Научная статья на тему 'Философско-культурологические особенности русского подвига'

Философско-культурологические особенности русского подвига Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
372
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Философско-культурологические особенности русского подвига»

гативными сторонами. На втором этапе подростки выбирали для себя индивидуальный рекламный «имидж», стиль, форму рекламы, связанную с пропагандой ценностей российской художественной культуры (музыка, архитектура, живопись, театр и др.). Заключительный этап проходил в виде конкурса реклам, когда учащиеся разделились на «публику», «зрителей» (потребители рекламы) и авторов рекламных текстов. Главный тип рекламы, используемый в процессе экспериментальной работы - реклама информационная. Создавая такую рекламу, подросток должен был ознакомится с многими событиями в области художественной культуры, которые проходили в школе, в районе, в городе, в стране. Как правило, большинство подростков справлялись с заданиями кратко описать культурное событие, подобрать к тексту соответствующее по настроению музыкальное сопровождение и изобразительный ряд (брэнд).

Проведенное нами исследование показало, что использование рекламы с целью пропаганды

и распространения ценностей отечественной художественной культуры в среде подростков способствует интенсификации процесса художественного воспитания, формирует духовно-нравственные потребности и вкус, укрепляет позиции личностного «я».

Библиографический список

1. Лещук Н. С. Подростки и реклама: Учебное пособие. - М., 2003.

2. Савицкая В.Ю. реклама как фактор социокультурной динамики: Дисс. ... канд. культурологии. - СПб, 2005.

3. Костина А.В. Основы рекламы: учебное пособие / А.В.Костина, Э.Ф.Макаревич, О.И.Кар-пухин. - М., 2006.

4. Рапацкая Л.А. Русская художественная культура. Учебник для X класса общеобразовательной школы. - М., 2005.

5. Мокшанцев И. Р. Психология рекламы: Учебное пособие. - М., 2002.

А.В. Трофимова

ФИЛОСОФСКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО ПОДВИГА

Предметом исследования является феноменальность русского подвига, как . уникального проявления сущностных сил человека в экстремальных условиях.

Понятие подвига в национальном отечественном сознании связано с такими однокоренными словами как «подвижничество» и «движение». Т.е. подвиг - это то, что направлено на изменение негативного хода вещей (поступков) к лучшему, это движение во имя людей, во имя других. И философия подвига включает в себя сопутствующие понятия - жертвенность, доброта, выносливость, стойкость, смелость и др.важные качества.

В переломные для существования культуры эпохи, люди воскрешают образ Человека-героя. Качественные изменения в культуре требуют поиска нового типа человека, адекватного изменяющемуся миру. В условиях хаоса и аномии герой выступает духовным ориентиром. Следуя потребности общества в героических образцах поведения, возникает ряд псевдогероев, с экранов и страниц книг, пропагандирующих ненависть, насилие, самоубийство, а также полити-

ков, героизирующих свою деятельность не всегда бескорыстных целях. Поклонение героям сегодня - зачастую поклонение созданным искусственно образам-призракам.

Изучение подвигов в наши дни необходимо по множеству причин:

1. Это расширение антропогенных возможностей современника, которому порой кажется, что подвиги существуют лишь в преданиях и книгах.

2. Это решение актуальной задачи педагогического образца, примера для подражания, человеческого позитива, альтернативного засилью негативных факторов, снижающих человеческий потенциал.

3. Это постановка важной гуманитарной задачи взаимоотношений героического и этического в условиях негероических будней.

4. Аксиология подвига - какие ценности носят побудительный характер, какие - репродуктивный.

Способность к подвигу представляет собой возможность субъектом осуществить интенцио-нальное развертывание собственной укорененно-

сти в бытии в опыте-пределе, который обнаруживается как переход неравновесных, неупорядоченных и неустойчивых состояний во внутренние порядки - культурные акты своего существования.

Различные типы человеческих подвигов (военные, духовные, научной деятельности и др.) опираются на факты, состоявшиеся в культуре, философии, науке, искусстве, где человек запечатлен своей натуральной формой. Становящиеся явления повседневности и экзистенции как прообразы, превращаемые в культурные артефакты субъектом как автором онтологического действия, включаются в автореференцию субъекта (способность установления собственных значений), событийную рефлексивность (возвратность, обращенность на себя) и творческое действие (завершенность образов в обращении на себя).

Как модель жизни, героизм является одной из основ отношения человека к миру, и в частности отношений, в которых субъективные связи человека с другими людьми и самим собой создают метасоциальные предпосылки как динамические первоначальные условия актуализации всех последующих онтологических процессов для решения противоречия сущности и существования.

