ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Пятилетова Л. В. Роль объекта любви в формировании человека любящего в психологической антропологии Э. Эриксона // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 08 (август). - 0,5 п. л. - URL: h ftp://e-koncept.ru/2020/202031. htm.
ART 202031 DOI 10.24411/2304-120X-2020-12031 УДК 159.9.01
Пятилетова Людмила Владимировна,
кандидат философских наук, доцент кафедры философии и истории ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет путей сообщения», г. Екатеринбург ЬуиЬа.р73@уапЬех. ги
Роль объекта любви в формировании человека любящего в психологической антропологии Э. Эриксона
Аннотация. Цель исследования - раскрытие природы и сущности любовного чувства в экзистенциально-антропологических сюжетах психологической теории Э. Эриксона посредством анализа роли объекта любви в становлении субъективности Я любящего. Поскольку тема любви Эриком Эриксоном специально не выделялась, это определило необходимость данного исследования, в результате которого: 1) выявлена сущность любви как экзистенциального чувства, определяемая Э. Эриксоном через предназначение, что обусловливает возможность достижения онтологической целостности как на уровне индивидуального бытия (бытия в качестве человека любящего с особой структурой личности), так и общечеловеческого (дающего одновременно и антропологически более утонченные, и онтологически более прочные основания существования в мире), где оба уровня взаимосвязаны посредством экзистенции бытия любящих; 2) реконструирована природа любви, отраженная в эгопсихологии Э. Эриксона в трех детерминирующих друг друга добродетелях (доверие - верность - забота) как основных витальных силах эволюционного развития личности; 3) показан механизм субъект-объектного взаимодействия «(участников» любви, посредством которого актуализируется природа любви и в полной мере реализуется ее сущность.
Ключевые слова: Эрик Эриксон, психологическая антропология, субъект, объект, личность, субъективность, человек, любовь. Раздел: 19. 00.00 Психологические науки.
Введение
В ХХ в. представления о любви принципиально изменились. В частности, произошел революционный переворот в рассмотрении способов «диспозиции» объекта и субъекта в контексте становления чувства любви.
Своеобразным «итогом» человеческой рефлексии над природой и сущностью любовного чувства в ХХ в. становится философско-психологическая концепция любви Э. Фромма [1 ]: в многократно переиздаваемой в Америке, а также изданной во всех европейских странах мира книге «Искусство любить» автору удалось зафиксировать универсальные для западноевропейской культуры закономерности чувства: 1) способность любить - одно из основных онтологических условий возможности любви; 2) уровень развития, а также наличие у человека любящего «психологической доминанты» саморазвития - ключевая антропологическая предпосылка онтологии любви [2].
Это (коллективное) наблюдение в области психологии и, как следствие, философии любви (лапидарно представленное в работах Э. Фромма) сопоставимо с осуществленным И. Кантом «коперниканским переворотом» в области философского знания: Иммануил Кант изменяет взгляд на предпосылки познания, «обращая» отношение субъекта и объекта, наделяя субъекта ведущей ролью в познании [3].
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Пятилетова Л. В. Роль объекта любви в формировании человека любящего в психологической антропологии Э. Эриксона // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 08 (август). - 0,5 п. л. - URL: h ftp://e-koncept.ru/2020/202031. htm.
Однако величайшее открытие XVIII в. в области рефлексии исходных условий возможности познания не коснулось стереотипного образа познавательной активности: повседневное мышление до сих пор исходит из представления о поступлении всего «нового» (информации, знания и т. д.) исключительно извне, сохраняя приоритет за объектом познавательной активности.
Подобным образом в повседневности мыслится и «процесс» любви: любить - это достаточно просто, сложность лишь в наличии «подходящего объекта» любви [4]. Ценностные установки общества потребления, смешанные с аксиологическими «расширениями» общества переживания [5], лишь усиливают «вес» объекта любви. Ранее же, как отмечает Э. Фромм, акцентированию роли объекта любовного чувства способствовало повсеместное распространение (по сравнению с традиционным периодом в жизни западноевропейского общества) романтического типа любви, когда сам факт возможности выбирать объект чувства увеличивал свободу предоставляемого выбора, максимально исключая «режим» утилитарной функциональности возлюбленного.
