Научная статья на тему 'Философско-культурологичеcкие основания этнокультурного образовательного стандарта как инновационной модели содержания современного образования'

Философско-культурологичеcкие основания этнокультурного образовательного стандарта как инновационной модели содержания современного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ / ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ЦЕННОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / СОЦИАЛЬНАЯ И СОЦИО-КУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / CULTURE PHILOSOPHY / TRADITIONAL CULTURE / DIALOG OF CULTURES / PERSONAL VALUES / MENTALITY / CULTURE-BASED APPROACH / ETHNO-CULTURAL EDUCATION STANDARD / SOCIAL AND SOCIO-CULTURAL COMPETENCY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Байтуганов Владимир Иванович

Философия культуры сегодня выступает как: 1) методология системного гуманитарного знания; 2) часть познавательного процесса; 3) аксиология ценностного поведения и ориентаций личности; 4) смысловые и мировоззренческие универсалии, а также совокупные формы человеческой жизнедеятельности. Рассмотрение традиционной культуры как педагогической системы под этим углом зрения служит практике образования. Реализация данного подхода возможна на основе этнокультурного образовательного стандарта, требований к результатам освоения его содержания (программ), выраженных в социальной и социокультурной компетенции учащихся. Инновационность стандарта как педагогической модели заключается в рассмотрении культурной традиции в качестве инновации, части культурной системы, способной стать строительной ячейкой будущих педагогических социокультурных систем, а значит, общественных, социальных отношений, способствующих устойчивому развитию нашего общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Philosophical And Cultural Basis of Ethnocultural Education Standards As Innovative Model Of Modern Education

Today the philosophy of culture may refer to 1. a systematic humanitarian knowledge methodology; 2. a part of cognitive process; 3. an axiology of value-based behavior and personality orientation and 4. a conceptual world outlook universal as well as collective forms of human activity. Th is approach to investigate traditional culture as a pedagogical system will provide benefi ts for educational practice. Th is approach can be implemented on the basis of ethnocultural education standard and requirements as expressed in student social and sociocultural competency. Th e innovative character of the standard as a pedagogical model lies in treating a cultural tradition as an innovation, as part of a cultural system that nay become the building block of future pedagogical sociocultural systems and social relations leading to the stable development of our society.

Текст научной работы на тему «Философско-культурологичеcкие основания этнокультурного образовательного стандарта как инновационной модели содержания современного образования»

В. И. Байтуганов

ФИЛОСОФСКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕ^ИЕ ОСНОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА КАК ИННОВАЦИОННОЙ МОДЕЛИ СОДЕРЖАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

При проектировании современной культуротворческой модели содержания духовно-нравственного образования на основе русской народной культуры, выраженного в предлагаемом этнокультурном образовательном стандарте, мы воспользуемся теорией общей дидактики, а также теорией культуры (Б. Малиновский, Т. Парсонс, Э. Маркарян), философией культуры, теорией традиционной русской культуры, которые и будут методологическими основаниями при построении этнокультурного образовательного стандарта. Этнокультурный стандарт будет состоять из следующих компонентов, являющихся базовыми в этнокультурном обучении и воспитании современных школьников и составляющих фундаментальное ядро этнокультурного содержания образования:

— ценностно-смысловое содержание;

— языковое содержание;

— культуротворческое содержание;

— труд и технология в народной культуре;

— диалог культур.

Данные компоненты выявлены нами в результате практической работы по обучению детей в школе русской традиционной культуры «Васюганье» г. Новосибирска. Для того чтобы доказать правильность нашего практического опыта, обоснуем данные компоненты с позиции философии культуры, а также опыта культуротворческих школ современной России.

Поскольку основным содержательным компонентом стандарта является культура, рассмотрим некоторые теоретические положения, раскрывающие феномен культуры как философской системы, это послужит обоснованием содержания компонентов нашего этнокультурного стандарта. Вследствие того, что сегодня культуросообразный подход, или «научение культурой», рассматривается как современная парадигма образования и воспитания, вопрос о культуре, ее системных свойствах, а также их воздействии на личность в современном научном сообществе философов, социологов, педагогов стоит наиболее остро. Почему мы обращаемся к такому универсальному явлению как культура общества? Потому что «все пути теории должны сойтись на культуре, то есть на центральном предмете самого широкого контекста всех гуманитарных изысканий, — писал Б. Малиновский еще в 40-е гг. ХХ в., утверждая системный подход к изучению культуры. — Нам нужна теория культуры, ее процессов и продуктов, ее специфического детерминизма, ее связи с основными положениями человеческой психологии и с органическими феноменами тела человека, устанавливающая зависимость

© В. И. Байтуганов, 2011

общества от окружающей среды» [1, с. 23]. Эту идею успешно продолжали разрабатывать во второй половине ХХ в. как культурологи, так и ученые-«системники», среди которых П. Сорокин, Э. С. Маркарян, Ю. Лотман и др.

