ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Психологические аспекты интуиции как внерационального
метода познания Медушевская Н. Ф.1, Чуманов Ю. В.2, Милюкова Ю. Д.3
'Медушевская Наталья Федоровна /Medushevskaya Natalya Fedorovna — профессор, доктор юридических наук, кандидат философских наук, доцент, кафедра философии;
2Чуманов Юрий Викторович / Chumanov Yuri Victorovich — адъюнкт, кафедра психологии, факультет подготовки научно-педагогических и научных кадров, Учебно-научный комплекс психологии служебной деятельности;
3'Милюкова Юлия Дмитриевна /Milyukova Julia Dmitrievna — курсант, Институт психологии служебной деятельности Московский университет МВД России им. В. Я. Кикотя, г. Москва
Аннотация: в статье рассматриваются психологические аспекты интуиции как внерационального метода познания истины. Авторы предприняли попытку рассмотреть проблему интуиции с точки зрения философии и психологии. Раскрыты и проанализированы предположения и различные теоретические взгляды на механизм работы интуиции. В данном научном труде рассмотрены виды интуитивного познания и психологические особенности протекания интуитивных процессов в деятельности. Также рассматриваются взгляды ученых на филогенез интуиции.
Ключевые слова: интуиция, иррационализм, внечувственное восприятие, мыслительная деятельность, познание.
Философский иррационализм (внерациональное познание) как целостная традиция начинает своё существование примерно с середины XIX века, первоначально выступая в форме критики классического западноевропейского рационализма Нового времени.
Под понятием «интуиция», которое широко используется при описании и объяснении процесса мышления, обозначается целый ряд внешне сходных феноменов, которые, скорее всего, имеют совершенно разную природу и механизмы осуществления. Все они требуют научного изучения и осмысления.
Многие ученые сходятся во мнении, что феномен интуиции базируется на когда-то пережитом опыте индивида: новых комбинаций или необычного использования воспоминаний, впечатлений, идей, вычитанных фактов, по каким-либо причинам недоступных сознанию индивида, но хранящихся в глубинах психики, образующихся в сфере бессознательного.
На сегодняшний день, можно с уверенностью утверждать, что наряду с сознанием в мыслительном процессе активное участие принимают бессознательная сфера психики - как в форме скрытого опыта, относящегося к прошлому и образующего область бессознательного, так и в виде внечувственного восприятия к предметам логического движения научного знания, образа будущего, образующего область сверхсознания [1]. Интуиция является одной из типичных форм внечувственного восприятия пси-событий. Для неё характерно проявление вроде бы беспричинно возникшей эмоции, внезапного озарения или знания, с элементами тревоги, беспокойства, опасения или даже безотчётного ужаса.
Несмотря на то, что механизмы психического познавательного процесса мышления пока не изучены полностью, но уже накопленные учёными знания о влияющих на него факторах позволяют разрабатывать специальные методы его стимулирования, а значит способствовать расширению познавательных возможностей и актуализации внутренних психических ресурсов человека.
Конечным продуктом научного исследования является научное открытие. Научные открытия разнообразны по своему содержанию и характеру. В широком смысле слова открытием является всякий новый научный результат.
Новое научное достижение обычно связано с образованием принципиально новых представлений и идей, не являющихся простым логическим следствием из известных научных положений. Когда ученые пытаются рассказать о своём творческом процессе, они нередко ссылаются на то, что это произошло вследствие догадки, озарения, некого прозрения, чувственного переживания проблемы. Интуиция - вот что, по всей вероятности, играет самую
существенную, решающую роль в создании новых научных представлений и выдвижении новых идей. Интуиции называют по-разному:
1) это и высший, даже - сверхъестественный дар, который способен пролить свет истины на сокровенные тайны существования, недоступные ни чувствам, блуждающим по поверхности вещей, ни рассудку, скованному дисциплинарным уставом логики.
2) это и удивительная сила, которая легко и просто переносит нас через пропасть, развернувшуюся между условием задачи и ее решением.