Для современного этапа развития романтической любви характерна предельная проблематизация Я - Ты отношений, поскольку скрупулезный учет потребностей «повседневного» романтического любовного чувства интенсифицирует момент необходимости иного «качества» объекта любви для актуальной на текущий момент любовной онтологии [6]: «любимый должен будоражить воображение эротическим накалом чувств, то есть он одновременно, например, должен быть и мужем, и отцом детей, и "любовником", и другом, и, возможно, "деловым партнером", разделяющим профессиональные интересы... Запросы современного любящего Я к любимому Ты велики. » [7]
Чувствуя неотвратимую сложность «коперниканского переворота» в обыденно-повседневных представлениях о любви, Э. Фромм в предисловии к «Искусству любви» отмечает: «Эта книга разочарует тех, кто ждет простых указаний» [8], между тем «любовь - действительно единственный удовлетворительный и здоровый ответ на вопрос о смысле человеческого существования» [9].
Без сомнения, повседневность, разделяемая каждым без исключения индивидом, накладывается на сознание человека наиболее глубоко [10], поэтому разнообразные индуктивные наблюдения как результат конкретно-образного мышления для человека настолько «самоочевидны», что с трудом поддаются разоблачению.
Методология и результаты исследования
Между тем западная культура создала все условия для развития индивидуальной способности к любви, вследствие чего человек, рассматриваемый в качестве закономерного «продукта» западной цивилизации, может быть конституирован как «человек любящий» с особой структурой личности, поэтому роль субъекта любви становится решающей.
Однако и это не является окончательным наблюдением, и в данном исследовании в полной мере (посредством рассмотрения способности человека к любви на всех этапах его взросления в работах современника Э. Фромма норвежского эгопсихолога Э. Эриксона) будет максимально раскрыта вся функциональная палитра диалектической взаимозависимости объекта и субъекта любви, одновременно и подтверждающая, и опровергающая представления «обывателя» о роли объекта любви в обретении личного счастья.
Таким образом, предметом исследования в данной статье стало становление человека как субъекта любовного чувства в психологической антропологии Эрика Эрик-сона в контексте процесса непрерывной «ролевой инверсии» субъект-объектного взаимодействия в отношениях любви, что способствует выявлению причин ведущей роли
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Пятилетова Л. В. Роль объекта любви в формировании человека любящего в психологической антропологии Э. Эриксона // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 08 (август). - 0,5 п. л. - URL: h ttp://e-koncept.ru/2020/202031. htm.
объекта любви в актуализации и «наращивании» субъективности человека любящего. Общий контур концепта любви представилось возможным воссоздать путем экспликации из целостного дискурса Э. Эриксона преимущественно с помощью таких ставших ключевыми методов исследования, как герменевтика, метод симптоматического чтения, гипотетико-индуктивный и компаративистский метод.
Итак, становлению полноценной онтологии человеческого как способа существования в качестве человека любящего на ранних этапах развития личности, особо подчеркивает Эрик Эриксон, необходимо одно условие - это любовь (матери или любого лица, способного ее аутентично заменить), которая пронизана «ощущением надежности и взаимным узнаванием» [11].
Безусловная родительская любовь жизненно важна для формирования чувства идентичности, дающего первый опыт того, что позже - когда нахлынет «настоящая любовь» - получит название чувства «благоговейного присутствия, тоска по которому никогда не покидает человека» [12].
Таким образом, Э. Эриксон фиксирует следующую закономерность: вне атмосферы любви формирование человека как человека любящего невозможно, так как отсутствие любви ведет в тяжелом случае к острой инфантильной депрессии, в «легком» - к «хронической мрачности, придающей депрессивный оттенок всей последующей жизни» [13]. (В художественной литературе этот катаклизм в радикальной форме отражен в романе немецкого драматурга, прозаика П. Зюскинда «Парфюмер. История одного убийцы» [14]: рожденный вне любви, всю жизнь испытывая жажду любви, и любить, и «компенсировать» любовь уже не может.)
Подобно З. Фрейду [15], революционно изменившему и тем самым организовавшему лучшее понимание явления психики как структуры [16], Эрик Эриксон рассматривает преобразования психики, от этапа к этапу наполняющуюся новыми качествами («добродетелями»), как возможность для наиболее гармоничного «встраивания» индивида в структуру глобального социального взаимодействия, позволяя цивилизации воплощать себя посредством структурирования психики человека сообразно цивилизаци-онному «шаблону» «образцовой личности», в онтологическом горизонте которой открываются другие - более утонченные - способы бытия: переживание чувства любви является настолько наиболее продуктивной, настолько и наиболее усложненной формой человеческого опыта, будучи не столько проявлением собственно этического рода переживания, сколько доступным человеку способом переживания целостности своего бытия.
