Научная статья на тему 'Нравственные основания реализации личности в творчестве Н. А. Бердяева'

Нравственные основания реализации личности в творчестве Н. А. Бердяева Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
521
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕРДЯЕВ / ЭТИКА / ЛИЧНОСТЬ / ОБЪЕКТИВАЦИЯ / ТВОРЧЕСТВО / СВОБОДА / ЛЮБОВЬ / BERDIAEV / ETHICS / PERSONALITY / OBJECTIFICATION / CREATIVITY / FREEDOM / LOVE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кутикина Т. В.

В статье проанализирован этический смысл направлений реализации личности по Николаю Бердяеву. С точки зрения Бердяева, каждый человек потенциально является личностью, т.е. свободным нравственным существом. Он может реализовать в себе это качество на основе усилий, которые распределяются трем направлениям. Личностная самореализация требует нравственно относиться: а) к себе, б) к другим людям, в) к окружающему миру. Нравственное отношение к себе предполагает свободу. Нравственное отношение к людям есть любовь к ним. А нравственное отношение к окружающему миру отождествляется Бердяевым с любовью к природе. По мысли Бердяева, ни к себе, ни к другим людям, ни к миру в целом нельзя относиться как к объекту. Трем направлениям личностной самореализации у Бердяева соответствуют три сферы жизни, достойные личностного бытия. Это творчество, межличностные отношения и познание окружающего мира. Во всех этих сферах индивидуальная нравственность опирается на запрет объективации. Ведь настоящая личность видит и в себе, и в других людях, и в природе свободное живое начало, а не мертвые объекты. Для современной этической теории в философии Бердяева наиболее интересны взаимосвязь и взаимозависимость свободы и любви, которая позволяет сформировать исключающее объективацию отношение к другим и миру. Философ утверждает, что только свободная личность способна любить и только любящий, открытый для других человек может стать по-настоящему свободным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MORAL GROUNDS FOR THE REALIZATION OF PERSONALITY IN THE WORK OF N. A. BERDYAEV

The paper analyzes the ethical meaning of Berdiayev’s conception of becoming a person which includes three main directions. For Berdiayev, each individual is a potential person, i.e. a free moral being. The Russian philosopher had a clear understanding of how we can attain personal existence. It goes in three directions. To become a person, it is necessary to treat oneself, other people, and the world ethically. Ethical treatment of the own self presupposes freedom. Ethical attitude towards people is identical with love for them. And ethical attitude towards the world is love for nature. The cognition of the world is carried out through living communication and love. It is strictly forbidden to treat as an object the own self, other people or the world as a whole, because the personal existence excludes any kind of objectification. According to the three directions of personal self-realization, Berdayev constructs three spheres of life worthy of personal existence. They are creativity which is the highest manifestation of freedom, interpersonal relations and knowledge of the world. The person must act morally in all these spheres, i.e. avoid objectification in all of them. She/he sees in her/himself, other people, and nature not dead objects, but a free living beginning. The most topical point of Berdayev 's conception of self-realization is the interdependence of freedom and love. Only a free person can love, and only a loving, openminded person can become genuinely free.

Текст научной работы на тему «Нравственные основания реализации личности в творчестве Н. А. Бердяева»

Т. В. Кутикина

Тульский государственный педагогический университет

им. Л. Н. Толстого

НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВАНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ТВОРЧЕСТВЕ Н. А. БЕРДЯЕВА

