Научная статья на тему 'РЕАЛИСТИЧЕСКОЕ И НЕОРЕАЛИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЯ В КИТАЙСКОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ: ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ'

РЕАЛИСТИЧЕСКОЕ И НЕОРЕАЛИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЯ В КИТАЙСКОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ: ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
94
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
русская школа реализма / художественная революция / искусство / китайская живопись / искусство масляной живописи / китайская традиционная живопись / культурный обмен / стратегическое сотрудничество / изобразительное искусство / Russian school of realism / artistic revolution / art / Chinese painting / oil painting art / Chinese traditional painting / cultural exchange / strategic cooperation / fine arts

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Чжао Шуай, Жалсанова Баирма Михайловна

В статье рассматривается генезис становления реалистического и неореалистического направлений в китайском изобразительном искусстве. Приводится краткий анализ общих принципов формирования эстетического идеала и изобразительных норм в рамках указанных направлений, факторов, которые способствовали трансформации неореализма в главное направление в живописи Китая военного времени в 30-х гг. XX в., а также исследуется, каких рубежей достигло вызванное этим распространение практики национализации. Становление реалистической школы живописи Китая связано с деятельностью выдающихся личностей Китая таких, как Чжань Цзяньцзюнь, Цзинь Шань, Ли Тяньсян, Цюань Шаньши и многих других мастеров, на творчество которых повлияла русская реалистическая школа с адаптацией под традиционную культуру Китая. Цель исследования – выявление специфических особенностей реализма и неореализма в художественной культуре и искусстве Китая в период конца ХХ – начала ХХI в. в рамках социокультурного анализа. Автор приходит к выводу, что неореалистическое искусство – это новая ступень и своего рода трансценденция по отношению к традиционному китайскому реалистическому искусству. Важное историческое значение китайского художественного неореализма в искусстве состоит в формировании принципов эстетики и методологии для литературы и искусства Китая в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REALISTIC AND NEO-REALISTIC TRENDS IN CHINESE FINE ART: HISTORY OF FORMATION

The article deals with the genesis of the formation of realistic and neo-realistic trends in Chinese fine arts. A brief analysis of the general principles of the formation of the aesthetic ideal and pictorial norms within the framework of both of these directions, the factors that contributed to the transformation of neorealism into the main direction in wartime Chinese painting in the 30s, is given. XX century, and also explores what milestones the spread of the practice of nationalization caused by this has reached. The formation of the realistic school of painting in China is associated with the activities of prominent personalities of China such as Zhan Jianjun, Jin Shan, Li Tianxiang, Quan Shanshi and many other masters, whose work was influenced by the Russian realistic school with adaptation to the traditional culture of China. The purpose of the study is to identify the specific features of realism and neorealism in the artistic culture and art of China in the period of the late 20th – early 21st century. In the framework of sociocultural analysis. The author comes to the conclusion that neorealistic art is a new stage and a kind of transcendence in relation to traditional Chinese realistic art. An important historical significance of Chinese artistic neorealism in art is the formation of the principles of aesthetics and methodology for the literature and art of China as a whole.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИСТИЧЕСКОЕ И НЕОРЕАЛИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЯ В КИТАЙСКОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ: ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ»

© Чжао Шуай, Жалсанова, Б.М., 2023 УДК 75

DOI: 10.24412/2308-1031-2023-4-175-186

РЕАЛИСТИЧЕСКОЕ И НЕОРЕАЛИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЯ В КИТАЙСКОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ: ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ

Чжао Шуай1, Б.М. Жалсанова1

1 Забайкальский государственный университет, Чита, 672039, Российская Федерация

Аннотация. В статье рассматривается генезис становления реалистического и неореалистического направлений в китайском изобразительном искусстве. Приводится краткий анализ общих принципов формирования эстетического идеала и изобразительных норм в рамках указанных направлений, факторов, которые способствовали трансформации неореализма в главное направление в живописи Китая военного времени в 30-х гг. XX в., а также исследуется, каких рубежей достигло вызванное этим распространение практики национализации. Становление реалистической школы живописи Китая связано с деятельностью выдающихся личностей Китая таких, как Чжань Цзяньцзюнь, Цзинь Шань, Ли Тяньсян, Цюань Шаньши и многих других мастеров, на творчество которых повлияла русская реалистическая школа с адаптацией под традиционную культуру Китая. Цель исследования - выявление специфических особенностей реализма и неореализма в художественной культуре и искусстве Китая в период конца ХХ - начала XXI в. в рамках социокультурного анализа. Автор приходит к выводу, что неореалистическое искусство - это новая ступень и своего рода трансценденция по отношению к традиционному китайскому реалистическому искусству. Важное историческое значение китайского художественного неореализма в искусстве состоит в формировании принципов эстетики и методологии для литературы и искусства Китая в целом.