К середине XX в. сложилась концептуальная модель культуры, которая была основана на взаимосвязи системных исследований философии и культурологии, а также психологии, социологии и семиотики. Яркими представителями данного направления стали Т. Парсонс и Э. С. Маркарян. Формируя модель культуры, Т. Парсонс выделил три класса культурных эталонов как интернализованных образцов когнитивных ожиданий и катектического выбора актора (личности): система идей или верований, система экспрессивных символов и система ценностных ориентаций. Он утверждал, что культурная система — это модель культуры, отдельные части которой взаимосвязаны так, что они формируют системы ценностей, системы убеждений и системы экспрессивных символов. Все эти элементы проявляют себя как основа и нашего этнокультурного стандарта.

Рассматривая культуру как систему, Э. С. Маркарян выделил в ней генеральную функцию — адаптивную, и это позволило ему заложить теоретический фундамент для рассмотрения культуры как системы.

Культурные системы, по мнению Э. С. Маркаряна, как системы надбиологических средств сегодня осуществляют свое воспроизводство через культурные традиции (или традиционную культуру). Культурная традиция, или традиционная культура, есть момент обязательный в жизни любого общества, она является мостом между традиционным обычаем и современными идеями: «традиция — промежуточное звено во взаимодействии неосознанного обычая и современных идей» [2, с. 211]. Культурная традиция, как утверждает этот автор, включает социальную технологию (регуляция поведения), материальную технологию (взаимодействие со средой), научную технологию; технологию воспитания и образования (передачу ценностей) [3, с. 259]. Она проявляет себя как инновация и может быть востребована в любой момент развития общества. Ее необходимость продиктована выживаемостью общества, а ее системные элементы способны стать ячейками будущего: «Культурная традиция и сегодня продолжает оставаться универсальным механизмом, который позволяет достичь необходимых для социума стабильности и устойчивости» [3, с. 87]. И действительно, традиционная культура, обслуживающая в прошлом традиционное общество, проявляется и востребована сегодня. Она участвует и в инновационных процессах, происходящих в современном обществе, в педагогике, проявляя себя как «культурная традиция», прокладывая дорогу в будущее общественных отношений, продолжая универсальный опыт человечества, сохраняя и воспроизводя его поведенческие стереотипы для дальнейшей трансляции и передачи в виде традиций.

П. К. Анохин, обосновывая специфику живых систем, к которым относится и культура, утверждал, что они «опережающе отражая будущий результат действий, оказываются способными к проявлению адаптивной избирательно-корригирующей системной активности, то есть любые информационные программы, рассмотренные под этим углом зрения, действуют по принципу “опережающего отражения”» [4, с. 274]. Будучи основанными на учете вероятности наступления соответствующих событий, они направлены на «приспособление к предвиденным условиям будущего». Таким образом, мы приходим к выводу о том, что традиции, в том числе и педагогические, как часть культурной системы есть системные элементы, способные стать строительны-

ми ячейками будущего общественных, социальных отношений, а значит, и педагогических систем. В этом и заключается инновационность любых культурологических и культуротворческих школ, сохраняющих культурную традицию как основу в воспроизводстве этноса, осуществляющего передачу культурного опыта через ценности, мораль, норму, культурный образец.

Это содержание и было взято нами за основу при моделировании культурной системы нашей Школы русской традиционной культуры, в этом заключается инновационность данной образовательно-воспитательной модели. В результате мы смоделировали этнокультурный образовательный стандарт, где на первое место в образовании поставлены ценности, их воспроизводство и передача. Мы считаем, что именно ценностная парадигма образования наиболее актуальна сегодня, так как формирует и ментальность, и личность в целом, и социум, а значит, способствует устойчивому развитию общества. Кроме того, инновационность нашей модели образования заключается в приоритете гуманитарного образования (язык, культура), что было всегда в традициях русской школы, в творческом подходе к образованию через культу-ротворчество, во взаимодействии с другими культурами через «диалог культур». И самое главное, в этнокультурном стандарте вместе сосуществуют две важные составляющие образования: обучение и воспитание. Обучение осуществляется на основе всех компонентов стандарта, а воспитание входит в каждый компонент как его часть. Таким образом, стандарт решает главную задачу педагогики: обучает и воспитывает одновременно.

