Научная статья на тему 'ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ЛЮБВИ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ'

ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ЛЮБВИ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1036
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЮБОВЬ / СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА / ОТНОШЕНИЕ К ДРУГОМУ / ПОЗНАНИЕ ДРУГОГО / СПОСОБНОСТЬ ЛЮБИТЬ / ЛЮБОВЬ КАК ПЕРЕЖИВАНИЕ / ЛЮБОВЬ КАК ПОВЕДЕНИЕ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / LOVE / ESSENCE OF A PERSON / ATTITUDE TO ANOTHER PERSON / KNOWLEDGE OF ANOTHER PERSON / THE ABILITY TO LOVE / LOVE AS AN EXPERIENCE / LOVE AS BEHAVIOR / DEVELOPMENT OF A PERSON

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Демченко Олег Николаевич, Демченко Ирина Владимировна, Семенов Георгий Валентинович

В статье рассматривается любовь в качестве способа отношения к другому человеку, высшей ценности культуры, придающей смысл человеческой жизни. Сущность любви заключается в отношении к своему предмету как уникальному и ценному самому по себе, его несводимости к средству. В любви раскрывается бытие другого человека в его самоочевидности и целостности и открывается индивидуальность собственного «Я». Акцентируется внимание на том, что способность любить невозможно обрести без внутренних усилий продуктивной активности, нацеленных на развитие умения любить. Любовь поднимает человека над своим собственным уровнем, актуализируя его возможности и задавая координаты роста. В этом плане способность любить выступает критерием нравственного совершенствования личности. В статье анализируются определяющие характеристики любви, служащие показателями духовного становления человека и его социального развития. Авторами обосновывается вывод о значении любви, как мощной созидательной силы, которая радикально изменяет сознание человека и его отношение к миру, прокладывает путь к познанию им своей сущности и диалогическому взаимодействию с другими людьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHICAL ANALYSIS OF LOVE IN THE CONTEXT OF PERSONALITY DEVELOPMENT

In the article considers the love as a way of attitude to another person, the highest value of culture, making human life meaningful. The essence of love lies in the relation to its subject as unique and valuable in itself, its irreducibility to the means. Love reveals the being of another person in its self-evidence and integrity and the individuality of its own “I”. The emphasis is on the fact that the ability to love cannot be acquired without the internal efforts of productive activity aimed at developing the ability to love. Love raises a person above its own level, actualizing its capabilities and setting the coordinates of further growth. In this regard, the ability to love acts as a criterion for the moral perfection of an individual. In the article analyzes the defining characteristics of love, which serve as indicators of the spiritual formation of a person and his social development. The authors substantiate the conclusion about the meaning of love as a powerful creative force that radically changes a person’s consciousness and his attitude to the world, paves the way for him to know his essence and dialogical interaction with other people.

Текст научной работы на тему «ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ЛЮБВИ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ»

15. Вебер М. Избранное: Протестантская этика и дух капитализма. М.-СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2016. 656 с.

References and sources

1. Liseev I.K. Prirodnye faktory bytiya cheloveka i obshchestva v situacii tekhnologicheskih transformacij// Filosofiya socioprirodnogo vzaimodejstviya v vek konvergentnyh tekhnologij. M.-SPb.: Nestor-Istoriya, 2018. S. 5-15.

2. Cit po: Gumilevskij L.I. Vernadski V.I. M.: Molodaya gvardiya, 1967. 256 s.

3. Askin YA.F. Filosofskij determinizm i nauchnoe poznanie. M.: Mysl', 1977. 188 s.

4. Parnyuk M.A. Princip determinizma v sisteme materialisticheskoj dialektiki. Kiev: Naukova dumka, 1972. 356 s.

5. Ursul A.D. Global'nye processy, bezopasnost' i ustojchivoe razvitie // Kuda dvizhetsya vek globalizacii. Volgograd: Uchitel', 2014. 400 s.

