Научная статья на тему 'Исторические предпосылки интерактивного обучения в теории и практике педагогики'

Исторические предпосылки интерактивного обучения в теории и практике педагогики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
294
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА / ЛИЧНОСТЬ / INTERACTIVE TRAINING / HUMANISTIC PEDAGOGIC / PERSONALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фролов Иван Валентинович, Артюхина Мария Сергеевна, Артюхин Олег Игоревич

В теории и практике педагогической науки понятие интерактивного обучения не является новым, но целостная теория интерактивного обучения, до сих пор не выстроена. Следует отметить, что идеи интерактивного обучения не новы для отечественной и зарубежной педагогики и опираются на гуманистическую теорию в обучение. Теория интерактивного обучения в зарубежной педагогике получила свое начало в гуманистической психологии. Историческими предпосылками гуманистической идеи в русской философской мысли являлись философско-антропологические идеи, где в центре стоит человек. На современном этапе педагогическая наука должно использовать все имеющиеся достижения гуманистической педагогики, в центре которой находится личность обучающегося, его развитие, индивидуальные особенности. Интеграция идей гуманистической педагогики и теории интерактивного обучения в современную информационно-образовательную среду позволит создать такие формы, содержание и методы обучения и воспитания, которые обеспечат индивидуальное развитие личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL PREREQUISITES OF INTERACTIVE TRAINING IN THE THEORY AND PRACTICE OF PEDAGOGICS

In the theory and practice of pedagogical science the concept of interactive training isn't new, but the complete theory of interactive training, still isn't built. It should be noted that the ideas of interactive training aren't new to domestic and foreign pedagogic and are guided by the humanistic theory in training. The theory of interactive training in foreign pedagogic has received the beginning in humanistic psychology. Historical prerequisites of the humanistic idea in the Russian philosophical thought were the philosophical and anthropological ideas where in the center there is a person. At the present stage pedagogical science has to use all available achievements of humanistic pedagogic in which center there is an identity of the student, his development, specific features. Integration of the ideas of humanistic pedagogic and the theory of interactive training into the modern information and education environment will allow to create such forms, contents and methods of training and education which will provide individual development of the personality.

Текст научной работы на тему «Исторические предпосылки интерактивного обучения в теории и практике педагогики»

2. Разработанная методика, была направлена на оптимизацию психологической подготовки юношей-спортсменов, на использование системы сознательного самопрограммирования для достижения успеха, как в спорте, так и в жизни. На учебно-тренировочных занятиях использовались задания, которые предполагали действия на развитие средств саморегуляции, формирование психологической подготовленности спортсмена в условиях стрессовой ситуации.

3. Результаты педагогического эксперимента подтверждают эффективность разработанной методики. Применяемые средства психической регуляции положительно отразились на эффективности соревновательной деятельности юношей - спортсменом 16-17 лет в смешанных боевых единоборствах. Все критерии соответствуют уровню статистической доверительности.

Литература:

1. Антохин А.В. Построение интегральной подготовки фехтовальщиков-рапиристов 15-16 лет: автореф. дисс. канд. пед, наук / Антохин Антон Викторович; ВНИИФК. - М., 2009. - 24 с.

2. Горбачев С.С. Психологическая регуляция состояния готовности боксера к экстремальной спортивной деятельности: автореф. дисс. канд. психол. наук / Горбачев Станислав Сергеевич. М.: МГУ, 2009. - 24 с.

3. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2011. - 412 с.

4. Семенова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости спортсмена: Учебное пособие / Е.М. Семенова. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2004. - 256 с.

5. Онищук А.О., Фокин А.М. Влияние идеомоторной тренировки на эффективность выполнения упражнений // Инклюзия в физической культуре и спорте: Сборник научных и методических статей. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2015. - 97-103 с.

6. Фетисова С.Л., Фокин А.М., Мельникова Т.И. Особенности психофизиологического потенциала волейболистов-пляжников в зависимости от спортивной квалификации // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. 2014. № 11. С. 138-146.