Ключевые слова: русская школа реализма, художественная революция, искусство, китайская живопись, искусство масляной живописи, китайская традиционная живопись, культурный обмен, стратегическое сотрудничество, изобразительное искусство

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Чжао Шуай, Жалсанова Б.М. Реалистическое и неореалистическое направления в китайском изобразительном искусстве: история становления // Вестник музыкальной науки. 2023. Т. 11, № 4. С. 175-186. DOI: 10.24412/2308-1031-2023-4-175-186.

REALISTIC AND NEO-REALISTIC TRENDS IN CHINESE FINE ART: HISTORY OF FORMATION

Zhao Shuai1, B.M. Zhalsanova1

1 Transbaikal State University, Chita, 672039, Russian Federation

Abstract. The article deals with the genesis of the formation of realistic and neo-realistic trends in Chinese fine arts. A brief analysis of the general principles of the formation ofthe aesthetic ideal and pictorial norms within the framework of both of these directions, the factors that contributed to the transformation of neorealism into the main direction in wartime Chinese painting in the 30s, is given. XX century, and also explores what milestones the spread of the practice of nationalization caused by this has reached. The formation of the realistic school of painting in China is associated with the activities of prominent personalities of China such as Zhan Jianjun, Jin Shan, Li Tianxiang, Quan Shanshi and many other masters, whose work was influenced by the Russian realistic school with adaptation to the traditional culture of China. The purpose of the study is to identify the specific features of realism and neorealism in the artistic culture and art of China in the period of the late 20th - early 21st century. In the framework of sociocultural analysis. The author comes to the conclusion that neorealistic art is a new stage and a kind of transcendence in relation to traditional Chinese realistic art. An important historical significance of Chinese artistic neorealism in art is the formation of the principles of aesthetics and methodology for the literature and art of China as a whole.

Keywords: Russian school of realism, artistic revolution, art, Chinese painting, oil painting art, Chinese traditional

painting, cultural exchange, strategic cooperation, fine arts

Conflict of interest. The authors declare the absence of conflict of interests.

For citation: Zhao Shuai, Zhalsanova, B.M. (2023), “Realistic and neo-realistic trends in Chinese fine art: history of formation”, Journal of Musical Science, vol. 11, no. 4, pp. 175-186. DOI: 10.24412/2308-1031-2023-4-175-186.

Реализм и неореализм в художественной культуре и искусстве Китая предстают в виде четко очерченных направлений, появившихся и сформировавшихся в различные периоды времени, которые ознаменовали главные поворотные пункты в китайском изобразительном искусстве XX в. Реалистическое искусство возникло и развивалось в западных странах еще в XIX в. как ответная реакция на доминирующие в то время художественные стили и эстетические направления в европейском искусстве - классицизм и романтизм. Представители позитивистских и материалистских концепций в науке, критического реализма в литературе и реализма, натурализма и импрессионизма в искусстве настойчиво стремились к правдивому изображению реальности во всем ее разнообразии и специфических особенностях.

На разных этапах художественного развития интерпретация реализма менялась, в результате чего возникали новые литературные и художественные течения в XX в. На становление и развитие реализма в Китае заметное влияние оказали драматические события в истории Китая и среди них -Синьхайская революция в 1911-1912 гг., массовое Движение 4 мая в 1919 г., Национально-освободительная война против японских захватчиков, Освободительная война 1937-1945 гг., провозглашение КНР в 1949 г., Культурная революция 19661976 гг., политика реформ и открытости с 1978 г. по сей день. Актуальность данной темы определяется необходимостью теоретического осмысления данных направлений в контексте художественных и эстетических тенденций китайского искусства

и культуры в период конца ХХ - начала XXI в.

