Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ МЕНТАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ'

РАЗВИТИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ МЕНТАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / СОЗНАНИЕ / РАЗВИТИЕ / МЕНТАЛЬНОСТЬ / ЭТНОС / ОБРАЗОВАНИЕ / ЯЗЫК / МЕНТАЛИТЕТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Паленый Андрей Владимирович

В статье рассмотрена концепция развития и образования личности человека социума. На развитие личности влияет образование, которое каждый представитель отдельного социума получает совершенно индивидуально. В ходе анализа путей умственного развития социальной личности, возможно сделать предположение о существующих противоречиях. Противоречия формируются между достигнутым уровнем развития личности (получением образования) и существующей действительностью в обществе. Противоречия проявляются между социальными условиями общества и сознанием личности. Противоречия влияют на отношения в обществе. Влияние противоречий обусловлено их нивелированием. Таким образом, в статье сделан вывод о наличии неразрывной связи между умственным развитием личности (образованием) и развитием социума в целом. Так же выдвигается гипотеза о том, что если индивидуум получает образование не в своем ментальном культурном поле, то возникает ряд особенностей. Так как изначально, личность - это субъект общества собственного этноса, имеющая индивидуальные черты и особенное личное сознание - менталитет. Но личность развивается под влиянием менталитета этноса, следовательно развитие идет по законам отношений того этнического общества, где она находится. Значит, что особенности связаны с вынужденным изменением ментальности по причине влияния ментального культурного поля другой ментальной направленности. Возникает избирательность в восприятии получаемой учебной информации под влиянием ментальных комплексов своего этнического менталитета и комплексов менталитета страны в которой проходит обучение. Возникает некий дуализм. Следовательно, концепция получения образования и развития личности, должна быть сформулирована в контексте ментальной идентичности, что, является неотъемлемой частью принципа формирования личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONAL DEVELOPMENT AND EDUCATION IN THE CONTEXT OF MENTAL IDENTITY

The article considers the concept of development and education of a person's personality in society. The development of personality is influenced by education, which each representative of a separate society receives completely individually. During the analysis of the ways of mental development of a social personality, it is possible to make an assumption about the existing contradictions. Contradictions are formed between the achieved level of personal development (education) and the existing reality in society. Contradictions are manifested between the social conditions of society and the consciousness of the individual. Contradictions affect relations in society. The influence of contradictions is due to their leveling. Thus, the article concludes that there is an inextricable link between the mental development of the individual (education) and the development of society as a whole. It is also hypothesized that if an individual receives education not in his mental cultural field, then a number of features arise. Since initially, a personality is a subject of a society of its own ethnic group, having individual features and a special personal consciousness - mentality. But the personality develops under the influence of the mentality of the ethnic group, therefore, the development proceeds according to the laws of the relations of the ethnic society where it is located. It means that the features are associated with a forced change of mentality due to the influence of the mental cultural field of another mental orientation. There is a selectivity in the perception of the received educational information under the influence of mental complexes of one's ethnic mentality and complexes of the mentality of the country in which the training takes place. A kind of dualism arises. Therefore, the concept of education and personal development should be formulated in the context of mental identity, which is an integral part of the principle of personality formation.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ МЕНТАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ»

Педагогика

УДК 37.032

преподаватель кафедры общевоенных дисциплин Паленый Андрей Владимирович

Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Героя Советского Союза Анатолия Константиновича Серова (г. Краснодар)

РАЗВИТИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ МЕНТАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Аннотация. В статье рассмотрена концепция развития и образования личности человека социума. На развитие личности влияет образование, которое каждый представитель отдельного социума получает совершенно индивидуально. В ходе анализа путей умственного развития социальной личности, возможно сделать предположение о существующих противоречиях. Противоречия формируются между достигнутым уровнем развития личности (получением образования) и существующей действительностью в обществе. Противоречия проявляются между социальными условиями общества и сознанием личности. Противоречия влияют на отношения в обществе. Влияние противоречий обусловлено их нивелированием. Таким образом, в статье сделан вывод о наличии неразрывной связи между умственным развитием личности (образованием) и развитием социума в целом. Так же выдвигается гипотеза о том, что если индивидуум получает образование не в своем ментальном культурном поле, то возникает ряд особенностей. Так как изначально, личность - это субъект общества собственного этноса, имеющая индивидуальные черты и особенное личное сознание - менталитет. Но личность развивается под влиянием менталитета этноса, следовательно развитие идет по законам отношений того этнического общества, где она находится. Значит, что особенности связаны с вынужденным изменением ментальности по причине влияния ментального культурного поля другой ментальной направленности. Возникает избирательность в восприятии получаемой учебной информации под влиянием ментальных комплексов своего этнического менталитета и комплексов менталитета страны в которой проходит обучение. Возникает некий дуализм. Следовательно, концепция получения образования и развития личности, должна быть сформулирована в контексте ментальной идентичности, что, является неотъемлемой частью принципа формирования личности.

Ключевые слова: личность, сознание, развитие, ментальность, этнос, образование, язык, менталитет.

Annotation. The article considers the concept of development and education of a person's personality in society. The development of personality is influenced by education, which each representative of a separate society receives completely individually. During the analysis of the ways of mental development of a social personality, it is possible to make an assumption about the existing contradictions. Contradictions are formed between the achieved level of personal development (education) and the existing reality in society. Contradictions are manifested between the social conditions of society and the consciousness of the individual. Contradictions affect relations in society. The influence of contradictions is due to their leveling. Thus, the article concludes that there is an inextricable link between the mental development of the individual (education) and the development of society as a whole. It is also hypothesized that if an individual receives education not in his mental cultural field, then a number of features arise. Since initially, a personality is a subject of a society of its own ethnic group, having individual features and a special personal consciousness - mentality. But the personality develops under the influence of the mentality of the ethnic group, therefore, the development proceeds according to the laws of the relations of the ethnic society where it is located. It means that the features are associated with a forced change of mentality due to the influence of the mental cultural field of another mental orientation. There is a selectivity in the perception of the received educational information under the influence of mental complexes of one's ethnic mentality and complexes of the mentality of the country in which the training takes place. A kind of dualism arises. Therefore, the concept of education and personal development should be formulated in the context of mental identity, which is an integral part of the principle of personality formation.

Key words: personality, consciousness, development, mentality, ethnicity, education, language, mentality.

Введение. Сущность человека как личности наиболее полно представляет философская концепция. С точки зрения философии, личность - это субъект общества, центр системы отношений в обществе с психикой и культурой, имеющей индивидуальные черты и особенности личного сознания [9]. Личность развивается под действием общественных отношений, которые изменяются по законам диалектики. Это предполагает наличие в системе обратных связей, позволяющих достаточно точно формировать личность в ходе взаимодействия с структурой общества. История развития каждого общества подтверждает, что личность человека в обществе является историческим типом человека, который развивается под действием хронологических событий данного общества, где он способен к самосовершенствованию на основе ментальных этнических установок. В понятие личности заключена мера человеческой индивидуальности.

Перечисленные признаки неразрывно связаны. В связи с этим личность понимается шире, чем участие индивида в общественных отношениях. И следует понимать это предположение, как оказание обратного влияния на общество, конкретным человеком, который изменяет отношения в обществе в соответствии со своими индивидуальными особенностями, применяя присущие ему способности, опыт, интеллект на основании приобретенного образования.

Необходимое образование, достаточное для полноценного участия в общественных отношениях каждого конкретного общества, обеспечивает необходимый уровень развития личности человека. Взаимодействие дидактических элементов логически правильно построенной образовательной системы ведет к достижению запланированного результата в развитии личности. С позиции педагогики и психологии в развитии личности существует ряд теоретических тенденций, которые можно классифицировать по нескольким направлениям.