6. Vernadskij V.I. Biosfera //Izbr. soch V 6 t. M.: Izd-vo AN SSSR, 1960. T.5. 422 s.

7. Vernadskij V.I. Izbrannye trudy po istorii nauki. M.: Nauka, 1981. 360 s.

8. Barkova E.V. K vozrozhdeniyu chelovecheskogo izmereniya v sovremennoj filosofii// Vestnik Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Novye gumanitarnye issledovaniya. 2015. № 1 (42). S. 245-249.

9. Barkova E.V. Ekofilosofiya v poiskah osnovanij teorii prirodno-kul'turnogo naslediya // Vestnik Rossijskogo ekonomicheskogo universiteta im. G.V. Plekhanova. Vstuplenie. Put' v nauku. 2013. № 4 (8). S. 3-8.

10. Gafurov S. Kto ostanovit ekologicheskih frndamentalistov // Literaturnaya gazeta. 2020. № 47 (6714). S.4-5.

11. Chizhevskij A.L.Zemnoe ekho solnechnyh bur'. M.: Mysl',1976. 338 s.

12. Lenin V.I. CHto takoe «druz'ya naroda» i kak oni voyuyut protiv social-demokratov? // Poln. sobr. soch. T.1.

13. Buzskij M.P. Duhovnoe i racional'no-prakticheskoe osvoenie kategorii «ekologicheskoe prostranstv// Pravo i praktika. 2018. № 4. S.284-289.

14. Ekologiya vneshnej i vnutrennej sredy social'noj sistemy EkoMir-9): 9-ya Mezhdunarodnaya nauchnaya konferenciya (Mytishchi -Moskva, 29-30 marta 2018 g.): materialy konferencii. M: Izdatel'stvo MGTU im. N. E. Baumana, 2019. 247 c.

15. Veber M. Izbrannoe: Protestantskaya etika i duh kapitalizma. M.-SPb.: Centr gumanitarnyh iniciativ, 2016. 656 s.

БАРКОВА ЭЛЕОНОРА ВЛАДИЛЕНОВНА - доктор философских наук, профессор кафедры истории и философии Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова (barkova3000@yandex.ru).

BARKOVA, ELEONORA V. - Doctor of Philosophy, Department of history and philosophy, Plekhanov Russian University.

УДК 177.61

ДЕМЧЕНКО О.Н., ДЕМЧЕНКО И.В., СЕМЕНОВ Г.В. ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ЛЮБВИ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Ключевые слова: любовь, сущность человека, отношение к другому, познание другого, способность любить, любовь как переживание, любовь как поведение, развитие личности.

В статье рассматривается любовь в качестве способа отношения к другому человеку, высшей ценности культуры, придающей смысл человеческой жизни. Сущность любви заключается в отношении к своему предмету как уникальному и ценному самому по себе, его несводимости к средству. В любви раскрывается бытие другого человека в его самоочевидности и целостности и открывается индивидуальность собственного «Я». Акцентируется внимание на том, что способность любить невозможно обрести без внутренних усилий продуктивной активности, нацеленных на развитие умения любить. Любовь поднимает человека над своим собственным уровнем, актуализируя его возможности и задавая координаты роста. В этом плане способность любить выступает критерием нравственного совершенствования личности. В статье анализируются определяющие характеристики любви, служащие показателями духовного становления человека и его социального развития. Авторами обосновывается вывод о значении любви, как мощной созидательной силы, которая радикально изменяет сознание человека и его отношение к миру, прокладывает путь к познанию им своей сущности и диалогическому взаимодействию с другими людьми.

DEMCHENKO, O.N., DEMCHENKO, I.V., SEMENOV, G.V.

PHILOSOPHICAL ANALYSIS OF LOVE IN THE CONTEXT OF PERSONALITY DEVELOPMENT

Keywords: love, the essence of a person, attitude to another person, knowledge of another person, the ability to love, love as an experience, love as behavior, development of a person.

In the article considers the love as a way of attitude to another person, the highest value of culture, making human life meaningful. The essence of love lies in the relation to its subject as unique and valuable in itself, its irreducibility to the means. Love reveals the being of another person in its self-evidence and integrity and the individuality of its own "I". The emphasis is on the fact that the ability to love cannot be acquired without the internal efforts of productive activity aimed at developing the ability to love. Love raises a person above its own level, actualizing its capabilities and setting the coordinates of further growth. In this regard, the ability to love acts as a criterion for the moral perfection of an individual. In the article analyzes the defining characteristics of love, which serve as indicators of the spiritual formation of a person and his social development. The authors substantiate the conclusion about the meaning of love as a powerful creative force that radically changes a person's consciousness and his attitude to the world, paves the way for him to know his essence and dialogical interaction with other people.