В статье проанализирован этический смысл направлений реализации личности по Николаю Бердяеву. С точки зрения Бердяева, каждый человек потенциально является личностью, т.е. свободным нравственным существом. Он может реализовать в себе это качество на основе усилий, которые распределяются трем направлениям. Личностная самореализация требует нравственно относиться: а) к себе, б) к другим людям, в) к окружающему миру. Нравственное отношение к себе предполагает свободу. Нравственное отношение к людям есть любовь к ним. А нравственное отношение к окружающему миру отождествляется Бердяевым с любовью к природе. По мысли Бердяева, ни к себе, ни к другим людям, ни к миру в целом нельзя относиться как к объекту. Трем направлениям личностной самореализации у Бердяева соответствуют три сферы жизни, достойные личностного бытия. Это творчество, межличностные отношения и познание окружающего мира. Во всех этих сферах индивидуальная нравственность опирается на запрет объективации. Ведь настоящая личность видит и в себе, и в других людях, и в природе свободное живое начало, а не мертвые объекты. Для современной этической теории в философии Бердяева наиболее интересны взаимосвязь и взаимозависимость свободы и любви, которая позволяет сформировать исключающее объективацию отношение к другим и миру. Философ утверждает, что только свободная личность способна любить и только любящий, открытый для других человек может стать по-настоящему свободным.

Ключевые слова: Бердяев, этика, личность, объективация, творчество, свобода, любовь.

T. V. Kutikina

Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University

(Tula, Russia)

MORAL GROUNDS FOR THE REALIZATION OF PERSONALITY IN THE WORK OF N. A. BERDYAEV

The paper analyzes the ethical meaning of Berdiayev's conception of becoming a person which includes three main directions. For Berdiayev, each individual is a potential person, i.e. a free moral being. The Russian philosopher had a clear understanding of how we can attain personal existence. It goes in three directions. To become a person, it is necessary to treat oneself, other people, and the world ethically. Ethical treatment of the own self presupposes freedom. Ethical attitude towards people is identical with love for them. And ethical attitude towards the world is love for nature. The cognition of the world is carried out through living communication and love. It is strictly forbidden to treat as an object the own self, other people or the world as a whole, because the personal existence excludes any kind of objectification. According to the three directions of personal self-realization, Berdayev constructs three spheres of life worthy of personal existence. They are creativity which is the highest manifestation of freedom, interpersonal relations and knowledge of the world. The person must act morally in all these spheres, i.e. avoid objectification in all of them. She/he sees in her/himself, other people, and nature not dead objects, but a free living beginning. The most topical point of Berdayev 's conception of self-realization is the interdependence of freedom and love. Only a free person can love, and only a loving, open-minded person can become genuinely free.

Keywords: Berdiaev, ethics, personality, objectification, creativity, freedom, love.

DOI 10.22405/2304-4772-2020-1 -1 -91 -98

Понятие личности является одной из ключевых категорий этики. Ведь только личность способна делать свободный нравственный выбор. Этот тезис ярко и убедительно выразил великий русский философ Николай Александрович Бердяев, провозгласивший, что «этика основана на личности, и без личности нет этики» [3, с. 123]. Бердяев поставил личность и связанные с ней этические проблемы нравственного выбора, свободы, творчества, одиночества, общения, любви в центр своего философствования. Он писал: «Настоящая философия, которой действительно что-то открывается, есть не та, которая исследует объекты, а та, которая мучится смыслом жизни и личной судьбы» [6, с. 240].

Исследователи творчества Бердяева вполне обоснованно утверждают, что все его творчество пронизано этическим содержанием. В. Зеньковский в своей «Истории русской философии» отмечает «основоположное значение моральной сферы во всем творчестве Бердяева» [8, с. 718]. А связующей нитью в этическом учении философа, на наш взгляд, является именно идея личности.

Бердяев называет личностью далеко не каждого человека. Каждое человеческое «я» является ею лишь потенциально: ««Я» есть изначальная данность, личность же есть заданность» [6, с. 296]. Первое, что человек, по Бердяеву, осознает, это он сам. Далее он взаимодействует с другими людьми и окружающим миром, и в ходе этих взаимодействий формируется его личность. Не реализовавшего в себе личности человека философ называет индивидом, субъектом или просто человеческим «я». Он противопоставляет концепт «личность» всем этим понятиям, как этическую категорию - сугубо антропологическим категориям.

