Международный научный журнал «СИМВОЛ НАУКИ»
№4/2015
ISSN 2410-700X
7. Адамар Ж. Указ. соч. С. 80.
8. Эйнштейн А. Собр. науч. трудов. М., 1966. Т. 2. С. 84.
9. Ротенберг В.С. Психофизиологические аспекты изучения творчества. Творчество как поиск // http://www.kstyati.ru/cre_articles/tvor_tvor28.html
10. Ротенберг В.С. Указ. соч; Его же. Слово и образ: проблема контекста // Вопросы философии. 1980. № 4. С. 152-155.
11. Большой Российский энциклопедический словарь. С. 286.
12. Психология. Полный энциклопедический справочник. С. 105.
13. Славин А.В. Наглядный образ в структуре познания. С. 207.
©З.Ф. Абрарова, 2015
УДК 111.1+316.7
Баранов Геннадий Владимирович
доктор философских наук, профессор, Финансовый университет при Правительстве РФ, Омский филиал, г. Омск, РФ E-mail: [email protected]
ФИЛОСОФСКИЙ ПРАКТИКУМ В КУЛЬТУРЕ СОЦИАЛИЗИРУЮЩЕЙСЯ ЛИЧНОСТИ
Аннотация
Характеризуется сущность философского практикума как формы диалога философских культур прошлого и современности; определяется значение философской культуры в социализации личности; описывается проблематика философского практикума, актуальная для социализирующейся личности
Ключевые слова
Сущность философии; социализация личности; философский практикум; гуманитарная культура
В абстрактном мировоззренческом значении личность есть «человек в единстве его общественных и социальных качеств, которые он сознательно усвоил под влиянием социальной среды, культуры, общества и несёт ответственность за соответствие своей деятельности нормам и ценностям общества» [1, с. 197]. Социализирующаяся личность - это состояние деятельности человека с признаками инновационного совершенствования собственной жизни в формах освоения многомерных достижений культуры человечества и локальной среды обитания. «Социализация - процесс и результат усвоения и воспроизводства индивидом социальных норм и культурных ценностей общества, к которому он принадлежит» [2, с. 137].
Для личности, определяющейся с проблемами личной и общественной деятельности под действием хаоса конкурентной глобализации XXI в., исторически необходимо установление преемственности культурного опыта прошлого и настоящего для выбора и совершенствования оптимальных версий мышления, оценок и предметных реакций. В философии как части культуры человечества с 8 в. до н.э. создано плюралистическое множество полезных для социализации личности гипотез, концепций и парадигм в их текстовом выражении.
Философия совмещает научность и мировоззренческую насыщенность на уровне рациональных предельных обобщений всех доступных для человека состояний вещественного и трансцендентного классов бытия, идеальности психики и сознания, познания, внутреннего и внешнего опыта. «Предельная степень обобщения опыта человечества и ориентация на программирование смысловых жизненных задач индивидуального и родового существования человека совмещаются в философии с эвристическим мощным влиянием на решение научных, социальных, культурных, «вечных» и актуальных проблем изменяющейся реальности» [3, с. 3].
Философия в составе культуры социализирующейся личности принадлежит к классу информационной (духовной, идеационной) культуры и выполняет множество функций. В современном глобализирующемся
Международный научный журнал «СИМВОЛ НАУКИ»_№4/2015_ISSN 2410-700X
человечестве, философия реализует не менее десяти цивилизационных общечеловеческих функций: идеационная, гуманистическая, критическая, мировоззренческая, методологическая, практическая (праксеологическая), сотериологическая, культуротворческая, социально-идеологическая, эвристическая [4, с. 8-11]. «Причина доминирования философии в культуре человечества - обоснование и пропаганда идеалов, последовательная реализация идеационной функции» [5, с. 37].
Философами предложены потребителям универсальные идеалы антропного и общественного классов бытия, «главные из которых - добро, истина, красота, свобода, справедливость, гармония, рациональность, гуманность, совершенство, идеал Бога как высшего совершенства» [6, с. 7]. Потребности личности XXI века в философии предопределены необходимостью выбора идеалов и их конкретных ценностных вариантов, которые представлены в системе философской культуры.
Для социализирующейся личности освоение философской культуры может составлять период сознательного онтогенеза или ограничиваться периодом обучений в учебных заведениях, в том числе, вузах, но в любом варианте необходимо оптимальное обеспечение потребления достижений философии.
По мнению автора, философский практикум представляет собой один из оптимальных вариантов достижения успешных результатов в диалоге философской культуры прошлого и современности. Диалог культур по критериям философского познания - универсальное состояние информационной деятельности поколений человечества по созданию, обмену, распределению и потреблению вещественных и идеальных результатов осмысления всеобщего в бытии с целями оптимизации смысложизненных и иных классов проблем деятельности человека.
