помощи Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
173
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ / НАУКА / МЕДИЦИНА / КУЛЬТУРА / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС / ДОВЕРИЕ / ЧЕСТНОСТЬ / ВРАЧЕВАНИЕ / ПАЛЬПАЦИЯ / ПЕРКУССИЯ / АУСКУЛЬТАЦИЯ / ВРАЧ / ПАЦИЕНТ / БОЛЬНОЙ / ДИАГНОСТИКА / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / КОМПЛАЕНТНОСТЬ / ПСИХОСОМАТИКА / ГЕРМЕНЕВТИКА / PHILOSOPHY / SCIENCE / MEDICINE / CULTURE / SCIENTIFIC AND TECHNICAL PROGRESS / TRUST / HONESTY / DOCTORING / PALPATION / PERKUSSIYA / AUSKULTATSIYA / DOCTOR / PATIENT / DIAGNOSTICS / INDIVIDUALIZATION / KOMPLAYENTNOST / PSYCHOSOMATIC / HERMENEUTICS

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Жданов М. А.

В настоящей статье дается философско-культурологический анализ оказания медицинской помощи в современном российском обществе. Проводится историческое сравнение основных методологических подходов к лечению больных. Также автор акцентирует внимание на том, как научно-технический прогресс отражается на взаимоотношениях врача со своими пациентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHICAL AND CULTUROLOGICAL PROBLEMS OF PROVIDING OF MEDICAL CARE

This article provides a philosophical and cultural analysis of medical care in modern Russian society. There is a historical comparison of the major methodological approaches to the medical treatment of patients. The author also focuses on the affection of technological change on the relationship between doctors with their patients.

Текст научной работы на тему «Философско-культурологические проблемы оказания медицинской помощи»

Специфическими институтом этнической идентификации южных алтайцев можно назвать зайсанат, являющийся семейной (родовой) общиной малочисленных народов. Под последними понимаются формы самоорганизации лиц, относящихся к малочисленным народам, объединяемых по кровнородственному признаку, ведущих традиционный образ жизни, осуществляющих традиционное хозяйствование и занимающихся традиционными промыслами [4, с. 52].

Таким образом, родовые традиции выходят за рамки семейно-родственных отношений в широкую этническую среду. Однако возрождение зайсаната, как института самоуправления у алтайцев, остается типичным явлением южных алтайцев.

В связи с увеличением межэтнических контактов, обусловленных расширением территориальных границ обитания представителей этнических общностей, актуализируется проблема сохранения этнической идентичности в иноэтнических условиях. Разрешением данных вопросов призван заняться институт Землячества. Словарь русского языка даёт следующее толкование слова «землячество» - объединение уроженцев одной местности или страны, живущих за её пределами, для взаимной помощи [5]. В России огромное количество земляческих объединений, способствующих этнокультурной связи с малой родиной.

Землячество является добровольным, некоммерческим, самоуправляемым, общественным объединением уроженцев одной местности или страны, живущих за её пределами. Землячество осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации «Об общественных объединениях», действующим законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом.

Целью создания Землячества является содействие объединению уроженцев определенного государства или региона, лиц длительное время работавших или проживавших в других регионах. Для осуществления своих целей Землячество в порядке, установленном действующим законодательством, осуществляет свою деятельность по следующим направлениям:

- проведение регулярных встреч членов Землячества, организация совместных мероприятий, включая отдых;

- организация взаимопомощи членов Землячества, создание фонда материальной помощи и поддержки;

- взаимодействие с органами государственной власти в интересах обеспечения уставной деятельности Землячества, в том числе участие в реализации государственных и муниципальных, социальных и экологических программ;

- сотрудничество с другими общественными объединениями, участие в союзах, ассоциациях и иных объединениях, в том числе международных;

- представление законных интересов членов Землячества в органах государственной власти и местного самоуправления, общественных объединениях;

- осуществление предпринимательской деятельности в целях привлечения средств для выполнения уставных задач,

Библиографический список

в т.ч. посредством создания хозяйственных обществ с правами юридического лица;

-осуществление иных полномочий и видов деятельности, направленных на выполнение уставных целей, не запрещённых действующим Законодательством РФ и не противоречащих настоящему Уставу.