Изложение основного содержания статьи. Образовательные методики, как системы, имеют определенную структуру. Они состоят из взаимосвязанных элементов. Взаимодействие элементов логически правильно построенной образовательной системы ведет к достижению запланированного результата. Для образовательной методики таким результатом будет гармоничное развитие личности, достигаемое качественным обучением и полноценным воспитанием. Доказано, что теории, основанные на психофизическом восприятии человека, трактуют поведенческие типы личности с точки зрения инстинктивной сущности живого организма, призванного подавлять свои инстинкты в угоду общественной формации, с которой он связан. Естественную неудовлетворенность он замещает занятиями каким-либо видом деятельности. Яркими представителями психофизического направления в теории развития личности можно представить Зигмунда Фрейда, Карла Густава Юнга.

Социально ориентированные теории развития личности утверждают, что человек рождается как живой организм, призванный для удовлетворения своих инстинктивных потребностей. Но в ходе взаимодействия с социумом, в котором он общается, происходит изменение его социально-психологической карты личности в сторону общих предпочтений социума. И чем ниже по своему уровню развития стоит конкретная личность, тем более проявления инстинктов живого организма.

Основоположником социального направления в теории развития личности возможно считать Альфреда Адлера, Джорджа Александра Келли.

Психосоциальное направление рассматривает личность как единый целостный комплекс, в котором нераздельно связаны психофизические и социальные черты личности. Изменения в психофизической части личности затрагивают ее поведенческие особенности, но не сказываются на ее образе жизни. Эта тория была предложена российскими авторами. У ее истоков стояли Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, К.К. Платонов, Б.Г. Ананьев, Б.М. Теплов и другие исследователи.

Дифференцированное направление предполагает разделение процессов, происходящих в личности в ходе ее развития. Разделение происходит на процессы, присущие развитию живого организма, и процессы, присущие развитию глубоко социализированного индивида. Основоположниками дифференциальной психологии были В.Д. Небылицин, В.М. Теплов, Ганс Юрген Айзенк.

Классификация направлений в развитии личности позволяет выделить общие составляющие личности и определить процессы, оказывающие эффективное влияние на личность. Диалектический подход в классификации позволяет выделить образование как наиболее общий процесс формирования личности для всех направлений. Образовательный процесс - это движение по пути познания, от незнания к знанию, от недостаточного знания к более полному и точному [12]. Диалектика процесса обучения взаимосвязана с процессом формирования личности. Эта взаимосвязь проходит через общую точку соприкосновения - образование.

Диалектический подход в образовательном процессе представляет собой теорию метода познания и изменения образовательной действительности в развитии личности. Рассмотрим процессы с точки зрения объективной и субъективной диалектики. Субъективная диалектика процесса образования рассматривает отражение в сознании людей, в процессе познания, что ведет к изменению мироощущения. Объективная диалектика в развитии личности рассматривает связи и развитие процесса воспитания и обучения, присущие объективной реальности, где изменяется суть поведения индивида в ходе обучения и воспитания.

Диалектическими принципами в образовании являются существующие направления в сфере формирования личности. Направления - это различные подходы к сущности личности человека в соответствии с принятой концепцией, которая определяет первичность и вторичность инстинктивной (физической) или психической стороны. Исходя из анализа направлений, разделим принципы развития личности человека на факторы и рассмотрим их.

Прежде всего, - это факторы, связанные с психофизической стороной развития: «...Развитие есть сложное инволюционно-эволюционное поступательное движение, в ходе которого происходят прогрессивные и регрессивные интеллектуальные, личностные, поведенческие, деятельностные изменения в самом человеке» [10, С. 81]. Если не рассматривать инстинктивную (физическую) сторону развития человека, а сосредоточить внимание на его психологической составляющей, как наиболее тонкой и сложной части, то можно заметить, что развитие личности, прежде всего, связано с формированием суждений человека. Суждения, в свою очередь, являются результатом влияния на личность длительного культурного опыта общества, в котором обитает данный индивидуум. Под культурным опытом понимается, в том числе, и образовательная система, исторически сложившаяся под влиянием этнических особенностей общества. Формирование суждений основано на образовании, т.е. получении необходимой информации и формировании определенного мировоззрения для обеспечения развития интеллектуальной составляющей с целью изменения качества инстинктивной (физической) составляющей. Таким образом, основной целью образовательной системы является обучение, которое можно рассматривать как основное условие и средство психического развития человека, что является частью личностного развития.

