УДК: 340.12
ББК: 67.0
Славова Н.А.
ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА: ПОНЯТИЕ, ВОЗНИКНОВЕНИЕ, РАЗВИТИЕ,
ФУНКЦИИ И СОДЕРЖАНИЕ
Slavova N.A.
LEGAL SCIENCE: MEANING, ORIGIN, DEVELOPMENT, ACTIVITIES
AND SUBJECT MATTER
Ключевые слова: юридическая наука, наука, функции науки, содержание юридической науки, система знаний, юрист, античность, средневековье, новое время.
Keywords: legal science, science, science activities, legal science activities, man of law, Antiquity, medieval period, modern age.
Аннотация: идентификация Российской Федерации как правового государства и ее интеграция в мировое правовое пространство возможны при условии признания, отстаивания и защиты национальных интересов, рецепции универсальных ценностей на основе сохранения и развития национального своеобразия, что, в свою очередь, побуждает к поискам правильных форм и методов осмысления процессов в праве.
Анализ юридической науки с точки зрения ее развития, функции и содержания (в том числе, изучение теоретического наследия прошлого) является одной из важных позиций и помогает выяснить, объяснить идеалистическую интерпретацию философского, правового развития юридической науки, а также критически переосмыслить ее сущность из разных правовых позиций. Это позволит провести параллель между современной правовой мыслью и юридическими взглядами прошлого.
Обращаясь к анализу взглядов представителей философско-правового наследия, которые исследовали и совершенствовали юриспруденцию и одновременно юридическую науку в целом, нужно подчеркнуть ее большое значение и влияние на развитие современных юридических наук, таких как теория государства и права, сравнительное правоведение, социология права и всех отраслей права в целом.
Цель данного исследования заключается в изучении эволюции, выявлении характерных черт юридической науки, а также определении ее ценности и значимости через содержание и функции.
Методологической основой исследования является интерпретация юридической науки в социально-правовом, историческом контексте, который синтезирует связь правовой науки с другими формами знания и практикой.
Сформулированные положения, предложения, рекомендации и выводы в статье составляют научно-теоретический и практический интерес, а также могут быть важными для дальнейших научных исследований сущности, места и роли юридической науки. Работа направлена на развитие юридической науки, углубления знаний по теории государства и права, а также других отраслей права.
Abstract: the Russian Federation identity as a legal state and its integration to the world legal framework are on the cards providing acceptance, advocacy and protection of the national interests, adoption of universal values on the ground of the national singularity saving and development.
Whereas it encourages to search for the right forms and methods of understanding the matter of law.
Legal science analysis in the context of its development, activities and subject matter (which includes the study of the theoretical holdover) is one of the main platform and helps to make clear, to explain ideological interpretation of the philosophical, legal development of the legal science as
well as to give the new meaning of its subject matter from different legal propositions.
It helps to draw a parallel between modern legal thoughts and legalistic views of the backgrounds.
Turn to philosopho-legal heritage views, which have been researching and improving the world of law and at this time the legal science ,in total, we have note its strong sense and influence on the modern legal science development such as the theory of state and law, comparative law, sociology of law and the branches of law totally.
The aim of this research consists of the study of evolution, finding the legal science features as well as definition of its values and importance through the subject matter and activities.
Methodological foundation of research is the legal science interpretation in socio-legal and historical context, which synthesizes the connection of the legal science with the other forms of knowledge and practical aspects.
Provisions, offers, recommendations and conclusion which are defined in the article draw scientific -theoretical and practical concern as well as they can be important for the further scientific researches of the subject matter, place and role of the legal science.
This work is directed to the legal science development, broaden knowledge of the theory of state and law as well as the other branches of law.
Современное общество не может существовать без науки. В ходе экономического, политического, экологического, кризиса наука выступает главным инструментом в решении важных проблем. Кроме того, экономическое, социальное состояние государства, в частности общества, напрямую зависит от юридической науки, поскольку успех инновационного развития, финансовой стабильности и т.д. невозможен без научных исследований в области юриспруденции. Сегодня наука должна учитывать и своевременно реагировать на вопросы, которые актуальны в различных сферах человеческой жизни.