Нравственное отношение личности к себе самой

Согласно антропологической концепции Бердяева, в каждом человеке присутствует его индивидуальная психосоматическая природа. Она выступает в качестве объективной данности. Но этим человек не ограничивается: он «не только физическое существо, но и не только психическое существо в природном смысле слова» [2, 131-132]. В дополнение у него есть также само его «я» - духовное начало, абсолютно свободное, ничем не детерминированное. «Основным противоположением, - утверждает Бердяев, - должно быть признано противоположение духа и природы... Это есть прежде всего противоположение жизни и вещи, свободы и необходимости, творческого движения и пассивного претерпевания толчков извне» [5, с. 25-26]. Философ видит источник человеческой свободы именно в сфере духа, к которой относит человеческое «я», и которая противопоставлена всему природному: «Источник свободы не в душе и тем менее в теле человека, не в природном существе человека, всегда подчиненном природной закономерности и со всех сторон

ограниченном внешними определяющими силами, а в духе, в стяжании духовной жизни» [6, с. 90].

Хотя свобода заложена в каждом человеческом «я», философ приходит к выводу, что не каждый из нас находит в себе силы реализовать свою свободу. В способности реализовать свободу Бердяев и видит главное отличие личности: «Реализация личности есть достижение внутренней свободы, когда человек не определяется уже извне» [6, с. 314]. Такая реализация свободы болезненна: «Свобода трудна и порождает боль и страдание. Трагизм жизни связан со свободой» [6, с. 314]. Философ говорит о людях, отказывающихся от свободы, чтобы не испытывать страданий.

Таким образом, личность для Бердяева - это человеческое «я», реализовавшее свою свободу. Человека, не сумевшего реализовать заложенной в нем свободы, живущего по законам детерминизма, Бердяев называет всего лишь «индивидом». Чтобы стать личностью, такой индивид должен включиться в сложную духовную работу: «Личности нет без работы духа над душевным и телесным составом человека. Человек может иметь яркую индивидуальность и не иметь личности» [6, с. 296]. Личность, по Бердяеву, - это свободное усилие, которое человек прилагает к работе над своей душевной и телесной индивидуальностью.

Совершенно очевидно, что в контексте философского мировоззрения Бердяева, понятие «индивид», в отличие от понятия «личность», не несет в себе этического содержания. Индивид не совершает самостоятельного нравственного выбора. Он лишь делает то, что заложено в него природой и влиянием окружающего общества. На свободный нравственный поступок способна лишь личность. Также очевидно, что бердяевский человек-личность рассматривает себя в первую очередь не с объективной, а с субъективной стороны, не объективирует себя, т.к. для него важнее не собственные индивидуальные качества, а открывающаяся ему неограниченная свобода. Высшим проявлением свободы Бердяев считает творчество: «Настоящая проблема свободы есть проблема творчества» [4, с. 283]. В творчестве личность не просто совершает выбор между несколькими представленными возможностями, а создает новое: «Творчество есть величайшая тайна жизни, тайна явления нового, небывшего, ни из чего не выводимого, ни из чего не вытекающего, ни из чего не рождающегося» [3, с. 136].

Таким образом, можно сделать первый вывод по содержанию концепции самосовершенствования Бердяева: личностью может быть назван человек, сумевший реализовать свою независимость от собственной объективности, свою свободу. В отношении свободы личность у Бердяева противопоставлена индивиду.

Нравственное отношение личности к другим

Философ называет разные факторы, формирующие из человеческого «я» личность. Помимо реализации заложенной в каждом человеке свободы в

творчестве, это еще и взаимоотношение с другими личностями. «Общение между «я», «ты» и «мы» помогает «я» стать личностью. Личность укрепляется в общении, в выходе из себя в другого» [6, с. 277]. Более того, Бердяев считает, что это общение должно иметь нравственное содержание - быть любовью к другому «я»: «Существует глубокая и неразрывная связь между личностью и любовью. «Я» превращается в личность через любовь» [6, с. 280]. Философ тесным образом связывает понятия личности и любви: «Личность связана с любовью. Личность есть существо любящее и существо ненавидящее» [1, с. 273]. Однако межличностное общение далеко не всегда является приятным. Даже более того, оно так же мучительно, как и все моменты в реализации личности: «Общение мучительно трудно, потому что личности представляют разные и таинственные миры, лишь частично соприкасающиеся и друг другу открывающиеся» [1, с. 312].

