Научная статья на тему 'Принцип голографии как методологический подход к интегральной медицине'

Принцип голографии как методологический подход к интегральной медицине Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1773
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОЛОГРАФИЯ / ИНТЕГРАЛЬНАЯ МЕДИЦИНА / ЦЕЛОСТНОСТЬ / THE KEY WORDS: HOLOGRAPHY / INTEGRAL MEDICINE / WHOLENESS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Дарибазарон Энхэ Чимитдоржиевич

Исходя из целостного взгляда интегральной медицины, приходим к новой интерпретации голографии науки, которую ожидает большое будущее, поскольку она способна выполнять методологическую функцию при объяснении, каким образом происходят в нас процессы исцеления и созидания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Principle of holographies as methdological approach to integral medicine

Coming from holistic glance of integral medicine, come to new interpreting the holographies a sciences, which expects big future since she is capable to execute the methdological function at explanation what image occur in us processes treatment and creations.

Текст научной работы на тему «Принцип голографии как методологический подход к интегральной медицине»

23. What have we tried to present to monographies «Understand- house BGU, 2007. ing of the nature. Comparative the approach». - Ulan-Ude, publishing

Сведения об авторах

Жимбеева Сэсэгма Иринчиновна - докторант кафедры философии СПбГПУ, кандидат философских наук; e-mail: mungenseseg@mail.ru Data on authors

Zhimbeeva Sesegma Irinchinovna- doctorant of the Philosophical chair of St. Petersburg State Polytechnic University, PhD, e-mail: mungenseseg@mail.ru

УДК 14:61 ББК 5в

Э.Ч. Дарибазарон

ПРИНЦИП ГОЛОГРАФИИ КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИНТЕГРАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЕ

Исходя из целостного взгляда интегральной медицины, приходим к новой интерпретации голографии - науки, которую ожидает большое будущее, поскольку она способна выполнять методологическую функцию при объяснении, каким образом происходят в нас процессы исцеления и созидания.

Ключевые слова: голография, интегральная медицина, целостность.

E.Ch. Daribazaron

THE PRINCIPLE OF HOLOGRAPHIES AS METHDOLOGICAL APPROACH TO INTEGRAL MEDICINE

Coming from holistic glance of integral medicine, come to new interpreting the holographies - a sciences, which expects big future since she is capable to execute the methdological function at explanation what image occur in us processes treatment and creations.

Key words: The key words: holography, integral medicine, wholeness.

В 70-80-х гг. ХХ в. была разработана концепция головерсума. В соответствии с этой концепцией информация из Вселенной, в основе строения которой лежит голографический принцип, отражается в мозговых структурах также голографическим способом. Согласно концепции универсальной космической голограммы, Вселенная представляет собой единую, неделимую целостность, составные элементы которой имеют смысл только в их отношении к целому.

Каждое тело живет по своим законам - законам Микрокосма и в то же время, будучи голографическим отражением Вселенной (Макрокосма), подчиняется космическим законам, которые подтверждены современной наукой. По мнению многих ученых и мыслителей, голографическая модель Вселенной является одной из самых перспективных картин реальности на сегодняшний день [1].

Г олограмма, раскрывая взаимоотношение частей и целого и представляя уникальное концептуальное средство для понимания принципа целостности, является сущностной характеристикой разнообразных философских течений. У современного голографического подхода к Вселенной есть исторические предшественники в древней индийской и китайской духовной философии, в монадологии немецкого философа и математика Г. Лейбница. Например, прекрасной иллюстрацией указанного принципа служит поэтический образ ожерелья ведического бога Индры. В них содержится голографический принцип отражения Вселенной в многомерном строении человека, «все в одном, одно во всем».

Основной принцип голографии - каждая частица содержит в себе всю информацию о целом. В орга-

низме человека мы находим много доказательств голографического отображения. Это прежде всего сама клетка, где в отцовской ДНК хранится достаточно информации для воссоздания всего человеческого организма. Это отображение органов и систем в малых объемах поверхности тела: ушная раковина, радужная оболочка, глаза, нос, зубы и т. д.