Педагогика

УДК:378.147

доктор педагогических наук, доцент Фролов Иван Валентинович

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский

государственный университет имени Н. И. Лобачевского» (Арзамасский филиал) (г. Арзамас);

кандидат педагогических наук, доцент Артюхина Мария Сергеевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский

государственный университет имени Н. И. Лобачевского» (Арзамасский филиал) (г. Арзамас);

кандидат педагогических наук, доцент Артюхин Олег Игоревич

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский

государственный университет имени Н. И. Лобачевского» (Арзамасский филиал) (г. Арзамас)

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ

ПЕДАГОГИКИ

Аннотация. В теории и практике педагогической науки понятие интерактивного обучения не является новым, но целостная теория интерактивного обучения, до сих пор не выстроена. Следует отметить, что идеи интерактивного обучения не новы для отечественной и зарубежной педагогики и опираются на гуманистическую теорию в обучение. Теория интерактивного обучения в зарубежной педагогике получила свое начало в гуманистической психологии. Историческими предпосылками гуманистической идеи в русской философской мысли являлись философско-антропологические идеи, где в центре стоит человек. На современном этапе педагогическая наука должно использовать все имеющиеся достижения гуманистической педагогики, в центре которой находится личность обучающегося, его развитие, индивидуальные особенности. Интеграция идей гуманистической педагогики и теории интерактивного обучения в современную информационно-образовательную среду позволит создать такие формы, содержание и методы обучения и воспитания, которые обеспечат индивидуальное развитие личности.

Ключевые слова: интерактивное обучение, гуманистическая педагогика, личность.

Annоtation. In the theory and practice of pedagogical science the concept of interactive training isn't new, but the complete theory of interactive training, still isn't built. It should be noted that the ideas of interactive training aren't new to domestic and foreign pedagogic and are guided by the humanistic theory in training. The theory of interactive training in foreign pedagogic has received the beginning in humanistic psychology. Historical prerequisites of the humanistic idea in the Russian philosophical thought were the philosophical and anthropological ideas where in the center there is a person. At the present stage pedagogical science has to use all available achievements of humanistic pedagogic in which center there is an identity of the student, his development, specific features. Integration of the ideas of humanistic pedagogic and the theory of interactive training into the modern information and education environment will allow to create such forms, contents and methods of training and education which will provide individual development of the personality.

Keywords: interactive training, humanistic pedagogic, personality.

Введение. Модернизация образования направлена на приоритет человеческой личности, развитие которой должно стать главной ценностью и важнейшим результатом учебно-воспитательного процесса. Новые ориентиры системы образования проявляются в различных направлениях ее развития: в построение системы непрерывного образования, личностно-ориентированного обучения, компетентностного подхода в образование, разработке инновационных методов обучения и построение информационно-образовательной среды. Одна из ключевых задач образовательного процесса состоит в том, чтобы выполнению учебных заданий придать дополнительные стимулы и смыслы, а учебное познание облечь в такие формы

деятельности, которые были бы притягательны обучающимся, созвучны их внутренним устремлениям. Для решения возникших мотивационных проблем необходимо усиление интерактивной модели обучения. Интерактивное обучение представляет собой специальную форму организации познавательной деятельности через активное диалоговое взаимодействие всех субъектов образовательного процесса между собой и осуществляемое в форме совместной деятельности в информационно-образовательной среде [1, 2].

Несмотря на то, что понятие «интерактивное обучение» широко применяется в научно-методической литературе, имеет различные по своей сущности трактовки и содержание. Основа интерактивного обучения опирается ни идеи гуманистической педагогики. Главными понятиями которой являются «самоактуализация», «личностный рост», «развивающая помощь». В связи с этим целью обучения и воспитания должно быть не приобретение знаний как набора знаний фактов, теорий, а изменение личности обучающегося, смещение акцентов на самостоятельность и самооценку своей деятельности. Задачами интерактивного обучения становиться саморазвитие личности, поиск своей индивидуальности и самоактуализация.

