НАУЧНАЯ СТАТЬЯ / ORIGINAL ARTICLE УДК 11
DOI 10.25257/KB.2022.4.13-21
Философские смыслы и символы в романе А. С. Грина «Бегущая по волнам»: онтологическая проблематика
Philosophical Implications and Symbols in A.S. Grin's novel "Running on the Waves": ontological issue
А. В. КИРИЧЕК1
1Академия ГПС МЧС России, Москва, Россия
A.V. KIRICHEK1
1 State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia
В статье осуществлена попытка эксплицировать основное онтологическое содержание романа А. С. Грина «Бегущая по волнам». Показано, что онтология романа ценностно окрашена, поскольку распадается на три мира: низменный, обыденный и возвышенный, - располагающиеся на шкале, крайними точками которой выступают зло и добро. Своеобразие каждого из миров раскрывается через конкретные символы и героев произведения. Исследование категории движения в романе позволяет выделить два его противоположных вида: естественное и механическое. Противоборство между ними репрезентирует конфликт между природой и техникой, культурой и цивилизацией.
Ключевые слова: онтология, бытие, хронотоп, движение, символ, архетип, преподавание философии
Abstract: This article is an attempt to explicate the main ontological content of A.S. Grin's novel "Running on the Waves". It is shown that the ontology of the novel is value-colored as it is divided into three worlds: vile, ordinary, and elevated, which are located on a scale, where extreme points are evil and good. The originality of each of the worlds is revealed through the specific symbols and heroes of the work. The study of the movement category in the novel allows us to distinguish two of its opposite types: natural and mechanical ones. The confrontation between them represents the conflict between nature and technology, culture and civilization.
Key words: ontology, being, chronotope, movement, symbol, archetype, philosophy teaching
ВВЕДЕНИЕ
Актуальной задачей при изучении философии является формирование у обучающихся умения выявлять (эксплицировать) философские темы, проблемы, смыслы, идеи, понятия в окружающем духовном пространстве, важнейшей областью которого, безусловно, является искусство. Последнее крайне неоднородно: включает в себя не только широкий спектр видов и жанров, но также оппозиции «элитарное - массовое», «официальное - народное», «классическое - романтическое» и др. Наряду с эмоциональностью и образностью как главными отличительными чертами искусства [1, с. 47], другой его важнейшей особенностью является своеобразная синтетичность, присущая в наивысшей степени таким видам, как игровое кино и художественная литература. В романе или кинофильме (если, конечно, речь идет о подлинном, глубоком искусстве) сливаются воедино, запутываясь подчас в невообразимый клубок, и внешний облик персонажей, и их поступки, поведенческие и речевые особенности, и сложный ряд символов и образов, метафор и мотивов, аллюзий и стилизаций, и разнообразные сведения исторического, географического, культурного, экономического, политического и прочего характера.
Однако под этим непосредственно явленным «пестрым фоном», как правило,
таятся более глубокие пласты, изучаемые не только искусствознанием, культурологией и эстетикой, но также философией, психологией и этикой. Погружение на эти глубинные уровни является нетривиальной задачей даже для профессионалов-гуманитариев, при этом даже высококвалифицированные специалисты способны распознать далеко не все, а лишь ту часть смыслов (тем, проблем, идей, символов и т. п.), которая коррелирует с их мировоззрением, профессиональным и жизненным опытом. При этом, чем богаче и глубже произведение искусства, тем более широкий и разнообразный спектр интерпретаций оно вызывает, в развивающемся полилоге, которых в соответствии с неклассическим принципом дополнительности и формируется постоянно обновляемое и дополняемое истинное понимание данного произведения [2].
Одним из таких шедевров, вошедшим в «золотой фонд» отечественной культуры, является роман Александра Степановича Грина (1880-1932) «Бегущая по волнам» [3], написанный почти сто лет назад - в середине 20-х годов прошлого века. Будучи небольшим по объему - всего 186 страниц обычного текста - он в то же время наполнен не только богатым философским (прежде всего, нравственно-антропологическим) содержанием, но изобилует метафорами, символами, аллегориями, проникнут тонким психологизмом и лиризмом, учит делать добро и любить ближнего. Роман представляет собой увлекательный квест, и потому читается легко, хотя и лишен как примитивизма, так и натурализма, заканчивается хэппи-эндом (и тем отличается от «Блистающего мира», «Золотой цепи» и «Дороги никуда» - романов Грина, в которых протагонист в финале погибает), постоянно продается по доступным ценам в бумажном варианте, дважды был экранизирован с интервалом в 40 лет (в 1967 и 2007 гг.), он анализируется во множестве научных исследований, включая статьи, диссертации и монографии [4-8]. Совокупность отмеченных особенностей делает это творение Грина прекрасным «инструментом», с помощью
которого в ходе изучения философии можно развивать мышление обучающихся, побуждая их находить в романе философское содержание.
