ИСТОРИЯ ПРАВОВЫХ ИДЕЙ И ИНСТИТУТОВ
ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ ЖУКОВ
Институт государства и права Российской академии наук
119019, Российская Федерация, Москва, ул. Знаменка, д. 10
E-mail: vigs1947@mail.ru
SPIN-код: 7093-4933
DOI: 10.35427/2073-4522-2021-16-2-zhukov
ИДЕИ ФИЛОСОФИИ ПРАВА В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ И ПЕРВЫХ БУРЖУАЗНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ (XIV-XVII вв.)
Аннотация. В статье рассматривается процесс накопления идей философии права, институционализация конца XVIII — начала XIX в. междисциплинарной области знаний -философии права.
С этой целью анализируются труды ученых эпохи Возрождения и ранних буржуазных революций (XIV-XVII вв.), определяется влияние литературы, живописи, поэзии, а также механики, астрономии, математики, физики, всего комплекса естественно-научных знаний на активизацию исследований в социально-гуманитарной сфере.
Особое внимание уделяется отражению в литературе альянса философии с культурой гуманизма, усилению взаимодействия светских сюжетов с божественными творческими линиями и появлением таких дефиниций, как «закон», «законодатель» и др.
Раскрывается динамичное развитие философского знания и одновременно с этим отражается влияние философии на гуманитарную составляющую права. На этой основе выделяются два периода накопления гносеологического потенциала философии права: 1) эпоха Возрождения (Ренессанса) и 2) философия Нового времени.
Главными действующими лицами первого этапа накопления философских и правовых знаний были Николай Кузанский, Томас Мор, Никколо Макиавелли, Фома Аквинский, Лоренцо Валла, А. Альцит, У. Цизия, А. Куяций и другие, второго — Дж. Бруно, Фр. Бэкон, Р. Декарт, Т. Гоббс, Б. Спиноза, Дж. Локк, Г.В. Лейбниц.
На смену гениям мысли XIV-XVI столетий шли титаны философии, механики, математики, правоведения, создавшие условия для диалектического взаимодействия новой области знаний — философии права.
Ключевые слова: философия, право, политические учения Древней Греции, римское право, естественное право, права человека, философия права
VASILIY I. ZHUKOV
Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences
10 Znamenka str., Moscow 119019, Russian Federation
E-mail: vigs1947@mail.ru
SPIN code: 7093-4933
IDEAS OF THE PHILOSOPHY OF LAW IN THE RENAISSANCE AND THE FIRST BOURGEOIS REVOLUTIONS (XIV-XVII CENTURIES)
Abstract. The article examines the process of accumulation of ideas of the philosophy of law, institutionalization of the late 18th — early 19th centuries of the interdisciplinary field of knowledge — the philosophy of law.
For this purpose, the works of scientists of the Renaissance and early bourgeois revolutions (XIV-XVII centuries) are analyzed and the influence of literature, painting, poetry, as well as mechanics, astronomy, mathematics, physics, the whole complex of natural science knowledge on the intensification of research in social humanitarian sphere is determined.
Particular attention is paid to the reflection in the literature of the alliance between the philosophy and the culture of humanism, strengthening of the interaction of secular subjects with divine creative lines and the emergence of such definitions as "law", "legislator", etc.
The dynamic development of philosophical knowledge is revealed and at the same time the influence of philosophy on the humanitarian component of law is reflected. On this basis, two periods of accumulation of the epistemological potential of the philosophy of law are distinguished: 1) the Renaissance (Renaissance) era and 2) the philosophy of modern times.
The main protagonists of the first stage of accumulation of philosophical and legal knowledge were Nikolai Kuzansky, Thomas More, Nicolo Machiavelli, Thomas Aquinas, Lorenzo Valla, A. Alcite, U. Tsizia, A. Kuyatsy and others, the second — G. Bruno, Fr. Bacon, R. Descartes, T. Hobbes, B. Spinoza, J. Locke, G.W. Leibniz.
The geniuses of thought of the XIV-XVI centuries were replaced by the titans of philosophy, mechanics, mathematics, jurisprudence, who created conditions for the dialectical interaction of a new field of knowledge — the philosophy of law.
Keywords: philosophy, law, political teachings of Ancient Greece, Roman law, natural law, human rights, philosophy of law
Отличительная особенность вынесенного в название статьи периода развития науки отражает две особенности — бурный рост философских знаний и замедленное по сравнению с философией развитие правоведения. При таком неравенстве ожидать появление диалектического соединения философии и права в одном понятии не приходится. Такое соединение в Х1У—ХУ11 вв. и не произошло.
Современные философы понимают под философией права научную дисциплину, исследующую онтологические, гносеологические и аксиологические проблемы права как особого духовного явления и специфической формы общественных отношений. Вплоть до XIX в. философов устраивало представление о философии права как одном из вариантов понимания и трактовки естественного права и его соотношения с позитивным правом1.
В благородном стремлении придать философии права статус старейшей дисциплины некоторые авторы полагают, что Н. Макиавелли «заложил основы философско-правовой науки»2, что к числу заслуг великого мыслителя не относится.
Профессор О.В. Мартышин прав в констатации того, что большинство великих философов не использовали термин «философия права» ни в Греции, ни в Риме, ни в Европе до первой половины XIX в.3 Это, однако, не исключает того, что шел процесс накопления теоретического и иного потенциала, на базе которого в 1820 г. появился великий труд Гегеля «Философия права».
Впервые термин «философия права» был использован основателем исторической школы права Густавом Гуго (1764—1844) в книге «Учебник естественного права, или Философия положительного права», вышедшей в 1798 г. Помимо Г. Гуго и Гегеля термин «философия права» использовал английский юрист, основатель школы юридического позитивизма Джон Лэнгшо Остин (1790—1859)4.
Как видим, к эпохе Возрождения и раннего капитализма, т.е. к XГV—XVП вв., это не относится. Но осваивать всю область философских знаний и восстанавливать процесс их накопления крайне важно, как важно все, что связано с появлением и генезисом идей.
1 См.: Новая философская энциклопедия: В 4 т. М., 2001. Т. 4. С. 227.
2 См.: ЛюбимовА.П. Философия права: Учебник для вузов. М., 2019. С. 85.
3 См.: Мартышин О.В. Философия права: Учебник для магистров. М., 2017.
С. 5.
4 «Лекции о юриспруденции, или Философия позитивного права», опубликованные после смерти Дж. Остина.
Эпоха Возрождения по своей сути — это динамично развивающаяся культура раннего буржуазного общества, вытеснявшего феодальные производственные отношения. В области культуры противостояние не носило глобального характера и сопровождалось ассимиляцией феодального аристократизма буржуазным рационализмом.
С формационно-цивилизационной точки зрения это было время, когда в недрах феодального государственного и общественного строя зарождались ранние буржуазные атрибуты нового мышления и образа жизни, радикально менялись политические пристрастия, религиозные убеждения и философские предпочтения. Человек, оказавшийся в новых и все более стремительно меняющихся условиях, оставался главным действующим лицом истории и одновременно с этим главным объектом познания. Эпоха Возрождения — это время Ренессанса античной культуры. В силу вступал закон отрицания отрицания: античность и ее основные символы и смыслы вновь становились культовыми. Известные со времен Древней Греции и Рима черты философии и права5 стали наполняться гуманистическим содержанием, которое, в свою очередь, обогащалось бурным развитием науки и техники в целом.
По сравнению с Древней Грецией и Римом идеи философии права в Х1У—ХУ11 вв.не выглядят как составная часть законотворчества и правоприменения. Как бы застывшая в это время совокупность идей получит развитие в XVIII столетии и будет связана с именами выдающихся мыслителей: Купера, Вольтера, Дидро, Гердера, Гёте и др.
Три века (XIV, XV и XVI) охватываются термином «Возрождение», но появился он в ту пору, когда сама эпоха вступила в завершающую стадию. Лишь в 1550 г. его впервые использовал в своей книге «Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Джорджо Вазари (1511-1574). Главные фигуры этого времени — Леонардо Да Винчи, Микеланджело, Боттичелли, Данте, Петрарка, Дюрер, Шекспир, Сервантес, М. Монтень, Эразм Роттердамский и др. Как видим, символы и гении эпохи — художники, поэты, социальные фантасты, астрономы, богословы. Великих философов среди них нет. Есть философствующие мыслители. Правоведы не упоминаются и в таком качестве.
Философы в эпоху Возрождения науку не олицетворяли, правоведы в числе гениальных мыслителей не встречаются, а философия пра-
5 См.: Жуков В.И. Истоки философии права в политических учениях Древней Греции // Труды института государства и права РАН. 2020.Т. 15. № 2. С. 68-87.
ва, как это ни парадоксально, развивалась. На базе древнегреческих и римских политико-философских учений6.
Философия эпохи Возрождения сконцентрировала свое внимание на человеке, точнее — на индивидуализации свободного человека, на антропоцентризме. Главное детище этого времени — гуманизм. С точки зрения гносеологии это завершение мировоззренческой визуализации человека, его психологической субъективизации и философского антропоцентризма. Эпоха Ренессанса, т.е. Возрождения, сохраняла почтительное отношение к исторической реальности, бытовым и правовым традициям Древней Греции и Рима, трансформировала накопленный средневековой опыт организации общественной и политической жизни в социальное общежитие и государственное строительство XГV—XVII вв.
