Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ЛИЧНОСТИ'

ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
704
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и управление
ВАК
Ключевые слова
социализация / личность / средства массовой информации / общество

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Урусова Л.Х.

Социализация рассматривается как процесс интеграции личности в социуме. Различные типы социальных общностей (группа, социальный институт, социальная организация) путем усвоения элементов культуры, социальных норм и ценностей служат основой для формирования социально важных черт личности. Это может происходить как под хаотическим воздействием социальных обстоятельств на личность, так и путем воспитания (целенаправленного формирования личности). Социализация осуществляется путем приобретения индивидом социального опыта и воздействия на него. В результате интеграции человек приобретает стереотипные поведенческие нормы и ценности социальной среды, в которой он существует. Различные средства массовой информации играют важнейшую роль в процессе формирования личности. Такие институты, как семья и образовательные учреждения, должны стремиться сдерживать влияние СМИ на формирование личности. Социальная среда как совокупность социально-психологических условий имеет решающее влияние на развитие личности и общества в целом. Поэтому крайне важно умело использовать потенциал среды в процессе воспитания личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ЛИЧНОСТИ»

DOI: 10.24412/2224-9133-2023-3-30-35 УРУСОВА Лаура Хабаловна,

NIION: 2021-0079-3/23-137 старший преподаватель кафедры

MOSURED: 77/27-025-2023-03-137 государственных и гражданско-правовых

дисциплин Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского Университета МВД России, кандидат педагогических наук, КБР, г. Нальчик, e-mail: lauraurusova@gmail. com

ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ЛИЧНОСТИ

Аннотация. Социализация рассматривается как процесс интеграции личности в социуме. Различные типы социальных общностей (группа, социальный институт, социальная организация) путем усвоения элементов культуры, социальных норм и ценностей служат основой для формирования социально важных черт личности. Это может происходить как под хаотическим воздействием социальных обстоятельств на личность, так и путем воспитания (целенаправленного формирования личности). Социализация осуществляется путем приобретения индивидом социального опыта и воздействия на него. В результате интеграции человек приобретает стереотипные поведенческие нормы и ценности социальной среды, в которой он существует. Различные средства массовой информации играют важнейшую роль в процессе формирования личности. Такие институты, как семья и образовательные учреждения, должны стремиться сдерживать влияние СМИ на формирование личности. Социальная среда как совокупность социально-психологических условий имеет решающее влияние на развитие личности и общества в целом. Поэтому крайне важно умело использовать потенциал среды в процессе воспитания личности.

Ключевые слова: социализация, личность, средства массовой информации, общество.

URUSOVA Laura Kh.,

Senior lecturer, of the State, Civil and Law disciplines Department Candidate of pedagogical sciences of the North-Caucasian Institute for Advanced Studies (branch) of the Krasnodar University of the MOI of Russia, the Candidate of Pedagogical Sciences,

KBR, Nalchik

THE INFLUENCE OF THE MEDIA ON THE FORMATION OF THE MODERN PERSONALITY

Annotation. Socialization is considered as a process of integration of the individual in society. Various types of social communities (group, social institution, social organization) through the assimilation of elements of culture, social norms and values serve as the basis for the formation of socially important personality traits. This can occur both under the chaotic influence of social circumstances on the personality, and through education (purposeful formation of the personality). Socialization is carried out by acquiring social experience by an individual and influencing him. As a result of integration, a person acquires stereotypical behavioral norms and values of the social environment in which he exists. Various media play a crucial role in the process of personality formation. Institutions such as the family and educational institutions should strive to contain the influence of the media on the formation of personality. The social environment as a set of socio-psychological conditions has a decisive influence on the development of the individual and society as a whole. Therefore, it is extremely important to skillfully use the potential of the environment in the process of educating a person.

Key words: socialization, personality, mass media, society.

Современное общество характеризуется возрастающей ролью средств массовой информации в жизни каждого человека. В настоящее время наряду с такими традиционными источниками информации, как телевидение,

радио, журналы, газеты и Интернет, появились новые стремительно развивающиеся каналы и средства передачи данных (мобильная связь, социальные сети и др.). Таким образом, СМИ становятся одним из мощнейших факторов, влияю-

щих на процесс социализации личности. В первую очередь средства массовой информации должны играть важную роль в создании мировоззрения и ценностей личности, представляя соответствующие образцы типичного социального поведения, не искажая при этом само понятие «моральные ценности». С помощью средств массовой информации подростки знакомятся с нормами поведения, которые считаются в обществе присущими той или иной социальной сфере или группе.