Вместе с тем нельзя не отметить, что на сегодняшний день «Бегущая по волнам» изучается преимущественно филологами и литературоведами, которые, как правило, делают акцент на отдельных художественно-эстетических и филолого-лингвистиче-ских особенностях романа, тогда как его философское и психологическое содержание остается на периферии гуманитарного научного поиска. Иначе говоря, аналитические исследования превалируют над синтетическими, в результате чего исследовательское поле романа представляется весьма мозаичным и эклектичным, лишенным цельности, придать которую способна лишь философия.
В связи с вышеизложенным у автора возникла идея написать цикл статей, в которых в соответствии с основными разделами философии - онтологией, гносеологией, социальной философией и философской антропологией - раскрывалось бы философское содержание романа. Цель первой статьи цикла -опираясь как на текст самого произведения, так и на его интерпретации в отечественной гуманитаристике, стараясь, с одной стороны, обобщить достижения других исследователей и, с другой стороны, выявить то, что на сегодняшний день полностью или частично ускользнуло от взгляда ученых-гуманитариев - эксплицировать онтологическое своеобразие «Бегущей по волнам». Для достижения поставленной цели методологическим подходом представляется наложение категориально-понятийной и идейно-проблемной сетки онтологии на содержание романа, а методом - анализ этого содержания.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
При осмыслении проблем онтологии в рассматриваемом романе чаще всего акцент делается на соотношении-взаимодействии миров и их пространственно-временных характеристиках, то есть хронотопе
произведения. Например, Л. Белогор-ская выделяет замкнутое пространство людей и безграничное пространство моря, пространство маскарадного города и идеальное пространство дома (в эпилоге романа), тогда как время распадается на три плана: профанное, сакральное и субъективное (время внутренней жизни человека) [9]. Ключерова А. О., исследуя роль метафоры в творчестве Грина, отмечает, что она «является средством создания трех миров: 1) мира мечты, отождествляемого с понятием «рай»; 2) внутреннего мира персонажа; 3) собственно мира художественного произведения» [10, с. 63].
Также внимание исследователей привлекает традиционная для онтологии тема движения, которая воплощается, прежде всего, «в архетипических мотивах пути и дома», в образах «Бегущей по волнам» и корабля [11]. При этом, как отмечает Г. И. Шевцова, Грин выступает с критикой механического движения как выражения наступающей машинной цивилизации [11, с. 17].
В «мироустройстве» романа выделяются, прежде всего, сакральный и профанный мир. Первый связывается обычно с Фрези Грант - фантастической девушкой, умеющей бегать по волнам, неожиданно появляющейся в открытом море ради спасения терпящих бедствие моряков и также внезапно исчезающей. Сакральный мир Фрези - это мир волшебства, мир мечты, олицетворяемый также ее островом, который продолжает традицию и британского Аваллона, и русского Китежа. Как и сама Фрези, этот остров может неожиданно появляться и растворяться посреди океана [12].
К сакральному миру Фрези примыкает еще один мир мечты - мир Несбывшегося. Последнее есть у каждого человека, и у каждого оно свое, особенное, но в центре повествования находится именно Несбывшееся главного героя - Томаса Гарвея. По существу, в основе сюжета романа лежит поиск-охота Гарвея за своим Несбывшимся, настойчивый и мощный зов которого он регулярно ощущает в своей жизни.
Именно Гарвея выбирает Фрези, дабы помочь ему обрести собственное Несбывшееся. На протяжении всего повествования она постоянно направляет и помогает ему в поисках родной души, подлинной «второй половинки» - очаровательной Дэзи, которая, как и Томас, верит в реальность Фрези, а потому, как и он, причастна сакральному миру волшебства и чуда.
