УДК 1
Дибоу Т.
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет (г. Санкт-Петербург, Россия)
ФИЛОСОФСКИЙ СМЫСЛ ЮМОРА В НАРОДНОМ АРАБСКОМ ФОЛЬКЛОРЕ О ДЖУХЕ
Аннотация: в данной статье автор делает попытку найти философский смысл средневековый арабской сатиры о Джухе. В статье раскрывается образ героя как своеобразного мудреца-философа. Автор убежден, что идеи средневековой арабской философии отразились в текстах сатирических историй о народном арабском герое. В статье вначале дается краткая характеристика особенностей арабской культуры и философии Средневековья, затем раскрывается сюжет сатирических историй о Джухе. Несмотря на развлекательный характер рассказов, через глубинный анализ мы можем познать и символические философские смыслы, которые заложены в текстах о жизни и делах народного героя Джухе.
Ключевые слова: анекдоты, шутки Джухи, арабская философия, арабский фольклор, Средневековье.
Введение.
Народный фольклор о Джухи появился в арабской мире в 7 веке, в период начало расцвета арабской культуры и философии. Герой Джуха зачастую встречается с различными людьми и попадает в интересные ситуации из обыденной жизни, где ему приходится принимать неординарные решения. Эти короткие истории многогранны и рассказывают нам, что представляет собой человек, его стремления, идеи, добродетели и пороки. Юмор играл и играет огромную роль в жизни арабов и юмористические средневековые истории о Джухе также являются настоящей находкой для изучения.
Что касается непосредственно изучения арабского фольклора о Джухе, то некоторые работы посвящены историческому анализу, времени, месту и рождению Джухи [1], в то время как другие рассматривают эти истории через призму двойственности и противоречия характера Джухи, который на первый взгляд кажется глупым в различных веселых жизненных ситуациях, но в то же время он отражает мудрость и дает социальные и моральные уроки [2]. Исследователи изучали анекдоты о Джухе в контексте арабской фольклорной традиции, их связь с другими жанрами фольклора и их роль в передаче культурных ценностей и норм. Имеются труды, где обращено внимание на то, как юмор о Джухе отражают социальные, политические и экономические проблемы и вызовы арабского общества [3]. Лингвисты также изучали языковые аспекты литературных текстов о Джухе, включая использование арабских поговорок, игру слов и иронию. Образ персонажа Джухи был глубоко изучен в статьях М. Лесмана [4], И. Алсибли и М. Каддума [5], которые провели сравнительный анализ между арабским народным героем Джуха и турецким Ходжа Насрредин.
На русском языке имеется мало собраний рассказов об арабском Джухе и по сведениям автора нет отдельных научных исследований о нем. На просторах интернета можно встретить несколько художественно-публицистических статей о Джухе. В 1976 году был издан на русском языке сборник арабских сказок и анекдотов, куда вошли рассказы о Джухе [6]. Также имеется собрание коротких адаптированный историй для изучения арабского языка под редакцией Е. Сафроновой и Д. Неклюдовым. «Арабский язык с Джохой» [7], куда входят рассказы по четырем темам: Джуха и жена, Джуха и осел, Джуха и судья, Джуха-философ.
Стоит отметить, что при первом знакомство с арабской культурой философией зачастую связывают с религиозностью, а именно с исламом, который охватывает все сферы физической деятельности человека. Что же касается историй о Джухе, то здесь напротив мы видим повседневную жизнь обывателя, который в простой непринужденной форме предлагает понять
истины существования человека. Сам по себе отдельный рассказ о Джухе не приведёт нас к полному озарению духовного и философского смысла, но изучая многочисленные повествования о жизни Джухи позволяет создать основу для истинного понимания традиций классической арабской философии.
В современное время персонаж Джуха используется в арабской культуре повсеместно. Его можно встретить в книгах, в театре, на экранах в кино, а также немало изречений из фольклора о Джухи используются на каждый как шутки или притчи с намеком. Несмотря на то, что народный юмор является одной из важных тем многочисленных исследовательских работ, сатира об арабском персонаже Джухе в российской науке остается малоизученной. Чтобы преодолеть этот пробел, целью статьи является анализ средневекового фольклора о Джухе в контексте арабской философии и поиск философского смысла его юмора.