Хотя Бердяев и говорит о реализации личности через свободу и творчество, он считает разрушительными для личности эгоизм, эгоцентризм, замкнутость на своем «я», даже если они сопряжены с творческим усилием: «Борьба за личность есть борьба против «ячества», против помешательства на своем «я»» [6, с. 300]. Эгоизм, по Бердяеву, есть то состояние, при котором «я» превалирует над личностью. Он порождает зло, ведущее к разрушению личности.

Вместе с тем, жертвенная любовь к другому не должна означать нелюбви к себе. Философ призывает «любовно опознавать в себе личность, ее тождество, ее единственность и неповторимость» [6, с. 314]. Однако любить в себе надо именно личность. Такое самолюбие отнюдь не тождественно эгоизму. Эгоизм есть любовь к своему «я», но не к своей свободной личности. Бердяев призывает жертвовать своим «я» ради любви к ближнему, но при этом никогда не жертвовать своей личностью: «Эгоизм и эгоцентризм происходят от «я», а не от личности. Жертвовать можно только «я», личность же нужно реализовать» [6, с. 247].

В каких же случаях человек выступает как личность, а в каких ведет себя лишь как эгоистическое «я»? Критерием здесь может быть отношение к тем, кого данный человек любит. Подлинной любовью Бердяев считает любовь к личности: «Любовь есть всегда любовь к личности» [3, с. 166]. Перед любящим взором раскрывается сама личность другого человека: «сущность любви в том и заключается, что она раскрывает личность другого, ни с кем другим не тождественную, есть выход из одной личности в другую личность» [6, с. 313].

Второй существенный вывод по содержанию концепции самосовершенствования Бердяева состоит в том, что любящая личность смотрит на предмет своей любви без объективации, видит в нем личность, а не объект физического или эстетического наслаждения. Это происходит потому, что любящий человек вступает в межличностные отношения, отвергая отношения субъект-объектные. Когда любимый человек является для любящего лишь объектом, любовь оборачивается эгоизмом и не несет в себе никакой

нравственной ценности. В таком случае любящий человек предстает не личностью, а эгоистическим «я». А в персонифицированной любви сам любящий начинает жить личностной жизнью.

Напрашивается вопрос, можно ли любить подлинной персоналистической любовью человека, еще не достигшего уровня личностного существования. Мы помним, что перед взором любящего раскрывается личность любимого, а также то, что каждый человек потенциально является личностью. Ответом является то, что подлинно любящий видит в любимом человеке личность, потенциально имеющуюся в каждом человеческом «я». Если же любящему удается пробудить в любимом человеке ответную любовь, то тот уже в полной мере раскрывает в себе личностное существование, ибо тоже начинает любить. Таким образом, хотя человеческое «я» и является для Бердяева основой личности, мы видим, что, обсуждая любовь, философ противопоставляет концепт личности, несущий в себе этическое содержание, концепту «я».

Нравственное отношение личности к окружающему миру

Для концепции нравственного самосовершенствования Бердяева характерен не объективировать не только другие личности, но также и весь окружающий мир. А так как все творчество Бердяева пронизано темой этики, в этом состоит этичное отношение к миру. Например, Бердяев говорит об общении человека с животными как с необъективированными другими «я», признает живое общение и дружбу человека с собакой, которая становится для него «ты», а не объектом: «В этой точке совершается примирение человека с отчужденной, объективированной природой, в природе человек встречает не объект, а субъекта, друга. Отношение человека к собакам имеет метафизическое значение, ибо здесь происходит прорыв через объекты к подлинному существованию» [6, с. 277]. В животных философ тоже находит личностное начало, хотя и на низшем уровне: «личность не есть исключительное достояние человеческого мира, но всякое бытие есть бытие личное, хотя бы в низшей иерархической ступени. Боль связана с личностью» [3, с. 170].