Профанный мир - это мир повседневности, обычности, заурядности, в нем нет места для чудесного, волшебного. Этот мир банален и скучен, но в нем прозябает большинство людей, в том числе и некоторые герои романа, будь то Тоббоган - несостоявшийся жених Дэзи, судовладелец-капиталист Браун и, прежде всего, Биче Сениэль, в которой Гарвей изначально, хотя и ошибочно, увидел воплощение своего Несбывшегося.
Каждый из миров связан не только с конкретными персонажами романа, но и с определенными символами. Профанный мир репрезентируется материковой сушей, поэтому имя Биче можно связать с английским словом «beach» - берег, пляж, а имя Тоббоган прямо указывает на сухопутное транспортное средство - индейские бесполозные сани.
Символами мистического мира Фрези выступают и родное ей море, и ее небольшой таинственный остров. Фамилию героини можно считать прямой отсылкой к жюльверновскому капитану Гранту, прожившему не один год на необитаемом острове, а в ее имени почувствовать и свежесть прохладного ветерка, и запах земляники (во французском языке прилагательное «frais» имеет значения «прохладный», «свежий», словосочетание «bon frais» в морском деле означает «маленький ветер», существительное «fraise» обозначает землянику и клубнику [13, с. 406]).
Мистический и обыденный миры не изолированы друг от друга, олицетворением их точки пересечения выступает гавань, которая предстает как своеобразный портал из одного мира в другой. Поэтому именно в гавани Лисса Гарвей сначала встречает Биче Сениэль, и из нее же через несколько
дней отправляется за поиском Несбывшегося, побуждаемый голосом Фрези Грант, которая в то же время есть и его Анима [14]. Другим медиатором между мирами выступает корабль - традиционный символ человеческой судьбы.
Однако есть еще третий мир, которому в романе уделено довольно мало места, потому исследователи его обычно не замечают. Наглядным воплощением этого мира является мрачный город Дагон, «опоясанный слоями черного дыма», черный «от угля и копоти», город, в котором «грохот паровых молотов, пронзительный визг пил, обморочное дребезжание подвод» сливаются в «один крик», а портовые сооружения, оснащенные крюками и цепями, напоминают «орудия пыток» [3, с. 55]. Перед нами не что иное, как настоящий Ад! Неудивительно, что именно в этом городе на борт «Бегущей» загружают не только металлические болты, начиненные наркотиками, но и девушек легкого поведения. Иными словами, в Дагоне происходит осквернение корабля - как в физическом (поскольку во время погрузки железных изделий рабочие нанесли на палубу немало грязи), так и в нравственном планах (в трюмы загрузили наркотики, в каюты - проституток). Нельзя не отметить, что Дагон - это также имя и языческого семитского божества, и одного из демонов [15], и название рассказа американского писателя Лавкрафта, написанного в 1917 году, в котором это существо изображено как ужаснейший монстр -огромная полурыба-получеловек [16].
Кто же из героев принадлежит этому третьему миру? По-видимому, все, кто отличаются низменной нравственностью -бандиты, проститутки, алкоголики, наркоторговцы и т. п. В романе это, прежде всего, капитан Гез, погрязший в пьянстве, разврате, легко идущий на преступления, а также его подручные Бутлер и Синкрайт, и также те, кто открыто противостоит Фрези Грант -те жители Гель-Гью, которые хотят разрушить памятник легендарной девушке, прежде всего, капиталист Грас Паран.
Таким образом, Грин воспроизводит в значительной степени традиционную трехуровневую модель мира, присущую многим религиям, в том числе и христианству. Раю соответствует волшебный мир Фрези вместе с ее островом и теми, кто верит в ее реальность (Гарвеем и Дэзи), земному миру -профанный мир суши и людей, не верящих в чудеса (Биче, Тоббоган), Ад символизируется Дагоном, но за ним стоит не только мир пошлости (наркотиков, проституции), но также и мир техники (бездушных механизмов), и мир безнравственных людей, наиболее ярким олицетворением которых является капитан Гез. При этом попасть в райский мир Фрези могут лишь те, кто чист сердцем, кто не утратил веру в чудеса, поэтому этот мир напоминает и священный Грааль, который «открывается» лишь самым достойным, и град Китеж, видимый только добрым людям.
