Научная статья на тему 'ОБРАЗ РЕКИ ХУАНХЭ В КИТАЙСКОЙ ЖИВОПИСИ'

ОБРАЗ РЕКИ ХУАНХЭ В КИТАЙСКОЙ ЖИВОПИСИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
308
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА РЕКИ ХУАНХЭ / СОХРАНЕНИЕ КУЛЬТУРНОГО КОДА / СИНТЕЗ ТРЕНДОВ ЖИВОПИСИ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО / ИСТОРИЯ ИСКУССТВА КИТАЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Хуан Юаньпэн, Алексеева Галина Васильевна

Статья посвящена творчеству художников, создавших картины жизни людей, проживающих по течению реки Хуанхэ во всех девяти районах Китая. Река Хуанхэ, как главная артерия страны, издавна была предметом изучения историков, литераторов, являлась объектом живописи. Однако современные художники, посвятившие свои произведения реке, в науке не рассматривались. В работе исследуется собирательный образ реки Хуанхэ в творчестве художников Китая с 80-х гг. ХХ в. до наших дней с целью ознакомления с особенностями этого творчества. Методологической основой изучения современного искусства являются историко-культурный и социокультурный подходы. Применяются методы историко-сравнительного и социологического анализа искусства, биографический и иконографический анализ, методы семиотики и герменевтики. Впервые представлены особенности масляной живописи различных регионов, расположенных по течению реки Хуанхэ: геоморфологические характеристики, национальные характеры и народные обычаи в бассейне реки, культуроохранная функция живописи. Введены в научный оборот российского искусствознания имена ряда китайских художников, показана панорама развития живописи в работах мастеров Китая, писавших реку Хуанхэ. Творчество художников соотнесено с традиционным искусством и религиозными представлениями людей, живущих вдоль реки Хуанхэ: прослеживается роль созданных полотен в сохранении культурного кода жителей через изображение национального костюма, народных и религиозных праздников. Результаты работы могут служить базой для историко-сравнительных исследований творчества мастеров Китая, стать основой для учебных курсов по истории искусства Китая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMAGE OF THE YELLOW (HUANG HE) RIVER IN CHINESE PAINTING

The article is devoted to the creative works of artists who have created pictures of life of the people living along the Yellow (Huang He) River in all nine regions of China. The Huang He River, as the main artery of the country, has long been the subject of study by historians, writers and painters. However, contemporary artists who dedicated their works to the river have not been researched. This work examines the collective image of the Huang He River in the works of Chinese artists from the 1980s to the present day in order to get acquainted with its peculiarities. The methodological basis for the study of contemporary art is the historical and cultural and socio-cultural approaches. The methods of historical-comparative and sociological analysis of art, biographical and iconographic analysis, semiotics and hermeneutics methods are used. For the first time the features of oil painting in different regions along the Huang He River are presented: the geomorphological characteristics, national characters and folk customs in the river basin, and the cultural protection function of painting. The names of a number of Chinese artists have been introduced into Russian art history, and the panorama of the development of painting in the works of Chinese masters painting on the Huang He River has been shown. The works of these artists are correlated with the traditional art and religious ideas of the people living along the Huang He River: the role of created paintings in preserving the cultural code of the inhabitants through the portrayal of national costume, folk and religious holidays is traced. The results can serve as a basis for historical and comparative studies of the artworks of Chinese masters and become the basis for courses on the history of Chinese art.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗ РЕКИ ХУАНХЭ В КИТАЙСКОЙ ЖИВОПИСИ»

ИСКУССТВА И ГУММАНИТАРНЫЕ НАУКИ ARTS AND HUMANITIES

УДК 75.011.2 DOI 10.17150/2500-2759.2021.31(4).546-552

ОБРАЗ РЕКИ ХУАНХЭ В КИТАЙСКОЙ ЖИВОПИСИ

Хуан Юаньпэн, Г.В. Алексеева

Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток, Российская Федерация

Информация о статье

Дата поступления 8 ноября 2021 г.

Дата принятия к печати

27 декабря 2021 г.

Дата онлайн-размещения

28 декабря 2021 г.