Одним из инновационных мероприятий Землячества Республики Алтай явилось проведение ежегодного регионального конкурса красоты «Принцесса Алтая». Цель конкурса - сохранение, возрождение и развитие национальных культурно-исторических и духовных ценностей и обеспечение преемственности традиций национальной культуры народов.

Задачи:

- содействие развитию и пропаганде деятельности, способствующей гармоничному развитию личности, духовному и физическому совершенствованию людей, утверждению здорового образа жизни, приобщение к активной творческой деятельности;

- содействие повышению и развитию культурного уровня, укреплению дружеских отношений между землячествами студентов в различных городах России, формированию толерантного сознания;

- выявление девушек, способных достойно представлять Республику Алтай на престижных российских и международных конкурсах красоты;

- развивать деловые связи с международными и национальными организациями в сфере культуры, проводить благотворительные акции.

Конкурс проводится, как мероприятие высокого художественного уровня и направлен на укрепление связей между землячествами студентов и пропаганду этнических традиций Алтая.

Исходя из выше сказанного, отметим, что Землячество является инновационным институтом сохранения и формирования этнической идентичности лиц, находящихся в иноэтничес-кой среде. Распространенность данного института обусловлена историческими особенностями полиэтничности России, необходимостью предотвращения межэтнических конфликтов и расширением сфер межэтнических контактов.

На данный момент институт Землячества способствует сохранению этнической идентичности лиц, проживающих вдали от малой родины. На территории России функционируют землячества практически всех этносов, так география землячеств Республики Алтай начинается с г. Барнаула и охватывает территорию всего нашего государства.

Исходя из выше сказанного, отметим, что в Республике Алтай этническая идентичность личности представляет собой результат целенаправленного действия традиционных и инновационных институтов этнической идентификации. Формирование последних обусловлено событиями этнического возрождения коренных этносов республики и разделение титульного этноса алтайцев на северных и южных алтайцев. Вместе с тем, можно предположить о влиянии данных институтов не только на уровне данного региона.

1. Российская Федерация. Законы. О средствах массовой информации от 27.12.1991 № 2124-1 // Российская газета. - № 32. - 08.02.1992.

2. Пивоев, В.М. Этнос и нация: проблемы идентификации. - Петрозаводск, 2006.

3. Молокоедов, В. Сеть Internet как институт правовой социализации [Э/р]. - Р/д: URL: http://www.russianlaw.net/law/variuos/misc/a79/

4. Тадина, Н.А. О феномене возрождения института зайсанства у алтайцев // Сибирь и Центральная Азия: проблемы этнографии, истории и международных отношений. - Барнаул, 2007.

5. Большой толковый русский словарь / под ред. С.А. Кузнецова. - СПб., 2000.

Bibliography

1. Rossiyjskaya Federaciya. Zakonih. O sredstvakh massovoyj informacii ot 27.12.1991 № 2124-1 // Rossiyjskaya gazeta. - № 32. - 08.02.1992.

2. Pivoev, V.M. Ehtnos i naciya: problemih identifikacii. - Petrozavodsk, 2006.

3. Molokoedov, V. Setj Internet kak institut pravovoyj socializacii [Eh/r]. - R/d: URL: http://www.russianlaw.net/law/variuos/misc/a79/

4. Tadina, N.A. O fenomene vozrozhdeniya instituta zayjsanstva u altayjcev // Sibirj i Centraljnaya Aziya: problemih ehtnografii, istorii i mezhdunarodnihkh otnosheniyj. - Barnaul, 2007.