Проблема любви относится к разряду фундаментальных проблем человеческого существования. В смысловом поле данной проблемы формируется шкала жизненных установок личности, определяющих ее сознание и поведение, отношение к действительности. В настоящее время актуальность исследования проблемы любви продиктована духовным кризисом современной цивилизации и поиском новой системы мировоззренческих установок, обеспечивающих развитие человека и общества. Наступление либеральных ценностей определяет пересмотр традиционных представлений о любви, браке и семье, порождает не только изменения в законодательстве (такие как закон об однополых браках, принятый в ряде европейских стран), но и приводит к переформатированию общественного сознания и даже расколу общества

(например, во Франции и США). Более того, популярные сегодня движение трансгуманизма и философия постмодернизма прямо утверждают, что такие высокие гуманистические ценности культуры как любовь, диалог, смысл жизни, самопожертвование и др. себя дискредитировали и будут не нужны в будущем человечеству.

Любовь - весьма сложный для анализа феномен. Трудности в его постижении обусловлены тем обстоятельством, что это глубоко личное и интимно переживаемое и одновременно абсолютно объективное явление, как и факт смертности человека. В истории культуры экзистенциально-аксиологическое измерение любви получает отражение в философии, религии и искусстве [1; 2; 3; 4; 5]. В свою очередь, наука разрабатывает объективные характеристики любви и методы их эмпирического исследования, процедуры фиксации и измерения ее многообразных проявлений [6; 7]. Сложность изучения проблемы любви во многом определяется ее многоаспектностью и полифункциональностью. На каждом этапе развития общества выявляются новые грани и ракурсы феномена любви, происходит уточнение и углубление его содержания. В этом смысле проблема любви остается «вечной» проблемой человечества.

Любовь выступает глубинной основой человеческой жизни. Она играет важную роль в удовлетворении духовных потребностей людей, связанных с высшими ценностями и идеалами культуры, поиском и реализацией человеком своего истинного предназначения. «Жить - значит быть любимым» (В.О. Ключевский). В тоже время любовь представляет собой противоречивое образование. С одной стороны, она может способствовать духовному самоопределению и совершенствованию человека, гармонизации его отношений с окружающим миром. С другой стороны, любовь может иметь разрушительный характер, так как часто не считается ни с какими общепринятыми взглядами и правилами в ходе достижении своих целей. Например, негативные для индивида последствия может иметь присущая сознанию современного человека «романтизация» любви, в том случае, когда она приводит к противоречию между идеальной и реальной любовью, возникновению внутреннего кризиса личности [8; 9; 10].

В философских и психологических исследованиях (К. Маркс, Л. Фейербах, М. Бубер, Э. Фромм и др.) глубокое обоснование получило положение, согласно которому самосознание и саморазвитие человека выступает продуктом его взаимодействия с другими людьми. Самосознание постоянно корректируется и развивается в ходе подключения человека к системе межчеловеческих связей. Отношение человека к самому себе всегда осуществляется сквозь призму его отношения к другому человеку [11]. В спектре способов отношений к другому человеку любовь имеет особое значение.

Сущностным признаком любви является отношение человека предмету своей любви как незаменимому и самоценному. Она отвергает саму возможность его использования в качестве инструмента достижения каких-либо целей. Данная сущностная черта проявляется во всех многочисленных формах и вариациях любви (любовь мужчины и женщины, любовь к детям, к матери, к Богу, к Родине, к природе и т.д.) и поэтому имеет всеобщий и универсальный характер.