Ключевые слова

Культура реки Хуанхэ; сохранение культурного кода; синтез трендов живописи; художественное творчество; история искусства Китая

Аннотация

Статья посвящена творчеству художников, создавших картины жизни людей, проживающих по течению реки Хуанхэ во всех девяти районах Китая. Река Хуанхэ, как главная артерия страны, издавна была предметом изучения историков, литераторов, являлась объектом живописи. Однако современные художники, посвятившие свои произведения реке, в науке не рассматривались. В работе исследуется собирательный образ реки Хуанхэ в творчестве художников Китая с 80-х гг. ХХ в. до наших дней с целью ознакомления с особенностями этого творчества. Методологической основой изучения современного искусства являются историко-культурный и социокультурный подходы. Применяются методы историко-сравнительного и социологического анализа искусства, биографический и иконографический анализ, методы семиотики и герменевтики. Впервые представлены особенности масляной живописи различных регионов, расположенных по течению реки Хуанхэ: геоморфологические характеристики, национальные характеры и народные обычаи в бассейне реки, культуроохранная функция живописи. Введены в научный оборот российского искусствознания имена ряда китайских художников, показана панорама развития живописи в работах мастеров Китая, писавших реку Хуанхэ. Творчество художников соотнесено с традиционным искусством и религиозными представлениями людей, живущих вдоль реки Хуанхэ: прослеживается роль созданных полотен в сохранении культурного кода жителей через изображение национального костюма, народных и религиозных праздников. Результаты работы могут служить базой для историко-сравнительных исследований творчества мастеров Китая, стать основой для учебных курсов по истории искусства Китая.

THE IMAGE OF THE YELLOW (HUANG HE) RIVER IN CHINESE PAINTING

Huang Yuanpeng, Galina V. Alekseeva

Far Eastern Federal University, Vladivostok, the Russian Federation

Abstract

The article is devoted to the creative works of artists who have created pictures of life of the people living along the Yellow (Huang He) River in all nine regions of China. The Huang He River, as the main artery of the country, has long been the subject of study by historians, writers and painters. However, contemporary artists who dedicated their works to the river have not been researched. This work examines the collective image of the Huang He River in the works of Chinese artists from the 1980s to the present day in order to get acquainted with its peculiarities. The methodological basis for the study of contemporary art is the historical and

© Хуан Юаньпэн, Алексеева Г.В., 2021

Article info

Received November 8, 2021

Accepted December 27, 2021

Available online December 28, 2021

Keywords

The Yellow (Huang He) River culture; preservation of cultural code; synthesis of painting trends; artistic creation; history of Chinese art

cultural and socio-cultural approaches. The methods of historical-comparative and sociological analysis of art, biographical and iconographic analysis, semiotics and hermeneutics methods are used. For the first time the features of oil painting in different regions along the Huang He River are presented: the geomorphological characteristics, national characters and folk customs in the river basin, and the cultural protection function of painting. The names of a number of Chinese artists have been introduced into Russian art history, and the panorama of the development of painting in the works of Chinese masters painting on the Huang He River has been shown. The works of these artists are correlated with the traditional art and religious ideas of the people living along the Huang He River: the role of created paintings in preserving the cultural code of the inhabitants through the portrayal of national costume, folk and religious holidays is traced. The results can serve as a basis for historical and comparative studies of the artworks of Chinese masters and become the basis for courses on the history of Chinese art.

В ХХ в. широкое признание получило формирование новой китайской национальной образности. В 1930-х гг. река Хуанхэ стала одним из символов духа и культуры китайского народа. Образ реки широко используется в китайской поэзии, музыке, живописи, скульптуре и многих других областях искусства.

Влияние культур различных районов бассейна реки Хуанхэ на современную масляную живопись оказывается особым, символичность образа Хуанхэ в китайской масляной живописи придает особый вкус художественным воплощениям разными мастерами жизни людей в регионах Китая, расположенных по течению реки. Онтологические составляющие, подвергающиеся изучению в статье: географическое влияние обстановки бассейна реки Хуанхэ, история родов, народных обычаев и традиций, проявление эмоционально разного «образа Хуанхэ» в живописи и сам процесс написания масляных картин. Развитие цивилизации Китая на реке Хуанхэ издавна было объектом творчества, в том числе изобразительного искусства Китая. Вместе с тем само творчество китайских мастеров, создавших вдохновенные произведения в честь главной реки Китая, не изучено.