Поэтому в ходе исторического развития наука превращается в производительную силу общества и важнейший социальный институт, то есть выступает как одна из форм общественного сознания и включает в себя взаимосвязь между учеными, научными учреждениями, органами власти, а также определяет аксиологические аспекты науки.
Понятие «наука» включает в себя как деятельность по получению новых знаний, так и результат этой деятельности - «сумму» полученных научных знаний, которые в совокупности создают научную картину мира.
Итак, наука - это система знаний об объективных законах действительности, деятельность по получению, выработки, систематизации новых, достоверных знаний
(о природе, обществе, мышлении, использовании технических средств в деятельности человека) с целью получения научного результата на основе определенных принципов и методов.
Развитие науки в целом, а также повышение ее роли в общественной жизни способствовало зарождению юридической науки как самостоятельной области науковедения. Юридическая наука - это система знаний об общих закономерностях возникновения, развития и функционирования права, государства и иных государственно-правовых явлений.
Историческое развитие юридической науки связано с возникновением и развитием права. Первые фундаментальные труды о государстве и праве изложенные философами Древней Греции, которые позже стали основной для развития правовой мысли (Аристотель «Политика», «Этика»; Платон «Законы», «Государство» и тд.).
Античные мыслители обращались к сравнительному изучению законов, которые установили в полисах первые законодатели (Солон и Ликург). Также в научных трудах была разработана классификация форм государства (демократия, монархия, аристократия), вошедшая в понятийный аппарат современной юридической науки.
Заслуживают внимания взгляды Сократа, который различал природное право (природный закон) и позитивное законодательство; Платон пытался отстаивать пози-
цию относительно справедливых, разумных законов, которые являются основой политического правления и государственной жизни; Аристотель уделял внимание социальным и естественным основаниям морали и права, основной акцент в своих исследованиях делался на разработке социальной обусловленности права политическими и этическими отношениями. В связи с тем, что юриспруденция относится к числу лингвоинтенсивных специальностей, античные мыслители обращали внимание на юридическую риторику. Платон подчеркивал, что публичное выступление должно быть логичным, четко отображать предмет выступления. Автором первой монографии посвященной риторики как науки был Аристотель, он выделял судебную риторику, где присутствовала техническая (рассуждения, мышления) и нетехническая (договоры, законы) риторика.
В целом в античности можно отметить процесс постепенной десакрализации и рационализации мифа. Наряду с древнейшим «сакральным» правом посвященного жречества в античном мире начинает формироваться и «профанное» право публично-властных институтов, то есть происходил процесс секуляризации правотворчества и правоприменения, в результате чего появляется светское обычное право1, что является мощным "толчком" для развития юридической науки. Также следует отметить и аксиологический аспект, присущий философским взглядам Сократа, Платона, Аристотеля, который стал фундаментом для дальнейшего правовой мысли через призму человеческих ценностей. В своих трудах древнегреческие мыслители вели поиски специфических гносеологических, этических и эстетических особенностей понятий, сохраняя их изначальную ценностную связь, что является немаловажным для построения правильных взглядов и ориентиров в области правопорядка (Аристотель анализирует и уточняет понятия ценностей, отделяет ценность (благо) от сущности (единое), выявляя в последней качествен-
1 Галкин И.В. Методологические особенности античной юриспруденции / И.В. Галкин // Lex Russia. -2017. - № 8. - С. 195.
ную и количественную стороны)2.
Большое внимание уделяется значению отдельного человека, ценностям справедливости и общего блага (человек, гражданин как «существо политическое» является главным действующим лицом полисной жизни, поскольку он участвует в суде, управлении, создании законов)3.
На сегодня правовые концепции античности получают дальнейшее развитие и решают актуальные практические и теоретические политико-правовые вопросы, а также являются ориентиром в развитии современной юридической науки.