Рассмотрим связь образования и развития личности. С точки зрения диалектического подхода в образовании, обучение (умственное развитие) является составной частью развития личности, но не должно отождествляться с развитием личности. Движущей силой умственного развития является противоречие между достигнутым уровнем полученных умений, знаний и взаимодействием с ныне существующей окружающей средой [3]. Эта система отношений среды обитания и личности не может существовать в прежнем виде и изменяется на величину полученных знаний. Необходимо провести анализ путей умственного развития личности, для выявления процессов формирования противоречий. Основными путями умственного развития являются: линии интеллектуальной сферы; линии психологической структуры и содержания деятельности; линии становления личности; линии языкового развития.

Развитие интеллектуальной сферы человека характеризуется принципом формирования мышления - от общего к частному. Происходит качественное изменение психических познавательных процессов. Психологическая структура и содержание деятельности определяется двумя уровнями интеллектуального развития личности. Первый уровень подготовленности охарактеризован сложностью задач, которые человек может выполнять самостоятельно. Второй уровень определяется шириной взаимодействия с окружающей средой в зоне перспективного роста интеллектуальных возможностей.

Линия становления личности характеризуется дальнейшим изменением психических процессов в ходе усложнения задач, которые человек может выполнить самостоятельно, взаимодействуя с окружающей средой в зоне перспективного роста интеллектуальных возможностей.

Линия языкового развития дополнительная, это более тонкая и целенаправленная информация, которая предполагает уточнение характеристики развития личности в аспекте применения языка. Овладение возможностью глубокого и объемного выражения мыслительных процессов при помощи языка характеризует личность с точки зрения ее законченности развития и формирования комплекса интеллектуально-психологической деятельности [10].

Поскольку человеческая личность преобразуется в социуме, понятие личности определяет меру человеческой индивидуальности. Таким образом, проявляется персонализация - один из видов отношений человека в обществе. К. Маркс формулирует понятие личности как сущности человека и дает определение: «Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду, в своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений» [11; С. 132]. Личность развивается в соответствии с некими общими направлениями или аспектами. Охарактеризуем некоторые концепции личностного развития с точки зрения аспектов развития: психологического, социологического и ролевого [6].

Наличие сложной, комплексной системы взаимодействия различных аспектов развития в ходе формирования личности позволяет сделать предположение о существовании неких внутренних условий развития личности и жесткой связи с внешними направляющими положениями. Таким образом, можно сделать вывод о том, что комплекс аспектов развития личности - есть общая, функциональная схема менталитета того общества, в котором происходит взаимодействие отношений общества и личности.

Необходимо указать на то, что формирование менталитета личности невозможно без управляющего влияния менталитета этноса. Рассмотрим природу менталитета более подробно с целью выделения элемента непосредственной связи между развитием личности и особенностями менталитета этноса. Для этого дадим формулировку менталитета. Менталитет

этноса - система восприятия мира определенной общностью людей и поведения в нем, которая обусловлена устойчивыми психическими и культурными особенностями во взаимодействии с внешней средой [5].

В ходе исследования было гипотетически предположено наличие так называемых ментальных полей [11]. Ментальное поле - это историческая категория, основанная на этических устоях общества. Поле входит в структуру психики человека и отражает культурные особенности типа этноса. Ментальное поле имеет две составляющие: онтологическую и социальную, и представляет собой объединение самых общих атрибутов окружающего нас объективного мира и характеризующих человека и общество, основных, важнейших обстоятельств общественной жизни людей. Ментальное поле содержит общественные и личностные установки, которые являются нераздельными, и каждый приобщенный к ментальному полю культуры этноса содержит в себе частичку ментального поля общества.