Изложение основного материала статьи. В теории и практике педагогической науки понятие интерактивного обучения не является новым, но целостная теория интерактивного обучения, до сих пор не выстроена. Следует отметить, что идеи интерактивного обучения не новы для отечественной педагогики и опираются на гуманистическую теорию в обучение. Интерактивная педагогика выделяет ряд отличительных черт, которые изменяют поведение, установки и личность обучающегося - это личностная вовлеченность, самоинициируемая вовлеченность и его проникающая способность. Таким образом, человек в рамках интерактивного подхода к образованию рассматривается как высшая ценность общества и самоцель общественного развития. Идея гуманизации является основой интерактивной модели обучения.

Теория интерактивного обучения в зарубежной педагогике нашла отражение в исследованиях Дж. Дью, А. Маслоу, Дж. Г. Мида, К. Роджерса и др. Западная философско-педагогическая мысль в XX в. стала рассматривать понятие «гуманизм» с позиций человеческой свободы, этического выбора человеком системы ценностей и смыслов человеческого бытия, а также способности личности к ответственности, самоактуализации, определения своей собственной свободы, среды, ближайшего окружения и готовности каждого человека ответить за свои действия.

В основе педагогической теории интерактивности лежит теория интеракционизма социальной психологии, основоположником которой является Дж. Г. Мид. Модель воспитания, в основе которой лежит направление гуманистической психологии, опирающейся в качестве своей философской базы на экзистенциализм, развивалась в 50-60 гг. XX в. в США в трудах таких ученых, как Дж. Дьюи, А. Маслоу, К. Роджерс и др. [5].

«Мышление - единственный метод обучения, который можно назвать по-настоящему умным, так как он использует и обогащает ум», - утверждал американский философ, социолог, психолог и видный представитель прагматизма, одного из ведущих направлений в философии и педагогике в США, Дж. Дьюи (1859-1952). В своей основной идее он ставил ребенка в центр педагогической вселенной и считал, что образование должно вращаться вокруг него. В качестве критерия истины прагматисты признают пользу, при этом значимость пользы определяется чувством «внутреннего удовлетворения», или «самоудовлетворения». Идеи Дж. Дьюи оказали большое влияние на школу и дошкольное воспитание в Америке и других странах, были частью движения за «новое воспитание». Прагматическая педагогика Дж. Дьюи была рассмотрена и принята во многих зарубежных странах [3].

Признавая рост и развитие ребенка как самостоятельные субстанции, Дж. Дьюи в то же время обращал внимание на необходимость управления этим сложным процессом в образование, оказывая ему помощь в освоении знаний и проявлении активности в деятельности с тем, чтобы она была эффективной и результативной и оказывала стимулирующее влияние на рост и развитие ребенка. Таким образом, управление заключается в содействии росту ребенка, «подталкивании» его активности в определенном направлении, направлении деятельности к ее собственной цели.

Продолжателем идей Дж. Дьюи стал американский психолог и психотерапевт Карл Роджерс (1902-1987). К. Роджерс оказал значительное влияние как на психологию и психиатрию, так и на образование. Отстаивая гуманистический взгляд на человека, К. Роджерс выдвигает в качестве ведущей идею о том, что важнейшей частью процесса передачи молодому поколению опыта и знаний накопленных цивилизацией, должно стать «признание естественной и непреходящей ценности каждого человека, важности человеческих взаимоотношений в процессе воспитания». Он создал свою собственную концепцию обучения, выделяющую два основных типа обучения, значимые для человека: традиционное и человекоцентрированное. Он выступал противником некоторых положений традиционной педагогики, при которых обучающийся пассивно получает интеллектуальные знания, которыми обладает учитель. А именно: учитель обладает знаниями, учащиеся должны их усвоить; базисные элементы - это уроки, экзамены; учитель является руководителем, а обучаемый - подчиненным; обучаемый не определяет ни целей, ни методов, ни содержания и не имеет права выбирать учителей, взаимное доверие учителя и обучаемого минимальное. Альтернативная педагогика выделяет ряд отличительных черт, которые изменяют поведение, установки и личность обучающегося - это личностная вовлеченность, самоинициируемая вовлеченность и его проникающая способность [7]. К. Роджерс считал необходимым перенос акцента с преподавания на учение в процессе обучения, создание таких условий для преподавания, чтобы оно перестало быть простым переносом информации, а являлось фасилитацией осмысленного учения. Под фасилитацией К. Роджерс понимает и облегчение, и стимулирование процесса учения для учащегося. Это означает создание интеллектуальной и эмоциональной обстановки в аудитории, а также атмосферы педагогической и психологической поддержки. К. Роджерсом было сформулировано девять основных положений человекоцентрированного подхода:

