Научная статья на тему 'Философский аспект формирования и оценивания иноязычной коммуникативной профессиональной компетенции студентов бакалавриата'

Философский аспект формирования и оценивания иноязычной коммуникативной профессиональной компетенции студентов бакалавриата Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАГМАТИЗМ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ИНОЯЗЫЧНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ОЦЕНИВАНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ / PRAGMATISM / ACTIVITY APPROACH / COMPETENCE APPROACH / FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCE / FORMING COMPETENCE / ASSESSMENT OF THE LEVEL FORMING COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андрух Алина Олеговна, Сороковых Галина Викторовна

В статье проанализирована роль философии по отношению к науке и виду деятельности "методика изучения иностранного языка". В качестве основы формирования иноязычной коммуникативной профессиональной компетенции студентов экономической специальности обоснованно предложены философское учение "прагматизм" и психолого-педагогические подходы, именуемые деятельностный и компетентностный. Представлено философское обоснование содержания, форм и способов обучения и оценивания результатов обучения студентов экономической специальности при изучении иностранного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The philosophical aspect in the forming and assessment of foreign language communicative professional competence of students of bachelor course

The article analyzes the role of philosophy in relation to science and such kind of activity as "Methods of learning a foreign language". The philosophical doctrine of "pragmatism" and the psycho-pedagogical approach, called activity-based and competency-based approaches are suggested as a basis of forming of foreign communicative professional competence of students of economic specialties. Philosophical substantiation of the content, forms and methods of learning and assessment of students of economic specialties during learning of a foreign language are developed.

Текст научной работы на тему «Философский аспект формирования и оценивания иноязычной коммуникативной профессиональной компетенции студентов бакалавриата»

THE PHILOSOPHICAL ASPECT IN THE FORMING AND ASSESSMENT OF FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE PROFESSIONAL COMPETENCE OF STUDENTS OF BACHELOR COURSE

Andrukh Aiina Olegovna, Postgraduate student, Department of French languages and Unguodidactics, Moscow City Teachers'Training University; Teacher, Department of Foreign languages, Moscow Polytechnic University, Moscow Sorokovykh Gaiina Viktorovna, PhD in Pedagogicais sciences, Professor, Department of French languages and Unguodidactics, Moscow City Teacher's Training University, Moscow

The article analyzes the roie of philosophy in relation to science and such kind of activity as "Methods of learning a foreign language". The philosophical doctrine of "pragmatism" and the psycho-pedagogical approach, called activity-based and competency-based approaches are suggested as a basis of forming of foreign communicative professional competence of students of economic specialties. Philosophical substantiation of the content, forms and methods of learning and assessment of students of economic specialties during learning of a foreign language are developed.

Keywords: pragmatism; activity approach; competence approach; foreign language communicative competence; forming competence; assessment of the level forming competence.

ФИЛОСОФСКИЙ А СПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНИВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙКОММУНИКА ТИВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА

В статье проанализирована роль философии по отношению к науке и виду деятельности "методика изучения иностранного языка". В качестве основы формирования иноязычной коммуникативной профессиональной компетенции студентов экономической специальности обоснованно предложены философское учение "прагматизм"и психолого-педагогические подходы, именуемые деятельностный и компетентностный. Представлено философское обоснование содержания, форм и способов обучения и оценивания результатов обучения студентов экономической специальности при изучении иностранного языка.

Ключевые слова: прагматизм; деятельностный подход; компетентностный подход; иноязычная коммуникативная компетенция; формирование компетенции; оценивание уровня сформированноети компетенции.

УДК 372.881.1 ВАК РФ 13.00.02

© Андрух А.О., 2017 © Сороковых Г.В., 2017

Философия имеет тесную связь со всеми научными дисциплинами, поскольку первоначально являлась единственной наукой, а в последующем - общей методологией познания. Постепенно накапливая представления о бытии, философия представляла возможность выделения из общей единой науки отдельных наук с конкретным предметом исследования - математики, физики, химии и т.д.

Философия науки возникла как эпистемология, предметом которой было исследование идеального или должного научного познания: его природы, условий, методов и возможностей в достижении абсолютно-истинного и доказанного знания.