Значительный вклад в развитие юридической науки внесли юристы Древнего Рима, которые определили правовые понятия и конструкции4. Кроме того, римские юристы составляли юридические документы, одни из которых использовались для обучения, другие - для практического применения. Большое значение для развития юридической науки была кодификация Юстиниана, которая отличалась от предыдущих кодификаций более высокой творческой силой. В ней обнаруживается не только более широкая основа источников и более обильное их использование, но и гораздо более тщательная обработка избранных текстов.
Важным и объемным по своему содержанию кодификации являются Дигесты Юстиниана (состоят из 50 книг, содержат около 2000 работ 39 юристов), которые стали основой для обучения юристов.
Необходимо обратить внимание, что юридический язык юристов Древнего Рима стал классическим образцом для правоведов, кроме того многовековая юридическая практика многих стран мира использует правовые институты (права собственности, договорных отношений, наследования), раз-
2 Невмержицкая Е.Н. Эстетическая философия ценности. История возникновения. Эпоха античности. / Е.Н. Невмержицкая // Инновация в науке [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_29935174_534052 82.pdf
3 Бризгалов 1.В. Юридична деонтолопя / 1.В. Бри-згалов - К.: МАУП, 2003. - С. 137 .
4 Римское частное право. Под ред. И.Б. Новицкого, И.С. Перетерского. - М.: ИД «Юриспруденция», 2007. - С. 139.
работаны римскими юристами. Также римскими юристами был обоснован существенный аспект равенства, как всеобщность и единство требований закона. Поэтому современная юридическая наука не была бы на столько совершенной без научного наследства древних юристов Рима.
Развитие юридической науки не могло обойти и Средневековье. Культура средневековья возникла примерно как синтез трех культур - христианской, античной и варварской. Церковь играла господствующую роль в идеологии средневекового общества, поэтому юриспруденция обретает в этот период статус прикладной отрасли теологии, соответственно, юридический дискурс сплетается с богословским. Кроме того, факторами развития юридической мысли в Средневековье был рост производительных сил, развитие ремесла и торговли, усложнение социальных связей, развитие городов. Именно они стимулировали постепенное расширение, углубление и специализацию знаний о праве и государстве, переход от богословского сакрального понимания права к научно-рациональному.
Необходимо обратить, что правовая мысль эпохи Средневековья сохранила традицию изучения и преподавания римского частного права. В целом ряде юридических школ, возникших в X-XI вв. в Риме, Павии, Равенне и других городах, нормам, принципам и положениям римского права стали придавать универсальное значение. Особую роль в зарождении и развитии науки служит Болонский университет, который был основан в конце XI века. Университет стал центром развития науки в средневековой Европе. Его особенностью было то, что он являлся юридическим учебным заведением, главными предметами преподавания которого были римское и каноническое право, риторика. Также преподавали в университете медицину, но слушатели считались все-таки именно будущие юристы. Второй особенностью было то, что в университете объединение студентов самостоятельно выбирало руководителей (ректорат, совет управления), которым подчинялись профессора. Также студенты назначали профессоров на определённое время и оплачивали им преподавательскую деятельность. Таким обра-
зом, профессора были в полной зависимости от своих студентов и стремились приобрести авторитет своими педагогическими талантами и личными качествами.
Достижение Болонского университета в развитии юридической науки также можно найти в следующем. Во-первых, заложенный профессорами Болонского университета принцип строгого соблюдения содержания и сущности первоисточников способствовал формированию правовой культуры и высокой техники будущих специалистов. Во-вторых, Болонский университет стал первым образовательно-научным центром средневековой Европы, выпускники которого теоретические и практические знания распространяли по всей средневековой Европе. По свидетельствам современников, к началу XIII в. в Болонье обучалось до 10 тысяч человек со всей Европы. У знаменитого профессора Ацо собралось так много слушателей, что он стал читать лекции на городской площади, куда стекались представители почти всех европейских языков, не случайно именно в Болонье появились так называемые землячества. В-третьих, просветительская деятельность Болонского университета положительно повлияла на формирование правового сознания. Часто даже правители средневековых государств в ХП-ХШ вв. с помощью своих консультантов, которые были, как правило, выпускниками Болонского университета, пытались обосновать свою неограниченную власть. Кроме того, Болонский университет стал известным центром развития образования и науки, что способствовало созданию объективных условий дальнейшего развития университетов Франции, Германии и других государств1, также, с итальянским университетом связано появление знаменитой болонской юридической школы глоссаторов, которая сыграла огромную роль в рецепции римского права, то есть превращении его в основу законодательства всех европейских народов.