Такого рода переживание индивидом онтологической целостности, реализуемой посредством любви, может быть достигнуто на этапе зрелости, атрибутами которой становятся и всё возрастающая уверенность человека в своем соответствии некой «мировой гармонии», и качественно иные отношения с другими людьми разных временных периодов, что находит отражение как в признании их жизненно важного судьбоносного опыта и ответственности, так и в признании их автономии [17].
Переживание онтологической целостности также сопряжено с чувством новой причастности к людям, из поколения в поколение «вырабатывающим нормы сохранения любви.» [18], которые позволяют человечеству функционировать как единое целое, вместе с тем открывая новые горизонты индивидуального бытия таким образом, что его более рафинированные формы укрепляют онтологию коллективного.
В концепции Э. Эриксона основой процессуальности становления человека как социального субъекта (и в частности, субъекта любви) является «работа идентичности», удовлетворяющая его эволюционную потребность в принадлежности к человечеству, необходимой в качестве якоря в быстротечном существовании «здесь и теперь» [19].
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Пятилетова Л. В. Роль объекта любви в формировании человека любящего в психологической антропологии Э. Эриксона // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 08 (август). - 0,5 п. л. - URL: h ttp://e-koncept.ru/2020/202031. htm.
Детство - начало «бессознательной» (без возможности выбора объекта идентификации) с любящим младенца человеком: направленное на объект любви ключевое для ребенка чувство (безусловной любви) становится «отпечатком» экзистенциальной сущности любящего человека, тем самым инициируя посредством «стихийной» идентификации субъектность младенца, становление его структуры личности в качестве человека любящего.
На данном этапе можно говорить об абсолютной роли объекта любви в становлении субъекта любовного чувства.
Атмосфера любви помогает младенцу сформировать (самовоссоздающееся на протяжении всей жизни) «базовое доверие» как необходимое качество становящейся личности человека любящего.
И это первое (в прямом смысле - как продукт (безусловной) любви) качество личности человека как любящего. Всё усвоенное в период младенчества «имеет ключевое значение для формирования личности и для дальнейшей эмоциональной жизни человека» [20].
Таким образом, младенчество - решающий этап в закладывании структуры существования человека в качестве «любящего бытия», этап, своеобразно представляющий «диалектику» субъекта и объекта любовного чувства.
Объект любви - младенец - только тогда имеет шанс обрести структуру личности любящего человека, когда попадает в поле безусловного любовного чувства (матери, отца или любого лица, для которого ребенок является значимым).
В определенном смысле, модифицируя тезис Д. Беркли («Существовать - значит быть воспринимаемым» [21]), можно утверждать: существовать - значит быть воспринимаемым любящим тебя человеком, следовательно, быть любящим - значит быть любимым.
С точки зрения младенца как объекта воздействия чувства, актуализация любви для всего жизненного пути имеет решающее значение: его даже не выбирают, он дается в качестве объекта волею счастливого случая. И в этом смысле тезис «Всё зависит от объекта любви» онтологически точен, такой период в жизни человека есть, если учитывать контекст превращенного (специфика такой формы - в действительно существующем, но измененном до неузнаваемости содержании) понимания «объекта любви»: всё зависит от того, насколько человек является в первую очередь безусловно любимым, то есть исключительно объектом любви.
Также чрезвычайно сенситивным для становления структуры личности человека в качестве человека любящего является следующий за младенчеством этап подросткового возраста, где явленность объекта любви (уже в непревращенной форме) настолько конкретно осязаема, насколько это возможно: в частности, у каждого человека «внутренний план бытия» беспрецедентно онтологически выдается вперед так, что всё остальное делается фоном, и именно исходящая из «подростковой витальности» эмоциональная окрашенность этого периода автоматически позволяет судить практически всем и каждому, кто переживает период влюбленности, об этом этапе как об этапе наступления «собственно любви» (на наш взгляд, в большей степени именно по этой причине в человеческом сообществе закрепляется разоблачаемый в «Искусстве любви» Э. Фроммом стереотип «всё зависит от объекта любви»: повезет с объектом любви, будешь счастлив, в противном случае - нет), где выбор объекта любви (фактически - качеств личности возлюбленного) становится решающим для формирования уникального новообразования этого периода - верности.