В российских, китайских источниках научной информации фигурируют многочисленные труды культурологов, литературоведов и искусствоведов, посвященные вопросам реалистических и неореалистических течений в изобразительном искусстве: история современного китайского искусства (Гао Мин-лу, Гудмен Нельсон, Ли Даянь, Лу Хун, Сюй Линлин, Ци Фэнгэ, Цюй Гуанхуа, Ян Чуньши, Шуй Тяньчжун, Лу Минц-зюнь); проблемы советской литературы и искусства (Цао Баохуа); русский реализм, неореализм в литературе начала XX в. (УК. Абишев, С.Г. Бочаров, К.Д. Муратова, В.А. Мусатов, В.Я. Греч-нев, Э.А. Полоцкая); неореализм в изобразительном искусстве и художественном образовании Китая (Чжай Хайбинь, С.В. Анчуков, Ляо Чжэндин, Н.М. Федорова, Г.С. Гультяева). Однако отсутствуют исследования, в которых бы раскрывалась роль реализма и неореализма в художественной культуре и искусстве Китая в аспекте влияния западной живописи на китайский художественный стиль.

Изобразительное искусство относится к важной части культурного наследия рассматриваемой страны, которое воплощает специфику национального духа народов. Китайское реалистическое искусство периода Просвещения формировалось под влиянием культурного и интеллектуального течения «Движения за новую культуру», основной целью которого стала модернизация общества и традиционной культуры Китая. В середине XX в. живопись в стиле реализма

занимает лидирующую позицию в искусстве и культуре Китая. По своему эстетическому и идейному смыслу она была тесно связана с советской живописью соцреализма.

В свою очередь, китайские неореалистические произведения искусства появились в период реформ и открытости, который можно охарактеризовать как время освобождения китайской культуры от рамок излишне консервативного и несовременного. Искусство избавилось от «оков китайского классицизма», получило новую интерпретацию «правдивости» и обрело идеологическое освобождение (Лу Хун, 2014, с. 33). В 1980-е гг. данная политика открытости и реформ в сфере экономики оказала сильное воздействие на общественное сознание и образ жизни китайского народа. Появились возможности для осознания новейших технологий Запада и достижений в сфере искусства. Мастера проводили эксперименты с современными выразительными средствами и разрабатывали собственный художественный стиль. «В результате эволюции реализм интегрировал различные художественные стили, признаваемые в качестве реалистических и обогатившие его вариативностью выразительных средств и художественных форм» (Гультяева Г., 2023, с. 10).

Понятие «неореализм» возникло в 1931 г. от итальянского слова neorealismo, что дословно переводится как новый реализм. Впервые это слово употребили критики У Барбаро и А. Ботичелли для определения последних литературных тенденций, позднее термин стал использоваться в изобразительном искусстве и итальянском кино, где художники-антифашисты стремясь к обновлению реалистического метода, осуществляли поиск нового художественного языка (Гультяева Г., 2023, с. 10-11).

Цель исследования - выявление специфических особенностей реализма и нео-

реализма в художественной культуре и искусстве Китая в период конца ХХ -начала XXI в. в рамках социокультурного анализа. В числе задач:

1) выполнить обзор литературных источников в сфере основных направлений искусства Китая конца ХХ - начала XXI в.;

2) определить предпосылки и особенности формирования реализма,

неореализма в китайском искусстве;

3) выявить отличия китайского неореалистического искусства от западного;

4) установить роль реализма

и неореализма в художественной культуре и искусстве Китая в аспекте влияния западной живописи на китайский художественный стиль.

В работе использован комплексный подход к изучению художественных тенденций в китайском искусстве, который объединяет источниковедческий, культурологический и культурно-исторический методы, а также социокультурный анализ, объясняющий своеобразие художественной культуры как социокультурного феномена. Теоретико-методологической базой являются исследования в сфере искусствоведения, культурологии, истории культуры и литературоведения.