Социализация как социальная проблема была предметом исследования ученых из различных сфер и широко изучалась на протяжении всей истории человечества. Первые исследования по проблемам социализации появились в конце 60-х годов прошлого века. В частности, Б. Парыгин рассматривал социальные приспособления по отношению к историческому развитию человечества, утверждающие, что не только появление человека и сегрегация его от животного мира, но и общее развитие человечества на протяжении многих лет были связаны с социализацией. С его точки зрения, социализация означает «многогранный процесс, который включает в себя биологические предпосылки, а также внедрение индивида в социальную среду, что обусловливает социальное познание, социальное общение, приобретение навыков практической деятельности как в материальном мире, так и во множестве социальных функций, ролей, норм и обязанностей [4].

В 70-е годы 20 века различные аспекты социализации, а именно его процесс и терминологическая концептуализация были исследованы Е. Кузьминым, Ю. Левадой, В. Марковым, А. Мудриком, В. Сухомлинским и другими [3]. В частности, Э. Кузьмин настаивал на приоритетности таких механизмов социализации, как подражание, внушение, конформизм, сознательное подражание образцам, а также влияние средств массовой информации на коммуникацию и культуру [3].

80-90-е годы 20 века характеризуются ростом интереса к социализации как психологическому феномену. В этот период педагогическая наука поднимает важные вопросы о функциях, механизмах и особенностях социализации.

Современные исследователи, в частности Федоров А., считает, что под социализацией понимается постепенное внедрение личности в социальную среду, сопровождающееся приобретением и воспроизведением социальных норм в результате взаимодействия между индивидуумом, как спонтанными, так и целенаправленно созданными условиями жизни на каждом этапе развития [5]. Кроме того, ученые выделяют ключевые элементы социализации. С точки зрения

Черновой Т., социализация ребенка включает в себя следующие этапы:

1. Адаптация (приспособление личности к социальной среде и частичная адаптация к окружающей среде к личности, облегчающая соответствие взаимных требований и ожиданий);

2. Социальная роль (стереотипный образец поведения, который обусловлен социальным положением личности в системе социальных и межличностных отношений);

3. Социальный статус (нормативный образец поведения в социальной системе, включающий в себя совокупность соответствующих прав и обязанностей);

4. Социальные нормы (стандарты деятельности и правила поведения в обществе);

5. Нравственные нормы (моральные принципы поведения, основанные на социально общепринятых взглядах, с точки зрения этической антиномии, свойственных той или иной культуре);

6. Социальные установки (субъективная ориентация на социальные ценности);

7. Социальное поведение (поведение, регулируемое индивидуальным и общественным сознанием, социальными институтами, правовыми нормами и моралью);

8. Ценности (то, что ценится индивидуумом); системы ценностей (сознательные внутренние социальные ценности, отвечающие запросам личности);

9. Общественное сознание (отражение социальной действительности)

10. Социальный опыт (результат предшествующего развития общества, запись существенных результатов человеческой деятельности);

11. Общественные отношения (отношения между представителями социальные группы в соответствии с положением, занимаемым каждым из них в социальной структуре);

12. Факторы социализации (движущие силы и условия, воздействующие на личность в процессе освоения культурных норм того или иного общества);

13. Агенты социализации (индивиды, задающие соответствующие параметры в понятиях, установках и ценностях личности);

14. Способы социализации (конкретные виды взаимодействия личности и среды) [6].

Кроме того, следует подчеркнуть, что индивид представляет собой совокупность всех психологических особенностей человека. Иначе говоря, индивидуум представляет собой организованную структуру индивидуальных качеств и поведенческих моделей, которые играют решающую роль с точки зрения социализации личности.

Как упоминалось выше, средства массовой информации играют решающую роль на любом

этапе развития жизни человека. Однако развитие ребенка и психологические особенности обусловливают их крайнюю ранимость и чувствительность к воздействию средств массовой информации. Это объясняется тем, что дети раннего возраста претерпевают значительные изменения, которые сопровождаются появлением новых интересов, построение отношений со взрослыми и сверстниками, тяга к независимости и прочее. Часто детям не хватает самого необходимого знания и жизненного опыта, которые пытаются компенсировать с помощью данных, полученных из Интернета и других средств массовой информации.