Что касается раскрытия темы движения в романе, то, развивая идеи Г. И. Шевцовой [11], можно ввести оппозицию живого и машинного движения, за которой кроется более фундаментальная дихотомия «культура и цивилизация», обоснованная О. Шпенглером [17]. Следует сказать, что с наибольшей очевидностью эта оппозиция показана Грином в рассказе «Состязание в Лиссе» [18, с. 442-449], написанном в 1910 году, в котором описываются два вида полета: машинный - с помощью аэроплана и свободный -без всяких технических устройств (по-видимому, здесь Грин воспроизводит полеты во сне). Здесь самолет характеризуется как «безобразное сооружение», крылья которого «мертвы», как «материя, распятая в воздухе», «кухня, в которой на бензине готовится жаркое из пространства и неба» [18, с. 446]. В то же время «истинный полет» - это не просто свободное движение человеческого тела в воздухе без всяких дополнительных устройств, когда летящий может по желанию варьировать скорость, направление и высоту, а полет, приносящий огромное удовольствие «новой чистоты», ибо ощущения от него похожи и на «сладостный поцелуй»,
и на «гениальный оркестр, озаряющий душу ясным волнением» [18, с. 446].
В романе это противостояние естественного и искусственного движения не показано так ясно, как в вышеупомянутом рассказе, однако оно бесспорно здесь присутствует. В частности, его можно усмотреть в разновидностях кораблей: грациозному паруснику «Бегущая по волнам» противопоставляется огромный пароход, «трехтрубная высокая громада», встреченный Гарвеем и Дэзи по пути в Гель-Гью [3, с. 84]. Также мотив движения обнаруживается при описании облика Дэзи, ноги которой постоянно двигаются, создавая «впечатление отдельных живых существ» [3, с. 73]. Если вспомнить, что Дэзи стала для Гарвея искомым Несбывшимся, то ее подвижность оказывается в то же время и символом этого емкого мыслеобраза.
Наиболее непримиримо конфликт между двумя видами движения выражен в прямом столкновении между изящной статуей Бегущей, расположенной в центре Гель-Гью, и грубо сделанной механической машиной, специально созданной для ее разрушения. Однако 20-пудовая штамба оказывается бессильной нанести даже малейший вред статуе. Напротив, эта же самая штамба разрушает саму машину, с помощью которой была запущена [3, с. 168-169], что символизирует гибель техногенной цивилизации от своих же собственных «плодов» (в вышеупомянутом рассказе Грина состязание между аэропланом и летящим человеком также заканчивается гибелью первого и победой второго).
В результате тема движения из онтологической перетекает в социально-философскую: противостояние между живым бегством Фрези по волнам и механическим движением машины, созданной для разрушения ее статуи, выступает олицетворением конфликта между культурой и цивилизацией, между живой природой и техникой. При этом гибель машины от собственного элемента (штамбы), равно как и смерть Геза от пули, выпущенной из револьвера (механического устройства) символически выражают веру Грина в будущий конец техногенной
цивилизации от своих же собственных «творений».
В то же время эта тема имеет и явный назидательный аспект. Когда Фрези сначала говорит Гарвею: «Я тороплюсь, я спешу» [3, с. 68], а в конце романа повторяет эту же мысль: «Я тороплюсь, я бегу» [3, с. 188], то по сути напоминает нам о ценности времени, о необходимости постоянно двигаться, расти, развиваться, спешить делать добро, не теряя ни одной драгоценной минуты такой скоротечной жизни. В романе эту заповедь воплощает не только Фрези, но и, в частности, Гарвей, который постоянно делает добрые дела - пытается защитить падшую девушку от приставаний Геза, дает совет Дэзи лечить глаз чайной заваркой, снабжает ее книгами, в разговоре со следователем умалчивает о своем знакомстве с Биче, чтобы спасти ее имя от огласки в связи с убийством Геза, наконец, дарит Дэзи дом ее мечты и прочее.
Таким образом, подводя итог краткому (а потому и неполному) рассмотрению онтологической проблематики в романе, можно сделать вывод о тесной связи гриновской онтологии с его социально-философской и нравственной позицией. Трехмирная конструкция романа имеет явно выраженный аксиологический «крен»: пошлому и грязному миру Дагона и капитана Геза противопоставляется возвышенный и чистый мир Фрези Грант и ее волшебного острова, тогда как между ними расположился профан-ный мир обывателей, не верящих в чудеса, движимых преимущественно эгоистически-утилитарными мотивами. В то же время движение для Грина - это не просто перемещение в пространстве и времени, а скорее неуклонное развитие личности, связанное постоянным деланием добра и самореализацией в ходе вечной охоты на Несбывшееся.