Содержательная сущность менталитета личности состоит из ментальных комплексов. В виде ментальных комплексов выступает система восприятия мира и поведения в нем, которая обусловлена устойчивыми психическими и культурными особенностями во взаимодействии с внешней средой, которые остаются для человека неосознанными [1]. Это является следствием нахождения человека в ментальном поле этнической культуры сформировавшей категории. Этническая культура - это этнопсихологическая форма, охарактеризованная как концентрированное выражение этнического менталитета. Следовательно, менталитет этноса оказывает прямое влияние на диалектику развития личности.

Для полного понимания влияния этнической ментальности на развитие личности рассмотрим истоки формирования ментального поля этнической культуры. Возможно, классификация ценностно-нормативных критериев культуры позволит понять принципы взаимовлияния менталитета этноса и личности. Типология системы ментальных ценностей представляется следующей: фундаментальные ценности этноса; традиционные ценности; индивидуальные ценности. Фундаментальные ментальные ценности приобрели статус ментальных в целом отражая культуру этноса. Сформулированные традиционные и индивидуальные ценности этнического уровня можно охарактеризовать как ментальные комплексы.

В таком случае ментальное поле культуры, сформированное за счет пересечения ментального онтологического и ментального социального полей, является точкой начала формирования ментального сознания, где основополагающими элементами являются фундаментальные этнические ментальные комплексы. Возникновение ментальных комплексов возможно при наличии особенной атмосферы метальных категорий онтологической и социальной. Следовательно, возникает связь между ментальными комплексами личности и ментальным полем культуры. Ментальное поле культуры объединяет понятия время, движение, изменение, свойство, качество, количество, причина, следствие, случайные закономерности и т.д., а также труд, собственность, власть, государство, свобода, справедливость, добро, совесть, долг, понимание составляющих искусства и т.д. Это перечень категорий, объединенных понятием - образование. Ментальное поле культуры - это та часть самосознания этноса (личности), которая может меняться под влиянием изменения понимания выше означенных категорий (движение, изменение, свойство и т.д.), а они, в свою очередь, приобретают различную окраску при изменении количества информации о них, происходит это в процессе обучения. Количество целенаправленной, классифицированной информации, сформированной и предложенной к изучению в определенной последовательности, является главной идеей образовательной педагогической деятельности [7].

Таким образом, можно сделать вывод о несомненном взаимовлиянии менталитета этноса и менталитета личности, при этом точкой соприкосновения, зоной взаимовлияния выступает категория ментального культурного поля этноса, -образование. Образование является той частью образовательного процесса, которая позволяет изменить представления об окружающем мире, придать нужную окраску существующим фактам в зависимости от социального заказа. Этим воздействием на культурное поле менталитета, корректируются уже созданные ментальные комплексы в необходимом направлении. При ведении воспитательной и обучающей деятельности личности, возникает процесс влияния на уже сформированное культурное поле этноса. Система образования, которая является частью культурного поля этноса, изменяет его и, в свою очередь, влияет на личность, изменяя ментальные комплексы даже тех индивидуумов, которые не получили обучения. Следовательно, даже обучение и воспитание ряда отдельных личностей может в целом повлиять на атмосферу культуры этноса, поскольку изменяется состояние культурного поля всего этноса в целом. Конечно, это допущение подразумевает воздействие на менталитет, способный к восприятию теоретической информации, мыслительному анализу и формулированию логически правильных выводов на основании развитой культуры общества.

Теоретически подобное предположение может иметь место и выражает проблемы преобразования менталитета социума. Процесс преобразования должен двигаться одновременно в направлении преобразования социального уклада и направлении преобразования ментальности социума. Для этого концентрируются составляющие основу ментального культурного поля, к которым относятся: история, философия, наука, религия, искусство и образование. Эти сферы позволяют сосредоточить внимание на двух очень важных, оказывающих взаимовлияние, областях в изучении менталитета общества. Одна из рассматриваемых областей изучает историю, философию, науку, в ходе изучения формируя поле познания, изучая основополагающие идеи мировоззрения, которые могут быть объединены понятием ментальной онтологической категории. И вторая область, изучающая содержательные основания ментальности, представленная религией, искусством и образованием, может быть объединена в социальную категорию ментальности этноса [4].

