Научная статья на тему 'ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ВНЕРАЦИОНАЛЬНЫХ МЕТОДОВ ПОЗНАНИЯ И ИХ РОЛЬ В СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ'

ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ВНЕРАЦИОНАЛЬНЫХ МЕТОДОВ ПОЗНАНИЯ И ИХ РОЛЬ В СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
166
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕРАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ / ИНТУИЦИЯ / АНТИЦИПАЦИЯ / ФИЛОСОФСКИЙ ИРРАЦИОНАЛИЗМ / ИСТИНА / СОТРУДНИКИ ПОЛИЦИИ / ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ / МНОГОУРОВНЕВОСТЬ СОЗНАНИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Чуманов Юрий Викторович, Саудаханов Марат Вильданович, Царьгородский Сергей Валерьевич

В статье рассматривается проблема внерациональных методов познания. Представлены основные результаты проведенной аналитической работы по исследуемой проблеме. Проанализированы научные труды ученых-философов различных эпох, на основании чего обосновано собственно-научное понимание внерационального познания. Авторы констатируют, что основными внерациональными методами познания являются инсайт, интуиция и антиципация. Рассмотрена проблема внерациональных методов познания в оперативнослужебной деятельности сотрудников органов внутренних дел. На основе ранее проведенных исследований и собственных умозаключений авторы отмечают, что внерациональные методы познаний, в частности интуиция, актуальны в экстремальных ситуациях или в ситуациях неопределенности ориентиров поиска. Схематически представлен интуитивный механизм принятия решения сотрудником полиции. Представленные основные положения и выводы послужат теоретическим базисом для дальнейших научных исследований сложной и междисциплинарной проблемы - внерациональное познание истины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Чуманов Юрий Викторович, Саудаханов Марат Вильданович, Царьгородский Сергей Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHICAL ANALYSIS OF NON-RATIONAL METHODS OF COGNITION AND THEIR ROLE IN THE OFFICIAL ACTIVITIES OF LAW ENFORCEMENT OFFICERS

The article deals with the problem of non-rational methods of cognition. The main results of the analytical work carried out on the problem under study are presented. The scientific works of scientists-philosophers of various epochs are analyzed, on the basis of which the actual scientific understanding of extra-rational cognition is justified. The authors state that the main non-rational methods of cognition are insight, intuition and anticipation. The problem of extra-rational methods of cognition in the operational and service activities of employees of internal affairs bodies is considered. Based on previous research and their own conclusions, the authors note that extra-rational methods of cognition, in particular intuition, are relevant in extreme situations or in situations of uncertainty of search guidelines. An intuitive mechanism of decision-making by a police officer is schematically presented. The presented main provisions and conclusions will serve as a theoretical basis for further scientific research of a complex and interdisciplinary problem-non-rational knowledge of the truth.

Текст научной работы на тему «ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ВНЕРАЦИОНАЛЬНЫХ МЕТОДОВ ПОЗНАНИЯ И ИХ РОЛЬ В СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 159.956; ББК 87.2

DOI 10.24412/2687-0185-2021-2-49-59

NIION: 2007-0083-2/21-008 MOSURED: 77/27-005-2021-02-207

© Чуманов Ю.В., Саудаханов М.В., Царьгородский С.В., 2021

Научная специальность: 09.00.13 — философия и история религии, философская антропология, философия культуры

ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ВНЕРАЦИОНАЛЬНЫХ МЕТОДОВ ПОЗНАНИЯ И ИХ РОЛЬ В СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

Юрий Викторович Чуманов,

старший преподаватель-методист факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Московского университета МВД

России имени В.Я. Кикотя, кандидат психологических наук, Москва, Россия,

(117997, Москва, ул.Академика Волгина, д.12) E-mail: yvc90@mail.ru Марат Вильданович Саудаханов,

доцент кафедры государственного и административного права МИРЭА — Российского технологического университета, кандидат

юридических наук, Москва, Россия, (117997, Москва, ул.Академика Волгина, д.12) E-mail: viento_del_norte@bk.ru Сергей Валерьевич Царьгородский, соискатель кафедры психологии Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия,

E-mail: alt_ 90@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается проблема внерациональных методов познания. Представлены основные результаты проведенной аналитической работы по исследуемой проблеме. Проанализированы научные труды ученых-философов различных эпох, на основании чего обосновано собственно-научное понимание внерационального познания. Авторы констатируют, что основными внерациональными методами познания являются инсайт, интуиция и антиципация. Рассмотрена проблема внерациональных методов познания в оперативно-служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел. На основе ранее проведенных исследований и собственных умозаключений авторы отмечают, что внерациональные методы познаний, в частности интуиция, актуальны в экстремальных ситуациях или в ситуациях неопределенности ориентиров поиска. Схематически представлен интуитивный механизм принятия решения сотрудником полиции. Представленные основные положения и выводы послужат теоретическим базисом для дальнейших научных исследований сложной и междисциплинарной проблемы — внерациональное познание истины.

Ключевые слова: внерациональное познание, интуиция, антиципация, философский иррационализм, истина, сотрудники полиции, принятие решения, многоуровневость сознания.

PHILOSOPHICAL ANALYSIS OF NON-RATIONAL METHODS OF COGNITION AND THEIR ROLE IN THE OFFICIAL ACTIVITIES OF LAW ENFORCEMENT OFFICERS

Yuri V. Chumanov,

Senior teacher-methodologist of the Faculty of Training of Scientific, Pedagogical and Scientific Personnel of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot', Candidate of Psychological Sciences, Moscow, Russia,

(12 Academika Volgina Str., Moscow, 117997) E-mail: yvc90@mail.ru Marat V. Saudakhanov,

Associate Professor of the Department of State and Administrative Law of the MIREA — Russian Technological University, Candidate of Legal Sciences, Moscow, Russia,

(12 Academika Volgina Str., Moscow, 117997) E-mail: viento_del_norte@bk.ru Sergey V. Tsargorodsky,

Candidate of the Department of Psychology of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

named after V. Ya. Kikot', Moscow, Russia, (12 Academika Volgina Str., Moscow, 117997) E-mail: alt_ 90@mail.ru

Abstract. The article deals with the problem of non-rational methods of cognition. The main results of the analytical work carried out on the problem under study are presented. The scientific works of scientists-philosophers of various epochs are analyzed, on the basis of which the actual scientific understanding of extra-rational cognition is justified. The authors state that the main non-rational methods of cognition are insight, intuition and anticipation. The problem of extra-rational methods of cognition in the operational and service activities of employees of internal affairs bodies is considered. Based on previous research and their own conclusions, the authors note that extra-rational methods of cognition, in particular intuition, are relevant in extreme situations or in situations of uncertainty of search guidelines. An intuitive mechanism of decision-making by a police officer

is schematically presented. The presented main provisions and conclusions will serve as a theoretical basis for further scientific research of a complex and interdisciplinary problem-non-rational knowledge of the truth.