5. Boljshoyj tolkovihyj russkiyj slovarj / pod red. S.A. Kuznecova. - SPb., 2000.

Статья поступила в редакцию 15.05.12

УДК 614.253:572

Zhdanov M.A. PHILOSOPHICAL AND CULTUROLOGICAL PROBLEMS OF PROVIDING OF MEDICAL CARE.

This article provides a philosophical and cultural analysis of medical care in modern Russian society. There is a historical comparison of the major methodological approaches to the medical treatment of patients. The author also focuses on the affection of technological change on the relationship between doctors with their patients.

Key words: philosophy, science, medicine, culture, scientific and technical progress, trust, honesty, doctoring, palpation, perkussiya, auskultatsiya, doctor, patient, patient, diagnostics, individualization, komplayentnost, psychosomatic, hermeneutics.

М.А. Жданов, аспирант каф. философии ГБОУ ВПО «Алтайский гос. технический университет

им. И.И. Ползунова», г. Барнаул. E-mail: m.zhdanov@live.ru

ФИЛОСОФСКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

В настоящей статье дается философско-культурологический анализ оказания медицинской помощи в современном российском обществе. Проводится историческое сравнение основных методологических подходов к лечению больных. Также автор акцентирует внимание на том, как научно-технический прогресс отражается на взаимоотношениях врача со своими пациентами.

Ключевые слова: философия, наука, медицина, культура, научно-технический прогресс, доверие, честность, врачевание, пальпация, перкуссия, аускультация, врач, пациент, больной, диагностика, индивидуализация, комплаентность, психосоматика, герменевтика.

Сегодня, несмотря на все достижения в науке и технике, мы становимся свидетелями системного кризиса в медицине. Практически в ежедневном режиме совершаются потрясающие научные открытия, многие неизлечимые и смертельные в прошлом заболевания теперь поддаются лечению и продлевают жизнь людям. Одновременно на этом фоне мы видим крайне высокий индекс недовольства пациентов врачами. Также следует отметить, что и медицинская корпорация признает действующий кризис своей профессии, который в последнее время становится все глубже. Современная медицина утрачивает чувство такта во взаимоотношениях с пациентами. Различные выступления и обращения президента Национальной медицинской палаты проф. Леонида Михайловича Рошаля, по этому поводу, служат тому подтверждением.

Главное, что хочется отметить в этом аспекте - это то, что сегодня в медицине рвется связь между врачом и пациентом, а также происходит утрата доверия и честности. Еще отец медицины - Гиппократ писал: «Если существует любовь к человеку, то есть и любовь к искусству Некоторые пациенты, знающие об опасности своего заболевания, могут восстановить здоровье только благодаря тому что будут довольны своим врачом» [1, с. 10].

Как это ни парадоксально, одной из главных причин утраты доверия является научно-технический прогресс. Врачи, используя современную аппаратуру, пытаются свести к минимуму общение с пациентом, что служит причиной многих ошибок. Как отмечал американский кардиолог Самуэль Левайн «упование на так называемое обследование с использованием современной медицинской «тяжелой артилерии», т.е. рентгено- или кардиоф-люроскопии, электро- и фонокардиографии, анализов крови и мочи свидетельствует лишь об отсутствии врачебного опыта» [1, с. 14]. Основа всего врачевания - искусство слушать сегодня умирает у нас на глазах и медицина все больше доверяет данным приборов, которые зачастую не в состоянии разгадать тайны человеческого организма.

В книге «Самая молодая наука» Льюис Томас мудро отмечает, что прикосновение есть самый древний и самый эффективный инструмент врача [1, с. 29]. Высокую значимость физи-кальных методов исследования также признавали великий философ, врач Ибн Сина Абу Али Хусейн Абдаллах, известный под именем Авиценна [2, с. 63], один из основоположников отечественной клинической медицины Сергей Петрович Боткин [3, с. 15] и другие знаменитые медики.