На этой стадии объект любви приобретает решающее значение, в частности, в «работе» идентичности посредством влюбленности, суть которой - не проблема эро-
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Пятилетова Л. В. Роль объекта любви в формировании человека любящего в психологической антропологии Э. Эриксона // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 08 (август). - 0,5 п. л. - URL: h ftp://e-koncept.ru/2020/202031. htm.
тики и секса, а «попытка прийти к определению собственной идентичности через проекцию своего диффузного образа "Я" на другого и возможность таким образом быть отраженным и постепенно проясняющимся» [22].
Но это лишь начало «работы идентичности» («Прежде чем будет достигнут уровень генитальной зрелости, многое в половой любви будет исходить из своекорыстия, голода идентичности; каждый из партнеров в действительности лишь старается прийти к самому себе. Или же это остается чем-то вроде генитальной битвы, в которой каждый стремится стать победителем» [23]), поскольку подлинным достижением этого этапа взросления человека становится такое «наращивание субъектности», как способность к установлению истинной интимности: отношения влюбленности лишь предшествуют появлению подлинной психосоциальной интимности не только с возлюбленным, но и с любым другим человеком.
Приобретение подлинной интимности интенсифицируется на этапе юности посредством острого переживания чувства влюбленности еще и потому, что у этой экзистенции есть физиологически достоверный прототип - «опыт переживания предельной взаимозависимости в оргазме дает блестящий пример обоюдной, совместной регуляции сложных паттернов» [24] социального взаимодействия.
Истинная интимность как достижение и сердцевина этого этапа взросления выражается в любви как взаимной верности, одновременно в ее приятии и отдаче так, что потенциал и возможности партнера активизируются тогда, когда сам он активирует потенциал и возможности возлюбленного и шире - любого значимого Другого.
Роль объекта (романтической) любви на этом этапе является основополагающей для обнаружения у субъекта любви собственных наращивающих субъективность внутренних ресурсов, особенно в том случае, когда образуется «линия любви», соединяющая веру и доверие, - доверие, перерастающее во (взаимную) верность («подросток особенно страстно ищет тех людей. которым он мог бы верить. оказавшиеся в этой роли люди и идеи должны доказать, что они заслуживают доверия. подросток боится быть обманутым. Вот почему во многом юношеская любовь - это беседа, разговор» [25]).
Избегание межличностной интимности, серийные интимные контакты - следствие прерванной «линии любви», когда возлюбленный «не оправдывает доверия», тем самым нарушается органика перехода от младенчества к зрелости.
После юности наступает зрелость с присущей ей максимально расширенной субъективностью, способной охватить предельно широкий круг социального бытия посредством «заботы» как новообразования этого периода, следствием чего становится обретение личностью интегративности как «завоевания всех предшествующих стадий развития» [26].
Благодаря актуализации в структуре человека любящего добродетели заботы одновременно находят удовлетворение две взаимозависимые («встречные») потребности этого периода: выйти за пределы идентичности посредством заботы об объектах любви, тем самым влиться в череду поколений и чувствовать нужду в себе как в субъекте любви, идущую от объектов любви, на которые направлена забота.
Эрик Эриксон особо подчеркивает эту реализуемую во взрослом периоде неразрывную связь двух типов потребностей как итоговый продукт «работы идентичности»: «Зрелому человеку необходимо чувствовать, что он кому-то нужен, зрелость нужна не сама по себе, а поскольку она «заботится» о ком-то. «Воспроизводство» направлено на новое поколение» [27].
Заключение
У каждой стадии развития личности Эрик Эриксон выделяет собственную «витальную силу» в качестве «базовой добродетели», без которой все остальные ценности и
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Пятилетова Л. В. Роль объекта любви в формировании человека любящего в психологической антропологии Э. Эриксона // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 08 (август). - 0,5 п. л. - URL: h ftp://e-koncept.ru/2020/202031. htm.
добродетели (в том числе аутентичные «правопреемницы») недостаточно сильны. В частности, такими «профильными» добродетелями для чувства любви, согласно Э. Эриксону, являются приобретаемое в детстве доверие, прорабатываемая в юности (взаимная) верность и формируемая в зрелости направленная на социум забота.