Реалистическое изобразительное искусство. В контексте развития реалистического и неореалистического искусства Китая необходимо отметить активное сотрудничество китайских и советских художников в форме визитов и выставок. С 1953 по 1956 гг. в Академии художеств им. И.Е. Репина обучались 26 известных китайских художников. Помимо западноевропейских традиций в создании китайской реалистической школы важную роль сыграло русское наследие. В 1950-х гг. на китайскую живопись повлияло не только советское соцреалистическое искусство, но и классические произведения, в част-

ности, работы передвижников. Изучение произведений И.Н. Крамского, И.Е. Репина, В.И. Сурикова, В.А. Серова заняло важное место в творческих поисках большинства художников-реалистов Китая (Чэнь Чжэнвэй, 2006, с. 7). Знакомство с русской живописью обогатило представления китайских художников о реализме как внимании к жизни народа, причастности к его надеждам на будущее.

Китай перенял из Советского Союза социалистический канон, которому подчинялись сюжеты, замыслы, содержание и методы изобразительного искусства. Формально «соцреализм, будучи основным приемом в советской литературе и литературной критике, требовал от деятелей искусства правдиво, конкретно и с сохранением истории описывать реальность исходя из революционного развития действительности. Одновременно с этим подлинность и историческая конкретика, описываемая в искусстве, должны были сочетаться с задачей по образованию и изменению образа мыслей трудящегося общества в духе социализма» (Чжай Хайбинь, 2022, с. 75-79).

Как считают некоторые исследователи, «вернувшись на родину, художники продвигали собственное восприятие западной живописи, которое, как и организация учебного процесса, было весьма разнородным, что привело к многократным потрясениям и возникновению цепных реакций в ходе движения к вестернизации китайской живописи» (Анчуков С., 2020, с. 37).

Новый этап развития реалистической школы живописи Китая зарождается с деятельности Чжань Цзяньцзюня, Цзинь Шаньи, Ли Тяньсяна, Цюань Шаньши и многих других мастеров, в творчестве которых прослеживается влияние русской реалистической школы с опорой на традиционную культуру Китая. Работы названных художников показывают при-

мер плодотворного взаимодействия русской и китайской художественных культур, взаимообогащения культурных кодов Востока и Запада (Ломов С., 2017, с. 190).

Китайская «художественная революция» была результатом широкой культурной полемики в период 1915-1927 гг. Именно в это время реалистическое искусство заявляет о себе как о новом целостном художественном направлении. В контексте данной статьи китайское реалистическое искусство с 1915 по 1963 г. нами определяется как традиционное китайское реалистическое искусство. По мнению Гао Минлу, на этом отрезке важно выделить поворотный момент начала Национально-освободительной войны сопротивления в 1937 г., когда произошел переход от «революции в искусстве» к «искусству революции» (2021).

Некое направление в искусстве всегда существует в конкретных социокультурных условиях, и поэтому его содержание не может ограничиваться сугубо эстетической составляющей. В связи с этим необходимо подчеркнуть, что в Китае в начале XX в. реализм олицетворял науку и прогресс. «Заменим научным реализмом традиционное искусство личного самовыражения и саморазвлечения», -таким был лозунг времени, где роль искусства тесно связывалась с идеей просвещения (Гао Минлу, 2021). В идеологии Движения 4 мая £ (1919-1921)

реализм представлялся как путь спасения и возрождения традиционной китайской культуры, и эта позиция стала основой для дальнейшего осмысления роли искусства в жизни общества. Основным участником патриотического движения была студенческая молодежь, которая решительно выступала против империализма под влиянием Октябрьской революции в России. После образования Китайской Народной Республики в 1949 г. административный совет Центрального народ-

ного правительства официально объявил 4 мая Днем молодежи.

Китай начала XX в., пребывающий в полуколониальном и полуфеодальном состояниях, ощутил мощный импульс национального возрождения, который воплотился, в том числе, и в сфере культуры. Сторонники реализма отмечали, что этот путь преобразования традиционной национальной культуры уже прошли западные страны. Заслуживает внимания и опыт реформ в Японии, позволивший интегрировать передовые внешние культурные заимствования (Ян Чуньши, 1986, с. 39-45).