Ортодоксальность теологических доктрин и нравов инквизиции преодолевались по мере усиления гуманизма как базовой ценности европейской цивилизации. Мощным инструментом прогресса выступали и философия, и право.
Теологизация культуры, оставаясь заметным явлением, преобразовывала библейские сюжеты в бытовое восприятие божественных догм, в результате чего церковные сцены приобретали гуманистическое содержание, не разрушая духовные каноны. В этом находила отражение еще одна черта эпохи Возрождения — реализм.
С точки зрения развития мировой цивилизации эпоха Возрождения подготовила почву для становления буржуазной формации.
Крупными философами эпохи Возрождения XV—XVII вв. были Николай Кузанский (1401—1464), Джордано Бруно (1548—1600), Томас Мор (1478-1535), Никколо Макиавелли (1469-1527), Мишель Эй-кем де Монтень (1533-1592), Эразм Роттердамский (1467-1536) и др.
Можно достаточно долго перечислять гуманистов эпохи Возрождения, обстоятельно рассматривать различные аспекты их творчества. Однако в философской литературе европейского Ренессанса нам не удастся найти размышлений о диалектике философии и права, тем более их соединении в одном понятии. Не стимулировала научные исследования в этом направлении ни созданная в 1459 г. во Флорентийской республике Платоновская академия, во главе которой длительное время стоял плодовитый философ Марсилио Пичино (1433-1499), ни многоплановая деятельность графа Пико делла Ми-рандолы (1463-1494), ни оригинальные теории Николая Кузанского,
6 См.: ЖуковВ.И. Указ. соч.
Пьетро Помпонацци (1462-1525), как и других, по выражению Ф. Энгельса, «титанов гуманизма».
Революцию в науке произвело книгопечатание и такие атрибуты развития цивилизации, как порох, компас, географические открытия, промышленные революции и революционные способы изменения политического устройства. Во второй половине XVI в. Европа уже осознала свое превосходство над достижениями античного мира.
В эпоху Возрождения и раннего капитализма сложился альянс между философией и культурой гуманизма, в центре которого оказался человек во всей многогранности его интересов и сущности. С этого времени светская направленность живописи, скульптуры, зодчества стала вытеснять духовные божественные сюжеты. Но заметным было и влияние соединения светских и божественных творческих линий.
Эпоха Возрождения (Ренессанса) открывается трудами Николая Кузанского, крупнейшего математика, географа, астронома, медика и т.д. Он составлял географические карты, обосновал реформу юлианского календаря и теорию об исчислении бесконечно малых величин, предложил варианты исчисления квадратуры круга, поражал современников доказательством бесконечности Вселенной и учением о человеке как микрокосмосе.
Колоссальный объем знаний в области естествознания заложен в трудах Н. Кузанского «Об ученом незнании» (1440), «О предположениях» (1444), «О согласии веры» (1453), «О видении Бога» (1453), «О бытии — возможности» (1460), «О не ином» (1462). Благодаря этим и другим произведениям Н. Кузанский снискал авторитет исключительно образованного человека и в 47 лет стал кардиналом римско-католической церкви, другом Пикколомини, будущего Папы Римского Пия II.
Выдающимися гуманистами были и другие, ранее называвшиеся мыслители, но никто из них путь к философии права в XV—XVI вв. не проложил. И лишь у Томаса Мора, автора «Утопии» (в переводе с греческого «утопия» — это место, которого нет) встречается утверждение: «...Законодатель счел нелепостью и наглостью заставить всех признать то, что другой или другие считают истинным»7. Это далеко не бесспорное утверждение содержит термин «законодатель», чего нет в текстах его книг и не встречается у других мыслителей XV в. Термин «закон» во многих работах XГV—XV вв. есть. Например, Н. Макиавелли принадлежит утверждение: «Основой. власти. служат хорошие законы и хорошие войска. Но хороших законов не бывает там, где
7 Мор Т. Утопия: В 2 т. Т. 2. М., 1978. С. 110. Труды Института государства и права РАН. 2021. Том 16. № 2
нет хорошего войска, и, наоборот, где есть хорошее войско, там хороши и законы»8.
XIV в. — это время начала эпохи Возрождения, время бурного итальянского Ренессанса, стремительно охватившего всю Европу. Эта эпоха оказала влияние и на страны, расположенные за пределами европейского континента. Наиболее ярко эпоха Возрождения проявилась в живописи, архитектуре, теологии, литературе и науках негуманитарного цикла. Но ядро эпохи Возрождения — философия и право. Именно в этих областях мы находим наиболее ярких мыслителей, которые одновременно представляли и физику, и математику, и астрономию, и все остальные области знаний, развитие которых требовало философского осмысления и правового закрепления.
История гуманитарного знания второй половины XVI — начала XVII в. — это борьба прогрессивной философии, с одной стороны, с отжившими представлениями о феодальной морали, а с другой — неутихающая борьба с религиозными учениями, теологической схоластикой, союзником философии было естествознание, наука в целом, в том числе юриспруденция.
Не стояло на месте и богословие, прежде всего христианская схоластика. Не отвергая религиозную составляющую европейской культуры эпохи Возрождения, философия XГV—XVII вв. избавлялась от чрезмерного радикализма, но сохраняла его как один из наиболее влиятельных философских догматов.
Таким образом, философия эпохи Возрождения испытала на себе влияние бурных процессов цивилизационного развития, когда наука, техника, производство, политика, социология и право рождали в изобилии ярких представителей всех областей светских и духовных знаний и когда носителей оригинальных концепций, базовых теорий и родоначальников новых направлений было так много, что их нельзя представить даже путем перечислений, не говоря уже об очерках хотя бы энциклопедического характера.
Это наложило отпечаток на развитие философии и права, образовав два этапа: первый, совпавший с зарождением в Италии новых финансово-промышленных отношений и формированием раннебуржу-азной культуры, — это эпоха Возрождения (Ренессанса, XГV—XV вв.); второй этап — XVI и начало XVII в. — период появления кумиров, классиков, основателей школ, течений, направлений. В это время закладывались базовые основы для соединения философии и права
8 Макиавелли Н. Государь. М., 2018.
в одно понятие — «философия права». Идеи, содействовавшие этому, рассеяны по всему философскому пространству. Их анализ — процесс трудоемкий, но необходимый.
II
История европейской правовой мысли берет свое начало в греко-римской философии, прежде всего в философской школе стоиков, из которой на определенной стадии развития выделилось право.
После разделения римского права на византийскую и европейскую ветви крушения римского права не произошло. Оно сохранялось до 1453 г. в Византии, проникало в Европу и повсеместно сеяло семена развития.
Более того, классическое римское право было ассимилировано обычаями «варваров», а с воцарением германского господства обогатилось новым содержанием.
С XI в. в Европе вновь изучалось и использовалось римское право, а главными центрами юридических знаний стали Прованс, Равенна, Болонья, города Ломбардии. Если прагматическую основу философии и права составляла деятельность глоссариев, сумевших создать к XIII в. фундаментальные труды, то юридическое образование в Европе было построено на последовательном изучении статей юстиниа-новского "Corpus juris civilis". Кафедры в европейских образовательных учреждениях появились лишь в XVI в. К этому времени на смену глоссаторам пришли комментаторы, наивысшего авторитета достигла сама профессия глоссаторов-комментаторов.
В ряде работ по истории права либо преувеличивается, либо недооценивается влияние философии, риторики, этики на процесс накопления юридических знаний. Это прежде всего относится к христианской догматике, роль которой одни авторы ограничивают цензурными функциями9, другие — абсолютизируют церковные догмы божественного права в противовес светским научным исследованиям.
Церковь всегда располагала корпусом высокообразованных, наделенных особым даром и талантом священнослужителей. Среди них особое место занимали наиболее одаренные старцы, религиозные философы, богословы.
Папский престол стремился поставить науку на службу католической церкви. С этой точки зрения особого внимания заслуживает
9 Подробнее см.: Жоль К.К. Введение в философию или пропедевтика к философии (философия для любознательных): Учеб. пособие для вузов. М., 2004.
творческая деятельность католического философа и богослова Томаса (Фомы) Аквинского (1225-1274). Фактически с середины XIII столетия и позже учение Ф. Аквинского становится господствующим в католическом мире. В его представлении наука и религия отличаются друг от друга не по целям, а по средствам постижения истины10. При этом Ф. Аквинский опасался, что богословие может «раствориться» в философии. В качестве могучего теоретического союзника Ф. Аквинский призвал Аристотеля, интерпретация творений которого укрепляла католическую идеологию. Богословско-философский синтез Ф. Аквинского привел его к важным выводам о двойственной природе права. Ф. Аквинский выделял вечное (божественное) право и право естественное. При этом под вечным правом Ф. Аквинский понимал совокупность правил божественного управления миром, а естественное право считал проявлением божественной сущности в естественном порядке вещей11.
Естественное право, по мысли Ф. Аквинского, конкретизировалось человеческим правом, которое, в свою очередь, распадается на два вида: общенародное право и положительное право (гражданское право), действующее в конкретном государстве12. Идеи Ф. Аквинского о равноправии церкви и государства закрепились в католической теологии, а само учение Ф. Аквинского стало идеологической основой обучения в Парижском, Кёльнском и других европейских университетах.
В течение всего периода Средневековья римское право, испытывая давление различных идеологий и культур, сохраняло свой теологический потенциал и вносило вклад в становление новой, буржуазной формации. В XГV—XV столетиях под натиском наступавшей эпохи Возрождения феодальная идеология утрачивала свое превосходство, но гуманистическое течение не стало господствующим, а право — светским.