Голографичен и сам мозг. Все записи, которые происходят в мозге как на биологическом экране, го-лографичны. Идея голографирования в организме на уровне памяти коры головного мозга учеными высказана достаточно давно, затем обоснована теоретически и экспериментально доказана. В 1947 г. математик, Нобелевский лауреат Деннис Габор вывел уравнение, согласно которому стала возможной трехмерная фотография, которую Д. Габор назвал голограммой. Первую голограмму создали с помощью лазера в 1965 г. Эмметт Лейт и Юрис Упати-никс. В 1969 г. доктор Карл Прибрам, всемирно известный специалист по физиологии мозга из Стэн-фордского университета, предположил, что голография может послужить прекрасной моделью процессов, происходящих в головном мозге. В 1971 г. доктор Дэвид Бом, известный физик, работавший вместе с А. Эйнштейном, высказал гипотезу о том, что, возможно, Вселенная построена на голографических принципах. Работы Д. Бома отражают новые представления физики о природе сознания. Они складывались в рамках голографической модели. В чем ее сущность? К. Прибрам поставил перед собой вопрос: в какой части мозга закрепляется память? Последовательно отсекая в экспериментах разные участки мозга, он пришел к выводу, что накопленная инфор-

мация фокусируется везде, в любой клетке, по принципу голограммы: по любой части можно воспроизвести все исходное изображение [2].

Д. Бом воспринял идею К. Прибрама о том, что материальная структура Вселенной вообще подобна гигантской голограмме. Это слово стало паролем новой научной парадигмы. Если каждая часть Вселенной отражает всю ее структуру, стало быть, можно вывести некий универсальный архетип всеобщей связи. Но это, по Д. Бому, вовсе не закостеневший, внутренне сцепленный миропорядок. Вселенная подобна потоку дхарм, элементарных частиц, существующих одновременно и взаимозависимо (по буддийски - сантана). Движение этого потока он назвал «голокинезом». В понимании Д. Бома, голодвижение представляет собой динамическое явление, на основе которого образуются все формы материальной Вселенной. Цель такого подхода заключается в рассмотрении порядка, вложенного в это голодвижение, путем описания не структуры объектов, а структуры движения, что позволяет принять во внимание как принципиальное единство вселенной, так и ее динамическую природу [3].

Рожденная естественнонаучным поиском, новая картина Вселенной тянется к философскому образу гераклитова потока. Да она и не может обойтись без философии, потому что актуализирует древнейшие воззрения, архаические сюжеты. Тайны мироздания, даже когда они обнаруживаются в пробирке или в тончайшем приборе, оживляют традиционные мировоззренческие клише [4].

К. Прибрама весьма воодушевили идеи Д. Бома, поскольку они поддержали его собственную идею о том, что голографический мозг собирает и считывает информацию голографической Вселенной.

Так, К. Прибрам утверждает, что основная реальность - это энергетические символы, которые наш мозг улавливает с помощью органов чувств. Головной мозг интерпретирует энергетические сигналы в цвете и форме, скажем, яблока. То есть имеется в виду, что истинная реальность подобна лазерному лучу, который переносит информацию в пространстве. То, что мы воспринимаем как реальность, есть не что иное как трехмерная проекция яблока в голографическом изображении. Истинную реальность надо искать в энергии, которую воспринимают наши органы чувств, а не в объектах, которые мы описываем, как реальные.

Доктор К. Прибрам считает, что наш мозг действует подобно голограмме, проецируя реальную энергию луча в иллюзорное изображение яблока. Головной мозг, используя пять чувств, улавливает излучение того поля, на которое мы в данный момент обратили внимание, и трансформирует поле в некий объект, который и кажется нам реальным. Проще говоря, то, что мы воспринимаем, есть не что иное, как вторичная реальность. Это всего-навсего символ более глубокой реальности (энергоинформационного луча), которая проецируется в нашем сознании как чувственно воспринимаемый объект.

К. Прибрам утверждает, что все наши чувства, действуя совместно, создают в мозге иллюзию реального мира подобно тому (здесь легко можно про-

вести аналогию с пятью скандхами и шуньятой буддизма), как стереосистема создает иллюзию объемного звучания или как наушники создают иллюзию того, что звук рождается в голове слушателя. Пока, правда, создана голограмма, которая может использовать только свет, воздействующий на наше зрение, но настанет тот день, когда, возможно, будут созданы голограммы, использующие осязание, слух, обоняние и вкус. К. Прибрам также подчеркивает, что головной мозг обрабатывает поступающую информацию по некоему привычному шаблону. Это означает, что испытываемые ощущения и результирующие представления совпадают с ожиданиями, основанными на убеждении, верованиях и наследственности. Поскольку реальность творится сознанием, оно творит и собственный опыт познания реальности, потому что это познание тоже часть реальности.