Исходным пунктом любви выступает прямой выход к другому человеку в его безусловной уникальности и целостности. Весь смысл любви состоит в отказе от ложного самоутверждения только собственного Я (эгоизма), трансцендировании своей эгоцентрической ограниченности, благодаря прорыву к другому человеку. Любовь раскрывает и особым образом выражает тайну бытия другого человека [12]. Это становится возможным лишь тогда, когда человек в акте свободной воли признает другого как нечто самобытное и значимое само по себе, осуществляя выход за границы привычных требований и оценок. Только любовь инициирует в нас способность к переходу от понимания реальности собственного существования к пониманию реальности бытия других людей. Она выступает главным средством бытийного равенства и равноправия между людьми. Мы открываем и принимаем бытие другого человека и познаем его сущность в зависимости от силы нашей любви, которая непосредственно определяется масштабом вхождения личности в пространство любви. Поэтому любовь следует рассматривать как высшее духовное проявление человека и фундаментальную основу диалогического общения индивидов.

Любовь всегда предстает в жизни человека в качестве особого симбиоза эмоциональных состояний и переживаний, направленных на другого человека, выражающих глубокую симпатию и привязанность к нему. Это не только удивительное чувство, но и экзистенциональное состояние личности. В нем происходит взаимодействие людей на уровне душевно-духовного измерения,

восприятие и переживание другого в его истинной сущности. Каждый человек заключает в себе нечто отличное от нас и оригинальное, и именно в этой своей уникальности он может и должен быть любим. Духовную жизнь человека в состоянии любви характеризует интенсивный поиск и радость, восхищение и эмоциональный подьем. В любовных отношениях действует механизм диалектического отрицания - отказ от самого себя, забвение себя и растворение в другом. И в этом специфическом духовном акте происходит обретение самого себя и овладение самим собой [13]. Таким образом, любовное утверждение бытия другого человека - это ключ, который открывает дверь не только к постижению сущности другого, но и своей собственной сущности.

В любви каждый открывает свое незаменимое другое Я и желает соединиться с ним, чтобы обрести гармоничное существование. Обычный человек, один из множества, вдруг превращается в незаменимое и неповторимое существо, без которого с этого момента уже нельзя жить. Любимый становится частью тебя, он как бы проникает в собственную личность любящего. Такая духовная работа предусматривает сосредоточение всех духовных ресурсов человека, всего человека как бы в одной духовно реальной точке. При этом другой принимается всем своим существом и становится настоящим внутренним центром его жизни. В результате человек переходит на новый уровень существования, он начинает жить в системе координат любимого. В любви другой человек мысленно наделяется статусом Божества (ведь любимый для него Бог), и таким образом, происходит преодоление конечности индивидуального бытия. В силу имманентной направленности на диалог и особое объединение с другими людьми, способности жить не только для себя и в себе, а с другим и в другом, любовь можно трактовать как истинный способ преодоления одиночества [14].

В любви происходит слияние двоих на таком уровне взаимных чувств, что они становятся единым целым, буквально не могут жить один без другого. Данное движение тем результативнее и полнее, чем в большей мере человек способен отдать другому, а не взять и приобрести у него. В этом аспекте любовных отношений ярко проявляет себя свойственная любви установка благожелательности - не теряя самобытности и независимости своей личности, любящий человек щедро и свободно дарит себя любимому: «Я целиком и полностью твой» [15]. В такой момент человек способен возвыситься над собой, постигнуть свою трансценденцию, которая делает осмысленным его существование. Тем самым, в любви имеет место возвышение предмета до сущности, что приводит к кардинальной трансформации ценностного содержания человеческой жизни, исходных принципов бытия человека и его контактов с окружающей реальностью.