Формирование социальной базы буржуазного общества в Европе происходило в XШ—XГV вв., когда пробивало дорогу к политическому господству «третье сословие». Составной частью борьбы с феодальным дворянством и церковным засильем было стремление ослабить идеологическое влияние церкви и политическое господство дворянской аристократии. Временем разложения средневековой идеологии, блестяще описанным Й. Хейзингом13, стал XV в.
10 Подробнее см.: Жоль К.К. Введение в философию или пропедевтика к философии (философия для любознательных): Учеб. пособие для вузов. М., 2004. С. 132-133.
11 См.: там же. С. 135.
12 См.: там же.
13 См.: ХейзингЙ. Осень Средневековья / Пер. Д.В. Сильвестрова. М., 1988.
Новый взгляд на философию права в XГV—XV вв. был заметным явлением в развитии юриспруденции. В это время шел процесс создания национальных законодательств, формировалось немецкое право (Саксонское и Швабское Зерцало), появились сборники, отразившие суть французского обычного права, в Италии вышел замечательный труд Лоренцо Валлы (1400-1457) «Красота латинского языка». Его ученик Помпоний Лэта (1428-1498) написал первую историю римского права14.
На протяжении всего XV столетия шел противоречивый процесс ревизии трудов Ф. Аквинского и критической оценки работ первых европейских просветителей, в том числе Лоренцо Валла. Это нашло свое отражение в таком крупном событии, как XIX Вселенский Тридентский собор (1545-1563), на котором была основана контрреформация15. Другой особенностью развития юридических знаний стала критика гуманистами комментариев к текстам средневековых глоссаторов. При этом преобладал не юридический, а филологический подход.
С точки зрения философии права особое значение имело обращение к взглядам древнегреческого философа Эпикура (341-270 гг. до н.э.), к его этическому учению, получившему развитие в трудах Л. Валлы. Это было откровенным вызовом католической церкви, поскольку Эпикур слыл безбожником, а Л. Валла развивал его учение о земной жизни как величайшем благе. В философию права это не вылилось, но внимание к этике как его составной части на рубеже XV—XVI столетий усилилось, что нашло свое отражение в трудах мыслителей А. Альцита (1492-1550), У. Цизия (1461-1535), выдающегося юриста XVI в. А. Куяция (1522-1590) — первого правоведа, отделившего теорию от догмы и использовавшего философию права как одно из направлений в развитии юридической мысли.
Особое место в истории формирования идеи философии права принадлежит Джордано Бруно (1548-1600). Дж. Бруно был священником, но в историю цивилизации вошел как выдающийся философ, получивший степень доктора философии в школе Доминиканского ордена.
Дж. Бруно прославился своими стихами и трудами «О причине, начале и едином», «Изгнание торжествующего зверя» и, особенно, диалогами с учеными мира, которые он вел под именами Тио-
14 См.: Жоль К.К. Указ. соч. С. 174-175.
15 Тридентский собор — Вселенский католический собор, который длился почти 18 лет и на котором не присутствовали иные христианские конфессии. Протестанты не согласились с Римом и началась Реформация. Контрреформация — деятельность Ватикана по ограничению влияния протестантов.
фила и Филотея. Предмет диалога — «О бесконечности, вселенной и мирах». В трудах Дж. Бруно нет рассуждений о философии и праве, но есть свобода мысли, антиклерикальный взгляд на Вселенную, что и вызвало гонения против гениального мыслителя. Он покинул Италию, несколько лет преподавал в университетах Швейцарии, Англии, Франции и Германии. В 1592 г. он вернулся в Италию, где и был арестован. Семь лет Дж. Бруно провел в тюрьме и 17 февраля 1600 г. по приговору инквизиции был сожжен на костре.
Смерть Дж. Бруно и конец эпохи Возрождения совпали по времени. Для Дж. Бруно эта противоречивая эпоха завершилась трагедией, а на смену талантливым мыслителям шел XVII в., век гениев, которых породила эпоха Возрождения.
С началом XVII в. европейская философия стала развиваться как классическая философия Нового времени. Несколько факторов определили колорит философии XVII—XVIII вв.
Во-первых, эта эпоха впитала в себя мятежный дух ученых, поставивших под сомнение исключительную истинность божественных догматов. В полемике с теологами и богословами накапливался аналитический материал.
Во-вторых, бурное развитие естественно-научных знаний, прежде всего математики, астрономии, механики, требовало философского осмысления, открытий, научного объяснения новых явлений, в результате чего крупнейшие ученые негуманитарного профиля, оставаясь физиками, математиками, астрономами, обогатили философию новым взглядом на движущие силы социального и технического прогресса.
В-третьих, новый и более мощный импульс философия приобрела в условиях ожесточенной борьбы прогрессивных сил, носителей буржуазной идеологии, с феодально-сословными государственными устоями и церковным мракобесием. Философия Нового времени освободила социальную жизнь и политическую организацию общества от церковного давления и религиозного террора, сохраняя при этом «две истины»: философию и теологию, что зафиксировано в науке как деизм.
Наконец, общество было взбудоражено энергией ранних буржуазных революций и сформировало заказ на объяснение происходящего и разъяснений последствий революционных преобразований.
К XVII столетию европейская политическая карта претерпела существенные изменения, а вместе с новым территориальным делением возникла необходимость в развитии национальных правовых школ: с 1620 г. шведское право преподавалось в Университете Упсала, французское право с 1679 г. — в Сорбонне.
Особенностью развития философии и права в XVII столетии стало изучение и преподавание естественного права, которое освобождалось от богословских трактовок и стало носить светский характер. Основу новой правовой культуры составляла философия рационализма, получившая достаточно широкое освещение в трудах советских философов16.
В наследство от эпохи Возрождения философия XVII в. получила не разрешенные в то время проблемы теории познания и метода, построенные на противопоставлениях разума и эмоционального ощущения, интуиции или неопровержимого факта и др. Через познания этих и других противоречий искали путь к истине философы XVII столетия.
Математика и механика, овладевшие умами ученых в XVI—XVII вв., позволили утвердиться рационализму. На этой философской основе продолжалось разрушение феодальной системы ценностей, инициаторами которой были итальянские философы XIV—XVI вв.
В условиях ломки прежних отношений, в том числе теологических постулатов, предстояло обрести оптимизм на базе географических открытий, промышленного развития, подавляя социальные протесты, вызванные жестокими репрессиями.
Обеспечить общественное согласие можно было только содействием распространению научных знаний. Такой наукой могла стать только философия. Под влиянием прогрессивных мыслителей и власть, и общество стали рассматривать философию и научные знания в целом как величайшую национальную ценность.
III
Определенной и ясно выраженной связи между дисциплинами социально-гуманитарного и естественно-научного блоков в XVII в. не было. Ее трудно обнаружить даже между философией и социологией, не говоря уже о философии права.
Конец XVI— первая половина XVII в. создали естественно-научную основу развития всех областей знаний, и в первую очередь философии. В этом отношении сильнейшее влияние на «царицу наук»,
16 См.: Соколов А.Н. Европейская философия XV—XVII веков. М., 1984; Чет-верник В.А. Современные концепции естественного права. М., 1988; Нарский И.С. Западноевропейская философия XVII века. М., 1974; Кучеренко Г.Е. Исследования по истории общественной мысли Франции и Англии XVI — первая половина XIX века. М., 1981; Шашкевич П.Д. Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени. М., 1976 и др.
какой в ту пору она считалась, оказали открытия Г. Галилея, Н. Коперника, И. Ньютона и других величайших ученых. Осмысление выдающихся естественно-научных открытий породило гениев философии: Ф. Бэкона, Р. Декарта, Т. Гоббса и др.
При всем разнообразии их взглядов общими для них были три концепции: разработка новых методов познания (эмпиризм Ф. Бэкона, рационализм Р. Декарта), которые в учении Ф. Бэкона получили характер экспериментально-индуктивного подхода, воплощенного в гносеологическом эмпиризме. Р. Декарт развивал в философии технологию рационалистической дедукции, широко известную в других областях знаний.
Опираясь на эти методы, Ф. Бэкон и Р. Декарт создали философскую картину мира, которая была бы неполной без осмысления второй совокупности проблем — онтологического статуса бытия.
Наибольшие усилия философия XVII столетия сосредоточила на решении третьей совокупности наиболее оригинальных для этого времени проблем — теоретическое осмысление различных проблем социальной жизни.
Объединяло ученых разных отраслей знаний то, что аналогичные проблемы решали самостоятельно социологи, правоведы, а также мыслители, сочетавшие социологические и другие методы исследования с правовой оценкой жизненных реалий.
В практической жизни в Европе свирепствовали войны, порожденные как политико-экономическими, так и религиозными причинами. Общественность будоражили Лютер, Кальвин, Бодэн, католики, протестанты и гугеноты; полыхали костры инквизиции; короли меняли веру и гибли от рук фанатиков. Тем не менее в государственном строительстве шел процесс усиления Франции, Англии, Испании, угасали войны, в европейском обществе нарастали ожидания появления сильной светской власти, которая и стала результатом религиозных войн и ростом товарно-денежных отношений.
Абсолютная монархия нуждалась в новой философии, идеологии, обновлении всего теоретико-идеологического и правового потенциала.
