Научная статья на тему 'Философско-культурологические предпосылки современной китайской неореалистической масляной живописи'

Философско-культурологические предпосылки современной китайской неореалистической масляной живописи Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
22
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
философско-культурологические предпосылки неореализма / китайский неореализм / неокантианство в искусстве / гуманизм / человеческая субъективность / philosophical and cultural preconditions of neorealism / Chinese neorealism / neo-Kantianism in art / humanism / human subjectivity

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Чжао Шуай

Философские основы современного искусства неразрывно связаны с развитием куль-туры и особенностями творческого процесса того или иного художника. Китайская неореалистическая жи-вопись является репрезентативным отражением философии эпохи «нового периода» в национальной куль-туре, которая сконцентрировала внимание общества на значительных изменениях в изобразительном ис-кусстве Поднебесной в пореформенный период. Доказано, что философско-культурологическими предпо-сылками художественной концепции неореалистического искусства явились теории неокантианства. Фило-софские идеи новой реальности человеческого бытия, иного качества социальных отношений актуализиро-вали идеи гуманистических идеалов профессиональной деятельности современного художника, ценности национальной идентичности. Концепция неореалистичной живописи Китая является выражением мировой и традиционной национальной философии в искусстве, благодаря чему приобретает ряд специфичных черт, одной из значимых среди которых является допущение субъективизма в трактовке реальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Artistic Concept and Characteristics of Chinese Contemporary Neo-Realism Oil Painting

The philosophical foundations of modern art are inextricably linked to the development of culture and the peculiarities of a particular artist's creative process. Chinese neorealist painting is a representative reflection of the philosophy of the “new period” epoch in the national culture, which focused the society's attention on the significant changes in the fine arts of the Celestial Empire in the post-reform period. It is proved that the philosophical and cultural preconditions of the artistic concept of neo-realist art were the theories of neo-Kantianism. Philosophical ideas of a new reality of human existence, a different quality of social relations actualized the ideas of humanistic ideals of pro-fessional activity of the modern artist, the value of national identity. The concept of neorealist painting in China is an expression of world and traditional national philosophy in art, due to which it acquires a number of specific features, one of the most important among which is the assumption of subjectivism in the interpretation of reality.

Текст научной работы на тему «Философско-культурологические предпосылки современной китайской неореалистической масляной живописи»

Научная статья

УДК 130.2:75.023.21(510)

htlps://doi.org/10.24158/fik.2023.11.24

Философско-культурологические предпосылки современной китайской неореалистической масляной живописи

Чжао Шуай12

1Забайкальский государственный университет, Чита, Россия, 47083949@qq.com, https://orcid.org/0009-0000-3448-7089 2Цицикарский университет, Хэйлунцзян, Цицикар, Цзяньхуа, Китай,

Аннотация. Философские основы современного искусства неразрывно связаны с развитием культуры и особенностями творческого процесса того или иного художника. Китайская неореалистическая живопись является репрезентативным отражением философии эпохи «нового периода» в национальной культуре, которая сконцентрировала внимание общества на значительных изменениях в изобразительном искусстве Поднебесной в пореформенный период. Доказано, что философско-культурологическими предпосылками художественной концепции неореалистического искусства явились теории неокантианства. Философские идеи новой реальности человеческого бытия, иного качества социальных отношений актуализировали идеи гуманистических идеалов профессиональной деятельности современного художника, ценности национальной идентичности. Концепция неореалистичной живописи Китая является выражением мировой и традиционной национальной философии в искусстве, благодаря чему приобретает ряд специфичных черт, одной из значимых среди которых является допущение субъективизма в трактовке реальности.

Ключевые слова: философско-культурологические предпосылки неореализма, китайский неореализм, неокантианство в искусстве, гуманизм, человеческая субъективность

Финансирование: инициативная работа.

Для цитирования: Чжао Шуай. Философско-культурологические предпосылки современной китайской неореалистической масляной живописи // Общество: философия, история, культура. 2023. № 11. С. 165-171. https://doi.org/10.24158/fik.2023.11.24.

