Научная статья на тему 'Философский аспект гуманизации иноязычного образования в вузе'

Философский аспект гуманизации иноязычного образования в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИЛОСОФСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ / ГУМАНИЗАЦИЯ / ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / PHILOSOPHICAL CONCEPT / HUMANIZATION / FOREIGN LANGUAGE EDUCATION / INDIVIDUALIZED AND DIFFERENTIATED LEARNING / COMMUNICATIVE COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прибылова Наталья Геннадьевна

В статье представлено философское обоснование гуманизации иноязычного образования в вузе. Основной принцип построения гуманистической образовательной системы заключается в обеспечении свободного и всестороннего развития личности, ее деятельного участия в жизни общества. Гуманизация процесса обучения иностранному языку принзнана насущной потребностью современного высшего образования, поскольку способствует формированию общекультурнных и профессиональных компетенций, развитию мотивации к овладению изучаемым языком. В статье подробно изложены философские концепции, оказавшие существенное влияние на развитие гуманистического подхода в иноязычном образовании в высшей школе. Автором описаны результаты воздействия гуманистических идей на теорию и практику обучения иностранному языку в вузе на уровне содержания образования и методов обучения. Подчеркивается важность применения новейших информационных технологий и мониторинга индивидуальных образовательных достижений как части гуманистического процесса в ходе овладения иностранным языком.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Philosophical aspect of humanization of foreign language education in higher education institutions

The article gives philosophical grounds for the humanization of foreign language education in higher education institutions. The basic principle of building a humanistic educational system is to ensure the voluntary comprehensive development of the individual and enhance his/her involvement in social activity. Humanization of the process of learning a foreign language is seen as an immediate concern to the modern higher education, as it contributes to the development of basic cultural and professional competencies and motivation. The article provides a detailed description of the philosophical concepts that have had a significant impact on the development of humanistic approach in foreign language education at a university level. The author analyzes the results of the influence of humanistic ideas on the theory and practice of teaching a foreign language with the reference to the university syllabus and teaching methods. The importance of using innovative information technologies and monitoring individual educational achievements as an integral part of the humanistic approach to mastering a foreign language is emphasized.

Текст научной работы на тему «Философский аспект гуманизации иноязычного образования в вузе»

2. Борзова А. В. "Идентификация" личности: постгуманистические перспективы // Вестник Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема. - 2012. - № 1 (10). - С. 93-101.

3. Волков Ю.Г. Образы идеологии и гуманизма в современной России. - М., 201 б. - 208 с.

4. Гвардини Р. Конец нового времени // Вопросы философии. - 1990. - №4. - С. 127-163.

5. Григорян Т. В. Этапы становления идеи гуманизма // Гуманитарный вектор. Серия: Философия, культурология. - 2012. - №3. URL: http:// cyberleninka.ru/article/n/etapy-stanovleniya-idei-gumanizma.

6. Гусейнов А. А. Перестройка: новый образ морали/Этическая мысль. - М., 1990. - С. 5-16.

7. Кувакин В.А. Гуманизм - знак достоинства личности и основа мировой цивилизации / Борзен-ко И.М., Кувакин В.А., Кудишина A.A. Основы современного гуманизма : учебное пособие для вузов. - М., 2002. - С. 73-306.

8. Кудишина A.A. Современный гуманизм как феномен культуры: философско-культурологичес-кий анализ: дис.... д. философ, н. - М.,2007. - 359с.

9. Маркузе Г. Одномерный человек. - М.,1994. -368 с.

10. Межуев В. Гуманизм и современная цивилизация. URL://www.intelros.ru/subject/figures/vadim-mezhuev/1 8745-gumanizm-i-sovremennaya-civilizaciya.html.

11. Палий И.Г. Проблема трансформации ценностей в современном мире // Философские проблемы: вчера, сегодня, завтра : ежегодный сборник научных статей. - Ростов-на-Дону, 2015. - С. 5-11

12. Уханов Е.В. Идентичность в сетевых коммуникациях// Философские науки. - 2009. - №10. -С. 59-72.

13. Хесле В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности // Вопросы философии. - 1994. №10.-С. 112-123.

14. Чистов Г.А. Кризис гуманизма и перспективы развития России // Вестник ЮУрГУ. - 2009. - № 9 (142).-С. 141-145

15. Шичанина Ю.В. Самоидентизванство: Интернет-формат// Философские науки. - 2009. - №10. - С. 45-58.