Степень адаптивности личности в процессе социализации проходит следующие этапы. Высокий показатель социализации представлен активным участием ребенка в организации и проведении выездных и внеклассных мероприятий, проявлением инициативы, умением взаимодействовать с другими учащимися, признанием ответственности за свое поведение, добросовестным выполнением своих обязанностей, осознанием необходимости соблюдения законов и правовых норм, проявлением уважения и готовности помочь и поддерживать других, выражая дружелюбие, разрешая конфликты путем сотрудничества и поиска компромисса и демонстрации эмоциональной устойчивости.

Средний уровень социализации свойственен тем обучающимся, которые время от времени принимают участие в организации и проведении очных и внеаудиторных занятий, мероприятий, избирательно интересуются общественными услугами, берут на себя ответственность за свои действия, способны взаимодействовать и выполнять свои обязанности в большинстве случаев, признавая необходимость подчиняться дисциплине, связанной с конструктивным взаимодействием.

Низкий уровень социализации характерен для тех обучающихся, которые не участвуют в организации и проведении выездных и внеучеб-ных мероприятий, не проявляют инициативы и не обладают навыками межличностного общения, предпочитая роль последователя, не признающего ответственность за свои действия, небрежно выполняющего свои обязанности, не берущего на себя ответственность за результаты своей деятельности, а также не способного самостоятельно формулировать собственные нравственные ценности, склонного к конфликтам, проявляя отсутствие дружелюбия к тем, кто придерживается иных взглядов. Исследователи сходятся во мнении, что процесс социализации личности, начиная с рождения, представляет собой пожизненный процесс. Его успех зависит от множества внутренних и внешних факторов. Эти факторы можно разделить на четыре группы:

1. Мегафакторы (космос, планета, мир), оказывающие определенное влияние на социальную адаптацию личности;

2. Макрофакторы (страна, раса, общество, государство), влияющие на всех людей, проживающих в определенной стране;

3. Мезофакторы (национальность или этническая принадлежность, место жительства, принадлежность к определенным средствам массовой информации (радио, телевидение) или определенным субкультурам);

4. Микрофакторы (семья, соседи, учебные заведения, коллектив и др., влияющие на процесс социальной адаптации личности).

В работах по социальной психологии источниками социализации являются следующие факторы: технологические и социальные изменения в обществе, урбанизация, материализм и бедность, средства массовой информации, социальный и эмоциональный стресс, семейные проблемы, жизненные события и стресс, связанные с ними, влияние сверстников, школы, религии и других социальных институтов [2].

Очевидно, что главную роль в процессе социализации играют различные социальные институты. Социальные институты относятся к учреждениям, которые воздействуют на процесс социализации, направляя его. Они развивают личность, расширяя круг знаний ребенка о мире, а также воспринимая желательные и нежелательные модели поведения. Одни социальные институты случайно влияют на личность в процессе социализации, другие целенаправленно. Социальные институты, оказывающие целенаправленное влияние на формирование личности включают семью, образование, культуру и религию. СМИ оказывают как целенаправленное, так и случайное влияние на процесс социализации.

Прежде чем анализировать роль средств массовой информации в процессе социализации личности, необходимо дать определение этому понятию, проанализировать ее составные части, изучить способы ее функционирования, а также особенности в исполнении его отдельных средств. Фирсов утверждает, что «Массовая коммуникация - это общественно обусловленный процесс распространения информации (знаний, духовных ценностей, нравственных, правовых и иных норм) в общества на обширную и случайно расположенную аудиторию с помощью конкретные учреждений, использующих для этого технические средства (пресса, радио, телевидение) (Фролова, 1991, с. 240). В соответствии с этим определением массовая коммуникация рассматривается в двух аспектах: как подкатегория коммуникации, которая осуществляется для всего общества, являясь существенной для его выживания, так и как межличностное общение между разными индивидами.

Проанализировав многочисленные определения и научные подходы, можно предположить, что СМИ это социальный институт, который распространяет социальную информацию, записанную в цифровом виде с помощью технических средств для более широкой аудитории, а также широкую сеть учреждений, занимающихся сбором, обработкой и распространением информации.