Историк медицины второй половины XIX века Ш. Даренберг писал: «...Как только с помощью уха или пальца стало возможным установить у живого существа то, что обнаруживает только вскрытие трупа, описание болезни и, следовательно, терапия вступают на совершенно новый путь» [4]. Сегодня же древнейшие методы диагностики пальпация (ощупывание), перкуссия (выстукивание) и аускультация (выслушивание) используются все реже, а физический осмотр становится более поверхностным, если не сказать формальным. Значимость данных методов в современной клинической практике ошибочно девальвировалась. Процесс отторжения между врачом и пациентом начался когда французский врач Рене Лаэннек предложил использовать для прослушивания свернутый в трубку лист картона, который позже превратился в стетоскоп. Стоит признать, что данное средство инструментальной диагностики сделало последнюю эффективнее и способствовало развитию медицины в целом. Но речь в данном случае идет о том, что физикальные методы исследования выполняют как бы двойную функцию.

С одной стороны, они позволяют выявлять признаки различных заболеваний, с другой же стороны они служат средством установления тесных доверительных отношений между врачом и больным. Конечно, было бы глупо выступать за то, чтобы прижиматься ухом к телу пациента с целью прослушать его сердце и легкие. Однако необходимо четко понимать, что, заменяя аускультацию стетоскопом или стенофонендоскопом, мы пренебрегаем второй функцией - установлением доверительных отношений с пациентом. Более того, невнимательное отношение врача к пациенту способно заставить последнего отказать в доверии всей системе здравоохранения.

Еще одна проблема заключается в том, что современная медицина в большей степени понимается не как искусство сохранения здоровья, а как ремесло лечения. Древнеримский философ, медик Клавдий Гален давал интересное определение медицине. «Врачевство есть хитрость (искусство), мера здравствующим и исцелительство болящим» [5, с. 28]. В своем фундаментальном труде «Канон врачебной науки» Ибн-Сина отмечает, что «искусство сохранения здоровья не является искусством, предотвращающим смерть, или избавляющим тело от внешних бедствий, или предоставляющим каждому телу очень долгую жизнь, что свойственно желать человеку. <...> искусство сохранения здоровья является как бы средством доведения каждого человеческого тела путем сохранения необходимых для него благоприятных условий до того возраста, когда наступает смерть, называемая естественной смертью» [6, с. 128-129]. В действительности, когда забота о пациенте подменяется лишь научным интересом к болезни, медицина не заслуживает права называться искусством.

Другая проблема заключается в том, что крупные медицинские центры борются за врачей, которые смогли бы возвысить их научную репутацию, являясь авторами различных патентов, монографий, публикаций и т.д. Но для того, чтобы написать пусть и небольшую статью, необходимо провести научное исследование и накопить необходимый материал. И тут врачи просто не могут обойтись без пациентов, на которых они проводят различные испытания и эксперименты. Но как только присваивается научная степень, разработанная методика часто благополучно забывается. А ведь на этапе таких исследований пациенты зачастую подвергаются серьезным рискам. И все это - плата за мнимый интерес к научным знаниям. Пациенты становятся слугами науки, а не наоборот, как должно быть. Великий гуманист Сергей Петрович Боткин писал: «Нельзя себе позволить экспериментировать без громадной осторожности на живом человеке; вы должны помнить, что медицина наша далеко еще не стоит на почве точной науки, и всегда иметь в виду тот спасательный страх, чтобы не повредить больному, не ухудшить чем-либо его состояние» [7, с. 35]. Еще в 30-е годы XX века знаменитый ученый Алексей Матисон в письме главному врачу больницы имени С.П. Боткина Федору Гетье писал: «Меня поражает Ваша чуткость к горю людскому. Вы видите не клинический материал, а живые души. И каждый больной для Вас становится родным и близким». Слепая погоня за научными достижениями, препятствует врачу разглядеть в своих пациентах живые души. И эти обстоятельства прямо противоречат основополагающему принципу, заложенному основоположниками врачебного искусства: а именно - индивидуальный и гуманный подход к оказанию медицинской помощи.