Предметом современной философии науки является реальная наука в ее главных философских измерениях: познавательном, практическом, социальном, культурном, антропологическом. Очевидно, что формирование философией науки своего предмета и оценка его адекватности существенно зависят как от исторического содержания реальной науки, так и от той или иной разделяемой философом науки концепции философии.

Проблематика современной педагогической антропологии XXI века отличается беспрецедентной широтой. Человек как воспитатель и воспитуемый изучается ныне в контекстах разных стран, культур, в межкультурном взаимодействии, при котором актуальной является иноязычная коммуникация.

Язык рассматривается как средство межкультурного взаимодействия, способ интенсивного обмена информацией в противовес

АНДРУХ Алина Олеговна,

аспирант, кафедра Французского языка и лингводидактики, Московский городской педагогический университет; преподаватель, кафедра Иностранных языков, Московский политехнический университет, Москва alinaandrukh@mail.ru

СОРОКОВЫХ Галина Викторовна, доктор педагогических наук, профессор, кафедра Французского языка и лингводидактики, Московский городской педагогический университет, Москва 50юк0 vykhlS>mail. г и

ЪС

I

LU

о

UJ

<

CI UJ

*

14

историческим временам, когда передовые достижения науки Древней Греции, арабского мира, Западной Европы были достоянием только замкнутого социума в рамках замкнутой системы.

Изучение иностранного языка особенно важно странам, экономика которых не находится на передовых позициях в мире. Такие страны должны реализовывать интенсивный путь развития, для чего необходимо изучать передовой опыт развитых стран. Язык служит средством общения и орудием мышления.

Таким образом, хорошее знание языков для обмена передовыми технологиями ведения бизнеса важнее для развивающихся, а не развитых стран. Однако средний россиянин знает меньше иностранных языков (ИЯ), чем средний европеец и уровень освоения ИЯ российскими студентами оставляет желать лучшего.

Этому есть объективное подтверждение. Для оценки уровня знания английского языка населения разных стран мира используется международный рейтинг English Proficiency Index (EPI). Рейтинг EPI позволяет ранжировать страны и соотносить их с пятью уровнями: 1) Very High Proficiency, 2) High Proficiency, 3) Moderate Proficiency, 4) Low Proficiency, 5) Very Low Proficiency (соответственно, - очень высокий, высокий, умеренный, низкий и очень низкий уровень).

В 2016 году Россия заняла 34 строчку рейтинга EPI из 72 стран - участниц опроса, что вроде бы не плохо, но при этом страна была отнесена к 4 группе - к градации "Low Proficiency" -"Низкийуровень (Низкое мастерство)", то есть по пятибалльной шкале получила оценку неудовлетворительно. Для амбициозной страны, относящей себя к мировой державе, это низкая оценка.

Студенты российских неязыковых вузов критично оценивают качество преподавания иностранных языков. Например, опрос 98 студентов МГУ им. Н.П. Огарева [1, 135] показал, что 68,4% студентов считают уровень преподавания английского языка в вузе неудовлетворительным; 62,2% отметили, что уровень преподавания английского языка на их специальности в вузе не соответствует требованиям современного рынка труда. Следовательно, "Методика изучения иностранного языка" как наука и практическая деятельность нуждается в совершенствовании используемых способов и средств, в том числе на основе общих философских научных методов исследования.

Формирование иноязычной коммуникативной профессиональной компетенции студентов экономической специальности может быть основано на философском учении, получившем название "прагматизм" и психолого-педагогических подходах, именуемых деятельностный и компетентностный подходы. В соответствии с положениями прагматизма, содержание знания определяется его практическими последствиями^ мышление является средством приспособления организма к окружающей среде с целью успешного действия. Прагматизм нейтрализует пессимистичную позицию, обусловленную одной из аксиом теории измерений, утверждающей, что определить абсолютное значение измеряемой величины невозможно. С точки зрения прагматизма достаточно того, что измеряемая величина может быть определена с требуемой точностью. В педагогической практике процедуре, аналогичной техническим измерениям, является процедура оценивания. Показателем качества технических измерений является точность, показателем качества оценивания результатов обучения - объективность.

Оценивание результатов обучения относится к неоднозначным и нетривиальным вопросам профессионального образования. Особую сложность он приобретает при оценивании профессиональных компетенций, в частном случае - оценивании иноязычной коммуникативной профессиональной компетенции студентов экономической специальности.

