Научная статья на тему 'Философский анализ социокультурных предпосылок права'

Философский анализ социокультурных предпосылок права Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
44
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
право / философия / культура / правосознание / категории права / наука / человек / правовая реальность / law / philosophy / culture / legal consciousness / categories of law / science / man / legal reality

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шубина М.М., Козаченко И.С.

В статье представлен краткий анализ культурологических основ правового феномена с применением различных подходов в его трактовки. Историческая периодизация взята за основу теоретического анализа социокультурных предпосылок права. В статье рассмотрены философско-правовые идеи первобытности, античного времени, средневековья, эпохи Возрождения, Нового времени, а также затронуты отдельные вопросы развития правовой мысли современной культуры с опорой на работы отечественных и зарубежных авторов. Также в работе уточняются отдельные аспекты и особенности философско-правовых исследований в свете трех основных направлений: буржуазного права, социалистического права и международного права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Philosophical analysis of socio-cultural prerequisites of law

Тhe article presents a brief analysis of the cultural foundations of the legal phenomenon using various approaches to its interpretation. Historical periodization is taken as the basis for the theoretical analysis of the socio-cultural prerequisites of law. The article examines the philosophical and legal ideas of primitiveness, antiquity, the Middle Ages, the Renaissance, the New Age, and also touches on certain issues of the development of legal thought of modern culture based on the works of domestic and foreign authors. The work also clarifies certain aspects and features of philosophical and legal research in the light of three main directions: bourgeois law, socialist law and international law.

Текст научной работы на тему «Философский анализ социокультурных предпосылок права»

Шубина М.М.

Доктор философских наук, профессор каф. Социально-гуманитарные дисциплины ФГБОУ ВПО Института сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ДГТУ в г. Шахты.

Козаченко И.С.

Аспирант, ФГБОУ ВПО Института сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ДГТУ в г. Шахты.

Философский анализ социокультурных предпосылок права*

Аннотация. В статье представлен краткий анализ культурологических основ правового феномена с применением различных подходов в его трактовки. Историческая периодизация взята за основу теоретического анализа социокультурных предпосылок права. В статье рассмотрены философско-правовые идеи первобытности, античного времени, средневековья, эпохи Возрождения, Нового времени, а также затронуты отдельные вопросы развития правовой мысли современной культуры с опорой на работы отечественных и зарубежных авторов. Также в работе уточняются отдельные аспекты и особенности философско-правовых исследований в свете трех основных направлений: буржуазного права, социалистического права и международного права.

Ключевые слова: право, философия, культура, правосознание, категории права, наука, человек, правовая реальность.

Shubina M.M.

Doctor of Philosophical Sciences, Professor of the Dept. Social and humanitarian disciplines FSBEIHPE of the Institute of the Service Sector and Entrepreneurship (branch) of the DSTU in the city of Shakhty.

Kozachenko IS.

Postgraduate student, FGBOU VPO of the Institute of Service and Entrepreneurship (branch) DSTU in the city of Shakhty.

Philosophical analysis of socio-cultural prerequisites of law

Abstract. The article presents a brief analysis of the cultural foundations of the legal phenomenon using various approaches to its interpretation. Historical periodization is taken as the basis for the theoretical analysis of the socio-cultural prerequisites of law. The article examines the philosophical and legal ideas of primitiveness, antiquity, the Middle Ages, the Renaissance, the New Age, and also touches on certain issues of the development of legal thought of modern culture based on the works of domestic and foreign authors. The work also clarifies certain aspects and features of philosophical and legal research in the light of three main directions: bourgeois law, socialist law and international law.

Key words: law, philosophy, culture, legal consciousness, categories of law, science, man, legal reality.

* © Шубина М.М., Козаченко И.С., 2022. философский анализ социокультурных предпосылок права

Рассматривая аксиологическую природу права, его перспективы, мы, так или иначе, сталкиваемся с необходимостью изучения культурологических основ правового феномена, как одного из наиболее актуальных для современной социокультурной ситуации. исследование права предполагает многоаспектный подход (исторический, социологический, философский, культурологический) к его определению. В этом контексте необходимо повести теоретический анализ социокультурных предпосылок права.

социокультурный подход к исследованию права предполагает рассмотрение данного явления с точки зрения категорий философии культуры, выявление и анализ культурных факторов, лежащих в основе процессов их формирования и функционирования. Данный подход имеет довольно широкий диапазон применения в юридической и философской науках.