Keywords: extra-rational cognition, intuition, anticipation, philosophical irrationalism, truth, police officers, decision-making, multilevel consciousness.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Чуманов Ю.В., Саудаханов М.В., Царьгородский С.В. Философский анализ внерациональных методов познания и их роль в служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов. Криминологический журнал. 2021;(2):49-59.

Актуальность рассматриваемой проблемы определяется следующими обстоятельствами. Во-первых, одной из характерных черт современного социально-гуманитарного познания является интерес к внерацио-нальному (иррациональному). Это связано с кризисом рациональности и невозможностью сведения всего многообразия познавательной деятельности человека исключительно к логическим и абстрактным формам рационального познания. Воображение, фантазия, интуиция, инсайт — все эти формы познания не заменяют, но значительно обогащают чувственное и рациональное познание и его формы. Во-вторых, в современном мире, изобилующем социальными потрясениями, становится ощутимым духовный «вакуум» в общественной жизни, что также свидетельствует о завершении периода тотального рационализма. В переломные моменты истории, периоды смут и революций, кризисов растет интерес к мистическому, иррациональному, сакральному, паранаучному знанию. Сегодня на прилавках книжных магазинов, в интернете появилась литература, описывающая необычные опыты мистиков, ясновидящих, медиумов и т.п. В этих условиях ощущается дефицит философских исследований, рассматривающих внерациональное как специфический способ познания. Во-третьих, актуальной становится проблема анализа философского иррационализма, выявления его внутренней логики и типологического разнообразия. Мировоззренческий интерес к изучению иррационализма стимулируется таким состоянием современной ситуации, которое г. Маркузе метко обозначил как «иррациональность репрессивной рациональности»1, имея в виду экологический кризис и угрозу термоядерной катастрофы, ставших результатом неконтролируемого научно-технического воздействия человека на природу. В-четвертых, изучение отдельных аспектов внерационального познания важно для организации деятельности сотрудников правоохранительных органов, так как в ней значимую роль играют психические познавательные процессы — мышление, воображение, восприятие. В виду специфики служебной деятельности, данные процессы должны работать быстро

1 Маркузе г. Эрос и цивилизация (Парадоксы Великого Отказа). — М. : АСТ, 2003.

и оперативно. Оказавшись перед решением задачи, (например, при преследовании преступника, розыске лиц, совершивших преступление и пр.), сотрудник должен мысленно спроектировать решение данной задачи и понять, как ему нужно поступить в конкретной ситуации (спрогнозировать, как может повести себя преследуемый, насколько он подготовлен физически, вооружен ли, где будет искать место укрытия и т.д.), за короткий промежуток времени, осмыслить, какие могут быть применены к него силовые способы воздействия. Следует иметь в виду, что при выполнении служебных задач сотрудники полиции зачастую обладают минимумом информации о степени готовности преступника, а его поведение может, порой, не поддаваться рациональному объяснению. Он может проявить себя резко и внезапно, неожиданно для сотрудника. В этом случае последний оказывается в состоянии неопределенности, у него может просто не оказаться нужного времени для осмысления ситуации и принятия решения, но при этом ему необходимо найти нужное направление поиска для решения поставленной задачи. В таких ситуациях рациональными методами и способами крайне сложно решить возникшую проблему, следовательно, в работу включаются внерациональные методы познания (например, интуиция), и уже с их помощью полицейский решает, как ему поступить, чтобы выполнить возложенную на него задачу. Конечно, многие сотрудники пытаются найти решение логическими средствами, но это не всегда актуально, ведь от правильности и своевременности принятия решения и выполнения действий зависит жизнь как самого сотрудника ОВД, так и мирных граждан.

Философский иррационализм (внерациональное познание) как целостная традиция начинает свое существование примерно с середины XIX века, первоначально выступая в форме критики классического западноевропейского рационализма Нового времени. Ключевой проблемой философского иррационализма является соотношение рационального и иррационального, которую иррационалисты решают в пользу последнего.

Изначально миф и логос не противопоставлялись друг другу; более того, они имели примерно одно и то же значение. Muthos означал «слово», «рассказ», а

первоначальным смыслом logos также было «слово», «речь». Но борьба рационального и иррационального существовала уже на этой стадии. Еще задолго до возникновения философии в древней Греции так называемые солнечные и лунные религиозные культы оспаривали господство между собой. Эта борьба выльется впоследствии в противостояние Аполлона и Диониса (которое, по мнению Ф. Ницше, является ключевым в древнегреческой культуре), другими словами, в противостояние рационального и иррационального. В конечном счете, солнечные культы должны были исчезнуть, ибо «народ предпочитал им тревожный характер божеств женского начала, которые вызывали к жизни опасные страсти и слепые силы природы»1.

Основные же предпосылки иррационализма как философской системы мы находим у немецких идеалистов. В системе И. Канта, которая вовсе не является иррационалистической, возможность иррациональных выводов заключена в противопоставлении рассудка чувственности.

Кант подходит к разуму и знанию критически, о чем говорят названия его основных научных трудов. У него удивительным образом сочетается стремление к созданию универсальной научной доктрины со скептическим отношением к вере в безграничные возможности разума. Для Канта только часть мира способна вписаться в границы научно-рационалистического анализа. Притязания разума на всеобщность и универсальность неминуемо приводят к ошибочным выводам, которые принимают форму противоречий и антиномий. Скепсис по отношению к разуму и возможностям всеобъемлющей рациональной гносеологии нашел свое выражение в основной посылке философии Канта, согласно которой представления субъекта должны согласовываться с объектами внешнего мира, их свойствами и характеристиками, а, напротив, сами вещи должны согласовываться с представлениями познающего субъекта. Этот вывод с необходимостью логически вытекает из допущения существования априорного знания2.