Эту миссию выполнил Френсис Бэкон (1561-1626), последний крупный мыслитель эпохи Возрождения17 и один из идеологов философии капиталистических отношений.
17 Термин «Возрождение», введенный в оборот в XVI в. Джорджо Вазари, не точен, поскольку характеризовал не возрождение античной культуры, а отражал поиск такой ее модели, который был бы адекватен буржуазному образу жизни (см.: Нарский И.С. Указ. соч. С. 12—13).
Френсис Бэкон — политик, писатель, дипломат и блестяще образованный юрист, получивший образование в Кембриджском университете, дослужился до высшего чина и в 1618 г. стал лорд-канцлером Англии, получил сначала титул барона, затем — виконта.
Известность к Ф. Бэкону пришла после опубликованного им произведения «Опыты, или Наставления нравственные и политические» (1597), однако признание как крупного мыслителя Ф. Бэкону принес трактат «О достоинстве и приумножении наук» (1623). Кроме того, широкой популярностью пользовались его сочинения «Новый Органон наук» (1620) и ряд неоконченных работ, в том числе утопия «Новая Атлантида»18. Как высшее административное должностное лицо, он стремился к законодательному обеспечению торгово-промышленного развития, к разработке правовых норм, стимулировавших экономическую жизнь страны.
Гносеологической предпосылкой альянса философии и права в творчестве Ф. Бэкона выступает разработка философской категории истины в новой парадигме предреволюционного времени. Содержание истины Ф. Бэкон измерял одним критерием — степенью досто-верности19.
Все науки Ф. Бэкон подразделял на теологию и философию20. При этом теология, по его мнению, имела небесное, а философия — земное происхождение. Будучи двумя истинами, они демонстрировали, как полагал Бэкон, взаимное невмешательство21, хотя представители и философии, и теологии этого постулата не придерживались ни во времена Ф. Бэкона, ни позже.
Френсис Бэкон — родоначальник английской модели материализма. Его труды опубликованы в СССР в двух томах в 1977-1978 гг. Основная идея английского философа-материалиста — обоснование социального статуса человека и усиление его власти над природой22. Одну из своих задач Ф. Бэкон видел в том, чтобы доказать, что «образование освобождает человека от дикости и варварства», «уничтожает легкомыслие, несерьезность и высокомерие»23.
18 Подробнее см.: Соколов В.В. Указ. соч. С. 202-203.
19 См.: Бэкон Ф. Сочинения в двух томах. 2-е изд., испр. и доп. Т. 2. М., 1978. С. 37, 70, 82 и др.
20 См.: там же. С. 519.
21 См.: там же.
22 См.: Бэкон Ф. Сочинения в двух томах. Т. 1. М., 1977. С. 71-72.
23 Там же. С. 132-133.
Особенность философии Ф. Бэкона — осмысление достижения естествознания, в процессе которого философия становилась оторванной от теологии абстрактной рациональной дисциплиной. Формула Ф. Бэкона "seientia est potential (знание — сила) пережила самого автора, владела умами просвещенных правителей и перестала быть главной силой прогресса только в современной России. В других странах, как на это и рассчитывал Ф. Бэкон, знание раздвигало «границы человеческого могущества»24. Ф. Бэкон, получивший блестящее юридическое образование, в 1586 г. стал старшиной юридической корпорации, написал ряд трактатов по праву и вел активную судебную деятельность, поражая судей и юридическую общественность обширностью своих знаний, точностью формулировок, знанием законов и способностью аргументированно представлять в суде свою позицию.
Ф. Бэкон много внимания уделял логике, риторике, диалектике. Но в этой классификации наук крупнейший юрист XVII столетия не нашел места для права как дисциплины, без которой философия утрачивает многие качества, прежде всего, социально-государственную миссию. И даже в разделе «Этика», вошедшем в седьмую книгу трактата «О достоинстве и приумножении наук», Ф. Бэкон отдал должное изучению понятий добра, зла, совести, греха, однако ни источников нравственности, ни обоснования норм поведения в трактате нет. Не очерчено правовыми рамками и такое философско-правовое понятие, как «долг»25. Не находим мы идеи философии права и в утопическом произведении «Новая Атлантида», которое находится в одном ряду с книгой Т. Мора «Утопия» (1516).
Поразительно актуально звучат не только эти, написанные еще в 1623 г. слова, а сформулированный тогда же упрек властям: «Я, — утверждал Ф. Бэкон,— ...самым резким образом осуждаю скудость оплаты... преподавателей как общих, так и специальных дисциплин»26 и подтверждал свою позицию словами Вергилия: если пастырям науки не установить достаточно крупного и щедрого вознаграждения, то их голод даст хилое потомство27.
Так гносеологически закладывались теоретические основы, открывающие путь к фундаментальному знанию, в том числе к философии права.
24 См.: Бэкон Ф. Сочинения в двух томах. Т. 1. С. 251.
25 См.: там же. С. 414-421.
26 Там же. С. 142-143.
27 См.: там же.
Весьма любопытен взгляд Ф. Бэкона, касающийся изучения такого социального объекта, как человек. Английский философ сформировал учение о человеке, состоящее из двух частей: философия человека и отношение человека к обществу. Это он назвал гражданской философией28. Учение о человеке Ф. Бэкон дополнил теорией логики и этики. При этом логика, по мысли Ф. Бэкона, изучает процессы понимания и рассуждения, а этика — волю, стремления и аффекты. «Первая, — замечал Ф. Бэкон, — рождает решение, вторая — действие»29.
Крупнейшим представителем рационализма и одним из творцов теории естественного права, господствовавшего в Европе в течение XVП—XVПI вв., в XVII столетии был Рене Декарт (1596-1650). Его главное творение — «Начало философии» (1644). По мнению Р. Декарта, два пути дают одинаковый результат: разум, постигая себя и природу, и знания, «свет ума»30. Он развивал свои представления о методологии научного знания как философ и как математик. В числе его работ — «Рассуждение о методе» (1637), «Размышления о первой философии» (1647), «Первоначала философии» (1644) и ряд других. Основные произведения Р. Декарта на русском языке были изданы в СССР в 1950 г., а более полное собрание сочинений, двухтомное, — в 1989 г.
Составными частями философии Р. Декарт считал метафизику, физику, природу растений, животных и, особенно, человека. «Вся философия, — писал Р. Декарт, — подобна дереву, корни которого — метафизика, ствол — физика, а ветви, исходящие от этого ствола, — все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механике и этике»31. Именно этику Р. Декарт считал совершеннейшей наукой и последней ступенью высшей мудрости. «Подобно тому, — пояснял Р. Декарт, — как плоды собирают не с корней и не со ствола дерева, а только с конца его ветвей, так и особая полезность философии зависит от тех ее частей, которые могут быть изучены только под конец»32. Правда, на концах ветвей дерева Р. Декарт не заметил такой плод, как право.
Тем не менее к понимаю того, что объединяет логику, этику и философию, идеи Р. Декарта подвели читателя достаточно близко. В принципе за функцией решения, о которых писали Ф. Бэкон и Р. Декарт, кроется философское осмысление явления, а за этикой —
28 См.: Бэкон Ф. Сочинения в двух томах. Т. 1. С. 225, 240.
29 См.: там же. С. 277.
30 См.: Декарт Р. Избранные произведения. М., 1950. С. 90, 127.
31 Декарт Р. Сочинения: В 2 т. М., 1989. Т. 1. С. 308.
32 Там же. С. 308-309.
действия, т.е. реакция на события. Гносеологически это вписывается в понятие философия права.
Р. Декарт придавал большое значение учению о морали33. Он был убежден, что моральные блага основаны на истинном знании и тяготеют к слиянию с ним, а все пороки производны от невежества34.
Специалисты, изучающие историю философии, много внимания уделяют методике научного анализа Р. Декартом происхождения и развития Вселенной, метафизики духовной субстанции, учению о страстях, их связи со свободной деятельностью, с мыслительными процессами35 и особенно пониманию Р. Декартом этики и эстетики, морали, утверждение которой он считал первой заботой в становлении «правильной жизни»36. В его размышлениях о том, что все пороки происходят от невежества, а моральные блага основаны на знании, угадываются философские подходы к объяснению поведения людей, т.е. к праву, хотя термина «философия права» в трудах Р. Декарта нет.
Место Р. Декарта в истории философии точнее других определил тот, кто редко с ним соглашался, — Гегель. Он в свое время заявил, что «обетованная земля философии того времени» начинается с самого прогрессивного философа Франции Р. Декарта37.
Р. Декарт оставил глубокий след в математике (алгебра и аналитическая геометрия), механике, физиологии, других науках. Социальные науки, в том числе право, его интересовали меньше других. Но на трудах Ф. Бэкона, Р. Декарта и Т. Гоббса росла философия реализма и индивидуализма. С их участием эпоха Возрождения постепенно освобождала общество от религиозного гнета.
Философия времен Р. Декарта и Ф. Бэкона — это «философия индустриальной науки». Ф. Бэкон писал: «Наиболее правильным разделением человеческого знания является то, которое исходит из трех способностей разумной души»38. К числу таких наук Ф. Бэкон относил, помимо философии, историю, поэзию и теологию39, однако резких границ между ними он не допускал 40. Включив в естественную
33 Декарт Р. Сочинения: В 2 т. Т. 1. С. 420.
34 См.: там же. С. 676.
35 См.: Нарский И.С. Указ. соч. С. 77-127.
36 См.: Декарт Р. Сочинения: В 2 т. Т. 1. С. 420.
