Научная статья на тему 'Философия культуры как современная парадигма обновления содержания образования школы русской традиционной культуры'

Философия культуры как современная парадигма обновления содержания образования школы русской традиционной культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
258
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ / ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / АКСИОЛОГИЯ ЦЕННОСТНОГО ПОВЕДЕНИЯ / ЦЕННОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ УНИВЕРСАЛИИ / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / МОДЕЛИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / СОЦИАЛЬНАЯ И СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / CULTURE OF PHILOSOPHY / VALUE ORIENTATION / DIALOG OF CULTURES / CULTURE-BASED APPROACH / EDUCATIONAL AMBIENCE MODELING / ETHNO-CULTURAL EDUCATION STANDARD / SOCIAL AND SOCIO-CULTURAL COMPETENCES / TRADITIONAL CULTURE / AXIOLOGY OF VALUE BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Байтуганов Владимир Иванович

Практика обновления содержания этнокультурного образования, реализуемая в условиях школы русской традиционной культуры, рассматривается на основе традиционной культуры как философской, культурологической и педагогической систем. Данный подход возможен на основе разработки и реализации этнокультурного образовательного стандарта в условиях школы русской традиционной культуры «Васюганье», требований к результатам освоения его содержания (программ), выраженным в социальной и социокультурной компетентности учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Байтуганов Владимир Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Philosophy Of Culture As Modern Paradigm Of Russian Traditional School Education Content Reform

Treating traditional culture as a philosophical, culturological and pedagogical system serves as a basis for ethno-cultural education reform carried out within the School of Russian traditional culture. This approach is possible thanks to developing and implementing an ethno-cultural education standard in the School of Russian traditional culture “Vasyuganie” and working out some specific requirements for checking its content (programs) and social and socio-cultural competence of students.

Текст научной работы на тему «Философия культуры как современная парадигма обновления содержания образования школы русской традиционной культуры»

УДК 37.013.73 ББК Ч4е

ГСНТИ 14.07.01

Код ВАК 13.00.01

В. И. Байтуганов

НоЕосибирск

ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ КАК СОВРЕМЕННАЯ ПАРАДИГМА ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЫ РУССКОЙ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: философия культуры; традиционная культура; аксиология ценностного поведения; ценностная ориентация; мировоззренческие универсалии; культурологический подход; моделирование воспитательного пространства; этнокультурный образовательный стандарт; социальная и социокультурная компетентность.

АННОТАЦИЯ. Практика обновления содержания этнокультурного образования, реализуемая в условиях школы русской традиционной культуры, рассматривается на основе традиционной культуры как философской, культурологической и педагогической систем. Данный подход возможен на основе разработки и реализации этнокультурного образовательного стандарта в условиях школы русской традиционной культуры «Васюганье», требований к результатам освоения его содержания (программ), выраженным в социальной и социокультурной компетентности учащихся.

V. I. Baituganov

Novosibirsk

PHILOSOPHY OF CULTURE AS MODERN PARADIGM OF RUSSIAN TRADITIONAL SCHOOL EDUCATION CONTENT REFORM

KEY WORDS: culture of philosophy, traditional culture, axiology of value behavior; value orientation; dialog of cultures, attitudinal universalia, culture-based approach, educational ambience modeling, ethnocultural education standard, social and socio-cultural competences.

ABSTRACT. Treating traditional culture as a philosophical, culturological and pedagogical system serves as a basis for ethno-cultural education reform carried out within the School of Russian traditional culture. This approach is possible thanks to developing and implementing an ethno-cultural education standard in the School of Russian traditional culture “Vasyuganie” and working out some specific requirements for checking its content (programs) and social and socio-cultural competence of students.

С позиции философской науки термин «философия культуры» был введен А. Мюллером в работе «Элементы государственного искусства». По утверждению другого ученого В. М. Межуева, «философия культуры не просто сумма высказываний о культуре отдельных философов, но часть философской системы» [7. С. 13]. Любая философия или философская система обусловлена культурой, ее породившей, т. е. любая философия неотделима от своего культурного контекста: «Философ постигает мир в прямой связи с человеческой субъективностью, всегда культурно обусловленной» [Там же. С. 16]. В данном контексте философия культуры объединяет изучение явлений культуры как с точки зрения их социального, так и исторического содержания. Эту целостность обнаруживает и Э. Кассирер: «Философия же культуры начинается с утверждения о том, что мир человеческой культуры — это единое целое и что человеческую культуру в ее целостности можно описать как процесс последовательного самоосвобождения человека, в котором элементы культуры выступают стадиями этого процесса» [Цит. по: 8. С. 11]. Культура не столько предмет познания, находящийся

по ту сторону науки, сколько особого рода реальность, включающая в себя саму науку, имеющую главный принцип, заключенный в человеческой деятельности.