Философский анализ литературного текста заключается в исследовании философских идей, концепций и вопросов, которые присутствуют в произведении. Он позволяет отображать и оценивать жизнедеятельности людей в обществе, используя различные оценки того или иного поступка, или образа, например правильного и неправильного, справедливого и несправедливого, доброго и злого.
Особенности арабской философии Средневековья.
В арабской философии периода Средневековья (в научной литературе носит часто название классический период, 8-15 вв.) уделяется особое внимания вопросом метафизики (первоначало мира), познанию истины, учению о человеке (человек как наделенный способностью действия и познания, отношение человека к миру и первоначалу). Основные особенности этого периода усиление материалистических идей, переосмысление античной философии, полемический дух философии.
Источниками философии классического периода являются мировоззренческие тезисы, которые получили закрепление в Коране, а также это тексты переводы на арабской язык античной философской мысли, а именно
тексты Аристотеля, Платона, Порфирия и др. Причем как было замечено Г. Б. Шаймухамбетовой арабские средневековые мыслители стремились не просто следовать античной науке, но и пытались возродить ее [8].
Наиболее обширное, детальное изложение трудов античных философов и их комментирование дал ал-Фараби (араб. ^Ь^, 870-950) и ал-Кинди (араб.
, 800-879), получивший почетное прозвище «философ арабов».
Говоря об ал-Фараби, стоит отметить, что он является одним из самых выдающихся популяризаторов античной философии на Востоке. Его произведения содержат глубокие размышления о морали, логике, метафизике, науке, медицине и прочих областях. Важно заметить, что ал-Фараби решительно подчеркивал особую роль философов и их права на мысль, недоступную невежественным, некомпетентным людям. Он обосновал отличие философов от простонародья, утверждая, что только философы обладают знанием, опирающимся на достоверные посылки, которые не всегда должны быть общепринятыми [9]. Ал-Фараби считал, что в добродетельных городах власть принадлежит правителям-философам, которые также являются духовными лидерами. В этих городах стремятся обеспечить истинное счастье для всех жителей, где царят добро и справедливость, а несправедливость и зло осуждаются. Он противопоставляет добродетельные города невежественным, где правители и жители не знают, что такое истинное счастье и не стремятся к нему, сосредотачиваясь лишь на физическом здоровье, удовольствиях и богатстве.
Ал-Кинди описал философию как самое возвышенное и благородное искусство и выделял т.н. «первую философию», или «науку о первой причине», которая объясняют единственность Аллаха, являющегося первой действующей и целевой причиной всего, искусным устроителем мира [10]. Труды ал-Кинди были переведены на латинский язык и пользовались популярностью в кругах научного сообщества средневековой Европы.
В этом периоде стоит также из арабских мыслителей выделить Ибн Рушда (араб. -¿ь ¿X1,1126-1198) , который считал, что религия — это основа интеграции
человеческого коллектива и ее необходимость заключается в развитии нравственных добродетелей, являющихся также базой развития научных знаний и теорий. Одной из его философских концепций была концепция Первосущего, отожествляющая с мировым порядком, с действием природных сил, которая стала путеводной идей автономности и самодеятельности мира [9].
Несмотря, что существует предвзятое мнение о том, что арабские ученые Средневековья занимались комментированием и приспособлением античной философии к исламу, востоковед Г. Б. Шаймухамбетова приходит к выводу, что труды крупнейших фигур арабской философской традиции таких, как ал-Кинди, ал-Фараби, Ибн Рушд, трудно переоценить, так как они имели оригинальный, а не комментаторский характер [8].
А. А. Игнатенко писала, что арабские философы были устремлены к поиску некой идеальной организации общества, полагая, что всеобщее счастье людей достижимо в «идеальном городе» (араб. Ц^И! ЦълЛ ал-мадина ал-фадила). Несмотря на то, что этот идеальный город носил утопический характер и не мог быть в реальности построен, его осмысление необходимо, т.к. раскрывает всю многогранность арабской средневековой философской мысли, которая не только сводится к религиозно-исламской теме [11].