По критерию содержания философский практикум - система философских гипотез, концепций и парадигм исследования общечеловеческих проблем, обоснованная в истории культуры деятелями философии и представленная в адаптационной форме для решения потребностей социализирующегося человека. Основными классами социализации современного человека являются образование и самообразование. «Современные стандарты высшего образования в России дают возможность обучающимся реализовать свои познавательные потребности при изучении философии в широком социогуманитарном контексте, лишённом догматизма, односторонности, узкой идеологизации в оценке мирового и отечественного философского опыта» [7, с. 3].
По критерию формы философский практикум особая форма усвоения знаний, отличная от лабораторных практикумов по естественно-научным дисциплинам. Основное отличие в том, что знание приобретается не в процессе экспериментов и профессионально-предметных действий с их последующим осмыслением: «Чтобы приобрести новое знание, изучая курс философии, следует максимально использовать мыслительные способности» [8, с. 4] в процессе теоретического познания смыслов философских текстов по критериям актуальности современных проблем. По мнению автора, вариант реализации философского практикума как выражения диалога гуманитарных культур прошлого и глобализирующейся культуры 21 в. может быть предложен в форме учебного пособия по критериям вузовских компетенций и иных видов нормативных требований современного образования .
Проблемы философии формируются и исследуются на уровне трансформации глобального хаоса бытия, так как философия в культуре человечества реализует потребности в знании всеобщего. Основные классы (типы, виды) философских проблем по критерию объекта исследования: «онтологическая, гносеологическая, аксиологическая, теологическая, натурфилософская, антропологическая, социальная, праксеологическая, метафизическая, философско-историческая» [9, с. 127].
Множество философских проблем, адаптированных для образовательных целей в системе философского практикума, целесообразно организовать и ограничить по критериям общего и частного. По критерию общего множество проблем философии ограничивается с учётом потребностей личности информационного общества не менее двумя группами проблем с названиями «Бытие и человек», «Общество и человек». По критерию частного каждая из указанных проблем философии должна быть исследована с учётом возможностей адаптации множественности философских парадигм, гипотез и авторских концепций для современной социализирующейся личности.
Основные темы культурного диалога современного потребителя философских знаний и гениев-творцов философии группы проблематики «Бытие и человек»: «специфика философского знания и место философии в культурном опыте человечества и личности; проблема многогранности философского
Международный научный журнал «СИМВОЛ НАУКИ»_№4/2015_ISSN 2410-700X
осмысления бытия человека во Вселенной в традициях философских систем, религиозной и научной картин мира (моделей бытия); проблема многомерности сущности и природы человека, смысла его существования в мире; сущность сознания, его взаимоотношение с бессознательным, роль сознания и самосознания в деятельности человека» [10, с. 2-3].
Основные темы культурного диалога современного потребителя философских знаний и гениев-творцов философии группы «Общество и человек» «выступают общество, цивилизация, культура в её типах и формах, фактор науки и техника, философия истории и будущее человечества» [11, с. 6].
Объекты философского диалога личности 21 в. и гениев философии по общей проблематике «Общество и человек» - «сущность и специфика общества в его статике и эволюции. Человек представлен в них как внутреннее, субстратное, решающее и определяющее основание всех модификаций общественно-антропного бытия» [12, с. 3].
Учитывая частный критерий диалога философских культур, первичной проблемой для личности выступает философия бытия. В философии и науке накоплен значительный объём информации о всеобщих и особенных свойствах и закономерностях эволюции и функционирования бытия и его саморазличений. В философском практикуме «исторически обусловленные многозначность и неопределённости смыслов и значений авторских рассуждений мыслителей различных научных парадигм представляют... предмет познания для формирования устойчивых знаний по онтологической проблематике философии [13, с. 6].
Пытаясь осмыслить свои возможности в бытии, личность закономерно обращается к гносеологическим проблемам, объектом которых «выступает познание, или познавательная деятельности человека в многообразии его сущностных качеств, исследуемых теоретиками философии человечества с применением авторских методик и исторически сложившихся парадигм философского познания» [14, с. 3].
В философском практикуме по проблематике философии политики, государства и права потребности социализирующейся личности связаны с задачами: «выработка знаний о необходимости соблюдения демократических и юридически ответственных норм и стандартов жизни человека как ведущей мировоззренческой парадигмы мышления и поведения; приобретение навыков адекватного понимания многомерности политического и идеологического опыта человечества» [15, с. 3].
В философском практикуме по проблеме философии культуры и морали потребности социализирующейся личности связаны с задачами формирования знания о феномене культуры в его многомерности как общественного образования, в его целостности как понятия социальной философии и аксиологии, а также с основной целью социализации - «усвоение уникальности культурного опыта в контексте ценностей общества» [16, с. 3].