Философия культуры распадается на составные элементы, части которых суть элементы (функции) философии. К ним относятся: гносеология, методология, социология [9. С. 75]. Каждый из данных компонентов заключает в себе и культурную функцию, соответственно выраженную в когнитивном, методологическом и ценностном компонентах. Таким образом, философия культуры выступает как методология системного гуманитарного знания; часть познавательного процесса, аксиология ценностного поведения и ориентаций личности, смысловые и мировоззренческие универсалии, а также совокупные формы человеческой жизнедеятельности.

Рассмотрим некоторые теоретические положения, раскрывающие феномен культуры как философской системы. Это послужит обоснованием содержания компонентов нашего этнокультурного образовательного стандарта, который и будет обновленным содержанием современного образования школы русской традиционной культу-

© Байтуганов В. И., 2012

ры. Поскольку сегодня культуросообразный подход, или «научение культурой», рассматривается как современная парадигма образования и воспитания, вопрос о культуре, ее системных свойствах, а также об их воздействии на личность стоит наиболее остро в современном научном сообществе философов, социологов, педагогов. Мы обращаемся к такому универсальному явлению, как культура общества, потому что «все пути теории должны сойтись на культуре, то есть на центральном предмете самого широкого контекста всех гуманитарных изысканий» [6. С. 23]. Так писал Б. Малиновский еще в 40-х гг. XX в., утверждая системный подход к изучению культуры: «Нам нужна теория культуры, ее процессов и продуктов, ее специфического детерминизма, ее связи с основными положениями человеческой психологии и с органическими феноменами тела человека, устанавливающая зависимость общества от окружающей среды» [Там же]. Эту идею успешно продолжали разрабатывать во второй половине XX в. как ученые культурологи, так и ученые системники. Среди них П. Сорокин, Э. С. Маркарян, Ю. Лотман и др. Большую роль в разработке данного вопроса сыграли ученые СО РАН России, и среди них — научный коллектив Института философии и права.

К середине XX в. сложилась концептуальная модель культуры, которая была основана на взаимосвязи системных исследований философии и культурологии, а также психологии, социологии и семиотики. Ярким представителем данного направления стали Т. Парсонс и Э. С. Маркарян. Формируя модель культуры, Т. Парсонс выделил три класса культурных эталонов как интер-нализованных образцов когнитивных ожиданий и катектического выбора актора (личности): система идей или верований; система экспрессивных символов; система ценностных ориентаций. Он утверждал, что культурная система — это модель культуры, отдельные части которой взаимосвязаны так, что они формируют системы ценностей, системы убеждений и системы экспрессивных символов. Все эти элементы являются базовыми и в нашем этнокультурном стандарте.

Рассматривая культуру как систему, Э. С. Маркарян [5] выделяет в ней генеральную функцию — адаптивную, и это позволяет ему заложить теоретический фундамент для рассмотрения культуры как системы. Эту идею продолжил в своих работах и физиолог-системник П. К. Анохин. Он утверждал, что в культуре как в системе отражена специфика живых развивающихся систем, способных к проявлению «...адап-

тивной, избирательно-корригирующей системной активности», которые действуют по принципу «опережающего отражения» [1. С. 274]. Эти программы направлены на приспособление к прогнозируемым условиям будущего, а значит, и культурного, образовательного будущего России.