Как мы уже сказали, для того чтобы устойчивость в развитии общества приобрела действительно необратимый характер, необходимо ее культурное моделирование на основе общих культурных традиций народов России. И прежде всего это моделирование педагогических культурных традиций. Эти традиции должны работать как механизмы социализации личности, как воспитательная система нашего общества. Устойчивое формирование и развитие личности, а также ее дальнейшая социализация наиболее адекватно возрасту и психике ребенка происходят в правильно смоделированной этнопедагогической культурной среде, обеспечивающей выбор и принятие личностью ценностей, образцов, жизненных целей, а также поведенческих стереотипов. Но поскольку культура — явление системное, осуществляющее саморегуляцию жизни общества, образование как ее органическая часть несет в себе все ее признаки [5], а также характерные особенности и в данном случае может выступать механизмом саморегуляции.

Использованию культурологического подхода в образовании, а также рассмотрению образования как феномена культуры посвящены работы В. В. Краевского, И. Я. Лернера, В. С. Леднева, М. Н. Скаткина. Культура как деятельностная педагогическая система во многом воплощена в личном педагогическом творчестве Ш. А. Амо-нашвили, В. Ф. Шаталова и др. В связи с поиском новых образовательных моделей, начиная с 90-х гг. прошлого столетия возникает и инновационное педагогическое движение, связанное с социокультурными условиями педагогической деятельности (В. А. Караковский, Е. А. Ямбург и др.). В это же время разрабатываются модели новой адаптивной школы (модель ценностного управления — Т. И. Березина, М. М. Поташник, П. И. Третьяков, Т. И. Шамова и др.). Ценностная парадигма образования и культуры становится ведущей темой многих исследований как в области философии образования, так и ее методологии. К представителям данного направления можно отнести

Н. Д. Никандрова, В. А. Сластенина и др. Ценностные основания философии культуры позволили ученому-педагогу Е. А. Ямбургу убедительно доказать значимую роль ведущей парадигмы современного образования — культуросообразности, гармонизующей другие парадигмы: информационно-когнитивную, компетентностную, личностную: «...если мы добиваемся построения целостного образовательного процесса на ценностных основаниях, культурологическую парадигму следует признать ведущей и доминирующей» [6, с. 27]. Культуросообразный подход мы находим и в работах Г. Н. Волкова, Ю. В. Громыко, Е. П. Жиркова, В. А. Ясвина и др.

Культурологический подход связан с системным моделированием воспитательного пространства традиционной культуры как педагогической системы в условиях школы. Это моделирование связано с распространением культурного опыта: проживания народов в мире и согласии в России на протяжении большого отрезка времени (философия «диалога культур»). Наиболее эффективным путем достижения культурных просветительских целей в области диалога культур сибирских народов и народов России может послужить социальная компетентность, а также культурная образованность учащихся школ, лицеев, гимназий, выраженная через этнокультурный образовательный стандарт России. Именно этнокультурный стандарт может на системной основе дать знания о культуре своего народа, а также братских народов России и в рамках цивилизованных государственных форм служить продлению общей культурной традиции России, а значит, и социокультурному обустройству нашего общества.

Цель стандарта — повысить этнокультурную образованность, определить уровень ожидаемой образованности, а также духовно-нравственной воспитанности, обеспечить равные возможности для дальнейшего обучения (уровень профессиональной компетентности) в сфере традиционной культуры, народного искусства, промыслов и ремесел, сформировать у школьников гражданскую ответственность и правовое самосознание, инициативность, самостоятельность, способность к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Норма образованности отражает общие цели воспитания (принятие ценностей), что, в свою очередь, предполагает предметное овладение (знания, умения), а также развитие поведенческих, эстетических, деятельностных, трудовых, нравственных качеств личности. Ориентация образования на традиционные ценности ставит задачи формирования ценностных парадигм каждого предмета и образования в целом, что предполагает освоение ценностно-смыслового содержания русской традиционной культуры: освоение традиционной культуры и ее православного содержания, создание условий для формирования целостного образа мира через деятельность, создание условий для формирования и развития образно-символического мышления как способа самоидентификации личности, освоение системы ценностей через практическую деятельность.