3) это и счастливая способность мгновенно найти нужный ориентир поиска решения задачи, который лишь задним числом, в поту и муках будет обоснован рассуждением и опытом.
Но при всех вышеуказанных положительных качествах это также и ненадежный, несистематизированный путь, который может завести в тупик, бесплодная надежда ленивых людей, не желающих доводить свой мозг до изнеможения наряженными умственными усилиями.
Так может быть место интуиции или её специфического содержания следует искать в области двух познавательных процессов: при переходе от чувственных образов к понятиям и при переходе от понятий к чувственным образам. Эти два процесса являются качественно-особыми способами формирования чувственных образов и понятий.
Отличие их от всех прочих заключается в том, что они связаны с переходом из сферы чувственно-наглядного в сферу абстрактно-понятийного и наоборот. В ходе их развертывания могут быть найдены понятия, не выводимые логически из других понятий, и образы, не порождаемые другими образами по законам чувственной ассоциации.
Процессам перехода от чувственных образов к понятиям и, наоборот, действительно присущи те качества, которые чаще всего считаются обязательными признаками интуиции непосредственность получаемого о знания и не вполне осознаваемый характер механизма его возникновения.
Человеческая мыслительная деятельность имеет «двухплоскостной характер», обусловленный наличием двух языков, в которых кодируется циркулирующая в мышлении информация (язык «предметных гештальтов» и «символически-операторный» язык) [9]. Если в процессах чувственно-ассоциативного, образного мышления движение мысли идет в плоскости наглядных образов, а в ходе дискурсивных, логических рассуждений - в плоскости абстрактных понятий, то интуиция представляет собою «прыжок» с одной из этих плоскостей на другую. Её можно сравнить с квантовым скачком (когда атом перескакивает с одной орбиты на другую). Переходы от чувственных образов к понятиям (это есть концептуальная интуиция) и от понятий к чувственным образам (эйдетическая, т.е. образная интуиция) различаются направлением этого скачка. Перескакивая с плоскости чувственно-наглядного в плоскость абстрактно-понятийного, наша мысль совершает как бы своеобразный «обходной маневр», она выходит в «третье измерение», чтобы преодолеть барьеры, преграждающие ей дорогу к новому знанию при движении в одной и той же плоскости. Этот «маневр» и позволяет получить такие результаты, какие нельзя достичь другими средствами (оставаясь все время в одной плоскости).
На основе элементарных форм концептуальной и эйдетической интуиции развертываются специфические механизмы интуитивного мышления, которые вовлекают во взаимодействие между собой образы и понятия из совершенно, казалось бы, далеких друг от друга предметных областей. При взаимодействии эти образы и понятия видоизменяются и перестраиваются, что ведет к возникновению принципиально новых представлений и идей.
Разумеется, реконструкция мыслительных процессов, которые приводят ученого к открытию, наталкивается на большие трудности. Однако на основе гносеологического анализа историко-научного материала, с учетом данных, накопившихся в психологических исследованиях, мы можем указать на некоторые механизмы интуитивного мышления, с помощью которых в сознании индивида формируются новые представления и идеи.
Логика составляет основу экспериментальных исследований точно так же, как грамматика составляет основу языка. Однако мы должны научиться пользоваться математико-статистическими методами интуитивно, т. е. неосознанно, так как у нас нет времени для того, чтобы на каждом шагу осознано применять законы логики.
Та интуитивная логика, которой пользуется каждый ученый-экспериментатор в своих исследованиях, - это специфическая смесь жесткой формальной логики и психологических приёмов мышления. Она формальна в том смысле, что она абстрагирует формы мышления от их содержания, с тем, чтобы установить абстрактные критерии не противоречия. А так как эти абстракции могут быть представлены символами и знаками, то логика может быть также названа символической (математика). Но в то же время эта логика честно и откровенно признает, что ее понятийные элементы, ее абстракции в отличие от математики или теоретической физики являются в силу необходимости вариабельными и относительными.