1. Фасилитатор достаточно уважает себя и учащихся, чтобы убедиться в том, что они, как и он сам, думают о себе и учатся для себя.

2. Фасилитатор руководствуется своим опытом.

3. Фасилитатор разделяет с другими ответственность за обучение и воспитание.

4. Обучаемый выстраивает и развивает свою собственную программу самостоятельно или совместно с другими.

5. Учащийся сам оценивает уровень обученности и воспитанности.

6. Учащийся собирает информацию от других членов группы и преподавателя.

7. Постепенно создается климат, облегчающий учение.

8. Все направлено на постоянное поддержание учебно-воспитательного процесса.

9. Самодисциплина заменяет внешнюю дисциплину.

Согласно теории К. Роджерса, обязанность педагога - мотивация обучающихся к учению. Педагог должен вести себя естественно, понимать, а главное, принимать внутренний мир обучающихся, создавать условия для поддержки (фалиситации) их обучения и в целом развития личности. Если необходимые составляющие отсутствуют, преподаватель оказывает гибельное влияние на личность обучающихся. Выделяя основные установки учителя-фасилитатора, К. Роджерс руководствуется некоторыми методическими приемами:

1) применение ресурсов учения и создание особых условий, которые облегчают обучающимся их использование и обеспечивают им психологическую и физическую доступность;

2) формирование различных обратных связей между преподавателем и учащимися в процессе обучения;

3) заключение групповых и индивидуальных контрактов с обучающимися;

4) формирование процесса обучения в разновозрастных группах;

5) распределение обучающихся на две группы - склонных к гуманистическому и к традиционному обучению;

6) создание групп свободного общения для повышения уровня психологической культуры межличностного общения и актуализации личностных установок.

Еще одним сторонником гуманистической педагогики был А. Г. Маслоу. Американский психолог, основатель гуманистической психологии. Демократизацию школы и гуманизацию воспитания и обучения он видел главной целью своей психолого-педагогической практики. Лидер гуманистической психологии настаивал на учете интересов, психики, индивидуальных особенностей школьников, на бережном отношении к личности ребенка, который становится участником педагогического процесса. Признается значимость воспитания, основанного на сотрудничестве учителя и ученика, поэтому особое значение придается формированию нового понимания педагогической культуры учителя. Учителю необходимо было не только знать методы и приемы педагогического воздействия и взаимодействия, но и уметь их применять с пониманием смысла, ценности, внутреннего содержания, связи с опытом личности ученика. Ученик перестает быть объектом целенаправленных воздействий педагога. Он становится субъектом образования, творцом, инициатором процесса собственного учения [6].

Историческими предпосылками гуманистической идеи в русской философской мысли XIX - XX вв., являлись философско-антропологические идеи, где в центре стоит человек. Основоположниками которой являлись такие великие педагоги как К.Д. Ушинский, С.И. Гессен, Г.П. Щедровицкий, В.А. Сухомлинский и др. Одним из основоположников гуманистического направления в отечественной педагогике является педагог-теоретик и практик К. Д. Ушинский (1824-1870). Основной целью образования по К. Д. Ушинскому -развитие активной и творческой личности учащегося, в процессе обучения он считал важным создать атмосферу товарищества, сотрудничества ученика и педагога. Новой педагогической идеей была постановка перед учителем задачи научить учеников учиться. Следуя принципу развивающего обучения, он утвердил принцип воспитывающего обучения, который представляет собой единство обучения и воспитания, где указывал на единство этих двух начал в формировании гармонично развитой личности. К. Д. Ушинский выделил принципы воспитывающего обучения:

1. Обучение должно строиться с учетом возрастных и психологических особенностей развития ребенка. Оно должно быть посильным и последовательным.

