Научная статья на тему 'Философский и психолого-педагогический анализ автономии в учебной деятельности'

Философский и психолого-педагогический анализ автономии в учебной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
272
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
САМОУПРАВЛЕНИЕ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / SELF-REGULATION / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / УЧЕБНАЯ АВТОНОМИЯ / LEARNING AUTONOMY / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INDEPENDENT ACTIVITIES / РЕФЛЕКСИЯ / REFLECTION / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / RESPONSIBILITY / УЧЕБНЫЕ СТРАТЕГИИ / LEARNING STRATEGIES / SELF-ADMINISTRATION / SELFACTUALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бухтеева Е.Е.

В данной статье мы хотели бы провести философский и психолого-педагогический анализ понятия «автономии в учебной деятельности» для выявления признаков, характеризующих «идеально автономного студента», осознанно и эффективно управляющего своей учебной деятельностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бухтеева Е.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHICAL, PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ANALYSIS OF AUTONOMY IN LEARNING ACTIVITIES

In this article we would like to conduct a philosophical, psychological and pedagogical analysis of the concept of autonomy in learning activities for signs that characterize the „ideally autonomous student who consciously and effectively manages his/her learning activities.

Текст научной работы на тему «Философский и психолого-педагогический анализ автономии в учебной деятельности»

ФИЛОСОФСКИЙ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ АВТОНОМИИ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

PHILOSOPHICAL, PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ANALYSIS OF AUTONOMY IN LEARNING ACTIVITIES

Е. Е. Бухтеева

В данной статье мы хотели бы провести философский и психолого-педагогический анализ понятия «автономии в учебной деятельности» для выявления признаков, характеризующих «идеально автономного студента», осознанно и эффективно управляющего своей учебной деятельностью.

Ключевые слова: самоуправление, саморегуляция, самоактуализация, учебная автономия, самостоятельная деятельность, рефлексия, ответственность, учебные стратегии.

E. E. Bukhteeva

In this article we would like to conduct a philosophical, psychological and pedagogical analysis of the concept of "autonomy in learning activities" for signs that characterize the „ideally autonomous student" who consciously and effectively manages his/her learning activities.

Keywords: self-administration, self-regulation, self-actualization, learning autonomy, independent activities, reflection, responsibility, learning strategies.

Современное общество и процессы, в нем протекающие, заставляют человека быть готовым к проявлению собственной инициативы, постоянному обновлению и пополнению профессиональных знаний, а также к управлению ими в процессе самостоятельной учебной деятельности. Саморегулирование личностью своей учебной деятельности и самоуправление ею предполагает ее автономность. Проблема личностной свободы, самоопределения или автономности личности рассматривается в философии, психологии, педагогике. В Новой философской энциклопедии автономность определяется как характеристика высокоорганизованных, прежде всего живых и социальных систем, означающая, что поведение и функционирование таких систем определяется их внутренними основаниями и не зависит от воздействия внешнего окружения. При анализе автономности основное внимание, как правило, уделяется проблеме независимости. Независимость является существенным признаком автономности, но далеко не определяющим [1, с. 47]. Автономность личности в философском понимании является существенной характеристикой субъективной свободы. Согласно Н. А. Бердяеву, личность - это микрокосмос, целый универсум. Личность не может существовать в застывшем состоянии, она постоянно развивается, обогащая себя, проявляет способность к самосозиданию. Понятие личности имеет смысл лишь в системе общественных отношений. Человек как индивидуальность выражает себя в продуктивных действиях. И. Кант определял категории личности как «самодисциплина», «самообладание», «способность быть господином самому себе». Но самая важная выдвинутая им категория - это автономия. Слово «автономия» имеет двоякий смысл. С одной стороны, оно означает просто независимость по отношению к чему-то. С другой стороны, - «самозакон-

ность». По Канту, автономность проявляется в том, что человек задает себе определенное правило поведения, «максиму поступка» раз и навсегда. С этого возведения максимы в принцип и начинается устойчивая стратегия индивидуального поведения личности. Философы-экзистенциалисты считают, что свобода присуща человеку от рождения. Человек реализует себя в течение всей жизни, постепенно раскрывая свои способности. Человек обречен быть свободным, или «автономным». Но «автономия» личности обуславливает и его ответственность за свои поступки. Автономия в психологическом понимании - это привычка полагаться на собственные силы и решать проблемы, не обращаясь за помощью. Автономный человек

- хозяин своей жизни, себя, своих ресурсов. Человек, который зависим от своих эмоций или настроений, не является автономным человеком. Он зависим и решает не сам

- за него решают его настроения. Потребность в автономии включена в механизм становления личности - индивидуализацию, предусматривающую формирование человека как самостоятельного, мыслящего и ответственного общественного существа [1].