Original article

On the Artistic Concept and Characteristics of Chinese Contemporary Neo-Realism Oil Painting

Zhao Shuai12

1Zabaikalsky State University, Chita, Russia, 47083949@qq.com, https://orcid.org/0009-0000-3448-7089 2Qiqihar University, Heilongjiang, Qiqihar, Jianhua, China

Abstract. The philosophical foundations of modern art are inextricably linked to the development of culture and the peculiarities of a particular artist's creative process. Chinese neorealist painting is a representative reflection of the philosophy of the "new period" epoch in the national culture, which focused the society's attention on the significant changes in the fine arts of the Celestial Empire in the post-reform period. It is proved that the philosophical and cultural preconditions of the artistic concept of neo-realist art were the theories of neo-Kantianism. Philosophical ideas of a new reality of human existence, a different quality of social relations actualized the ideas of humanistic ideals of professional activity of the modern artist, the value of national identity. The concept of neorealist painting in China is an expression of world and traditional national philosophy in art, due to which it acquires a number of specific features, one of the most important among which is the assumption of subjectivism in the interpretation of reality.

Keywords: philosophical and cultural preconditions of neorealism, Chinese neorealism, neo-Kantianism in art, humanism, human subjectivity

Funding: Independent work.

For citation: Zhao Shuai (2023) On the Artistic Concept and Characteristics of Chinese Contemporary Neo-Realism Oil Painting. Society: Philosophy, History, Culture. (11), 165-171. Available from: doi:10.24158/fik.2023.11.24 (In Russian).

Введение. Китайское неореалистическое искусство является знаковым художественным явлением в творческой среде Поднебесной, оно не вышло за рамки реалистического искусства, но сформировало новое понимание философии культуры и общества. Развитие и изменения

© Чжао Шуай, 2023

Общество: философия, история, культура. 2023. № 11. C. 165-171 Society: Philosophy, History, Culture. 2023. No. 11. P. 165-171

обозначенного художественного направления тесно связаны с философской рефлексией социального развития общества и личности на фоне глобальных экономических успехов Китая. Произведения, созданные в русле неореалистичной концепции, имеют высокую художественную и культурную ценность для изучения развития современного искусства Поднебесной. Основываясь на актуальных проблемах социального развития, они являются выражением художественной реальности, репрезентируемым через призму социальных противоречий. Повседневные, не всегда идеологически окрашенные отношения между людьми и обществом органично стали визуальным объектом отражения современной китайской культуры.

Постановка проблемы. Китайское неореалистическое искусство имеет не более чем 40-летнюю историю развития (Си Шунвэй, 2009). Его появление связано не столько с развитием технологий масляной живописи, сколько с философско-культурологической рецепцией социальной политики государства, экономическим развитием страны, интеграцией национального искусства в современное мировое.

Программными произведениями нового направления живописи стали картины художников Синь Дунвана и Сюй Вэйсиня, впервые представленные общественности на выставке масляной живописи «Китайский новый реализм», прошедшей в Пекине в 2005 г. Произведения фокусируют внимание посетителей на социально острых проблемах Китая, обусловленных стремительной урбанизацией и в первую очередь сказывающихся на так называемых «уязвимых группах» населения - рабочих городов, маргинализованных элементах общества и т. д. Программная идея мероприятия - рефлексия проблемы соотношения общества, культуры и людей.

