Научная статья на тему 'Интерес как основа гуманистического подхода в образовании (на примере изучения иностранного языка)'

Интерес как основа гуманистического подхода в образовании (на примере изучения иностранного языка) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интерес / гуманистический подход. / interest / humanistic approach.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щипицына Алена Сергеевна

Интерес рассматривается как основа гуманистического подхода в образовании. Дается определение таким понятиям, как «интерес», «гуманизация образования». Анализируются проблема содержания и средств гуманизации в образовательном пространстве, проблема повышения интереса у школьников к иностранному языку не только как предметной области, но и как жизненной сфере деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEREST AS A BASIS FOR A HUMANISTIC APPROACH IN EDUCATION (ON THE EXAMPLE OF LEARNING A FOREIGN LANGUAGE)

Interest is considered as the basis of a humanistic approach to education. The definition of such concepts as interest, humanization of education is given. The problem of content and means of humanization in the educational space is analyzed. The problem of increasing interest among schoolchildren in a foreign language is not only as a subject area, but also as a vital area of activity.

Текст научной работы на тему «Интерес как основа гуманистического подхода в образовании (на примере изучения иностранного языка)»

УДК 37.015.3:811(07)

DOI: 10.24411/2308-7226-2019-10010

Щипицына Алена Сергеевна

аспирант кафедры дошкольной педагогики и психологии

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», г. Пермь, Россия 614990, г. Пермь, ул. Сибирская, 24, (342) 238-64-33 e-mail: alenaschipitsyna@gmail. com

ИНТЕРЕС КАК ОСНОВА ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА

В ОБРАЗОВАНИИ (НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА)

Alena S. Schipitsyna

Postgraduate student of Chair of Preschool Pedagogy and Psychology

Federal State Budget Educational Institution of Higher Professional Education "Perm State Humanitarian Pedagogical University " 614990, 24, Sibirskaja, Perm, Russia, e-mail: alenaschipitsyna@gmail.com

INTEREST AS A BASIS FOR A HUMANISTIC APPROACH

IN EDUCATION (ON THE EXAMPLE OF LEARNING A FOREIGN LANGUAGE)

Аннотация. Интерес рассматривается как основа гуманистического подхода в образовании. Дается определение таким понятиям, как «интерес», «гуманизация образования». Анализируются проблема содержания и средств гуманизации в образовательном пространстве, проблема повышения интереса у школьников к иностранному языку не только как предметной области, но и как жизненной сфере деятельности.

Ключевые слова: интерес, гуманистический подход.

Abstract. Interest is considered as the basis of a humanistic approach to education. The definition of such concepts as interest, humanization of education is given. The problem of content and means of humanization in the educational space is analyzed. The problem of increasing interest among schoolchildren in a foreign language is not only as a subject area, but also as a vital area of activity. Key words: interest, humanistic approach.

© fflun^HHa A.c., 2019

Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить.

Константин Дмитриевич Ушинский [6]

Интерес является многогранным понятием. Чаще всего интерес рассматривают как форму проявления познавательной потребности, обеспечивающую направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующую ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отображению действительности [3]. Это гносеологический подход, встраивающий проблему интереса в структуру познавательного процесса. С точки зрения гуманистического подхода интерес выступает как ресурс формирования сущностных свойств личности, а также способ самореализации и самовыражения через деятельность.

Для современной системы образования наиболее востребован гуманистический подход, где интерес рассматривается как мировоззренческая категория, в которой отражаются социальные установки субъектов обучения как носителей общественного сознания; подход как категория шире понятия «стратегия обучения» - он включает ее в себя, определяя методы, формы и приемы обучения [1]. Поэтому под гуманизацией образования следует понимать создание оптимальных условий для самореализации и развития обучающихся. Данный подход опирается на мысли, чувства и эмоции учеников в процессе обучения, а также на когнитивные процессы, способствующие учению и обеспечивающие познание мира и самопознание [2].

Идея гуманизации в педагогике является проблемой исторической. Многие педагоги-гуманисты внесли свой вклад в развитие идей гуманизации: Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, П.Ф. Каптерев и др. Благодаря

общественным изменениям, активным усилиям современных ученых-педагогов, прежде всего В.В. Краевского, Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревской и других, произошло укрепление вектора гуманистической ориентации, его отражение в законодательных документах, наметился сдвиг образовательной парадигмы в сторону усиления внимания к личности ученика, его самореализации [4]. Современная парадигма образования снимает проблему противопоставления субъекта и объекта и рассматривает позицию ученика как вовлеченность в целостный процесс образования.

Методологической основой для подобного рода идей гуманизации послужила экзистенциальная философия. С позиции экзистенциализма в систему образования вошли такие принципы: человек обладает свободой и независимостью для ее реализации; важный источник информации -экзистенциальность и субъективный опыт индивидуума; природа человека всегда стремится к непрерывному развитию; человек един и целостен; личность уникальна, ей необходима самореализация; человек устремлен в будущее и является активным творческим существом [7].

Применительно к педагогической парадигме гуманистические тенденции экзистенциализма связаны с идеей личностно-ориентированного обучения, в котором личность обучаемого занимает центральное место. Личностно-ориентированное обучение основано на такой организации взаимодействия между обучаемым и педагогом, при которой создаются оптимальные условия развития у субъектов обучения способности к самообразованию, саморазвитию и самореализации. Личностно-ориентированное обучение - это организация педагогом учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка [8].