При этом не лишне отметить, что ценностно окрашенная онтология Грина совершенно не похожа на традиционный подход, явленный во многих учебниках по философии, когда проблемы мироустройства решаются в нейтральном ключе (так сказать,
в духе сциентизма): классификация форм бытия, выделение видов пространства, времени и движения осуществляется объективно-беспристрастно на основе сугубо рациональных критериев (например, формы движения материи выделяются на основе критерия сложности [19, с. 70]).
ВЫВОДЫ
Подводя итоги проведенного анализа онтологического содержания романа Грина «Бегущая по волнам», можно отметить следующее:
1) в основе онтологии романа лежит членение реальности на три мира: низменно-пошлый, профанно-обыденный и возвышенно-чудесный;
2) каждый из отмеченных миров связан в повествовании с конкретными героями и символами;
3) эти миры не равноценны, а располагаются на шкале, полюсами которой выступают зло и добро;
4) выделяются два вида движения: естественно-живое и механически-мертвое, за которыми кроется конфликт между природой и техникой, культурой и цивилизацией;
5) в то же время движение понимается в романе и как неуклонное личностное развитие.
В целом же, онтология Грина в основе своей аксиологична, то есть ценностно
заряжена, нравственно окрашена. Автор не скрывает своих симпатий ни к возвышенному миру чудесного, ни к живой природе, ни к свободному естественному движению, противопоставляя их миру пошлости, технике и грубо-примитивному механическому движению. Также вполне можно утверждать, что в произведении «Бегущая по волнам» находит воплощение антисциентистское, экофильное мировидение писателя.
В заключении нельзя не отметить, что экспликация онтологического содержания отдельных произведений Александра Грина будет способствовать аксиологиза-ции преподавания философии, инкорпорации даже в казалось бы сугубо нейтральные темы (бытие, материя, пространство и время, движение и др.) ценностного измерения. Вне последнего не только философия лишается значительной части своего воспитательного потенциала, но и само существование человека ставится под угрозу, ибо забвение нравственности - прямой и быстрый путь превращения человечества в стадо бездушных и легко управляемых потребителей, путь к торжеству алгокра-тии [20], господству над людьми искусственного интеллекта [21], а в чуть более отдаленной перспективе - полному вытеснению людей машинами (роботами) и цифровыми технологиями.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Липский В. Н. Эстетическая культура как философская категория: дис. ... д-ра филос. наук: 24.00.01 / Липский Владимир Николаевич. М., 1997, 71 с.
2. Виноградов А. И. Социальный субъект в свете принципа дополнительности // Вестник Северного (Арктического) федерального университета.
Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2013. № 3. С. 38-44.
3. Грин А. С. Собрание сочинений в 6 т. Т. V. М.: Правда, 1980. 496 с.
4. Ковский В. Г. Романтический мир Александра Грина. М.: Наука, 1969. 296 с.
5. Варламов А. Н. Александр Грин. 2-е изд., испр. М.: Молодая гвардия, 2008. 452 с.
6. Ключерова А. О. Структура и функции метафор в произведениях А. С. Грина: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01 / Ключерова Анастасия Олеговна. М., 2017. 168 с.
7. Кобзев Н. А., Загвоздкина Т. Е. Поэтика прозы Александра Грина: Монография. Симферополь: Крымское учебно-педагогическое государственное издательство, 2006. 160 с.
8. Клевцова М. И. Проза Александра Грина: Эволюция хронотопа: выпускная квалификационная работа по направлению: 032700 / Мария Игоревна Клевцова. СПб., 2016. 66 с.
9. БелогорскаяЛ. Модель мира в романе А. Грина «Бегущая по волнам». Режим доступа: https://pr0za.ru/2016/04/08/182 (дата обращения: 16.10.2022).
10. Ключерова А. О. Метафора в произведениях А. С. Грина как средство создания миров // Вопросы современной филологии и проблемы
методики обучения языкам: Материалы шестой международной научно-практической конференции, Брянск, 12-13 октября 2018 года / Под ред. В. С. Артемовой, Н. А. Сальниковой, Е. А. Цыганковой. Брянск: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Брянский государственный инженерно-технологический университет», 2018. С. 59-64.
11. Шевцова Г. И. Художественное воплощение идеи движения в творчестве А. С. Грина (Мотивный аспект): автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01:. Елец, 2003. 20 с.