«Нужно лечить не болезнь, а больного» - данный принцип был положен в основу медицины Гиппократом. Далее многие

ученые мыслители, а также медики практики придерживались данной идеи и развивали ее в своих работах. К ним можно отнести: Клавдия Галена, Цельса, Абу-Али Ибн-Сину, а также основателей отечественной школы клинической медицины - Матвея Яковлевича Мудрова, Григория Антоновича Захарьина, Сергея Петровича Боткина, Александра Леонидовича Мясникова и др.

Александр Леонидович Мясников писал: «индивидуализация лечения всегда служила основой русской терапевтической школы» [8, с. 16].

С.П. Боткин учил своих слушателей: «.Собравши сумму анатомических, физиологических и патологических фактов данного субъекта, группируя эти факты на основании ваших теоретических знаний, вы делаете заключение, представляющее уже не диагностику болезни, а диагностику больного; ибо собирая факты представляющиеся в исследуемом субъекте, путем естествоиспытателя, вы получаете не только патологические явления того или иного органа, на основании которых дадите название болезни, но вместе с этим вы увидите состояние всех остальных органов, находящихся в большей или меньшей связи с заболевшим и видоизменяющихся у каждого субъекта. Вот эта-то индивидуализация каждого случая, основанная на осязательных научных данных, и составляет задачу клинической медицины и вместе с тем самое твердое основание лечения, направленное не против болезни, а против страдания больного» [9, с. 25]. Из этого следует, что болезнь, охватывая локально тот или иной участок тела, оказывает влияние на человеческий организм в целом. Это подчеркивал и Абу-Али Ибн Сина, считая, что любое заболевание есть поражение всего организма. В своих работах он акцентировал свое внимание на необходимости строгой индивидуализации каждого случая заболевания и изучения больного организма в целом с учетом условий жизни и быта [2, с. 63]. Подробное ознакомление врача со всей жизнью исследуемого пациента, от раннего детства до последней болезни, способно серьезным образом минимизировать риски врачебной ошибки, тем самым повысив вероятность проведения адекватной терапии.

Изучение условий социального быта, а также факторов психологического воздействия на пациента представляется важнейшим компонентов в комплексе оказания медицинской помощи. Еще Сократ говорил: «Нет телесной болезни отдельно от души». Этого не отрицал и Матвей Яковлевич Мудров: «Зная взаимное друг на друга действие души и тела, долгом почитаю заметить, что есть и душевные лекарства, которые врачуют тело и почер-пываются из науки мудрости, чаще из психологии» [10]. Область междисциплинарных исследований (философии, физиологии, психологии, медицины и других наук), направленных на изучение души и тела называют психосоматика [11, с. 84].

Термин «психосоматическая медицина» впервые был использован немецким психиатром И. Гейнротом в 1818 году. Причины туберкулеза, эпилепсии и рака он рассматривал как производную от различных переживаний: чувства злобы, стыда и т.д. [11, с. 84]. В последнее время на патогенез многих хронических заболеваний все большее воздействие оказывает именно психический и психологический факторы. Психологический стресс играет важную роль в развитии таких заболеваний как гипертоническая болезнь, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, бронхиальная астма, сахарный диабет, тиреотоксикоз, неспецифический язвенный колит, ревматоидный артрит, нейродермит и др. Как это не парадоксально, некоторые пациенты получают удовольствие от собственной болезни. Причиной этому может служить свежий всплеск эмоций охладевшего супруга, забота родных и близких людей, перерыв в надоевшей работе и прочие обстоятельства.

Таким образом, перечисленные аспекты должны заслуживать пристального внимания в персонифицированной медицине. Врач, призванный исцелять, не должен ограничивать свое внимание только лишь жалобами пациента. Ему необходимо составлять всестороннюю картину жизни больного со всеми его стрессовыми факторами.