Начало «Движения за новую культуру» связывают с выходом

в 1918 г. в журнале «Новая молодежь» статьи Чэнь Дусю. Литератор выдвинул лозунги «литературной революции»

и «революции искусства», главной сутью которых был уход от консерватиз-

Рис. 1. Ван Шиминь. «Прощальная картина Юйшаня» (династия Цин)

ма и традиций в национальной живописи (Чэнь Дусю, 1918, с. 7). Следует отметить, что представители «Движения за новую культуру» являли собой другую среду общества (новый «средний класс»). В качестве идейного центра «Движения за новую культуру» выступил журнал «Новая молодежь» под редакцией профессора, декана одного из факультетов в Пекинском университете Чэнь Дусю.

В период 1915-1927 гг. большое внимание уделялось обсуждению работ четырех художников, почитаемых в роли классиков цинской пейзажной живописи. Среди них Ван Цзянь, Ван Шиминь, Ван Юаньци и Ван Хуэй, известные как «Четыре Короля» живописи (фамилия «Ван» означает царь, король, император). Эти авторы внесли заметный вклад в совершенствование техники письма и формирование методологических и эстетических принципов работы художника (рис. 1-4).

Рис. 2. Ван Юаньци. «Полнота духа и жизненной силы» (династия Цин)

Рис. 3. Ван Цзянь. «Свиток зеленого пейзажа» (династия Цин)

Рис. 4. Ван Хуэй. «Пейзаж девяти орнаментов»

(династия Цин)

Вместе с тем утвержденный этими авторами стиль предполагал формализацию техники, стереотипы сюжетных идей, консерватизм и ограничение новаторства. Против этого и были направлены требования реализма в новой живописи, которая призывала к единству искусства и научного подхода, к повышению социальной значимости живописи, органичному сочетанию современных западных форм и восточного эстетического духа.

Характерным представителем новой художественной волны выступил Сюй Бэйхун, сделавший значительный шаг на пути синтеза китайской и западной изобразительной техники. В его живописи присутствует внимание к свету и пространственному моделированию, анатомии изображаемого объекта. Кроме того, рассматриваемые работы несут выраженные идейные коннотации, что в дальнейшем оказало большое влияние на общий ход развития китайской живописи того времени. В картине «Тянь Хэн и пятьсот его последователей» (рис. 5), которая была написана мастером в 1930 г., представлен историко-мифологический

сюжет, связанный со сложным историческим временем разочарования в политике гоминьдановских властей.

Другая работа - «Юйгун передвигает гору» (рис. 6) - была написана в 1940 г. Эта картина выражает ярким художественным языком решимость и настойчивость китайского народа в антияпонском сопротивлении. Она воплощает и собственный жизненный путь художника, преодолевшего многочисленные преграды в стремлении к высоким идейным и художественным целям. Восприятие и заимствование западной живописи служит, по мысли автора, средством возрождения живописи национальной, постижения ее более глубоких истоков, скрытых за художественным формализмом последующих эпох (Цюй Гуанхуа, 1998, с. 7-8).

Во времена Культурной революции были выдвинуты лозунги полномасштабных реформ в литературе и изобразительном искусстве с призывом объединить искусство и науку ради цели общественного прогресса. Участниками развернувшихся дискуссий стали видные общественные и культурные деятели Кан Ювэй, Цай Юаньпэй, Лу Синь, Люй Чжэн и др. В итоге были сформулированы ведущие принципы нового искусства: во-первых, искусство должно служить целям преобразования общества и отражать реальность; во-вторых, западный реализм был призван заместить «самовыражение и саморазвлечение», свойственные традиционной «живописи культурных людей»; в-третьих, реализм предполагает науку, как способ постижения мира; в-четвертых, новое искусство будет сочетать в себе китайское и западное начала.

Неореалистическое изобразительное искусство. Возникновение неореализма связывается с новым периодом в истории Китая - временем начала претворения в жизнь политики реформ и открытости.

Рис. 5. Сюй Бэйхун. «Тянь Хэн и пятьсот его последователей», 1930

Рис. 6. Сюй Бэйхун. «Юйгун передвигает гору», 1940

По мнению китайского исследователя Ян Чуньши, неореализм родился в борьбе с неоклассицизмом 1950-х и 1960-х гг. (по крайней мере, как антитеза тогдашнему квазиреализму с неоклассическим подтекстом). При этом китайский неореализм по своей сути отличается как от западного реализма XIX в., так и от китайского, вышедшего на ведущие позиции с начала Движения 4 мая (Лу Хун, 2014).