Иррационализм исследует бытие с позиций гносеологии. Ключевым, фундаментальным вопросом всего иррационализма является, на наш взгляд, вопрос о способах постижения иррационального бытия, т. е. о нахождение в человеке более адекватной неразумному миру, по сравнению с рассудком, познавательной способности. В последние десятилетия философы, социологи, науковеды наряду с проблемой рациональности все активнее обсуждают проблему иррациональности.

1 Шюре Э. Великие посвященные. — Калуга, 1914. С. 180.

2 Кант И. Сочинения в 6-ти тт. / Под общ. ред. В.Ф.Асмуса и др. — М., 1964. — Т. 3. С. 88

Можно сказать, что почти все дискуссии, ведущиеся в разных областях философского знания, начиная с теории познания и кончая этикой, социальной политической философией, так или иначе выходят на эту проблематику. В философии науки она стала одной из самых актуальных.

Иррационализм возник не как элемент, черта, сторона какого-либо философского учения, но как целостная, стройная, четко выверенная и завершенная система, фундаментом которой был новый взгляд на мир и человеческое бытие.

Научное познание — очень сложный и многоэтапный процесс. Абсолютизировать лишь рациональную сторону этого процесса было бы крайне опрометчиво и поспешно, еще Гегель справедливо писал: «...то, что мы называем рациональным, принадлежит на самом деле области рассудка, а то, что мы называем иррациональным, есть скорее начало и след разумности»3. Таким образом, сам разум оказался носителем иррациональной составляющей: в познании обнаружились еще неотрефлексированные, логически неоформиро-вавшиеся формы знаний, которые все же могли быть частично эксплицированы, верифицированы, объективированы в реальность с помощью различных внера-циональных импульсов (например, инсайт, интуиция, озарение). Такое осознание привело к краху старых классических представлений о процессе познания, где его субъект был автономен по отношению к объекту, без всякой ценностной детерминации (в классической рациональности необходимо было абстрагироваться от всего того, что относится к субъекту (то есть исследователю)), не обращать внимание на средства познания с целью достижения максимально объективного-истинностного знания о мире. Субъект и объект познания были четко разделены4.

Условием познавательной деятельности является наличие у человека познавательных способностей. Прежде всего, следует отметить внутреннее единство всего человеческого познания. Психофизические механизмы чувственного отображения и абстрактного мышления принципиально одинаковы у всех людей, хотя и существуют определенные половозрастные, индивидуальные и социокультурные различия в развитии познавательных способностей. Однако все попытки выделить до- или внелогические формы мысли у традиционных народов, отдельных слоев современного общества или у представителей различных рас не увен-

3 Гегель Г.Ф. Энциклопедия философских наук. В 3-х т. — Т. 1. Наука логики. — М., 1974. С. 136

4 Степин В.С. Теоретическое знание: структура, ист. Эволюция. М., 2000.С. 743.

чались успехом. Это указывает на несостоятельность теоретических построений типа мальтузианства или расизма, утверждающих неполноценность интеллектуальных возможностей отдельных народов, рас или социальных слоев1.

Наличие иррациональных пластов в человеческом духе порождает ту глубину, из которой вновь и вновь появляются новые мысли, идеи, творения. Всякая решенная проблема — это проблема, рационализированная до конца, не имеющая больше в себе ничего иррационального. Но это — исчерпавшая себя проблема, иными словами, уже не проблема. Иррациональное — это философская категория, предназначенная для фиксации проблематичности объекта исследования, его исходное предпознанное состояние. В этом смысле иррациональное характеризует предпонимание объекта. Иррационализм (от лат. отайопа^ — неразумный) — философское учение, настаивающее на ограниченности познавательных возможностей разума, мышления и признающее основным родом познания чувство, инстинкт, интуицию и т. п. Иррационализм считает действительность хаотичной, лишенной закономерности, подчиняющейся игре случая, слепой воле.

К внерациональным (иррациональным) формам познания можно отнести интуицию, антиципацию, воображение, фантазию и т.д. Есть философская школа, которая считает, что интуиция — это главная форма познания мира и человека, эта школа интуитивизма. По Н.О. Лосскому2, между человеком и миром всегда есть координация, это и есть интуиция. А. Бергсон возражал против отказа воспринимать явления как целое; разделение его на части убивает «душу» целого3. В наши дни интуицию чаще всего понимают, как нерасчленен-ный акт познания и не видят ничего недостойного в том, чтобы этот акт подвергнуть тщательному анализу.

Большинство людей воспринимает внешние структуры реальности на основе информации, передаваемой их основными органами чувств, которые работают на уровне чувствительности. Некоторые люди имеют пять основных чувств, которые находятся под контролем функций подсознания, другие имеют развитое высшее сенсорное восприятие, накопили больше сенсорных способностей, расширили доступ к функциям высшего разума. Если сенсорная информация отсутствует, частично заблокирована или неверно интерпретирована вследствие неправильного восприятия, люди накладывают подобие линейности без пользы всей правильной

1 Леви-Брюль Л. Первобытное мышление / Пер. с. фр. Б.И. Шарев-ской. — М.: Академический проспект, 2015.

2 Лосский Н. О. Учение о перевоплощении. Интуитивизм. — М.: Издательская группа «Прогресс», 2012

3 Бергсон А. Собрание сочинений, т. 1. — М., 2011.

информации. В этом случае принимается, что что-то верно и точно, имея только переменную бесконечно малой величины, что не дает увидеть все факты или полную картину. Исключительно рациональное познание, в конечном счете, ограничивает разум низшими аспектами ума и инстинктивными чувствами. Рациональное познание уменьшает энергию, сокращает сознание и ограничивает расширение сенсорных ощущений, таких, как интуиция. Мысли тех, кто увлекается рациональным познанием, закрывают сердце, что также закрывает механизм чувствительности тела.