1 Нестеренко Л.О. Полггична icropiH середньовiч-чя в сучасних дослщженнях / Л.О. Нестеренко // На-yKOBi пращ вторичного факультету 3anopi3bKoro державного ушверситету. - 2000. - Вип. XI [Елект-ронний ресурс]. - Режим доступа: http:// sites.znu.edu.ua/.../11/nesterenko.pdf.
Стоит отметить, что основным двигателем развития юридической науки в Средние века является подъем экономической составляющей стран. Как отмечают П.В. Сорокун и В.Л. Дудак в период средневековья происходит рост торговых отношений, развитие ремесла и производства, науки, развитие городов, благодаря этому происходит расширение знаний о праве, что в последствии обеспечивает переход от религиозного понимания права к научному, рациональному. Развитие торговых отношений, производства, рост частной собственности, усложнение отношений внутри общества привнесли необходимость правового регулирования данных отношений. Происходит возврат общества к римскому праву и впервые формируется сословие юристов: 1) глоссаторы, роль данного сословия заключалась в определении сущности права и отделения права от обычаев и феодальных законов средневековья, 2) ко-нонисты - декретисты, которые изучали нормы, созданные церковью для регулирования общественной жизни, 3) практики -это знатоки права, которые в силу своих обязанностей постоянно сталкивались с действовавшими нормами права1.
Необходимо обратить внимание, что на философско-методологической основе теоретических построений в средневековье происходит (1) формирование публичной власти, выявление элементов, из которых она состоит, ритуалов и символики власти, (2) территориальное становление государства, определение понятия «государственная граница» (в этот круг вопросов входит и развитие правовых институтов, частной собственности и ее понимание)2.
Таким образом, в общетеоретическом плане средневековые юристы внесли значительный вклад в процесс развития юриспруденции как с позиций юснатурализма, так и под углом зрения позитивного права, разработки его догмы (принципов и приемов юридико-догматического анализа и
1 Дудак В.Л., Сорокун П.В. Юридическая наука в средние века / В.Л. Дудак, П.В. Сорокун // Научно-образовательный потенциал молодежи в решении актуальных проблем XXI века. - 2017. - № 6. - С. 337.
2 Нерсесянц В.С. Философия права Гегеля / В.С. Нерсесянц. - М.: Юристъ, 1998.- С. 211-213.
толкования права). Они значительно обогатили понятийный и познавательный аппарат юридической науки, углубили и развили основы философского подхода к праву, подготовили теоретическую почву для юриспруденции и философии права Нового времени.
Следующий этап развития юридической науки - Возрождение. В эпоху Возрождения происходят довольно значительные изменения в культуре. Именно в это время христианство перестает быть господствующей идеологией, в науке развивается свобода мысли, взглядов, убеждений; меняется экономика, государственность, образование (главной особенностью этого периода является антропоцентризм права). Например, в это время происходило формирование института юридической ответственности романо-германского права, свободы человека, где свобода рассматривается как центральный элемент, имманентное условие достоинства человека и т. д. Одним из выдающихся теоретиков эпохи Возрождения был итальянец Никколо Макиавелли, его работы «Государь», «Суждение о первой декаде Тита Ливия» отражали новую политико-правовую идеологию, которая была свободна от теологии. Вклад философа в развитие юридической науки состоит в том, что он показал связь политики и форм государства с социальной борьбой, ввел понятие «республика», «государство» в современном значении, для обозначения чисто светского общественного порядка. Английский юрист Томас Мор продолжая мысли Платона об идеальном государстве, поднимает вопросы о законотворчестве (простота изложения закона является самым важным элементом в правотворчестве), наказании (протестуя против применения смертной казни).