Выставка получила серьезную художественно-критическую оценку. И это тем более удивительно, что в ней участвовало всего 6 художников - Сунь Вэйминь, Сунь Сянъян, Чжэн Исинь, Дун Ван, Сюй Вэйсинь, Ван Хунцзянь. Значение мероприятия состоит в том, что именно она дала старт формированию художественного направления, названного позднее критиками «новым реализмом» (Лю На, 2015). Художники обращают внимание на способы существования людей в современных условиях, их интересует, как рядовые китайцы зарабатывают на жизнь. Обнаруживая тяжелые жизненные условия, они испытывают сострадание к объектам своего изображения. Творческие идеи всех шестерых творцов схожи типологически, в своей основе они имеют философские основы художественного мышления, но социальные проблемы, избранные авторами для отражения в своем творчестве, различны. Так, Сунь Вэйминь в картинах создал социальный и культурный портрет нового китайского крестьянства, воссоздав на полотнах условия жизни этой группы населения. Сунь Сянъян обратил внимание на трудности быта нетитульных народов, на своих картинах он представлял народные обычаи жителей северо-запада Китая. Художники Чжэн И, Синь Дунван, Сюй Вэйсинь и Ван Хунцзянь сосредоточились на изображении «уязвимых групп» населения и репрезентации в произведениях концепции соотношения общества и составляющих его людей (Чжэн Пэйсинь, 2018).

Анализируя художественную парадигму и выявляя характеристики китайского неореалистического искусства, следует отметить, что новые тенденции развития современной масляной живописи определены художественной репрезентацией острых социальных проблем.

В данной статье мы ставили своей целью анализ влияния теории социального взаимодействия на художественное творчество представителей китайского неореализма. Предполагалось также установить значимость философских предпосылок (идей, концепций и теорий) для содержательного своеобразия образцов масляной живописи указанного направления на примере конкретных картин.

Теоретическая основа исследования. Изучение искусства китайского неореализма проводилось нами в рамках концепции, выстроенной известным исследователем национальной эстетики Яном Чуньши1. Кроме того, в статье использованы результаты культурологической дискуссии Чжу Гуанцяня2 и основные положения теории марксистской эстетики с китайской спецификой. Художественное искусство Китая развивалось в условиях постоянной адаптации к местным условиям и идеологической основе социального устройства, что обусловило приобретение

1 Ян Чунши - известный современный китайский художник-эстетик и представитель постпрактической эстетики. В настоящее время он является профессором и научным руководителем докторантуры китайского факультета Сямыньского университета, а также вице-президентом Китайского общества эстетики. Получил звание «эксперты молодого и среднего возраста с выдающимся вкладом в развитие страны». Основные работы: «Художественные символы и интерпретация», «Искусство и культура», «Эстетика», «На пути к постпрактической эстетике» и т.д.

2 Чжу Гуанцянь - известный современный и современный эстетик, теоретик литературы и искусства, педагог, переводчик, основатель современной китайской эстетики. Он был профессором первого класса Пекинского университета, членом Академии общественных наук Китая, членом Объединенного комитета китайских литературных и художественных кругов и постоянным директором Китайского общества иностранной литературы. Основные работы: «Избранные произведения Чжу Гуанцяня», «Трагическая психология», «Красота без слов», «Разговор о красоте» и т. д.

им специфичных национальных черт. У каждой из названных эстетических концепций есть свои сильные и слабые стороны. Однако все они оказали свое влияние на развитие искусства китайского неореализма в живописи.

Философия культуры и неокантианская парадигма существенно повлияли на теоретический каркас настоящего исследования.

Весьма продуктивным оказалось также приложение содержания семиотической теории к анализу смысловых приоритетов неореалистической живописи Поднебесной.

Методология и методы исследования. Традиционно мы определяем методологию исследования в соответствии со сформулированными целью и задачами. В целом в работе использован комплексный подход к анализу проблемы исследования, предполагающий задействование следующих методов: контент-анализа, описания, содержательного анализа художественных произведений, локализированного исследования образцов китайского неореалистического искусства, выявляющего художественную задумку автора и особенности философско-культурологи-ческой рецепции социальных проблем. Индуктивный метод позволил установить, что группа китайских художников-неореалистов имеет схожие черты в творческой самореализации; аналитический - обеспечил анализ специфики отражения в их произведениях отношений между искусством и обществом (конкретный, микроскопический мир), что позволило охарактеризовать тематический фокус художника.