Те, кто мыслит иррационально, развили способность к мышлению и решению проблем во многих направлениях или по расширяющейся наружу спирали. Вместо того чтобы мыслить в одном направлении шаг за шагом, думающие по спирали, по сути, знают, что существуют множественные начальные точки, которые можно применить для решения проблемы. Мыслящие по спирали в состоянии пересекать многие направления, которые может иметь проблема, и найти ее корень или причинно-следственные связи, вместо того, чтобы пытаться исправить поверхностные симптомы. Большинство мировых проблем имеет причинно-следственные связи на многих уровнях других проблем, которые накладываются друг на друга, как результат. Это как медицинский диагноз, который ставится, не обращая внимание на глубокие причины инфекции. Большей частью рациональное познание содержит мысли, скользящие на поверхности вперед, назад, и, наконец, по кругу, оставаясь статичными. Иррациональное познание или внелогическое мышление позволяют уму погрузиться в корень проблемы, двигаться по спирали во многих направлениях из своего источника, что является наиболее эффективным способом более глубокого решения и изменения. Те, кто мыслит иррационально, получают доступ за пределы функций трех уровней ума Эго. Они получают доступ к новым высшим сенсорным способностям благодаря контакту с высшим разумом, который является функцией высшего сознания или духовно-энергетического интеллекта. Тренировка разума для выхода за пределы рационального в иррациональное расширяет сознание и позволяет открыть сердце и чувствующие центры.

Внерациональный способ познания, отличается совершенной противоположностью рациональному способу познания, так как опирается на такие понятия как интуиция, вера, инстинкт, чувство, откровения и т.п. Важное отличие внерационального познания от рационального, заключается в том, что внерациональное познание может пренебречь теми постулатами, которые рациональное установило для себя на основе личных

экспериментов и личного прямого опыта. Внераци-ональный ум, опирается на внутренние ощущения, возникающие при познании, после чего делает вывод, приводящий к определенному отношению к познаваемому явлению.

Изучение познания психики и психического — едва ли не самая сложная из научно-исследовательских задач. В рамках теории межличностного восприятия изучено восприятие и познание Другого, его индивидуальности1. Однако восприятие внутреннего мира другого человека и его составляющих психических явлений не объясняется закономерностями межличностного восприятия, так как воспринимается не сам объект (другой человек и его внешне воспринимаемые характеристики), а нечто более сложное, не видимое «невооруженным взглядом» — внутренняя психическая реальность, жизнь другого субъекта.

Как отмечалось выше, помимо способностей чувственно-образного и рационального познания человек обладает еще одной уникальной познавательной способностью — интуицией. Интуицию нельзя отнести ни к чувственному, ни к абстрактно-логическому познанию. Это совершенно особая способность, позволяющая получать знание непосредственно. Определить интуицию и изучать ее рациональными средствами достаточно сложно, потому что она по своей природе иррациональна.

Чаще всего интуицию определяют, как способность непосредственного усмотрения истины, или непосредственное знание. Непосредственность называется одним из главных признаков интуиции, тогда как чувственно-образное и рациональное познание являются опосредованными. «Посредниками» между объектом и познающим субъектом в первом случае выступают органы чувств (выше была показана зависимость чувственной ступени познания от строения и функционирования рецепторов), а во втором — абстрактно-логические способности человека. Именно органы чувств и разум приносят и обрабатывают информацию, обладателем которой становится человек. В случае интуитивного получения знания этот процесс осуществляется непосредственно. Как это возможно? Ведь органы чувств и разум работают почти постоянно. Для того чтобы они «не мешали» интуиции, их необходимо «отключить». Такого отключения на Востоке добиваются путем медитации. Этим же способом высвобождения «непосредственного знания» пользовались и древние греки (вспомним: Пифагор со своими учениками большую часть времени проводил, занимаясь медитацией). Видимо, благодаря своей непосредственности интуи-

1 Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. — Л., 1965.

ция обладает большой степенью целостности. Объект познания схватывается в интуиции целиком, тогда как разум сначала разделяет объект на части, познает каждую в отдельности, затем пытается произвести процедуру синтеза, но это не всегда удается. Таким образом, главными особенностями интуитивного познания являются целостность и непосредственность.

На сегодняшний день, можно с уверенностью утверждать, что наряду с сознанием в мыслительном процессе активное участие принимают бессознательная сфера психики — как в форме скрытого опыта, относящегося к прошлому и образующего область бессознательного, так и в виде внечувственного восприятия предметов путем логического движения научного знания, образа будущего, образующего область сверх-сознания2. Интуиция является одной из типичных форм внечуственного восприятия психологических событий. Для нее характерно проявление вроде бы беспричинно возникшей эмоции, внезапного озарения или знания с элементами тревоги, беспокойства, опасения или даже безотчетного ужаса.

Несмотря на то, что механизмы психического познавательного процесса мышления пока в достаточной степени не изучены, но уже накопленные учеными знания о влияющих на него факторах позволяют разрабатывать специальные методы его стимулирования, а значит способствовать расширению познавательных возможностей и актуализации внутренних психических ресурсов человека.

Конечным продуктом научного исследования, является научное открытие, которые разнообразны по своему содержанию и характеру. В широком смысле слова открытием является всякий новый научный результат.

Новое научное достижение обычно связано с образованием принципиально новых представлений и идей, не являющихся простым логическим следствием, вытекающим из известных научных положений. Когда ученые пытаются рассказать о своем творческом процессе, они нередко ссылаются на то, что это произошло вследствие догадки, озарения, некого прозрения чувственного переживания проблемы. Интуиция — вот что, по всей вероятности, играет самую существенную, решающую роль в создании новых научных представлений и выдвижении новых идей. Интуицию определяют по-разному:

• это и высший, даже сверхъестественный дар, который способен пролить свет истины на сокровенные тайны существования, недоступные

2 Симонов П.В. О двух разновидностях неосознаваемого психического: под и свехсознании» // Психология сознания. Хрестоматия. — СПб, 2011. С. 137.

ни чувствам, блуждающим по поверхности вещей, ни рассудку, скованному дисциплинарным уставом логики;

• это и удивительная сила, которая легко и просто переносит нас через пропасть, развернувшуюся между условием задачи и ее решением;

• это и счастливая способность мгновенно найти нужный ориентир поиска решения задачи, который лишь задним числом, в поту и муках будет обоснован рассуждением и опытом.