Деятельность СМИ должна иметь исключительно положительное влияние, что выражается в следующих функциях:

1. Информирование граждан по важным вопросам в сфере образования (школ, колледжей, университетов и академий);

2. Критика и контроль, которые осуществляются на основе общественного мнения и закона;

3. Призыв к активной службе, который побуждает людей брать на себя определенные политические действия или, наоборот, бездействия;

4. Инновации - инициирование политических изменений путем постановки основных проблем для власти и общественности;

5. Формирование общественных взглядов на ключевые сферы общественной жизни;

6. Оперативная функция, облегчающая политику определенных партий и общественных движений.

Наряду с положительным воздействием, СМИ оказывают негативное влияние на сознание и социализацию личности. Чтобы контролировать предотвращения этого негативного влияния на самочувствие граждан, специальные органы должен создать общественный контроль. Их основной задачей является контроль за соблюдением условий телевещания, что входит в компетенцию Национального совета по телерадиовещанию, сформированного Парламентом и Президентом основаны на принципах паритета.

Негативное влияние средств массовой информации на людей включает следующие аспекты:

1. Психофизиологический, связанный с базовыми эмоциями, реализующий подсознательно действия персонажа и воспринимаются через реальность, в которой цель оправдывает средства, а насилие рассматривается как явление природы;

2. Социально-психологический, основанный на компенсационном эффекте, т.е. у зрителя создается иллюзия того, что его мечты реализуются за счет подражания герою телепередачи;

3. Информативный, по существу отражающий практические данные, оказывается полезным для зрителей (поведение в различных ситуациях, правовые и социальные гарантии, политические новости и т.д.)

4. Эстетический, направленный на тот сегмент аудитории, который стремится оправдать использование насилия или агрессии, относясь к ней как к творческому и натуралистическому явлению [5].

Средствам массовой информации легко манипулировать человеческим сознанием. В этом контексте уместно упомянуть трактовку личности Никколо Макиавелли, который рассматривал ее как парадигму следующих характеристик:

1. Предметная трактовка индивидов как объектов манипулирования;

2. Приспособление нравственных норм к поставленным целям;

3. Ориентация на достижение успеха при пренебрежении человеческими потребностями те, кто «стоят на пути к цели»;

4. Низкая степень эмоциональной вовлеченности на пути к удовлетворению определенных потребностей.

Некоторые ученые отмечают, что доминирующий вопрос концепции Н. Макиавелли носит когнитивный, а не эмоциональный характер, что обуславливает крайнее сопротивление социальному влиянию.

Исследователи предприняли попытку проследить корреляцию между частотой просмотра передач со сценами насилия и склонностью к антиобщественному и противоправному поведению в реальной жизни. В нем конкретно говорилось о молодежи в возрасте от 11 до 25 лет. Выводы показали, что те, кто готов рисковать в реальной жизни, менее склонны смотреть телепередачи независимо от наличия сцен насилия, так как они воспринимают себя как люди с активной, а не пассивной социальной ролью.

С точки зрения Т. Черновой, дети смотрят телевизор преимущественно в подростковом возрасте. Телевидение дает им готовые, легко интерпретируемые образы, наводящие на мысль старшеклассников проводя долгие часы перед экраном, становясь более пассивным, ленивым и менее творческим [6]. Во времена СССР было много исследований, проведенных с целью изучения степени «потребления» детьми телевизионных программ, которые показали, что 90% студентов смотрят фильмы по телевидению, некоторые из них - до 20 фильмов в неделю, включая запрещенных по возрастному цензу. Выводы включали закрытие корреляций между долгим просмотром телевизионных программ и низкими оценками в школе.

Медицинские эксперты утверждают, что внешне аморальные фильмы и фильмы ужасов могут представлять угрозу для подрастающего поколения. Зависимость от таких фильмов вызывает антиобщественное поведение, агрессию, вандализм и преступность [2].