Ментальность этноса - это не общественный менталитет группы, и понимается он не как сумма разнонаправленных векторов представителей группы этноса. «.Менталитет социума, выступая в качестве наиболее емкого показателя интегральных мировоззренческих оснований и поведенческих потенций соответствующего социума в целом, выполняет не столько интегрирующую, сколько критериально-оценочную функцию» [4, С. 133]. Менталитеты групп и отдельных индивидуумов подпитываются ментальностью этноса, который распространяется от общего к частному, используя дедуктивный метод в своем влиянии. Существует определенный механизм подобных преобразований.

Однако, возможно использовать отдельную составляющую ментального культурного поля, преодолеть длительный период формирования нужных черт ментальных комплексов (менталитета) следующим путем: «.технологически наиболее прямолинейно, непосредственно и относительно быстро эту задачу может решать сфера образования» [4; С. 134]. Приведенное утверждение основано на свойствах образования, которое способно кристаллизовать и сохранять самые важные составляющие культуры. Педагогика, как составляющая категории образования, может трансформировать знания искусства, исторические и философские знания в адаптированном виде в познавательные возможности обучаемых. Таким образом, образование формирует основу составляющей менталитета этноса - ментальное культурное поле личности.

В виду существенной разницы между различными расами, на генном уровне возникает предположение о различном строении и особенностях в развитии нервной моторики представителей различных расовых групп. Так, в начале 20-го века во Франции, Альфредом Бине было проведено первое тестирование обучаемых с целью определения их интеллектуальных способностей. Далее, Льюисом Терманом, система тестов была доработана и опубликована. Опубликование теста Термана в США привлекло большое внимание к вопросу о способностях и навыках людей, недавно иммигрировавших в страну. В

ходе исследования были выявлены существенные различия между разными слоями населения. В частности, была выявлена зависимость уровня интеллектуальных способностей от расовых различий [8].

Выводы. Следовательно, существует явное различие в приеме подаваемой информации различными этнотипами. В.Г. Белинский писал: «Тайна национальности каждого народа заключается не в его одежде и кухне, а в его, так сказать, манере понимать вещи... Самобытность каждого народа заключается в особенном образе мыслей и взгляде на предметы, в языке и, более всего, в обычаях, без которых народ - есть образ без лица». Таким образом, менталитет этноса (когнитивно-операциональный компонент) становится некой программой, посредством которой воспринимается информация каждой этнической общностью. Аналитическая функция менталитета основывается на информации, поступающей через систему оценки, которая создается стереотипами, обусловленными языком этноса. Ввиду того, что родной язык этноса является языком этнической природы, то любое образование будет осмысливаться через парадигмы родного языка.

Литература:

1. Айдрус, И.А Особенности развития мирового рынка образовательных услуг на современном этапе / И.А. Айдрус, Л.Ю. Горшкова. -М.: РУДН, 2016. - 316 с.

2. Андерсон, Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма / Б. Андерсон. -М.: Канон, 2001. - 214 с.

3. Большой толковый словарь по культурологии. / Сост. Б.И. Кононенко. - Саратов-Пенза: Приволжское книжное издательство, 2003. - 175 с.

4. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. - Лабиринт, 2012. - С. 21-22.

5. Гершунский, Б.С. Философия образования / Б.С. Гершунский. - М.: Моск. псих.-соц. ин.-т, 1998. - 432 с.

6. Лобковиц, Н. Что такое «личность»? / Н. Лобковиц. - «ВФ». - 1998. - № 2. - С. 12-14.

7. Маркс, К. Соч. в 30 т. / Маркс К., Энгельс Ф. - М.: Политиздат, 1964. - Т.2.