Культурные системы, по мнению Э. С. Маркаряна, как системы надбиологи-ческих средств осуществляют свое воспроизводство через культурные традиции, или традиционную культуру. Культурная традиция, или традиционная культура, существует в жизни любого общества. Она является мостом между традиционным обычаем и современными идеями: «Традиция — промежуточное звено во взаимодействии неосознанного обычая и современных идей» [4. С. 211]. Культурная традиция, по мнению

Э. С. Маркаряна, включает: социальную технологию (регуляция поведения); материальную технологию (взаимодействие со средой); научную технологию; технологию воспитания и образования (передачу ценностей) [5. С. 259]. Она проявляет себя как инновация и может быть востребована в любой момент развития общества. Ее необходимость продиктована выживаемостью общества, а ее системные элементы способны стать ячейками будущего: «Культурная традиция и сегодня продолжает оставаться универсальным механизмом, который позволяет достичь необходимых для социума стабильности и устойчивости» [Там же. С. 87]. Но для того чтобы устойчивость в развитии приобрела действительно необратимый характер, необходимо ее культурное моделирование на основе общих культурных традиций народов России, и прежде всего моделирование педагогических культурных традиций. Эти традиции должны работать как механизмы социализации личности, как воспитательная система нашего общества. Устойчивое формирование и развитие личности, а также ее дальнейшая социализация наиболее адекватно возрасту и психике ребенка происходит в правильно смоделированной этнопедагоги-ческой культурной среде, обеспечивающей выбор и принятие личностью ценностей, образцов, жизненных целей, а также поведенческих стереотипов. Но поскольку культура — явление системное, с помощью которого общество осуществляет саморегуляцию, постольку образование как ее органическая часть несет в себе все ее признаки [2.

С. 10], а также характерные особенности и в данном случае может выступать механизмом саморегуляции.

Сегодня в строительстве современного гражданского общества России большое значение приобретают культурные тради-

ции ее народов, которые сложили российский общий культурный опыт общения, наше культурное взаимодействие. Культурный и исторический опыт взаимодействия народов России необходим для «диалога культур» как современной философской концепции развития культуры и образования, а также для обоснования ее социального контекста: построения бесконфликтных ситуаций, устойчивого и поступательного развития всего общества. Основу этого опыта и составляет культурная традиция, выступающая как одна из доминант философии культуры.

Системное возрождение всех элементов культурных традиций и их использование в современном гражданском строительстве, а значит, и образовании в качестве базовых культурных парадигм, норм и ценностей необходимо для закрепления идеалов демократии, свободы и культурного развития каждой отдельной личности, нации и общества в целом.

Сегодня культура как ценность может послужить восстановлению когда-то утраченных механизмов воспитания, социализации и общего культурного строительства в России, поскольку является главным системным адаптационным механизмом общества, а значит, решает задачи его стабильного функционирования и развития, формирует и ментальность [3] и мировоззрение, мотивирует личность к познанию как самого себя, так и окружающего мира. Поддержание основного образца (культуры общества) есть поддержание или воспроизводство культурной традиции, а мотивация к поддержанию образца есть развитие и формирование личности. Рассмотрение традиционной культуры под этим углом зрения может послужить отправной точкой для использования культурных традиций в практике современного образования и воспитания, а значит, для привнесения их в жизнь нашего общества.

Теме культуросообразности образования, культурологическому подходу в образовании, а также рассмотрению образования как феномена культуры посвящены работы В. В. Краевского, И. Я. Лернера, В. С. Лед-нева, М. Н. Скаткина. Во многом культуру как деятельностную педагогическую систему использовали в личном педагогическом творчестве Ш. А. Амонашвили, В. Ф. Шаталов и др. Поиск новых образовательных моделей приводит к возникновению в 1990-х гг. инновационного педагогического движения, связанного с социокультурными условиями педагогической деятельности. Его представители — В. А. Караковский, Е. А. Ямбург и др. В это же время разрабатываются модели новой адаптивной школы (модель ценност-

ного управления), которую возглавляют Т. И. Березина, М. М. Поташник, П. И. Третьяков, Т. И. Шамова и др. Ценностная парадигма образования и культуры становится ведущей темой многих исследований как в области философии образования, так и в области ее методологии. К работам в данном направлении можно отнести труды Н. Д. Никандрова, В. А. Сластенина и др. Ценностные основания философии культуры позволили ученому-педагогу Е. А. Ямбургу сформулировать концепцию ведущей парадигмы современного образования — культуросообразности, гармонизующей другие парадигмы — информацион-

но-когнитивную, компетентностную, личностную: «...если мы добиваемся построения целостного образовательного процесса на ценностных основаниях, культурологическую парадигму следует признать ведущей и доминирующей» [11. С. 27]. Культуросообразный подход мы находим и в работах Г. Н. Волкова, Ю. В. Громыко, Е. П. Жиркова, В. А. Ясвина и др.