Объектом исследования являются произведения таких китайских художников, как Чэнь Ифэй, Ян Сяоян, Ван Идун, Шан Ян, Го Бэйпин, Дуань Цзяньвэй, Сюй Вэйсинь, Ду Цзянь, Цао Синьлин, Гао Цюань, У Гуаньчжун, Ван Кэцзюй, Мао Дайцзун, Дуань Чжэнцюй, Ян Фэйюнь, Гу Лимин, Фан Диан, Бай Юй-пин, Лю Сяодун, Чжун Хань, Сунь Цзинбо, Туо Муси, Хоу Дэ, Хуан Шэнсянь, Чжан Кей-анг, Ван Чжипин, Чао Гэ, Юй Сяодун, Юй Чан-гнонг, Чжан Цзяньцзюнь, Е Нань и других, а также Хуана Юаньпэна, одного из авторов данной статьи. Всего в процессе работы было

проанализировано около 2 000 произведений. Предмет исследования — репрезентация собирательного образа реки Хуанхэ в творчестве художников Китая (с 1980-х гг. до наших дней). В работе ставится цель рассмотреть особенности творчества китайских живописцев, вдохновленных образом реки Хуанхэ.

Методологической основой изучения современного китайского искусства являются историко-культурный и социокультурный подходы. Применяются методы социологического и историко-сравнительного анализа (синхронные и диахронные), биографический и иконографический анализ, методы семиотики и герменевтики. В исследовании преобладает комплексный подход.

Авторы анализируют историю древней реки Хуанхэ, особенности раскрытия ее образа в литературе, искусстве, музыке, поэзии, произведениях кино и др. Уже в «Записках Да Юй», написанных 4 тыс. лет назад, содержится множество поверхностных записей о Хуанхэ. Развитие культуры Хуанхэ можно условно разделить на три этапа: первый — от доциньской эпохи до династий Цинь и Хань — является периодом формирования основы культуры Хуанхэ; второй включает эпохи Вэй, Цзинь, Южных и Северных династий, династий Суй и Тан; третий этап охватывает периоды династий Сун, Юань, Мин и Цин, когда происходила интеграция культуры реки Хуанхэ и других региональных культур. Анализ современного значения реки Хуанхэ в развитии Китая содержится в работе Ван Шэнпэна [1].

Культура Хуанхэ имеет черты земледельческой культуры, но при этом характеризуется своей самобытностью, где оседлая жизнь и развитие сельского хозяйства превратились в традицию. Как основная культура древнего Китая она была сформирована путем инте-

ф

п ч

01 И 5<

а

л т

п *

о

о

о

а

и ^

о ч

я ф

X X

о

п

о у

X

ч

ф

ч

2 О 2

Ы

Z

10

(Л 4

О)

(Л 2

грации различных культур. Мультикультура-лизм Хуанхэ в конечном итоге сформировал единую и неделимую культурную систему «множественного единства» и стал важной движущей силой развития китайской цивилизации: «Единство и неделимость китайской цивилизации являются нашими духовными и культурными опорами для поддержания национального и этнического единства» [2].

Помимо «Книги песен» — первого сборника стихотворений, составленного Конфуцием, в долине Хуанхэ появились такие шедевры, как чуские строфы (поэзия царства Чу, в которой главенствующее место стали занимать личные переживания лирического героя); литературный жанр «фу» (трехчаст-ные поэмы повествовательного характера); «юэфу» (лирические стихи-песни, связанные с определенными мелодиями); танские стихотворения «ши»; сунская поэзия жанра «цы» (ритмически более многообразные и мелодичные стихотворения по сравнению с «ши»); юаньская драма (или «цзацзюй» — жанр китайского театра, достигший наивысшего развития в период монгольской династии Юань и заложивший основу для формирования пекинской оперы); многие прозаические и драматические произведения. Наиболее выдающимися среди перечисленного являются стихотворения «ши» танских поэтов Ли Бо, Ду Фу и Бай Цзюйи, а также сунские «цы» Синь Цицзи и Ли Цинчжао.