Просмотр сцены насилия могут усилить агрессию у людей. Баженова Л., Собкин В., Шариков А. наблюдали за 70 семьями в качестве эксперимента на предмет влияния сцен насилия на агрессию личности. Эксперты пришли к выводу, что насилие и агрессия вызывается всеми типами телевидения: новости, спортивные передачи, рекламные ролики, фильмы и даже детские передачи. Согласно полученным данным, в прайм-тайм на телевидении демонстрируется до 3-5 актов насилия, а в детских передачах, мультфильмах, в частности, увеличивается до 20-25. В ходе исследования было обнаружено, что лица с агрессивным поведением в детстве склонны к наименьшей агрессии с годами и со временем могут потерять интерес к просмотру телевизора. Поддерживается мнение, что именно многочасовой просмотр телевизионных программ приводит к агрессии, а не наоборот [3].

Помимо повышения уровня агрессии, существует одно более негативное влияние СМИ на социализацию: чувство отстраненности от реальности. Ребенок, окруженный телевизионной или компьютерной реальностью, получает впечатление, что они могут иметь прямое влияние на создаваемые ими события, главные герои этой реальности. Нами был проведен опрос среди 45 студентов средних и высших учебных заведений КБР (Кабардино-Балкарский университет, Кабардино-Балкарский колледж искусств) с целью определения их отношения к современным СМИ. Студентам были заданы вопросы по ряду проблем. Результат оказался следующим:

1. 67% опрошенных заявили, что проводят в сети более 5 часов в день, 10% проводят более 7 часов, 23% — более двух часов. Эти данные свидетельствуют о негативной тенденции, так как ребенок должен иметь активное времяпрепровождение в своем графике, общаясь с разными реальными людьми, учась выстраивать отношения с окружающим миром. Кроме того, эта тенденция может демонстрировать отсутствие родительского контроля с точки зрения количества затрачиваемого времени детьми онлайн;

2. 85% респондентов заявили, что проводят время, играя онлайн в новые игры. Эта тенденция поразительна, учитывая, что существует широкий диапазон общественно опасных игр, а именно «Синий кит» и другие.

Участие в таких играх может быть угрозой для здоровья и даже жизни для современных детей в связи с тем, что по правилам игры, дети должны регулярно причинять вред своему здоровью. В ходе эксперимента исследователи обнаружили, что дети знали о таких играх.

3. 65% опрошенных заявили, что используют Интернет для социальных сетей. Это может иметь и негативные последствия, так как вирту-

альное взаимодействие может служить заменой реального. Детям не хватает возможности научиться строить отношения с реальными людьми, которые могут негативно сказаться на их социализации. Кроме того, авторы были поражены тем, что 20% студентов тратят время на поиск данных в Интернете, связанных с любовью и отношениями. Обычно эта тема волнует школьников старшего возраста, особенно с учетом того, что средства массовой информации не могут быть самым надежным источником информации по этому вопросу. Под таким влиянием дети могут получить неправильное представление о понятиях семьи, гендерных ролей и гендерных отношений;

4. 99% опрошенных отметили, что не могут жить без Интернета и телевидения. Другие виды СМИ, похоже, не представляют для них какого-либо интереса.

Таким образом, современные СМИ активно включаются в традиционную систему воспитательных учреждений, интегрируясь в систему социального воспитания.

В связи с этим возникает острая необходимость в проведении разъяснительных профилактических мероприятий среди детей и их родителей. Крайне важно, чтобы эта работа проводилась на нескольких уровнях и несла комплексный характер, так как невозможно решить ее локально. Основные тенденции предотвращения негативного влияния средств массовой информации на социализацию личности могут быть реализованы лишь при сотрудничестве СМИ, родителей, учебных заведений и общества в целом.

Руководство учебных заведений должно предусмотреть для социальных консультантов, психологов и социальных работники создание специально разработанного курса или программы, направленных на информирование детей о последствиях негативного Влияние средств массовой информации на их психическое здоровье подрастающего поколения.

Кроме того, социальные консультанты и школьные психологи могут использовать разнообразные мастер-классы с элементами арт-терапии, разъяснительно-профилактического консультирования с участием родителей.

Родители должны осознавать, что дети с раннего возраста приучаются к определенным видам СМИ, что предполагает, в первую очередь, осознанный выбор родителями наименее вредных видов СМИ с целью защиты детей от их разрушительного воздействия. Также родители должны контролировать спектр средств массовой информации, которыми пользуются их дети, чтобы убедиться, что эти средства соответствуют системе их семейных ценностей, просмотру СМИ вместе с детьми, уменьшению собственного воздействия СМИ. Это должны быть частью воспи-

тания и развития ребенка, а при случае, определенного отклонения, родители могут воспользоваться своевременной консультацией специалистов.