12. Козлова Е. Ю. Проблема символообразования в прозе А. С. Грина (образ «острова») // Романтический мир Гринландии. Режим доступа: http://grinw0rld.0rg/salvat0ry/salvat0ry_04_19_2.htm (дата обращения: 16.10.2022)
13. Ганшина К. А. Французско-русский словарь: 51 000 слов. 11-е изд., М.: Рус. яз., 1990. 960 с.
14. Киричек А. В. Архетип Анимы в неоромантической прозе Александра Грина (на материале романа «Бегущая по волнам») // Вестник гуманитарного образования. 2021. № 4 (24). С. 115-122. D0I:10.25730/VSU.2070.21.058
15. Мифологическая энциклопедия [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://gufo.me/dict/mythok>gy_encyck>pedia/Дагон (дата обращения: 16.10.2022)
16. Лавкрафт Г. Ф. Дагон [Электронный ресурс] // Сайт о Г. Ф. Лавкрафте
и его вселенной. Режим доступа: https://l0vecraft.arkham.t0wn/writings/dag0n (дата обращения: 16.10.2022)
17. Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск: ВО «Наука». Сибирская издательская фирма, 1993. 592 с.
18. Грин А. С. Собрание сочинений в 6-ти томах. Т. IV. М.: Правда, 1980. 480 с.
19. Булгакова И. А. Философия: учебное пособие. Тюмень: ТИУ, 2016. 138 с.
20. Фурс С. П. Анализируя новый социальный феномен - алгократия // Культура и безопасность. 2022. № 1. С. 5-9. DOI:l0.25257/KB.2022.l.5-9
21. Фурс С. П. Влияние технологий искусственного интеллекта
на демократические процедуры // Культура и безопасность. 2021. № 3. С. 16-21. DOI:l0.25257/KB.202l.3.l6-2l
REFERENCES
1. Lipsky V.N. Esteticheskaia kultura kak filosofskaia kategoriia: dissertatsiia na soiskanie uchenoi stepeni doktora filosofskikh nauk [Aesthetic Culture as a Philosophical Category. Doctor's thesis]. Moscow, 1997, 71 p. (in Russ.).
2. Vinogradov A.I. Social subject in the light of the principle of complementarity. Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) federalnogo universiteta. Seriia: Gumanitarnye i sotsial'nye nauki - Humanitarian and Social Sciences (Starting from 2001), no. 3, 2013, pp. 38-44 (in Russ.).
3. Grin A.S. Sobranie sochinenij v 6-ti tomah [Collected Works in 6 volumes. vol. V.]. Moscow, Pravda Publ., 1980, 496 p. (in Russ.).
4. Kovsky V.G. Romanticheskii mir Aleksandra Grina [The Romantic World of Alexander Green]. Moscow, Nauka Publ., 1969, 296 p. (in Russ.).
5. Varlamov A.N. Aleksandr Grin [Alexander Grin]. Moscow, Molodaja gvardija Publ., 2008, 452 p. (in Russ.).
6. Klyucherova A.O. Struktura i funktsii metafor vproizvedeniiakh A. S. Grina: dis.... kand. filol. nauk [Structure and Functions of Metaphors in the Works
of A.S. Green. Candidate's thesis. Moscow, 2017, 168 p. (in Russ.).
7. Kobzev N.A., Zagvozdkina T.E. Poetikaprozy Aleksandra Grina [The Poetics of Alexander Green's Prose]. Simferopol, Krymskoe uchebno-pedagogicheskoe gosudarstvennoe izdatelstvo Publ., 2006. 160 p. (in Russ.).
8. Klevtsova M.I. Proza Aleksandra Grina: Evoliutsiia khronotopa: vypusknaia kvalifikatsionnaia rabota po napravleniiu 032700 [Alexander Greens Prose: Chronotope Evolution: graduation qualifying work in the direction 032700]. St. Petersburg, 2016, 66 p. (in Russ.).
9. Belogorskaja L. Model mira v romane A. Grina Begushhaja po volnam' [Model of the World in the Novel by A. Grin 'Running on the Waves']. Available at: https://proza.ru/2016/04/08/182 (accessed October 16, 2022) (in Russ.).