Любовь становится и тем фокусом, который открывает способность видеть сущность, а именно скрытые черты другого, а также верить в лучшее, что есть в нем [16]. Речь идет о таких свойствах любимого человека, о которые он сам и не подозревает, которые им еще не обнаружены и не проявлены во вне. Они выступают точками роста нового миропонимания, нового порядка ценностей. При этом любимому человеку авансируется доверие и уважение как уже заслужившему их наперед и навсегда. В этом состоит тайна «дара» любви как мощного стимула движения человека к духовному идеалу. Обнаруженные в любви лучшие качества человека становятся для него смысложизненными ориентирами, выступая в качестве нормативной программы поведения. Ведь любимый хочет оправдать доверие любимого, быть достойным его любви, поэтому он может и должен стремиться к возвышенному и прекрасному. Требовательность авансированного доверия в любви не ограничивает свободу личности, а действительно мотивирует и развивает ее уникальность и индивидуальность. Поэтому любовь делает человека прекрасным и значительным. Любовь может стать поворотным пунктом в жизни человека, после которого он преображается, становится другим. В этом отношении любовь можно считать одним из главных аргументов в пользу определения человека как существа, стремящегося к совершенству и способного его обрести. Любовь создает предпосылки и открывает веер возможностей для индивидуального развития личности, она предполагает долгосрочный горизонт планирования траектории духовного совершенствования человека.

Любовь выступает источником и результатом развития личности. Ее можно рассматривать в качестве пускового механизма процесса самопреобразования человека. Процессы самосовершенствования и саморазвития встраиваются в процесс любви. Любовь, как и становление человека, носит непрерывный характер, не имеет меры и границ. В этом плане можно говорить о взаимообусловленности процессов любви и развития личности. Они усиливают друг

друга через взаимную стимуляцию. Любовь стимулирует формирование «лучших», желанных для любимого черт и свойств характера, а развитие личностных качеств взращивает способность любить и быть любимым. Тем самым, в любви формируется установка на бесконечный процесс становления личности, что равносильно обретению ею смысла собственного существования.

Любовь не есть пассивное созерцание. Любовь свидетельствуется, открывается и показывается, т.е. включает действия, направленные на другого человека, на предмет любви.

В религиях мира понятие любви и служения Богу и людям являются неразделимыми. Большое внимание обоснованию действенной любви уделяет христианская традиция. В качестве признаков такой любви указываются жертвенность, прощение и примирение. Жертвенную, примиряющую и прощающую любовь характеризуют стремление оказать помощь, ослабить боль и страдания другого человека, сострадание, самоотречение и самопожертвование, терпимость к ошибкам других, прощение обид, отказ от мщения и насилия.

В концентрированном виде описание такой любви дает апостол Павел: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится... А теперь пребывают эти три: вера, надежда, любовь, но любовь из них больше» (Первое послание к коринфянам 13:110). Вершиной христианской любви является нравственная заповедь возлюбить врага своего. В контексте роста глобальных проблем современности и углубляющегося духовного кризиса евангельская идея любви и ненасилия становится действительно единственным реальным способом объединения человечества и путем сохранения и защиты смысла человеческого бытия [17]. Матрицу истинного любовного поведения составляют и такие компоненты, как уважение, забота, ответственность, знание другого [18].

Стратегическую линию, которую проводит любящий в отношении любимого, характеризует уважение его как личности. Взаимное уважение является платформой для возникновения и развертывания любовных отношений. Уважение в любви исключает отношение к другому как инструменту решения собственных проблем. Оно предусматривает готовность воспринимать даже незначительные изменения в любимом, поддерживать и развивать его оригинальность и индивидуальность, не обижать любимого упреками и не оскорблять недоверием. Отсюда становится понятным, почему одну из главных угроз для любви представляет чувство ревности. Последнее отрицает личное достоинство любимого, его автономию, рассматривая его как собственность, т.е. как пассивного объекта, а не активного субъекта любви. Именно поэтому уважение другого выступает скрепляющим любовные отношения стержнем. Эгоцентризм, утрата уважения приводят к распаду и гибели любви.

Забота в любви подразумевает взаимное соучастие субъектов любви в жизни друг друга. Заботу выражает умение самозабвенно дарить, не утверждая собственную значимость, а для счастья другого человека. Дарение не следует понимать как лишение себя чего-то. Дарить это значит обретать. Бескорыстное дарение предполагает передачу любимому своей энергии, знаний, добра, эмоций и, тем самым, обогащает душу другого человека, увеличивает его творческие силы. Дарение вызывает в другом человеке ответное движение. Происходит цепная реакция и в результате оба испытывают эмоциональный подъем, усиливают радость, которую привносят в свою жизнь. В бескорыстном дарении себя другому человеку присутствует сила, которая рождает любовь. Для личности акт дарения - это высшее проявление жизнеспособности человека.