37 См. Нарский И.С. Указ. соч. С. 132.
38 Бэкон Ф. Сочинение в двух томах. Т. I. С. 156.
39 См.: там же.
40 См.: там же. С. 251-252.
философию все естествознание, Ф. Бэкон считал приложением к ней математику, а в «смешанную математику» — физику41.
При жизни Р. Декарт имел не только многочисленных сторонников, но и непримиримых противников, в числе которых специалисты выделяют Пьера Гассенди (1592-1655), автора популярных сочинений («Свод философии Эпикура» (1649); «Свод философии» (1655), написанных уже на склоне лет мыслителем, признанным выдающимся математиком и сторонником теоретического компромисса в философской среде). С точки зрения философии права П. Гассенди интересен, во-первых, тем, что он соединил в единое целое четыре добродетели: мудрость, сдержанность, мужественность и справедливость42, во-вторых, последовательная критика им Р. Декарта оказала воздействие на Дж. Локка и ряда других философов, в-третьих, обширные познания П. Гассенди в физике и математике стали одним из источников натурфилософии И. Ньютона.
В конце XVII в. возвратившийся в Англию Дж. Локк издал в 1690 г. подготовленные ранее «Письма о веротерпимости», «Трактаты о государственном правлении», а также свое главное произведение «Опыт о человеческом развитии» (1690) и ряд других работ43.
В своих размышлениях по поводу идеи, ее врожденности или приобретении Д. Локк пришел к оригинальному философскому осмыслению закона и законодательства. «Без понятия о законодательстве, — писал Д. Локк, — нельзя иметь понятия о законе и об обязательности его соблюдения»44. Заложенные в этом тезисе идеи философского взгляда на законодательство и закон еще не обладают признаками философии права, но в разделах трудов Д. Локка, отражающих его социальные идеи, есть утверждение о том, что естественное состояние людей — это состояние полной свободы и это такое «состояние равенства, при котором вся власть и вся юрисдикция являются взаимными»45. Тем самым Д. Локк сделал еще один шаг в развитии взгляда на юриспруденцию в рамках философской парадигмы. Признаком наличия гражданского общества, когда человек «сам является судьей и палачом», Д. Локк считал ситуацию, когда люди «объединены в одно
41 Бэкон Ф. Сочинение в двух томах. Т. I. С. 249-250.
42 См.: Гассенди П. Сочинения в двух томах. Т. 1. М., 1966. С. 162-169.
43 См.: Локк Д. Избранные философские произведения: В 2 т. М., 1960; он же. Сочинения: В 3 т. М., 1985-1988.
44 Там же. Т. 1. С. 137-138.
45 Там же. Т. II. С. 263.
целое и имеют общий установленный закон и судебные учреждения, куда можно обращаться и которое наделено властью разрешать споры между ними»46. «Началом любому законному управлению в мире» Д. Локк считал «способность свободных людей образовать большинство и создать политическое общество»47.
В принципе в творчестве Д. Локка философия предстает как глобальное учение и воспринимается как оригинальная философская теория. Вместе с тем в это учение как бы вкрапливаются те идеи, которые, накапливая гносеологический капитал, в XIX в. приобретут форму философии права.
IV
Философия XVII столетия представлена десятками книг известных, хорошо изученных, но остающихся вне истории философии имен. И если бы речь шла не о философии права, то читателю автор статьи обязан был бы представить, помимо трудов П. Гассенди, анализ сочинений видного ученого, противника иезуитов Блеза Паскаля (1623-1662), теолога Николая Мальбранша (1638-1715) и десятков других видных мыслителей. Но с точки зрения развития философии права в XVII столетии путь к ней идет от Р. Декарта к Т. Гоббсу и Б. Спинозе48.
Не меньше оснований полагать, что крупные заслуги в области накопления базовых идей, вылившихся в дальнейшем в такое направление, как философия права, принадлежат родоначальнику школы естественного права голландскому ученому и правоведу, политику и дипломату Гуго Гроцию (1583—1645)49. Его основная заслуга состоит в том, что именно он является автором этико-правовой науки, теории естественного права. Настольной книгой правоведов школы естественного права был «Карманный оракул», составителем которого был писатель Бальтасар Грасиан-и-Моралес (1601—1658).
Томаса Гоббса (1588—1679), младшего современника Ф. Бэкона и Р. Декарта, относят к числу крупнейших философов XVII в. и одновременно с этим считают политическим мыслителем, государство-ведом, как сказали бы сейчас. Ему принадлежат выдающиеся произ-
46 Локк Д. Сочинения: В 3 т. Т. III. С. 311.
47 Там же.
48 См.: Нарский С.И. Указ. соч. С. 138.
49 См.: Гроций Г. О праве войны и мира: В 3 кн. М., 1994.
ведения, крупнейшие из которых — «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651) и «Основы философии», куда вошли объединенные единым замыслом три работы: «О теле», «О человеке, «О гражданине».
Т. Гоббс отличался оригинальным взглядом на философию. Философией он считал не совокупность знаний, а способность «находить сумму складываемых вещей или определять остаток при вычитании чего-либо из другого»50. «Рассуждать, — заключает Т. Гоббс, — значит то же самое, что складывать и вычитать»51. По глубокому убеждению Т. Гоббса, «философия исключает теологию, т.е. учение о природе и атрибутов вечного, несотворенного и непостижимого Бога, в котором нельзя себе представить никакого соединения и разделения, никакого возникновения»52. Сама же философия, по определению Т. Гоббса, «распадается на философию естественную и философию гражданскую»53. При этом философия гражданская имеет два отдела: этику и политику, а политика есть философия государства54.
Последовательный сторонник теории естественного права Гоббс внес солидный вклад в философию права. Особое влияние на его философские взгляды оказали Р. Декарт, П. Гассенди, Г. Галилей, Ф. Бекон, другие мыслители, а также принц Чэльский — будущий Карл III (1630—1685) и протектор английской республики О. Кромвель (1599-1658).
Специалисты считают, что именно Т. Гоббс заложил научные основы этики, оторвав ее от богословия55.
Важно отметить, что естественные законы философии XVI-XVII столетий и позже рассматривались как законы нравственности. Их не отождествляли с правом. Сферу действия права ограничивали рамками государственной жизни. У Т. Гоббса, например, государство — это Левиафан, абстрактная фигура, власть которой безгранична, опирается на законы, но сам он законы не соблюдает.
С точки зрения философии права Т. Гоббс воспринял идею Аристотеля, отделившего этику от политики, а политику от права. Первое следует признать реалистичным и рациональным, второе — теорети-
50 Гоббс Т. Сочинения: В 2 т. М., 1989. Т. 1. С. 74.
51 Там же.
52 Гоббс Т. Сочинения: В 2 т. Т. 1. С. 74-76.
53 Там же. С. 79.
54 См.: там же. С. 79-80.
55 См.: там же.
чески допустимым, но невозможным: политика всегда главенствовала над правом.
Опираясь на единство эмпирического и рационалистического методов познания, Т. Гоббс увидел в социологии способ постижения социальных явлений. Его социальный рационализм был единственным способом связи теории с практикой в условиях, когда два десятилетия, начиная с 1640 г., в Англии бушевала гражданская война. В этих условиях материализм Т. Гоббса носил не только социально-гуманитарный характер, он был еще и буржуазно-аристократическим, поскольку содействовал преодолению религиозных распрей, в чем были заинтересованы буржуазные и дворянские аристократические группы — сторонники экономического роста Англии.
Т. Гоббс, продолжатель традиции материализма, сумел придать учению Ф. Бэкона механистическую форму. Он соединил взгляды основателя английского материализма Ф. Бэкона с учением французского философа Р. Декарта и за счет этого обогатил проблему единства эмпирического и рационального сознания. Специалисты 56 отдают должное колоссальному вкладу Т. Гоббса в развитие философских знаний, обоснованию им тезиса о том, что знание превращается в силу, если этот процесс возглавляется философией57. По мнению Т. Гоббса, суммарное теоретическое знание и есть философия58.
Философия, как утверждал Т. Гоббс, делится на философское изучение природы и государства. Философия природы — это «первая философия», а философия государства подразделяется на этику и политику59. Именно в этой части своего учения Т. Гоббс ближе всего подходит к философии права, хотя и не использует этот термин. О том, что такой взгляд на диалектику философии и права характерен для Т. Гоббса, свидетельствует его утверждение: «Справедливость в юриспруденции и в этике означает только одно — подчинение законам государства»60. Но дальше этого Т. Гоббс не пошел, хотя и укрепил своими трудами гносеологические основы, которые в дальнейшем вылились в философию права.
Т. Гоббс был первым крупным ученым, который уже в философских набросках сосредоточил внимание на человеке, его проблемах
56 См.: Нарский С.И. Указ. соч. С. 139-190 и др.
57 См.: Гоббс Т. Избранные произведения в двух томах. М., 1964. Т. 1. С. 55.
58 См.: там же. С. 118.
59 См.: Гоббс Т. Избранные произведения в двух томах. Т. 2. С. 114-115.
60 Там же. Т. 1. С. 261; Т. 2. С. 713.
и социально-правовом статусе. В основе его отношения к такой категории, как мораль, имеющей прямое отношение и к философии, и к праву, лежит утверждение эгоистической природы человека. «Люди, — писал Т. Гоббс, — от природы подвержены жадности, страху, гневу и остальным животным страстям»61. Они действуют, по мнению Гоббса, «ради любви к себе, а не к другим»62.