Но при всех вышеуказанных положительных свойствах это так же и ненадежный, несистематизированный путь, который может завести в тупик, бесплодная надежда ленивых людей, не желающих доводить свой мозг до изнеможения наряженными умственными усилиями.

Так, может быть, место интуиции или ее специфического содержания следует искать в области двух познавательных процессов: при переходе от чувственных образов к понятиям и при переходе от понятий к чувственным образам? Эти два процесса являются качественно особыми способами формирования чувственных образов и понятий.

Отличие их от всех прочих заключается в том, что они связаны с переходом из сферы чувственно-наглядного в сферу абстрактно-понятийного и наоборот. В ходе их развертывания могут быть найдены понятия, не выводимые логически из других понятий, и образы, не порождаемые другими образами по законам чувственной ассоциации.

Процессам перехода от чувственных образов к понятиям и наоборот действительно присущи те качества, которые чаще всего считаются обязательными признаками интуиции — непосредственность получаемого знания и не вполне осознаваемый характер механизма его возникновения.

Человеческая мыслительная деятельность имеет «двухплоскостной характер», обусловленный наличием двух языков, при помощи которых кодируется циркулирующая в мышлении информация (язык «предметных гештальтов» и «символически-операторный» язык)1. Если в процессах чувственно-ассоциативного, образного мышления движение мысли идет в плоскости наглядных образов, а в ходе дискурсивных, логических рассуждений в плоскости абстрактных понятий, то интуиция представляет собою «прыжок» с одной из этих плоскостей на другую. Ее можно сравнить с квантовым скачком (когда атом перескакивает с одной орбиты на другую). Переходы от чувственных образов к понятиям (это есть концептуальная интуиция) и от

1 Черепанова И. Ю. Дом колдуньи: Язык творческого, бессознательного. — М., 2006. С.96.

понятий к чувственным образам (эйдетическая, т.е. образная интуиция) различаются направлением этого скачка. Перескакивая с плоскости чувственно-наглядного в плоскость абстрактно-понятийного, наша мысль совершает как бы своеобразный «обходной маневр», она выходит в «третье измерение», чтобы преодолеть барьеры, преграждающие ей дорогу к новому знанию при движении в одной и той же плоскости. Этот «маневр» и позволяет получить такие результаты, какие нельзя достичь другими средствами (оставаясь все время в одной плоскости).

На основе элементарных форм концептуальной и эйдетической интуиции развертываются специфические механизмы интуитивного мышления, которые вовлекают во взаимодействие между собой образы и понятия из совершенно, казалось бы, далеких друг от друга предметных областей. При взаимодействии эти образы и понятия видоизменяются и перестраиваются, что ведет к возникновению принципиально новых представлений и идей.

Разумеется, реконструкция мыслительных процессов, которые приводят ученого к открытию, наталкивается на большие трудности. Однако на основе гносеологического анализа историко-научного материала, с учетом данных, накопившихся в психологических исследованиях, мы можем указать на некоторые механизмы интуитивного мышления, с помощью которых в сознании индивида формируются новые представления и идеи.

Логика составляет основу экспериментальных исследований точно так же, как грамматика составляет основу языка. Однако мы должны научиться пользоваться математико-статистическими методами интуитивно, т.е. неосознанно, так как у нас нет времени для того, чтобы на каждом шагу осознанно применять законы логики.

Та интуитивная логика, которой пользуется каждый ученый-экспериментатор в своих исследованиях, — это специфическая смесь жесткой формальной логики и психологических приемов мышления. Она формальна в том смысле, что абстрагирует формы мышления от их содержания с тем, чтобы установить абстрактные критерии непротиворечия. А так как эти абстракции могут быть представлены символами и знаками, то логика может быть также названа символической (математика). Но в то же время эта логика честно и откровенно признает, что ее понятийные элементы, ее абстракции в отличие от математики или теоретической физики являются в силу необходимости вариабельными и относительными. Следовательно, строгие законы мышления к ней применить нельзя. Таким образом, в

размышлениях о природе мышления нам следует также отвести существенную роль интуиции. Вот почему в нашей системе мышления психология должна интегрироваться наряду с логикой.

Интуиция играет замыкающую, связующую роль, и раскрытие из подсознания такой вспышки в виде осознанного недостающего, связующего звена является наиболее плодотворным научным достижением, которое составляет основу фундаментальных исследований.

Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что интуиция — это качественный скачок, который происходит в результате того, что некоторый, предшествующий ему, количественный объем логического мышления переходит на качественно новый уровень интуитивного озарения. Просто из ничего новые идеи не приходят, рождению новой идеи предшествует долгая работа ума. Здесь также необходимо отметить то, что фундаментальное открытие не может совершиться без процесса взаимодействия чувственного и логического познания, осуществляемого при помощи интуиции. Интуитивное озарение наступает после умственного истощения, которое возникает вследствие долгого умственного труда, но стоит только отвлечься от проблемы и сменить обстановку, как неожиданно в сознании всплывают образы и мелькают мысли, объединив которые можно получить верный ответ. Но это не дает никакого основания считать его основным и тем более единственным способом получения нового научного знания. Интуиция — есть специфическая форма познания, определенным образом влияющая на использование учеными конкретных научных методов фундаментального исследования проблемы.

В процессе интуитивного постижения происходит повышение функциональной активности всех анализаторов. Очень часто замысел, идея интуитивно формируются тогда, когда внимание человека сосредоточено совершенно на другой деятельности.

Официально психологи выделяют три вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. Что же касается интуитивного мышления, то между современными учеными возникает спор, одни утверждают, что интуитивное мышление зародилось намного раньше, чем вышеуказанные виды мышления, но вследствие эволюции и психофизического развития человека было замещено словесно-логическим мышлением. Другие же утверждают, что интуитивное мышление — это более совершенная форма мышления, и она еще до конца не развита и практически не осознается индивидом.