Ответственность в любви заключается в служении и верности, активном беспокойстве за жизнь, состояние и благополучие другого человека, выполнении взятых на себя обязательств в отношениях с ним. Она включает способность дорожить любовью и защищать ее, умение адекватно реагировать на вызовы повседневного бытия, угрожающие любви, сохранять мягкое и ненавязчивое присутствие в жизни человека, преодолевать препятствия, возникающие в ходе любовных отношений, способность к самоконтролю и самопрограммированию, готовность развивать любовь.

Знание в любви предполагает постоянное познания любимого, а также способность конструктивно-критического анализа любовных отношений. Знание о любимом человеке имеет жизнеориентирующие смыслы. Оно представляет собой итог синтеза рационально-логической и

чувственно-интуитивной форм познавательной деятельности, целостного постижения истинной сущности другого человека. Знания в любви затрагивают душевно-эмоциональный строй личности. Они выполняют сигнальную функцию, свидетельствуя о мыслях, чувствах, желаниях.

Любовь недостаточно и некорректно рассматривать только как романтическое чувство. Любовь это, прежде всего, установка на активное познание и развитие своей личности. К сожалению, для многих людей любовь предстает в виде проблемы как быть любимым, что нужно сделать, чтобы их любили, а не в том, чтобы самим уметь любить. Они даже не испытывают потребности в способности любить. Без осознания и понимания значимости умения любить трудно рассчитывать на создание и успешное развитие подлинных любовных отношений. В этом состоит источник многих неприятностей, возникающих в любви. Способность любить невозможно обрести без внутренних усилий, направленных на развитие умения любить. Возникновение и существование любви зависят от того, какое место она занимает в жизни человека, ее роли в выстраивании отношений индивида с другими людьми. Сущность и полнота любви как высшей ценности, которая вносит смысл в нашу жизнь, может быть выявлена только тогда, когда мы демонстрируем готовность к искреннему и продуктивному диалогу с другими людьми, стремление к самоизменению и саморазвитию.

Любовь не есть раз и навсегда достигнутое состояние. Время проверяет на прочность отношения любви, их важно не только сохранять и укреплять, но и постоянно развивать. Динамичность любви исключает ее остановку, гарантированное сохранение достигнутого уровня. Любовь не обретается раз и навсегда, и может в любой момент ослабить свое действие, исчезнуть из жизни человека. Любить по привычке, по инерции означает обрекать любовь на застой, который неминуемо ведет к ее деградации и исчезновению. Любовь невозможно отнять, ее можно только потерять. Защита от утраты любви состоит в непрерывной работе личности над собой, а, следовательно, и над сохранением, умножением и развитием любви. Без постоянной поддержки и подпитки словом, чувством, но, прежде всего, поступками и делами, любовь «выгорает», деформируется и отмирает. Углубление и расширение пространства любви придает ей новые импульсы развития. В конечном счете, только от созидательной деятельности самих субъектов любви зависят перспективы ее существования.

Таким образом, любовь выступает в роли мощного фактора, влияющего на бытие человека. Она генерирует новое понимание жизни и своего предназначения, тем самым реализуя процесс развитие личности, ее «подъем по духовной вертикали» (В.П. Зинченко). В этом смысле способность любить выступает показателем и критерием того, насколько человек продвинулся в своем духовном совершенствовании. Только в любви обнаруживается реальный путь к гармонизации и гуманизации самого человека и его связей с миром. Любовь - это процесс постоянной межличностной коммуникации, который требует мобилизации всех душевно-духовных сил личности. Человек находит в любви точку приложения и смысл своих жизненных устремлений. Способность включаться и создавать вокруг себя пространство любви -магистральное направление развития личности. Все это позволяет говорить о любви как единственно достойном и нравственно оправданном способе существования человека.

Литература и источники

1. Братусь Б.С. Любовь как психологическая презентация человеческой сущности // Вопросы философии. 2009. №12. С. 32.

2. Суханова А.А. Эволюция представлений о любви в истории философии // Аллея науки. 2018. Т.7. № 6(22). С. 573-583.