Настоящего рассвета юридическая наука достигла в Новое время и эпоху Просвещения. Именно тогда окончательно сформировалась теория естественного права, произошло разграничение права и морали, понятий политической и гражданской свободы. В тот период Гуго Гроций рассматривая историю правоведения, считал, что юриспруденция может быть наукой только тогда, когда признает участие природы в создании права. Он писал: «Многие
до этого времени пытались дать этой области научную форму, но никто не смог этого сделать, и, по правде говоря, это и невозможно было осуществить иначе, как отделив то, что возникло в результате установления, от того, что возникает из самой при-роды»1. Знаменитый трактат Г. Гроция «О праве войны и мира» стал основой для развития международного права, философ акцентировал внимание, что во время войны закон «не заглушается грохотом оружия», а естественное право сохраняет свое действие.
Следует отметить в этом периоде правовую доктрину Дж. Локка о соотношении «закона природы» и «закона, установленного в государстве», которая была одним из атрибутов Просвещения и сыграла решающую роль в развитии права стран Запада. Кроме того, теоретическая разработка проблемы разделения властей восходит к Дж. Локку, он различал законодательную, исполнительную (входила судебная) и федеративную.
В контексте развития юридической науки Нового времени следует отметить научную работу Ш. Монтескье «О духе законов», в которой особое значение философ-юрист уделял регулированию взаимоотношений между государственной властью и народом посредством законов. Кроме того, он является автором теории разделения государственной власти, которая признана практически всем миром, а именно - законодательная, исполнительная, судебная. Между тем, он уделяет внимание вопросам создания законов. Французский мыслитель подготовил ценные рекомендации по технике написания законов: как избежать в них неточностей, архаизмов, многословия, неопределенности и т.д.
Историческое наследие предоставила мощный, научный «плацдарм» для развития юридической науки в России.
Например, в первые годы правления Екатерины II в Российской империи продолжается усиление развития юридической науки и мысли в контексте уголовно-правовой политики в сфере ответственно-
1 TapaOTMiB Т.З. Вчення про природу людини у контекст правового тзнання / Т.З. TapaCTMiB // Право i безпека. - 2011. - №. 2 (39). - 4 с.
сти. Так, в приказе Екатерины II Комиссии о составлении проекта нового Уложения от 1767 г. (далее - Приказ 1767 г.) были отражены концептуальные положения по развитию уголовного законодательства в «духе» эпохи Просвещения. В нем нашлось место, например, вопросу соучастия в преступлении. Екатерина II отмечала, что «законы, наказующие с большею жестокостию исполнителей преступления, нежели простых только сообщников, воспрепятствуют, чтоб опасность могла быть равно на всех разделена, и причинять, что будет труднее сыскать человека, который бы захотел взять на себя совершить умышленное злодеяние, понеже опасность, которой он себя подвергнет, будет больше в рассуждении наказания, за то ему положенного неравного с прочими сообщниками»2. По мнению Екатерины II, такой своеобразный подход к учету степени участия каждого из преступников в совершении преступления должен уменьшить возможность «сообщникам злодеяния достичь согласия».
А.А. Васильев и С.В. Землюков отмечают, что юридическая наука в Российской Федерации в XVIII- XIX вв. олицетворяла эпоху Средневековья и это подтверждается следующими фактами. 1) в университете особое внимание уделялось изучению римского права3 (кроме того, термин «римское право» входило в состав названий 2-х разрядов наук: «Права римского» (1819 г.) и «Римского права» (1869, 1871, 1891 гг.); «Право римское» как класс науки действовал с 1819 по 1837 год. Затем был выведен из всех последующих Положений о производстве в учёные степени (1837, 1844, 1864 гг.), а в 1869 г. Дерптский университет получил право возводить в степени магистра и доктора по разряду наук «Римское право», позже - в 1891 г. распоряжением министра народного просвещения право возводить в учёные степени по римскому праву было предоставлено всем университетам Россий-
2 Указ Екатерины II Комиссии о составлении проекта нового Уложения. 1767 г. // Сайт: «Российский общеобразовательный портал». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://historydoc.edu.ru/ catalog.