Согласно мнению, изложенному в ранее опубликованных научных трудах: «интуитивное мышление

начало свое развитие на первых этапах сознательной деятельности человека. Эта точка зрения тем обстоятельством, что первобытный человек был мало информативен в отличие от современного человека, мир для него существовал здесь и сейчас, и картина отражения мира строилась только та, которую он видел и чувствовал в том месте, где находился, он почти постоянно находился в ситуации неопределенности, опасность поджидала его практически на каждом шагу, а находить ориентиры поиска решения он мог только интуитивно, так как не мог анализировать ситуацию из-за того, что у него практически не было предыдущего собственного опыта и опыта предшествующих поколений. Но вследствие познавательной деятельности накапливался опыт и расширялась информация об окружающем мире, так появился интеллект, который дополнил интуицию логикой».1

Интуитивное мышление работает следующим образом: человек, не имея исходных данных, делает правильный выбор, вывод, причем выбирается правильный фактор, который совершенно не является очевидным. Интуитивное мышление тесно связано с чувствами человека, с его восприятием окружающего мира. Интуитивное мышление для человека образованного, т.е. целостного в своем знании, своем познании мира, эта форма мышления очень серьезно предсказывает ему предстоящее развитие событий, какие-либо правильные действия, шаги. Особенно тогда, когда информации для логического вывода не хватает, тогда интуитивное мышление становится очень полезным.

Механизм интуиции включается тогда, когда перестает работать логика, когда мозг не в состоянии быстро переработать тот огромный массив информации, который внезапно появился в его распоряжении. Именно в таких ситуациях начинает управлять нашим поведением интуиция, переводя его в автоматический режим. В основном мы воспринимаем это как прозрение, которое якобы послано нам из глубины нашего подсознания. Обычно к интуиции начинают прислушиваться в критических ситуациях. И в этом есть свой резон. Дело в том, что в минуты опасности все чувства обостряются, и тогда человек различает малейший шорох, едва заметное движение, замечает даже самое незначительное изменение ситуации. То есть внутренним чувством и ощущениями человек осознает, что произошли непредвиденные перемены, на которые следует соответствующим образом отреагировать. Увы, далеко не каждый готов прислушаться к внутреннему голосу, и

1 Лебедев И.Б., Чуманов Ю.В. Интуитивное мышление как феномен человеческой психики // Человеческий капитал. 2014. № 8 (68). С. 67-70.

даже нередко люди заставляют интуицию просто замолчать, так она вынуждает совершать то, что противоречит логике и здравому смыслу1.

Следует акцентировать внимание на том факте, что процессы, которые осмысливаются сознанием, составляют лишь крохотную часть нашей умственной деятельности. Ученые доказали, что мозг человека, который долго сидит в кресле и ничего не делает, находится в состоянии покоя, каждую секунду получает около 11 млн сигналов от различных рецепторов тела. А ведь эксперименты показывают, что наше сознание может воспринимать одновременно около сорока сигналов. Весь остальной массив информации обрабатывается скрытно от нас. Вследствие этого возникает вопрос, как же мы оцениваем оставшиеся миллионы сигналов, если они не анализируются нашим сознанием?

Эксперименты показывают, что главную роль в этом процессе играет скрытая память головного мозга, объем которой поразительно велик. Здесь беспрерывно накапливаются новые сведения, и происходит это даже тогда, когда наше сознание отключается. Вследствие этого можно сказать, что почти все поступающие сигналы анализируются на бессознательном уровне.

Именно в подсознании мозг не только накапливает информацию, но и анализирует ее. При этом он выуживает из огромного объема различных сведений наиболее важные и нужные для себя сведения. В это же время наше подсознание молниеносно сравнивает увиденное с тем, что оно перед этим спрогнозировало. И как только появляется хоть какое-то отличие, сознание тотчас настораживается, а когда отличие возрастает, начинает действовать интуиция, сила которой заключается в многообразии сведений об окружающем мире, накопленных в нашем подсознании.

В современном мире с его научно-техническим прогрессом человек выступает в качестве проводника множества информационных каналов. Сюда входят сведения, поступающие из сферы бытового общения, профессиональной деятельности, процесса целенаправленного обучения, средств массовой информации. Современный человек в большей степени мистичен, чем это принято считать, чем мы сами признаемся себе. «Периферия» нашего сознания, а это очень значительная его часть, заполнена семантическими полями, несущими информацию «примитивного мышления»2.

Как эта информация попадает в наше сознание? Любой человек является реципиентом по меньшей

1 См.:100 великих тайн сознания / Авт.-сост. А.С. Бернацкий.- М.: Вече, 2011.

2 Лебедев И.Б. Бессознательное. Сознание. Личность: учебное пособие — М.: Мос У МВД России, 2008. С.9

мере трех информационных потоков — организованной учебы или профессиональной среды, потока СМИ и потока бытового общения. Потоки бытового общения и частично СМИ являются «донорами» индивидуального сознания современного человека в плане «перекачки» в него всего того, что было накоплено человечеством на этапе формирования «примитивного мышления».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Индифферентная на определенный момент времени информация чаще всего, не означиваясь, оседает в сфере бессознательного психического, а необходимая, нужная используется для достраивания индивидуальной картины окружающего мира, построения на ее основе соответствующей модели поведения, принятия определенных решений.

Дискурсивное мышление, или мышление логическое остро нуждается в наличии достаточной для принятия решения информации. Если она отсутствует, человек бывает вынужден принимать решение, как говориться, интуитивно, т.е. в ситуации неопределенности ориентиров поиска. Несмотря на эволюцию психики и сознания, человек по-прежнему продолжает пользоваться «примитивным мышлением», которое перешло из поколения в поколение, и, казалось бы, зачем нам нужны мыслительные приемы давно ушедших поколений и какую роль они могут сыграть в деятельности современного человека? Оказывается, дело в том, что кроме чисто исторического интереса, «примитивные» формы мышления репрезентативны в нашем сознании в виде примет и суеверий и играют важную роль в ситуациях логически неопределенных.

Одной из форм репрезентативности в сознании «примитивного мышления» являются сновидения, а также суеверия, вера в приметы, талисманы и т.п., что может объективно отражать уровень выраженности и задействованность «примитивного мышления» у конкретного человека в тот или иной период его жизни и деятельности.