Итоговое оценивание является только констатацией факта обученности бакалавров, но если поставленные учебные цели не достигнуты, не остается никаких шансов на исправление ситуации - резерв времени для корректирующих мероприятий отсутствует. Совсем другое дело - система оценивания, включающая входное, промежуточное, рубежное и итоговое оценивание. Входное оценивание позволяет оценить начальный уровень освоения иностранного языка, сформировать учебные группы с разным уровнем подготовки, при необходимости организовать адаптаптивные занятия с наиболее слабыми бакалаврами, выбрать или разработать методические материалы для обучения, соответствующие уровню подготовки. Все виды промежуточного и рубежного оценивания (во время текущих занятий, по итогам изученных тем, разделов и дисциплин) представляют важную информацию для анализа ситуации и разработки предупреждающих (превентивных) и корректирующих мероприятий. К итоговому оцениванию

будут предприняты всевозможные действия, и в этом случае качество обучения будет высоким. Таким образом, система оценивания, включающая входное, промежуточное, рубежное и итоговое оценивание, позволяет осуществлять мониторинг, то есть получать информацию об уровне сформированности речевой компетенции бакалавров на разных этапах обучения.

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" [6, 15] представляет образовательным учреждениям возможность самостоятельно устанавливать правила и по-рядоктекущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.

Критерии оценивания, представляющие собой характеристику соотнесения результатов обучения (учебных достижений) бакалавров с эталонными значениями измерительной шкалы, должны обеспечивать ясность и простоту проведения процедуры оценивания.

Сложной задачей является разработка контрольно-измерительных материалов оценивания речевой компетенции в целом или ее составляющих с учетом зависимости от вида оценивания.

В соответствии с деятельностным подходом тематика контрольно-измерительных материалов должна быть строго ориентирована на виды профессиональной деятельности, представленные в федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) по направлению подготовки "Экономика" [5, 4].

Широкими возможностями для моделирования ситуаций, в которых проявляются те или иные компетенции, представляются ролевые (деловые) игры. Ролевая игра - наиболее объективное средство оценивания неподготовленной речи для оценки личных и общественных коммуникаций, а деловая игра (разновидность ролевой игры) является подходящим средством оценивания неподготовленной речи для оценки профессиональных коммуникаций экзаменуемых. В зависимости от структуры контрольно-измерительных материалов ролевые (деловые) игры позволяет оценить и аспект говорения на основе монологической и диалогической речи, и аспект аудирования на основе взаимодействий педагог - бакалавр, бакалавр - бакалавр, аудио (видео) материал - бакалавр, и аспекты "чтение" и "письмо" на основе соответствующих сценариев процедуры оценивания речевой компетенции в ходе игр [9,221 ]. Большими возможностями для оценивания речевой компетенции обладают также такие инструменты, как проектная и науч-

но-исследовательская деятельность бакалавров.

Из сказанного выше следует, что философия есть метанаука, формирующая методологию научного исследования и познания, мировоззрение и научную культуру мира.

Педагогическое знание включает три главные области: философию педагогики, теорию образования, педагогическую антропологию. Педагогика является важнейшим инструментом социализации человека.

Для педагогических исследований, в том числе в рамках методики обучения иностранному языку, широко могут использоваться философские методы научного исследования: наблюдение, сравнение, эксперимент, абстрагирование, индукция, дедукция, экстраполяция и прикладные методы исследования. В современном мире для конкурентного развития необходимо знание иностранных языков. Изучение иностранного языка особенно важно в странах, экономика которых не находится на передовых позициях в мире.

Сформирован философский взгляд на формирование и оценивание иноязычной коммуникативной профессиональной компетенции студентов экономической специальности. Представлено философское обоснование содержания обучения при формировании иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции студентов экономической специальности; обоснование форм и способов обучения студентов экономической специальности на основе философской концепции прагматизма, деятельностного и компетентностно-го подходов; особенности педагогического оценивания как аналога естественнонаучных измерений.

Примечания:

1. Богатова O.A., Гусева E.H. Социальные установки российских студентов на неформальное изучение английского языка (на примере Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева) // Интеграция образования. - 2014. -№4(77).-С. 133-140.

2. Лебедев С.А. Курс лекций по философии науки : учебное пособие. - М. : МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2014. - 318 с.

