Философско-антропологические предпосылки формирования современной образовательной парадигмы в условиях цифровизации общества Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»
Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кравченко В. И., Петрова А. Ю.
Введение. Современный информационный мир, породивший цифровую эру, ставит сегодня новые вызовы для системы высшего образования, когда развитие технологий должно обеспечить появление новой парадигмы обучении. В самом общем виде предполагается революция в создании новой матрицы знаний, а также расширение и обогащение традиционной среды обучения студентов. Тем самым, современный статус системы высшего образования обретает многоаспектный смысл на пути к формированию гражданского общества и информационной культуры будущего. Вместе с тем, сама «цифровая» революция образовательной среды обуславливает разрыв между традиционным процессом обучения и изменением поведения личности в связи с внедрением новых технологий. Авторы данной статьи предприняли попытку определить, новые мировоззренческие и гносеологические границы между имеющимся (реальным учебным процессом) и необходимым (формирование новой личностной модели), с целью определения нового вектора современного образования. Содержание. Современная система антропологического образования становится доминирующим фактором в понимании взаимосвязей между человеком-личностью и самим процессом образования. Под «антропологией образования» понимают «двуипостасную эпистемологическую систему, включающую в себя знания о практике: ее истоках, истории, субъектах, основаниях и т. п. и знания самой практики, т. е. путей и средств (технологий) ее выращивания» [25, с. 12]. Это значит, что существующие знания рассматривается как в рамках новой парадигмы образования, так и сквозь призму существующих практик. При этом важным аспектом становится еще и тот факт, что антропология образования рассматривает мировоззренческие и теоретико-методологические основания, закономерности самой системы образования в контексте ее эволюционирования. Таким образом, каждый исторический этап от древнегреческого до современности, оказывая существенное влияние на образовательный процесс, диалектически формирует и актуализирует современную парадигму педагогического образования. Выводы. Таким образом, на сегодняшний день в системе российского образования существует множество проблем, влияющих на эффективность образовательного процесса. Самое главное, при создании новой системы российского образования, на наш взгляд, это «возврат к забытому старому», советского прошлого, методика которого остается перманентно актуальной в образовательной системе. Кроме этого, обращая внимание на существующие «лучшие международные практики», необходимо разрабатывать и применять собственный подход в развитии и совершенствовании российской парадигмы образования.
Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Кравченко В. И., Петрова А. Ю.
-
НОВЫЕ ФОРМЫ СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ2021 / Соломатина Елена Николаевна
-
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНСТРУМЕНТОВ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОБОБЩЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА2022 / Фархутдинова Светлана Гусмановна, Подболотова Светлана Дмитриевна
-
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ2023 / Павловская Елена Андреевна, Гулая Татьяна Михайловна, Ставрук Марина Александровна, Алейникова Ольга Сергеевна, Мешков Сергей Александрович
-
ОБРАЗОВАНИЕ 4.0: НОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ДЛЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ2021 / Иванченко Ирина Васильевна, Романов Вадим Александрович, Романова Марина Сергеевна, Хубулова Вероника Васильевна
-
ОСОБЕННОСТИ ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА2020 / Соломатина Елена Николаевна
Philosophical and anthropological prerequisites for the formation of a modern educational paradigm in the context of digitalization of society
Introduction. The modern information world, which gave rise to the digital era, poses new challenges for the higher education system today, when the development of technology should ensure the emergence of a new learning paradigm. In its most general form, it is supposed to revolutionize the creation of a new knowledge matrix, as well as expand and enrich the traditional learning environment of students. Thus, the modern status of the higher education system acquires a multidimensional meaning on the way to the formation of a civil society and information culture of the future. At the same time, the very “digital” revolution of the educational environment causes a gap between the traditional learning process and a change in personality behavior due to the introduction of new technologies. The authors of this article have attempted to define new ideological and epistemological boundaries between the existing (real educational process) and the necessary (formation of a new personal model), in order to define a new vector of modern education. Soder. The modern system of anthropological education is becoming the dominant factor in understanding the interrelationships between a person-personality and the educational process itself. The “anthropology of education” is understood as “a two-phase epistemological system that includes knowledge about practice: its origins, history, subjects, foundations, etc. and knowledge of the practice itself, i.e. ways and means (technologies) of its cultivation” [25, p. 12]. This means that existing knowledge is considered both within the framework of a new paradigm of education and through the prism of existing practices. At the same time, an important aspect is also the fact that the anthropology of education considers the ideological and theoretical and methodological foundations, the patterns of the education system itself in the context of its evolution. Thus, each historical stage from ancient Greek to modern times, having a significant impact on the educational process, dialectically Conclusions. Thus, today there are many problems in the Russian education system that affect the effectiveness of the educational process. The most important thing in creating a new system of Russian education, in our opinion, is a “return to the forgotten old”, the Soviet past, the methodology of which remains permanently relevant in the educational system. In addition, paying attention to the existing “best international practices”, it is necessary to develop and apply our own approach to the development and improvement of the Russian educational paradigm.