Научная статья на тему 'Национальная философская традиция в арабской средневековой философии'

Национальная философская традиция в арабской средневековой философии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
449
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кучуков Р. Р.

В статье исследуются особенности формирования национальной философской традиции на примере арабской средневековой философии. На основе привлечения социально-философского, историко-культурологического материала раскрываются особенности арабской средневековой философии, предлагаются пути осмысления исторических судеб и будущего народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL PHILOSOPHICAL TRADITION IN ARABIAN PHILOSOPHY OF MIDDLE AGES

This article represents the examination of peculiarities of national philosophical tradition's formations, an example, it's the Arabian philosophy of middle Ages. The peculiarities of the Arabian philosophy of middle ages are revealed on base of socio-philosophical, historical and cultural material, there are ways of thinking of people's fates and future.

Текст научной работы на тему «Национальная философская традиция в арабской средневековой философии»

УДК 1:316 ББК 60.0

НАЦИОНАЛЬНАЯ ФИЛОСОФСКАЯ ТРАДИЦИЯ В АРАБСКОЙ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ Кучуков Р.Р.

В статье исследуются особенности формирования национальной философской традиции на примере арабской средневековой философии. На основе привлечения социально-философского, историко-культурологического материала раскрываются особенности арабской средневековой философии, предлагаются пути осмысления исторических судеб и будущего народа.

Приступая к решению этой задачи, нужно, прежде всего, сформулировать, прояснить и соотнести несколько основных понятий, в первую очередь таких, как «традиция», «философская традиция», «национальная философия».

Слово «традиция» не стало ещё строгим научным понятием. Его употребляют в разных смыслах, наиболее важные из которых выделил в своей книге Е.Шацкий.[1] Не будет возражением польскому учёному и наше утверждение, что смысловой основой понятия «традиция» является «преемственность» (лат. traditio—передача). Там, где отсутствует преемственность, невозможно говорить о какой-то традиции. Существенной чертой традиции как социокультурного феномена является также её коллективная значимость. Отдельный индивид может иметь привычки, ритуалы, даже обычаи, но не традицию, так как она предполагает совместные достижения, выраженные в системе ценностей, передаваемых от поколения к поколению. Привычки индивидов выделяют, обосабливают, а традиции соединяют индивида с группой.

Ведь, как писал Гегель, «то, что мы представляем собою в науке и ... в философии, тоже обязано своим существованием традиции, которая через всё, что преходяще и что поэтому минуло, тянется, по сравнению Гёрдера, словно священная цепь, и она сохранила и передала нам всё, что произвели предшествовавшие поколения».[2]

Что же делает национальные философские традиции национальными? На наш взгляд, национальные философские традиции, сколь бы разнородными и даже противоречивыми они ни были, содержат в себе некое «национальное ядро», не имеющее вне их самостоятельного существования.

Многочисленные подтверждения определяющей роли национальной философской традиции в ассимиляции философских идей других культур и народов мы находим в историко-философских исследованиях национальных философских культур. Так, А.Д.Литман в своем исследовании современной индийской философии объясняет своеобразный идейный «иммунитет» индийских философов к субъективному идеализму, неприятие и даже критику его мировоззренческих основ, его несоответствием «общему духу индийской философии», национальной традиции, для которой характерно представление о боге как субстанции мироздания, наделённой всеобъемлющей и всепроникающей силой. [4]

Можно утверждать, что Национальная философская традиция и национальная культура, теоретико-мировоззренческим выражением которой она

является, не только осуществляют ассимиляцию инородных идей и концепций, но и выбор таковых. Рассмотрим это на примере арабской средневековой философии.

Наивысшего расцвета арабская средневековая философия достигла в IX-XIІ вв., что было связано с именами Аль-Фараби (около 870—около 950); Ибн Сина (Авиценна) (980—1037), представлено трудами Ибн Рушда Аверроэса (1126—1198). Крупным достижением арабской культуры позднего средневековья явилось создание историком и философом Ибн Хальдуном (1332—1406) историко-философской теории общественного развития. Философская мысль этого периода и региона являлась узловым пунктом истинно философского мышления во всемирном масштабе. Далекого и от эсхатологического и схоластического европейского философствования раннего средневековья, и от религиозно ориентированного видения проблем бытия в Индии, и от теоретического подхода к действительности в Китае, подхода, философичного в своей основе, но сознательно уходящего от естественнонаучного знания.

Представления философов об обществе и политике были достаточно объективны, так как сами арабо-исламские философы не ассимилировались правящим классом, о чем свидетельствуют резкие переходы от ситуации приближенного фаворита к положению опального изгнанника.

Под влиянием Платона и Аристотеля арабоисламские философы, например, Аль-Фараби рассматривали философию как социально-политическую рефлексию, как размышление о человеке и идеальных общественных условиях его существования и самореализации.