Исходя из вышеизложенного, следует отметить, что сотрудники ОВД часто при выполнении поставленных задач сталкиваются с ситуациями, разрешение которых в логическом поле невозможно. В этих условиях они прибегают (чаще неосознанно) к внелогическим способам обработки информации, которые базируются на интуитивных приемах мышления.

От ситуации неопределенности не застрахован ни один современный человек, каждый может в ней оказаться (стихийное бедствие, авто-, авиа-, ж\д катастрофы, ЧП на предприятии и т.д.) и как найти нужное решение, чтобы выжить, ведь нет времени на то, чтобы просто проанализировать ситуацию. Из всех категорий

людей, у которых существует большая вероятность попадания в экстремальную ситуации, где необходимо моментально найти нужный ориентир поиска решения, чтобы выжить, следует в первую очередь выделить спасателей и сотрудников различных силовых ведомств. Сотрудники ОВД входят в эту категорию людей, спектр задач, выполняемых ими, позволяет отнести их деятельность к категории повышенной сложности, а в ряде случаев и к экстремальной.

Интуитивное мышление у сотрудников ОВД начинает работать в ситуациях, когда на кону стоит их собственная жизнь и жизнь мирных граждан. Интуиция помогает принять моментально правильное решение, ведь при выполнении задачи у сотрудника полиции часто происходит борьба мотивов (с одной стороны, например, необходимо захватить вооруженных преступников живыми, с другой, требуется спасти свою собственную жизнь и жизнь товарищей), эмоции выходят из-под контроля, что мешает выполнению поставленной задачи, а тратить время на анализ ситуации и выработку алгоритма действий просто нет возможности. В такой ситуации включаются все защитные механизмы, заложенные природой, и сотруднику ОВД необходимо из всех поступающих внутренних сигналов выявить тот интуитивный позыв, который направит его деятельность в нужное русло.

В решении профессиональных задач в ситуациях неопределенности ориентиров поиска полицейский должен руководствоваться не только логическим мышлением, но и интуицией, под которой традиционно понимается внезапное усмотрение истины без развернутой системы предварительных рассуждений. Существует предположение о том, что в качестве психологического содержания интуитивных решений выступают принципы пралогического мышления.

Чем лучше сотрудник ОВД сможет сформировать умение выстраивать версии в ситуациях неопределенности ориентиров поиска, тем быстрее он перейдет от стадии множественности версий решения задачи к формально логической стадии определенности.

Ситуация неопределенности ориентиров поиска — это такая ситуация, в которой: 1) ориентиров поиска для правильного решения поставленной задачи недостаточно; данные ориентиры носят неопределенный характер; 2) ориентиры поиска определенные, но их недостаточно для логического решения; 3) ориентиров поиска достаточно, но все они носят неопределенный характер.

Ориентир поиска — информативный признак, объективный ориентир или признак проблемной ситуации, который в совокупности с другими направляет поиск

решения поставленной задачи.

Мышление в ситуации неопределенности ориентиров поиска является интуитивным. Основы для подобного предположения в неявной форме содержатся в работах отечественных психологов, относящихся к периоду 60-70-х гг. прошлого столетия (Я.А. Пономарев, Л.Л. Гурова, Н.И. Поливанова, Д.Н. Завалишина, В.А. Терехов). Под интуицией ими понимается мыслительный процесс, состоящий в нахождении решения задачи на основе ориентиров поиска, не связанных логически или недостаточных для получения логического вывода1.

Следует отметить, что за последние десятилетия фундаментальных работ, посвященных проблемам психологии мышления сотрудников силовых ведомств в ситуациях неопределенности ориентиров поиска, недостаточно, а имеющиеся не могут ответить на все вопросы современной правоохранительной практики. Между тем необходимость такого интеллектуального качества полицейского, как наличие развитого интуитивного мышления признается важным и необходимым многими специалистами психологической науки2.

Сотрудник ОВД в своей профессиональной деятельности регулярно сталкивается с необходимостью решать задачи в исходных данных, которых не хватает для необходимых «посылок» при принятии логически обоснованного решения. Данная ситуация является трудной, и механизм решения задачи приобретает следующий вид: (рис. 1):

1 этап - осознание условий задачи

2 этап - безуспешный поиск решения логическим способом

3 этап - интуитивное решение задачи (на основе принципов пралогического мышления)

4 этап - проверка полученного результата логическим путем

Рис.1 Этапы интуитивного способа решения сотрудником ОВД профессиональной задачи

При изучении особенностей мышления полицейского в ситуациях неопределенности ориентиров поиска большое значение имеет построение системы

1 Михайлова С.В. Психологические особенности мышления следователя в ситуациях неопределенности ориентиров поиска при решении профессиональных задач. Автореф. канд. дис. — М., 2006.

2 Медушевская Н.Ф., Чуманов Ю.В., Мирошниченко К.Г. Интуитивное мышление и его роль в оперативно-служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов // Психология и педагогика служебной деятельности. 2020. № 3. С. 48-49.

научного знания строго в соответствии с объективной реальностью, отражение в ней только того, что действительно существует.

В раскрытии психологических механизмов мышления сотрудника ОВД в ситуации неопределенности ориентиров поиска важная роль принадлежит пониманию роли бессознательных и сознательных компонентов психики, выступающих в качестве взаимодополняющих и взаимодействующих многоуровневых детерминант мышления человека при принятии решения. Эта проблема раскрыта в теории семантической многоуровневости психики современного человека (И.Б. Лебедев)1, включающей уровни «примитивного мышления», «императивного мышления» и «системного мышления», отражающих функционирование психики на сознательном и бессознательном уровнях (рис. 2).

Рис. 2 Многоуровневая структура мышления современного человека (по И.Б. Лебедеву)

Это положение имеет большое значение в понимании психологических механизмов мышления полицейского в ситуациях неопределенности ориентиров поиска.

