Научная статья на тему 'Философско-культурологические подходы к расшифровке ценностных кодов современной картины мира через понимание культуры и природы одаренной личности'

Философско-культурологические подходы к расшифровке ценностных кодов современной картины мира через понимание культуры и природы одаренной личности Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
42
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДАРЕННАЯ ЛИЧНОСТЬ / УСВОЕНИЕ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ / THE ASSIMILATION OF CULTURAL VALUES​​ / КУЛЬТУРНЫЕ ИНТЕРЕСЫ И ПОТРЕБНОСТИ / GIFTED PERSON / CULTURAL INTERESTS AND NEEDS

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Гавеля О.Н.

В статье исследуются ценностные коды совеменной картины мира через понимание индивидуальных способностей одаренной личности, которые обеспечивают создание разнообразных культурных ценностей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Философско-культурологические подходы к расшифровке ценностных кодов современной картины мира через понимание культуры и природы одаренной личности»

Г авеля О.Н. ©

Канд. пед. наук, доцент, профессор кафедры общественных наук, Национальная академия руководящих кадров культуры и искусств, г. Киев, У краина

ФИЛОСОФСКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАСШИФРОВКЕ ЦЕННОСТНЫХ КОДОВ СОВРЕМЕННОЙ КАРТИНЫ МИРА ЧЕРЕЗ ПОНИМАНИЕ КУЛЬТУРЫ И ПРИРОДЫ ОДАРЕННОЙ ЛИЧНОСТИ

Аннотация

В статье исследуются ценностные коды совеменной картины мира через понимание индивидуальных способностей одаренной личности, которые обеспечивают создание разнообразных культурных ценностей

Ключевые слова: одаренная личность, усвоение культурных ценностей, культурные интересы и потребности.

Keywords: gifted person, the assimilation of cultural values, cultural interests and needs.

Актуальной проблемой культурологии на сегодняшний день выступает разработка методологических подходов к расшифровке ценностных кодов современной картины мира. Ее суть заключается в глубоком понимании человеческой ментальности, индивидуальных способностей одаренной личности, которые обеспечивают создание разнообразных культурных ценностей. Неоспоримым является тот факт, что культура, в отличии от природы, является человеческим творением, а поэтому и ценностные коды современной к артины мира необходимо рассмативать в первую очередь с философско-антропологической позиции.

По мнению М. Шелера духовность выступает наиболее важной сущностью человека. Философскую антропологию (философию человека) он понимает как фундаментальную науку о человеке и его сущностной структуре. В каждом человеке таится способность к постижению истины. М. Шелер понятием «дух» определяет наивысшие идеальные, эмоциональноценностные формы бытия, как в личных измерениях, так и в более широких составляющих культуры. На этой основе им создано прекрасный образец теории ценностей. Для философа характерна направленность на раскрытие возможностей феноменологической аксиологии, в центр которой попадает тема ценностного мира человека. Ценности понимаются М. Шелером как обьективно качественные феномены, которые определяют для человека нормы оценок и создают особенное царство трансцендентных надимперических сущностей, которые находятся вне пространственно-временной реальности. Макс Шелер отрицает, что ценность - это только общее понятие, значение или смысл. Для него она всегда подана в эмоциональном созерцании; ее невзможно вывести из общих свойств предметов и явлений путем абстрагированного мышления. Философ разделяет ценности и их носителей. Под последними он понимает блага, вещи, личности, состояние вещей (Sachverhalte), в которых ценности проявляются и становятся действительными [4].

Отраженные в одаренной личности ценности могут приобретать свою реальную сущность. Рассмативая ее в качестве субстанционального деятеля или голографической модели Вселенной можна увидеть, как в ее неповторимой родовой природе отображается мировой порядок.

Способы кодировани информации - это субьективные способы, с помощью которых человек представляет (отображает) в своем опыте окружающий мир и которые он использует с целью организации своего поведения. В структуре интелекта переработка информации происходит одновременно в системе четырех основных модальностей опыта: - знак (словесноречевой способ кодирования информации); - образ (визуально-пространственный способ

© Гавеля О.Н., 2014 г.

кодирования информации); - предметное действие (предметно-практический способ кодирования информации); - эмоциональное выражение (сенсорно-эмоциональный способ кодирования информации). В такой структуре отображена следующая последовательность приобретения когнитивного опыта: когда мы что-то понимаем, мы это облекаем в словесную форму, мысленно отображаем, соотносим с определенными предметными действиями и эмоционально переживаем [3].

Опыт прочитания учеными культурных ценностей одаренной личности может содержать в себе аналогичную последовательность: 1) знакомство со словесно-речевым потенциалом личности, ее интересами и потребностями в речевой сфер; 2) раскрытие особенностей образного восприятия и мышления личности, исследование ее собственных интересов и потребностей в сфере искусства; 3) изучение особенностей предметного действия, собственно художественнотворческой деятельности личности, уровня ее достижений в области культуры и искусства; 4) выявление взаимосвязи между эмоциональным выражением и критически-теоретической деятельностью личности.