3. Заховаева А.А. Любовь как высшая социально-духовная ценность (светское и религиозное) // Дискурс. 2019. №4 (30). С. 104-110.

4. Лялина О.О., Корнилов Л.П. Понятие «любви» в философии // Синергия наук. 2019. №32. С.1274-1283.

5. Шестаков В.П. Эрос и культура. Философия любви и европейское искусство. М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 1999. 464 с.

6. Harfield E., Bensman L., Rapson R. A brief history of social scientists attempts to measure passionate love // Journal of Social and Personal Relationships. 2012. Vol.29(2). P.143-164.

7. Tzeng O.C.S. Measurement of Love and Intimate Relations: Theories, Scales, and Applications for Love Development, Maintenance, and Dissolution. Westport, CT 1993. 328 p.

8. Маслова О.В., Джидарьян И.А. Представления о любви и культура: результаты эмпирического исследования // Вестник Кемеровского государственного университета. 2016. №2(66). С. 114-119.

9. Травкова М.Т. Любовь в «традиционных отношениях» // Психология и психотерапия семьи. 2019. №1. С. 5-14.

10. Karen K. D., Kenneth L. D. Cultural perspectives on romantic love //Personal Relationship. 1996. Vol. 3. Issuel March. P. 5-17.

11. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. СПб.: Питер, 2010. С. 262-263.

12. Марсель Г. Трагическая мудрость философии. Избранные работы. М.: Издательство гуманитарной литературы, 1995. С.82.

13. Гегель Г.В. Лекции по эстетике. В 2-х томах. Т.1. М.: Наука, 2007. C.253.

14. Соловьев В.С. Смысл любви: Избранные произведения. М.: Современник, 1991. С.235.

15. Гильдебранд Д. фон. Метафизика любви. СПб.: Алетейя, 1999. С.176.

16. Антоний, митрополит Сурожский. Труды. М.: «Практика», 2002. С.483.

17. Гуссейнов А.А. Этика ненасилия - веление времени //Религия в изменяющейся России. Т. 2 // Пленарные и секционные доклады II Российской научно-практической конференции. Т. 2. Пермь: ПГТУ, 2004. С. 60-64.

18. Фромм Э. Искусство любить. М.: АСТ, 1990. С. 10-15.

References and Sources

1. Bratus' B.S. Lyubov' kak psihologicheskaya prezentaciya chelovecheskoj sushchnosti // Voprosy filosofii. 2009. №12. S. 32.

2. Suhanova A.A. Evolyuciya predstavlenij o lyubvi v istorii filosofii // Alleya nauki. 2018. T.7. N° 6(22). S. 573-583.

3. Zahovaeva A.A. Lyubov' kak vysshaya social'no-duhovnaya cennost' (svetskoe i religioznoe) // Diskurs. 2019. №4 (30). S. 104-110.

4. Lyalina O.O., Kornilov L.P. Ponyatie «lyubvi» v filosofii // Sinergiya nauk. 2019. №32. S.1274-1283.

5. SHestakov V.P. Eros i kul'tura. Filosofiya lyubvi i evropejskoe iskusstvo. M.: TERRA-Knizhnyj klub, 1999. 464 s.

6. Harfield E., Bensman L., Rapson R. A brief history of social scientists attempts to measure passionate love // Journal of Social and Personal Relationships. 2012. Vol.29(2). P.143-164.

7. Tzeng O.C.S. Measurement of Love and Intimate Relations: Theories, Scales, and Applications for Love Development, Maintenance, and Dissolution. Westport, CT 1993. 328 p.

8. Maslova O.V., Dzhidar'yan I.A. Predstavleniya o lyubvi i kul'tura: rezul'taty empiricheskogo issledovaniya // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2016. №2(66). S. 114-119.

9. Travkova M.T. Lyubov' v «tradicionnyh otnosheniyah» //Psihologiya i psihoterapiya sem'i. 2019. №1. S. 5-14.

10. Karen K. D., Kenneth L. D. Cultural perspectives on romantic love //Personal Relationship. 1996. Vol. 3. Issuel March. P. 5-17.