Китайское изобразительное искусство в период 1966-1976 гг. было в значительной мере подчинено идеологии. В то время господствовали требования «революционного реализма и революционного романтизма», а также ряд более конкретных творческих моделей, ограничивавших свободу творчества сугубо политическими рамками (Лу Хун, 2014). Сформировавшийся неоклассицизм в литературе и искусстве проявился в примате политических концепций над художественным решением. Такая ситуация, лишавшая произведения искусства как личностного начала, так и реалистического содержания, стала триггером, запустившим китайскую неореалистическую мысль.

1980-е и 1990-е гг. были временем разнообразия культурного фона, столкновения и синтеза иностранного влияния с традиционной китайской культурой, в том числе со специфическими местными народными культурными формами. Перспективы модернизации и активная социально-экономическая жизнь этого периода обеспечили достаточную материальную и духовную подпитку для появления множества произведений неореалистического искусства. Поиски новой художественной истины и социально необходимой достоверности снова вышли на передний план широкого общественного обсуждения.

Необходимость идейного и духовного раскрепощения стала очевидной. Как писал китайский исследователь Цюй Гуан-хуа: «Эта дискуссия о стандарте истины освободила нашу партию и народ от оков жесткой левой идеологии, восстановила марксистскую идеологическую линию поиска истины на основе фактов и осуществила фундаментальные изменения в области мышления, тем самым способствуя глубоким изменениям в социальной сфере» (Гудман Н., 2013). Таким образом,

новое понимание реальности логично привело к появлению китайского неореалистического искусства.

Роль определенного импульса к общему художественному обновлению сыграли новые литературные произведения, обращенные к трагическим страницам недавней истории. Своеобразным ответом на рассказы в государственной газете Китая «Вэнь Вэй По» Лу Синьхуа «Шрам»

(август 1978 г.) и Чжэн И «Клен» (февраль, 1979 г.) стала графическая серия «Кленовый лист» (традиционный для китайских художников формат многостраничного сопровождения текстового повествования, в искусствоведении соотносимый с форматом комикса). Яркое и критическое художественное отображение периода Культурной революции и его последствий получило название «искусства шрамов» (рис. 7).

Рис. 7. «Кленовый лист» Чэнь Имин, Лю Юлянь,

Ли Бин, 1979

Неореалистическое начало в произведениях классического реализма. Многие произведения китайского неореализма являют собой творческое переосмысление традиционного реализма. В числе характерных ярких произведений можно назвать серию «Левых гравюр на дереве», по времени предшествующую неореализму, но уже несущую его черты. В этом случае изобразительные произведения также являются откликом на произведения новой литературы, в первую очередь на произведения Лу Синя, который сам высоко оценил гравюрные иллюстрации, наполненные живыми чувствами людей и выражением страдания. «Левые гравюры на дереве» - это течение, основными членами которого выступили молодые ксилографы (Чжан Чжан, Во Чжай и др.), выражавшие свои взгляды на искусство, путем раскрытия в своих работах темы

жизни простых людей и пейзажа провинции Китая.

Мы видим, что в 1930-1940-е гг. претерпевает принципиальные изменения социальная и идеологическая идентичность художников. От индивидуализма художник приходит к единению с угнетенными трудящимися, осознавая, что только такое единство позволит двигаться к высоким общественным целям (Гао Минлу, 2021) (рис. 8-11).

Среди показанных работ гравюра Ли Хуа «Рев! Китай» (см. рис. 11) заслуживает отдельного описания в силу своего концептуального характера и мощного духовного наполнения. Реализм художника перестает быть пересказом реальности и стремлением к сходству, автор творчески воспроизводит реальность в новой форме, обладающей подлинной достоверностью. Это черно-белая гравю-

Рис. 8. Чжан Ван. «Ранение в голову», 1934

Рис. 9. Во Цзя. «Потоп», 1934

ра на дереве (1935) является одной из самых выдающихся китайских гравюр того времени. На переднем плане изображен скованный человек, символизирующий китайский народ, при взгляде на которого чувствуется внутреннее напряжение и тревога. «Проснись и борись» призывает художник Ли Хуа.