Сегодня методология снова трансформируется. Выразить ее можно следующим образом - лечить нужно болезнь с учетом больного. Это означает, что в условиях дробления медицинских знаний и появления новых заболеваний, врачи часто не имеют четкого алгоритма лечения, отвечающего современным возможностям в силу отсутствия необходимого для этого опыта ведения тех или иных больных. Для этого ведущие институты и медицинские центры мира, которые занимаются этими проблемами, собирают материалы, обмениваются опытом и в результате полученных знаний издают рекомендации по диагностике или тактике ведения различных категорий больных. Опираясь на международный опыт, часто составляются национальные реко-

мендации с учетом особенностей системы здравоохранения, которая действует в конкретном государстве. Данные рекомендации носят рекомендательный характер, оставляя возможность врачу использовать индивидуальный подход к лечению своих пациентов в зависимости от анамнеза и наличия сопутствующих заболеваний у последнего. Такой методологический подход призван систематизировать и оптимизировать различные методики лечения и в большей степени защитить врача от ошибок, которые часто носят ятрогенный характер. Заметим, что данный принцип включает в себя компоненты персонифицированной медицины, о которой мы упоминали выше.

Говоря об индивидуальном подходе в медицине, не следует также забывать о роли самого пациента в процессе лечения, который во взаимоотношениях с врачом выступает одновременно как объектом (оказания медицинской помощи), так и субъектом (источником получения информации). От характера этого взаимодействия зависит характер и результат проводимого лечения.

Напомним, что искусство слушать - является основой врачевания. Но врач помимо этого должен владеть еще одним искусством, без которого первое теряет всякий смысл - искусством понимания. Умение врача слушать и понимать является центральным в его профессии. Поэтому, медицине необходимо привлечь методы и использовать результаты философской герменевтики. Герменевтика, в частности, включает в себя методы постижение индивидуальности говорящего через сказанное им.

Задача врача - понять сущность и причины недуга пациента, слушая его внимательным образом. Сделать это можно, рассмотрев отдельные части его повествования и собрав их затем в целое. Врач, беседуя с пациентами, желая понять смысл отдельных фраз, всегда опирается на определенную гипотезу относительно смысла суждений пациента, и эта гипотеза представляет собой условие первоначального понимания. Иными словами, врач строит предварительную картину состояния больного, опираясь на его основные жалобы, анамнез и выявленные симптомы и синдромы того или иного заболевания. Далее, в ходе общения, врач корректирует свое предварительное понимание, создавая тем самым более ясный образ целого. И так продолжается на протяжении всего диалога.

Рассматривая данные отношения, следует отметить, что врачи очень часто допуская грубейшие ошибки в межличностных отношениях, детерминируют тем самым психосоматические расстройства. Под этими ошибками понимается как оставление больного в неведении, относительно диагноза и прогноза заболевания, порождая у последнего чувство страха, так и, что еще более негуманно, - сознательное запугивание пациента, якобы, с целью повышения уровня комплаентности.

Элементарная психология учит, что страх не может мотивировать конструктивное поведение. Вместо того, чтобы мобилизовать внутренние ресурсы человека, данная врачебная тактика лишает больного всяких надежд и положительных эмоций. Последние, кстати, могут выполнять еще и терапевтическую функцию.

Весьма интересный клинический случай из собственного опыта приводит в своей книге лауреат Нойбелевской премии известнейший американский кардиолог - Бернард Лаун. Увидев одного пациента клиники в удрученном состоянии, он решил поинтересоваться:

«- Мистер Джексон, почему вы так подавлены? - спросил он.

- Любой на моем месте был бы подавлен, услышав то, что я услышал сегодня утром, - ответил больной.

- Что же вы услышали?

- Интерн сказал мне, что я перенес сердечный приступ, младший ассистент говорил об инфаркте миокарда, старший врач назвал это тромбозом коронарных сосудов, а лечащий врач определил, что я перенес острый приступ ишемии. Господи, неужели человек с таким больным сердцем, как у меня, имеет шансы выжить? Но хуже всего другое: когда я спросил медсестру, что же со мной, она ответила, что мне лучше этого не знать,

- заключил он» [1, с. 62-63].