Тема Желтой реки широко представлена в поэзии Древнего Китая. Одним из старейших стихотворений, описывающих величие и великолепие Хуанхэ, является стихотворение Лю Юйси «Волны омывают песок». Та же тема раскрыта в творчестве таких поэтов, как Мэн Цзяо, Ван Чжихуань, Дун Вэнь, Ван Вэй, Сюй Цзэн, Ли Бай. Начиная с 1990-х гг. под влиянием экономического развития песни на тему Желтой реки постоянно обновлялись. Продолжало укрепляться чувство национальной уверенности, и вслед за этим образ Хуанхэ наполнился новыми смыслами. В песне «Мы как река Хуанхэ и гора Тайшань» (произведение известного композитора Ши Синя, написанное в 1986 г.), широко популярной в 1990-е гг., прослеживается глубокая связь Желтой реки с каждым жителем Китая от мала до велика.

Река как объект художественно-образного восприятия по-разному представлена в традициях китайской, европейской и русской пейзажной живописи. Китайская традиция опирается прежде всего на технику гохуа, выполняется тушью на шелке или бумаге. Изобразительными средствами китайской

живописи являются пластика линий, тональная растяжка, большое значение придается роли свободного белого пространства, его пропорциональному и силуэтному соотношению с формой изображения. Стоит отметить разнообразие формата китайской живописи. Здесь есть длинные свитки, вертикально или горизонтально ориентированные, а также альбомы, веера и другие аксессуары. Основу пейзажной живописи составляет изображение природного ландшафта страны — горы и реки, заполняющие большую часть территории, сочетание которых является характерной природно-географической особенностью и художественно-образным выражением облика Китая. В самом названии китайского пейзажа — «шань-шуй» — заложено описание природного ландшафта, характерного для Китая, где иероглиф «шань» (Ш|) обозначает гору, а «шуй» (Ж) — воду. Невероятное сочетание разных природных энергий — деревьев, скал, воды, тумана и облаков — передавали зрителю всеобъемлющую и гармоничную картину мира. Важной деталью является то, что китайский пейзаж в стиле «се и» может быть не реальным отображением какого-либо участка местности, а плодом восприятия окружающей действительности, фантазии автора. Дун Юань (937-975) прославился своим умением передавать при помощи размытой туши туман, дымку, влажную атмосферу. Позднее в эпоху династии Южная Сун художник Ма Юань — один из четырех известных мастеров того времени — создает серию пейзажей, объединенных изучением различных состояний воды в природе.

Вода как часть окружающей человека среды в художественных произведениях Европы зафиксирована по меньшей мере в работах I в. Считаем важным упомянуть некоторых европейских мастеров, обращавшихся в своих пейзажных зарисовках к теме воды, реки: Н. Пуссен, Дж. Констебл, представители барбизонской школы — Т. Руссо, Ж. Дюпре, Н. Диас, К. Тройон, Ш.-Ф. Доби-ньи, импрессионист К. Моне и др. Европейская пейзажная школа внесла значительный вклад в историю мирового искусства, наделив жанр пейзажа самостоятельным звучанием, близким к современной реалистической трактовке.

Мотив реки приобретает эпический размах в творчестве А.И. Куинджи («Лунная ночь на Днепре»), реалистическую достоверность у И.И. Шишкина («Мачтовый лес в Вятской губернии», «Пруд в старом парке», «Дубки», «Перед грозой»). Необходимо отметить творчество ряда российских художников,

близких к китайской традиции в отражении стихии воды: А.К. Саврасова, И.И. Левитана, Н.Н. Дубовского, И.Е. Репина, Ф.А. Васильева, А.А. Рылова и др.

Образ и символика Хуанхэ в китайской масляной живописи рассматривается на материале творчества ряда художников Китая. Так, идея реки Хуанхэ как ревущего великана и неукротимого духа сопротивления демонстрируется на картине Чжан Цзяньцзюнь и Е. Нань (рис. 1), которая была создана во время народной освободительной войны Китая с иностранными захватчиками. Живописный триптих отражает исторические моменты лишений и борьбы китайского народа.

На картине Чэнь Ифэя «Ода реке Хуанхэ» представлена идея широкого разума и национального героизма, которая передана в величественной панораме простирающегося к горизонту пейзажа. Река Хуанхэ, передающая идею дома любви и духовного предназначения, изображена на картине Чжун Ханя «Пьющий из реки» (рис. 2). В работе соединен энергичный темперамент Желтой реки с простотой и непосредственностью крестьянина из северной Шэньси. Этот трудолюбивый человек показан стоящим на берегу реки, он удерживает в обеих руках воду из Хуанхэ и собирается напиться. Река подобна матери, воспитывающей трудолюбивых людей.