Говоря про классическую арабскую философию, нельзя игнорировать влияние на нее исламской религии. В мировоззренческой идее ислама было подчеркнуто единство, целостность единобожия, единство в бытии, единство в природе. Ислам привнес понимание жизни и смерти, поставив перед человеком вопрос об ответственности за свои поступки. Идеи жизни после смерти заложили основы для развития концепций индивидуализации и личного сознания в арабской философии. Коран рассматривает важные концепции, такие как предопределение и свобода выбора, а также знание, которое является одним из ключевых понятий ислама. Ислам как религия предложил особый вид знания, который сочетает стремление к разумности и рациональности с требованием подчинения обладателю высшего знания и верой в верховное провидение.
Е. А. Фролова также отмечает, что особенностью классической арабской философии является взгляд на место человека в мире. В ее трудах подчеркивается мировоззренческая идея ислама как идея единства, целостности. Если в западной культуре христианское отношение к природе было переосмыслено к природе как к предмету творения самого человека, то идея ислама это прежде всего идея единства и целостности с Богом и природой [12].
Давая характеристику классическому периоду арабской философии, можно воспользоваться выводами Г. Б. Шаймухамбетовой, по мнению которой, основные философские проблемами того периода были:
а) проблема веры и разума, которая получила выражение в концепции единой, однако двойственной истины и внесла свой вклад в противостоянии философии теологии,
б) проблема разума, которая разрабатывается в связи с важностью четко разграничить знание и веру и выделяет признаки достоверного научного знания и методы его получения [8].
Делая выводы об арабской философии, можно смело охарактеризовать период Средневековья как одних из самых плодотворных, в развитие философской мысли. Арабские философы пытались доказать совместимость философских и исламских истин, а также использовали философские методы для толкования религиозных текстов. Они исследовали различные аспекты богословия и пыталась разумно объяснить природу Бога, его атрибуты, отношение к миру и человеку. Они также занималась проблемами предопределения и свободы воли и обсуждали вопросы моральности, этики и человеческого поведения. Они искали основания для моральных ценностей и обсуждали понятия добра, зла, справедливости и счастья. Автор убежден, что идеи средневековой арабской философии отразились в текстах сатирических историй о народном арабском герое Джухе.
Джуха в образе философа-мудреца.
Джуха часто использует простые, на первый взгляд, абсурдные ситуации, чтобы передать глубокие истины. Этот подход помогает людям увидеть
мудрость в повседневных ситуациях. Джуха выступает в роли своеобразного критического наблюдателя, философа-мудреца.
Джуха встречается с различными глупцами и порой сам на первый взгляд кажется глуповатым. Однако в этом есть скрытый смысл богатства, которым может обладать человек — это безусловно ум и житейская мудрость. Показывая глупости и глупцов, побуждает быть благодарным, что ему дано и чего его лишили. А также учить бдительности во всех делах.
Джуха философствует на разные темы и выступает в роли мудреца. Джуха умеет давать советы, предлагая альтернативные пути мышления и поведения. Пример мудрого и поучительного совета: «Хотел какой-то человек подшутит над Джухой, пришёл к нему и сказал: "О Джуха! Я болен несколькими болезнями и хочу тебе сообщить о них"..И сказал ему Джуха: "Расскажи, возможно, я найду для тебя хорошее средство которое тебя излечит. " И сказал человек: "Я чувствую колики в волосах моей бороды, и когда я ем деликатесы, то выходит мерзость, и внутри меня мрак, у тебя есть лекарство? " И сказал Джуха "Что касается волос твоей бороды для избавления колик то тебе нужна бритва что же касается того, что ты ешь деликатесы а входит мерзость то ешь мерзость и будут входить деликатесы а что касается того что видишь мрак в своих внутренностях то тебе нужен фонарь повесь его на двери твоего тела чтобы он освещал для тебя твои внутренности "».
Благодаря своему неувядаемому юмору Джуха доказывают свою мудрость, но этот фактор является второстепенным по сравнению с главным их предназначением, смысл которого заключается в том, чтобы создать основу для истинно правильного отношения к жизни и сделать возможным достижение нравственно-моральных идеалов.