При анализе эгоистической сущности человека можно было бы ожидать трансформацию философских сюжетов в криминологические. Так и произошло: в творчестве Т. Гоббса социальная философия была тесно связана с естественным правом, а утверждение буржуазного строя упиралось на ревизию феодальных правовых норм и укрепление законности в парадигме нового юридического мировоззрения.
Отличительная особенность воззрений Т. Гоббса — универсализация юридической законности, отождествление ее с моральной составляющей, в связи с чем социальная доктрина воспринимается как органическая часть общего философского знания. Вытекающее из этого господство естественного права проявляется в некоем естественном состоянии среды обитания человека, где нет ни государственности, ни собственности, ни морали и где господствует естественное право человека на все, в чем он нуждается63.
Понимая, что эта философская фантазия и надежда на естественное право в реальном обществе возможна лишь при определенных условиях, Т. Гоббс полагал, что непременным условием общественного порядка является централизованная власть и общественный договор всех «атомизированных индивидов». При этом условии «война всех против всех», вытекающая из постулата «человек человеку волк», исключается.
На это направлены выделенные Т. Гоббсом 20 естественных законов. В своем произведении «О Гражданине» он формулирует законы, которые можно назвать заповедями. Например, повторение евангелической церковной догмы «не делай другому того, чего ты не желал бы, чтобы было сделано по отношению к тебе»64. Отождествление гражданских юридических законов с моральными качествами индивидов, живущими в обществе, следует отнести к идеалистическим свойствам философии естественного права Т. Гоббса.
61 Гоббс Т. Избранные произведения в двух томах. Т. 1. С. 292.
62 Там же. С. 300—301.
63 См.: Соколов В.В. Указ. соч. С. 297—299.
64 Гоббс Т. Избранные произведения в двух томах. Т. 2. С. 183.
Диалектика закона и права нашла отражение в трудах Т. Гоббса. Он писал: «Между законом и правом существуют значительные различия, ибо закон — это узы, а право — свобода»65. Их он различал как противоположности, хотя в рамках теории и философии права такое предположение выглядит схематичным, лишенным диалектического единства.
После смерти Кромвеля (1658 г.) в Англии возродилась династия Стюартов и наступила полоса реакции.
XVII в. — век гениев в различных областях знаний, прежде всего математики, физики, астрономии, философии, — завершили выдающиеся мыслители: Джон Локк (1632—1704), Бенедикт (Барух) Спиноза (1632—1677), Готвальд Вильгельм Лейбниц (1646—1716) и ряд других ученых.
В цивилизационном измерении исторические эпохи не совпадают с астрономическими датами. Но в данном случае на рубеже конца XVII — XVIII столетий берет начало классическая европейская философия Нового времени, а ее предвестниками были именно Д. Локк, Б. Спиноза и Г.В. Лейбниц.
Политическая сущность Нового времени — завершение борьбы с феодальным абсолютизмом, а также мощное влияние английской революции 1688 г. на умы и настроения всех слоев населения. Началось бурное развитие философии.
Творческая деятельность выдающегося английского мыслителя Джона Локка — создателя политической доктрины либерализма— приходится именно на это время. Его трактат «Опыт о человеческом разумении» отразил процесс зарождения моральных норм, раскрыл смысл естественного права, обосновал взаимосвязь церковных догм с требованиями разума66.
В своих трудах Д. Локк обосновал тесную связь экономики, политики и права, утверждал, что труд является главным источником собственности и считал естественным состоянием человека как человека трудящегося. Из этой формулы он выводил понятие «трудящихся собственников», которые могут предъявлять естественные права на результаты своей деятельности67. Философия Д. Локка включала в себя постулаты, близкие к марксистским. В частности, он видел проявление власти народа в законодательстве и в контроле за исполнительной вла-
65 Гоббс Т. Избранные произведения в двух томах. Т. 1. С. 382.
66 См.: Жоль К.К. Указ. соч. С. 229-234.
67 См.: там же. С. 233.
стью. Абсолютную монархию Д. Локк считал не совместимой с гражданским государственным устройством68. Несомненным вкладом в философию права следует признать разделение Д. Локком власти на три ветви: законодательную, исполнительную и федеративную. При этом особого значения такому разделению властей он не придавал69.
Новый философский взгляд на важность разделения ветвей власти сформировался в XVIII в. и связан с именем Джонатана Свифта (1667-1745) — английского писателя, философа и политического деятеля, автора «Путешествия Гулливера» (1726), сатирической «Сказки Бочки» (1704), памфлетов «Письма суконщика» (1724), «Скромное предложение» (1729) и др. В разделении властей Дж. Свифт видел надежный способ обеспечения политической свободы граждан. В дальнейшем взгляды Дж. Свифта получат развитие в творчестве Ш.Л. Монтескье (1689-1755) и итальянского философа Джанбатиста Вико (1668-1744).
К XVII в. относится и творчество величайшего философа Бенедикта (Баруха) Спинозы, последователя Р. Декарта.
Учение Р. Декарта стало базой для философии Б. Спинозы. С точки зрения философии и психологии права особое значение имеет то, что оба они пытались воссоздать и разъяснить механику душевных явлений, свести множества психических явлений, характерных в том числе и для поведения человека, к простым, ясным и понятным мотивам.
Они делали это подобно тому, как физика сводит хаотичные, запутанные движения к простым механическим движениям. Прямые аналогии к познанию основ философии и психологии права напрямую не ведут, но перспективу исследованиям в этом направлении открывают. В XVII в., таким образом, вырабатывались общие методы и принципы познания, конкретизированные в дальнейшем специалистами применительно к собственным областям знаний.
Б. Спиноза прожил короткую, но яркую жизнь, оставив после себя фундаментальное сочинение «Основы философии Р. Декарта» (1663) и ряд работ, которые вошли в «Избранные произведения», изданные в двух томах в 1957 г. С точки зрения философии права особое значение имеет изучение философии общественных явлений, в отношении которых Б. Спиноза проявлял особый интерес. Рассматривая совокупность этических проблем, он соединял логическими размышлениями политику, основанную на этике, а также мораль, религию и государственное право.
68 См.: Жоль К.К. Указ. соч. С. 229-234.
69 См.: там же. С. 234.
Рассмотрение этих, как и других, категорий возможно только на базе философских обобщений, что и заметно в творчестве Б. Спи-нозы70. Государственное наказание входило в концепцию Б. Спинозы как составная часть естественного права71.
Главный труд Б. Спинозы «Этика» — гениальное философское произведение, вписавшее имя Б. Спинозы в число гениальных мыслителей, но к восприятию идей философии в сочетании с правом он читателя не привел, хотя вехи, ведущие к нему, расставил. Так, рассуждая о схоластической морали и убежденный в том, что между провозглашаемыми моральными принципами и поступками большинства людей есть конфликт, он советовал всем морализаторам «больше порицать пороки, чем учить добродетели», «не руководить, разумом, но сдерживать людей страхом»72, в том числе законом. Б. Спиноза призывал понимать людей, а «не осмеивать человеческих проступков»73. В его рассуждениях нет терминов «философия» и «право», но есть базовые основы философии права: осмысление природы поступков и норм поведения.
В целом философия физики Р. Декарта, как и учение о логике, оказались созвучными взглядам Б. Спинозы и получили развитие в трудах Блэза Паскаля (дедуктивная теория). Другие исследовали развивали взгляды на теорию дедуктивных доказательств, высказывали предположения, определения и аксиомы, развитые друзьями Б. Паскаля Арно и Николем74.
Безусловно, философский идеализм Р. Декарта не поддерживался материалистами Т. Гоббсом и Д. Локком, однако именно идеализм как совокупность взглядов в XIX в. привел к философии права как целостной теории.
В отличие от своих предшественников, Б. Спиноза допускал не только свободу мыслей (Т. Гоббс), но и утверждал новое для философии права XVII в. сочетание свободы мысли, совести и слова. Подтверждая эту триаду, он, в частности, писал: «Каждый по величайшему праву природы есть господин своих мыслей»75. Эти фундаментальные философские постулаты Б. Спиноза дополнял неприкосновенностью частной собственности, ответственность за что полностью воз-
70 См.: Спиноза Б. Избранные произведения: В 2 т. М., 1957. Т. I. С. 553-554.
71 См.: там же. Т. II. С. 300, 567 и др.
72 Спиноза Б. Указ. соч. Т. I. С. 573.
73 Там же. Т. II. С. 288.
74 См.: Асмус В.Ф. Декарт. М., 1956. С. 302-303.
75 Спиноза Б. Указ. соч. Т. II. С. 210.
лагал на государство, а суверенным в государстве он считал народ76. При этом он не отрицал рациональность конституционной монар-хии77. Под непосредственным влиянием завершившихся революций Б. Спиноза заметил: «Цель государства... есть свобода»78, а «...души побеждаются не оружием, а любовью и великодушием»19.
С точки зрения философии и права роль Б. Спинозы исключительно велика уже хотя бы потому, что в центре его философского учения было не государство, не политика или религия, а человек и условия достижения человеческого счастья. Свобода человека и пути ее достижения — главное в учении Б. Спинозы80.