Культурологический подход связан с системным моделированием воспитательного пространства традиционной культуры как педагогической системы. Это моделирование связано с распространением культурного опыта: проживания народов в мире и согласии в России на протяжении большого отрезка времени (философия «диалога культур»). Наиболее эффективным путем достижения культурных просветительских целей в области диалога культур сибирских народов и народов России может послужить социальная компетентность, а также культурная образованность учащихся школ, лицеев, гимназий, осуществляющаяся через этнокультурный образовательный стандарт России. Именно этнокультурный стандарт может на системной основе дать знания о культуре своего и братских народов России и в рамках цивилизованных государственных форм быть механизмом продления общей культурной традиции России, а значит, и социокультурного обустройства нашего общества.

В содержание этнокультурного стандарта был внесен и наш вклад, апробированный и внедренный автором данной статьи в педагогическую практику школы русской традиционной культуры «Васюганье» г. Новосибирска.

Концептуальная основа стандарта. Разработанный нами внутришкольный этнокультурный образовательный стандарт основан на следующем: междисциплинарном подходе и его методологии; традициях межкультурных связей и взаимодействий народов России; обосновании традиционной культуры народов России как наиболее

устойчивой, социальной, философской, культурной, биологической, этнопедагоги-ческой системе. Этнокультурный образовательный стандарт школы русской традиционной культуры получен в результате анализа и оценки программ этнокультурного направления культурологической, художественно-эстетической, социально-педагогической направленности, а также достижений учащихся по этим программам.

Новый подход, при котором образовательный стандарт выступает как общественный договор, предопределяет в качестве системы оценки качество образования в широком его понимании. К результатам, которыми мы предполагаем оценивать в ходе индивидуальной итоговой аттестации выпускников, будут относиться не только система знаний, умений учебно-познавательной деятельности обучаемых, их коммуникативные и информационные умения, но и ценностные ориентации, личностные творческие достижения, социальные компетенции, такие, как воспитанность, патриотизм, гражданственность, социокультурные компетенции — ценности, духовность, нравственность, диалог культур. Предметом оценки при этом будет выступать удовлетворение потребностей личности, общества, государства в этнокультурном образовании, а также в основополагающей системе требований стандарта через результаты освоения основных образовательных программ.

Сегодня традиционная культура создает дополнительные условия обновления содержания образования, которое выражается в воспитании целостной личности на основе традиционных механизмов передачи культурного опыта. Данное содержание на основе научного метода В. С. Леднева —

Н. Д. Никандрова может быть представлено следующим образом: система знаний — языковым компонентом традиций; знание основ традиционной культуры в целом — духовной антропологией; система умений и навыков — ремеслом и промыслом, народным творчеством и народным искусством. Опыт творческой деятельности является главным звеном всего процесса образования и воспитания. Опыт эмоциональноценностного отношения к миру связан с духовной или духовно-нравственной деятельностью учащихся как в теоретическом, так и в практическом плане.

Этнокультурный

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

Пояснительная записка. Данный стандарт разработан на основе требований к образовательным стандартам общего образования второго поколения, он является важнейшим механизмом реализации ос-

новной миссии образования — формирования российской идентичности. Стандарт предполагает гуманизацию образования через развитие культуры образовательной среды, а в нашем случае — через создание воспитывающей среды школы на основе национальных традиций, широкую автономию учителя и школы.

Цель стандарта: обозначить уровень этнокультурной образованности, уровень ожидаемой образованности, а также уровень воспитанности. Обеспечить равные возможности учащихся для дальнейшего обучения в сфере традиционной культуры, народного искусства, промыслов и ремесел. Формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, толерантности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

1. Требования к структуре основных образовател ьных программ

1.1. Общая характеристика образовател ьных программ школы русской традиционной кул ьтуры, базисный учебный план, фундаментальное ядро содержания.

Обязательный минимум содержания этнокультурного образования представлен в виде набора предметных тем (дидактических единиц), включаемых в обязательном порядке в основные образовательные программы. Для каждой образовательной области (программы) выделяются четыре раздела: 1) общая характеристика образовательной области (программы); 2) базовое содержание образования; 3) требования к уровню подготовки; 4) общие подходы к оценке выполнения требований стандартов.