Творчество конкретных представителей изобразительного искусства является отражением уровня их эстетического развития и конкретного мейнстрима в искусстве современности. Художник использует в творчестве личный опыт, собственное мировоззрение, чтобы выразить свое понимание реального мира посредством произведений искусства. В какой-то мере это похоже на работу переводчика: путем многолетних полевых исследований и соучастного наблюдения живописец проникает вглубь коллективного сознания общества и конвертирует его ментальные, культурные и социальные проявления в форму художественных произведений. Представители изобразительного искусства, находящиеся под влиянием китайского неореализма, сосредотачиваются в своем творчестве на передаче в живописи гуманистических идеалов и обращают внимание людей на реальность духовного мира, поэтому результаты их труда, воплощенные в картинах, чаще вызывают эмоциональные реакции у зрителей.

Научная новизна исследования. В работе впервые осуществлен анализ эволюции фи-лософско-культурологических предпосылок формирования и развития искусства китайского неореализма, получено подтверждение валидности концепции «культурного времени», предложенной Гао Минглу (2021), в этом контексте.

Автором разработана художественно-тематическая концепция китайского неореализма на основе выявления основных характеристик данного направления в изобразительном искусстве, изучения теоретических подходов к трактовке эстетических национальных традиций, анализа концепций, декларирующих атрибуции неореалистического искусства в современной китайской культуре как системного направления в искусстве.

Результаты исследования и их обсуждение. Появление и развитие китайского неореалистического искусства - это отражение изменения философского мышления и художественного понимания действительности членами социума, которое сначала вызвало революцию в литературе, а потом - в изобразительном творчестве.

Становление китайского неореалистического искусства происходило на фоне конкретных социокультурных условий, определивших проблематику каждого этапа развития новых форм живописи. Опираясь на современные реалии, художники создают произведения искусства на основе своего внутреннего духа, воплощенного в художественном методе.

Сочетание западных идей, переработанных в национальной философской системе, сформировало основные атрибуции неореализма в живописи. Это особое состояние профессиональной рецепции, которое позволяет творцу обрести более свободное состояние ума. В этом плане философия культуры стала основой концептуализации китайской неореалистической художественной мысли, в которой принципы гуманизма выражают суть творчества. Художники сосредотачиваются на проблемах, заботах и перспективах простых людей, выражают в своих произведениях личный взгляд на различные социальные ситуации, используя с этой целью художественные возможности живописи и авторский подход к интерпретации изображаемого.

Второй этап развития неореалистического искусства связан не только с углублением гуманистической платформы социальной концепции художественного творчества, но и с его индивидуализацией и персонификацией в рамках неореализма. С конца 1980-х гг. художники постепенно перешли к отражению в искусстве судьбы маленького человека, а социальный ее контекст уходит на периферию. Только человечный мир обладает высшей ценностью, становится объектом внимания представителей неореализма. Анализируя гуманистические идеи живописи этого периода, Фан

Общество: философия, история, культура. 2023. № 11. C. 165-171. Society: Philosophy, History, Culture. 2023. No. 11. P. 165-171.

Дин отмечал в предисловии к каталогу «Художественной выставки нового поколения», что авторы представленных зрителю работ уделяют особое внимание стратегиям выживания людей в тяжелой реальности и используют для их передачи на холсте специальные колористические приемы и изобразительные техники, чтобы передать истинность психического состояния людей и вызвать эмоциональный отклик у зрителя. Все произведения воплощают реальность отношений между контекстом, встроенным в человека, и самим субъектом. Изобразительные работы становятся реакцией творца на эстетические изменения в собственных мыслях и чувствах, продуцируемых в результате взаимодействия окружающим миром. Изображенная реальность фрагментарна, однако этим достигается эффект передачи ограниченности социальной жизни. «Мгновенные» характеристики действительности, перенесенные на полотно, достоверно соотносятся с физической реальностью окружающего мира, чем провоцируют зрителя на доверие им (Лу Пэн, 2000: 76).