У Джухи истинная мудрость заключается в способности увидеть смешное и доброе в жизни. Он не раз подчеркивает важность оптимистического взгляда на жизнь и способности найти радость даже в самых трудных ситуациях. «Джуха увидел свое отражение в зеркале и сказал: "Знаешь, я думаю, что зеркало меня
обманывает". Его друг спросил: "Почему ты так думаешь?" Джуха ответил: "Когда я смотрю на него серьезно, он всегда смотрит на меня с улыбкой"».
Джуха богослов.
Хотя Джуха сам не является религиозным деятелем, его персонаж часто используется для иллюстрации некоторых аспектов ислама или для передачи моральных уроков, связанных с исламской религией.
Джуха иногда выступает в роли проповедника или учителя, передающего мудрость и этические уроки, основанные на принципах ислама. Это может включать советы о моральных ценностях, справедливости, терпимости и сострадании. В некоторых текстах мы можем наблюдать, что Джуха может использовать знание Корана или религиозных понятий для решения сложных ситуаций и различных споров. Он может цитировать Коран, чтобы подчеркнуть важность добродетелей или разоблачить лицемерие других персонажей.
В текстах нам встречается Джуха-праведный мусульманин, который уделяет особое внимание внутреннему пути к Богу, преодолению эгоизма и мирской привязанности. Джуха молиться, читает Коран и подчеркивает всякими способами любовь к Богу и ко всему что им создано.
В историях можно заметить также, что с одной стороны Джуха высмеивает невежество и порочность людей, которые не разбираются в элементарных доктринах ислама, но с другой стороны мы видим его глубокое уважение к религиозным авторитетам. Джуха часто обращается за советом к религиозным деятелям(шейхам), показывая важность уважения к исламским законам.
Вот пример истории о Джухе, который отражает религиозную практику:
«Джуха решил совершить паломничество в святое место. Он отправился в долгое и опасное путешествие, чтобы достичь своей цели. По пути он встретил других паломников, и они стали разговаривать о своей вере и религиозных обычаях. Один паломник сказал: "Мы должны соблюдать все ритуалы и принимать участие во всех обрядах, чтобы быть истинными верующими". Другой паломник добавил: "Но важно не только выполнять внешние обряды, но
и иметь искреннюю веру в сердце и добрые дела".Джуха, послушав их, задумался и сказал: "Я думаю, что истинная вера проявляется не только в обрядах и словах, но и в наших поступках и отношении к другим людям. Может быть, истинная святость состоит в том, чтобы быть добрыми и сострадательными ко всему творению Божьему"».
В этой истории Джуха подчеркивает важность не только внешней религиозной практики, но и внутреннего отношения к вере и ближним. Джуха выражает идею, что истинная святость заключается не только в выполнении ритуалов, но и в проявлении доброты, сострадания и уважения к живым существам.
Джуха в поисках смысла жизни и сущности человека.
Анекдоты о Джухе иногда включают его поиски и размышления о смысле жизни и существования. Через свои комические ситуации и диалоги, Джуха поднимает важные вопросы о смысле и целях существования. Вот пример, который иллюстрирует это: «Джуха отправился на поиски мудреца, который, по слухам, знал ответ на вопрос о смысле жизни. Он нашел мудреца и спросил: "Уважаемый мудрец, скажите мне, в чем смысл жизни?" Мудрец улыбнулся и ответил: "Смысл жизни подобен песчинке на дне океана". Джуха, разочарованный, сказал: "Но как я могу найти эту песчинку?" Мудрец ответил: "Иди на дно океана и посмотри". Джуха, смеясь, сказал: "Но как я могу достичь дна океана?" Мудрец, снова улыбнувшись, сказал: "Иди вглубь самого себя".» В этом коротком рассказе Джуха ищет ответ на вопрос о смысле жизни у мудреца, но получает загадочный и философский ответ. Ответ мудреца о песчинке на дне океана символизирует то, что смысл жизни может быть невидим или недостижим на поверхности, но может быть найден внутри нас самих, в глубинах нашего сознания и души. Это побуждает задуматься о том, что вместо поиска смысла жизни во внешних обстоятельствах или внешних авторитетах, мы должны обратиться к себе, к своему внутреннему познанию и осознанию. Он подчеркивает значимость самопознания и внутреннего поиска в нашем стремлении понять и найти смысл своего существования.