Автономность с точки зрения психологии можно определить как некое социально-психологическое качество, позволяющее человеку действовать независимо от внутренних и внешних установок, демонстрируя способность к самостоятельности, а автономность определяется как потребность в проявлении этого качества. Автономной личность становится тогда, когда способна не отрицать естественные проявления зависимости, а управлять ими с помощью личностных установок, то есть делать выбор. Нельзя при этом упускать из виду, что собственно человеческое бытие начинается лишь там, где кончается любая установленность и фиксируемость, любая однозначная и окончательная определенность. А начинается

там, прибавляясь к естественной заданности человека, где есть личностная позиция, установка, его личное отношение к ситуации. Е. Л. Сырцова определяет автономность как некое психологическое качество, позволяющее человеку действовать независимо от внутренних и внешних установок, демонстрируя способность к самостоятельности, а автономия определяется как потребность в проявлении этого качества [2].

Автономность личности проявляется в самостоятельной деятельности, в самоактуализации, в стремлении быть независимым и действовать соответственно своим внутренним побуждениям [3]. А. Маслоу считал, что самоактуализация - это длящаяся актуализация потенциала способностей и талантов. Самоактуализирующиеся люди более автономны, самодостаточны и сами управляют собой и своей жизнью. Можно сказать, что А. Маслоу связывал личностную автономию с его психологическим здоровьем и самоакутализацией, основой которой является потребности и ценности роста, так как здоровые люди не боятся осуждения окружающих людей, они самодостаточны. Самоконтроль предполагает автономию и независимость от окружения, устойчивость под воздействием фрустрирующих факторов, высокую степень мотивации достижений, в частности в области личностного роста, и сознание собственной ведущей роли в достижениях и постановке своих жизненных целей [3, с. 40].

Считается, что именно Х. Холек, американский ученый, ввел впервые понятие автономного обучения. Учебная автономия понимается как способность брать на себя ответственность за свою учебную деятельность относительно всех аспектов этой учебной деятельности: установление целей, определение содержания и последовательности, выбор используемых методов и приемов, управление процессом овладения, оценка полученного результата [4].

Проблема автономности рассматривается в работах многих российских ученых. Среди можно назвать А. Е. Ка-паеву, Н. Ф. Коряковцеву, Е. И. Насонову, Ж. С. Аникину, И. В. Лукшу, Е. И. Соловову, Т. Ю. Тамбовку, Т. Ю. Терновых, И. Н. Хмелидзе и др. В основном эти работы затрагивают процесс формирования автономности в области иностранного языка.

Е. И. Насонова трактует понимание учебной автономии в учебной деятельности как способности личности, включающие:

- высокий уровень метакогнитивного знания, то есть владение стратегиями и приемами изучения иностранного языка;

- положительное отношение к процессу учения, его целям и содержанию;

- самостоятельное управление процессом изучения иностранного языка - от постановки цели до оценки результата (причем самостоятельной оценке подвергается как результат овладения языком, так и те приемы и способы, которые для этого использовались);

- способность к критической рефлексии на процессе овладения и использования языка;

- способность к принятию ответственных решений в ситуации свободного выбора относительно всех этапов овладения иностранным языком в соответствии с личными потребностями, интересами и опытом;

- способность к саморазвитию в процессе гибкой, конструктивной, творческой учебной деятельности по поддержанию и дальнейшему развитию уровня владения иностранным языком [5].

Далее Е. А. Насонова дает собственное определение термина учебная автономия - как «желание и способность личности выступать в качестве ответственного субъекта процесса учения, осуществлять самостоятельную учебную деятельность и саморазвиваться в образовательном и профессиональном аспектах» [5, с. 149].

Н. Ф. Коряковцева считает, что развитие навыков и умений учебной автономии студентов связано с развитием его способности отражать/рефлексировать свой опыт учебной деятельности, пропуская через призму индивидуального сознания и формируя на этой основе индивидуальный опыт. Она называет две степени учебной автономии обучающегося: частичная/ограниченная и полная [6, с. 12].

А. Е. Капаева выделяет три степени готовности к учебной автономии, причем она использует термин «самообучение». Для того чтобы осуществлять данный вид деятельности, следует научиться регулировать свою познавательную деятельность, то есть определять цель, осуществлять выбор условий соответственно очередной задаче, подбирать способы преобразования исходной ситуации, оценивать полученные результаты и корректировать свою деятельность. Способность регулировать производимое действие указывает на наличие самоконтроля, который должен осуществлять не только по окончании, но и в процессе деятельности [7]. Что касается готовности к осуществлению самостоятельной деятельности, то, как было сказано выше, существует три уровня или степени, как считает автор:

1) готовность к копирующей деятельности (преобладание внешней мотивации, низкий уровень саморегуляции, форма усвоения действий - подражание, осмысленное копирование действий преподавателя, выполнение упражнений под его руководством);

2) готовность к воспроизводящей деятельности (преобладание внешней мотивации, средний уровень саморегуляции, самостоятельное воспроизведение приема, усвоенного совместно с преподавателем, использование приема в аналогичных условиях деятельности).