Исходя из целостного взгляда интегральной медицины, приходим к новой интерпретации голографии - науки, которую ожидает большое будущее, поскольку она способна выполнять методологическую функцию при объяснении, каким образом происходят в нас процессы исцеления и созидания. В голограмме мы одновременно являемся и наблюдателем, и творцом. Мы не часть некой схемы - мы сами схема. Голограмма выводит нас за рамки одномерного линейного времени и трехмерного физического пространства. Голограмма символизирует взаимосвязь и взаимозависимость всего в природе. Она сама по себе есть неограниченность. Она объединяет в себе все опыты всего человечества и всей Вселенной - будучи голограммой мы получаем возможность ощутить себя всем на свете, самой Вселенной. Голограмма - это воплощенные прошлое, настоящее и будущее, соединенные в непосредственном опыте. Человек не ограничен рамками своего физического тела. Ему, в принципе, доступна любая информация о Вселенной

- о ее прошлом, настоящем и будущем. Он может, по всей вероятности, без ограничений перемещаться по всем измерениям пространства. Он, выходит, может одновременно присутствовать везде. Быть голограммой - это значит быть очень большим и связанным со всей Вселенной. Он одновременно целое и его часть, это значит представить себе огромность целого, которое в ответ обращает к тебе свое человеческое лицо. Представление себя голограммой придает мужества и вселяет надежду. Голография, видимо, позволит приобщиться к универсальному знанию и пониманию всего на свете. Быть голограммой - значит освободиться от пут дуалистической дисгармонии и войти в мир света, единения и знания. Голографический жизненный опыт требует расширенного понимания и осознания, повышенной чувствительности и восприимчивости к личностному и межличностному. Овладеть этим искусством можно шаг за шагом.

Голографическое чувство - это переживание момента целительства. Когда человек перестает ощущать свою зависимость от одномерного времени и трехмерного пространства, автоматически начинается процесс исцеления. Такова истинная природа Вселенной [5].

Вероятно, самое мощное воздействие на здоровье оказывает наше сознание, выраженное как наме-

рение, и энергоинформационные уровни нашего тела, являющиеся результатами намерений, - это фундаментальные факторы, определяющие здоровье и его расстройства. Все это означает, что наши намерения, как осознанные, так и подсознательные, и способ их воздействия на мысли, чувства и действия являются первичными факторами, определяющими состояние нашего здоровья. Любое физическое заболевание - это всего лишь физическое выражение истинного расстройства, гнездящегося на уровне сознания. Именно в сознании находится основа множества расстройств здоровья.

Медицинская наука, построенная на классической физической картине мира, основывается в своей деятельности на вторичных причинах, оставляя без внимания первичные.

Согласно голографическому взгляду на природу, невозможно воспринимать раздельно людей, события, вещи и нематериальные объекты. Происходящие в природе события оказывают воздействие не только в ближайшем окружении, но и во всей Вселенной, хотя это воздействие может остаться незамеченным. Голографическая модель сознания - это модель «преобразования», которая позволяет объяснить такие психофизические феномены, как получение информации из недоступного прошлого и пророчество будущего [6].

Этот взгляд находит подтверждение даже в нашем повседневном опыте - нет таких событий в науке, политике, психологии, которые происходили бы изолированно. Любое событие - политическое, психологическое, атомное и субатомное - не может восприниматься как нечто изолированное, само по себе, и оказывающее воздействие только в ближайшем окружении. Современная наука и политика уже показали, что происходящие в их «епархиях» события немедленно влияют на все стороны жизни человечества. Особенно наглядно это видно на примерах атомного оружия и экологии.

Все, что мы делаем, говорим, думаем, все, во что мы верим, относительно здоровья и здравоохранения, оказывает немедленное воздействие на всех людей. Исцеляясь сами, мы исцеляем других. Помогая другим, мы одновременно помогаем себе.

Принимая голографическую модель реальности в качестве методологического императива, мы начинаем смотреть на природу совершенно не так, как предписывает нам западная наука, которая дала свое толкование действительности в довольно далеком прошлом. Поскольку целостное трехмерное изображение продолжает проецироваться независимо от того, насколько мал оставшийся кусок фотопластинки, постольку голография ясно демонстрирует, что в каждом фрагменте (фотографической пластинки) содержится целое (изображение яблока).

