Научная статья на тему 'ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА ЧЕРЕЗ КОНФЛИКТ ЕСТЕСТВЕННОГО И СОЦИАЛЬНОГО'

ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА ЧЕРЕЗ КОНФЛИКТ ЕСТЕСТВЕННОГО И СОЦИАЛЬНОГО Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социум / личность / развитие личности / конфликт естественного и социального / критическое мышление / society / personality / personality development / critical thinking / conflict between natural and social

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — И.А. Осинкина

В данной работе были изучены естественный и социальный подходы к формированию личности человека с целью поиска особенностей корреляции этих двух параметров в процессе жизни и развития. Данное исследование направлено на определение и понимание механизмов и способов взаимодействия, дополнения и исключения двух систем формирования личности и корреляция условий их влияния в процессе развития на результат адаптации человека в жизни и социуме. В результате работы был определен высокий уровень влияния систем естественного и социально на особенности характера и личности человека, и способ формирования критического социального мышления через возможность отрицания естественного с точки зрения существования социума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHICAL ASPECT OF HUMAN PERSONAL DEVELOPMENT THROUGH THE CONFLICT OF NATURAL AND SOCIAL

In this work, natural and social approaches to the formation of a person’s personality were studied in order to search for features of the correlation of these two parameters in the process of life and development. This study is aimed at identifying and understanding the mechanisms and methods of interaction, addition and exclusion of two systems of personality formation and the correlation of the conditions of their influence in the development process on the result of human adaptation in life and society. As a result of the work, a high level of influence of natural and social systems on the characteristics of a person’s character and personality and a way of forming critical social thinking through the possibility of denying the natural from the point of view of the existence of society was determined.

Текст научной работы на тему «ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА ЧЕРЕЗ КОНФЛИКТ ЕСТЕСТВЕННОГО И СОЦИАЛЬНОГО»

ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА ЧЕРЕЗ КОНФЛИКТ ЕСТЕСТВЕННОГО И СОЦИАЛЬНОГО

И.А. Осинкина, студент

Волгоградский государственный университет (Россия, г. Волгоград)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-5-6-74-76

Аннотация. В данной работе были изучены естественный и социальный подходы к формированию личности человека с целью поиска особенностей корреляции этих двух параметров в процессе жизни и развития. Данное исследование направлено на определение и понимание механизмов и способов взаимодействия, дополнения и исключения двух систем формирования личности и корреляция условий их влияния в процессе развития на результат адаптации человека в жизни и социуме. В результате работы был определен высокий уровень влияния систем естественного и социально на особенности характера и личности человека, и способ формирования критического социального мышления через возможность отрицания естественного с точки зрения существования социума.

Ключевые слова: социум, личность, развитие личности, конфликт естественного и социального, критическое мышление.

Проблема соотношения природы и общества остается одной из острейших проблем социальной философии на протяжении всего времени существования человечества в организованно-социальном формате. Решение вопросов выживания общества часто напрямую связано с не только с политическими, социальными, культурными законами, но и с естественными законами существования человека как биологического существа - биологическими, физиологическими и психологическими особенностями, климатическими и природными условиями. Общество на протяжении веков и тысячелетий развивалось и постепенно уходило от зависимости выживания от природно-биологических факторов, тем не менее, элементы естественных систем остаются втянуты в орбиту социальной жизни и оказывают непосредственное влияние на развитие общества. Однако не менее важным, чем исследование соотношения естественного и социального в обществе, является проблема конфликта естественного и социального в ходе становления личности человека. Изучение этой проблемы могло бы позволить более широко и углубленно взглянуть на естественные процессы, происходящие в больших социальных группах. Как в теории эволюции: «Онтогенез - есть краткое

повторение филогенеза», так и в развитии личности, в этом конфликте естественного и социального, в переходе, переосмыслении и расставлении приоритетов и порядков частично повторяется история социального развития человечества.

О соотношении социального и естественного в личности и обществе говорили еще Платон и Аристотель, полагая произ-водность социального от естественного. Одним из первых, кто предположил проблему противоречия между человеком и обществом на основе социальных и естественных законов стал Т. Гоббс. А Ш. Монтескье и А. Шопенгауэр в своих работах обращали внимание на естественные предпосылки формирования общества. Большое внимание конфликт социального и естественного в обществе и человеке привлекал в XX веке на фоне мировых войн и глобальных конфликтов. Ж. Пиаже приводил процессы взаимодействия систем организма с окружающей средой как основу для образования и функционирования общества [1].

Личность в философии - это общественный субъект, одновременно элемент системы, являющийся частью жизни общества и социальных отношений, и показатель индивидуальности, способности к самодеятельности на основе предметного

целеполагания. Однако личность, это не статичный набор индивидуальных характеристик, а динамическая система, развивающаяся на основе обратных связей, определяемых существующим бытием. Новорожденный ребенок проходит путь становления личности от практически полностью биологического существа до полноценного члена общества и элемента социальной системы. При этом в процессе формирования личности и перехода от природного к общественному и возникает основной конфликт естественного и социального [2].