3) готовность к собственной самостоятельной деятельности (преобладание внутренней мотивации, высокий уровень саморегуляции, самостоятельное выполнение упражнений, применение усвоенного приема в новых, не аналогичных условиях деятельности).

По мнению И. В. Лукши, учебную автономию можно охарактеризовать как умение учиться и наличию потребности к самообразованию, к самостоятельности в принятии решений. Согласно И. В. Лукше, существует три типа учебной автономии: ограниченная, частичная и полная учебная автономия [8].

Е. Н. Соловова считает, что учебная автономия - это прежде всего ответственность каждого за результат и процесс обучения. Обучающийся является равноправным партнером, имеющим возможность выбирать и строить свою индивидуальную траекторию обучения [2].

Ж. С. Аникина определяет учебную автономию как способность обучающегося, выступающего в качестве субъекта процесса учения, самостоятельно ставить цель деятельности, планировать свои действия, выбирать способы учебной деятельности и формы работы, осуществлять при этом рефлексию, самоконтроль и самокоррекцию, а также нести полную ответственность за результаты своей учебной деятельности и переносить их в новый учебный контекст. Ж. С. Аникина считает, что учебной автономии нельзя научить или научиться, ее можно постепенно развивать через сознательное отношение к процессу обучения [9].

Т. Ю. Тамбовкина как и Т. Ю. Терновых делает акцент на применении учебных стратегий. Т. Ю. Тамбовкина связывает самообучение с когнитивными процессами, когда учение рассматривается не как продукт влияния окружающего мира, а как процесс активного взаимодействия человека с окружающей средой. Это «взаимодействие» происходит на различных когнитивных и мета когнитивных уровнях. На когнитивном уровне - это переработки конкретной информации, овладения отдельными мыслительными операциями, стратегиями. На метакогнитивном уровне - это планирование, самоорганизация и самоконтроль. Достижение метакогнитивного уровня ведет к формированию компетенции самообучения [10-11].

Философский, психологический и педагогический анализ дефиниции «автономия» позволил нам выявить ряд признаков, характеризующих «идеально автономного студента», осознанно и эффективно управляющего своей учебной деятельностью. Такой студент, владеющий компетенциями самообучения, способен к анализу потребностей в своей учебной деятельности; постановке целей; выбору средств, времени, места и способа осуществления учебной деятельности; прогнозированию ее результатов; определению конечного продукта учебной деятельности и критериев его оценки; самоконтролю, самокоррекции и самооценке результата учебной деятельности. Студент, управляющий своей учебной деятельностью, является прежде всего психологически и интеллектуально самостоятельной личностью, обладающей активностью, способностью к инициации, адаптивностью, индивидуальностью, независимостью, ответственностью, критичностью, но готовый к взаимодействую и сотрудничеству при решении задач учебной деятельности.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; предс. науч.-ред. совета В. С. Степин. М.: Мысль, 2010.

2. Соловова Е. Н. Автономия учащихся как основа развития современного непрерывного образования личности // Иностранные языки в школе. 2004. № 2. С.11-17.

3. Маслоу А. Мотивация и личность // Теории личности в западно-европейской и американской психологии: хрестоматия по психологии личности. Самара: Бахрах-М, 1996. С. 422-449.

4. Holek H. Autonomy and foreign language learning. Oxford: Pergamon, 1981.

5. Насонова Е. А. Анализ интерпретаций понятия «учебная автономия» // Изв. вузов. Сер. Гуманитарные науки. 2010. Т. 1(2). С. 145-149.

6. Коряковцева Н. Ф. Автономия учащегося в учебной деятельности по овладению иностранным языком как цель // Иностранные языки в школе. 2004. № 4. С. 9-14.

7. Капаева А. Е. О формировании готовности учащихся к самообучению иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 2001. № 3.

8. Лукша И. В. Языковая лаборатория как средство оптимизации учебной автономии в мультимедийном профессионально-ориентированном контексте (на примере факультета иностранных языков педагогического вуза): автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2008.

9. Аникина Ж. С. Учебная автономия как неотъемлемый компонент процесса обучения иностранному языку в XXI веке // Вестн. Томского гос. ун-та. 2011. № 344.

10. Тамбовкина Т. Ю. Самообучение иностранным языкам как подсистема вузовского лингвистического образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2007.

11. Терновых Т. Ю. Методика формирования стратегий автономной учебной деятельности студентов первокурсников языкового факультета в работе с иноязычным текстом: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2007. 21 с.

12. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Mass Media, 1999.

13. Сырцова Е. Л. Развитие автономности личности в образовании: Проблемы и перспективы // Фундаментальные исследования. 2007. № 3. С. 90-93.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.