3. Ожегов С.И. Словарь русского языка / под общей редакцией Л. Скворцова. - М.: Оникс, Мир и Образование, 2007. - 976 с.

4. Степин B.C. История и философия науки : учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук. - М. : Академический проект, 2014.-424 с.

5. Приказ Минобрнауки России от 12.11.2015 № 1327 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образо-

вания по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (уровень бакалавриата)".

6. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" 29.12.2012 № 273-ФЭ (ред. от 03.07.2016).

7. Философский словарь / под ред. М.М.Розента-ля. - М.: Политиздат, 1975. - 496 с.

8. Философский энциклопедический словарь / под ред. Губского Е.Ф. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 576 с.

9. Сороковых Г.В., Чадунели М.К., Андрух А.О. Формирование и оценка уровня сформированности речевой компетенции на примере говорения // Современное непрерывное образование и инновационное развитие : сборник трудов участников VI Всероссийской научно-практической конференции. - Серпухов : Межрегиональное общественное учреждение "Институт инженерной физики", 2016.-С. 220-223.

METHODOLOGICAL BASIS OF ART PEDAGOGICAL ACCOMPANIMENT OF PEOPLE OF THE THIRD AGE Bagaynikova Ayuna llinichna. Postgraduate student, Buryat State University, Ulan-Ude, Republic of Buryatia

This article examines the methodological foundations of art pedagogical support in the elderly, in which there is an activation of the capacity for self-learning, the search for new value-semantic orientations, and the optimization of self-relations among the elderly. The essence of the concepts of the elderly age, art pedagogy, art-pedagogical accompaniment is revealed. The analysis of works on gerontopedagogics, art pedagogy is carried out. The relevance of the study is that there is a need to improve the quality of life in the elderly, as today there is a significant increase in the number of elderly people, and, consequently, the need for pedagogical support of people of the "third age " is growing. Art pedagogical support in old age is an additional resource that contributes to the purposeful development of the person's personality, through the organization of creative activity and the attraction of various types of art.

Keywords: elderly age; Third age; people of advanced age; aged people; pedagogy; art pedagogy; assistance; pedagogical assistance; art-pedagogicai assistance; gerontopedagogy.

УДК 374.73 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АРТ-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

ВАК РФ 13.00.05 СОПРОВОЖДЕНИЯ ЛЮДЕЙ ТРЕТЬЕГО ВОЗРА СТА

© Багайникова А.И., 2017 В данной статье рассматриваются методологические основы арт-педагогичес-

кого сопровождения в пожилом возрасте, при которых происходит активизация способности к самообучению, поиску новых ценностно-смысловых ори-ентаций, оптимизация самоотношения людей пожилого возраста. Раскрывается сущностьпонятий пожилого возраста, арт-педагогики, арт-педагогического сопровождения. Проведен анализ работ по геронтопедагогике, арт-педагоги-ке. Актуальность исследования заключается в том, что существует необходимость в улучшении качества жизни в пожилом возрасте, так как на сегодняшний день происходит значительный рост численности людей пожилого возраста, и, следовательно, растет необходимость в педагогическом сопровождении людей "третьего возраста". Арт-педагогическое сопровождение в пожилом возрасте представляет собой дополнительный ресурс, способствующий целенаправленному развитию личности сопровождаемого человека, посредством организации творческой деятельности и привлечения различных видов искусства.

Ключевые слова: пожилой возраст; третий возраст; люди пожилого возраста; пожилые люди; педагогика; арт-педагогика; сопровождение; педагогическое сопровождение; арт-педагогическое сопровождение; геронтопедагогика.

БАГАИНИКОВА А юн а Ильинична,

аспирант, Бурятский государственный университет, Улан-Удэ, Республики Бурятия robin. k@yan dex. ru

Пожилой возраст, или "третий возраст" - это стадия жизненного цикла, связанная с уходом от сферы труда и изменением характера профессиональных занятий в силу обстоятельств, связанных с физиологическими особенностями пожилого возраста. В жизни любого человека выход на пенсию является важным этапом, который потенциально порождает множество экзистенциальных проблем. Люди пожилого возраста при выходе на пенсию полностью меняют свой жизненный уклад, и происходит полная смена деятельности.

Согласно документу "О Концепции демографического развития Республики Бурятия на период до 2025 года" в период до 2025 года в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.