16. OXFAM briefing paper. An economy for the 99% January 2017. URL:https://www.oxfam.org/sites/ www.oxfam.org/files/fi le_attach ments/bp-economy-for-99-percent-160117-en.pdf.

PHILOSOPHICAL ASPECT OF HUM A NIZA TION OF FOREIGN LANGUAGE EDUCATION IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

Pribylova Natalia Gennadievna, PhD of Pedagogical science, Associate Professor, Department of English Language and Cross-Cuiturai Studies, institute of Foreign Languages, Moscow City Pedagogical University, Moscow

The article gives philosophical grounds for the humanization of foreign language education in higher education institutions. The basic principle of building a humanistic educational system is to ensure the voluntary comprehensive development of the individual and enhance his/her involvement in social activity. Humanization of the process of learning a foreign language is seen as an immediate concern to the modern higher education, as it contributes to the development of basic cultural and professional competencies and motivation. The article provides a detailed description of the philosophical concepts that have had a significant impact on the development of humanistic approach in foreign language education at a university level. The author analyzes the results of the influence of humanistic ideas on the theory and practice of teaching a foreign language with the reference to the university syllabus and teaching methods. The importance of using innovative information technologies and monitoring individual educational achievements as an integral part of the humanistic approach to mastering a foreign language is emphasized.

Keywords: philosophical concept; humanization; foreign language education; individualized and differentiated learning; communicative competence.

ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ ГУМАНИЗАЦИИ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ

В статье представлено философское обоснование гуманизации иноязычного образования в вузе. Основной принцип построения гуманистической образовательной системы заключается в обеспечении свободного и всестороннего развития личности, ее деятельного участия в жизни общества. Гуманизация процесса обучения иностранному языку принзнана насущной потребностью современного высшего образования, поскольку способствует формированию общекультурнных и профессиональных компетенций, развитию мотивации к овладению изучаемым языком. В статье подробно изложены философские концепции, оказавшие существенное влияние на развитие гуманистического подхода в иноязычном образовании в высшей школе. Автором описаны результаты воздействия гуманистических идей на теорию и практику обучения иностранному языку в вузе на уровне содержания образования и методов обучения. Подчеркивается важность применения новейших информационных технологий и мониторинга индивидуальных образовательных достижений как части гуманистического процесса в ходе овладения иностранным языком.

УДК 371.881.1 ВАК РФ 09.00.11

© Прибылова Н.Г.62018

ПРИБЫЛОВА Наталья Г°ннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра Англистики и межкультурной коммуникации, Институт иностранных языков, Московский городской педагогический университет, Москва

Ключевые слова: философская концепция; гуманизация; иноязычное образование; индивидуализация и дифференциация обучения; коммуникативная компетенция.

Сфера высшего образования в большинстве развитых стран мира на протяжении последних десятилетий подвержена глобальному реформированию, что нашло отражение в трехступенчатой системе высшего образования в России: бакалавриат - магистратура -аспирантура. Одним из важнейших направлений модернизации образования является гуманизация процесса обучения как средство повышения качества образования, его оптимизации, поскольку устойчивый общественный прогрессможетбытьдостигнуттолько при условии всеобщего возрастания культуры, духовно-нравственной наполненности общества.

"Гуманизация - это фактор усиления гуманистических начал в обществе, который реализуется в зависимости от конкретно-исторических условий, целей и задач социального развития на основе общечеловеческих ценностей" [5,15].

Актуальными и востребованными для обучения иностранному языку являются знания, связанные с философскими, психологическими и педагогическими проблемами освоения иностранного языка.

Отечественная педагогика внесла значительный вклад в обоснование процесса обучения иностранному языку, описание его места и роли в системе образования, раскрытие гуманистического потенциала дисциплины "Иностранный язык". Поднятые вопросы имплицитно освещены в трудах В. Гумбольдта, A.B. Брушлинского, Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, П.Ф. Каптерева, A.A. Леонтьева, Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского, Г.П. Щедровицкого.

К.Д. Ушинский, основываясь на идеях народности, уделял внимание отбору содержания образования с учетом народных национальных особенностей, способствующего всестороннему развитию личности. По его мнению, изучая иностранные языки, возможно постичь "всю духовную историю народа" [8,112].

Вопросы соотношения общечеловеческой и национальной культуры в обучении иностранному языку являются предметом научных дебатов и остаются дискуссионными по сей день. Влияние идей К.Д. Ушинского на методику обучения языкам можно проследить в курсе обучения русскому языку и русскому языку как иностранному (РКИ) в российских высших учебных заведениях.