Бассейн реки Хуанхэ охватывает ряд провинций: Цинхай, Сычуань, Ганьсу, Шэньси, Шаньси, Хэнань, Шаньдун, а также автономные районы — Нинся-Хуэй и Внутренняя Монголия. Именно поэтому авторы сначала изучают тибетскую культуру бассейна реки на работах таких художников, как Ян Фэйюн, Сюй Вэйсиня, Юй Сяодуна и др. Мастера уделяют много внимания традиционной тибетской одежде, которая отличается прак-

Рис. 2. Чжун Хань. Пьющий из реки. 1990-2008. Холст, масло. 150 х 136. Национальный художественный музей Китая

тичностью и одновременно красочностью. Публикация материалов о Тибете в творчестве художников Китая, демонстрирующем культуроохранную функцию через художественное изображение тибетского костюма, состоялась ранее (журнал «ИКОНИ»), об этом писала также Ли Мэнде [3-6]. О роли презентации культуры через костюм говорит и Л.Г. Дьячкова [7].

Региональную культуру Внутренней Монголии через мирную и вечную гуманистическую красоту можно увидеть в работе Чжана Кейянга «Моя Улань Муци» (рис. 3). Художник учился живописи в России [8]. Композиция выглядит сконцентрированной и компактной, полной тепла, персонажи «ждут

Рис. 1. Чжан Цзяньцзюнь, Е. Нань. Кантата реки Хуанхэ (слева — Сопротивление, по центру —

Восхождение, справа — Изгнание). 2009. Холст, масло. Национальный художественный музей Китая

ф п ч

01 И 5<

а

л т

п *

о

о

о

а ^

о ч

я ф

X X

о

п

о у

X

ч

ф

ч

2 О 2

Ы

Z

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ю

ш 4

О)

(Л 2

Рис. 3. Чжан Кейанг. Моя Улань Муци.

Холст, масло. 160 х 180

лишь зова, чтобы сойти с полотна». Художник ярко изобразил монгольские певческие и танцевальные сцены. Костюмы великолепны, зрители словно вместе с художником побывали на этом выступлении.

В культурах Цинь и Цзинь прослеживается внимание к идее единства человека и природы. Они относятся к культуре регионов Шаньси и Шэньси. Первый со всех сторон окружен горами, имеет сложный и разнообразный по характеру рельеф. Знаменитый художник масляной живописи Гао Цюань на своем полотне «Душа реки Хуанхэ» изображает впечатляющую картину водопада Хукоу, воды которого ниспадают вниз (рис. 4). Помимо визуальной эстетики, его картины заставляют задуматься о взаимоотношениях человека и природы. Цвет

Рис. 4. Гао Цюань. Душа реки Хуанхэ. 1997. Холст, масло. 114 х 149. Коллекция Музея изобразительных искусств Китая

естественной среды культур Цзинь и Цинь — в основном желтый (лёссовый) цвет земли. Мастер использует высокую чистоту цвета с насыщенностью и сильным контрастом. Об особенностях восприятия китайского искусства пишет М.Е. Богаделина [9].

В данной работе анализируются также произведения, посвященные Центральной равнине с такими провинциями, как Хэнань, Шаньси, Шэньси, Хэбэй, Шаньдун. Некоторые исследователи считают Центральной равниной также провинции Цзянсу, Аньхой, Хубэй и другие районы, расположенные в среднем и нижнем течении реки Хуанхэ. В этом регионе велико влияние буддистского и даосского религиозных мировоззрений. Изучается творчество таких мастеров, как Дуань Чжэнцю, Дуань Цзяньвэй, Цао Синь-линь, Ван Хунцзянь.

Кроме того, авторы рассматривают культуру региона Цилу и эстетику изящной красочности [10]. Одно поколение китайцев за другим воспитывалось на конфуцианских идеях, сформировавшихся здесь. Эти идеи стали важным элементом строительства духовной цивилизации Китая, превратив ее в теоретическую основу законотворчества, этики и морали в Древнем Китае.