Любая частица нашего организма содержит его целостную схему. В физическом смысле это гены, содержащиеся в каждой нашей клетке. (В каждой клетке находится весь генетический набор.) Настает такое время, когда можно будет клонировать человека из его единственной клетки. Но с моральнонравственной точки зрения это открытие может быть глубоко проблематичным. Так ли это - покажет нам

недалекое будущее.

На энергетическом уровне это означает, что энергетический клочок информационного поля од-ной-единственной клетки содержит заряд здоровья для всего организма. Мы можем воздействовать именно на этот участок, чтобы исправить положение в целом организме. Для этого надо иметь в своем распоряжении хотя бы одну здоровую клетку.

Мы включаем в себя всю Вселенную. Это утверждение можно сформулировать и по-другому: каждый индивид заключает в себе все на свете. Значит, исследуя и познавая себя, исследуем и познаем Вселенную. Исцеляя себя, мы помогаем исцелить Землю и Вселенную. Используя принцип голографии, можно прийти к выводам, которые вряд ли могли быть получены на основании лишь методов дедукции и логики [7].

Теперь нам хорошо известно, что любое событие прошлого органически вплетается в ткань настоящего. Все, что мы делаем, затрагивает очень широкий круг людей, возможно, намного более широкий, чем мы можем предположить. Наши действия касаются не только нашего ближайшего окружения, но и тех, кто пребывает в отдалении, поскольку не существует никаких временных и пространственных границ. Все события и действия голографичны по своей природе

- а это значит, что они не зависят от времени и пространства. Законы мироздания действуют вне границ времени и пространства, поскольку на уровне первичной реальности эти понятия просто не существуют.

Что касается нашего личностного уровня, то здесь каждый из нас, находясь в настоящем, имеет возможность доступа ко всем моментам времени. Другими словами: мы существуем сейчас и всегда, здесь и всюду.

Человек прочными незримыми нитями связан с тем своим «я», которое существовало до болезни или будет существовать после выздоровления. Этот опыт здоровья можно перенести в настоящее и воспользоваться им для исцеления. С другой стороны, в противоположность этому мы можем извлечь опыт из предыдущих или будущих болезней, чтобы использовать его во благо своей мудрости. Приобщившись к вселенской целостности, можно исцелиться от болезни как таковой.

Каждый аспект любого события индивидуален и не идентичен другому аспекту. В свое время были проведены эксперименты, доказавшие, что свет является одновременно частицей и волной энергии. Однако в других экспериментах было показано, что эти частицы не ведут себя подобно неким неизменным предметам. Скорее эти частицы похожи на «индивидуальные взаимодействия», в основе которых также лежит энергия. Следовательно, каждый аспект жизни Вселенной - это либо волна энергии, либо частица этой энергии.

Все живое состоит из энергии. Замена нашего представления о том, что мы являемся твердой материей, представлением о том, что мы на самом деле состоим из света, очень поможет нам по-новому воспринять окружающий нас мир и Вселенную. Независимо от нашего разума, наши тела способны к силь-

ным и быстрым изменениям, поскольку они состоят из световой энергии. Ежесекундно наши физические тела становятся другими, не такими, какими были за мгновение до этого.

Основной реальностью в нашем мире является сущность (духовная самосознающая сущность). В это понятие мы включаем индивидуальную сущность личности и сущность объединенную, которую мы называем универсальной сущностью. Всякое творение исходит из этой сущности: наше сознание, разум, чувства и материя, включая наше физическое тело. Здоровье есть результат проникновения нашей истинной уникальной сущности в индивидуальное сознание, разум, чувства и физическое тело. Таким образом, мы сами творим собственное здоровье.

Заболевание есть результат искажений нашего сознания, которые блокируют прохождение сущности сквозь все уровни до физического тела. Расстройство здоровья есть показатель того, как мы отделяем себя от своего глубинного бытия, от своей сущности.

То, что мы творим, есть голографическое отображение нашей индивидуальности в совокупности с коллективным «я» людей, с которыми мы связаны. Таким образом, картина содержит в себе как мельчайшие индивидуальные нюансы, так и вселенское величие. Иначе говоря, творение не есть сугубо личный процесс - он тесно переплетен с процессами, происходящими в голографическом поле с другими людьми, с которыми мы в наибольшей степени связаны. Творческие акты нашей личности меньше зависят от людей, с которыми мы связаны меньше.