Зародившиеся в лоне философии и психологии гуманистические идеи способствовали формированию педагогической антропологии - отрасли науки, интегрирующей знания о человеке как субъекте и объекте обучения и воспитания. Значительную роль в развитии педагогической антропологии сыграл выдающийся советский психолог Л.С. Выготский. В построении гуманистической по своей сути концепции развития Л.С. Выготский опирался на знание законов развития общества, человека, культуры, механизмов передачи знаний и духовного опыта. В его трудах содержатся идеи об использовании изучения иностранного языка как средства интеллектуального, эмоционально-духовного, волевого развития личности.

Развивающая концепция Л.С. Выготского стала психолого-педагогическим обоснованием когнитивной теории овладения иностранным языком, его труды содержат доказательство необходимости правил и опоры в обучении на сумму мыслительных процессов.

Разработкой общедидактических подходов к изучению иностранного языка в разное время занимались Л. В. Щерба, Е.И. Пассов,

И.А. Зимняя, В.Л. Скалкин, С.К. Фоломкина, Б.В. Беляев, Г.В. Колшанский и другие авторитетные ученые.

Вместе с тем будет справедливым заметить, что значительную роль в становлении гуманистического подхода в обучении иностранному языку сыграли представители зарубежной педагогической мысли. Прогрессивные гуманистические идеи нашли отражение в педагогических концепциях различных периодов и народов Ж.Ж. Руссо, Я. А. Каменского, Р. Оуэна, И. Песталоцци, А. Дистервега, Дж. Локка.

Краткий экскурс в историю философской мысли показывает, что уже в Древней Греции и Риме обозначились проблемы уникальности индивида. Древний гуманизм можно соотнести с философскими системами Аристотеля, Демокрита, Лукреция, Сократа. Основу гуманистической концепции составляли философские и этические концепции духовности человека: такие качества, как разум, рассудительность, мужество, добродетель были призваны формировать Человека и гражданина космополитического общества [2,334].

Переосмысление духовных ценностей активно происходило в эпоху Возрождения, на данном этапе гуманизм стал представлять собой синтетическую концепцию, охватывающую все сферы гуманитарного знания, в том числе образование, так называемую антропоцентрическую мировоззренческую систему, полагающую, что Человек - венец творения, способный к бесконечному самосовершенствованию. Данте, Петрарка, Леонардо Да Винчи,Т. Мор стали выразителями идей ренессан-сного гуманизма.

Экзистенциальная философия внесла свой вклад в развитие гуманизма в лице Ж.П. Сартра, К. Ясперса, М. Хайдеггера, сформулировавших концепцию становления: человек динамичен и процесс развития - это "делание себя", творчество, самопроект.

Концепция саморазвития нашла продолжение во взглядах английских и американских ученых-гуманистов XX века - А. Маслоу, К. Роджерса, Дж. Холта,Р. Бернса, существенно повлиявших на западную педагогическую школу. Выступая апологетом субъективного характера процессов мышления и воспитания, Роджерс пришел к идее непознаваемости личности, выдвинув иррационалистическую парадигму. По Роджерсу, обучение - это создание условий для самореализации личности вне закономерностей и регламента [4,36].

А. Маслоу создал новую парадигму "гуманистического воспитания", представив иерар-

хию потребностей, определяющих мотивированное поведение человека, А. Маслоу разделил все потребности на 5 групп, начиная с первичных, физиологических, и заканчивая потребностями в самоактуализации, провозгласив творчество универсальной функцией человека. Формирование устойчивой мотивации в изучении предмета, подробно освещенное в его трудах, остается актуальной проблемой современной лингводидактики [1,68].

Дж. Холт, провозгласив сензитивность и учет способов мышления главным принципом в обучении, критиковал "диссоциированное" и бессмысленное образование, и тем самым способствовал распространению в англо-американской педагогике идей "открытой" школы.

В методике обучения иностранному языку гуманистическая концепция способствовала становлению личностно-ориентированном подхода и коммуникативного метода. Грамма-тико-переводной метод, доминировавший в 1ХХ - начале XX вв., а затем и аудиолингваль-ный метод, уступили место коммуникативному. Главной задачей коммуникативного обучения было провозглашено формирование коммуникативной компетенции - способности использовать изучаемый язык как инструмент речемыслительной деятельности.