8. Муромцева, А.К. Болонский процесс: проблемы и последствия реализации в России / А.К. Муромцева // Актуальные вопросы экономики, менеджмента и финансов в современных условиях: сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 14 января 2015 г. - СПб., 2015. - С. 10-12.

9. Новейший философский словарь / Сост. Грицанов А.А. - Минск: Изд. В.М. Скакун, 1999. - 877 с.

10. Паленый, А.В. Цели и методы ментально-ориентированной образовательной технологии в обучении иностранных военных специалистов / А.В. Паленый // Проблемы научного обеспечения изучения философии и истории естествознания в современных условиях. Сборник статей IX Всероссийской научно-практической конференции. Армавир 24-25 января 2019 года. - Армавир: АГПУ, 2019. - С. 53-55.

11. Пиаже, Ж. Психология интеллекта / Ж. Пиаже. - Питер. - 2004. - С. 23-24.

12. Пушкарев, Л.Н. Что такое менталитет? / Л.Н. Пушкарев // Отечественная история. - 1995. - №3. - С. 158-166.

Педагогика

УДК 37.06

магистрант Певцова Наталья Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат философских наук, доцент Курбатова Алла Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОГО И ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОПЫТА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Аннотация. Цель статьи - проанализировать различные подходы к формированию культуры взаимодействия между обучающимися в образовательных учреждениях разных стран. Понятие «взаимодействие» рассматривается как процесс непосредственного или опосредованного влияния объектов (субъектов) друг на друга, приводящий к установлению связей. Под «культурой взаимодействия в образовательных учреждениях» понимается признание всеми участниками необходимости сотрудничества и установления партнерских взаимоотношений. Организация взаимодействия - это подготовка и создание условий, включающих совокупность норм, ценностей, традиций, обычаев, ритуалов, правил для регулирования деятельности и взаимоотношений участников процесса образования, которая опирается на привычный уклад жизни школы. Статья раскрывает приемы и методы сплочения коллектива учащихся в процессе обучения и воспитания в российских и зарубежных школах. Авторы статьи обращают внимание на то, что традиционно в практике отечественной системы образования уделяется большое внимание начальному звену обучения, подчеркивается роль начальной школы в формировании основ коллективной деятельности и социального взаимодействия. Разработка новаторских и применение апробированных в советской школе воспитательных приемов, направленных на формирование культуры взаимодействия в классе между учащимися, способствует организации товарищеских взаимоотношений, сплоченности, формирует эффективную образовательную среду. Перед зарубежной системой образования стоят специфические вызовы, связанные с необходимостью обучения детей из разных социальных групп, поэтому основной акцент делается не столько на сплочении детского коллектива, сколько на формирование терпимости к культурному разнообразию, снижение конфликтности гетерогенной образовательной среды. Обсуждается проблема подавления дискриминации, совместного обучения девочек и мальчиков, религиозного образования в школе. Общей темой, волнующей и зарубежных и отечественных исследователей и педагогов - практиков можно считать отношение к обучению детей с ограниченными возможностями. Перед школой встает проблема - как оценить существующие отличия: недостатки, которые нужно компенсировать, или различия, которые следует уважать. Нередко, программы поддержки учащихся с ограниченными возможностями, это формальное принятие недостатков. Модель современного общества можно определить как способствующую "доброжелательному безразличию к различиям". Это не может в полной мере удовлетворить образовательные потребности детей с ограниченными возможностями. Авторы статьи делают вывод о том, что дети, посещающие школу, их родители, учителя находятся под постоянным давлением, что провоцирует стрессы и невротические отклонения. Учителя не могут уделить необходимое внимание формированию взаимоотношению в классе и в школе. Следует помнить, что качество обучения зависит от развития культуры взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса.

Ключевые слова: культура взаимодействия, социальное взаимодействие, принципы коллективного взаимодействия, школьники, гетерогенная образовательная среда, учащиеся Португалии, учащиеся США, учащиеся Франции, учащиеся Германии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.