Подвиг - уникальная форма бытия субъекта, где первоначальные условия его объективирования зависят от особой представленности развития как следствия знания о переходных структурах, выраженных в перераспределении концептов феноменологии от идеальной сущности к существованию. Герой выступает в качестве внутреннего центра, реализующегося в общественном организме, ориентирующем все объективные и субъективные процессы.

Культурно-антропологическое явление «подвига» появляется в результате взаимодействия человека с миром. Контактируя с окружающей действительностью, каждый герой в своих поступках индивидуален и неповторим. Поэтому, с одной стороны, существует значительное разнообразие подвигов, которые обусловлены как личностными качествами субъекта, так и его социальным развитием. С другой стороны, выходя на уровень всеобщих характеристик культурного процесса, можно сказать, что подвиг, многообразный в своих проявлениях, имеет универсальное начало. Общекультурная значимость подвига состоит, прежде всего, в том, что через него проявляется нравственная сущность человека-героя, утверждается ценность человеческой жиз-

ни и значимость для ее существования духовных ценностей. Герой является «выразителем всеобщего в индивидуальном»1.

Таким образом, подвиг - явление диалектическое. Оно как объективно, так и субъективно по своей культурно-мотивационной природе; как идеально, по своей сути, так и материально по своему выражению. Сочетая в себе одновременно статику и динамику, оно оказывается и эмоциональным, и закономерным - данная особенность заложена в самой природе человека. Анализируя героическое поведение, мы исследуем субъективное познание и его объект одновременно.

В нашем исследовании мы, в первую очередь рассматриваем подвиг, который совершается благодаря духовной, нравственной подготовке героя, как результат внутреннего развития культуры личности.

При характеристике особенностей русского героизма нужно учитывать культурно-исторический фон, на котором формировалась способность к подвигу. В России в ходе ее истории произошло как бы переплетение двух типов культур: рационалистического, западноевропейского и восточного, византийского типа с его интуитивным мироощущением и живым созерцанием, включенного в русского сознание через православие. Самобытная русская культура в своих новаторских исканиях тесным образом связана с нравственно практической направленностью, доминированием моральной установки, поиском духовных ценностей в деятельности.

В российском менталитете важную роль играет готовность к подвигу, приверженность к героизму. Это связано с исторической необходимостью - защищать свое отечество от бесчисленных внешних и внутренних врагов в сложных климатических условиях, о чем писал историк Н.М. Карамзин2. Складываясь на протяжении многовековой истории, образ подвига запечатлевался первоначально в формах стихийно складывающегося массового сознания, устного народного творчества (в частности, в т.н. героическом эпосе), становился предметом художественной литературы, искусства.

Уникальные явления русской культуры, в том числе и такое феноменальное проявление духа как подвиг, рассматривали в своих исторических концепциях развития русского народа В.О. Ключевский, Н.И. Костомаров. С.М. Соловьев выработав систему взглядов на сущность

общественно-исторического развития, сделал акцент на внутренних духовных движущих силах этого развития.

Русская философия представляет метафизический уровень национального самопознания, который выражает глубинные, субстанциональные основы национальной психологии, моделирует национально-культурный стереотип. Специфические черты русского национального сознания выделяются по разным основаниям, в разных контекстах и сочетаниях. В качестве таковых в русской философии выделялись: устремленность к Абсолюту, соборность, нравственно-эстетическая доминанта, духовность, открытость к диалогу, «разум сердца», мессианизм и другие.

Отечественные атеистические, революционно-демократические течения выработали определенный тип благочестия, самоотречения и служения - подвиг, самопожертвование во имя общего дела. Соборность и всеединство - константы русского национального сознания.

Соборность как характерную черту русского национального сознания отмечали многие мыслители. Со времен ранних славянофилов утвердилось положение, что подлинно христианские начала сохранились только в рамках православия. Только православной, и, в частности, русской культуре присуща соборная стихия духа, творческая устремленность, особая форма целостности, единства - соборность.

В контексте социальной философии соборность - это общность людей, свободных от антагонизма, объединенных верой в православные ценности, совместным познанием истины, это сочетание в христианской любви свободы каждого и единства всех.

У А.С. Хомякова понятие соборности очень близко к христианскому учению о соборной личности, суть которого состоит в том, что «пребывание в Церкви, как в богочеловеческом организме, создает «новую тварь»... Та отделенность людей друг от друга, их взаимонепроницаемость, которая есть следствие греха, как бы исчезает в благодатном действии Церкви. ..»3.

В российском менталитете готовность к подвигу определяется исторической необходимостью защищать свое отечество от бесчисленных внешних и внутренних врагов. И русский подвиг связан с коллективизмом, соборностью, когда герой воспитывается народным духом патриотизма, идеалом верности, выносливости, т.е. поведени-

ем согласно своему исторически сложившемуся «коду»4 в любых обстоятельствах.