По сути вся история иноязычного образования движется от унифицированной, рационалистической, схоластической модели к ненасильственному, недирективному обучению. Личностно-ориентированный подход предполагает, что в центре обучения находится обучающийся как субъект учебной деятельности, и система обучения предполагает максимальный учет индивидуально-психологических, возрастных и национальных особенностей личности обучающегося.

Таким образом, гуманистический подход к иноязычному образованию призван реализовать идеалы гуманистической педагогики, он направлен на формирование целостной личности, ее самоактуализации и способствует организации такого учебного процесса, при котором программа, средства, методы и темпы обучения иностранному языку планируются с целью удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей студентов, развития мотивации к обучению и раскрытия творческого потенциала личности [3, 83].

В системе высшего образования гуманизация обучения иностранному языку проявляется на нескольких уровнях и включает три основных компонента:

1. Содержательный.

2. Методологический.

3. Мотивационный.

Рассмотрим подробнее каждый из компонентов:

1. Содержательный компонент.

В содержательном плане гуманизация иноязычного образования предполагает вариативность учебных планов и программ обучения иностранному языку в высшем учебном заведении, введение в программу обучения элективных курсов, дифференциацию и индивидуализацию образования. Одной из последних тенденций вузовского образования является введение в ученый план общеуниверситетских элективных курсов. В языковом вузе данное программное решение существенно дополняет и расширяет гуманитарное образование студентов. Особый интерес для студентов бакалавриата представляют элективные курсы по изучению языков различных языковых семей, помимо индоевропейской: финского языка (финно-угорская семья), восточных языков. Углубленные курсы истории родного и основного иностранного языков, курс русского языка как иностранного представляют интерес для большого числа студенческой аудитории. "Стратегии речевого общения", "Речевой этикет", "Деловой иностранный язык" пополняют число наиболее востребованных курсов по выбору для бакалавров. Богатое тематическое разнообразие элективных курсов реализует принцип учета индивидуальных образовательных потребностей студентов в овладении иностранным языком.

Такой инновационный подход к формированию содержательного блока иноязычного образования способствует гуманитаризации образования, развивает общекультурные компетенции, отраженные в ФГОС ВО 3 поколения и рабочих программах. Гуманитарные дисциплины формируют духовно-нравственный потенциал студентов, объясняют опасность утилитарного сциенто-технократического подхода к человеку и природе. Методика обучения иностранному языку и РКИ строится на постулате, что процесс обучения языку неотделим от глубинного познания не только культуры своей страны, но и культуры страны изучаемого языка [9,96].

Неотъемлемой частью иноязычного образования является формирование и развитие межкультурной компетенции, что выражается в толерантной позиции в процессе коммуникации, ведении "диалога культур". Гуманизация предполагает знакомство с культурой и ценностями разных народов, проявлению терпимости на основе межкультурного взаимодействия [7,240].

Символом последнего десятилетия стало повышенное внимание в системе российского образования к обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья и особенностями развития. Инклюзивное образование стало неотъемлемой частью учебного процесса в системе общеобразовательных школ,учебных заведений среднего профессионального и высшего образования. Его целью является создание доступной среды в обучении и профессиональной подготовке лиц с ограниченными возможностями. Гуманистическое начало заключается в толерантном отношении к обучаемым в условиях интеграции и в готовности педагога максимально адаптировать программу и процесс обучения иностранному языку для инклюзивных студентов [6, 54].

2. Методологический компонент.

Методологический компонент реализуется во взаимосвязи стратегии, тактики и технологий иноязычного образования. В свете гуманистической педагогики на первый план выходят стратегии самообразования и автономного обучения. Автономное или саморегулируемое обучение способствует развитию творческого потенциала, самоактуализации личности, формированию гармоничной полноценной личности, ориентированной на совершенствование своей будущей профессиональной деятельности.

Современный коммуникативно-ориентированный подход в обучении иностранному языку предполагает широкое использование нетрадиционных форм учебных занятий в вузе: лекция-дискуссия, лекция-визуализация, студенческая конференция, организация и проведение ролевых и аспектных игр, исследовательская работа, обращение к мультимедийным технологиям.

Использование новейших информационных технологий (дистанционных курсов, образовательных платформ, мультимедиа) способствует творческому взаимодействию всех субъектов учебной деятельности в процессе решения учебных задач, стимулирует критическое мышление, оставляет пространство для свободного выбора.