С помощью интелекта человек способен осуществлять обратный перевод с одного «языка» подачи информации на другой. У большинства, как детей, так и взрослых, в интелекте может преобладать тот или иной способ кодирования информации. На этой основе складываются индивидуально-своеобразные стили деятельности, проявляющиеся в выборочном успешном осуществлении вербальних и невербальных тестов интелекта, специфических формах креативности, разных темпах обучаемости, зависимо от содержания усваиваемого материала, а далее - в формировании индивидуальных составляющих ума (тогда речь идет про «логиков», «художников», «практиков», «романтиков»).

Когнитивные схемы отвечают за прием, сбор и переработку информации в соответствии с требованиями воссоздания устойчивых, нормальных, типичных характеристик всего того, что происходит в мире. Таким образом, можна сказать, что те виды информации, для которых у нас нет схем, мы просто не воспринимаем. Выбор культурных ценностей одаренной личности обусловлен особенностью когнитивных схем, которые индивидуально формирует ее ум.

Рассмотрение места и ценности человека в рамках культурного времени открывает перед учеными новые возможности для расшифровки ценностных кодов современной картины мира. В работах выдаючегося философа серебрянного века П.А. Флоренского воплотились антропологические взгляды на место и ценность человека в мире. В своей книге «Столп и утверждение истины» (1913) он выразил убежденность в том, что все сотворенные личности, которые являются частью существующего мира, находятся в состоянии сосуществования. По словам Флоренського, красота мира является доступной лишь для того, кто освобождается с помощью любви от замкнутого эгоизма [2].

П. А. Флоренский считал, что история начинается тогда, когда выделяется единичное из общей массы, из множества идей. Без внутреннего духовного творчества истории не бывает. Лицо личности - предмет истории, которую у П.А.Флоренського представлено как мысль в динамике ее развития. Важной задачей, которая предстает перед ученым: усвоить

конфигурацию мысли исторически, сделать предметом внимания изучение ее отдельных прослоек. Такая “микрология” дает возможность историку вступить в конкретное общение с прошлым. И чтоб в него войти, на помощь приходит тот факт, что дух только тогда дух, когда он воплощен в какую-то вещь; вещи - это мысли Бога, и поэтому необходимо обратиться к самим вещам: данным археологии, этнографии, орнитологии, палеонтологии [2].

П. А. Флоренский обращает внимание на то, что каждая историческая эпоха имеет свои собственные циклы с соответствующей первобытностью, античностью, средневековьем, новым временем. Собственно, «в каждую эпоху человеческий ум пребывает или в состоянии расхождения с ней, в таком состоянии душа утрачивает свое субстанциональное единство в хаотическом круговороте своих же состояний, или причащается Истиной» [2, 174].

У П. А. Флоренского духовность проявляется как форма родовой природы, в которой лик привязан не только к человеку, но и к любому телу, вещи (“лику природы”). Такие символы являются чувственным видением мысли Бога, которыми людям окрывается в вещах позаземной

мир. Раскиданные в историчном мире, они как раз и определяют собой смысл истории как путь к пониманию позаисторического. В соответствии с теорией П. Флоренского, человек отображает в себе всю Вселенную, а не только отдельные ее части. Своей философией он значительно опередил время. Его теория созвучна идеям, выдвигаемых современной наукой, в основе которых лежит учение о том, что Вселенная имеет голографическое строение, а в человеке и других природных телах воссозданы идеи ее организации.

Теория, которая положила начало открытию голографического эффекта, впервые была выдвинута в 1947 году Денисом Гарбором, за что он получил Нобелевську премию. Как известно, голограмма представляет собой явление, в котором «целое» помещается в каждом из его составляющих.

В последнее время ученые приходят к выводу, что реальность, по своей сути является также голограммой, и в роботе мозга заложен голографический эффект. Наши умственные процессы имеют много общего со строением Вселенной. Мозг - это голограмма, которая отображает голографичную Вселенную. Авторами этой необычной идеи выступают физик Лондонского университета Девид Бом, ученик Эйнштейна, и один из известных деятелей квантовой физики и нейрофизиолог Стенфордского университета Карл Прайбрам.

Ученный из Кембриджа, лауреат Нобелевской премии по физики 1973 года Брайам Джезефсон назвал теорию Бома и Прайбрама «прорывом в пониманни сущностей реальности». Путем проведения тысячи экспериментов Роберт Дж. Джан пришел к выводу, что мозг может непосредственно влиять и влияет на материальную действительность [1].