10. Klyucherova A.O. Metafora vproizvedeniiakh A.S. Grina kak sredstvo sozdaniia mirov. Voprosy sovremennoi filologii i problemy metodiki obucheniia iazykam: Materialy shestoi mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, Briansk, 12-13 oktiabria 2018 goda. Pod redaktsiei V.S. Artemovoi, NA. Salnikovoi, EA. Tsygankovoi [Metaphors of A.S. Green from the point of view
of the theory of descriptor. Questions of Modern Philology and problems of language teaching methodology: Materials of the 6th International Scientific and Practical Conference, Bryansk, October 12-13, 2018, Edited by V.S. Artemova, N.A. Salnikova, E.A. Tsygankova]. Bryansk, Bryanskii gosudarstvennyi inzhenerno-tekhnologicheskii universitet Publ., 2018. pp. 59-64. (in Russ.).
11. Shevtsova G.I. Khudozhestvennoe voploshchenie idei dvizheniia v tvorchestve A.S. Grina (Motivnyi aspekt): avtoref. dis.... kand. filol. nauk [Artistic Embodiment of the Idea of Movement in the Works of A. S. Green (Motivic Aspect). Extended abstract of candidate's thesis]. Yelets, 2003. 20 p. (in Russ.).
12. Kozlova E.Iu. The Problem of Symbol Formation in the Prose of A. S. Green (the Image of the 'Island'). Romanticheskii mir Grinlandii - The romantic world of Greenland. Available at: http://grinworld.org/ salvatory/salvatory_04_19_2.htm (accessed October 16, 2022). (in Russ.).
13. Ganshina K.A. Frantsuzsko-russkii slovar: 51 000 slov [French-Russian Dictionary: 51 000 Words]. 11th ed., Moscow, Russian Publ., 1990, 960 p. (in Russ.).
14. Kirichek A.V. The Archetype of Anima in the Neo-romantic Prose of Alexander Green (Based on the Novel 'Running on the Waves')]. Vestnik gumanitarnogo obrazovaniia - Herald
of Humanitarian Education. 2021, no. 4 (24), pp. 115-122. (in Russ.). DOI 10.25730/VSU.2070.21.058
15. Mifologicheskaia entsiklopediia [Mythological Encyclopedia]. Available at: https://gufo.me/dict/ mythology_encyclopedia/DAGON (accessed October 16, 2022) (in Russ.).
16. Lovecraft H.P. Dagon. Available at: https://lovecraft.arkham.town/writings/dagon (accessed October 16, 2022).
17. Spengler, O. Zakat Evropy [The Decline of Europe]. Novosibirsk, VO «Nauka», Sibirskaia izdatelskaia firma Publ., 1993, 592 p. (in Russ.).
18. Grin A.S. Sobranie sochinenij v 6-ti tomah. T. IV [Collected Works in 6 volumes. vol. IV.]. Moscow, Pravda Publ., 1980. 480 p. (in Russ.).
19. Bulgakova I.A. Filosofiia [Philosophy]. Tyumen, TIU Publ., 2016, 138 p. (in Russ.).
20. Furs S.P. Analysing new social phenomenon - algocracy. Kultura i bezopasnost - Culture and safety. 2022, no. 1, pp. 5-9. (in Russ.). DOI:10.25257/KB.2022.1.5-9
21. Furs S.P. Influence of artificial intelligence technologies on democratic procedures.
Kultura i bezopasnost - Culture and safety. 2021, no. 3, pp. 16-21. (in Russ.). DOI:10.25257/KB.2021.3.16-21
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Александр Владимирович КИРИЧЕК Кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии, Академия ГПС МЧС России, Москва, Российская Федерация SPIN-код: 2844-2985 AuthorID: 342432 И [email protected]
Aleksander V. KIRICHEK
PhD in Philosophy, Associate Professor,
Associate Professor of the Department of Philosophy,
State Fire Academy of EMERCOM of Russia,
Moscow, Russian Federation
SPIN-rafl: 2844-2985
AuthorID: 342432
Поступила в редакцию 17.10.2022 Принята к публикации 24.10.2022
Для цитирования:
КиричекА. В. Философские смыслы и символы в романе А. С. Грина «Бегущая по волнам»: онтологическая проблематика // Культура и безопасность. 2022. № 4. С. 13-21. 00!:10.25257/КВ.2022.4.13-21
Received 17.10.2022 Accepted 24.10.2022
For citation:
Kirichek A.V. Philosophical Implications and Symbols
in A.S. Grin's novel "Running on the Waves": ontological issue.
Kultura i bezopasnost - Culture and safety,
2022, no. 4, pp. 13-21. D0l:10.25257/KB.2022.4.13-21