Если рассуждать в этом направлении, то можно найти личностное начало во всей живой природе, способной чувствовать. Но далее мы видим, что философ призывает относиться с любовью не только к живой, но и к неживой природе: «Любовь к природе, к минералу, к растению и животному есть уже духовный опыт» [5, с. 45]. А духовное у Бердяева, как мы помним, тождественно личностному. Как же возможна духовная любовь к неживой природе?

В трудах философа мы находим слова об общении с духами природы. Он говорит, что в христианскую эпоху существовал запрет на магию, как общение с природными духами, ибо это общение не было духовным, находилось не в сфере свободы, а «еще в сфере необходимости», «ибо духи

природы властвовали над человеком» [2, с. 275-276]. Но человек, сделавшийся свободной личностью, «будет властвовать над иерархией природных духов не путем корыстного разъединения, а путем любовного соединения». Т.е., относясь к природе с любовью, человек избавится от власти над собой духов природы. Философ призывает взглянуть на природу не глазами науки и техники, для которых она - лишь механизм, а глазами магии, для которой «природа всегда одухотворена», и вступить «в общение не с механическими силами, а с природными духами» [2, с. 277]. В этом случае возможна любовь к окружающей природе не как к объекту, а как к живому началу, с которым возможно общение.

Познавать окружающий мир философ учит не через объективацию, а через общение: «Общение с людьми, с животными, с растениями, с минералами не есть объективация, и тут раскрывается возможность иных путей познания» [6, с. 250]. Должен иметь место ««Личный» характер познания» [6, с. 241]. В плане познания окружающего мира философ противопоставляет личность субъекту: «Человек был превращен в субъект гносеологический лишь по отношению к объекту, к объективированному миру и для этой объективации. Вне же этой объективации, вне стояния перед бытием, превратившимся в объект, субъект есть человек, личность, живое существо, само находящееся в недрах бытия» [6, с. 247]. Человек может называться субъектом только в отношении объекта, субъект стоит перед объектом, рассматривает его, как нечто внешнее по отношению к себе. Личность же рассматривает окружающий мир не как нечто внешнее и чуждое себе, а как то существование, к которому можно приобщаться и с которым можно общаться. В данном случае философ призывает не только не рассматривать человека как объект, но также не рассматривать его лишь как субъекта, созерцающего объекты.

Соответственно, третьим ключевым выводом по содержанию концепции самосовершенствования Бердяева является то, что в плане отношения к окружающему миру личность у Бердяева противопоставляется субъекту. Личность относится к окружающему миру нравственно, а субъект -равнодушно.

Заключение

Мы обнаружили три направления становления личности в концепции Н. А. Бердяева: реализация заложенной в каждом свободы, которая осуществляется через творчество; любовь к другим личностям; познание окружающего мира через общение. В первом случае философ призывает не рассматривать самого себя как объект, во втором случае не следует видеть объекты в других людях, а в третьем - и весь окружающий мир не рассматривать лишь как объект. То есть для становления личности надо изгнать объективацию из разных сторон своей жизни. А так как объективация для философа тождественна злу, можно сказать, что он призывает человека этично

относиться и к себе самому, и к другим людям, и к окружающему миру. Только такая позиция делает человека личностью.

В качестве этических факторов становления личности философ называет свободу и любовь. Мы согласны, что для нравственного становления важны оба этих фактора. Внутренне свободный, но не любящий других человек останется самовлюбленным эгоистом, замкнутым на своем «я», не сумеет стать настоящей личностью. А добрый, но не свободный, не ценящий своего личностного начала человек пожертвует ради других реализацией своей личности и будет жить чужими целями.