3 Васильев А.А., Землюков С.В. Развитие юридической науки в России В XIX в. / А.А. Васильев, С.В. Землюков // Правовая мысль в образовании, науке и практике. - 2017. - № 1 (5). - 13 с.
ской Империи1; 2) наука и образование носили отвлеченный, сугубо теоретический характер в ущерб более глубокому историческому и практическому изучению российского права; 3) развитие автономии, «духа свободной воли» как условия для самостоятельного юридического знания и независимой корпорации юристов и ученых.2
Следует отметить, что в начале XIX в. уделялось должное внимание развитию юридической науки через внедрение юридических образовательных стандартов в учебные заведения. Так, 24 января (5 февраля) 1803 г. Александр I утвердил указ «Об устройстве училищ», определивший основы новой образовательной системы. Согласно данному указу вся территория России была поделена на 6 учебных округов с университетами (Московского, Санкт-Петербургского, Казанского, Харьковского, Виленского и Дерптского). Один из пунктов данного нормативно-правового акта определял, что по истечении 5 лет после издания (подписания) Указа «никто не будет определён к гражданской должности, требующей юридических и других познаний, не окончив учения в общественном или государственном училище»3.
Кроме создания высшего юридического (университетского) образования также планировалось развитие и системы юридического образования другого уровня. Так, преподавание и изучение юриспруденции (права) предусматривалось в учебных заведениях специального вида - лицеях или училищах
4
высших наук .
Следует также обратить внимание, что юридическое наследие, а точнее римская кодификация законодательства послужила основой в разработке Сводов законов Россий-
1 Кононова С.В., Якушев А.Н. Развитие разрядов наук на юридических факультетах университетов Российской Империи / С.В. Кононова, А.Н. Якушев // Гуманизация образования. - 2010. - № 3. - 13 с.
2 Васильев А.А., Землюков С.В. Развитие юридической науки в России В XIX в. / А.А. Васильев, С.В. Землюков // Правовая мысль в образовании, науке и практике. - 2017. - № 1 (5). - 13 с.
3 Императором Александром I были утверждены указы об устройстве училищ и об учреждении учебных округов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https ://www.prlib.ru/history/619008
4 Ковалев В.В. Развитие юридической науки в Рос-
сии в период XIX - начала XX веков / В.В. Ковалев // Бюллетень науки и практики. - 2016. - № 2. - 97 с.
ской империи. В своем монографическом исследовании М.А. Кожевина отмечает, что Сводов законов Российской империи получил серьезное историческо-юридическое обоснование, а Полное собрание законов Российской империи стало своеобразным памятником истории русского права и развитием юридической мысли и науки в целом.
План разработки и составления Свода законов отражал не только специфику российского законотворчества, но и учитывал высокий европейский исторический опыт. Например, М. М. Сперанский отмечал, что правила английского правоведа Фрэнсиса Бэкона были для него руководством.
Из его основных правил юридической (законодательной) техники он выделял следующие:
- исключение из свода всех законов, нормативно-правовых актов, которые "вышли из употребления";
- исключения всех повторений;
- сохранения "слова" важности закона;
- если законы многословные и обширные, они должны быть сокращены;
- исключить противоречащие законы/правовые нормы5.
Также следует отметить, что формирование юридического образования и науки во второй половине XVIII в. - начале XIX в. было с привлечением к преподаванию юридических дисциплин юристов-иностранцев. В связи с чем привело к транслированию в России наработок европейской юриспруденции, в том числе в сфере регулирования международно-правовых отношений, что способствовало развитию международного права как дисциплины, так и науки. На это наслаивались и практические потребности в развитии и упорядочении национального законодательства, что также на уровне практического правоведения
ставило вопросы, связанные с разграничением
6
национального и международного права .
На сегодняшний день современная
5 Кожевина М.А. Становление и развитие отечественной юридической науки в XVШ-XIX вв.: монография. - Омск: Омская академия МВД России, 2013. - С. 91-92.