Развитие философско-правовых идей по времени в основном соответствует истории человечества с разделением на традиционные периоды: первобытного права, права античных и древневосточных государств, канонического и феодального права средневековья, права эпохи Возрождения и права нового времени, буржуазного права, социалистического права и международного права.

В первобытном обществе философский анализ права не осуществлялся. существующий порядок обеспечивался старшинством вождей и духовных лиц, упорядоченной организацией жизни племени и союзов племен, естественными правилами совместного общежития первых людей при отсутствии у них индивидуальной собственности и развитых прав личности. В духовно-правовой сфере все это основывалось на

примитивной мифологии, языческой религии, обычаях. Материальные условия и основанные на них устоявшиеся отношения племенных и межплеменных взаимосвязей не требовали изучения существующих правил, какого-то обобщающего аналитического рассмотрения и понимания права.

Впервые познание сути права началось на Древнем Востоке и во времена античности. Первые произведения, посвященные праву, были написаны в Древнем Египте, Месопотамии, в Вавилонском царстве в ГУ-ГГ тыс. до н.э. однако, это не научно-философские тексты, а мифологические творения, в которых нашли отражение идеи божественного порядка на Земле, мысли о справедливости и конкретные нормы юридической ответственности за определенные проступки.

Первые философские мысли о сущности права, его смысле и предназначении относятся к эпохе Античности. В этот период появилась философия в ее классическом понимании. Родиной философии права, как и самой философии, является Древняя Греция. Анализ феномена права и его соотношение с социальной действительностью осуществлялся на научном уровне. Дальнейшие учения о праве разрабатывались юристами и философами Древнего Рима в республиканский (ГГ-Г вв. до н.э.), классический (Г-ГГГ вв.) и постклассический (ГГГ-VI вв.) периоды. Здесь исследования в правовой сфере складывались уже на основе работ римских и древнегреческих авторов, которые позволяли обобщать мысли о государстве, свободе, справедливости, собственности и других категориях права с необходимостью их воплощения в законодательных нормах того времени (римское право).

В античной философии сформи-

ровались основные направления понимания природы государства, были рассмотрены вопросы о сущности закона, правопорядка, правосознания. на содержание правосознания греков оказывало влияние развитие социальной реальности. Рабство все более усиливало социальные антагонизмы, что не могло не отразиться на правовом сознании современников. одной из центральных фигур античной философии права, как, впрочем, и мировой, является Платон. Его трактаты «Государство», «Политик», «Законы» определили фи-лософско-правовую мысль Античности и последующих столетий. Платон был приверженцем объективного идеализма, что оказало влияние на его политико-правовые воззрения.

Значительный вклад в развитие философии права Древней Греции внес Аристотель. В основе его рассуждений о праве находится понятие о справедливости, которую он понимает как середину между крайностями. В учении Аристотеля право и мораль находятся в сложных взаимоотношениях. Человек, действующий по праву (естественному и условному), является справедливым и моральным, в том числе и в юридическом смысле. но моральное и юридическое может совпадать только в случае, если речь идет о взаимоотношениях между равными.

В средневековую эпоху прогрессивное развитие философско-право-вых идей нашло отражение в странах Западной Европы на основе идей Античности и развивающейся христианской догматики. Фактически речь идет о каноническом праве, регулирующем многие правоотношения, образовании церковных институтов суда, органов «расследования» - инквизиции и др.

философско-правовая мысль эпохи средневековья внесла свою лепту в

сохранение традиций изучения и преподавания римского частного права. но вместе с тем ее представители, в лице своих духовных пастырей, попытались осуществить строгую цензуру этого права в духе своего понимания существующей сословно-феодальной иерархии и форм собственности. В средневековье праву, зависящему от человеческой воли (волеустановленно-му), противопоставляются неизменные установления божественного и естественного права.

Основные положения права и закона трактуются Аквинатом в контексте христианских представлений о месте и назначении человека в божественном миропорядке. освещая эти вопросы, он постоянно апеллирует к теологически модифицируемым положениям античных авторов о естественном праве и справедливости, учению Аристотеля о политике и о человеке как «политическом существе» и т. д.

фома Аквинский разработал в целом последовательный и глубокий христианско-теологический вариант юридического правопонимания. Его философско-правовые взгляды получили дальнейшее развитие в томистских и неотомистских концепциях естественного права[1, 59].