Эпигенетическая система этой «линии добродетелей» (доверие - верность - забота) составляет природу любви как создающую человеческую (родовую) онтологию («...любовь... приписывается определенному этапу и определенному кризису в разворачивающемся цикле человеческой жизни. Разве любовь не связывает вместе каждый этап? .любовь в эволюционном и обобщающем смысле - это. преобразование любви» [28]), где объект и субъект любовного чувства представлены в непрерывной текучей взаимозависимости (взаимодетерминации), где добродетель заботы становится условием генезиса витальности доверия нового поколения.
Сущность любви в теории Э. Эриксона - в ее назначении (роли), направленности на продолжение и воспроизводство человеческого рода: «родовой интерес» обусловлен индивидуальным запросом на смысл бытия-в-мире посредством любви, что дает социуму новые импульсы к существованию посредством усложнения структуры личности; человек любящий становится ключевым агентом воспроизводимой социальности.
Таким образом, в психологической антропологии Эрика Эриксона в полной мере представлена оригинальная версия природы и сущности любовного чувства как результата «работы идентичности» посредством (в том числе «превращенных») субъект-объектных форм взаимодействия «участников» любви.
Ссылки на источники
1. Фромм Э. Человеческая ситуация - ключ к гуманистическому психоанализу // Фромм Э. Человеческая ситуация. - М.: Смысл, 1994. - 238 с.
2. Фромм Э. Искусство любви. - М., 1994. - 238 с.
3. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. - М., 2001. - 800 с.
4. Фромм Э. Искусство любви.
5. Сувалко А. С. Эмоциональный капитализм: коммерциализация чувств. - М., 2013. - 48 с.
6. Перель Э. Право на «лево». Почему люди изменяют и можно ли избежать измен. - URL: https://e-libra.ru/read/469699-pravo-na-levo-pochemu-lyudi-izmenyayut-i-mozhno-li-izbezhat-izmen.html.
7. Пятилетова Л. В. Психология любви и брака в современную эпоху: опыт любви и измены // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № 11 (ноябрь). - С. 62-68. - URL: http://e-koncept.ru/2019/192043.htm.
8. Фромм Э. Искусство любви. - С. 71.
9. Фромм Э. Искусство любви. - С. 227.
10. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. -М., 1995. - 323 с.
11. Эриксон Э. Трагедия личности. - М., 2008. - С. 18.
12. Там же.
13. Там же. - С. 14.
14. Зюскинд П. Парфюмер. История одного убийцы. - URL: https://librebook.me/das_parfum_die_geschichte_eines_m_rders/vol1/1?mtr=1.
15. Фрейд З. «Я» и «Оно». - М., 1989. - 448 с.
16. Гуревич П. С. Теория и практика психоанализа: программа и учеб. пособие. - М., 2000. - 208 с.
17. Эриксон Э. Трагедия личности. - С. 56.
18. Там же.
19. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М., 1996. - С. 51.
20. Экман П. Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь. - URL: https://bookscafe.net/read/ekman_pol-psihologiya_emociy_ya_znayu_chto_ty_chuvstvuesh-
176131 .html#p1.
21. Беркли Д. Трактат о принципах человеческого познания. - URL: https://www.rulit.me/books/traktat-o-principah-chelovecheskogo-znaniya-read-58578-1.html.
22. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - С. 143.
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Пятилетова Л. В. Роль объекта любви в формировании человека любящего в психологической антропологии Э. Эриксона // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 08 (август). - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2020/202031.htm.
23. Там же. - С. 148.
24. Там же. - С. 189.
25. Там же. - С. 139-140.
26. Там же. - С. 151.
27. Эриксон Э. Трагедия личности. - М., 2008. - С. 54.
28. Там же. - С. 118.
Lyudmila Pyatiletova,
Candidate of Philosophy, Associate Professor, Philosophy and History Chair, Ural State University of Railway
Transport, Yekaterinburg
Lvuda.p73@yandex.ru
The role of the object of love in the formation of a loving person in the psychological anthropology of E. Erickson
Abstract. The aim of the study is to reveal the nature and essence of love feelings in the existential-anthropological plots of the psychological theory of E. Erickson by analyzing the role of the object of love in the subjectivity of the loving person inner-self. Since the theme of love was not specially singled out by Eric Erickson, this determined the need for this study, which produced the following results: 1) the essence of love as an existential feeling was revealed, defined by E. Erickson through destination, which makes it possible to achieve ontological integrity both at the level of individual being (being as a loving person with a special personality structure) and universal being (giving both anthropologically more refined and ontologically more solid foundations of existence in the world), where both levels are interconnected through the existence of lovers being; 2) the nature of love is reconstructed, reflected in E. Erickson's ego-psychology in three virtues that determine each other (trust - loyalty - care) as the main vital forces of the evolutionary development of a person; 3) the mechanism of the subject-object interaction of the "participants" of love is shown, through which the nature of love is actualized and its essence is fully realized.