2. Обучение должно строиться на основе принципа наглядности.

3. Ход обучения от конкретного к абстрактному, отвлеченному, от представлений к мысли - естественен и основывается на ясных психологических законах человеческой природы.

4. Обучение должно развивать умственные силы и способности учеников, а также давать необходимые в жизни знания [8].

Разработанные К. Д. Ушинским принципы, лежат в основе теории интерактивного обучения. Развитие учения о человеке и личности в советский период представлено в работах С. И. Гессена и Г. П. Щедровицкого. Главной целью образования, по мнению С. И. Гессена, является приобщение личности к ценностям культуры, ее духовный рост в процессе этого приобщения. Основой его философско-педагогической концепции является положение, что обучение представляет собой процесс творческого взаимодействия двух сторон (учителя и учащегося), направленный на формирование духовно-нравственной личности, руководствующейся в своей жизни идеалами Истины, Добра, Красоты [4].

Первые попытки применения интерактивных методов обучения, были предприняты Г.П. Щедровицким. Для реализации системомыследеятельной методологии, он проводил организационно-деятельностные игры. Обучающиеся должны были, в течение 7-10 дней, решить предлагаемые проблемные ситуации: подготавливали доклады и сообщения иллюстрации, обменивались мнениями и т.п. с ведением протоколов заседаний и аудиозаписей для будущего анализа мероприятия. Организационно-деятельностная игра - это интеллектуальное соревнование и олицетворение практического характера системомыследеятельной методологии. Г.П. Щедровицкого (в период 1979-1993 г. было организовано и проведено 93 игры) [9].

Таким образом, несмотря на то, что основоположниками интерактивной модели обучения считаются американские ученые Дж. Дьюи, К. Роджерс и др. отечественные исследования привнесли в данное направление духовно-нравственную и культурологическую идею.

Выводы. На современном этапе педагогическая наука соединяет все имеющиеся достижения гуманистической педагогики, в центре которой находится личность обучающегося, его развитие, индивидуальные особенности. Она направлена на создание таких форм, содержания и методов обучения и воспитания, которые обеспечивают индивидуальное развитие личности.

Анализ научно-педагогической литературы показал, что современная теория интерактивного обучения лежит на основе системно-деятельностного, дифференцированного, профессионально-ориентированного в образование. Таким образом, понятие «интерактивное обучение» получило новый виток в педагогической науке, происходит его формирование и уточнение в новых реалиях глобальной информатизации. Отличительные признаки интерактивного обучения: диалоговое взаимодействие обучающихся между собой и обучающим с применением информационных и коммуникационных технологий и учетом психических

особенностей обучающихся; направленность на индивидуальную активность обучающихся; направленность обучения на личностный рост обучающихся или самоактуализацию личности; профессионально-ориентированное содержание; обучение осуществляется в открытой образовательной среде, где информационные технологии являются источником знаний, средством взаимодействия обучающихся между собой и педагогом.

Литература:

1. Артюхина М.С. Исторические предпосылки интерактивного обучения математике // Вестник Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина. - Вып. 39: Серия «Педагогика» (История и теория математического образования). - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2018. - С. 43-47.

2. Артюхин О.И., Артюхина М.С. Педагогическая интеракция как способ реализации синергетических идей в математическом образовании // Математика, физика, информатика и их приложения в науке и образовании: сборник тезисов докладов Международной школы-конференции молодых ученых. - М.: Московский технологический университет (МИРЭА), 2016. - С. 204-206.