Однако данную оригинальную концепцию некоторые современные исследователи, такие как Г.Б.Шаймухамбетова характеризуют как «социальную утопию, основанную на приоритете разума перед верой».[5]

Проблема соотношения традиционного и современного, старого и нового в национальной жизни стала важнейшей темой для арабской общественной мысли. В арабских странах традиционность лежит в основе массового сознания, которое в большой степени формирует конкретно-

исторические особенности общественной мысли.

Арабская общественная мысль вырабатывает свое отношение к культурному национальному наследию и традициям, а также к инонациональным ценностям и традициям, и на этой основе формируется подход к совершенствованию личности и общества в арабском мире.[6]

Что касается Аль-Фараби, то он проводит в своих произведениях идею единства строения человеческого тела, социума (Града) и космоса. И эта идея становится основополагающим принципом социально-политической рефлексии во всем его творческом наследии.

В «Метафизике» Ибн-Рушда единство мира объясняется через единство идеально организованного социума. «С миром,— указывает Ибн-Рушд, дело обстоит так же, как с Градом Добрых Людей (Мадина алъ-ахйяр). В нем хоть и есть многие предводительства, все они восходят к единому предводительству, устремляясь к единой цели (буквально: делая единую цель своим имамом)». Подобными идеальными общественными образовань-ями и становились Добродетельный Град аль-Фараби, Духовный Град (алъ-Мадина ар-Руханийя) Чистых Братьев, Справедливый Град (алъ-Мадина алъ-Адиля) Ибн-Сины, Совершенный Град (алъ-Мадина алъ-Камиля) Ибн-Баджи, Добродетельный Град (алъ-Мадина алъ-Фадиля) Ибн-Рушда.

Иными словами, социально-политические размышления арабо-исламских философов давали представления о социуме в рамках целостного миропонимания. Спроектировать гармоничное общество можно было, только познав гармонию мира и его отдельных частей. Все известные тогда науки, изучающие мир, входили в круг интересов философии. И это с естественностью придавало философии еще одну существенную черту — энциклопе-дичность. [7]

Рационализм философии в конкретных исторических и культурных условиях эпохи придавал ей высокую степень гуманизма. Поскольку все люди разумны, постольку все они могут участвовать в достижении счастья и достичь его. Различные социальные группы, объединенные в идеальном обществе, достигают счастья в сотрудничестве и взаимопомощи. Счастье — предмет сокровенных чаяний людей на протяжении всей общественной истории. Полное, длительное и объективно обоснованное удовлетворение жизнью в целом — таков общий знаменатель практически всех концепций счастья, предлагавшихся в разные времена. [8]

Платон и Аристотель устанавливают тесную связь между человеческим счастьем и тем, как должно строиться человеческое объединение. Именно поискам наилучшего государственного устройства, гарантирующего людям счастье, посвящены платоновские диалоги «Государство», «Политика», «Тимей», «Критий». Аристотель в «Политике» рассматривает идеально организованный полис как условие «счастливой и прекрасной жизни» индивидов. Рассуждения о так понимаемом счастье и благоприятствующих ему условиях превращаются в утопию — неосуществимые проекты преобразования общества. Это была утопия особого философского типа, т. е. такая, которая выводила принципы построения идеального человеческого объединения из абстрактных положений философии и предназначала философов для решающих ролей в этом объединении.

Строение идеального общественного объединения виделось единообразным по отношению к космосу или его частям, например, человеческому телу. Однако нельзя считать, что здесь мы имеем дело с примитивным антропоморфическим или, скажем, «космосоморфическим» подходом к обществу. У арабо-исламских философов речь идет о том, что человеческое объединение есть одно из проявлений объективно складывающейся гармонии мира — природного, психического («душевного») и социального. И поэтому познание окружающего мира было для них одновременно и познанием принципов, в соответствии с которыми должен строиться идеальный Град.

Арабская средневековая философия, представляя собой важный этап в мировом историкофилософском процессе, не стала простым переводом на арабский язык античной философии, она знаменовала новый этап развития человеческой мысли. Обращение к наиболее существенным вопросам культурных и философских традиций, национального и регионального менталитета, образования и права, искусства и религии является очень важным для дальнейшего развития общественной мысли.

ЛИТЕРАТУРА

1. Шацкий Е. Утопия и традиция. М., 1990. С. 288.

2. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. Кн.1. М.,1932. С.10.

3. Литман А. Д. Современная индийская философия. М., 1985. С. 44.

4. Шаймухамбетова Г.Б. Арабо-язычная философия средневековья и классическая традиция. М., 1979.

С.126

5. Левин З.И. Развитие арабской общественной мысли. - М.: Изд-во «Наука», 1984. С.19

6. Игнатенко А. А. В поисках счастья. Общественно-политические воззрения арабо-исламских филосо-

фов средневековья. М.: Издательство «Мысль»,1989. С.56

7. Татаркевич В.О. О счастье и совершенстве человека. М., 1981. С. 42-47

Поступила в редакцию 17.10.06 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.