Key words: Eric Erikson, psychological anthropology, subject, object, personality, subjectivity, human being, love. References
1. Fromm, E\ (1994). "Chelovecheskaya situaciya - klyuch k gumanisticheskomu psixoanalizu", in Fromm, E". Chelovecheskaya situaciya, Smysl, Moscow, 238 p. (in Russian).
2. Fromm, E\ (1994J. Iskusstvo lyubvi, Moscow, 238 p. (in Russian).
3. Skirbekk, G. & GiPe, N. (2001). Istoriya filosofii: ucheb. posobie dlya stud. vy'ssh. ucheb. zaved., Moscow, 800 p. (in Russian).
4. Fromm, E\ (1994J. Iskusstvo lyubvi.
5. Suvalko, A. S. (2013). E'mocional'ny'j kapitalizm: kommercializaciya chuvstv, Moscow, 48 p. (in Russian).
6. Perel\ E\ Pravo na "levo". Pochemu lyudi izmenyayut i mozhno li izbezhat' izmen. Available at: https://e-libra.ru/read/469699-pravo-na-levo-pochemu-lyudi-izmenyayut-i-mozhno-li-izbezhat-izmen.html (in Russian).
7. Pyatiletova, L. V. (2019). "Psixologiya lyubvi i braka v sovremennuyu e'poxu: opy't lyubvi i izmeny'", Nauchno-metodicheskij e'lektronny'j zhurnal "Koncept", № 11 (noyabr'), pp. 62-68. Available at: http://e-koncept.ru/2019/192043.htm (in Russian).
8. Fromm, E\ (1994J. Iskusstvo lyubvi, p. 71.
9. Fromm, E\ (1994J. Iskusstvo lyubvi, p. 227.
10. Berger, P. & Lukman, T. (1995). Social'noe konstruirovanie real'nosti. Traktatpo sociologiiznaniya, Moscow, 323 p. (in Russian).
11. E'rikson, E\ (2008). Tragediya lichnosti, Moscow, p. 18 (in Russian).
12. Ibid.
13. Ibid., p. 14.
14. Zyuskind, P. Parfyumer. Istoriya odnogo ubijcy. Available at: https://librebook.me/das_par-fum_die_geschichte_eines_m_rders/vol1/1?mtr=1 (in Russian).
15. Frejd, Z. (1989). "Ya"i "Ono", Moscow, 448 p. (in Russian).
16. Gurevich, P. S. (2000). Teoriya ipraktika psixoanaliza: programma i ucheb. posobie, Moscow, 208 p. (in Russian).
17. E'rikson, E\ (2008). Op. cit., p. 56.
18. Ibid.
19. E'rikson, E\ (1996). Identichnost': yunost' i krizis, Moscow, p. 51 (in Russian).
20. E'kman, P. Psixologiya e'mocij. Ya znayu, chto ty' chuvstvuesh\ Available at: https://bookscafe.net/read/ekman_pol-psihologiya_emociv_va_znayu_chto_tv_chuvstvuesh-
176131 .html#p1 (in Russian).
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Пятилетова Л. В. Роль объекта любви в формировании человека любящего в психологической антропологии Э. Эриксона // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 08 (август). - 0,5 п. л. - URL: h ttp://e-koncept.ru/2020/202031. htm.
21. Berkli, D. Traktat o principax chelovecheskogo poznaniya. Available at: https://www.rulit.me/books/traktat-o-principah-chelovecheskogo-znaniya-read-58578-1 .html (in Russian).
22. EYikson, E\ (1996). Op. cit., p. 143.
23. Ibid., p. 148.
24. Ibid., p. 189.
25. Ibid., pp. 139-140.
26. Ibid., p. 151.
27. E'rikson, E\ (2008). Tragediya lichnosti, Moscow, p. 54 (in Russian).
28. Ibid., p. 118.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию Received 20.04.20 Получена положительная рецензия Received a positive review 30.05.20
Принята к публикации Accepted for publication 30.05.20 Опубликована Published 26.08.20
www.e-koncept.ru
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2020 © Пятилетова Л. В., 2020
9772304120203