В развитии теории рационализма Б. Спинозе принадлежит одна из главных ролей. Именно он предложил классическую философ-ско-правовую формулу — свобода есть познание необходимости. Другими словами, свобода как базовая философская категория и ключевая правовая норма противопоставляется Б. Спинозой принуждению и насилию. С этической точки зрения она предусматривает ограничения в поведении человека, подчинение установленному порядку вещей, т.е. правопорядку. Мысли Б. Спинозы о свободе как осознанной необходимости пережили века и вошли в число классических философских постулатов.
Б. Спиноза различал законы природы и законы государства. Голландский философ при этом подчеркивал преимущество коллективных форм правления, в которых принимают участие многие, над монархическими, закрепощающими человека, формами правления. Этико-право-вые и философские взгляды Б. Спинозы включали в себя оригинальные подходы к характеристикам процессов, приводящих людей к власти. Он, в частности, считал, что аристократия — это граждане, избранные народом, а демократия — это приход во власть случайных людей.
Размышляя о государстве и праве, Б. Спиноза допускал разумным сочетание государственных и личных интересов, но при этом полагал, что государство, имея права, вполне может обходиться без нагнетания страха81.
76 Спиноза Б. Указ. соч. Т. II. С. 296, 309, 331—337, 341 и др.
77 См.: там же. С. 252, 324—327 и др.
78 Там же. С. 261.
79 Спиноза Б. Указ. соч. Т. I. С. 583.
80 Основное произведение Б. Спинозы («Богословско-политический трактат») издан автором анонимно и конспиративно: печатался в Гамбурге, а не в Амстердаме, как указано в книге; на обложке не было имени автора.
81 См.: Жоль К.К. Указ. соч. С. 260, 312 и др.
Законы Б. Спиноза трактовал как внеклассовые, общечеловеческие и переводил их из области права в сферу морали. Нормы в таком случае представали не как правовые, а как моральные82. Крупнейшие философы XV—XVГI столетий были одновременно и выдающимися математиками, физиками, астрономами, словом, естествоиспытателями и естествооткрывателями. Среди них не только Р. Декарт, Дж. Локк, Т. Гоббс или Б. Спиноза, но и сам Исаак Ньютон (1643-1727). В XVII в., т.е. в «веке гениев», он был выдающимся механиком, математиком, физиком, философом, т.е. гением среди гениев.
V
На рубеже XVII—XVШ вв. наступила эпоха Просвещения. На смену XVII в., веку гениев, пришло XVIII столетие — время титанов-энциклопедистов, первооткрывателей теорем, изобретателей диковинных машин, настало время, когда наука и мыслители были главной движущей силой прогресса во всех сферах деятельности. В это время юриспруденция оказалась в одном ряду с философией, математикой, физикой, механикой.
Первая волна просветителей — И. Кант (1724-1804)83, Дж. Локк, Ш.Л. Монтескье (1689-1755), Ф.М. Аруэ Вольтер (1694-1778), их ученики и последователи — ввела в гражданский и правовой лексикон такие понятия, как «естественный человек», «естественное право», «общественный договор» и др.
Вторая волна эпохи Просвещения — Дидро (1713-1784), Д'Алам-бер (1717-1783), Ж.Ж. Руссо (1712-1778), К.А. Гельвеций (1715-1771), Ф. Шиллер (1759-1805), И.В. Гёте (1749-1832), другие деятели культуры, а также философы И. Кант и Г.В. Лейбниц.
Именно труды Г.В. Лейбница приобрели в эпоху Просвещения особую известность. С юных лет Г. Лейбниц отличался выдающимися способностями: в 12 лет знал латинский язык; успешно изучал греческий; в Лейпцигском, а затем и Йенском университетах получал юридическое, философское и математическое образование; признан автором теории математической логики; известен трудами по дифференциальному исчислению и приобрел известность как выдающийся философ. 11 июля 1700 г. Г.В. Лейбниц стал основателем и первым
82 См.: Спиноза Б. Указ. соч. Т.П. С. 200-201.
83 Сам термин «Просвещение» впервые в 1784 г. использовал и раскрыл его содержание И. Кант.
президентом Берлинского научного общества (Берлинской академии наук). Именно здесь, в Берлине, написаны главные философско-пра-вовые труды Г.В. Лейбница: «Новые опыты о человеческом разуме» (написаны в 1704 г., изданы в 1765-м), «Теодицея. Опыт о доброте Бога, свободе человека и происхождении зла» (1720), «Монадология» (написана в 1714 г., издана в 1720 г.).
Если в трудах выдающихся философов XVI—XVII столетий почти обязательным правилом было противопоставление одних атрибутов и сущностей другим (телесно-протяженную и мысляще-духовную у Р. Декарта), модусы атрибутов (протяжения и мышления у Б. Спинозы), то Г.В. Лейбниц — философ-идеалист, математик, физик, историк и др. — был блестяще образованным юристом. Талант его был признанным, способности — выдающимися. Еще до создания Берлинской академии наук он основал журнал "Acta Eruditorum , сыгравший главную роль в пропаганде знаний в Европе. Сам Г.В. Лейбниц лично написал разным людям более 15 300 писем на немецком, французском и латинском языках. Он вошел в историю и как изобретатель, и как ученый-энциклопедист.
Философия конца XVI — первой половины XVII в. тесно взаимодействовала с теологией, механическим материализмом и рационализмом, не испытывая потребности в альянсе с правом.
Первая попытка такого альянса принадлежит Г.В. Лейбницу, одновременно изучавшему логику, математику, философию и право. В 1666 г. 20-летний мыслитель защитил «Диссертацию о комбина-торском искусстве» и в конце того же года — диссертацию на юридическую тему «О запутанных судебных случаях». В одно время с И. Ньютоном, но независимо от него Г.В. Лейбниц открыл дифференциальное и интегральное исчисление (1675 г.), предвосхитил открытие закона сохранения и превращения энергии, стал основателем теории математической логики и т.д. Ему принадлежит заслуга в том, что он систематизировал и упорядочил правовую систему Майнцкого курфюршества и приобрел обширные знания в области государственного управления, находясь четыре года на службе у Министра курфюршества (1668-1772 гг.) Бойнербурга и около 40 лет служил герцогам Ганновера84. Служба была полезной, но неблагодарной.
В Ганноверском архиве Г.В. Лейбница хранится 75 000 отдельных работ. И хотя собрания его сочинений нет, сборников работ насчитывается не менее 100 томов только на немецком языке. Наиболее полное сочине-
84 Подробнее см.: СоколовВ.В. Указ. соч. С. 372—374. Труды Института государства и права РАН. 2021. Том 16. № 2
ние — 14-томное издание, предпринятое К. Герхардом (1875-1990 гг.). Полного собрания сочинений великого мыслителя до сих пор нет.
Но к теме настоящей статьи относится только то, что связано с философией и правом. Одну из своих задач Г.В. Лейбниц видел в том, чтобы «примерить философию формы и философию материи, соединяя и сохраняя то, что есть истинного в той и другой»85. Абсолютно новаторскими для Европы и мира были две книги Г.В. Лейбница по философии и праву «Новые опыты о человеческом разуме» и «Теодицея». Первая из них вышла в свет после смерти Г.В. Лейбница в 1755 г. Вторая имела подзаголовок «Рассуждение о благости божи-ей, свободе человеческой и начале зла». Это - самое крупное произведение, опубликованное в 1710 г., т.е. при жизни автора.
Г.В. Лейбницу принадлежат фундаментальные труды «Новая система природы и общения между субстанциями, а также о связи, существующей между душой и телом» (1695); «Рассуждения о метафизике» (1686); «Новые опыты о человеческом разуме» (1704); «Теодицея» (1710); «Монадология» (1714) и др. Однако в области юридических идей, востребованных миром знаний, Г.В. Лейбниц наследия не оставил. Признаков диалектики философии и права специалисты, изучавшие его творчество, не обнаружили, хотя, напомним, с юридического образования и защиты в 20-летнем возрасте магистерской и докторской диссертаций (1666 г.) начинался его путь к всемирной интеллектуальной славе.
Г.В. Лейбниц, возрождая традиции Аристотеля, собравшего в свое время более 130 конституций греческих полисов, заложил европейскую традицию международных правовых актов. Так появилась историческая юриспруденция, новое научное направление — анализ и разъяснение истории развития государственного права. Со временем появился более точный термин — история государства и права.
Школа естественного права предприняла некоторые попытки выйти за пределы юридических норм, содействуя тем самым проявлению интереса к истории права, но в целом историческую школу права она не признавала. Идеи Г.В. Лейбница, рассмотревшего действие законов в их движении и развитии, воплотились в четкой философской формуле: настоящее «заражено прошедшим и чревато будущим»86.
Уже в начале своего творческого пути Г.В. Лейбниц различал юриспруденцию фактов и юриспруденцию права и подчеркивал, что пра-
85 Лейбниц Г.В. Избранные философские произведения. М., 1908. С. 169.
86 См.: Жоль К.К. Указ. соч. С. 247.
воведение — это наука не о феноменах, а о ноуменах, т.е. явлениях, постигаемых разумом, а не чувственным опытом87.
При кажущихся противоречиях между школами естественного и исторического права именно у Г.В. Лейбница мы находим первое в истории становления и развития философии права логическую модель естественного права, наполненную историко-философским смыслом. К заслугам Лейбница специалисты в области философии права относят его взгляды на нормотехнику — предшественницу современной законодательной политики88. Философия права Лейбница оказала заметное влияние на развитие европейской науки, философского и юридического образования. Наиболее заметно это воплотилось в педагогическом творчестве, где до начала XIX столетия наиболее сильным было влияние рационалистической философии Самюэля Пуфендорфа (1632—1694). Именно он возглавил первую в Европе кафедру естественного и международного права, созданную в 1661 г. в Гейдельбергском университете. Его труд «О естественном и народном праве», вышедший в свет в 1662 г., входил в число сочинений, на которых строилось обучение в европейских университетах, а затем и в России, и шли оживленные дискуссии, содействовавшие развитию философии права.