Ошибка медицинских работников заключалась в том, что они совсем забыли о том, что пациенты, не имеющие медицинского образования, в абсолютном большинстве не знают, что все вышеперечисленное есть признаки одного и того же атеросклеротического заболевания.

Хочется обратить внимание на то, что критике в данном случае подвергается то неведение, которое индуцирует у больного чувство страха. А не сам принцип. Наоборот, сообщение человеку, особенно тяжело больному, о неизлечимом заболевании может резко ухудшить его состояние. Дело в том, что неблагоприятный прогноз в большинстве случаев подавляет пациен-

тов, редко, когда им удается мобилизовать свои силы, узнав правду о своем здоровье. Классический принцип медицинской этики, идущий от Гиппократа гласит: «Окружи больного любовью и разумным утешением, но главное, оставь его в неведении о том, что ему предстоит, и особенно, что угрожает» [12, с. 218]. Подобная мысль была высказана уже упомянутым Григорием Антоновичем Захарьиным: «Открыть же больному все опасения, которые возникают во враче, - всегда ошибка со стороны последнего, а иногда и прямо преступление.» [12, с. 218].

Но для того, чтобы пациенты как можно реже подвергались ятрогенным действиям со стороны медицинских работников, последняя категория должна постоянно учиться и совершенствоваться, причем процесс должен идти перманентно. Как писал

Библиографический список

Матвей Яковлевич Мудров: «Во врачебном искусстве нет врачей, окончивших свою науку» [13, с. 2]. И нужно предельно четко понимать, что главными учителями врачей должны выступать их пациенты.

Проведенный анализ философско-культурологических и психологических аспектов оказания медицинской помощи, дает основания заключить то, что врач, впрочем, как и все медицинские работники должны обладать целым комплексом теоретических и практических знаний и только персонифицированный подход к оказанию медицинской помощи способен вернуть профессии ее былой авторитет. И, конечно, медицина, как важнейшая сфера культуры, должна стать предметом комплексного философско-культурологического анализа.

1. Лаун, Б. Утерянное искусство врачевания. - М.,1998.

2. Кадыров, А.А. Великий среднеазиацкий ученый-медик Абу Али Ибн Сина / А.А. Кадыров, У.Т. Саипов. - Ташкент,1980.

3. Молчанов, Н.С. Великий русский ученый С.П. Боткин. - Л., 1955.

4. Стаф, И. Медицина между взглядом и дискурсом: диагноз Мишеля Фуко // Библиотека Гумер [Э/р]. - Р/д: http://www.gumer.info/ bibliotek_Buks/Culture/Article/staf_med.php

5. Гален, К. О назначении частей человеческого тела. - М., 1971.

6. Ибн Сина Абу Али. Канон врачебной науки. Избранные разделы / У.И. Каримов, Э.У. Хршут. - М.; Ташкент, 1994. - Ч. 1.

7. Лушников, А.Г. С.П. Боткин. - М., 1969.

8. Мясников, А.Л. Сергей Петрович Боткин // С.П. Боткин. Курс клиники внутренних болезней. - М., 1950. - Т. 1.

9. Губергриц, А.Я. С.П. Боткин - основоположник отечественной клинической медицины. - М., 1957.

10. Клепиков, Н. Психология и здоровье. Душевные лекарства // Научно-техническая библиотека SciTecLibrary [Э/р]. - Р/д: http://

www.sciteclibrary.ru/rus/catalog/pages/3054.html

11. Лычев, В.Г. Психосоматический подход в медицине / В.Г. Лычев, И.Е. Бабушкин // Актуальные проблемы современной клинической медицины. - Барнаул, 2008.

12. Общественное здоровье и здравоохранение: учеб. для студентов / под ред. В.А. Миняева, Н.И. Вишнякова. - М., 2009.