Другой исследователь - И Ин1 - охарактеризовал произведения художников, участвовавших в выставке нового поколения в Китае, следующим образом: «У этого поколения есть две отличительные черты: во-первых, они обращают внимание на проблемы самого искусства, а во-вторых, - на жизнь вокруг себя. Суждение о художественной ценности в конечном итоге основано на создании формы, но выбор ее - это не просто творческая проблема, а культурный феномен, который соответствует духу времени и ограничивает поведение художника социальными условиями и контекстом» (И Ин, 2001).

При всех философско-интеллектуальных рецепциях неореализм не утрачивает достаточно прочных связей с традиционной формой данного направления. Ван Дин отметил, что личное восприятие окружающего мира художником, отраженное, например, в картинах Лю Сяодуна, соответствует «сути реальности». Он прокомментировал так эту обусловленность: «Лю Сяодун может позволить своим работам говорить самим за себя. Его искреннее уважение реальности придает образам персонажей новый смысл. Воссоздавая действительность без прикрас, он делает свои произведения максимально правдивыми» (Ван Дин, 1990). Для художника реальная среда существования человека должна быть доступной для ее отображения в искусстве, которое может существовать только в личностно-значимом и субъективно-ценностном мире.

Социально-философская проблематика художественной эстетики неореалистического искусства рельефна в работах мастеров третьего этапа развития изучаемого нами направления.

Произведения неореалистичной живописи этого периода декларируют необходимость отражения «истинных» отношений между обычными людьми и обществом. Приоритезация принципов популярной эстетики позволяет художнику больше не быть связанным техникой рисования, поэтому он может сосредоточиться на передаче особенностей внутреннего мира персонажей в своих работах, подчеркнуть культурную коннотацию масляных картин. Личное восприятие жизни и субъективный опыт художника составляют суть художественной мысли произведений неореализма. Этим он отличается от традиционной формы данного направления, в рамках которого художник являлся условным «рабом» произведения, изображающим пороки времени (Чжэн Пэй-синь, 2018: 34). Субъективность мастера в этом случае сильно скована, ограничена, а «истинность» действительности ставится под сомнение.

Неореалистическая художественная мысль преодолевает эту ограниченность и утверждает ценность человеческой индивидуальности, чувственности, субъективности, поэтому художник получает больше свободы и прав, он может интегрировать собственный опыт и способ мышления в исполнение своего произведения, демонстрировать через его содержание свою субъективную точку зрения на действительность и художественные идеи, которые не ограничены классическими признаками жанра, поэтому китайские неореалистические картины маслом получили возможность выйти за пределы непосредственного изображения окружающего пространства и включить в свой контекст «духовный мир» личности.

Работая с собственными эстетическими принципами, художник переосмысливает реальную жизнь, обрабатывает, совершенствует и трансформирует ее смыслы в соответствии с творческим планом, репрезентирует в картине социальные проблемы современности, решение которых становится возможно вследствие их художественной артикуляции. Объекты, акцентированные художником на полотне, обычно тесно связаны с развитием и трансформацией китайского общества. Основываясь на реалиях социума, мастер использует собственные мысли и чувства как творческие ресурсы и насыщает ими свои работы. Произведения искусства представляют общественности личный опыт и мировоззрение художника, преломленные через творчество.

1 И Ин - известный китайский историк изобразительного искусства, искусствовед, в настоящее время - профессор Центральной академии изящных искусств, руководитель докторантуры, президент журнала «Исследование изобразительного искусства». Основные работы: «Сумерки Академии», «Полное собрание сочинений мирового искусства: западное искусство XX века» и т.д.

Наиболее важной чертой китайского неореализма, на наш взгляд, является выражение субъективности человека в творчестве и конкретно в живописи.

С точки зрения художественных средств выразительности произведения неореалистов демонстрируют обилие символических и реалистичных форм отражения действительности посредством наполнения их философским смыслом.