1.2. Базисный учебный план. В каждую из программ (предметов) школы так или иначе входит этнокультурный компонент, который включает базовую образовательную область «русская традиционная культура». Базовое содержание образовательной области «русская традиционная культура» связано с компонентами содержания основного общего образования, а также специального образования через следующие образовательные области: общество, человек, нравственность, антропология, филология, литература, словесность, искусство, история, технология, труд, интерпретируемые и уточняемые в этнокультурном стандарте через следующие области знаний: культурная и духовная антропология, этнография, этнология, культурология, русская история, русский язык и словесность, история русской традиционной культуры, православная культура России, эт-ноконфессиональные традиции народов России, народные искусства, ремесла.

Таблица

Общая схема базового содержания образования

в школе русской традиционном культуры, инвариантная компонентам (сторонам) культуры личности

Стороны культуры личности Генеральные отрасли научного знания Учебные предметы

Умственная культура История, филология, антропология, философия Этнография, антропология, традиционная культура, фольклор, словесность

Нравственная культура Духовная антропология, человек, общество Православная культура, традиционная культура

Коммуникативная культура Филология, традиционная культура Фольклор, народное пение, история языка, фольклор

Эстетическая культура Искусство Народное искусство

Трудовая культура Труд Виды ремесел, художественный труд

Физическая культура Традиционная культура Народные игры

1.3. Фундаментальное ядро содержания (обязательный минимум содержания основных образовательных программ, входящих в этнокультурный стандарт):

- Ценностно-смысловое содержание (деятельность). Знания о мире, Боге, человеке. Приобщение к православным христианским ценностям. Освоение понятий и категорий: вера, совесть, грех, милосердие, любовь к ближнему, терпимость, сострадание, благочестие, духовность, моральный долг, моральная

норма.

Языковое содержание (словесност ь). Освоение устных форм языка: говоры, диалекты. Язык как культурно-историческая среда (особенности местной лексики и фразеологии, роль диалекта в фольклорном произведении). Фольклор как языковая система. Фольклор как поэтическая система. Жанры фольклора. Мифопоэтическое творчество. Роль фольклора как коммуникативной системы. Церковнославянский язык (грамматика церковно-славянского языка), святоотеческая литература. Фольклор и современная литература.

Культуротворческое содержание (деятел ьность). Народные православные праздники, обряды, обычаи. Народное искусство и его виды. Опыт практической деятельности в народном искусстве.

Труд и технология в народной культуре. Основы трудового обучения (организация рабочего места, техника безопасности, материалы и способы их обработки). Технология ремесел и промыслов. Художественная деятельность в ремесле. Проектная деятельность. Диалог культур. Культура народов России, их генезис и эволюция, обряды, обычаи, традиции, особенности национального характера культур и народов России. Экология культуры. Основы построения диалогичных, коммуникативных взаимодействий между нациями и народностями России и других стран, основанных на доверии, уважении, толерантности.

ЛИТЕРАТУРА

1. АНОХИН П. К. Философские аспекты теории функциональной системы // Избр. тр. / П. К. Анохин. М.: Наука, 1978.

2. ВИДТ И. Е. Образование как феномен культуры : моногр. Тюмень : Печатник, 2006.

3. ГЕРШУНСКИИ Б. С. Философия образования для XXI века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций). М.: Совершенство, 1998.

4. ГУМЕРОВ Ш. А. Экологические ценности в системе культуры // Системные исследования. Методологические проблемы : ежегодник. 1988. М., 1989.

5. МАРКАРЯН Э. С. Узловые проблемы теории культурной традиции // Советская этнография. 1981. № 2.

6. МАЛИНОВСКИИ Б. Научная теория культуры / Б. Малиновский ; пер. И. В. Утехин. М. : ОГИ, 1999.

7. МЕЖУЕВ В. М. Идея культуры : очерки по философии культуры. М.: Прогресс-традиция, 2006.

8. ПИВОЕВ В. М. Философия культуры : учеб. пособие. СПб.: Изд-во Юрид. ин-та, 2001.

9. ФИЛОСОФИЯ в системе культуры : учеб. пособие для вузов / под ред. В. В. Ильина. 2-е изд., доп. М.: Полиграф-Информ, 2005.

10. ШЕВЦОВА Н. П. Культура как система ценностей (Аксиология в контексте интерпретации культуры Н. А. Бердяева и И. А. Ильина). М. : Моск. гос. ин-т электроники и математики, 2004.

11. ЯМБУРГ Е. А. Управление развитием адаптивной школы. М.: ПЭРСЭ-Пресс, 2004.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. А. П. Усольцев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.