13. Мудров, М.Я. Слово о способе учить и учиться медицине практической или деятельному врачебному искусству при постелях больных. - М., 2008.

Bibliography

1. Laun, B. Uteryannoe iskusstvo vrachevaniya. - M.,1998.

2. Kadihrov, A.A. Velikiyj sredneaziackiyj uchenihyj-medik Abu Ali Ibn Sina / A.A. Kadihrov, U.T. Saipov. - Tashkent,1980.

3. Molchanov, N.S. Velikiyj russkiyj uchenihyj S.P. Botkin. - L., 1955.

4. Staf, I. Medicina mezhdu vzglyadom i diskursom: diagnoz Mishelya Fuko // Biblioteka Gumer [Eh/r]. - R/d: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/

Culture/Article/staf_med.php

5. Galen, K. O naznachenii chasteyj chelovecheskogo tela. - M., 1971.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Ibn Sina Abu Ali. Kanon vrachebnoyj nauki. Izbrannihe razdelih / U.I. Karimov, Eh.U. Khrshut. - M.; Tashkent, 1994. - Ch. 1.

7. Lushnikov, A.G. S.P. Botkin. - M., 1969.

8. Myasnikov, A.L. Sergeyj Petrovich Botkin // S.P. Botkin. Kurs kliniki vnutrennikh bolezneyj. - M., 1950. - T. 1.

9. Gubergric, A.Ya. S.P. Botkin - osnovopolozhnik otechestvennoyj klinicheskoyj medicinih. - M., 1957.

10. Klepikov, N. Psikhologiya i zdorovje. Dushevnihe lekarstva // Nauchno-tekhnicheskaya biblioteka SciTecLibrary [Eh/r]. - R/d: http://

www.sciteclibrary.ru/rus/catalog/pages/3054.html

11. Lihchev, V.G. Psikhosomaticheskiyj podkhod v medicine / V.G. Lihchev, I.E. Babushkin // Aktualjnihe pro-blemih sovremennoyj klinicheskoyj medicinih. - Barnaul, 2008.

12. Obthestvennoe zdorovje i zdravookhranenie: ucheb. dlya studentov / pod red. V.A. Minyaeva, N.I. Vishnyakova. - M., 2009.

13. Mudrov, M.Ya. Slovo o sposobe uchitj i uchitjsya medicine prakticheskoyj ili deyateljnomu vrachebnomu iskusstvu pri postelyakh boljnihkh. -M., 2008.

Статья поступила в редакцию 15.05.12

УДК 130.1, 17.021.1

Zemlyanaya E.A. CONCEPTION OF GUNAS AS AN ONTOLOGICAL BASIS OF ETHICAL THEORY OF THE “BHAGAVADGITA”. In the article the fundamentals of the theory of gunas are represented, the detailed description of three gunas namely sattva, rajas and tamas is given with the interpretations of this theory by European and Indian philosophers; the ethical significance of the gunas' theory in its connection with the concepts of virtual behavior and highest good is elaborated.

Key words: guna, sattva, rajas, tamas, soul, ethical significance, highest good, virtuous behavior, ideal of yogin.

Е.А. Земляная, соискатель каф. этики философского факультета Санкт-Петербургского гос.

университета, г. Санкт-Петербург, E-mail: zem-alena@yandex.ru

КОНЦЕПЦИЯ ТРЕХ ГУН КАК ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ БАЗИС ЭТИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ «БХАГАВАДГИТЫ»

В статье представлены основоположения теории трех гун, дается детальное описание гун: саттвы, раджаса и тамаса, приводятся интерпретации данной теории как европейскими, так и индийскими мыслителями, приводится значение теории гун с точки зрения этики и в связи с рассмотрением теории правильного действия и достижения высшего блага.

Ключевые слова: гуна, саттва, раджас, тамас, душа, этическое значение, высшее благо, добродетельное поведение, идеал йогина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.