Типичная для русских, «соборность», по мнению А.С. Хомякова, это «своеобразное единство в деле совместного отыскания пути к спасению»5. «Всеединство» B.C. Соловьев определяет следующим образом: «Я называю истинным или положительным, всеединством такое, в котором единство существует не за счет всех или в ущерб им, а в пользу всех; истинное единство сохраняет и усиливает свои элементы, осуществляясь в них как полнота бытия»6.

Современный философ В.Н. Сагатовский пишет о соборности следующее: «Соборность -этим словом можно предельно кратко выразить сущность русской идеи... Разумеется, для более полного раскрытия русской идеи потребуются и другие ценности и понятия. Но все они так или иначе вытекают из соборности, конкретизируют ее, являются разверткой богатейшего содержания этой первоначальной интуиции русского духа. Соборность является его первой характеристикой исторически, логически, мировоззренчески.

.. .Она является основополагающей категорией русской философии, ... содержит в себе основной принцип отношения к миру, выражающий существо русской ментальности»7.

Активная созидательная деятельность людей, неразрывно связанная с божественной сферой, ориентирована на воплощение красоты и осуществляется не по человеческому произволу, но на основе восприятия «высших творческих сил»8.

Таким образом, подвиг должен служить делу истины и добра на земле. Красота, истина и добро во всей полноте «живут только своим союзом». Ф.М. Достоевский говорил, что «красота спасет мир». Это может означать превращение физической жизни в духовную, то есть в такую, которая содержит в себе слово или откровение, способное выражаться во вне; которая обладает способностью одухотворять, преображать материю. Достоевский, показав общество во всевозможных брожениях и постоянном движении, выдвинул «положительный религиозный идеал» и искал пути его конкретной реализации. Этот идеал Достоевский обрел в глубинах народной веры.

Славяне, особенно русские, как считает В. Шу-барт, являются представителями «иоанновского типа человека». Этот иоанновский, мессианский человек чувствует себя призванным «создать на земле высший божественный порядок, чей об-

раз он в себе роковым образом носит. Он хочет восстановить вокруг себя ту гармонию, которую он чувствует в себе. Мессианского человека одухотворяет не жажда власти, но настроение примирения и любви... он ищет разобщенное, чтобы его воссоединить... Он видит в людях не врагов, а братьев; в мире же не добычу, на которую нужно бросаться, а грубую материю, которую нужно осветить и освятить. Им движет чувство некой космической одержимости, он исходит из понятия целого, которое ощущает в себе и которое хочет восстановить в раздробленном окружающем»9.

Таким образом, определение соборности включает в себя не только черты коллективизма, общинности русских, но и раскрывает глубинные основы этого единения как «духовного единства людей, укорененных в общих и высших духовных ценностях - в Боге»10. Н.О. Лосский, изучая русский национальный характер, приходит к выводу, что «наиболее глубокая черта характера русского народа есть его религиозность и связанное с нею искание абсолютного добра, следовательно такого добра, которое осуществимо лишь в Царстве Божием»11. Мыслитель отмечает, что в России стремление к абсолютному добру проявилось по-разному в высших и низших слоях общества. Для высших слоев - это и стремление к более глубокому пониманию истин христианства, их осуществлению в личной и общественной жизни, и то, что князья к концу жизни постригались в иноки, и расцвет религиозной философии в России. Для низших же слоев наиболее ярким проявлением искания абсолютного добра он считает паломничество и странничество ко святым местам.

К тем же выводам приходит Н.А. Бердяев: «У русского всегда есть жажда иной жизни, иного мира, всегда есть недовольство тем, что есть. Странничество - очень характерное русское явление, в такой степени незнакомое Западу... Странник ищет правды, ищет Царствия Божьего, он устремлен в даль... Есть не только физическое, но и духовное странничество. Оно есть невозможность успокоиться ни на чем конечном, устремленность к бесконечному. Народные искатели Божьей правды хотели, чтобы христианство осуществилось в жизни, они хотели большей духовности в отношении к жизни, не соглашались на приспособление к законам этого мира»12.

Можно выделить несколько основных черт, присущих русской святости: непротивление смерти, добровольные страдания, смирение, надежда

на преображение плоти13. Одним из проявлений соборности является сострадание к ближнему.

Таким образом, философия русского подвига связана с объединением людей, когда все ответственны за всех, и индивидуальное спасение невозможно.

Определяя национальные варианты героизма, исследователь П.А. Сапронов14 отмечает «крес-тьянкость» и невоинственность русской культуры. Индивидуалистический героизм германца и грека в его работе противопоставлен «соотнесенности с родиной», самоотверженности во имя других воина-героя на русской почве.