На картине «Нефритовый пояс Хуанхэ» кисти Ван Кэцзюя, известного мастера масляной живописи, можно увидеть наиболее почитаемый из пяти священных пиков — гору Тайшань, которая могуче возвышается на полотне; а за горными хребтами по землям Цилу, как нефритовый пояс, извивается Хуанхэ (рис. 5). Ван Кэцзюй неоднократно приезжал к подножию горы Тайшань, чтобы сделать эскизы окружающего пейзажа. Художник опирался на техники традиционной китайской живописи «шань-шуй» («горы и воды»), изображая красоту Хуанхэ и Тайшаня с помощью наполненной жизнью «живописи идей» «се-и». Художественный язык, используемый в картине, отражает сущность искусства каллиграфии: плавность и выразительность, легкость и тяжеловесность, быстроту и медлительность, мягкость и солидность [11]. Ван Кэцзюй добавляет эффект мазков туши из национального изобразительного искусства гохуа, мастерски соединяя текстуру масляной живописи и свободный дух «живописи идей». Связь формы и цвета в пейзажах, переливающихся друг в друга, раскрывает сформировавшийся в душе художника образ величественной горы Тайшань («нужно подняться на высочайший пик, тогда все горы вокруг покажутся карликовыми» [12]) и древней, стремительно

Рис. 5. Ван Кэцзюй. Нефритовый пояс Хуанхэ (часть длинного свитка «Хуанхэ»).

2018. Холст, масло. 200 х 800. Собрание Музея изобразительных искусств Китая

несущей свои воды к морю могучей реки Хуанхэ. Тенденции особой эмоциональности экспрессионизма и имажинизма проглядывают в подобных работах.

Результаты исследования

Таким образом, в работе впервые на примере творчества китайских художников представлены особенности масляной живописи различных регионов бассейна реки Хуанхэ в трех аспектах: геоморфологические характеристики, национальные характеры и народные обычаи. Введены в научный оборот российского искусствознания имена ряда китайских художников, писавших реку Хуанхэ, представлен анализ их стиля. Сделан вывод, что творчество художников, посвященное Желтой реке, изучается с позиций культуроохранной функции изобразительного искусства.

Выводы

1. Культура реки Хуанхэ, запечатленная в огромном массиве художественных произведений, обеспечила поддержание идеи национального духа китайского народа.

2. Река Хуанхэ как стимул для творчества послужила выявлению морфологии и типологии художественного творчества целой группы живописцев, становлению его функций для развития национального художественного стиля.

3. Художественный язык современного китайского творчества, посвященного реке Хуанхэ, тяготея к реализму, развивается как феномен культуры в трех основных направлениях: отражении реалистических стилевых черт; проявлении экспрессионистических стилевых тенденций; тяготении к имажинизму, как методу «выявления жизни через образ и ритмику образов».

4. Творчество мастеров, посвященное реке Хуанхэ, является важной составляющей национального своеобразия изобразительного искусства Китая, и одновременно выступает важной темой межкультурного общения с российской художественной школой.

5. Работы китайских мастеров живописи, изображающие национальные и религиозные праздники Китая, выполняют культуро-охранную функцию, поскольку позволяют детально представить образ жизни людей, их обряды, важные для поддержания национальной культурной традиции.

6. Творчество современных китайских художников, посвященное реке Хуанхэ, стимулирует развитие искусства масляной живописи. В нем под влиянием европейской и российской художественных школ формируется тенденция синтеза искусства мировых мастерских с китайской школой через применение в масляной живописи Китая черт традиционной живописи гохуа в технике «се-и» и «гунби», китайской каллиграфии.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

^ P 81 [Ван Шэнпэн. Пространственно-временная эволюция экологической эффективности туризма в бассейне реки Хуанхэ и его взаимодействие с экономикой туризма / Ван Шэнпэн, Цяо Хуафан // Экономическая география. — 2020. — № 5. — С. 81].

2. i^S «ШЖ^Ф^ЙВ^»,«:^®» 1992^М4$| P 003 [Ань Цзочжан. Культура Хуанхэ и китайская цивилизация / Ань Цзочжан, Ван Кэци // Литература, история и философия. — 1992. — № 47. — С. 3].

3. Ли Мэнде. Разнообразие элементов тибетской национальной культуры в творчестве художников / Ли Мэнде // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. — 2019. — Т. 2, № 2 (38). — C. 62-66.