107
Следовательно, строгие законы мышления к ней применить нельзя. Таким образом, в размышлениях о природе мышления нам следует также отвести существенную роль интуиции. Вот почему в нашей системе мышления психология должна интегрироваться наряду с логикой.
Интуиция играет замыкающую, связующую роль и раскрытие из подсознания такой вспышки в виде осознанного недостающего, связующего звена является наиболее плодотворным научным достижением, которое составляет основу фундаментальных исследований.
Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что интуиция - это качественный скачок, который происходит в результате того, что некоторый, предшествующий ему, количественный объем логического мышления переходит на качественно-новый уровень интуитивного озарения. Просто не из ничего новые идеи не приходят, рождению новой идеи предшествует долгая работа ума. Здесь также необходимо сказать о том, что фундаментальное открытие не может совершиться без процесса взаимодействия чувственного и логического познания, осуществляемое действием интуиции. Интуитивное озарение наступает после умственного истощения, которое возникает вследствие долгого умственного труда, но стоит только отвлечься от проблемы и сменить обстановку, как неожиданно в сознании всплывают образы и мелькают мысли, объединив которые можно получить верный ответ. Но это не дает никакого основания, считать основным и тем более единственным способом получения нового научного знания. Интуиция -есть специфическая форма познания, определенным образом влияющая на использование учеными конкретных научных методов фундаментального исследования проблемы.
Фундаментальные теоретические открытия есть результат взаимодействия интуиции с методами и принципами конкретной науки. Раскрытие закономерностей, определяющих собой интуицию, - дело весьма трудоемкое, требующее сосредоточения усилий специалистов самых различных областей. В этом существует настоятельная необходимость.
Так как реальное ускорение научно-технического прогресса связано с качественным приращением в первую очередь фундаментальных, т.е. принципиально новых (и поэтому заранее не программируемых и не выводимых только формально-логическим путём), результатов.
В процессе интуитивного постижения происходит повышение функциональной активности всех анализаторов. Очень часто замысел, идея, интуитивно формируются тогда, когда внимание человека сосредоточено совершенно на другой деятельности.
Официально психологи выделяют 3 вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. Что же касается интуитивного мышления, то между современными учёными возникает спор, одни утверждают, что интуитивное мышление зародилось намного раньше, чем вышеуказанные виды мышления, но вследствие эволюции и психофизического развития человека, было замещено словесно-логическим мышлением. Другие же утверждают, что интуитивное мышление - это более совершенная форма мышления, и она ещё до конца не развита и практически не осознаётся индивидом.
И. Б. Лебедев и Ю. В. Чуманов высказывают предположение о том, что интуитивное мышление начало своё развитие, на первых этапах сознательной деятельности человека. Они обосновывают эту точку зрения тем, что первобытный человек был малоинформативен, в отличие от современного человека, мир для него существовал здесь и сейчас, и картина отражения мира строилась только та, которую он видел и чувствовал в том месте, где находился, он почти постоянно находился в ситуации неопределённости, опасность поджидала его практически на каждом шагу, а находить ориентиры поиска решения он мог только интуитивно, так как он не мог анализировать ситуацию, из-за того что у него практически не было предыдущего собственного опыта и опыта предшествующих поколений, но вследствие познавательной деятельности, накапливался опыт и расширялась информация об окружающем мире, так появился интеллект, который дополнил интуицию логикой [3].
Интуитивное мышление работает так: человек, не имея исходных данных, делает правильный выбор, вывод, причем выбирается правильный фактор, который совершенно не является очевидным. Интуитивное мышление тесно связано с чувствами человека, с его восприятием окружающего мира. Интуитивное мышление для человека образованного, т.е. целостного в своем знании, своем познании мира, эта форма мышления очень серьезно предсказывает ему предстоящее развитие событий, какие-либо правильные действия, шаги. Особенно тогда, когда информации для логического вывода не хватает - тогда интуитивное мышление становится очень полезным.