Таким образом, православное сознание основано на убеждении в общей нравственной ответственности каждого за всех и всех за каждого. Тут в основе заложена идея не индивидуального и обособленного спасения людей, а совместного и соборного, а такое спасение совершается действием и силой общего подвига веры, молитвы и любви. Героическая личность, стремясь к внутренней целостности, гармонии, вынуждена преодолевать несовершенства мира, тем самым, изменяя его.

Подвиг является сложным многозначным явлением, имеющим культурно-историческую основу своего развития. Этот факт обоснован дуалистической природой абсолютного и личностного начала в подвиге. Подвиг трансформируется в зависимости от преобладания тех или иных типов развития исторического и идеально-ценностного сознания. В России это феноменальное явление тесным образом связано с нравственно практической направленностью, доминированием моральной установки, поиском духовных ценностей в деятельности. Как вид исключительной практики подвиг составляет частицу русского-национального сознания.

Примечания

1 Гегель Г.В. Ф. Философия права / Академия наук СССР. Институт философии. - М.: Мысль, 1990 - С. 60.

2 Карамзин Н.М. История государства Российского / Избранные произведения. - Л.: Лениздат, 1980.

3 Зеньковский В. Принципы православной антропологии // Русское зарубежье в год тысячелетия крещения Руси. - М.: Столица, 1991. - С. 128.

4 Пантин И.К. Российская ментальность (Материалы «круглого стола») // Вопросы философии. - 1994. - №>1. - С. 30.

5 Хомяков А. С. Церковь одна. - М.: Изд-е Братства св. равноап. кн. Владимира, 1991. - С. 164.

6 Соловьев B.C. Три силы // Соловьев B.C. Сочинения: В 2 т. Т. 1. - М., 1989. - С. 552.

7 Сагатовский В.Н. Русская идея: продолжим ли прерванный путь? - СПб.: Петрополис, 1994. - 104 с.

8 Бычков В.В. Эстетика В. Соловьева как актуальная парадигма // История философии. № 4. -М.: ИФ РАН, 1999. - С. 262.

9 Шубарт В. Европа душа Востока // Общественные науки и современность. - 1992. - №6. - С. 87.

10 Назаров М. Онтологические основы собор-

ности (по исследованию С.Л. Франка) // Русская нация: историческое прошлое и проблемы возрождения. - М.: Возрождение, 1995. - С. 90.

11 Лосский Н.О. Характер русского народа // Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. - М.: Политическая литература, 1991. - С. 240.

12 Бердяев Н. Русская идея // Вопросы философии. - 1990. - №2. - С. 123.

13 Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. - М.: Аспектпресс, 1996. - 347 с.

14 Сапронов П.А. Феномен героизма. - М., 2005. - С. 177.

/ Научные труды преподавателей,

поступившие в библиотеку КГУ им. Н.А. Некрасова

Гурьянова И.В. ДИДАКТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: Учебно-методическое пособие. - Кострома: КГУ, 2006. - 53 с. ISBN 5-7591-0769-0.

В учебно-методическом пособии предпринята попытка дать современное понимание педагогики изобразительного искусства в начальной школе на основе сравнения различных направлений и концепций художественного образования средствами изобразительного искусства. Методический материал к курсу «Методика преподавания изобразительного искусства с практикумом» для специальности «Теория и методика начального образования» содержит рекомендации по проектированию уроков изобразительного искусства с использованием разных форм и методов художественного воспитания. Для студентов и преподавателей вузов, учителей изобразительного искусства начальной школы.

Баранов А.Н. ИСТОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ. ИСТОРИОГРАФИЯ (ИСТОРИОГРАФИЯ ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ): Учеб.-метод. пособие / Рец.: Е.А. Чугунов, А.В. Новиков. - Кострома: КГУ, 2006. - 54 с.

В учебно-методическом пособии автор раскрывает содержание курса «История исторической науки. Историография (историография всемирной истории)». Пособие содержит программу курса, вопросы и задания к каждому разделу, практикумы, источники и литературу, а также контрольные тесты.

Субетто А.И. ОНТОЛОГИЯ И ЭПИСТЕМОЛОГИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ГО ПОДХОДА. КЛАССИФИКАЦИЯ И КВАЛИМЕТРИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ / Рец. Л.А. Зеленов, В.В. Чекмарев. - СПб.; Кострома: КГУ, 2006. - 72 с. ISBN 5-7591-0773-9.

Раскрывается «онтология» и «эпистомология» компетентностного подхода, проблемы квалификации и квалиметрии компетенций. Работа адресуется специалистам в области качества образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.