В процессе становления как здоровья, так и болезни нельзя отделять наш внутренний мир или отдельно взятое «я» каждого конкретного человека от внутреннего мира и «я» других людей. Мы все спаяны в одну семью. Все, что мы думаем, чувствуем и творим в отношении здоровья и его расстройств, неизбежно отражается на других, а точнее, на всех людях планеты. Выражая нашу сущность и уникальность, мы несем здоровье всем людям, поскольку тем самым позволяем им беспрепятственно выразить и их уникальную сущность.

Каждая частица нашего существа содержит всю Вселенную; каждая клетка нашего тела вмещает в себя суть целостного организма. Мы обладаем способностью влиться органической частью в великий поток исцеляющей силы и света Вселенной. Это живой и реально существующий поток. Информация во Вселенной не рассредоточена по всему ее бесконечному пространству - она просто существует всегда и везде [8].

Время тоже голографично по своей сути. С целью излечения от болезни мы можем перемещаться во времени и получать информацию о прошлом и, вероятно, о будущем. Для исцеления мы можем воспользоваться мудростью всех без исключения эпох. Мы сами - эта мудрость; она в нас и вокруг нас. Первичная и истинная реальность - это реальность сознания и энергии. Всякая наука, которая концентрирует свое внимание на вторичной или материальной реальности нашего физического мира, занимается исследованием иллюзий и, следовательно, является

иллюзорной. Если это действительно так, то следует, очевидно, поддержать новую теорию, согласно которой пространственный мир представляется несколько сложнее своей трехмерной модели, которую упрямо подсовывает нам современная наука. Для восприятия новых теорий требуется долгое время и терпение, поскольку мы все еще находимся в привычных устаревших представлениях.

Во-первых, нам самим надо сильно измениться, для того чтобы воспринять голографический взгляд на строение Вселенной. Новый взгляд бросает нешуточный вызов нашей личности и заставляет почувствовать большую ответственность за себя и свое существование в мире. Такой подход требует, чтобы мы с большей ответственностью относились к тому, что делаем для себя и других. Что касается здоровья, то голографический взгляд на него предполагает повышенную меру ответственности за состояние собственного здоровья. Правда, одновременно мы обретаем невиданные ресурсы, позволяющие придерживаться нового образа жизни. На той стадии развития, на которой мы сейчас пребываем, нам невозможно даже приблизительно представить себе, насколько мощная потенциальная энергия и глубокие знания поступят в наше распоряжение, как только мы познаем реальность, где снимается принципиальная субъектно-объектная дихотомия. Бом называет этот глубинный уровень импликативным, то есть «скрытым», порядком, - пишет М. Талбот, - в то время как наш собственный уровень он определяет как экспли-кативный, или раскрытым [9].

Ответы на неразрешимые для традиционной западной медицины вопросы, завуалированные фразами типа «спонтанная ремиссия» или «чудо», можно найти в рамках голографической модели. Согласно этой модели, болезнь - это эквивалент подвешенного в пространстве изображения яблока, которого на самом деле, в физическом смысле, нет. Болезнь не существует сама по себе - это символ дисбаланса, нарушения энергетического равновесия, которое и явилось истинной причиной заболевания. То, что традиционная западная медицина называет болезнью, есть только символ истинного дисбаланса, который имеет место на более глубоких уровнях человеческой души. Целители в таких случаях говорят, что болезнь -это физическое проявление глубинных нарушений.

В голографической модели все взаимосвязано. Например, на практике мы увязываем недостаточность функции поджелудочной железы с неспособностью наслаждаться жизнью и ее проявлениями.

Поджелудочная железа имеет отношение не только к перевариванию углеводов, но и к нашей способности получать от жизни удовольствие, наслаждаться ее разнообразными сторонами, извлекать радость из наших отношений с людьми и своего восприятия действительности. Сначала такой взгляд на вещи обескураживает. Однако после того, как человек приучит себя к мышлению в терминах энергетических полей, подобные воззрения становятся обыденной нормой. У человека со здоровой поджелудочной железой наблюдается прямая энергетическая связь между полем поджелудочной железы и способностью взаимодействовать с энергетическим по-

лем вселенского счастья.

Симптомы болезни становятся друзьями больного, если он мыслит голографически. Функциональная «обязанность» симптомов извещать больного о том, что внутри его организма, в глубинных слоях его, образовался какой-то дисбаланс энергии. Симптом подобен концу нити Ариадны. Взявшись за кончик, мы в конце концов придем к источнику. В этом-то и кроется причина болезни.