В VII в. в странах Востока ведущей религией становится ислам с его главным священным произведением Кораном и правовой ветвью - шариатом. несмотря на значительную развитость восточной экономики того времени, государственная идеология и, соответственно, философия, придерживались строгих исламских традиций, что не давало возможности вольно развивать философию без ее религиозной мусульманской составляющей.

Эпоха Возрождения и начало Нового времени отмечены расцветом

философско-правовой мысли. Исследовались вопросы развития новых форм государства, значения свободы, достоинства и прав человека. В свете данных идей право начало рассматриваться в его диалектическом развитии, с критикой отживающей средневековой схоластики и в целом с недоверием к прежним авторитетам. Начало развития экономики и частнопредпринимательской деятельности, покорение новых стран и континентов во времена Возрождения стало основой создания передовых правовых норм при активном развитии философии равенства и свободы с ее обращением к интересам личности [9, 33].

В эту эпоху возникает так называемое гуманистическое направление в юриспруденции, представители которого сосредоточивают внимание на изучении источников действующего (особенно римского) права, усилившийся процесс рецепции которого требовал согласования его положений с новыми условиями общественно-политической жизни и с нормами местного национального права. Постепенно начинают развиваться зачатки исторического понимания и толкования права. Современная наука о государстве и праве начинается с прославленного флорентийца Никколо Макиавелли, ставившего перед собой цель создать стабильное государство в условиях нестабильной общественно-политической ситуации того времени в Европе. В целом вклад Макиавелли в развитие философско-правовой теории состоит в том, что он:

- отверг схоластику, заменив ее рационализмом и реализмом;

- заложил основы философско-пра-вовой науки;

- продемонстрировал связь политики и форм государства с социальной

борьбой, ввел понятия «государство» и «республика» в современном значении;

- создал предпосылки для построения модели государства, основанной на материальном интересе человека [4, 37].

Философия права эпохи Возрождения сделала попытку «очистить» античную философию от схоластических деформаций, сделала более доступным ее истинное содержание, а также в соответствии с потребностями жизни - нового уровня общественного и научного развития - вышла за ее границы, подготовила почву для философии права Нового времени и эпохи Просвещения [6, 81].

с наступлением основного периода Нового времени философско-правовая мысль приобретает совершенно новые черты, главной из которых является свобода мысли при активной разработке новых идей о системе права в европейских государствах, построения республиканских форм правления в большинстве стран, о реальном юридическом равенстве и удовлетворении интересов и потребностей человека. Низвержение феодального строя в Англии (1649-1689), Великая французская революция (1789) и другие переломные события, рушившие феодально-сословные оковы жизни, оказали значительное влияние на понимание права, его роль в устройстве государства и равноправных отношений между людьми.

Под влиянием обозначенных выше факторов, а также философии рационализма Нового времени правовые учения сделали своим главным предметом разработку естественного права. Учение о естественном праве получает новую окраску. Во-первых, оно освободилось от богословских трактований. Во-вторых, естественное право в это время не смешивается с правом общенародным [2, с. 66].

В нем начинают усматривать совокупность тех идеальных норм, которые должны служить прообразом для всякого законодательства. Такое новое направление в правоведении оформилось в школу естественного права, которая доминировала в юриспруденции на протяжении ХУГГ-ХУГГГ вв. Родоначальником ее был голландский юрист, политик и дипломат Гуго Гро-ций (1583-1645).

Понятие права у Гроция имеет два значения. В первом значении право - это моральное качество, которое позволяет человеку иметь определенные вещи или совершать определенные поступки (право в субъективном смысле). Во втором значении понятие права тождественно понятию закона (право в объективном смысле). Гроций считал, что законы естественного права берут начало в самой природе разума, а потому такие же вечные, как и разум. По его учению, даже сам Бог не может изменить начал естественного права. Государство Гроций определял как вечное, полное и верховное общество, образованное для охраны человеческого права и для общей пользы.

неклассический период развития науки характерен для конца XIX - первой половины ХХ в. особенностями философско-правовых исследований в то время стали три основных направления: буржуазного права, социалистического права и международного права [5, 73].

Что касаемо буржуазного права речь идет о разных направлениях гносеологии права, изучаемых буржуазными философами и правоведами. исследования по философии права в XX в. проводились в основном юристами. Познавательный философско-право-вой процесс осуществляется на философской базе, с применением не

юридического, а философского категориально-понятийного аппарата.