Китайский неореализм фокусируется на изображении внутреннего мира людей, изображении социальных явлений в конкретном субъективном контексте, а также на оценке и размышлениях о социальном статус-кво. Эстетическая концепция китайского неореализма - это метод, с помощью которого художники создают свое собственное уникальное понимание реальности в изобразительном творчестве. То, что представлено в произведении, не является прямым описанием объективного мира, не говоря уже о формировании главного героя (субъекта) на картине, это культурный феномен с философским содержанием.

Современные китайские художники, работающие в направлении неореалистичной масляной живописи, наряду с другими явлениями социальной жизни, отображают в своем творчестве такой общественный феномен, как появление социальной группы «рабочие крестьяне». С развитием урбанизации города наполняются выходцами из сельской местности, приезжающими сюда в поисках лучшей жизни и пополняющих ряды трудящихся-мигрантов. Их производительный труд больше не связан исключительно с сельским хозяйством, но они покидают свои дома и в урбо-пространстве вынуждены заниматься различными видами профессиональной деятельности, так как находятся в трудном финансовом положении и не могут эффективно интегрироваться в городскую жизнь. Явление массового притока бедных, безземельных крестьян в города беспрецедентно в Китае и во всем мире, оно составляет проблему культурной и социальной антропологии.

Такие художники, как Синь Донгван и Сюй Вэйсинь, уделяют этой особой группе пристальное внимание, репрезентируя на своих полотнах уникальные духовные особенности «рабочих-мигрантов». Созданный ими художественный образ заставляет задуматься о судьбе таких переселенцев (рис. 1-2). Синь Дунван однажды признался: «Причина, по которой я выбираю фермеров в качестве героев для своих произведений, заключается в том, что, по моему мнению, сельскохозяйственная культура является основной частью китайской культуры вообще. В определенном смысле каждый из нас является сельским жителем. Мои картины предназначены не только для крестьян, но и для всех нас, и даже в большей степени. Я надеюсь увидеть великие перемены этой эпохи, которые статут результатом восприятия общественностью моего злободневного творчества»1. Одним из примеров неореалистичных произведений Синя Дунвана следует признать «Искренний город» (рис. 1), которое стало инструментом продвижения в социум идеи о необходимости решения проблемы трудовых мигрантов в Поднебесной (Цзя Фанчжоу, 2006).

Рисунок 1 - «Искренний город», Синь Дунван, 1995 г. Figure 1 - "Sincere City", Xin Dongwang, 1995

1 tff^Bi. гй^ФН^йМШв. = Синь Дунван. Выражения китайских фермеров [Электронный

ресурс] // Синь Дунван. Художественный веб-сайт. URL: http://m.tianxiahui.zhsh5000.com/grjs.asp?id=2090 (дата обращения: 02.11.2023). (на кит. яз.)

Общество: философия, история, культура. 2023. № 11. C. 165-171. Society: Philosophy, History, Culture. 2023. No. 11. P. 165-171.

Образцом неореалистического произведения схожей тематики является картина Сюй Вэй-синя «Рабочие в сарае», само название которой обозначает социальную проблему, которой посвящено полотно (рис. 2).

Рисунок 2 - «Рабочие в сарае», Сюй Вэйсинь, 2004 г. Figure 2 - "Workers in the Barn", Xu Weixin, 2004

В целом, в эпоху великого развития и глобальных изменений в китайском обществе художники-неореалисты демонстрируют в образцах масляной живописи свое глубокое видение человеческих и социальных отношений. Анализируя творческие идеи китайских неореалистических художников, мы можем отметить их содержательное отличие от приоритетов мастеров других эпох. Они демонстрируют сильное чувство социальной ответственности художника и глубокую заботу о широких народных массах. Человеческая субъективность полностью воплощается в картине и имеет сильные гуманистические ориентации. Человеческие качества, продемонстрированные этими выдающимися художниками зрителям через полотна, не только являются знаками времени, но и оказывают серьезное влияние на формирование ценностей и взглядов молодежи на жизнь и искусство (Шу Вэньсинь, 2022).