6 Кодан С.В. Изучения взаимодействия национального и международного права в Российской империи в контексте развития отечественной историко-юридической науки / С.В. Кодан // Российский юридический журнал. - 2014. - № 1 (94).- 183-184.
юридическая наука дисциплинарно организована (состоит из различных сфер знаний, которые взаимодействуют и одновременно имеют относительную самостоятельность). Она прежде всего характеризуется возникновением большого количества новых отраслей научного знания, что составляет систему юридических наук (историко-теоретические науки, отраслевые науки, прикладные науки, международно-правовые науки).
Роль и место юридической науки в обществе, других науках наиболее полно раскрываются через функции и содержание науки.
Функции юридической науки - совокупность основных направлений исследований (теоретических и практических), которые направлены на изучение юридических знаний, а также признание или опровержение новых идей в сфере государства, права и государственно-правовых явлений. Основные функции юридической науки: констатирующая, интерпретационная, прогностическая, эвристическая, методологическая, политическая, практическая, идеологическая, воспитательная.
Констатирующая функция - познание, обнаружение, фиксация государственно-правовых явлений на основе изучения теории, практики, а также других отраслей знания. Она выступает в форме сообщения и информации.
Интерпретационная функция - объяснение и изучение сущности государственно-правовых явлений, благодаря чему происходит поиск, идентификация, категоризация существенных признаков государства и права.
Прогностическая функция - прогнозирование, обоснование перспектив по развитию, функционированию государственно-правовых явлений. С помощью такой функции предлагаются определенные «сценарии» дальнейшего развития правового государства, общества, рыночной экономики, производства с учетом социальных, политических, правовых, экономических закономерностей и явлений. Эту функцию можно рассматривать в объективном и субъективном смыслах. В первом случае - это идеи, концепции развития юридической науки в целом (то есть на основании исторического
опыта и с учетом существующих реалий можно представить прогнозы становления, динамики науки). Субъективный уровень прогностической функции заключается в высказывании отдельных ученых юристов (индивидуальный подход).
Эвристическая функция - открытие и исследование новых государственно-правовых явлений. Данная функция способствует росту научных исследований, знаний, созданию гипотез, теорий в области права и государства.
Методологическая функция - изучение правовой действительности, также позволяет определить направления, способы, ориентиры исследования в области юриспруденции. Кроме этого, методологическая функция включает в себя правила, положения и рекомендации для практической деятельности, например в области правотворчества, которые формируются на основании оценивания эффективности регулирования общественных отношений, что позволяет "увидеть" недостатки и устранить пробелы в правовом регулировании.
Политическая функция - формирование научной базы (концепций, научных взглядов) для государственно-правовой политики. Научные исследования в области юриспруденции влияют на развитие демократического общества, становления его правовых институтов, в том числе политических партий, а также определяют место и роль человека в политической жизни государства.
Практическая функция - формулирование научных рекомендаций, положений, решение отдельных вопросов правового характера. Также практичность юридической науки заключается в том, что каждый человек (независимо от образования, направления деятельности), юридическое лицо, общественная организация и другие руководствуются определенными нормативно-правовыми актами, юридическими понятиями, идеями, принципами.
Идеологическая функция - разработка идей о праве, государстве, государственно-правовых явлениях. Благодаря этой функции создается первооснова взглядов, правовых идей, которые «трансформируются» в правовые нормы, понятия, концепции. Иде-
ология является одним из основных измерений единства и национальной идентичности, являясь теоретической формой обоснования и легитимизации национальных интересов и ценностей, идеология с точки зрения функциональной роли в социуме является общественным интегратором и координатором в контексте центрального ориентира сознания отдельных социальных групп. В связи с этим, указанная функция является самостоятельным элементом функций юридической науки, поскольку направлена на установление "своеобразных границ" и реализацию общих правил, в которых формируются идеологические отношения, что, в свою очередь, помогает юридической науке наиболее эффективно реализовывать свои основные задачи.
Воспитательная функция - формирование нравственной, политической, правовой культуры и сознания, поскольку юридическая наука является феноменом культуры и воспитания, эта функция влияет на повышение общего уровня культуры, усиление роли судебной власти, укрепление правоохранительной системы и т.д.