Социалистическое право родилось в 1917 г. вместе с рождением Советской республики. После победы Советского Союза во Второй мировой войне социалистическое право получило развитие в странах социалистического лагеря, просуществовавших около 40 лет. С распадом Советского Союза в 1991 году большинство социалистических государств перешли на капиталистический путь развития, по которому сегодня идет и Россия. Говорить о познании сущности и смысла права в его философском предназначении по отношению к социалистическому праву с научной точки зрения некорректно. В Советском Союзе отсутствовал предмет философии права.

Третье направление познания права в XX в. - это международное право. В прошедшем веке, после Второй мировой войны, унесшей жизни десятков миллионов людей, международное правовое познание права вышло на новый уровень. Это проявилось во множестве международных правовых актов, касающихся практически всех отраслей права, выработка которых требовала философского осмысления роли права в развитии человечества и в межгосударственных отношениях [3, 101].

Современный этап развития науки характеризуется активным участием человека в конструировании правовой реальности, зависимостью познания права от прав, интересов и свобод человека. Социокультурный подход к исследованию права может использоваться, прежде всего, для анализа понятия «правовая культура». Под правовой культурой можно понимать созданные в процессе человеческой деятельности материальные и нематериальные ценности, имеющие отношение

к правовому регулированию. К ним можно отнести нормы права, тексты правовых актов, юридическая терминология, научные работы в области юриспруденции, правовые идеи, концепции и т.п.

Таким образом, теоретическое изучение современных вопросов развития права, применение положительного опыта, накопленного в прошлом в области постижения места, роли и назначения права требуют использования всей массы юридических знаний. Социокультурный подход, примененный в данном случае к философии права, дает возможность выполнить оценку мировоззренческих основ правовой жизни на концептуально-ценностном уровне с применением современных методологических и герменевтических приемов.

Исходные положения философских знаний, касающиеся исследования взаимодействия человека, права и государства, реализованы при теоретическом анализе вопросов прав человека в свете понимания свободы и ответственности. Особая роль принадлежит философскому пониманию правового государства и гражданского общества. Ключевое значение для современных исследований имеет проблема социального государства, которая может быть выражена посредством комплекса вопросов соотношения равенства, справедливости, общего блага.

References

[1] Aquinas F. On the rule of sovereigns // Political

structures of the era of feudalism in Western Europe of the VI-XVII centuries. - L.: Nauka, 1990. 310 p.

[2] Bachinin V.A., Chefranov V.A. History of philosophy of law. - Kharkov, 1998. 221 p.

[3] Jolls K.K. Philosophy and sociology of law. -Kyiv, 2000. 293 p.

[4] Kerimov D.A. Philosophical problems of law. -M.: 1972. 358 p.

[5] Kuznetsov E.V. Philosophy of law. - M.: 1989. 214 p.

[6] Losev A.F., Takho-Godi A.A. Plato. Aristotle. -M.: 1993. 510 p.

[7] Trubetskoy E.N. History of philosophy of law. Ancient Greece. Ancient Rome. Early Christianity. - M.: 2012. 481 p.

[8] Trubetskoy E.N. Political ideals of Plato and Ar-

istotle. - M.: 2011. 395 p.

[9] Philosophy of law / Ed. O.G. Danilian. - M.: Eksmo Publishing House, 2005. 322 p.

Список литературы

[1] Аквинский Ф.О правлении государей // Поли-

тические структуры эпохи феодализма в Западной Европе VI-XVII вв. - Л.: Наука, 1990. 310 с.

[2] Бачинин В.А., Чефранов В.А. История филосо-

фии права. - Харьков, 1998. 221 с.

[3] Жоль К.К. Философия и социология права. -

Киев, 2000. 293 с.

[4] Керимов Д.А. Философские проблемы права. - М.: 1972. 358 с.

[5] Кузнецов Э.В. Философия права. - М.: 1989. 214 с.

[6] Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. - М.: 1993. 510 с.

[7] Трубецкой Е.н. История философии права. Древняя Греция. Древний Рим. Раннее христианство. - М.: 2012. 481 с.

[8] Трубецкой Е.н. Политические идеалы Плато-

на и Аристотеля. - М.: 2011. 395 с.

[9] Философия права / Под ред. О.Г. Данильяна. -

М.: Изд-во Эксмо, 2005. 322 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.