11. Rubinshtejn S.L. Bytie i soznanie. SPb.: Piter, 2010. S. 262-263.

12. Marsel' G. Tragicheskaya mudrost' filosofii. Izbrannye raboty. M.: Izdatel'stvo gumanitarnoj literatury, 1995. S.82.

13. Gegel' G.V. Lekcii po estetike. V 2-h tomah. T.1. M.: Nauka, 2007. C.253.

14. Solov'ev V.S. Smysl lyubvi: Izbrannye proizvedeniya. M.: Sovremennik, 1991. S.235.

15. Gil'debrand D. fon. Metafizika lyubvi. SPb.: Aletejya, 1999. S.176.

16. Antonij, mitropolit Surozhskij. Trudy. M.: «Praktika», 2002. S.483.

17. Gussejnov A.A. Etika nenasiliya - velenie vremeni //Religiya v izmenyayushchejsya Rossii. T. 2 // Plenarnye i sekcionnye doklady II Rossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. T. 2. Perm': PGTU, 2004. S. 60-64.

18. Fromm E. Iskusstvo lyubit'. M.: AST, 1990. S. 10-15.

ДЕМЧЕНКО ОЛЕГ НИКОЛАЕВИЧ - кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии, истории и иностранных языков Норильского государственного индустриального института (demchon@yandex.ru) ДЕМЧЕНКО ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры философии, истории и иностранных языков Норильского государственного индустриального института (lhjy90@yandex.ru)

СЕМЕНОВ ГЕОРГИЙ ВАЛЕНТИНОВИЧ - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры физико-математических дисциплин Норильского государственного индустриального института (Sg40@mail.ru ) DEMCHENKO, OLEG N. - Ph.D. (Philosophy), Associate Professor, assistant professor of the Department of Philosophy, History and Foreign Languages, Norilsk State Industrial Institute (demchon@yandex.ru)

DEMCHENKO, IRINA V. - Ph.D. (Pedagogics), Associate Professor, assistant professor of the Department of Philosophy, History and Foreign Languages, Norilsk State Industrial Institute (lhjy90@yandex.ru)

SEMENOV, GEORGE V. - Ph.D. (Pedagogics), Associate Professor, assistant professor of the Department of Physical and Mathematical disciplines, Norilsk State Industrial Institute (Sg40@mail.ru )

УДК 124.2

МАРМАЗОВА Т.И.

ФИЛОСОФСКО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФУНКЦИЙ ПОЛИТИКИ СКВОЗЬ ПРИЗМУ ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО ДИСКУРСА

Ключевые слова: философско-политический анализ, цивилизационный дискурс, функции политики, телеологизм, политическая рефлексия, дискурсные комплексы, мыслеобразующая функция, мыслеобразующий процесс, геополитическая идея.

Статья посвящена философско-политическому анализу современного цивилизационного дискурса в рамках функционирования коммуникационно-семантического и культурно-информационного пространства политики путем выяснения специфики функций политики. Рассмотрены феномены телеологизма и рефлексии с точки зрения применения функционального подхода в политике. Обосновано использование терминов «мыслеобразующая деятельность», «мыслеобразующий процесс».

MARMAZOVA, T.I.

PHILOSOPHICAL-POLITICAL ANALYSIS OF THE FUNCTIONS OF POLITICS THROUGH THE PRISM OF CIVILIZATIONAL DISCOURSE

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: philosophical-political analysis, civilizational discourse, functions of politics, teleologism, political reflection, discourse complexes, thought-forming function, thought-forming process, geopolitical idea.

The article is devoted to philosophical-political analysis of contemporary civilizational discourse in the framework of functioning communication-semantic and cultural-information space of the policy by clarifying the specific functions of policy. It considers the phenomena of teleology and reflection from the point of view of applying a functional approach in politics. It substantiated the usage of the terms «thought-forming function», «thought-forming process».

Политика со времен появления одноименного трактата Аристотеля является объектом особого внимания мыслителей всех времен и народов. И это не случайно, поскольку она синтезирует в себе организационную, регулятивную и контрольную деятельность, направленную

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.