Впрочем, любовь, свобода и творчество - взаимообусловлены. Эту взаимозависимость основных категорий этики Бердяева замечают исследователи его трудов: «В своем положительном выражении, по мнению Бердяева, свобода (и творчество) должны пониматься как любовь. Следует заметить, что в работах философа слова «творчество», «свобода», «любовь» синонимичны и передают разнообразные грани одного и того же процесса -существования смысла в мире» [9]. По-настоящему любить способна только духовно свободная личность. Межличностная любовь является проявлением свободы. Вместе с тем любовь делает личность свободной, не зависимой от мира вещей, ведь «в любви возможно преодоление природной причинной зависимости» [7, с. 89]. Поэтому любовь и свобода «взаимно определяются друг через друга» [7, с. 89]. Только любящий и свободный человек может быть назван живой личностью, которая этично относится и к себе, и к другим, и ко всему окружающему миру.

Литература

1. Бердяев Н. А. О рабстве и свободе человека // Эрос и личность. Философия пола и любви. СПб., 2012.

2. Бердяев Н. А. Смысл творчества. Опыт оправдания человека. Харьков: Фолио ; М.: АСТ, 2002. 688 с.

3. Бердяев Н. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики. Париж, 1931. 320 с.

4. Бердяев Н. А. Судьба России. М.: Сов. писатель, 1990. 346 с.

5. Бердяев Н. А. Философия свободного духа: [сб.]. М., 1994. 479 с.

6. Бердяев Н. А. Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения // Философия свободного духа. М., 1994.

7. Васильев Д. Ю. Идея Эроса в философской системе Н. Бердяева // Философский космос России. Памяти Н. А. Бердяева (1874-1948): материалы научной конференции. Уфа, 1998. С. 86-105.

8. Зеньковский В. В. История русской философии. М.: ЭКСМО-Пресс; Харьков: Фолио, 2001. 894 с.

9. Силантьева М. В. Этика творчества Николая Бердяева : дис. ... канд. филос. наук : 09.00.05 / Силантьева Маргарита Вениаминовна. М., 1993. 187 с.

References

1. Berdyaev N. A. O rabstve i svobode cheloveka // Eros i lichnost'. Filosofiya pola i lyubvi / N. Berdyaev. SPb., 2012.

2. Berdyaev N. A. Smysl tvorchestva. Opyt opravdaniya cheloveka. Har'kov: Folio ; M.: AST, 2002. 688 s.

3. Berdyaev N. O naznachenii cheloveka. Opyt paradoksal'noj etiki. Parizh, 1931. 320 s.

4. Berdyaev N. A. Sud'ba Rossii. M.: Sov. pisatel', 1990. 346 s.

5. Berdyaev N. A. Filosofiya svobodnogo duha: [sb.]. M., 1994. 479 s.

6. Berdyaev N. A. Ya i mir ob"ektov. Opyt filosofii odinochestva i obshcheniya // Filosofiya svobodnogo duha / N. A. Berdyaev. M., 1994.

7. Vasil'ev D. Yu. Ideya Erosa v filosofskoj sisteme N. Berdyaeva // Filosofskij kosmos Rossii. Pamyati H. A. Berdyaeva (1874-1948): materialy nauchnoj konferencii. Ufa, 1998. S. 86-105.

8. Zen'kovskij V. V. Istoriya russkoj filosofii. M.: EKSMO-Press; Har'kov: Folio, 2001. 894 s.

9. Silant'eva M. V. Etika tvorchestva Nikolaya Berdyaeva : dis. ... kand. filos. nauk : 09.00.05 / Silant'eva Margarita Veniaminovna. M., 1993. 187 s.

Статья поступила в редакцию 13.01.2020 Статья допущена к публикации 15.06.2020

The article was received by the editorial staff 13.01.2020 The article is approved for publication 15.06.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.