Если рассматривать и оценивать события реальности в условиях протекания "культурного" или "духовного" времени, человеческая жизнь предстает как наивысшая ценность. В таком контексте снимается проблема возможности существования в современных условиях жизни широкого понятия "общечеловеческие ценности" и необходимости его ограничения более узким понятием "базовые ценности".

Если мыслить категориями, сформированными в условиях протекания "социального" времени, то в условиях глобализации не обойтись без жестокой конкуренции между людьми за отстаивание собственных экономических интересов. Во всемирном пространстве "духовного" времени отражаются Идеи Бога. Центральной же выступает идея любви Бога к человеку, которая выражена в ценности каждой отдельно взятой жизни.

В ценностных кодах вышиванок находим мистическое дерево жизни, которое является синтезом природного мира Украины. Оно воплощает в себе единый мистический комплекс: «рождение - плодородие - смерть - бессмертие», и выступает символом силы, стабильности, долголетия жизни и бессмертия человеческой души. В этом образе воссоздана картина закономерного развития Вселенной, и главных носителей жизни: человека, животного и растения.

На схеме украинского свадебного полотенца традиционно вышивают дерево рода. Столб имеет две основные образующие ветви. На них - разветвления: ветви жениха и невесты, а также ветви родичей (ныне живущих - подняты вверх, умерших - опущены вниз). Дальше на полотенце размещают прошву с пожеланиями для новой семейной пары. Для невесты вышивают цветы: лилии - символ непорочности; розы - символ красоты; мак - символ продолжения рода. Лилии сопровождают узором, который должен иметь в себе крест. Для жениха вышивают: виноград - символ багатства; калину - символ непрерывности семейной жизни; дуб - символ силы и стойкости. Обязательные на свадебном полотенце обереги -стилизированные небольшие деревца в горшочках или кресты. Символические изображения на полотенце воплощают в себе все атрибуты счастливой семейной жизни и благополучия украинской семьи; дерево жизни выступает символом наследственности и неспрерывности рода, крест - древний оберег человека от злых сил. На украинских вышивках часто изображают дерево жизни, примером чего являются работы мастерицы с. Полошки Глуховского р-на Сумской области, в которых часто используется данный элемент.

На картине «Дерево жизни», вышитой современной украинской мастерицей Татьяной Протчевой из города Киева, символически передается целосность и багатство украинской души. Ее многочисленные работы можна увидеть в Интерактивном музее вышивок

Деснянского района (г. Киев), среди которых: иконы, которые светятся в темноте; картины с особым оптическим эффектом; богато расшитая национальная одежда, аксессуары. В коллекции мастерицы есть несколько вышитых карт Украины, где каждая область отмечена местным орнаментом. На вышитой иконе Иисуса Христа светится образ Спасителя, волосы и терновый венок, благодаря специальным ниткам, которые использует мастерица в своих работах. Как самобытный художник, она не только активно пропагандирует национальную культуру, но и стремится через свое творчество ознакомить зрителей с неповторимым колоритом родной земли, раскрыть глубину чувств украинского народа на основе использования наиболее важных ценностных кодов современной картины мира, сформированных украинским народом за долгую историю существования. Вышивки Татьяны Протчевой являются не только уникальными творениями искусства, которые приносят радость людям, но и визиткой Украины. В своих интервью с журналистами Татьяна Протчева подчеркивает, что вышивки - это состояние ее души, воплощенное через индивидуальную фантазию.

Рассматривая ценностные коды современной картины мира с философскоантропологической позиции можно сделать вывод о том, что в противовес ограниченному существованию эгоистически настроенных индивидов, гармонически развитая личность отображает в себе вселенскую полноту, выраженную высокими духовными стремлениями, разноообразными интересами и потребностях, богатым речевым запасом; развитым образным восприятием и мышлением; многовекторными возможностями предметного действия; творческими достижениями в области культуры и искусства; богатым эмоциональным миром. Кодируя разнообразную информацию гармонически равитая личность, таким образом, наиболее полно представляет в своем опыте окружающий мир. Созданные ею в разные времена культурные ценности полномаштабно отображают как в голограмме нашу необьятную Вселенную и требуют своего дальнейшего внимательного прочитания и расшифровки.

Литература

1. Кехо Д. Под сознание может все / Джон Кехо — М.: Попурри, 2014. — 160 с. Серия : Психология.

2. Флоренский П.А Избранное / Павел Александрович Флоренский / Под. ред. Хорунжего С.С. — М.,

1990. — Т. I. — Столп и утверждение истины: Опыт православной феодицеи в двенадцати письмах; Т. II. У водорозделов мысли . — 490 с.; Т. III. — 446 с.

3. Холодная М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования / Марина Александровна Холодная.

- 2-е изд. перераб. и доп. - СПб. : Питер, 2002.

4. Шелер М. Положение человека в космосе / Макс Шелер / Избранные произведения. — М., 1994. — с.

164.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.