Резюмируя весь изложенный материал, можно сделать следующие выводы:

1) философский иррационализм как целостная традиция начинает свое существование примерно с середины XIX в., первоначально выступая в форме критики классического западноевропейского рационализма Нового времени. Проблема иррационального рассматривается философами с древних времен и по настоящее время. Иррационализм возник как целостная концепция, фундаментом которой был новый взгляд на мир и человеческое бытие. Наличие иррациональных пластов в человеческом духе порождает ту глубину, из которой вновь и вновь появляются новые мысли, идеи, творения. Всякая решенная проблема — это проблема, рационализированная до конца, не имеющая больше в себе ничего

1 Лебедев И.Б. Психика. Сознание. Бессознательное: Монография. — М.: Московская академия МВД России, 2000. С. 150.

иррационального. Но это — исчерпавшая себя проблема, иными словами, уже не проблема. Иррациональное — это философская категория, предназначенная для фиксации проблематичности объекта исследования, его исходное предпознанное состояние. К внерацио-нальным (иррациональным) формам познания можно отнести интуицию, воображение, фантазию и т.д.;

2) в интуитивном познании истины, принимают участие не только сознание, но и бессознательная сфера психического отражения реальности. Интуиция формируется при переходе от понятий к чувственным образам и наоборот. При интуитивном озарении происходит скачок от бессознательных сигналов психики к сознательным, это скачок аналогичен квантовому скачку атома с одной орбиты на другую при его изучении;

3) в современном мире человек выступает как проводник разнообразных информационных каналов. Он получает знания и умения, поступающие из повседневно-бытовой жизни, профессиональной деятельности, процесса непрерывного обучения, средств массовой информации. От ситуации неопределенности не застрахован ни один человек, деятельность сотрудников ОВД практически всегда протекает неопределенно, напряженно, а в ряде случаев и экстремально. В решении профессиональных задач в ситуациях неопределенности ориентиров поиска полицейские руководствуются преимущественно формально-логическим мышлением, но порой логическим способом решение найти сложно и тогда на помощь приходит интуиция. В качестве психологического содержания интуитивных решений выступают принципы пралогического мышления. Состояние неопределенности в деятельности сотрудников ОВД относится к тому классу явлений, для исследования которых необходим системный подход. Исследование интуитивных способностей у сотрудников ОВД, является инновационной работой, проводимой психологической службой МВД России. Эта работа является важной и значимой, поскольку хорошо развитая интуиция позволяет качественно улучшить деятельность сотрудников полиции, способствует снижению гибели личного состава при выполнении служебных задач.

Библиографический список

1. Бергсон, А. Собрание сочинений, т. 1. — М., 2011.

2. Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. — Л., 1965.

3. Гегель Г.Ф. Энциклопедия философских наук. В 3-х т. — Т. 1. Наука логики. — М., 1974. С. 136 .

4. Кант И. Сочинения в 6-ти тт. / Под общ. ред. В.Ф.Асмуса и др. — М., 1964. — Т. 3. С. 88

5. Лебедев И.Б. Психика. Сознание. Бессознательное: Монография. — М.: Московская академия МВД России, 2000. С. 150.

6. Лебедев И.Б., Чуманов Ю.В. Интуитивное мышление как феномен человеческой психики // Человеческий капитал. 2014. № 8 (68). С. 67-70.

7. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление / Пер. с. фр. Б.И. Шаревской. — М.: Академический проспект, 2015.

8. Лосский Н. О. Учение о перевоплощении. Интуитивизм. — М.: Издательская группа «Прогресс», 2012

9. Маркузе г. Эрос и цивилизация (Парадоксы Великого Отказа). — М. : АСТ, 2003.

10. Медушевская Н.Ф., Чуманов Ю.В., Мирошниченко К.Г. Интуитивное мышление и его роль в оперативно-служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов // Психология и педагогика служебной деятельности. 2020. № 3. С. 48-49.

11. Михайлова С.В. Психологические особенности мышления следователя в ситуациях неопределенности ориентиров поиска при решении профессиональных задач. Автореф. канд. дис. — М., 2006.

12. Симонов П.В. О двух разновидностях неосознаваемого психического: под и свехсознании» // Психология сознания. Хрестоматия. — СПб, 2011. С. 137.

13. Степин В.С. Теоретическое знание: структура, ист. Эволюция. М., 2000. С. 743.

14. Черепанова И. Ю. Дом колдуньи: Язык творческого, бессознательного. — М., 2006. С.96.

15. Шюре Э. Великие посвященные. — Калуга, 1914. С. 180.

Bibliographic list

1. Bergson, A. Collected Works, vol. 1. — M., 2011.

2. Bodalev A.A. Perception of a person by a

person. — L., 1965.

3. Hegel G.F. Encyclopedia of Philosophical Sciences. In 3 volumes — T. 1. Science of logic. — M., 1974. c. 136.

4. Kant I. Works in 6 vols. / Under total. ed. V.F. Asmus and others — M., 1964 .-- T. 3.P. 88

5. Lebedev I.B. Psyche. Consciousness. The Unconscious: Monograph. — M .: Moscow Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2000. P. 150.

6. Lebedev I.B., Chumanov Yu.V. Intuitive thinking as a phenomenon of the human psyche // Human capital. 2014. No. 8 (68). P. 67-70.

7. Levy-Bruhl L. Primitive thinking / Per. from. fr. B.I. Sharevskaya. — M .: Akademicheskiy prospect, 2015.

8. Lossky N. O. Teaching about reincarnation. Intuitionism. — M .: Publishing group «Progress», 2012

9. Marcuse G. Eros and Civilization (Paradoxes of the Great Refusal). — M.: AST, 2003.

10. Medushevskaya N.F., Chumanov Yu.V., Miroshnichenko K.G. Intuitive thinking and its role in the operational and service activities of law enforcement officers // Psychology and pedagogy of service activity. 2020. No. 3. P. 48-49.

11. Mikhailova S.V. Psychological features of the investigator's thinking in situations of uncertainty of search guidelines when solving professional problems. Abstract of thesis. Cand. dis. — M., 2006.

12. Simonov P.V. About two varieties of the unconscious mental: under and overconsciousness «// Psychology of consciousness. Reader. — SPb, 2011. P. 137.

13. Stepin V.S. Theoretical knowledge: structure, ist. Evolution. M., 2000.S. 743.

14. Cherepanova I. Yu. House of the Witch: The Language of the Creative, the Unconscious. — M., 2006. P. 96.

15. Shure E. The Great Initiates. — Kaluga, 1914. P. 180.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.