Вот еще один пример о понимании смысла жизни. «Джуха был известным учителем, и однажды его ученик спросил: "Учитель, как найти смысл жизни?" Джуха улыбнулся и ответил: "Смысл жизни подобен ключу, который ты ищешь. Но вместо того, чтобы искать ключ, просто открывай двери и наслаждайся каждым моментом, который предлагает тебе жизнь"».
Джухе в этой аллегории жизни с ключом поднимает вопросы о смысле жизни и человеческом существовании. Он размышления о том, что делает жизнь значимой и какие ценности, и цели следует преследовать. Сама жизнь как таковая и есть счастье.
Одна из мыслей Джухи «Не пренебрегайте малым, так как малое может иметь большое значение» несет в себе важное поучение о жизни. Это указывает на то, что даже самые незначительные действия или вещи могут иметь глубокий смысл и оказывать большое влияние в нашей жизни.
Говоря о смысле жизни, еще одна философская традиция прослеживается в комических зарисовках о Джухе, а именно говорящих о неизбежности смерти. Вот пример: «Джуха, который всегда боялся смерти лежа на смертном одре не переставал шутит и смеяться. -Джуха - спросили его - ты так боялся смерти куда же теперь девался твои страх? - Я боялся попасть в такое положение -ответил Джуха - а теперь чего мне боятся?».
Размышления Джухи о смерти помогают осознать бренность и преходящий характер материального мира. Это понимание ведет к более глубокому восприятию духовных ценностей и истинных целей жизни. Понимание неизбежности смерти усиливает переход к истинной жизни и приближению к Богу.
В комических зарисовках, где Джуха рассуждает о жизни и смерти, мы можем наблюдать схожесть его мыслей с суфийской исламской практикой. Для суфиев смерть — это нечто неизбежное и предопределенное волей Бога. Суфи видят смысл жизни в духовном поиске, любви и единстве с Богом, а также в служении и совершенствовании себя на этом пути.
Нравственные идеалы и пороки.
Истории о Джухе часто включают моральные поучения о нравственных идеалах и пороках. Они могут содержать мудрые наставления о межличностных отношениях, этике, справедливости и других аспектах человеческого существования.
Вот один из примеров высмеивания порока жадности и эгоизма: «В один из летних жарких дней сосед позвал Джуху в гости. Сосед принес большую чашку с ледяным шербетом дал Джухе чайную ложку, а себе большой половник. Как Джуха не старался, но в рот ему почти ничего не попадало, а хозяин каждый раз зачерпывал полный половник приговаривая: -Ой умираю! Джуха наконец швырнул чайную ложку отнял у хозяина половник и сказал: - Сосед мне это надоело. Дай мне выпить из половника. Я умру и освобожусь».
В анекдотах о Джухе он часто сталкивается с желанием обогатиться или получить что-то материальное нечестным путем. Джуха порицает этот порок и показывает, что материальные вещи не всегда являются смыслом жизни. Напротив, в историях мы наблюдаем, что одним из нравственных идеалов человека является благотворительность. Анекдоты Джухв учит нас о важности помощи другим и проявлении сострадания к тем, кто нуждается в помощи.
Вот один из примеров: «Джуха заметил, как богатый торговец раздавал деньги бедным. Он спросил у торговца: "Зачем ты это делаешь?" Торговец ответил: "Я верю, что благотворительность дает смысл моей жизни и делает мир лучше ". Джуха задумался и сказал: "Тогда я понимаю смысл жизни - делать других счастливыми. Я стану благотворителем - благотворителем улыбок и смеха"».
Можно найти многочисленные примеры, где Джуха ставит вопросы справедливости и равноправия. Джуха легко обнаруживает несправедливость и в шуточной форме порицает ее. Сам Джуха это добрый, щедрый и справедливый человек. Он защищает честь и достоинство своих соотечественников, отстаивает интересы обездоленных и борется с глупостью, невежеством, несправедливостью и пороком. В тоже время он остроумен, весел, находчив,
мудр, любит жизнь и никогда не унывает. Джуха заслуживает также уважение потому, что, как и арабские философы Средневековья стремится сделать мир лучше, поддерживая идею идеального города и идеального человека. В историях о Джухе безусловно прослеживается просветительско-воспитательная значимость с целью достижения морально-нравственных идеалов.