Отдельно следует отметить идею «сочетания революционного реализма и революционного романтизма». Мао Цзэдун прямо подчеркнул романтическую составляющую революционного реализма. В начале 1960-х гг. в Китае появились картины, знаменующие отход от фактического содержания социальной жизни (Цзинь Мэйшенг «Морковь, которую мы выращиваем», 1958, Ли Шиюань «Одно сердце для революции и одно сердце для народа», 1967, Сюй Цзипин и Ван Люин «Новая деревня», 1964, Шао Кепин и У Чжэ Фу, «Не дать его снести ветром», 1963, Фэн Го-линь «Культивирование, чтение и воспи-

Рис. 10. Ли Кун. «Портрет Лу Синя», 1936

Рис. 11. Ли Хуа. «Рев! Китай», 1935

тание новых людей», 1965, Чжан Жуйхэн «Коммуна бесконечно хороша, урожай полон радости», 1963, Чжан Биву «Команда механического земледелия», 1965, Цзинь Мэйшенг «Большая тыква», 1964) (рис. 12, 13). Символическое и монументальное значение этих работ заменило правдивые сюжетные линии. Данная линия в 1963 г. попала под атаку «литературного и художественного исправления» и стала замещаться китайским неоклассическим искусством.

Сопоставляя реализм и неореализм в истории китайского изобразительного искусства, мы видим их несомненную органическую преемственность. В идейном смысле неореализм представляет переосмысление реализма, но этот процесс проходил на основе восприятия художественных произведений реализма, несущих в том числе и символическую составляющую, уходящую от прямого соотнесения с реальностью. Неореализм - это также

Рис. 12. Цзинь Мэйшенг. «Морковь, которую мы выращиваем», 1958

Рис. 13. Ли Шиюань, «Одно сердце для революции и одно сердце для народа», 1967

и выход за рамки традиционного китайского реализма в выражении личных эмоций и субъективного сознания.

Исходя из приведенного, можно заключить, что китайский неореализм но-

вый этап художественного творчества, искреннее и глубокое переосмысление достижений реалистического искусства -обладает значительным потенциалом дальнейшего развития.

ЛИТЕРАТУРА

Анчуков С.В., Ляо Чжэндин, Федорова Н.М. Направление неореализма в искусстве и художественном образовании Китая периода антияпонской войны // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2020. № 198. С. 36-44.

Гультяева Г.С. Художественная концепция современной китайской живописи «Неореализма» // Грани познания. 2023. № 2. С. 10-13. URL: http://

REFERENCES

Anchukov, S.V., Liao Zhengding, Fedorova, N.M. (2020), “The direction of neo-realism in art and art education in China during the anti-Japanese war”, Izvestiya RGPU im. A.I. Gertsena [Izvestiya A.I. Herzen RGPU], no. 198, pp. 36-44. (in Russ.)

Chen Chzhenvey (2006), Kitaiskaya realisticheskaya zhivopis’ [Chinese realistic painting], Cand. Sc. Thesis, Saint Petersburg, 25 p. (in Russ.)

grani.vspu.ru/files/publics/1683811252.pdf (дата обращения: 07.07.2023).

Ломов С.П., Карев Б.А., Сяобинь Го. Истоки современной реалистической живописи Китая (1966-1978 гг.) // Право и практика. 2017. № 2. С. 189-193.

Чжай Хайбинь. Китайский неореализм в изобразительном искусстве: эволюция и социокультурный контекст (конец ХХ - начало XXI века) // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. 2022. № 6. С. 75-79.

Чэнь Чжэнвэй. Китайская реалистическая живопись: автореф. дис. ... канд. искусствоведения / Гос. Рус. музей. СПб., 2006. 25 с.

tt' 2021 ° Гао Минлу. История современного китайского искусства. Шанхай: Изд-во Шанхайского университета, 2021.

ibM 2013 ° Гудман Нель-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сон. Язык искусства - путь к символической теории. Пекин: Изд-во Пекин. ун-та, 2013.