Следует отметить, что тотальное распространение неореалистичной живописи в Китае, основанной на принципах национальной философии, не в последнюю очередь обусловлено тем, что ее активные представители одновременно являются преподавателями художественных образовательных учреждений. Университетское искусство как новый культурный феномен и способ существования живописи, подчеркивает интеллектуальные черты неореализма, активно участвующего в построении современной китайской культуры.

Таким образом, неореализм масляной живописи в современном Китае выступает как средство акцентирования наиболее значимых социальных проблем с целью привлечения к ним внимания общественности и скорейшего разрешения ситуаций, оставаясь при этом концепцией художественного отображения действительности с опорой на национальную и привнесенную на китайскую почву философию.

Список источников:

+ 2015 (07): 143-145. = Лю На. Исследование творческой кон-

цепции китайской живописи маслом современного нового реализма // Художественный обзор. 2015. № 7. С. 143-145. (на кит. яз.)

+ 2000. = Лу Пэн. История современного искусства Китая. Хунань, 2000.

416 с. (на кит. яз.)

ЖЙЙ.ФНШШ^ 30 1978-2008) 2009. = Си Шунвэй. Тридцать лет китайского совре-

менного искусства (1978-2008). Шанхай, 2009. 319 с. (на кит. яз.)

Й^.^КМЙЩМ]^^: 2001.494 Ж = И Ин. Сумерки Академии. Чанша, 2001. 494 с.

2022 (8): 25-27. = Шу Вэньсинь. Дух времени в живописи китайского нового реализма // Новая область искусства. 2022. № 8. Р. 25-27. (на кит. яз.)

1990 (2) 62-64. = Ван Дин. Лю Сяодун или настоящий Чэнь Ши // Изобразительное искусство. 1990. № 2. С. 62-64. (на кит. яз.)

(1): 39-42 = Цзя Фанчжоу. Синь Дунван: знамя неореализма // Художественное обозрение. 2006. № 1. С. 39-42. (на кит. яз.)

2018(4): 33-34 = Чжэн Пэйсинь. Анализ художественных особенностей современных китайских неореалистических картин маслом // Художественная оценка. 2018. № 4. С. 33-34. (на кит. яз.)

±^^^ЖШ±,2021. = Гао Минлу. История современного искусства Китая. Шанхай,

2021. 628 с. (на кит. яз.)

References:

Gao Minglu (2021). [The history of contemporary art in China]. Shanghai. 628 p. (In Chinese) Jia Fango (2006) [Xin Dongwang: The banner of neorealism]. [Art review]. (1), 39-42. (In Chinese)

Liu Na (2015). [Study of the creative concept of Chinese oil painting of modern new realism]. [Art review]. (7), 143-145. (In Chinese)

Lu Peng (2000). [The history of contemporary art in China. Hunan]. 416 p. (In Chinese)

Shu Wenxin (2022) [The spirit of the time in the painting of Chinese new realism]. [Wew Field of Art]. (8), 25-27. (In Chinese) Van Ding (1990). [Liu Xiaodong or the real Chen Shi]. [Fine Art]. (2), 62-64. (In Chinese) Xi Shunwei (2009). [Thirty years of Chinese contemporary art (1978-2008)]. Shanghai. 319 p. (In Chinese) Yi Ying (2001) [Twilight of the academy]. Changsha. 494 p. (In Chinese)

Zheng Paying (2018) [Analysis of artistic features of modern Chinese neorealistic oil paintings]. [Artistic evaluation]. (4), 3334. (In Chinese)

Информация об авторе Чжао Шуай - аспирант Забайкальского государственного университета, Чита, Россия; преподаватель Цицикарского университета, Хэйлунцзян, Цицикар, Цзяньхуа, Китай.

Конфликт интересов:

автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Information about the author Zhao Shuai - PhD student, Zabaikalsky State University, Chita, Russia; Lecturer at Qiqihar University, Heilongjiang, Qiqihar, Jianhua, China.

Conflicts of interests:

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 11.10.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 08.11.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 21.11.2023.

Автором окончательный вариант рукописи одобрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.