Анализ научных работ и современных социально-педагогических исследований показывает, что социализация личности представляет собой двусторонний процесс приспособления к окружающей среде. К ключевым элементам социализации ребенка относятся: социальная адаптация, социальная роль, социальный статус, социальные нормы, ценности личности, агенты социализации, факторы социализации и др. СМИ наряду с семьей, школой, религией и культурой формируют нравственное нормы и символы, ценности и модели социального поведения. Точно так же социологические исследования доказали неоднозначное влияние средств массовой информации на формирование совесть ребенка. Нередко средства массовой информации, демонстрируя насилие, агрессию и эгоизм, манипулируют сознанием ребенка.

Таким образом, формирование личности -это процесс социального развития личности как гражданина, субъекта и члена данного общества. Этот процесс происходит благодаря воспитательному воздействию семьи, школа, общество, взаимодействие с окружающей средой, способность человека приспосабливаться к внешней

среде, участие в социальной деятельности. Социализация обуславливает развитие личности как социального члена сообщества или группы в результате воздействия окружающей среды на их внутреннее развитие. Развитие личности может быть случайным, целенаправленным и действующим по собственной инициативе. Как было сказано выше, положительное воспитательное воздействие на человека развитию могут также способствовать средства массовой информации -телевидение, радио или пресса - как элементы социальной среды. Путем информирования об общественно значимых фактах, событиях, явлениях и процессах, СМИ вырабатывают у молодого поколения соответствующее отношение к этой информации, способствуя их духовному обогащению, социальному росту, развитию правильного отношения к жизни, активного участия в общественной деятельности. Однако следует отмечалось, что средства массовой информации не могут заменить такие социальные институты, как семья или другие социальные группы, более того, они могут оказывать деструктивное влияние с точки зрения формирования личности, поэтому важно контролировать процесс получения различного рода информации, а также степень доступа к нему различных возрастных групп (в частности, детей).

Список литературы:

[1] Асмолов, А.Г. Психология современности: вызовы неопределенности, сложности и разноо-бразия/А.Г. Асмолов //Психологические исследования. 2015. Т. 8, № 40. С. 1. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 15.03.2023г).

[2] Асмолов, А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа: учебник/А.Г. Асмолов. - Москва: Академия, 2002. - 416 с.

[3] Баженова, Л., Собкин, В., Шариков, А. Возрастная типология телевизионных ориентаций школьников. Москва: Академия педагогических наук СССР. 1989. - 215 с.

[4] Парыгин, Б. (1971). Основы социально-психологической теории. Москва: Мысль. 1971. -

312 с.

[5] Федоров, А. Специфика медиаобразования студентов педагогических вузов. Педагогика, 2004. № 4, с. 43-51.

[6] Чернова, Т. Советы детского психолога. Подсказки для родителей. Харьков-Белгород: Клуб семейного досуга. 2010. - с. 453.

Spisok literatury:

[1] Asmolov, A.G. Psihologiya sovremennosti: vyzovy neopredelennosti, slozhnosti iraznoobraziya/A.G. Asmolov //Psihologicheskie issledovaniya. 2015. T. 8, № 40. S. 1. URL: http://psystudy.ru (data obrash-cheniya: 15.03.2023g).

[2] Asmolov, A.G. Psihologiya lichnosti: principy obshchepsihologicheskogo analiza: uchebnik/ A.G. Asmolov. - Moskva: Akademiya, 2002. - 416 s.

[3] Bazhenova, L., Sobkin, V., SHarikov, A. Vozrastnaya tipologiya televizionnyh orientacij shkol'nikov. Moskva: Akademiya pedagogicheskih nauk SSSR. 1989. - 215 s.

[4] Parygin, B. (1971). Osnovy social'no-psihologicheskoj teorii. Moskva: Mysl'. 1971. - 312 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[5] Fedorov, A. Specifika mediaobrazovaniya studentov pedagogicheskih vuzov. Pedagogika, 2004. № 4, c. 43-51.

[6] CHernova, T. Sovety detskogo psihologa. Podskazki dlya roditelej. Har'kov-Belgorod: Klub seme-jnogo dosuga. 2010. - s. 453.

•vmmmmmmmmmmmmtimmmmmimmmm^

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.