Формы и методы контроля претерпевают существенные изменения под влиянием гуманистических идей в сфере иноязычного образования. Контроль все больше выполняет диагностическую и мотивационную функцию, помимо оценивающей. Важнейшей гуманистической инициативой, которая распространилась в сфере тестирования, стало выявление потенциальных источников затруднений уча-

щихся. Исследователи в первую очередь обращают внимание на препятствия на пути к достижению познавательной цели, выявляемые в ходе контроля и оценки уровня владения иностранным языком.

Все более очевидным и настойчивым со стороны отечественной и зарубежной педагогической общественности стало выражение требования преодолеть эффект обратного влияния тестирования на учебные занятия и при составлении учебных программ преследовать широкие учебно-воспитательные цели, решая образовательные задачи всестороннего развития личности, не сводя образовательный процесс к подготовке к тому или иному тесту.

В свете гуманистической парадигмы традиционные формы контроля заменяются альтернативными, аутентичными, персонифицированными, среди которых Европейский языковой портфель, балльно-рейтинговая система, комплексный аудит языковой компетенции и являются частью педагогического мониторинга индивидуальных образовательных достижений обучающихся [10,168].

3. Мотивационный компонент.

В современном вузе на первый план выходят технологии,задействующие различные каналы восприятия информации и учитывающие стили познания. Развивающее обучение с привлечением активных методов аудиторной и внеаудиторной работы способствуют формированию внутренней мотивации для формирования профессиональных компетенций.

Данный подход опирается на мысли, чувства и эмоции студентов в процессе обучения, а также на когнитивные процессы, способствующие учению и обеспечивающие познание мира и самопознание. Создание благоприятной, "гостеприимной" обстановки в учебной аудитории способствует установлению благоприятных субъект - субъектных отношений.

Таким образом, проведенное исследование позволило очертить круг базовых философских концепций, повлиявших на распространение идей гуманизма в теории и практике обучения иностранному языку. Теоретически доказано, что в целях гуманизации иноязычного образования необходимо неуклонное

повышение общего культурного уровня обучающихся. Выявлен потенциал предмета "иностранный язык" в процессе изучения культуры стран-носителей изучаемого языка и в вопросе установления уважительных отношений с представителями других этносов.

В целом, гуманизация образования, его "очеловечивание", помогает новым поколениям осознать хрупкость современной цивилизации, скрытую опасность часто авантюрных технократических идей, нашедших воплощение в современных "биоинженерии" "евгенике", "трансгуманизме". Есть надежда, что вооруженная фундаментальными гуманитарными и профессиональными знаниями, молодежь сможет противостоять негативным тенденциям общественного и экономического развития.

Литература:

1. Маслоу А. Мотивация и личность / пер. с англ. -3-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 352 с.

2. Основы современной философии. - Изд. 2-е доп. -СПб.: Лань, 1999.-352 с.

3. Прибылова Н.Г. Индивидуализация обучения в системе образования Англии в контексте феноменологического подхода // Среднее профессиональное образование. - 2009. - №3. - С. 83-84.

4. Роджерс К. Клиентоцентрированная терапия / пер. с англ. - М., 1997. - 31 б с.

5. Рубанцова Т.А. Философско-методологические основания гуманизации образования : автореф. дис____д. философс. н. - Новосибирск, 2001 .-32 с.

6. Сороковых Г.В., Денисова Л.Р., Иностранный язык как компонент системы инклюзивного образования младших школьников // Иностранные языки в школе. - 2017. - № 1. - С. 53-58

7. Тарева Е.Г. Межкультурный подход к подготовке современных лингвистов // Проблемы теории, практики и дидактики перевода : сб. науч. тр. Сер. "Язык. Культура. Коммуникация". - НГЛУ, 2011. -№14(1).-С. 237-244.

8. Ушинский, КД. Педагогические сочинения : в б т. - Т. 2. Сост. С.Ф. Егоров. - М.: Педагогика, 1998. -350 с.

9. Языкова Н.В. Культура и обучение иностранным языкам: лингводидактический аспект // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. - 2009. - № 1.- С. 95-100.

10. North В. European Language Portfolio: Some Options for a Working Approach to Design Scales for Proficiency // Council of Europe. 1992. P. 158-174.

ON THE PROBLEM OF TRANSFORMA T/ON OF CONSCIOUSNESS IN MODERN SOCIETY

Fedorova Zhanna Viktorovna, PhD of Philosophical science, Associate Professor, Department of Philosophy and Media Communications, Kazan State Energetic University, Kazan, Republic of Tatarstan

The article analyses the problem of metamorphosis of consciousness in the information space and the role of information in this process; it is emphasized that information in modern civilization is a paradigm of public relations

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.