Что касается содержания юридической
науки, то оно охватывает совокупность составляющих, которые обеспечивают систему научных знаний, умений, навыков. В современное содержание юридической науки входят: практическая, теоретическая, методологическая основы.
Так, практическая основа - это организационно-практическая деятельность и накопленный опыт в правовой сфере. Например, предложения, основанные на практическом опыте по расследованию отдельных видов преступлений.
Теоретическая основа - научно-теоретическая база, концептуальная система знаний, которая отражает соответствующую отрасль действительности. Структура теоретической основы состоит из терминов, категорий, дефиниций. Например, юридические категории - юридическая ответственность, исковое заявление.
Методологическая основа - способы организации познавательного процесса с помощью определенных принципов, приемов, методов и средств. Например, исторический метод - изучение истории развития науки хозяйственного права.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Бризгалов, 1.В. Юридична деонтолопя / 1.В. Бризгалов - К.: МАУП, 2003. - 48 с.
2. Галкин, И.В. Методологические особенности античной юриспруденции / И.В. Галкин // Lex Russia. - 2017. - № 8. - С. 189-206.
3. Гарасимiв, Т.З. Вчення про природу людини у контекст правового тзнання / Т.З. Гарасимiв // Право i безпека. - 2011. - №. 2 (39). - С. 3 - 7.
4. Невмержицкая, Е.Н. Эстетическая философия ценности. История возникновения. Эпоха античности / Е.Н. Невмержицкая // Инновация в науке [Электронний ресурс]. - Режим доступа:https://elibrary.ru/download/elibrary_29935174_53405282.pdf
5. Нерсесянц, В.С. Философия права Гегеля / В.С. Нерсесянц. - М.: Юристъ, 1998. - 352 с.
6. Нестеренко, Л.О. Пол^ична iсторiя середньовiччя в сучасних дослщженнях / Л.О. Нестеренко // Науковi пращ юторичного факультету Запорiзького державного ушверси-тету. - 2000. - Вип. XI [Електронний ресурс]. - Режим доступа: http.'//sites.znu.edu.ua/.../11/ nesterenko.pdf.
7. Римское частное право / под ред. И.Б. Новицкого, И.С. Перетерского. - М.: Юриспруденция, 2007. - 464 с.
8. Васильев, А.А., Землюков, С.В. Развитие юридической науки в России В XIX в. / А.А. Васильев, С.В. Землюков // Правовая мысль в образовании, науке и практике. - 2017. -№ 1 (5). - С.12-16.
9. Императором Александром I были утверждены указы об устройстве училищ и об учреждении учебных округов [Електронний ресурс]. - Режим доступа: https://www.prlib.ru/history/619008
10. Ковалев, В.В. Развитие юридической науки в России в период XIX - начала XX веков / В.В. Ковалев // Бюллетень науки и практики. - 2016. - № 2. - С. 96-102.
11. Указ Екатерины II Комиссии о составлении проекта нового Уложения. 1767 г. // Сайт: «Российский общеобразовательный портал». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://historydoc.edu.ru/ catalog.
12. Кононова, С.В., Якушев, А.Н. Развитие разрядов наук на юридических факультетах университетов Российской империи / С.В. Кононова, А.Н. Якушев // Гуманизация образования. - 2010. - № 3. - С. 8-14
13. Кожевина, М.А. Становление и развитие отечественной юридической науки в XVIII-XIX вв.: монография. - Омск: Омская академия МВД России, 2013. - 198 с.
14. Дудак, В.Л., Сорокун, П.В. Юридическая наука в средние века / В.Л. Дудак, П.В. Сорокун // Научно-образовательный потенциал молодежи в решении актуальных проблем XXI века. - 2017. - № 6. - С. 336-338.
15. Кодан, С.В. Изучения взаимодействия национального и международного права в Российской империи в контексте развития отечественной историко-юридической науки / С.В. Кодан // Российский юридический журнал. - 2014. - № 1 (94). - С. 183-188.