3. Видякова З.В. Основные идеи демократической педагогики Джона Дьюи // Вопросы современной науки и практики, 2012. - №.3(41) - С. 85-92.

4. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Отв. Ред. и сост. П.В. Алексеев. - М.: Школа Пресс, 1995. - 448 с.

5. Добрынина Т.Н. Педагогические условия применения интерактивных форм обучения в педагогическом вузе: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Добрынина Татьяна Николаевна. - Новосибирск, 2003. - 196 с.

6. Маслоу А.Г. Мотивация и Личность / пер. с англ. Спб: Евразия, 2001.- 319 с.

7. Сиразеева А.Ф. Дидактическая концепция Карла Роджерса и ее реализация в педагогической практике: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Сиразеева Альбина Фернатовна. - Казань, 2009. - 205 с.

8. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах / К.Д. Ушинский. - М.: Педагогика, 1971. - 1 т. - 584 с.

9. Щедровицкий Г.П. Организационно-деятельностная игра как новая форма организации и метод развития коллективной мыследеятельности. В кн. Избранные труды / Г.П. Щедровицкий. - М.: Школа культурной политики, 1995. - С. 115-142.

Педагогика

УДК:378.2

преподаватель кафедры огневой подготовки Хадиков Роберт Шамильевич

Северо-Кавказский институт повышения квалификации сотрудников МВД России (филиал) ФГКОУ ВО «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Нальчик)

ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Аннотация. Статья посвящена пристальному анализу изучения влияния физических упражнений на повышение уровня профессионализма и укрепление здоровья сотрудников органов внутренних дел. При этом роль физической подготовки, как важного средства повышения боеспособности сотрудников полиции, заключается в повышении боевого мастерства сотрудников ОВД; в воспитании моральных и психологических качеств личного состава; в повышении устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов.

Ключевые слова: физическая подготовка, служебно-боевая подготовка, повышение боеспособности сотрудников полиции, специальные методические приемы.

Annotation. The Article is devoted to a close analysis of the study of the impact of exercise on improving the level of professionalism and health of employees of the internal Affairs bodies. The role of physical training, as an important means of improving the combat capability of police officers, is to improve the combat skills of police officers; in the education of moral and psychological qualities of personnel; in increasing the body's resistance to adverse factors.

Keywords: physical training, service and combat training, increase of fighting capacity of police officers, special methodical receptions.

Введение. Физическая подготовка как составная часть боевой подготовки сотрудников органов внутренних дел - это процесс совершенствования физических способностей полицейских, осуществляемый с учетом особенностей их боевой деятельности и в соответствии с принципами обучения и воспитания. Практика и результаты исследований показывают, что физическая подготовка играет важную роль в системе научной организации труда.

Эффект от занятий физическими упражнениями может быть двоякий - острый, проявляющийся в непосредственном воздействии на работоспособность и производительность труда человека, и кумулятивный, накапливающийся, создающий наиболее благоприятный фон для выполнения производственной деятельности.

Изложение основного материала статьи. Острое влияние на динамику работоспособности полицейского оказывают занятия по физической подготовке, которые проводятся в рамках служебно-боевой подготовки. Влияние кумулятивное создается в основном за счет занятий физическими упражнениями во вне служебное время - занятия в спортивных секциях, группах здоровья, самостоятельные занятия и активный отдых в выходные дни. Занятия физическими упражнениями в режиме рабочего дня в течение длительного времени (не менее полугода) также оказывают влияние на организм человека.

Как показали наши исследования, активным отдыхом можно считать не только занятия физическими упражнениями в режиме занятий по служебно-боевой подготовке, но и занятия во внерабочее время, способствующие более полному и быстрому восстановлению, что отмечалось самими испытуемыми.

Если механизмы влияния активного отдыха в режиме служебного дня довольно широко изучаются и в общих чертах эффект от занятий физической подготовкой в режиме рабочего дня понятен, то каким образом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.