Как почти всякого выдающегося мыслителя, гением Г.В. Лейбница при жизни не признали. Более того, в конце жизни он оказался не только гонимым, притесняемым, но и нищим. Тело его без погребения почти месяц пролежало в церковном подвале, а на похороны пришло всего лишь несколько человек.
До конца XVII столетия средствами управления людьми были мораль, религиозные нормы, право и обычаи. Все эти факторы находились в сложном диалектическом единстве, обеспечивали требуемые властью порядок и взаимодействия, но мораль, философия и право развивались по законам прямых параллельных линий: они до конца XVIII столетия практически не пересекались.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Асмус В.Ф. Декарт. М.: Государственное издательство политической литературы (Политиздат), 1956.
Бэкон Ф. Сочинение в двух томах. 2-е изд., испр. и доп. М.: Мысль, 1977—1978.
Гассенди П. Сочинения в двух томах М.: Мысль, 1966—1968.
Гоббс Т. Избранные произведения в 2 томах. М.: Мысль, 1964—1965.
87 Там же. С. 249.
88 См.: Жоль К.К. Указ. соч. С. 249.
Гоббс Т. Сочинения: В 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1989. Гроций Г. О праве войны и мира: В 3 кн. М.: Ладомир, 1994. Декарт Р. Избранные произведения. М.: Государственное издательство политической литературы (Политиздат), 1950. Декарт Р. Сочинения: В 2 т. М., 1989. Т. 1.
Жоль К.К. Введение в философию или пропедевтика к философии (философия для любознательных): Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
Жуков В.И. Истоки философии права в политических учениях Древней Греции // Труды Института государства и права РАН. 2020. Т. 15. № 2. С. 68—87.
Кучеренко Г.Е. Исследования по истории общественной мысли Франции Англии XVI — первой половины XIX в.. М.: Наука, 1981.
Лейбниц Г.В. Избранные философские сочинения. М: Типо-лит. т-во И.Н. Кушнерев и К, 1908.
Локк Д. Избранные философские произведения: В 2 т. М.: Мысль, 1960. ЛоккД. Сочинения: В 3 т. М.: Мысль, 1985-1988. Любимов А.П. Философия права: Учебник для вузов. М.: Юрайт, 2019. Макиавелли Н. Государь. М.: Рипол-Классик, 2018.
Мартышин О.В. Философия права: Учебник для магистров. М.: Проспект,
2017.
Мор Т. Утопия: В 2 т. Т. 2. М.: Наука, 1978.
Нарский И.С. Западноевропейская философия XVII века. М.: Высшая школа, 1974.
Новая философская энциклопедия: В 4 т. М.: Мысль, 2001. СоколовА.Н. Европейская философия XV-XVII веков. М.: Высшая школа, 1984.
Спиноза Б. Избранные произведения: В 2 т. М.: Госполитиздат, 1957. Хейзинг Й. Осень Средневековья / Пер. Д.В. Сильвестрова. М.: Наука, 1988. Четверник В.А. Современные концепции естественного права. М.: Наука,
1988.
Шашкевич П.Д. Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени. М.: Мысль, 1976.
REFERENCES
Asmus, V.F. (1956). Dekart. [Descartes]. Moscow: Gosudarstvennoe izdatel'stvo poli-ticheskoi literatury (Politizdat). (in Russ.).
Bekon, F. (1972). Sochinenie v 2-kh tomakh [Composition in 2 Volumes]. Moscow: Mysl'. (in Russ.).
Gassendi, P. (1966). Sochineniya v 2-kh tomakh [Composition in 2 Volumes]. T. 1. Moscow: Mysl'.(in Russ.).
Gobbs, T. (1989). Sochineniya. V 2-kh t. [Works. In 2 volumes.]. T. 1. Moscow: Mysl' [Mysl]. (in Russ.).
Grotsii, G. (1994). Opravevoinyimira. V3-kh knigakh [On the law of war and peace. In 3 books.]. Moscow: Ladomir. (in Russ.).
Dekart, R. (1950). Izbrannyeproizvedeniya [Selected Works]. Moscow: Gosudarst-vennoe izdatel'stvo politicheskoi literatury (Politizdat) [State Publishing House of Political Literature (Politizdat)]. (in Russ.).
Dekart, R. (1989). Sochineniya. V 2-kh t. [Works. In 2 volumes]. T. 1. Moscow: (in Russ.).
Zhol', K.K. (2004). Vvedenie vfilosofiyu ilipropedevtika kfilosofii (filosofiya dlya lyuboznatel'nykh): Uchebnoe posobie dlya vuzov [Introduction to philosophy or propaedeutics to philosophy (philosophy for the curious): Textbook for universities]. Moscow: YuNITI-DANA. (in Russ.).
Zhukov, V.I. (2020). Istoki filosofi i prava v politicheskikh ucheniyakh drevnei Gre-tsii [The origins of the philosophy of law in the political teachings of ancient Greece]. Trudy Instituta gosudarstva i prava RAN [Proceedings of the Institute of State and Law of the RAS]. 15(2). S. 68-87. (in Russ.).
Kucherenko, G.E. (1981). Issledovaniyapo istorii obshchestvennoi mysli Frantsi i An-glii XVI — pervoi poloviny XIXvekov [Research on the history of social thought in France, England in the 16th and first half of the 19th centuries]. Moscow: Nauka. (in Russ.).
Leibnits, G.V. (1908). Izbrannye filosofskiesochineniya [Selected philosophical works]. Moscow: Tipo-lit. t-vo I.N. Kushnerevi K. (in Russ.).
Lokk, D. (1960). Izbrannye filosofskie proizvedeniya. V 2-kh t. [Selected philosophical works. In 2 volumes]. M.: Mysl' [Mysl].(in Russ.).
Lokk, D. (1985-1988). Sochineniya. V 3-kh t. [Works. In 3 volumes]. Moscow: Mysl' [Mysl]. (in Russ.).
Lyubimov, A.P. (2019). Filosofiyaprava: uchebnikdly avuzov [Philosophy of law: textbook for universities]. Moscow: Izdatel'stvoYurait. (in Russ.).
Makiavelli, N. (2018). Gosudar' [Sovereign]. M.: Izd-vo: Ripol-Klassik. (in Russ.).
Martyshin, O.V. (2017). Filosofiya prava: uchebnik dlya magistrov [Philosophy of law: a textbook for masters]. Moscow: Prospekt. (in Russ.).
Mor, T. (1978). Utopiya. V 2-kh tomakh. [Utopia. In 2 volumes]. T. 2. Moscow: Nauka. (in Russ.).
Narskii, I.S. (1974). Zapadnoevropeiskaya filosofiyaXVIIveka [Western European philosophy of the 17th century]. Moscow: Vysshayashkola.(in Russ.).
(2001). Novaya filosofskaya entsiklopediya. V 4-kh t. [New Philosophical Encyclopedia. In 4 volumes]. T. 4. Moscow: Mysl' [Mysl]. (in Russ.).
Sokolov, A.N. (1984). EvropeiskayafilosofiyaXV—XVIIvekov [European philosophy of the XV-XVII centuries]. Moscow: Vysshayashkola [Higher school]. (in Russ.).
Spinoza, B. (1957). Izbrannye proizvedeniya v dvukh tomakh [Selected works in two volumes.].Moscow: Gospolitizdat. (in Russ.).
Kheizing, I. (1988). Osen' Srednevekov'ya [Autumn of the Middle Ages]. Translated by Sil'vestrov, D.V. Moscow: Nauka.(in Russ.).
Chetvernik, V.A. (1988). Sovremennye kontseptsii estestvennogoprava [Modern concepts of natural law]. Moscow: Nauka. (in Russ.).
Shashkevich, P.D. (1976). Empirizm i ratsionalizm v filosofii Novogovremeni [Empiricism and rationalism in the philosophy of modern times]. Moscow: Mysl' [Mysl]. (in Russ.).
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Жуков Василий Иванович — главный научный сотрудник сектора философии права, истории и теории государства и права Института государства и права РАН, академик РАН.
AUTHOR'S INFO:
Vasiliy I. Zhukov — Chief Researcher, Department of Legal Philosophy, Legal Theory and Legal History, Institute of the State and Law, Russian Academy of Sciences, member of the Russian Academy of Sciences.
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Жуков В.И. Идеи философии права в эпоху Возрождения и первых буржуазных революций (XIV-XVII вв.) // Труды Института государства и права РАН / Proceedings of the Institute of State and Law of the RAS. 2021. Т. 16. № 2. С. 11-43. DOI: 10.35427/2073-4522-2021-16-2-zhukov
FOR CITATION:
Zhukov, V.I. (2021) Ideas of the Philosophy of Law in the Renaissance and the First Bourgeois Revolutions (XIV-XVII Centuries). Trudy Instituta gosudarstva i prava RAN / Proceedings of the Institute of State and Law of the RAS, 16(2), pp. 11-43. DOI: 10.35427/ 2073-4522-2021-16-2-zhukov