Механизм интуиции включается тогда, когда перестаёт работать логика, когда мозг не в состоянии быстро переработать тот огромный массив информации, который внезапно появился в его распоряжении. Именно в таких ситуациях начинает управлять нашим поведением интуиция, переводя его в автоматический режим. В основном мы воспринимаем это как прозрение, которое
108
якобы послано нам из глубины нашего подсознания. Обычно к интуиции начинают прислушиваться в критических ситуациях. И в этом есть свой резон. Дело в том, что в минуты опасности все чувства обостряются. И тогда человек различает малейший шорох, едва заметное движение, замечает даже самое незначительное изменение ситуации. То есть внутренним чувством и ощущениями, человек осознаёт, что произошли непредвиденные перемены, на которые следует соответствующим образом отреагировать. Увы, далеко не каждый готов прислушаться к внутреннему голосу, а даже нередко люди заставляют интуицию просто замолчать, так она вынуждает совершать то, что противоречит логике и здравому смыслу [8].
Хочется заострить внимание на том факте, что процессы, которые осмысливаются сознанием, составляют лишь крохотную часть нашей умственной деятельности. Учёные доказали что мозг, даже человека, который сидит в кресле ничего не делает и находится в состоянии покоя, каждую секунду получает около 11 миллионов сигналов от различных рецепторов тела. А ведь эксперименты показывают, что наше сознание может воспринимать одновременно около сорока сигналов. Весь остальной массив информации обрабатывается скрытно от нас. Вследствие этого возникает вопрос, как же мы оцениваем оставшиеся миллионы сигналов, если они не анализируются нашим сознанием?
Эксперименты показывают, что главную роль в этом процессе играет скрытая память головного мозга, объём которой поразительно велик. Здесь беспрерывно накапливаются новые сведения, происходит это даже тогда, когда наше сознание отключается. Вследствие этого можно сказать, что почти все поступающие сигналы анализируются на бессознательном уровне.
Именно в подсознании мозг не только накапливает информацию, но и анализирует её. При этом он выуживает из огромного объёма различных сведений наиболее важные и нужные для себя. В это же время наше подсознание молниеносно сравнивает увиденное с тем, что оно перед этим спрогнозировало. И как только появляется хоть какое-то отличие, сознание тотчас настораживается, а когда отличие возрастает, в действие вступает интуиция, сила которой заключается в многообразии сведений об окружающем мире, накопленных в нашем подсознании.
В интуитивном познании истины, принимают участие не только сознание, но и бессознательная сфера психического отражения реальности. Интуиция формируется при переходе от понятий к чувственным образам и наоборот. При интуитивном озарении происходит скачок от бессознательных сигналов психики к сознательным, это скачок аналогичен квантовому скачку атома с одной орбиты на другую при его изучении.
Литература
1. Грановская Р. М., Березная И. Я. Интуиция и искусственный интеллект. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. 350 с.
2. Гурова Л. Л. Соотношение осознаваемых и неосознаваемых ориентиров поиска в интуитивных решениях // Вопросы психологии. № 3, 1976. С. 25-27.
3. Лебедев И. Б., Чуманов Ю. В. Интуитивное мышление, как феномен человеческой психики // Человеческий капитал. № 8 (68), 2014. С. 67-70.
4. Лебедев И. Б. Психика. Сознание. Бессознательное: Монография. Московская академия МВД России, 2000. 96 с.
5. Пушкин В., Фетисов В. Интуиция и её экспериментальное изучение // Наука и жизнь, 1969. № 1. С. 54-57.
6. Симонов П. В. О двух разновидностях неосознаваемого психического: под и сверхсознании» // Психология сознания. Хрестоматия. СПб, 2011. С. 137.
7. См.: 100 великих тайн сознания / Авт.-сост. А. С. Бернацкий. М.: Вече, 2011. С. 254.
8. Черепанова И. Ю. Дом колдуньи: Язык творческого, бессознательного. М., 2006. С. 96.