Каждая личность имеет ярко выраженные индивидуальные особенности, и одна из показательных черт незаурядных людей - упорное нежелание делать то, что им неинтересно. О нашей индивидуальности говорят наши интересы, которые на сегодняшний день зачастую лежат в интернет-пространстве. Интернет-пространство становится частью неформального образовательного

пространства, в котором большую роль начинают играть коммуникация и язык, общение становится первичной потребностью участников этого процесса. В последнее время этим и вызван интерес к иностранному языку не как предметной области, а как жизненной сфере деятельности.

Часто бывает, что человек не знает значения иностранных слов, но активно использует их в своей речи, носит футболку с непонятной для него надписью либо же, услышав звучный слоган в рекламе, повторяет его, абсолютно не уделяя внимания тому, что он обозначает. Кроме того, в современном мире музыкальной культуры преобладает англоязычный материал, смысловое содержание которого может не соответствовать возрастной категории обучающегося. Получается, индивида может заинтересовать яркий принт, креативная реклама, мелодия, но при этом игнорируется смысловая составляющая текста на иностранном языке.

Данная проблема является крайне актуальной для педагогов иностранных языков в общеобразовательных школах. Отсутствие у обучающихся естественной необходимости использовать иностранный язык как предметную область вызывает трудности и для учителя, и для самих учеников. Соответственно, можно предположить, что переориентация языка с предметной области на коммуникативное средство, практика использования которого лежит за сферой образовательного процесса, может сформировать устойчивый интерес к изучению языков.

Таким образом, современный урок иностранного языка должен основываться на том, что главная цель - развитие личности ребенка; происходит реализация личностно-ориентированного, деятельностного подхода к обучению, реализация идеи гуманизации образования; организация урока строится на принципах динамичности и вариативности. Данные основания предполагают инновационные подходы, приемы и методы к организации процесса обучения: личностно-ориентированный подход; интерактивный подход; развивающее обучение; игровые подходы; проблемный подход; метод проектов; коммуникативный подход в обучении; компетентностный подход; интерактивные технологии; инновационный подход; гуманистический подход [5].

74

Следует отметить, что реализация данных принципов гуманизации в рамках обучения иностранным языкам возможна прежде всего при переходе от игровой деятельности к коммуникативной, где учебная программа по иностранному языку должна быть адаптирована по различным направлениям, связанным с интересами самого обучающегося. К примеру, в рамках потока «Я - журналист» обучающимся предлагается работать с информацией, как профессиональным журналистам: писать статьи, организовывать пресс -конференции, записывать видеоролики, снимать фильмы с составленными сюжетами.

При подготовке и проведении занятий в общеобразовательной школе для повышения интереса у обучающихся к иностранному языку не только как предметной области, но и как жизненной сфере деятельности можно использовать следующие приемы: обогащение содержания занятия за счет привлечения дополнительного занимательного материала (тематические карточки, видеоблоги, репортажи и т. д.); расширение образовательного пространства для проведения занятия (работа не только в форме стандартного урока в рамках классного кабинета, но и в таких формах, как внеурочное образовательное событие, проведение пресс-конференций, дебатов, съемка видеорепортажа, фильма и т. д.); использование актуального материала по теме занятия (показ книги, журнала, использование видео- и аудиоматериала); внедрение в урок материала, связанного с интересами и деятельностью самих школьников.

Таким образом, происходит отработка как лексического, так и грамматического материала.

Именно при таком подходе складывается четкое понимание, что изучение иностранного языка становится легче через выстраивание индивидуальной и групповой работы, когда у обучающихся есть общие интересы. Безусловно, в рамках образовательных программ по иностранному языку достаточно проблематично учитывать интересы каждого, в таком случае необходимо говорить о расширении образовательного пространства для учащихся, чему

способствует внеклассная работа в школе, где систематически проводятся недели иностранного языка, мини-спектакли на иностранном языке, конкурсы песен, видеороликов и т. д. На данных образовательных событиях ребята могут представить всевозможные виды деятельности - начиная с организации и заканчивая созданием видеорепортажа о том, как прошло событие.

Данный подход подтверждает, что интерес к одной из областей деятельности позволяет ребенку активизировать познавательную деятельность и из других областей.

Таким образом, интерес у обучающихся к учебной деятельности по предмету начинается с расширения образовательного пространства, возможно, сначала во внеурочной деятельности, а потом и на уроке, что ведет к повышению их академических достижений. Сам же обучающийся выступает теперь как объект гуманизации, где вопрос о средствах гуманизации смещается в сторону условий личности, ее содержания и способов существования. Следовательно, интерес выступает как одно из онтологических оснований бытия современного человека. Именно интерес обеспечивает качество коммуникаций и разнообразие социальных ролей и функций субъекта. Иными словами, через интерес происходит приращение субъективного опыта.

Список литературы

1. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. - М.: Просвещение, 1991. - 222 с.

2. Колкова М.К. и др. Традиции и инновации в методике обучения иностранным языкам: метод. пособие. - СПб: КАРО, 2007. - 286 с.

3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Краткий психологический словарь / под ред. М.Г. Ярошевского. - Ростов н/Д: Феникс, 1998. - 394 с.

4. Сластенин В.А. и др. Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений. - М. : Школа-Пресс, 1997. - 512 с.

5. Спиридонова А.В. Обучение детей раннего возраста иностранному языку в процессе дополнительного образования. - Челябинск, 2010. - Т. 201.

6. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т. 10. Материалы к третьему тому «Педагогической антропологии». - М.; Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. - 659 с.

7. Хуторской А.В. Принцип человекосообразности и его воплощение в целеполагании ученика // Вестник Института образования человека. - 2011. -№. 2. - С. 9.

8. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М.: Сентябрь, 1996. - 96 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.