Следовательно, с голографической точки зрения это означает, что с данного момента целитель работает со связями, которые соединяют пациента с целостной системой мироздания, с великой системой Универсального Бытия. Именно на таком уровне понимания состояние нездоровья рассматривается как очевидное нарушение связей и равновесия между индивидом и абсолютным планом.

Таким образом, опираясь на принцип голографии как на методологический императив, мы приходим к выводу, что метафизические и естественнонаучные основания интегральной медицины гармонично приходят к логическому завершению в целостном мировоззрении.

Литература

1. Югай Г. А. Голография Вселенной и новая универсальная философия. - М., 2007. - С. 25.

2. Прибрам К. Языки мозга. - М., 1975. - С. 78.

3. Капра Ф. Дао физики. - СПб., 2008. - С. 297.

4. Философия и мистика (Полемика П.С. Гуревича с Д. Бомом) // Ежегодник Философского общества СССР. - 1991. - С.119.

5. Бреннан Э. Б. Свет исходящий. Путь к исцелению. - М., 2000. - С.50.

6. Человек. Энциклопедический словарь. - М., 1999. - С.318.

7. Гербер Р. Вибрационная медицина. - М., 2008. - С. 45.

8. Коновалов С. С. Книга, которая лечит. Человек и Вселенная. - СПб., 2001. - С.51.

9. Талбот М. Голографическая Вселенная. - М., 2005. - С. 61.

Literature

1. Yugay G.A. The Holography Cosmos and new universal filosofics. - M., 2007. - P. 25.

2. Pribram K. Languages of the brain. - M., 1975. - P.78.

3. Kapra F. Dao physicists. - SPb., 2008. - P. 297.

4. Filosofiya and mysticism (the Polemics P.S. Gurevicha with D. Bom) // Yearbook Philosophical society USSR. 1991. - P.119.

5. Brennan E. B. Light outgoing. The Way to treatment. - M., 2000. - P.50.

6. The Persons. The Encyclopedic dictionary. - M., 1999. - P.318.

7. Gerber R. Vibratory medicine. - M., 2008. - P. 45.

8. Konovalov S.S. The Book, which cures. The Persons and Universe. - SPB., 2001. - P.51.

9. Talbot M. Holographic Universe. - M., 2005. - P. 61.

Сведения об авторах

Дарибазарон Энхэ Чимитдоржиевич - кандидат философских наук, докторант кафедры философии Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ.

Data on authors

Daribazaron Enhe Chimitdorzhievich - cand. of phylosophy doctorant of philosophical department of Buryat State Universities, Ulan-Ude.

УДК 11 ББК А5

Е.Б. Баторова

ДВЕ КОНЦЕПЦИИ СПРАВЕДЛИВОСТИ КАК МЕТАЭТИЧЕСКОГО ПРИНЦИПА ФИЛОСОФИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

В истории философии сложилось два принципиально разных подхода к решению проблемы гражданского общества. Теоретический анализ их содержания показывает, что данное различие обусловлено той смысловой интерпретацией принципа справедливости, который является метаэтическим основанием всех концепций гражданского общества и свободы. Ключевые слова: общество, гражданское общество, справедливость, благо, равенство, свобода, права человека.

E.B. Batorova

TWO CONCEPTS OF VALIDITY AS МЕТАЕТШСАЬ OF A PRINCIPLE PHILOSOPHIES OF A COMMUNITY

In the history ofphilosophy there are two completely different approaches to the solution of the problem of the civil society. The theoretical analysis of their contents shows that this difference is conditioned by such an interpretation of the principle is sense justice which is the metaethic foundation of all the concepts of the civil society and liberty (freedom).

Key words: society, civil society, justice, good, eguality, liberty (freedom), human right.

Выявление философского смысла идеи гражданского общества в истории социально-политической мысли демонстрирует ее генетическую связь с принципом справедливости. Проблема социальной справедливости является одной из важнейших мировоззренческих проблем, неразрывно связанных с социальным бытием человека, с осмыслением этого бытия и человеческой деятельности. У справедливости много аспектов: социальный, экономический, правовой, политический, этический и др. Но все они в раз-

витом обществе приобретают политико-правовой характер. Однако историко-философский анализ данного понятия показывает, что его сущность и содержание имеют этико-гносеологический характер. Так, для античной мысли справедливость - господство добродетели, которая есть разумность и, следовательно, объективное основание идеального общества. Совпадение разумности и добродетели в понятии справедливости и делает его критерием социальной действительности, двигателем исторического про-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.