По причине высокой сложности человек является объектом исследования специалистами различных наук, поэтому в философском практикуме по антропологической проблеме личности предоставляются для изучения тексты выдающихся теоретиков философского познания сущности, основных качеств, происхождения и будущего человека. «Человек в абстрактном метафизическом определении есть природно-общественное живое существо, реализующее свой вид бытия в форме культурно-опосредованной деятельности по преобразованию вещества, энергии и информации среды обитания в содержание личной индивидуальной, общественной и многомерно-уникальной жизни». [17, с. 4].
Достижения философской культуры человечества, представленные в составе философского практикума, предлагают личности право реализации сущности своей деятельности в режимах преемственности эволюции человечества и актуальности достижений истории в современности.
Список использованной литературы:
1. Баранов Г.В. Философия: учебно-методическое пособие для вузов. - Омск, 2002.
2. Баранов, Г.В. Философия: словарь понятий: учеб. пособие / Г.В. Баранов. - 2-е изд. - Омск: НОУ ВПО ОГИ, 2003. -192 с.
3. Баранов, Г.В. Философский практикум: Бытие и человек. Общество и человек: учеб. пособие / Г.В. Баранов. - Омск: Агентство Курьер, 2003. - 436 с.
4. Баранов Г.В. Философия в культуре. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2015. - 260 с.
5. Баранов Г.В. Функции философии в культуре глобализирующегося человечества // Международный научно-исследовательский журнал.- № 2 (33). - 2015. - С. 36-38.
Международный научный журнал «СИМВОЛ НАУКИ»
№4/2015
ISSN 2410-700X
6. Баранов Г.В. Философский практикум: учеб. пособие / Г.В. Баранов; под ред. В.Н. Лавриненко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 528 с.
7. Баранов, Г.В. Бытие и человек: философский практикум: учеб. пособие / Г.В. Баранов.- 3-е изд., перераб. и доп. - Омск, 2002. - 252 с.
8. Баранов Г.В. Философский практикум: учеб. пособие / Г.В. Баранов; под ред. В.Н. Лавриненко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 528 с.
9. Баранов Г.В. Инновационность проблем философии / Г.В. Баранов // Иннова-ционная наука в глобализующемся мире: материалы II Международной научно-практической конференции. - Уфа: НИЦ «НИКА», 2015. - С. 127-131.
10. Баранов, Г.В. Практикум по философии: часть 1: учеб. пособие / Г.В. Баранов. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2011. - Часть 1. - 372 с.
11. Баранов, Г.В. Общество и человек: философский практикум: учеб. пособие / Г.В. Баранов.- 3-е изд., перераб. и доп. - Омск, 2002. - 220 с.
12. Баранов, Г.В. Практикум по философии: часть 2: учеб. пособие / Г.В. Баранов. -Омск: Изд-во ОмГТУ, 2011.- 360 с.
13. Баранов, Г.В. Проблема бытия в философии: практикум: учеб. пособие / Г.В. Баранов. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2013.- 160 с.
14. Баранов, Г.В. Проблема познания в философии: практикум: учеб. пособие / Г.В. Баранов. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2013.- 140 с.
15. Баранов, Г.В. Философия политики, государства и права: практикум: учеб. пособие/ Г.В. Баранов. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2012. - 260 с.
16. Баранов, Г.В. Философия культуры и морали: практикум: учеб. пособие / Г.В. Баранов. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2012. - 260 с.
17. Баранов, Г.В. Проблема человека в философии: практикум: учеб. пособие / Г.В. Баранов. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2012.- 108 с.
© Г.В. Баранов, 2015
УДК 140.8
Мажитов Ильназ Мирьянович, аспирант кафедры философии, социологии и политологии БГПУ им. М. Акмуллы, г. Уфа, РФ E-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМА ОНТОЛОГИЧЕСКОЙ ИСТИННОСТИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
Аннотация
Глобальные проблемы человечества заставляют искать новые пути и методы взаимодействия человека друг с другом и с окружающей действительностью, обратить внимание на базовые ценности и принципы человеческого бытия. В данной статье рассматривается проблема правильности, онтологической истинности мировоззрения, способного изменить реальные ценности человека на глобальном уровне и стать причиной решения многих глобальных проблем.
Ключевые слова
Мировоззрение, общество, онтологическая истина, ценности, проблема человечества.
XXI век — век научных открытий, время НТР, век возможностей и больших перспектив. Иными словами — настало время технократической цивилизации. Богатый опыт человечества во всех отраслях наук, расширение границ человеческого познания выстраивают новую форму мышления, новую систему мировоззрения, новое отношение человека к мирозданию.