ЖИ. ФНША2Ж£1978-2008 ° }Щ№Ш1± ЩЖЩЖЙ’ 2014 ° Лу Хун. История современного китайского искусства 1978-2008 гг. Шицзячжуан, Хэбэй: Изд-во изобраз. искусств, 2014.

И//ЩШ1ШШ5®° 1998 $°| 9 т°т 7 - 8 Ш° Цюй Гуанхуа. Социальная ценность «великой дискуссии о критериях истины» // Основы теоретического обучения. 1998. № 9. С. 7-8.

РМ4^° 1918^° Чэнь

Дусю. Художественная революция // Новая молодежь. 1918.

ffiW-Б. гёШШ^^^//Х^Шё° 1986 ^° Ш 6 Ш°Ш 39 - 45 Ш° Ян Чуньши. О неореализме // Литературное обозрение. 1986. № 6. С. 39-45.

Chen Dusyu (1918), Yi shu ge ming [Khudozhestvennaya revolyutsiya], Xin qing nian [New youth]. (in Chin.)

Chzhay Khaybin, (2022), “Chinese neorealism in the visual arts: evolution and socio-cultural context (late 20th - early 21st century)”, Uchenyye zapiski Komsomolskogo-na-Amure gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta [Scientific notes of the Komsomol-on-Amur State Technical University], no. 6, pp. 75-79. (in Russ.)

Gao Minlu (2021), Zhongguo xian dai mei shu sht. shang hai shang hai da xue chu ban she [History of modern Chinese art], Shankhai. (in Chin.)

Gudman, N. (2013), Yi shu уй yan shi tong wang xiang zheng It lun de dao lu bei jing bei jing da xue chu ban she [The language of art - the path to symbolic theory], Izdatel’stvovo Pekinskogo universiteta, Pekin. (in Chin.)

Gultyayeva, G.S. (2023), “The artistic concept of modern Chinese painting «Neo-realism»”, Grani poznaniya [The edge of knowledge], no. 2, pp. 10-13. Available at: http://grani.vspu.ru/files/ publics/1683811252.pdf (Accessed 07 July 2023). (in Russ.)

Lomov, S.P, Karev, B.A., Syaobin Go (2017), “History of contemporary Chinese Art 1978-2008”, Pravo ipraktika [Law and practice], no. 2, pp. 189-193. (in Russ.)

Lu Khun (2014), Zhong guo dang dai yi shU sht 1978-2008 [History of contemporary Chinese art 1978-2008], Izdatel’stvo izobrazitel’nykh iskusstv, Khebey. (in Chin.)

Tsyuy Guankhua (1998), Guan yu zhen И biao zhfin de da bian lun de she hui jia zhi [The social value of the "great discussion about the criteria of truth"], Lt lun xun lian de ji cM [Fundamentals of theoretical education], no. 9, pp. 7-8. (in Chin.)

Yan Chunshi (1986), Lun xin xian shi zhfi yi [About neorealism], Wen xue ping lun [Literary review], no. 6, pp. 39-45. (in Chin.)

Сведения об авторах

Чжао Шуай, аспирант факультета культуры и искусств Забайкальского государственного университета (Чита), преподаватель Университета Цицикар (КНР)

E-mail: zhaoshuai@inbox.ru

Жалсанова Баирма Михайловна, кандидат философских наук, доцент кафедры теории и истории культуры, искусств и дизайна, факультета культуры и искусств Забайкальского государственного университета (Чита)

E-mail: bairma-ts@mail.ru

Authors Information

Zhao Shuai, postgraduate at the Faculty of Culture and Arts at the Transbaikal State University (Chita), lecturerat the Qiqihar University (PRC).

E-mail: zhaoshuai@inbox.ru

Bairma M. Zhalsanova, Cand. Sc. (Philosophy), associate professor of the Department of Theory and History of Culture, Arts and Design, Faculty of Culture and Arts at the Transbaikal State University

(Chita)

E-mail: bairma-ts@mail.ru

Поступила в редакцию 17.07.2023 После доработки 30.11.2023 Принята к публикации 03.12.2023

Received 17.07.2023 Revised 30.11.2023

Accepted for publication 03.12.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.