К естественному, с точки зрения социальной философии, относится природа человека - сущностные характеристики человека, в той или иной мере присущие всем людям. В какой-то мере, к естественному можно отнести биологические потребности, а также эмоции и качества, необходимые для удовлетворения данных потребностей. Это такие физиологические потребности как сон, еда, отдых, необходимость ощущения и обеспечения безопасности, регенеративное продолжение генетической линии, а также связанные с обеспечением этих потребностей эмоции, такие как злость, страх, агрессия, защита потомства [3].

Социальное в личности - это черты, связанные с развитием уже над естественными характеристиками и потребностями. Социальная сущность проявляется в способности и необходимости организации общения, установлению и выполнению социальных функций, следовании требованиям общества и способности, тем не менее, к проявлению творчества.

В современном обществе, социальное стремится к установлению контроля над естественным и закрепляет этот контроль в общественных нормах, которым члены общества должны следовать. Однако в процессе становления личности, для создания этого контроля используются механизмы в том числе и естественного, физиологического и психического воздействия.

По сути своей, как уже было сказано ранее, новорожденный ребенок представляет собой полностью биологическое су-

щество. Он имеет лишь природные потребности, нуждается в обеспечении безопасности, снабжении его едой другими базовыми директивами выживания. Однако первые элементы проявления социального происходят уже в возрасте 1 года, когда ребенок начинает разговаривать и осмысленно и целенаправленно взаимодействовать с окружающим его обществом. Именно с этого момента можно предполагать начало развития личности с точки зрения философии.

Важным этапом и первым проявлением конфликта естественного и социального является возраст около 3-х лет. В этом возрасте ребенок начинает осознавать себя как отдельную от родителей личность, и проявляются способности к критическому осмыслению происходящего. Одновременно с проявлением социально в развитии личности, появляются и ограничения естественного: создаются социальные барьеры в виде императивных установок от окружающих взрослых. Это вызывает противоречия - необходимость баланса между дискомфортом от ограничения естественного и неизбежным развитием социального [4].

Данный выбор между естественным и социальным будет происходить на протяжении всего развития личности, и также являться определяющим фактором результата этого развития. По сути своей, современное общество все больше требует отказа от естественного в пользу выполнения нарративов социального. Однако формирование личности требует построения системы, состоящей из элементов естественного и социального и формирование взаимоотношений между данными элементами.

В общем варианте модель бытия, в котором происходит развитие личности можно представить в форме двух векторов воздействия: естественного и социального. Естественным вектором воздействия выступает окружающая среда, диктующая необходимость реализации естественных элементов внутренней системы в условиях определенного миропорядка. Социальным же вектором воздействия служит общество и социальные группы, в которых происхо-

дит развитие личности. Однако эти вектора не являются полностью независимыми. Естественный вектор воздействует на вектор социальный, заставляя его в свою очередь менять направление воздействия на внутренние качества отдельного индивида.

Важным элементом управления индивидом в обществе является суггестия. Однако в процессе формирования личности давление внушения на индивида повышается. При этом возникает реакция отрицательной обратной связи, заставляющая с критической точки зрения переосмысливать необходимость внутренних изменений. Критичность восприятия речи и установок окружающих в процессе формирования личности становится базовой платформой для успешного построения внутренней системы естественное-социальное.

Библиографический список

1. Корнеев А.В. Становление личности как философская проблема // Интерэкспо ГеоСибирь. - 2009. - № 6. - С. 171-172.

2. Сергеян, А.Г. Психосоциальные и биологические факторы, влияющие на развитие личности человека / А.Г. Сергеян, Д.С. Броян // Научная мысль. - 2019. - Т. 7, № 1 (31). -С. 146-147.

3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Под. ред. Д.Н. Фельдшьейна. - М.: Институт практической психологии, 1995. -С. 157-162.

4. Абульханова К.А. Симпозиум «Биологическое и социальное в развитии человека» // Вопросы философии. - 1976. - № 6. - С. 157-161.

PHILOSOPHICAL ASPECT OF HUMAN PERSONAL DEVELOPMENT THROUGH THE CONFLICT OF NATURAL AND SOCIAL

I.A. Osinkina, Student Volgograd State University (Russia, Volgograd)

Abstract. In this work, natural and social approaches to the formation of a person's personality were studied in order to search for features of the correlation of these two parameters in the process of life and development. This study is aimed at identifying and understanding the mechanisms and methods of interaction, addition and exclusion of two systems of personality formation and the correlation of the conditions of their influence in the development process on the result of human adaptation in life and society. As a result of the work, a high level of influence of natural and social systems on the characteristics of a person's character and personality and a way of forming critical social thinking through the possibility of denying the natural from the point of view of the existence of society was determined.

Keywords: society, personality, personality development, critical thinking, conflict between natural and social.

Таким образом, можно с уверенностью предполагать, что становление и развитие личности - это важнейший и неотъемлемый процесс в формировании общества, при этом конфликт естественного и социального является неизбежным элементом становления человека как личности и части общества и может играть одновременно и образующую и деструктивную роль. При этом, оказываемое обществом давления в сторону перехода приоритета от естественного к социальному, служит катализатором создания механизмов критического мышления, что является важным аспектом формирования баланса личности в построении связанной системы естественное-социальное.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.