01

И

5<

*

U

л т

п *

о

о

о

а ^

о ч да Ф

х

X

о

п О

у

ч

ф

ч

2 О 2

Ы

Z

ю

ш №

(Л 2

4. Ли Мэнде. Художник Дун Сивэнь как певец культуры Тибета / Ли Мэнде // Вестник Адыгейского государственного университета Сер. 2: Филология и искусствоведение. — 2018. — № 3 (222). — С. 244-249.

5. Хуан Юаньпэн. Влияние тибетской культуры бассейна реки Хуанхэ на современную китайскую живопись / Хуан Юаньпэн, Г.В. Алексеева, Цинь Тинтин. — DOI 10.17150/2500-2759.2020.30(3) // Известия Байкальского государственного университета. — 2020. — Т. 30, № 3. — С. 479-483.

6. Хуан Юаньпэн. Тибетская культура бассейна реки Хуанхэ в творчестве современных китайских художников / Хуан Юаньпэн, Г.В. Алексеева, Цинь Тинтин. — DOI 10.33779/2658-4824.2020.4.025-037 // ИКОНИ (1СОМ). — 2020. — № 4. — С. 25-37.

7. Дьячкова Л.Г. Роль традиционного костюма в художественной организации пространственной среды нанайского народного искусства / Л.Г. Дьячкова // Университетский научный журнал. — 2016. — № 20. — С. 79-85.

8. Чэнь Синь. Творчество китайских мастеров — учеников русских художников-эмигрантов в Китае в XX веке как проявление диалога культур : дис. ... канд. искусствоведения : 24.00.01 / Чэнь Синь. — Владивосток, 2017. — 233 с.

9. Богаделина М.Е. Проблемы восприятия: современная китайская масляная живопись глазами западного зрителя / М.Е. Богаделина. — DOI 10.30853/manuscript.2018-2.24 // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — 2018. — № 2 (88). — С. 107-111.

10. 1ШШ «^Й&^—Ш&Л» 2008^М4Ш Р 003 [Ван Сючжи. Культура Цилу и жители Шаньдуна / Ван Сючжи // Записки Дунъюэ. — 2008. — № 4. — С. 3].

11. Белозерова В.Г. Искусство китайской каллиграфии: анализ культурной традиции : автореф. дис. ... д-ра искусствоведения : 24.00.01 / В.Г. Белозерова. — Москва, 2004. — 49 с.

12. 2013^ [Ду Фу. Глядя на горные пики. (Династия Тан). Триста танских поэм / сост. Чжан Тинтин. — Изд-во Яньши, 2013].

Информация об авторах

Хуан Юаньпэн — магистр, Санкт-Петербургская академия художеств им. Ильи Репина; аспирант, Департамент искусств и дизайна, Школа искусств и гуманитарных наук, Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток, Российская Федерация, e-mail: 861121819@qq.com. ORCID: 0000-00029326-9126.

Алексеева Галина Васильевна — доктор искусствоведения, профессор, Департамент искусств и дизайна, Школа искусств и гуманитарных наук, Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток, Российская Федерация, e-mail: alekseeva.gv@ dvfu.ru. ORCID: 0000-0001-6733-9429.

Для цитирования

Хуан Юаньпэн. Образ реки Хуанхэ в китайской живописи / Хуан Юаньпэн, Г.В. Алексеева. — DOI 10.17150/2500-2759.2021.31(4).546-552 // Известия Байкальского государственного университета. — 2021. — Т. 31, № 4. — С. 546-552.

Authors

Huang Yuanpeng — MFA, Ilya Repin Saint Petersburg Academy of Arts; Postgraduate Student, Department of Arts and Design, School of Arts and Humanities, Far Eastern Federal University, Vladivostok, the Russian Federation, e-mail: 861121819@qq.com. ORCID: 00000002-9326-9126.

Galina V. Alekseeva — D.Sc. in Art History, Professor, Department of Arts and Design, School of Arts and Humanities, Far Eastern Federal University, Vladivostok, the Russian Federation, e-mail: alekseeva.gv@ dvfu.ru. ORCID: 0000-0001-6733-9429.

For Citation

Huang Yuanpeng, Alekseeva G.V. The Image of the Yellow (Huang He) River in Chinese Painting. Iz-vestiya Baikal'skogo gosudarstvennogo universite-ta = Bulletin of Baikal State University, 2021, vol. 31, no. 4, pp. 546-552. (In Russian). DOI: 10.17150/2500-2759.2021.31(4).546-552.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.