Главным объектом стандартизации выступает Основная образовательная программа (ООП) данной ступени образования. В соответствии с Федеральным законом от 01.12.2007 № 309-ФЗ Стандарт включает три группы требований, предъявляемых к ООП: требования к ее структуре, условиям ее реализации и результатам ее освоения. Поскольку Школа русской традиционной культуры является первой ступенью этнокультурного образования и воспитания, то ООП данной ступени, а также базовой образовательной областью стандарта будет выступать русская традиционная культура. Стандарт обеспечивает качество образования в ШРТК по основной образовательной программе. ООП общего образования в ШРТК предназначена для удовлетворения

образовательных потребностей и потребностей духовного развития человека и нацелена на:

— подготовку учащихся к продолжению обучения на более высокой ступени;

— сохранение и укрепление физического и психического здоровья и безопасности учащихся, обеспечение их эмоционального благополучия;

— овладение грамотностью в различных ее проявлениях (учебной, языковой, художественной, гражданской, технологической);

— формирование ключевых компетентностей учащегося: в решении задач и проблем, информационно-коммуникационной, эстетико-технологической, учебной, образовательно-этнокультурной и компетентности взаимодействия;

— развитие ребенка как субъекта отношений с людьми, миром и собой, предполагающее успешность и самореализацию учащихся в образовательных видах деятельности, а также сохранение и поддержку индивидуальности каждого ребенка.

Изучение базовой образовательной области (русская традиционная культура) в рамках этнокультурного стандарта направлено на достижение следующих целей:

— воспитание целостной, гармонично развитой личности через принятие и выбор ценностей своей культуры; воспитание гражданина, патриота, духовно-нравственной личности;

— развитие познавательного интереса к своим национальным традициям и традициям других народов; художественно-эмоциональное и художественно-эстетическое развитие; развитие образного, логического мышления; духовно-нравственное развитие;

— овладение способами деятельности в области русской традиционной культуры: познавательной, коммуникативной, практической; способами приобретения и передачи культурной традиции через уровень музыкальной и художественной образованности; овладение навыками ремесла; уровень трудовой и технологической компетенции;

— освоение системы знаний о культурных традициях, языке, истории русской культуры, генезисе и эволюции народного творчества, формах его бытования, знаний о народных технологиях ремесла, системы знаний о духовно-практической деятельности.

Фундаментальное ядро содержания (обязательный минимум содержания основных образовательных программ, входящих в этнокультурный стандарт):

1. Ценностно-смысловое содержание (деятельность). Знания о мире, Боге, человеке. Приобщение к православным христианским ценностям. Освоение понятий и категорий «вера», «совесть», «грех», «милосердие», «любовь к ближнему», «терпимость», «сострадание», «благочестие», «духовность», «моральный долг», «моральная норма».

2. Языковое содержание (словесность). Освоение устных форм языка: говоры, диалекты. Язык как культурно-историческая среда (особенности местной лексики и фразеологии, роль диалекта в фольклорном произведении). Фольклор как языковая система. Фольклор как поэтическая система. Жанры фольклора. Мифо-поэтическое творчество. Роль фольклора как коммуникативной системы. Церковнославянский язык (грамматика церковнославянского языка, историческая грамматика), святоотеческая литература.

3. Культуротворческое содержание (деятельность). Народные православные праздники, обряды, обычаи. Народное искусство и его виды. Опыт практической деятельности в народном искусстве. Усвоение понятий: канон, молитва, традиция, архетип, вариативность, коллективность, импровизационность.

4. Труд и технология в народной культуре. Основы трудового обучения (организация рабочего места, техника безопасности, материалы и способы их обработки). Технология ремесел и промыслов. Художественная деятельность в ремесле. Проектная деятельность. Усвоение понятий: школа, народный мастер, культура труда, трудовые операции.

5. Диалог культур. Культуры народов России, их генезис и эволюция, обряды, обычаи, традиции, особенности национального характера культур и народов России. Экология культуры. Основы построения диалогичных, коммуникативных взаимодействий между нациями и народностями России и других стран, основанных на доверии, уважении, толерантности. Кросс-культурная грамотность.

Таким образом, философско-культурологическими в качестве оснований этнокультурного образовательного стандарта как инновационной модели содержания образования выступают философия культуры, культура как система, традиционная культура как ценностная самоорганизующаяся система, современный культурологический подход в образовании и воспитании.

Литература

1. Малиновский Б. Научная теория культуры / пер. И. В. Утехина. М.: ОГИЗ, 1999. 206 с.

2. Гумеров Ш. А. Экологические ценности в системе культуры // Системные исследования. Методологические проблемы. М., 1989. С. 210-224.

3. Маркарян Э. С. Узловые проблемы теории культурной традиции // Советская этнография. 1981. № 2. С. 78-96.

4. Анохин П. К. Философские аспекты теории функциональной системы // Анохин П. К. Избр. труды. М., 1978. 400 с.

5. Видт И. Е. Образование как феномен культуры: монография. Тюмень: Печатник, 2006. 200 с.

6. Ямбург Е. А. Управление развитием адаптивной школы. М.: ПЭР СЭ, 2004. 367 с.

Статья поступила в редакцию 28 декабря 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.