Заключение и выводы.
Можно ли безоговорочно назвать истории о Джухе просто развлекательными анекдотами, а самого персонажа Джуху примитивным героем? Определенно нет. Противоречивый и своеобразный герой Джуха никак не является таким. Напротив, его образ многолик и значение его трудно переоценить.
Анализ литературных текстов о Джухе дает нам все основания утверждать, что Джуха часто выступает символом арабской мудрости и в текстах скрыты философские идеи. Автор обнаружил в сатирических рассказах о Джухе доктрины ислама, принципы суфизма, поиски смысла жизни и размышления о смерти, а также стремления к совершенному нравственному человеку, который борется с пороками. Идеи ислама и арабской философии бесспорно глубоко скрыты в сатирических историях о Джухе. Через свои курьезные истории Джуха демонстрирует, что даже в самых простых и обыденных ситуациях скрывается глубокий философский смысл. Его образ напоминает нам о важности самокритики, здравого смысла и способности смеяться над собой, что является важными аспектами философского мышления.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Grigore G. The wise Fool Djuha-a Quick Sketch. International Journal of English Language & TranslationStudies. - 2014. - Vol. 2. - Is. 4. - Pp. 99-103;
2. Ваэль Г. Философ простого в популярной литературе между правдой и вымыслом. - 2023;
3. Статья на арабском ¿j ^Vl Uij^iji .Jl-^ J-jIj 2023.Jb^j. Электронный ресурс. URL: https://www.bbc.com/arabic/art-and-culture-64956419 (дата обращения: 06.05.2024);
4. Азым, А. Джуха и его анекдоты. - 2021;
5. Статья на арабском «j^jjj l^ . ^jb ллЦ
6. Lesmana M. Comparing Nashrudin Hoja, Juha and Mullah Nashrudin: Finding Out Humor in Middle East Culture. Global Journal of Human-Social Science: C Sociology & Culture. - 2014. Vol. 14. - Is. 2. Version 1.0. - Pp. 35-40;
7. Алсибли И., Каддум М. Джуха в арабской и турецкой литературе. Сравнительный анализ. Статья на арабском языке. Университет Стамбула. -2022;
8. Антология. Подлинные рассказы о могущественном халифе Харун ар-Рашиде, острослове Абу Нувасе и хитроумном Джухе / Пер. с арабского Р. Алиева и Д. Юсупова. Предисловие Б.Я. Шидфар. — М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука» 1976 г;
9. Сафронов Е., Неклюдов Д. Арабский язык с Джохой. Москва. Восток Запад. - 2007. - С. 346;
10. Шаймухамбетова Г.Б. Арабоязычная философия средневековья и классическая традиция. М.: ГРВЛ. - 1979. - С. 152;
11. Колесников А.С. История философии: Учебник для вузов. СПб.:Питер, -2010. - С. 656;
12. Ибрагим Т.К., Ефремова Н.В. Мусульманская философия: антология / Казань: Издательство ДУМ РТ. - 2009. - С.669;
13. Игнатенко А. А. В поисках счастья: общественно-политические воззрения арабо-исламских философов средневековья / М. -1989. - 255 с;
14. Фролова Е.А. История арабо-мусульманской философии. Средние века и современность: Учебное пособие. М. - 2006. - С. 200
Dibou T.
St. Petersburg State University D (St. Petersburg, Russia)
PHILOSOPHICAL MEANING HUMOR IN FOLK ARABIC FOLKLORE ABOUT JUKH
Abstract: in this article the author makes an attempt to find the philosophical meaning of the medieval Arab satire about Juha. The article reveals the image of the hero as a kind of sage-philosopher. The author is convinced that the ideas of medieval Arab philosophy were reflected in the texts of satirical stories about the Arab folk hero. The article first gives a brief description of the features of Arab culture and philosophy of the Middle Ages, then reveals the plot of satirical stories about Juha. Despite the entertaining nature of the stories, through in-depth analysis we can also understand the symbolic philosophical meanings that are embedded in the texts about the life and deeds of the national hero Juhe.
Keywords: jokes Juhi, Arabic philosophy, Arabic folklore, Middle Ages.